Что такое нормирование в экологии?

Отправить заявку на расчет

  • Главная
  • 5 поводов
  • Нормативы ПДВ как вид экологического норматива

Что такое нормирование в экологии? Норматив ПДВ (он же предельно допустимый выброс) – показатель допустимого вредного вещества в атмосферном воздухе. Определяется как максимальные объем или масса химических и прочих веществ и микроорганизмов, которые допустимы для выброса в атмосферу стационарными источниками, чтобы не нарушать экологические и гигиенические нормативы качества воздуха. Если значение норматива ПДВ соблюдается, значит, соблюдаются требования в области охраны атмосферного воздуха. В общем смысле понятие норматива означает ряд действий, которые требуется обязательно выполнить, чтобы они привели к ожидаемому результату. Напомним, что стационарным источником выбросов является источник выброса, который можно передвинуть с места с помощью транспортного средства или его местоположение определено в государственной системе координат (в настоящее время Местная система координат, с 2017 года ЕГСК – Единая государственная система координат).

Существует вполне исчерпывающее определение экологического норматива качества атмосферного воздуха. Экологический норматив – это установленная величина пользования природными ресурсами или воздействия машин и оборудования на некую территорию, при которой функция и структура этой территории находится в рамках естественных изменений.

Нормативы, в том числе экологические, устанавливаются на уровне Правительства страны. Нормативы, относящиеся к качеству окружающей природной среды, делятся на три области:

  • санитарно-гигиенические (выражаются в таких значениях, как ПДК химических веществ, ПДВ физических воздействий, ОБУВ, нормы санитарно-защитных зон…)
  • экологические (выражаются в нормативах выбросов и сбросов, нормативах шума и вибрации, нормативах биологических загрязнений…),
  • вспомогательные (выражаются в нормативах терминологии, организационных нормативах, правовых нормативах). Как видите, нормативы ПДВ относятся к экологическим нормативам.

Что такое нормирование в экологии?

Рис. Схема нормативов качества окружающей среды

Проект нормативов предельно допустимых выбросов – платформа для разработки нормативов

Установление нормативов является правовым предупредительным административным методом регулирования экологической безопасности в стране. Цель использования метода в создании экологической безопасности для граждан своей страны и других живых организмов.

Масса вредных веществ измеряется в граммах, концентрация вредных веществ – в миллиграммах на кубометр, концентрация на выходе из источника — в граммах на кубометр. Помимо предупредительного метода регулирования экобезопасности в нашей стране практикуются еще два: информационный и принудительный.

Административный метод регулирования делится еще на две ветви: правовые методы и контрольные методы. Как мы видим, установление нормативов ПДВ относится к сфере разработки правовых норм, стандартов и разрешений. Нормативы рассчитываются и предлагаются к установлению инженером-экологом и входят в проект нормативов предельно допустимых выбросов.

Несоблюдение экологической безопасности приводит к чрезмерному загрязнению окружающей среды.

Загрязнение окружающей среды грозит:

  • разрушением озонового слоя;
  • изменением климата;
  • ухудшением качества продукции;
  • снижением урожайности;
  • гибелью флоры и фауны;
  • ускорением разрешения объектов;
  • истощением и утратой природных ресурсов;
  • разрушением и видоизменением ландшафтов и пейзажей.

Все перечисленные последствия приводят к ухудшению здоровья и социально-экономического благополучия населения.

К самым распространенным загрязняющим атмосферный воздух веществам относятся:

  • Оксиды азота (источники возникновения: транспорт, производство энергии, промышленность);
  • Диоксид серы (угольные электростанции, промышленность);
  • Диоксид углерода (углекислый газ) (промышленность);
  • Железа оксид;
  • Меди оксид;
  • Бензин.

Целью установления нормативов является предотвращение негативного воздействия на окружающую среду юридическими и физическими лицами. За превышение нормативов они несут административную и в некоторых случаях уголовную ответственность.

Нормативы выбросов устанавливаются как для стационарных источников, так и для передвижных на основании допустимой нагрузки на окружающую среду, технологических нормативов и нормативов качества окружающей среды (ПДК, шума и т.д). Технологические нормативы, в свою очередь, устанавливаются на основании использования наилучших доступных технологий.

Когда природопользователь не способен соблюсти в ходе своей деятельности нормативы выбросов, для него на государственном уровне устанавливаются разрешенные лимиты на выбросы (временно согласованные выбросы).

Лимиты могут установить только лишь в том случае, если у организации-природопользователя есть разработанный и утвержденный госорганами план снижения выбросов, который обязательно должен быть внедрен. Лимиты на выбросы действуют только в период внедрения плана снижения выбросов.

Лимиты и планы снижения выбросов и разрешения на выбросы в нашей стране выдаются Росприроднадзором, наделенным государственной исполнительной властью. После внедрения плана природопользователь с помощью замеров воздуха и шума должен доказать Росприроднадзору факт снижения объема выбросов.

При недостижении показателей план пересматривается, и продолжают вводиться мероприятия по снижению выбросов. Процесс продолжается, пока выбросы не достигнут нормативов. Область полномочий Росприроднадзора (Федеральной службы в сфере природопользования) достаточно широка – более 30 функций.

Выделим основные и наиболее важные:

  • принятие законов и других нормативных правовых актов, их корректировка и дополнение;
  • участие в организации, финансирование и проведение мониторинга атмосферного воздуха;
  • учреждение порядка разработки нормативов;
  • ввод порядка выдачи разрешений на выбросы;
  • утверждение нормативов ПДВ;
  • введение целевых показателей объема и массы выбросов на территории страны и сроков их снижения.

ПДВ устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов и по организации в целом. Нормативы выбросов и способы их определения пересматриваются и модернизируются по мере развития науки и техники. В случае, когда выбросы загрязняющих веществ соответствуют нормативам ПДВ, необходимо контролировать их непосредственно на источниках. Проект нормативов ПДВ включает в себя разработанный раздел плана-графика контроля, где указываются все нормируемые источники выбросов предприятия, периодичность и способы их замеров. Существует два метода замеров источников выбросов – инструментальный (с привлечением лаборатории) и расчетный (с использованием программного обеспечения). Проект нормативов ПДВ и нормативы только проверяют надзорные органы, сам же расчет и предложения по установлению нормативов готовит инженер-эколог в рамках проекта. Правила установления нормативов допустимых выбросов и методы определения нормативов описаны в “ГОСТ 17.2.3.02-2014. Межгосударственный стандарт. Правила установления допустимых выбросов промышленными предприятиями”. Документ создан для унифицированного подхода и оформления проекта выбросов на промышленных предприятиях. В ГОСТе говорится о том, что нормирование выбросов предусматривает учет гигиенических и экологических нормативов качества воздуха. Не все загрязняющие вещества есть смысл нормировать, потому как их вклад в общий объем загрязнения ничтожно мал. И даже для определения тех загрязняющих веществ, которые обязательны к нормированию в российском экологическом законодательстве, есть описанная методика. Она описана в Приказе №579 от 31.12.2010 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию…».

Согласно этому Приказу, помимо представленного перечня ЗВ, подлежащих нормированию, ему подлежат вещества, соответствующие двум критериям:

  1. Показатель опасности выбросов больше или равен 0,1.
  2. Приземные концентрации выбросов превышают 5% от экологического норматива качества атмосферного воздуха.

В общем смысле принцип установления нормативов ПДВ на конкретном предприятии несложен.

  1. Проводится инвентаризация для определения источников выбросов и ингредиентов загрязняющих веществ от них.
  2. Вычисляется объем выбросов загрязняющих веществ расчетным способом (используя специализированную программу) или с привлечением лаборатории.
  3. Рассчитываются максимальные концентрации каждого загрязняющего вещества от каждого источника выбросов организации (расчеты рассеивания).
  4. Сравниваются рассчитанные значения концентраций с установленными Правительством гигиеническими нормативами качества атмосферного воздуха (ОБУВ, ПДК).
  5. Делается вывод о превышении/непревышении максимальных концентраций загрязняющих веществ предприятия от значений нормативов ПДВ и ОБУВ.
  6. Убедившись, что фактические гигиенические нормативы в организации соблюдены, инженер-эколог предлагает их в качестве нормативов выбросов для организации.

Что такое нормирование в экологии?

Рис. Обязательное приложение к нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ

Существует два метода определения нормативов ПДВ:

  • Метод расчета рассеивания выбросов (наиболее популярный).
  • Метод сводных расчетов (на базе инвентаризации выбросов и квот концентраций, выданными территориальными органами).

По методу расчета рассеивания выбросов нормативы определяются с учетом нормальной производственной деятельности предприятия с учетом перспективы его развития. Устанавливаемые нормативы выражаются в двух величинах: максимальном разовом значении выбросов и валовом (годовом) значении выбросов. Максимальное разовое значение – наибольшая допустимая масса выброса загрязняющего вещества в секунду. Для определения этого значения источник загрязнения замеряется в течение 20 минут. Показатель выражается в граммах на секунду. Для определения максимального разового значения по всему предприятию выбросы замеряются одновременно ото всех источников в течение 20 минут. Валовое (годовое) значение подразумевает наибольшую допустимую суммарную годовую массу выброса от одного источника с учетом соблюдения всех технологических ограничений на источники выделения (агрегаты, устройства и т.д.). Выражается в тоннах в год. Для всего предприятия суммируется валовое значение выбросов ото всех источников, которые есть у него на балансе. Предельно допустимые выбросы для каждого конкретного стационарного источника устанавливают территориальные органы Росприроднадзора. Например, в Москве – Центральный аппарат Росприродназора. В Санкт-Петербургу – по Росприроднадзор Северо-Западному федеральному округу. Потому как следует учитывать фоновое загрязнение воздуха, источники выбросов и технические нормативы в каждом конкретном округе отдельно. Организации, подлежащие региональному контролю, проходят еще одну стадию согласования — в Комитете по природопользованию. Для того чтобы правильно рассчитать нормативы выбросов, замеры необходимо выполнять при нормальной загрузке и работе оборудования и нормальном функционировании пыле-и газоочистного оборудования (при их наличии). Максимальное и валовое значения выбросов от каждого источника выбросов определяются в программе “Эколог”. В зависимости от вида источника выбросов используются ее вариации, такие как «АТП-Эколог» (расчет выбросов от автотранспорта), «Котельные», «Аккумуляторные работы», «Сварка» и многие другие. Программы разработаны на основании ряда действующих методических документов:

  1. Методика проведения инвентаризации выбросов для автотранспортных предприятий (расчетным методом).
  2. Методика проведения инвентаризации выбросов для авторемонтных предприятий (расчетным методом).
  3. Методика проведения инвентаризации выбросов для дорожной техники (расчетным методом).
  4. Дополнения к вышеперечисленным методикам.
  5. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов.
  6. ОНД-86 Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе предельных выбросов для предприятий.
Читайте также:  Какие существуют виды экологического аудита?

Метод расчета рассеивания выбросов в наши дни осуществляются экологом с использованием специализированной программы “УПЗРА-Эколог” (разработана НПО “Интеграл”). Программа создана на базе документа “ОНД-86: Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ… в выбросах предприятий”.

Метод сводных расчетов выбросов используется крайне редко, обычно к нему обращаются администрации городов с целью оценки загрязнения атмосферы ряда предприятий и городского транспорта.

В общих чертах метод сводных расчетов выбросов происходит следующим образом: 1) выполняется инвентаризация выбросов; 2) для каждого из них проектируются тома проектов ПДВ; 3) вычисляются параметры выбросов транспортных средств; 4) выполняются общие (сводные) расчеты наибольших приземных концентраций вредных веществ на территории города от определенных предприятий; осуществляется анализ результатов; 5) оценивается степень значимости влияния определенных ранее вредных веществ на загрязнение городского воздуха; выделение значимых вредных ЗВ; 5) определяются предельно допустимые поля загрязняющих веществ от работы предприятий; 6) предприятия в ходе обсуждения распределяют между собой квоты загрязняющих веществ; 7) разрабатываются мероприятия и рекомендации по снижению уровня загрязнения атмосферы города; 8) экологические надзорные органы согласовывают нормативы рассчитанных выбросов, документально подтверждая этот факт. Подробная методика использования метода сводных расчетов выбросов изложена в «Методическом пособии по выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий…» (1999 г.). Несложно понять, что весь цикл определения сводных расчетов выбросов для города требует высокой профессиональной подготовки исполнителей и займет несколько лет. К способам уменьшения загрязнения атмосферы до положенных нормативов относятся:

  • озеленение территории объекта;
  • строительство подземных парковок;
  • смена состава топлива автотранспорта;
  • перевод транспорта на электропитание;
  • установление фильтров и вытяжек на оборудовании;
  • перепланировка территории предприятия;
  • увеличение скорости выбросов из организованных источников;
  • другие.

Ноябрь 2016 Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте office@ecolusspb.ru или по номеру 8-800-500-81-25.

Вам также может быть полезно

Получайте ежемесячно свежие новости в области экологического законодательства!

Отправить заявку на расчет

Экологическое нормирование

Экологическое нормирование – это деятельность специально уполномоченных государственных органов по разработке, утверждению экологических нормативов и обеспечению их соблюдения хозяйствующими субъектами. Нормирование качества окружающей природной среды – это деятельность по установлению нормативов предельно допустимых воздействий человека на природу.

Экологические нормативы – это научно обоснованные и обязательные для выполнения меры предельно допустимого отрицательного воздействия человека на окружающую природную среду.

Превышение экологических нормативов является экологическим правонарушением и влечет за собой прекращение, приостановление или ограничение экологически вредной деятельности, а также применение мер юридической ответственности.

В соответствии с действующим законодательством систему экологических нормативов составляют:

  • — нормативы качества окружающей природной среды – ПДК и ПДУ;
  • — нормативы предельно допустимого вредного воздействия на окружающую природную среду – ПДВ, НДС, ПНООЛР;
  • — нормативы (лимиты) использования природных ресурсов – нормы отвода земель для строительства, лимиты водопользования, расчетная лесосека (норма вырубки), лимиты использования объектов животного мира;

— экологические стандарты – ГОСТ и т.п. на новую технику, технологии, материалы, вещества, продукты потребления и другую продукцию;

— нормативы санитарных и защитных зон – размер территории, в пределах которой установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности.

Санитарные и защитные зоны устанавливаются:

— вокруг промышленных объектов – не допускается размещение жилых домов, детских садов и т.п.;

— вокруг водных объектов – запрещается распашка земли, рубка деревьев и т.п.;

  1. — вокруг заповедников, национальных и природных парков – запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности.
  2. Санитарно-гигиеническое нормирование
  3. Гигиенические нормативы – наиболее разработанная система норм, правил и регламентов для оценки качества окружающей природной среды – установлены и утверждены нормативы ПДК для многих веществ.
  4. Предельно допустимые концентрации (ПДК) – это такие концентрации вредных веществ, которые практически не оказывают влияния на здоровье человека и не вызывают неблагоприятных последствий у его потомства.
  5. ПДК – концентрация, измеряемая в разных единицах измерения для разных сред:
  6. — в воздухе – мг/куб.м;
  7. — в воде – мг/л (мг/куб.дм);
  8. — в почве – мг/кг.
  9. При отсутствии ПДК могут устанавливаться:
  10. — временно допустимая концентрация (ВДК);
  11. — ориентировочная допустимая концентрация (ОДК);
  12. — ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ).
  13. Нормирование загрязняющих веществ в воздухе
  14. Воздух – среда, непосредственно окружающая человека и потому прямо воздействующая на его здоровье. Поэтому для каждого вредного вещества в воздухе устанавливают:
  15. — ПДК в воздухе рабочей зоны (ПДКр.з) – концентрация, которая при работе не более 41 часа в неделю в течение всего рабочего стажа не может вызвать заболеваний у работающих и их детей;

— ПДК максимально разовая (ПДК м.р.) — это максимальная концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, не вызывающая при вдыхании в течение 20 минут рефлекторных (в том числе, субсенсорных) реакций в организме человека (ощущение запаха, изменение световой чувствительности глаз и др.).

— ПДК среднесуточная (ПДКс.с.) – предельная концентрация, которая на протяжении всей жизни человека не должна оказывать на него вредного влияния, включая отдаленные последствия на окружающую среду в целом.

Необходимость такого раздельного нормирования определяется тем, что на предприятии в течение рабочего дня работают практически здоровые люди, а в населенных пунктах круглосуточно находятся не только взрослые, но и дети, пожилые и больные люди, беременные и кормящие женщины и др. Поэтому ПДКр.з. > ПДКс.с., ПДКм.р. > ПДКс.с.

Например:

для диоксида серы (SO2): — ПДКр.з. = 10 мг/м3 — ПДКм.р. = 0,5 мг/м3; — ПДКс.с= 0,05 мг/м3. для бензола: — ПДКр.з. = 5 мг/м3 — ПДКм.р. = 0,3 мг/м3; — ПДКс.с= 0,1 мг/м3.

При проектировании или строительстве предприятий в районах, где воздух уже загрязнен, необходимо выбросы предприятий нормировать с учетом фоновой концентрации.

Понятие экологического нормирования: система и виды экологических нормативов

Понятие 
 экологического 
 нормирования:   система 
 и   виды   экологических
нормативов.

Экологическое нормирование,по А. Ю. Опекунову (2001), —
это разработка и апробация научно обоснованных критериев и норм предельно
допустимого вредного воздействия на природную среду и человека, а также норм и
правил природопользования на основе общих методологических подходов,
комплексного изучения и анализа экологических возможностей экосистем и их
отдельных компонентов.

  • Система экологического нормирования
    направлена на:
  • — правовое регулирование отношений в
    области природопользования и охраны природы;
  • — создание нормативов состояния отдельных
    природных сред и окружающей природной среды в целом;

— создание нормативов организации
технологических процессов по природоохранным требованиям – ПДВ, ПДС, лимиты
размещения отходов и т.д.

  1. В Российской Федерации такая оценка
    регламентируется рядом нормативных документов и осуществляется по следующим
    разделам:
  2. — состояние биотических компонентов (почв,
    растительного покрова и животного мира) по критерию их соответствия зональным
    природным условиям и традиционному, исторически устоявшемуся,
    природопользованию региона;
  3. — зависимость состояния здоровья населения
    от состояния окружающей природной среды.
  4. В основу установления экологической
    нормы
     положено определение допустимого предела нарушения природной
    среды до сохранения ее способности к самовосстановлению при данном уровне
    природопользования.

В последние годы начались углубленные
исследования по разработке принципов экологического нормирования. Так, в работе
приводится схема экологической оценки состояния окружающей среды по пяти
градациям, соответствующим различной степени нарушения экосистем, что
подразумевает применение различных природоохранных мероприятий (табл. 7.4).

Практика экологического нормирования,
особенно бурно раз- вивающегося в последние десятилетия, выделила три основных
нормирования (табл. 4.2): санитарно-гигиеническое, экосистемное и
производственно-ресурсное.

Структура и основные механизмы
экологического нормирования

Основная цель Разновидности нормирования Норматив Механизм и критерий
Санитарно-гигиеническое направление экологического нормирования
1. Безопасность жизнедеятельно- сти человека и сохранение гене- тического фонда человека Концентрации, уровни и дозы вредных воздей- ствий. Критерии качества компо- нентов окружаю- щей среды Риск (заболева- ний, аварий и т.д.) ПДК, ПДУ, ОБУВ, ИЗВ, ИЗА1*, ИХЗ2* ПДВ индивиду- ального и груп- пового риска Лимитирование на основе прин- ципа пороговое — ти действия и принципа прием- лемого риска Лимитирование на основе концеп- ции приемлемо- го риска
Производственно-ресурсное экологическое нормирование
2а. Экологиче- ская безопасность производствен- ных процессов и конечной про- дукции 2б. Охрана, ра- циональное ис- пользование и воспроизводство природных ре- сурсов Объемы вредных воздействий и отходы производ- ства и потребле — ния Технологии про- изводства и ка- чества конечной продукции Объемы и темпы изъятия и ис- пользования ре- сурсов (лесных, земельных, вод- ных, недр и т.д.)
  • Лимиты образо- вания и захоро- нения отходов, ПДРО, ПДВ, ПДС
  • Декларация без- опасности, нор- мы качества про- дукции, серти- фикат, ресурсо- емкость
  • Лимиты и нормы изъятия, катего- рии, нормы экс- плуатации
  1. Лимитирование,
  2. лицензирование
  3. Лицензирование, сертификация, стандартизация , паспортизация, экологизация
  4. Лимитирование, лицензирование
Основная цель Разновидности нормирования Норматив Механизм и критерий
  • 3.Сохранение
  • биоразнообра- зия, нормальных
  • условий функци- онирования и развития экоси-
  • стем
  1. Экосистемное
  2. Допустимые на- грузки на эко- систему, биоце- ноз, природно- территориаль- ный комплекс, элементарный ландшафт
  3. Концентрации вредных веществ в компонентах экосистем
  • нормирование
  • ПДВВ, ПДЭН3*, ассимиляцион- ная емкость4*, устойчивость экосистем
  • ПДК
Биоразнообразие, состояние здо- ровья населения и т.д. Принцип поро- говости действия
Читайте также:  Как звучит главное экологическое правило?

Экологическое нормирование и стандартизация

  • Экологическое нормирование — это установление компетентными государственными органами экологических нормативов в области природопользования и охраны окружающей природной среды.
  • Экологическая стандартизация — это деятельность компетентных государ­ственных органов по установлению в стандартах норм, правил и характе­ристик (требований) по рациональному природопользованию и охраны окружающей природной среды.
  • Система экологического нормирования и стандартизации включает в себя:
  • — нормативы качества окружающей среды;
  • — нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;
  • — нормативы использования (изъятия) природных ресурсов;
  • — экологические стандарты;
  • — нормативы санитарных и защитных зон.
  • Нормирование качества окружающей природной среды:
  • — производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности;
  • — унифицировано для всей территории России;
  • — устанавливается в форме нормативов предельно допустимых концентра­ций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и дру­гих биологических веществ, загрязняющих окружающую природную среду, и нормативов предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на нее.
  • Опасные вещества могут быть канцерогенными (способствующими разви­тию рака и других злокачественных новообразований); аллергенными (вызы­вающими реакцию организма в виде удушья, насморка, зуда и др.); мута­генными (вызывающими изменения в генетическом аппарате человека),
  • Нормативы предельно допустимых концентра­ций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов Других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира.

Особенно неблагоприятное состояние воздушной среды отмечается транспортных развязках и автомагистралях городов. Наибольшую опасность для человека представляет свинец, соединения которого используют в качестве антидетонационных присадок к бензину.

  1. Если говорить о химическом загрязнении, то здесь существенную роль играют устаревшие технологии и высокий уровень износа оборудования предприятий, проблема хранения и переработки опасных отходе.
  2. С учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных и рекреационных зон) для них устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых концентра­ций.
  3. Нормативы предельно допустимого вредного воздействия состояние охраны окружающей природной среды определяют предельные размеры вредных воздействий окружающей природной среды, устанавливаемые для отдельных источников таких воздействий. На предельно допустимого вредного воздействия включают:
  4. — нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологически веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаемых с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждого источнику загрязнения, согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде;
  5. — нормативы предельно допустимых уровней шума; вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, устанавливаемы на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособное людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную жизни окружающую природную среду;
  6. — нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия — содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения, устанавливаемых в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека;
  7. — предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве — минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве — устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира;
  8. — нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, устанавливаемых путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека, по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии.

Нормативы использования (изъятия) природных ресурсов обеспечивают предупреждение истощения природных ресурсов с учетом их самовосста­новления, предотвращения нарушений равновесия в окружающей природной среде.

Лимиты на природопользование — система экологических ограничений по территори­ям, представляющая собой установленные государственными органами для предприятий-природопользователей на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и раз­мещения отходов производства.

  • Требования по нормированию предельного использования (изъятия) от­дельных природных ресурсов устанавливаются в природно-ресурсных актах.
  • Нормативы санитарных и защитных зон:
  • 1) санитарно-защитные зоны:
  • — планировочные мероприятия в градостроительстве в целях обеспечения благополучия населения;
  • — барьеры между жилой застройкой и предприятиями или иными объектами, являющимися источниками вредных химических, физических и биологических воздействий на состояние окружающей природной среды;
  • 2) санитарно-защитные зоны ядерных объектов и зоны наблюдения: в целях защиты населения в районе размещения ядерной установки, радиационного, источника или пункта хранения устанавливаются особые территории — санитарно-защитная зона и зона наблюдения, в которых осуществляется контроль за радиационной обстановкой;
  • 3) водоохранные зоны: водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов,
  • осуществления иной хозяйственной деятельности с целью поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира;

4) округа санитарной (горно-санитарной) охраны: установление, округов санитарной (горно-санитарной) охраны — меры по охране природ лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов (особо охраняемых природных объектов и территорий). В составе руга санитарной (горно-санитарной) охраны выделяются до трех зон.

Экологические стандарты – это эколого-правовые требования, установленные государственными стандартами (ГОСТ) в отношении новой техники технологий, материалов, веществ и другой продукции, способной ока вредное воздействие на окружающую природную среду для предупреждения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека. Экологические требования к продукции производства и потребления должны обеспечивать соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции.

  1. Оценка воздействия на окружающую природную среду – это деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемого проекта на окружающую природную среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта, и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями экологического законодательства.
  2. Оценка воздействия на окружающую природную среду организуется и проводится при подготовке следующих видов документации:
  3. — концепций, программ и планов отраслевого и территориального социально -экономического развития;
  4. — схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;
  5. — градостроительной документации;
  6. — документации по созданию новой техники, технологии, материалов веществ;
  7. — предпроектных обоснований инвестиций и др.
  8. Экологическая экспертиза
  9. В целях предупреждения негативных воздействий хозяйственной иной деятельности на окружающую природную среду и реализации этой части конституционного права РК ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности был принят Закон РК от «Об экологической экспертизе».
  10. Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях Предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
  11. Экологическая экспертиза основывается на принципах:
  12. — презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  13. — обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  14. — хозяйственной и иной деятельности и его последствии; обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  15. — достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  16. — независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы; — научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
  17. — гласности, участия обществе иных организаций (объединений), учета общественного мнения;
  18. — ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
  19. Виды экологической экспертизы:государственная экологическая экспертиза (обязательная) и общественная экологическая экспертиза (добровольная).

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы.

Читайте также:  Что представляет собой экологическое право?

Объекты государственной экологической экспертизы могут быть проекты правовых актов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду; технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения; проекты технической документации на новые технику, технологию, материа­лы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, все виды градостроительной документации; проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геологоразведочных, добычных, взрывных и иных видов работ и др.

  • Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы для конкретного объекта.
  • Стадии проведения экологической экспертизы:
  • — представление материалов в Госкомэкологию или его территориальные органы;
  • — регистрация, проверка полноты и достаточности представляемых материалов;
  • — формирование комиссии государственной экологической экспертизы;
  • — подготовка индивидуальных, групповых заключений и сводного заключения государственной экологической экспертизы;
  • — подписание и утверждение заключения государственной экологической экспертизы.
  • Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы — доку­мент, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснован­ные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государст­венной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы, одобренный квалифициро­ванным большинством списочного состава указанной экспертной комис­сии и соответствующий заданию на проведение экологической эксперти­зы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

К заключению, подготовленному экспертной комиссией государст­венной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комис­сией заключением.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководите­лем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия.

Общественная экологическая экспертиза — организуется по инициати­ве граждан, органов местного самоуправления и общественных объеди­нений.

Она проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соот­ветствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, при условии регистрации органами местного самоуправления заявления от этой организации о проведении экспертизы.

Поиск на сайте:

Нормирование в экологическом праве РФ

Под экологическим нормированием понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В Российской Федерации имеется немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации. В числе основных следует назвать Федеральный закон «Об охране окружающей среды», глава V которого — «Нормирование в области охраны окружающей среды» — определяет систему экологических нормативов, критерии их установления.

Некоторые специальные требования по экологическому нормированию применительно к регулированию охраны и использования отдельных природных ресурсов установлены в актах природоресурсного законодательства: Земельном кодексе РФ (ч. 5 ст. 13), Водном кодексе РФ (ст.

35), Федеральном законе «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (ст. 30), Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха» (ст. ст. 11, 12), Лесном кодексе РФ (ст. 87), Федеральном законе «О животном мире» (ст. 17), Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (ст.

47), Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» (ст. 18).

  • В систему экологических нормативов входят:
  • · Нормативы качества окружающей среды
  • По действующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почву, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на окружающую среду.

Нормативы качества окружающей среды выполняют ряд функций. Прежде всего, они устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду.

Такие нормативы служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам.

Нормативы качества окружающей среды учитываются также при оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов.

Соблюдение этих нормативов и других экологических требований при разработке природоохранных мер при проектировании предприятий и иных объектов может рассматриваться как критерий экологической обоснованности соответствующих проектных решений.

Согласно экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории России.

Одновременно допускается установление более строгих нормативов ПДК с учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, курортных и рекреационных территорий).

Органы власти субъектов РФ могут разрабатывать и утверждать нормативы не ниже установленных на федеральном уровне.

· Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

Эти нормативы определяют предельные размеры вредных воздействий на природу, устанавливаемые для отдельных источников таких воздействий. Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды (ПДВ) служат основным инструментом при регулировании соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Данная группа нормативов включает:

· Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Регулирование выброса (сброса) загрязняющих веществ в природную среду выступает в качестве одного из правовых средств ее охраны. Загрязнение окружающей среды предприятием и иным объектом в пределах установленных для них нормативов является одним из основных показателей правомерности их эксплуатации.

Нарушение этих нормативов образует юридическое основание для ограничения, приостановления или даже прекращения эксплуатации соответствующих объектов

  1. · Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение
  2. За выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
  3. · Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду
  4. Данные нормативы устанавливаются исходя из предельно допустимых уровней воздействия на окружающую среду с учетом влияния иных источников воздействия.
  5. · Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду

Устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий и (или) акваторий.

Такие нормативы устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях.

При установлении этих нормативов учитываются природные особенности конкретных территорий и (или) акваторий.

  • · Нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
  • · Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды
  • Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды —нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.
  • Порядок их установления устанавливаются земельным водным, лесным, фаунистическим законодательством, а также иным законодательством в области использования и охраны природных ресурсов. Действующим законодательством предусмотрены следующие нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды:
  • 1. нормативы водопользования, которые устанавливаются в виде предельно допустимых объемов изъятия водных ресурсов лимитов сброса сточных вод целевых показателей качества водных объектов
  • 2. расчетная лесосека — допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах Исчисление и установление расчетной лесосеки осуществляются при разработке и утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков в установленном порядке уполномоченными федеральными органами исполнительной власти органами государственной власти субъектов РФ органами местного самоуправления

3. нормирование в области использования и охраны объектов животного мира которое в соответствии со ст.

17 Федерального закона «О животном мире» заключается в установлении нормативов изъятия объектов животного мира, а также в установлении других нормативов и норм в области использования и охраны животного мира и среды его обитания.

Так соответствующие органы исполнительной власти устанавливают лимиты добычи объектов охоты определяют допустимые уловы водных биологических ресурсов

Перечень групп нормативов, установленных в Законе об охране окружающей среды является открытым.

К иным нормативам можно отнести нормативы образования отходов санитарно-защитных зон, нормативы водоохранных зон, охранных зон особо охраняемых природных территорий округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов округов санитарной охраны источников питьевого водоснабжения

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *