220004, г. Минск, К. Цеткин, 18
gepb logo

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ЦЕНТР МЕЖДУНАРОДНЫХ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ, СЕРТИФИКАЦИИ И АУДИТА «ЭКОЛОГИЯИНВЕСТ»

Меню сайта 

Об итогах Совещания Сторон Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте

 

 08.02 3

На сегменте высокого уровня Совещания Сторон, которое состоялось 7 февраля 2019 года, сторонами Конвенции приняты все проекты решений, вынесенные на данную сессию.
 
В результате девятилетнего обсуждения на площадке Конвенции жалобы Литвы по проекту строительства Белорусской АЭС, Комитет по осуществлению пришел к выводу о недостаточности аргументов Беларуси в части обоснования выбора Островецкой площадки из числа оцененных альтернатив. Необходимо отметить, это не препятствует завершению строительства станции и реализации планируемой деятельности.
 
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды с сожалением констатирует прецедент имеющий место в отношении рассмотрения Комитетом по осуществлению дела по Белорусской АЭС, когда преднамеренно были нарушены Правила процедуры Конвенции Эспо. Беларуси не была предоставлена возможность прокомментировать новый вывод Комитета о несоблюдении пункта 1 статьи 4 конвенции, что не соответствует правилу 13 Рабочих правил Комитета по осуществлению. Кроме того, он не может быть сделан в рамках процедуры контроля исполнения предыдущего решения. 
 
Беларусь в очередной раз заверила страны-участницы Конвенции в неукоснительном соблюдении ее положений, а также подтвердила выполнение всех процедурных шагов, предусмотренных Конвенцией, что было одобрено Совещанием Сторон.
 
В качестве подтверждения своих слов Беларусь, будучи не согласна с выводами 6-го Совещания Сторон, приложила максимальные усилия для выполнения решения VI/2 по Белорусской АЭС. Ежегодные отчёты о предпринимаемых шагах, как и иная запрашиваемая информация, на регулярной основе предоставлялись Комитету с целью содействия его работе. В тоже время, из-за неконструктивной политизированной позиции Литвы о месте размещения АЭС, достигнуть оптимального взаимодействия в рамках заключения двустороннего соглашения по осуществлению Конвенции, а также по послепроектному анализу, как это было рекомендовано Совещанием Сторон, не удалось. 
 
Беларусь предприняла беспрецедентный комплекс мер по отстаиванию своей позиции, официально представленной Совещанию Сторон накануне сессии, и добивалась принятия решения консенсусом по проекту решения в отношении Белорусской АЭС.  В результате двухдневного консультационного процесса и поиска приемлемых формулировок страны-участницы Европейского Союза не проявили готовность к принятию компромиссных решений. Кроме того, использовалось исключительное пренебрежение установленными правилами и давление на всех участников.  
 
Стороны Конвенции, признавая возможность разных подходов и практик в части наполнения документации по ОВОС и по реализации ее положений в странах участницах, на данном Совещании Сторон использовали контрпродуктивный и дискриминационный подход в отношении Беларуси. 
 
Данные обстоятельства подрывают доверие к механизму соблюдения Конвенции и в принципе ставят под сомнение ее дееспособность. 
 
Беларусь решительно поддерживает изначально заложенный Конвенцией подход к контролю за соблюдением, в основу которого заложены транспарентность и ясность процедур. Принимая во внимание закрепленный в Уставе ООН принцип суверенного равенства государств, белорусская делегация предостерегла Совещание Сторон от принятия скоропалительных решений, которые могут ущемлять суверенные права любой из его участниц и заявила о том, что окончательные решения Совещания Сторон должны приниматься консенсусом, а не от безысходности. 
 
Фактически сегодняшний прецедент легализовал манипулирование Конвенцией. Доведение обсуждения вопросов соблюдения до вынужденного голосования, результаты которого заранее очевидны (Европейский Союз голосует единым блоком в 28 голосов вне зависимости от присутствия всех стран-членов ЕС на заседании), не исчерпав все средства для достижения консенсуса, серьезно подорвало доверие к конвенции, а также целесообразность участия в ней. 
 
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды исходит из того, что неконсенсусные решения не могут и не будут иметь важного значения для государств-участников Конвенции.
 

Директор Курилов Валерий Владимирович
Тел: (017) 203-59-75

Заместитель директора Ёдчик Анна Владимировна
Тел: (017) 203-56-62

Главный бухгалтер Чужова Наталья Борисовна
Тел: (017) 203-73-17

Отдел сертификации и аудита (начальник отдела Кравченко Ольга Михайловна)
Тел/факс: (017) 226-76-69

Отдел экологического нормирования и стандартизации (начальник отдела Бакач Елена Сергеевна)
Тел/факс: (017) 226-76-69

E-mail: ecoinv@telecom.by, normir@tut.by

Продвижение и разработка сайтов в Минске - Aliva.by