Чем предусмотрена ответственность за нарушение природоохранного законодательства?

  • Наталья Николаевна Чувелева
  • Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»
  • преподавательский стаж — 20 лет

Задать вопрос автору статьи

С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы

Как работает сервис?

Федеральный закон «Об охране среды…» устанавливает разные виды ответственности за нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды.

Экологический контроль – это система мер, которая направлена на предотвращение и выявление нарушения законодательства в вопросах охраны окружающей среды, а также обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной деятельности требований нормативных документов.

Виды ответственности за экологические правонарушения:

  • дисциплинарная ответственность – субъект привлекается за правонарушения экологического характера (нарушение предписаний и правил, которые входят в трудовые обязанности субъекта) администрацией своего предприятия;
  • материальная ответственность — применяется к юридическим и физическим лицам, представляет комплекс юридических мер, ориентированных на сохранение природной среды; реализуется через взыскание материального ущерба в судебном порядке по специально установленным таксам;
  • административная ответственность — применяется к физическим и юридическим лицам, предусмотрена за экологическое правонарушение при осуществлении предпринимательской деятельности;
  • уголовная ответственность – ее несут субъекты, совершившие уголовные преступления, которые по всем признакам могут быть классифицированы по уголовным законам; экологическое преступление – это запрещенное общественно опасное деяние, которое посягает на установленный правопорядок.

Профориентация для студентов Поможем определиться с профессией, окажем помощь в профессиональном самоопределении и трудоустройстве Пройти профориентацию

Дисциплинарная и административная ответственность за экологические правонарушения

Дисциплинарная ответственность – это юридическая ответственность, возникающая в порядке подчиненности служащих и рабочих предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности за проступки, связанные с трудовой деятельностью.

Дисциплинарная ответственность наступает при наличии некоторых обстоятельств и условий и прописана в следующих нормативных документах: Кодекс законов о труде, правила внутреннего трудового распорядка, уставы, различные акты федерального и регионального уровня, принимаемые в организациях локальные акты. В данных документах прописаны меры дисциплинарного воздействия в случае их невыполнения, обязанности сотрудников (работники природоохранных установок и цехов, экологических служб предприятий, лиц, связанных с охраной и использованием природных ресурсов.

Содержание и характер дисциплинарной ответственности определяются содержанием и характером должностных обязанностей работника.

«Уголовная и иная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды » ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Консультации эксперта по предмету Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость

Виды дисциплинарной ответственности:

  • приказ о замечании;
  • лишение премии;
  • лишение финансовых средств поощрения;
  • выговор;
  • строгий выговор;
  • увольнение.

Административная ответственность наступает за административные проступки экологического характера.

Административный проступок – это виновное, противоправное действие или бездействие, которое посягает на собственность, общественный или государственный порядок, установленный порядок управления, права и свободы граждан, и за который следует предусмотренная законодательством административная ответственность.

Административные взыскания налагают государственные органы РФ в сфере охраны окружающей среды, трудовой технической инспекции профессиональных союзов, санитарно-эпидемиологического надзора.

Административные правонарушения предполагают посягательства на некоторые природные ресурсы: недра, водные ресурсы, лесной фонд, фауна.

К административным правонарушениям относятся нарушения в отношении:

  • земель — порча, бесхозяйственное использование, несвоевременный возврат, уничтожение межевых знаков, отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства;
  • недр — нарушение требований, касающихся гидроминеральных ресурсов и недр, нарушение существующих норм, стандартов, правил, условий лицензии;
  • водных ресурсов — нарушение правил водопользования, охраны, повреждение водохозяйственных повреждений и т. д.;
  • лесных ресурсов — незаконное повреждение деревьев и кустарников и порубка, использование незаконное земель лесного фонда, повреждение или уничтожение в лесах подроста, нарушение пожарной безопасности в лесах, засорение лесов отбросами и бытовыми отходами и т. п.;
  • атмосферного воздуха — выброс в атмосферу загрязняющих веществ с нарушением нормативов, нарушение правил эксплуатации, не применение оборудования для очистки выбросов в атмосферу и др.;
  • животного мира – нарушение требований охраны среды обитания, уничтожение находящихся под угрозой и редких исчезновения животных, нарушение правил порядка пользования животным миром, рыболовства и охоты и т. п.

В законодательстве РФ предусмотрены следующие административные взыскания:

  • предупреждение;
  • конфискация либо возмездное изъятие предмета, которое является непосредственным объектом или средством совершения административного правонарушения (рыболовной сети, ружья, туши убитого животного);
  • штраф;
  • лишение права, предоставленного гражданину (управления автомототранспортом, рыбной ловли, права охоты, лишение или ограничение права природопользования);
  • административный арест и исправительные работы;
  • закрытие или приостановление предприятия, негативно влияющего на окружающую среду.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения

Принципы уголовной ответственности предусматривают соблюдение определенных принципов, предусматривающих экологическую безопасность общества и человека, экологический правопорядок, принцип справедливости привлечения к ответственности, применения наказания и др.

К уголовной ответственности ведут преступления против окружающей среды, которые представляют собой общественно опасные деяния. К таким преступлениям относятся следующие виды нарушений охраны окружающей среды: при обращении с экологически опасными отходами и веществами, при производстве работ, при обращении с биологическими и микробиологическими токсинами или агентами и др.

К уголовной ответственности ведет нарушение режима особо охраняемых природных объектов и природных территорий, нарушение правил использования и охраны недр, порча земли, загрязнение морской среды и других водных ресурсов, повреждение или уничтожение лесов, преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны атмосферного воздуха и животного мира, радиоактивное заражение окружающей среды и т.д.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения:

  • лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности на срок до 5 лет;
  • штраф до 500 минимальных окладов;
  • исправительные работы на срок до 2 лет;
  • арест до 6 месяцев;
  • ограничение свободы на срок до 3 лет;
  • обязательные работы на срок от 180 до 240 часов;
  • лишение свободы на различные сроки.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Дата написания статьи: 06.11.2019

  1. Наталья Николаевна Чувелева
  2. Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»
  3. преподавательский стаж — 20 лет

Задать вопрос автору статьи

С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы

Как работает сервис?
Чем предусмотрена ответственность за нарушение природоохранного законодательства? Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Наши статьи цитируют

Научные журналы

Научные журналы Учебные учреждения Электронные образовательные системы СМИ

Электронные образовательные системы

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать

Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot

Ответственность в сфере экологии и природопользования

При нарушении действующего законодательства в сфере экологии и природопользования предприятию грозит административный штраф, а должностные лица караются штрафами или уголовным наказанием (в случае нанесения непоправимого вреда окружающей среде или жизни и здоровью людей).

Размеры штрафов определяются в Главе 8 КоАП РФ, в которой прописана административная ответственность. Наказание определяется характером правонарушения, формой собственности предприятия и правовым статусом виновного лица.  

Административное законодательство предусматривает следующие меры воздействия:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискацию незаконно выпущенной продукции;
  • приостановка деятельности предприятия.

Рассмотрим наиболее часто применяемые статьи кодекса об административных правонарушениях РФ:

Граждане Должностные лица Индивидуальные предприниматели Юридические лица
Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства от 1 до 2 тысяч рублей от 2 до 5 тысяч рублей от 2 до 5 тысяч рублей от 20 до 100 тысяч рублей
Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами 1 до 2 тысяч рублей от 10 до 30 тысяч рублей от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе 1. Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы от 1,5 до 2 тысяч рублей от 5 до 10 тысяч рублей от 5 до 10 тысяч рублей от 50 до 100 тысяч рублей
Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы от 2 до 2,5 тысяч рублей от 5 до 10 тысяч рублей от 5 до 10 тысяч рублей от 50 до 150 тысяч рублей
Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации окрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию от 0,5 до 1 тысячи рублей от 3 до 6 тысяч рублей от 3 до 6 тысяч рублей от 20 до 80 тысяч рублей
Статья 8.13. Нарушение правил охраны водных объектов Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления от 0,5 до 1 тысячи рублей от 1 до 2 тысяч рублей от 1 до 2 тысяч рублей от 10 до 20 тысяч рублей
Статья 8.14. Нарушение правил водопользования Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты от 0,5 до 1 тысячи рублей от 10 до 20 тысяч рублей от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток от 80 до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
для физических лиц –; для должностных лиц –; для индивидуальных предпринимателей –; для юридических лиц –.
Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха 1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения от 2 до 2,5 тысяч рублей от 40 до 50 тысяч рублей от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток от 180 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него от 1,5 до 2 тысяч рублей от 10 до 20 тысяч рублей от 30 до 50 тысяч рублей от 80 до 100 тысяч рублей
3.Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры от 1 до 2 тысяч рублей от 1 до 2 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток от 10 до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду от 3 до 6 тысяч рублей от 50 до 100 тысяч рублей от 50 до 100 тысяч рублей
Статья 8.46. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений от 5 до 10 тысяч рублей от 30 до 100 тысяч рублей от 30 до 100 тысяч рублей
Читайте также:  Можно ли выбрасывать мусор в чужой контейнер по закону?

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность в сфере экологии и природопользования наступает только тогда, когда правонарушение имеет максимальную общественную опасность (ст. 14 УК РФ). Уголовное наказание может быть назначено только в отношении физического лица судом после уголовно-процессуальной процедуры.

  • Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстверабот
  • Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия,
  •  — наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  •  Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов
  • 1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, —
  • наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
  • 2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —
  • наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
  • 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, —
  • наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

У вас остались вопросы?

Оставьте заявку, и наши специалисты свяжутся с вами в течение ближайшего рабочего дня для бесплатной консультации.

Нарушение природоохранного законодательства: санкции, штрафы, необходимая документация, отчеты

В соответствие с действующим законодательством ежегодно на сайте Генеральной прокуратуры РФ публикуется план проверок контролирующими органами на текущий год. Используя онлайн-ресурс «Сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2019 год» можно узнать, предстоит ли в ближайшее время вашей организации пройти проверку.

Если природопользователь находит себя в списке проверок на текущий год, то не лишнем будет знать какие требования необходимо соблюдать и какие санкции могут быть применены, в случае обнаружения несоответствий законодательству.

Нарушения и санкции за них

За несоблюдение действующего природоохранного законодательства, как правило, наступает административная ответственность. В этом случае могут быть применены следующие виды наказания:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискация незаконно выпущенной продукции;
  • лишение права на занятие определенной деятельности.

КоАП РФ предусмотрены штрафные санкции до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на 90 суток, за несоблюдение природоохранного законодательства.

Если же правонарушение квалифицируется как экологическое преступление, в результате правонарушение был нанесен существенный вред флоре и фауне, либо нанесен вред здоровью людей, может наступить и уголовная ответственность, с мерой пресечения вплоть до лишения свободы.

Необходимая природоохранная документация

Для успешного прохождения проверки необходимо иметь документальное подтверждения того, что осуществляемая деятельность соответствует экологическим требованиям.

В Российском законодательстве предусмотрен дифференцированный подход к объектам природопользования, в зависимости от степени оказываемого ими негативного воздействия на окружающую природную среду.

Наиболее жесткие требования предъявляются к объектам I и II категории, соответственно для III и IV категории требования мягче.

Для каждого предприятия список разрабатываемой экологической документации свой и зависит от специфики деятельности предприятия, ну и конечно категории объектов негативного воздействия на ОС. В общих же чертах список документации можно представить так:

  • Паспорта опасных отходов (ОО);
  • Таблицы и журналы учета в области обращения с ОО;
  • Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении
  • отходов;
  • Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
  • воздух;
  • Копии документов о прохождении обучения должностных лиц;
  • Комплексное экологическое разрешение;
  • Декларация о воздействии на окружающую среду (ОС);
  • Программа производственного экологического контроля (ПЭК);
  • Технологические нормативы;
  • Нормативов допустимых выбросов (ПДВ), нормативов допустимых сбросов
  • (НДС);
  • Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ПНООЛР);
  • Программа повышения экологической эффективности;
  • План мероприятий по охране окружающей среды;
  • Разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду;
  • Отчеты № 2-ТП (воздух) № 2-ТП (водхоз); 2-ТП (отходы);
  • Отчеты № 4-ОС, № 2-ОС;
  • Сведения 6.1, 6.2, 6.3;
  • Сведения 3.1, 3.2, 3.3.
Читайте также:  Каким кодексом предусмотрена дисциплинарная ответственность за экологическое правонарушение?

В каких случаях возникает штраф

На организацию может быть наложен административный штраф, если в ходе плановой или не плановой проверки были выявлены следующие нарушения:

  • отсутствует необходимая природоохранная документация;
  • лица, допущенные до работ по обращению с опасными отходами, не пошли
  • соответствующее обучение;
  • не ведутся журналы;
  • нет приказов о назначение ответственных лиц; несвоевременно была
  • предоставлена отчетность или плата за негативное воздействие на окружающую
  • среду;
  • выявлены факты несанкционированного загрязнения атмосферного воздуха,
  • почвы, водоемов;
  • и т. д.

Законодательно предусмотрены и другие меры воздействия на природопользователя, организация может понести экономические потери при оплате экологических платежей. Если фактическое количество образующихся отходов превышает полученные ранее лимиты, либо не соответствует поданной декларации, либо выявлен факт размещения отходов сверх отчетной документации, то в данном случае будет применено пятикратное увеличение платежа, а с 2020 года платеж будет увеличиваться в 25 раз. Придется оплачивать платежи в 25-ти кратном размере и в случае, если фактические выбросы либо сбросы загрязняющих веществ, превышают установленные ранее в КЭР или декларации.

Отчет для субъектов МСП

До 2019 года субъекты малого и среднего предпринимательства МСП, предоставляли в территориальный орган Росприроднадзора, отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства (отчет МСП) в уведомительной форме. Отчет МСП должен содержать в себе следующую информацию за календарный год:

  • наименование всех образующихся отходов;
  • количество каждого отхода;
  • сведения о специализированных организациях, которым эти отходы переданы для размещения (захоронения), использования, обезвреживания либо утилизации.

Ответственность за нарушение природоохранного и природоресурсного законодательства в РФ

Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, а также определение порядка разрешения споров, возникающих в области охраны окружающей среды, установлены в главе XIV Федерального закона от 10.01.

2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 75-80).

В соответствии с законодательством лица виновные в совершении приро-доресурсных или природоохранных правонарушений несут уголовную, административную, дисциплинарную и имущественную ответственность.

Уголовная ответственность за экологические преступления устанавливается нормами Уголовного кодекса РФ (гл. 26, ст. 246-262).

Здесь указаны 17 видов уголовно наказуемых деяний по факту нарушения: правил охраны окружающей среды при производстве работ, обращения с экологически опасными веществами и отходами, безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами, установленных для борьбы с болезнями вредителями растений и ветеринарных правил; правил охраны и использования недр, охраны рыбных запасов. Также предусмотрена ответственность за загрязнение вод, атмосферного воздуха, морской среды, порчу земли, нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ, незаконную охоту, незаконную добычу водных животных и растений, уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, уничтожение или повреждение лесов, а также нарушение режима особо охраняемых территорий и природных объектов.

Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды наступает в случае противоправного действия (или бездействия) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) или актами субъектов РФ установлен данный вид ответственности.

Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает достаточно широкий перечень правонарушений в области охраны окружающей среды и устанавливает размеры штрафных санкций в Зависимости от категории нарушителей (для физических, должностных и юридических лиц).

Однако практика показывает необходимость расширения перечня существующих категорий нарушителей, в частности введения штрафных санкций для предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ), достаточно широко распространенной в настоящее время формой хозяйствования.

Главы 7 и 8 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за следующие виды нарушений в области охраны окружающей природной среды и природопользования: самовольное занятие земельного участка; уничтожение межевых знаков границ земельных участков; самовольное занятие водного объекта либо земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, а также участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд; пользование объектами животного мира, ведение археологических разведок или раскопок, проведение земельных, строительных и иных работ без разрешения или лицензии. Административная ответственность предусмотрена также за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, нарушение законодательства об экологической экспертизе, сокрытие или искажение экологической информации, нарушение правил охраны водных объектов и водопользования, охраны атмосферного воздуха, ввод в эксплуатацию и эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума и др.

Руководствуясь нормами КоАП РФ, административные наказания налагают специально уполномоченные государственные органы и органы субъектов РФ.

При этом в целях реализации своих полномочий субъектами Федерации могут приниматься законодательные акты, предусматривающие административную ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды.

В частности, на территории Краснодарского края действует Закон от 23.07.2003 № 360-КЗ «Об административных правонарушениях».

  • Однако в данном законе перечень экологических и природоресурсных нарушений, по которым применяется административная ответственность, очень узок — глава 7 предусматривает следующие нарушения:
  • — незаконное уничтожение, повреждение, вытаптывание зеленых насаждений на территории городских и сельских поселений;
  • — нарушение правил содержания, охраны зеленого фонда и производства работ в зоне зеленого фонда городских и сельских поселений;
  • — уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных (растений), занесенных в Красную книгу Краснодарского края;
  • — нарушение либо неисполнение требований по использованию земельного участка;
  • — неиспользование или нерационально использование земель сельскохозяйственного назначения;
  • — неиспользование земельного участка, предоставленного для строительства;
  • — нарушение установленного режима использования земель особо охраняемых территорий краевого и местного значения;
  • — нарушение порядка предоставления земельных участков;
  • — неисполнение обязанности по переоформлению прав на землю.

Руководствуются данным законом прежде всего муниципальные образования, п. 2 ст.

12 которого закрепляет право исполнительного органа местного самоуправления утверждать перечень лиц из числа муниципальных служащих, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях посредством принятия соответствующих нормативных актов.

Однако ограниченный перечень экологических правонарушений, предусмотренный в законе, создает лишь дополнительные трудности при осуществлении полномочий муниципального экологического контроля.

В частности, на сегодняшний день при проведении проверки соблюдения требований природоохранного законодательства муниципальному инспектору практически невозможно привлечь к административной ответственности, а следовательно, и использовать побудительные мотивы для устранения выявленных нарушений в области охраны атмосферного воздуха, животного мира, а также горного и водного законодательства.

Мерами наказания за административные правонарушения в,области охраны окружающей среды выступают предупреждение или наложение штрафа.

В отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, по решению суда может быть применена такая мера, как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения либо лишение специального права.

Например, при нарушении правил пользования объектами животного мира (ст. 8.38 КоАП РФ) или при нарушении установленного порядка создания, использования либо транспортировки биологических коллекций (ст. 8.34 КоАП РФ).

Дисциплинарная ответственность применяется при совершении дисциплинарного проступка, т.е. неисполнении или ненадлежащем исполнении работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. В соответствии со ст.

192 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям, а также иные виды, предусмотренные федеральными законами, в частности, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников. Таким образом, если должностные лица или иные работники в соответствии с положениями, уставами, должностными инструкциями не выполняют возложенных на них обязанностей по соблюдению требований в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, то это рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.

В то же время в отдельных законах упоминается о необходимости применения мер дисциплинарной ответственности за совершение проступков в области природопользования.

Читайте также:  Сколько штраф за мусор?

Например, должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, когда в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами, сточными водами.

Материальная ответственность установлена действующим законодательством для сторон трудового договора и выражается в обязанности одной из сторон договора возместить ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действия или бездействия) в порядке и пределах, установленных трудовым законодательством (раздел XI, ст. 232, 233 Трудового кодекса РФ).

Юридическая ответственность за нарушения природоохранного законодательства

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения следует понимать общественное отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов и правонарушителем, содержанием которого являются неблагоприятные последствия, выражающиеся в применении к нарушителю соответствующего взыскания.

Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к обеспечению экологического правопорядка.

Целями его являются сохранение природных богатств и благоприятных условий жизнедеятельности человека, предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, улучшение ее качества в интересах настоящего и будущих поколений людей.

  • Основанием юридической ответственности в рассматриваемой сфере является состав экологического правонарушения.
  • Экологическое правонарушение можно определить как общественно опасное, запрещенное законодательством под угрозой наказания, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения вреда окружающей среде и ее отдельным компонентам либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологических правоотношений.
  • Экологические правонарушения можно классифицировать по различным основаниям:
  • 1) по виду юридической ответственности — на экологические преступления (глава 26 УК РФ), административные правонарушения (проступки) (глава 8 КоАП РФ), дисциплинарные правонарушения, гражданско-правовые нарушения;
  • 2) по объекту посягательства — на земельные, водные, лесные правонарушения, нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха и др.;
  • 3) по способу осуществления — на загрязнение, уничтожение, повреждение и др.;
  • 4) по субъекту правонарушения — на совершаемые физическими лицами, должностными лицами, юридическими лицами.

Существуют и другие основания для классификации правонарушений.

В составе экологического правонарушения необходимо выделять: объект, субъект, объективную и субъективную стороны.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов — земли, недр, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха.

Эти отношения по своему содержанию касаются охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечения экологической безопасности населения, экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Объективная сторона экологического правонарушения представляет собой противоправное деяние: действие (например, незаконная охота — выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей) или бездействие (невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению). При этом должны иметь место причинение или реальная угроза причинения экологического вреда, а также причинная связь между противоправным деянием и нанесенным экологическим вредом. Дополнительными, но обязательными в силу прямого указания в соответствующей норме могут быть такие признаки, как место (территория государственного природного заповедника), время (запретный для охоты период), способы и средства (крючья, сети и т.д.) совершения экологического правонарушения.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя. Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению.

В то же время в природоохранительной практике (российской и международной) может иметь место безвиновная ответственность — за вред, причиненный источником повышенной опасности. Возмещение такого вреда регламентируется ст. 1079 ГК РФ.

Одни экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (например, правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие — только при умышленной форме вины (незаконная охота или рыбная ловля), третьи — по неосторожности (например, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах).

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.

Субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной — должностные лица и граждане, административной — юридические лица, должностные лица и граждане.

Многие экологические правонарушения могут быть совершены только специальным субъектом, т.е. лицом, наделенным правами и обязанностями в сфере осуществления функций, задач, видов деятельности, связанных с природопользованием или оказанием воздействия на окружающую среду (капитан рыболовецкого судна, начальник лаборатории и др.).

Для привлечения к дисциплинарной ответственности необходимо наличие такого условия, как осуществление профессиональной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду.

Дисциплинарная ответственность выражается в наложении работодателем на виновного работника дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды.

Ее основания и меры дисциплинарного наказания определяются Трудовым кодексом РФ.

Составы экологических правонарушений, за совершение которых может наступить административная ответственность, определены в главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования», в некоторых других главах КоАП РФ, а также специальным экологическим законодательством субъектов РФ.

Привлечение к ответственности в виде штрафа, независимо от его суммы, не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, но является мерой наказания, а не способом возмещения вреда.

Уголовная ответственность устанавливается нормами УК РФ, в котором прямо сказано, что его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды.

Для определения преступных деяний, посягающих на окружающую среду и ее компоненты, используются такие признаки, как экологичность, общественная опасность, общая и уголовная противоправность[1].

Экологические преступления сосредоточены в основном в главе 26 УК РФ. В то же время в других главах УК РФ содержится достаточно большое количество составов, которые предусматривают причинение экологического вреда (ст.

215, 237, 245, 358 и др.).

Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия. Целью этого вида ответственности является компенсация причиненного экологическим правонарушением вреда.

Экологический ущерб прежде всего проявляется в форме загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, истощения природных ресурсов, разрушения экологических систем. Вследствие этих нарушений и деградации природы может быть причинен ущерб здоровью и имуществу граждан и юридических лиц.

Общие основания ответственности за причинение вреда опре- дены в ст. 1064 ГК РФ: противоправность действия (бездействия), причинная связь между действием (бездействием) и наступившим результатом (причинение вреда) и вина причинителя.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда — в частности, если вред причинен источником повышенной опасности.

  • 1. Какие общественные отношения составляют экологическое право?
  • 2. Каковы особенности методов правового регулирования экологических правоотношений?
  • 3. Какие правовые институты образуют систему экологического права?
  • 4. Какие нормативно-правовые акты включаются в систему экологического законодательства?
  • 5. Кого можно указать в качестве субъектов — участников экологических правоотношений?
  • 6. Что является объектами экологических правоотношений?
  • 7. Как характеризуется право собственности на природные ресурсы?
  • 8. Каковы особенности общего и специального природопользования?
  • 9. Какие функции осуществляют органы государственного управления в сфере охраны природы и природопользования?
  • 10. Каковы особенности юридической ответственности за экологические правоотношения?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *