Какой закон является основой экологического законодательства?

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

Утверждение индикаторов риска нарушений требований по федеральному экологическому контролю

Приказом Минприроды России от 30.12.2021 № 1044 установлены индикаторы риска нарушений обязательных требований по федеральному государственному экологическому контролю (надзору), которые вступили в силу 12 февраля 2022 года.

Такими индикаторами являются:

  1. Увеличение или уменьшение на 30% и более по сравнению с предыдущим отчетным периодом размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, если отсутствует информация об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, или об изменении категории такого объекта;
  2. Расхождение данных об объеме и (или) массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых, размещаемых отходов в двух и более видах отчетности (документах), которые представлены в Росприроднадзор за отчетный период:
  • декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
  • декларации о воздействии на окружающую среду;
  • отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
  • отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды;
  • отчете о выполнении программы повышения экологической эффективности;
  • статистической отчетности по формам 2-ТП (отходы), 2-ТП (воздух).

Дополнение перечня объектов высокой энергетической эффективности

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2022 № 129 уточнен перечень объектов, которые относятся к объектам высокой энергетической эффективности. С 18 февраля 2022 года такими объектами считаются электрозарядные станции электромобилей, имеющие мощность более 150 кВт.

Это значит, что производители таких установок могут получить налоговые льготы, предусмотренные для организаций, которые вводят объекты с высокой энергоэффективностью.

Регулирование обращения озоноразрушающих веществ

Постановлением Правительства РФ от 18.02.2022 № 206 актуализированы меры государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой. Документ вступил в силу 22 февраля 2022 года.

Постановлением определен перечень озоноразрушающих веществ, которые попадают под государственный контроль. Также изменена форма отчетности о веществах, разрушающих озоновый слой. Из нее исключен раздел, обязывающий юридических лиц и ИП представлять отчетность об использовании таких веществ в действующем оборудовании.

Утверждение федеральной программы по экологическому развитию России

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2022 № 133 утверждена федеральная научно-техническая программа в области экологического развития РФ и климатических изменений на 2021 — 2030 годы. Действие Программы начинается с 22 февраля 2022 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 2021 года.

Целью программы является повышение эффективности научно-технической деятельности в области экологического развития РФ и климатических изменений.

Разрабатываемые наукоемкие технологические решения должны быть направлены на:

  • обеспечение экологической безопасности, улучшение состояния окружающей среды;
  • изучение климата, механизмов адаптации к климатическим изменениям и их последствиям;
  • обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов;
  • принятие мер по уменьшению негативного воздействия парниковых газов на окружающую среду.

Программа реализуется по следующим основным направлениям:

  • мониторинг и прогнозирование состояния окружающей среды и климата;
  • смягчение антропогенного воздействия на окружающую среду и климат;
  • адаптация экологических систем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям.

Ожидаемые результаты Программы:

  • разработка системы климатического мониторинга гидросферы суши, ледников, многолетней мерзлоты, наземного покрова и почв;
  • создание многоцелевой системы моделирования и прогнозирования регионального климата;
  • формирование системы моделирования для управления погодно-климатическими и экологическими рисками для социальной сферы и экономики;
  • разработка системы мониторинга потоков парниковых газов и углеродного цикла на территории Российской Федерации и прилегающих морских акваториях;
  • использование в практической деятельности разработанных наукоемких технологий с подтвержденной в рамках Программы эффективностью.

Предоставление водного объекта в пользование

С 27 февраля 2022 года решение о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемое Росводресурсами, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, будет выдаваться по обновленной форме, которая утверждена Приказом Минприроды России от 31.01.2022 № 51.

Ранее Правительством РФ были утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Лицензирование эксплуатации химически опасных объектов

С 1 марта 2022 года обновляется порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (Постановление Правительства РФ от 12.02.2022 № 160).

Поправки коснулись проведения оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям в форме документарной и выездной оценки с применением оценочного листа, в том числе с использованием средств дистанционного взаимодействия. Установлена возможность осуществлять лицензируемый вид деятельности для иностранных юридических лиц.

Уточнены сроки принятия решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), о внесении изменений в реестр лицензий (об отказе во внесении изменений в реестр лицензий):

  • до 30 рабочих дней — по заявлениям, поданным на бумажном носителе;
  • до 23 рабочих дней — по заявлениям, поданным в виде электронного документа посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Обновление формы заявки на получение КЭР

Для получения комплексного экологического разрешения с 1 марта нужно подавать заявку по новой форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 22.10.2021 № 780.

Также Приказом обновлена форма самого комплексного экологического разрешения.

Изменение Порядка проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ

Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871 актуализирован Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки.

С 1 марта вступают силу новые положения, позволяющие обеспечить учет выбросов от передвижных источников при проведении инвентаризации выбросов. В частности, приведен рекомендуемый образец таблицы для обобщения сведений о выбросах передвижных источников, эксплуатируемых на объекте.

При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

При этом устанавливаются их характеристики, определяются количественные и качественные показатели выбросов от них, вне зависимости от того, эксплуатируются они на объекте постоянно или временно.

Все собранные данные должны систематизироваться и документироваться.

При проведении инвентаризации выбросов учитываются следующие виды передвижных источников:

  • автомобильный транспорт, строительная, сельскохозяйственная, дорожная и иная техника, которая относится к передвижным источникам выбросов;
  • самолеты и иные воздушные суда;
  • ж/д транспорт;
  • водные суда.

Также необходимо учитывать выбросы от передвижных источников на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных источников, погрузка и разгрузка передвижных источников.

Если выбросы от передвижных источников на таких стоянках и сооружениях уже были ранее учтены при инвентаризации выбросов на объекте как выбросы от стационарных источников, то повторный учет выбросов не требуется.

Выбросы передвижных источников можно не учитывать, если на объекте НВОС не осуществляется промышленное производство или эксплуатируются исключительно легковые автомобили, автобусы для перевозки людей в количестве не более 20 единиц в день и грузовые автомобили в количестве не более 3 единиц в день.

Нововведения в области обращения с отходами

С 1 марта 2022 года вводится ряд изменений, затрагивающих деятельность по обращению с отходами.

  1. В соответствии с пунктом 4 статьи 14.2 Федерального закона от 24.06.

    1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, образующие отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности и региональные операторы по обращению с ТКО обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

    ИП и юридические лица, образующие отходы I и II классов опасности, должны самостоятельно обезвреживать и (или) размещать такие отходы, если имеют на это законные основания.

    В противном случае они обязаны передать такие отходы федеральному оператору, заключив с ним договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.

    Причем федеральный оператор не вправе отказаться от заключения договора.

    Федеральный оператор осуществляет прием отходов I и II классов опасности, входящих в состав ТКО, от регионального оператора по обращению с ТКО на основании соответствующего договора, заключение которого для федерального оператора является обязательным.

  2. Устанавливаются требования при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности, утвержденные Приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399.

    Их должны соблюдать все граждане, юридические лица и ИП, в чьей деятельности образуются отходы:

    • батареи и аккумуляторы, отходы электролитов;
    • минеральные и синтетические масла;
    • компьютеры, электронное и оптическое оборудование;
    • шины, покрышки, камеры.

    Причем юридические лица и ИП в течение 11 месяцев со дня образования отходов, отнесенных к группе «Отходы электронного оборудования», должны передать их на обработку и утилизацию тем организациям, которые имеют на это соответствующую лицензию. При этом граждане имеют право передавать отходы электронного оборудования определенным категориям лиц.

    Соблюдение введенных требований будет способствовать реализации приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами.

  3. Приказом Минтранса России от 22.11.2021 № 399 устанавливается порядок нанесения специальных отличительных знаков, обозначающих класс опасности отходов, на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов.

    Также Приказом определены образцы этих специальных отличительных знаков.

    Какой закон является основой экологического законодательства? Какой закон является основой экологического законодательства? Какой закон является основой экологического законодательства? Какой закон является основой экологического законодательства? Какой закон является основой экологического законодательства?

    Стоит обратить внимание, что если транспортным средством осуществляется перевозка отходов нескольких классов опасности, на нем размещается табличка наиболее высокого класса опасности отходов.

С 1 марта 2022 года становится обязательным внесение данных в федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК) и заключение договоров в области обращения с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором.

  • Перечисленными изменениями совершенствование законодательства в области обращения с отходами не заканчивается.
  • 18 февраля депутатами Государственной Думы РФ внесен на рассмотрение в качестве законодательной инициативы Проект Федерального закона № 74417-8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ в части регулирования обращения с вторичными ресурсами».
  • Законопроектом предлагается установить обязательное раздельное накопление отходов, что позволит использовать их в качестве вторичных ресурсов, вовлекая в хозяйственный оборот.
  • Проектом, разработанным совместно с Минприроды России, утверждается определение новых понятий:
  • вторичные ресурсы — виды отходов, которые или компоненты которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства;
  • вторичное сырье — продукция, полученная из вторичных ресурсов, которая может использоваться в производстве другой продукции (за исключением пищевой) или иной хозяйственной деятельности.
Читайте также:  Какой принцип лежит в основе системы экологического менеджмента?

Предполагается ввести раздельное накопление или передачу в пункты сбора отходов как обязательное для всех требование. Юридические лица и индивидуальные предприниматели заниматься утилизацией вторичных ресурсов или передавать их другим лицам для утилизации будут самостоятельно.

Также предлагается установить требования при обращении с побочными продуктами производства. К ним относятся вещества или предметы, которые образуются при производстве основной продукции, но не являются целью производства и могут применяться в качестве сырья или продукции. Особые правила обращения с такими веществами предполагают их использование в течение 3 лет.

При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут самостоятельно принимать решение о том, к чему относить образуемые в ходе производства вещества и предметы — к отходам, или к побочным продуктам.

Кроме того, предлагается установить перечни видов товаров и работ, производство и выполнение которых можно будет осуществлять только с использованием в их составе определенной доли вторичных ресурсов.

В отношении таких перечней будут разработаны меры стимулирования.

Производство некоторых видов продукции станет запрещенным, если оно будет сопровождаться образованием неперерабатываемых или трудноперерабатываемых отходов.

Экологическое законодательство РФ

Экологическое право – совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологи­ческие) отношения в сфере взаимодействия общества и при­роды с целью охраны окружающей природной среды, предуп­реждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека природной сре­ды. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке.

  • Источниками экологического права, образующими экологи­ческое законодательство Российской Федерации, являются следующие правовые документы:
  • 1) Конституция РФ;
  • 2) зако­ны и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды;
  • 3) указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правитель­ства РФ;
  • 4) нормативные акты министерств и ведомств;
  • 5) нормативные решения органов местного самоуправления.

1. Конституция Российской Федерации (1993 г.) провозгла­шает права граждан на землю и другие природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду (экологическую безопас­ность), на возмещение ущерба, причиненного его здоровью, на участие в экологических организациях и общественных дви­жениях, на получение информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране.

Одновременно Кон­ституция РФ устанавливает обязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодательства, принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру. Консти­туция РФ также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

2. Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) лежит в основе природоохранного законодательстваРФ.

Зада­чами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаи­модействия общества и природы с целью сохранения природ­ных богатств и естественной среды обитания человека, предот­вращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окру­жающей природной среды, укрепления законности и правопо­рядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Настоящий закон охватывает все аспекты природопользо­вания и охраны окружающей среды, и нормы других законов в области охраны окружающей среды не должны противоре­чить Конституции РФ и Федеральному закону «Об охране окружающей среды».

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.

) регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяй­ственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию конститу­ционного права субъектов Российской Федерации на совмес­тное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны ок­ружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных терри­ториях» (1995 г.

) регулирует отношения в области организа­ции, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных при­родных комплексов и объектов, достопримечательных природ­ных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологи­ческого воспитания населения.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.) устанавливает правовые основы охраны атмосферного возду­ха.

Атмосферный воздух является жизненно важным компо­нентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Важнейши­ми общими мероприятиями охраны воздушного бассейна на­званы установление нормативов предельно допустимых кон­центраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов (ПДВ), а также платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» (1995 г.) определяет правовые основы обеспечения радиаци­онной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

Он провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использо­вании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. В случае радиационной аварии закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан.

Законом устанавлива­ется также компенсация за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и др.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.) определяет правовые основы защиты населения, тер­риторий и акваторий при возникновении природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребле­ния» (1998 г.) определяет правовые основы обращения с отхо­дами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую при­родную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйствен­ный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здо­ровья граждан (1993 г.) регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъек­тов, субъектов государственной, муниципальной и частной сис­тем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

Федеральный закон «О недрах» (1992 г.) регулирует правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. За­кон направлен, в первую очередь, на рациональное использо­вание недр и их загрязнение.

Земельный кодекс РФ (2001 г.) регламентирует охрану зе­мель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли.

Основными правовыми функциями охраны земель являются сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сельскохо­зяйственных земель. Экологическими нарушениями считают­ся порча, загрязнение, засорение и истощение земель.

Кодекс регламентирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.

Водный кодекс РФ (1995 г.) регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов. Закон на­правлен на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.

Лесной кодекс РФ (1997 г.) регулирует отношения, возника­ющие при пользовании лесным фондом Российской Федера­ции в целях создания условий для рационального использова­ния, воспроизводства, охраны и защиты лесов, устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, за­щиты и воспроизводства лесов, повышения их экологическо­го и ресурсного потенциала.

Федеральный закон «О животном мире» (1995 г.

) регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его оби­тания в целях обеспечения биологического разнообразия, ус­тойчивого использования всех его компонентов, создания ус­ловий для устойчивого существования животного мира, со­хранения генетического фонда диких животных и иной защи­ты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды.

3. Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ затрагивают широкий круг экологических вопросов. Например, Указ о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996 г.).

4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по вопросам рационального использова­ния и охраны окружающей природной среды в виде постанов­лений, инструкций, приказов и т.д. Они являются обязатель­ными для других министерств и ведомств, физических и юри­дических лиц.

5. Нормативные решения органов местного самоуправления (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конк­ретизируют действующие нормативно-правовые акты в обла­сти охраны окружающей природной среды.

Тема 9. Основы экологического права, профессиональная ответственность

Основы
экологического законодательства России.
Правовые нормы в природоохранной
деятельности. Нормативные акты и
ответственность за вред, наносимый
природным объектам. Экологическая
экспертиза. Разновидности экологического
аудита. Виды ответственности за
экологические правонарушения.

Экологическое
законодательство Российской Федерации

В
нашей стране существует ряд уровней
экологического законодательства. Основу
экологического законодательства РФ
составляют положения Конституции
Российской Федерации: о праве на
благоприятную окружающую среду, на
достоверную информацию о ее состоянии,
об обязанности бережно относиться к
природным богатствам.

Читайте также:  Какие есть риски в аудите?

В
соответствии с Конституцией принимаются
соответствующие законы РФ, Указы
Президента РФ и постановления Правительства
РФ, Законы и подзаконные акты на уровне
субъектов РФ, Декларации
общественно-экологических организаций,
имеющие рекомендательный характер. В
настоящее время на территории России
действуют следующие законы, направленные
на охрану окружающей среды:

Закон
РФ «Об охране окружающей природной
среды»
(1991 г.).

Этот
закон является базовым актом в области
экологии и содержит все основные разделы,
связанные с экологическим законодательством:
основные принципы и объекты охраны
окружающей среды, право граждан на
здоровую и благоприятную окружающую
среду, экономический механизм охраны
среды, нормирование качества окружающей
среды, особо охраняемые природные
территории и объекты, экологический
контроль и т.д.

  • – Земельный
    кодекс
  • – Водный
    кодекс
  • – Лесной
    кодекс
  • – Закон
    РФ «О недрах»
  • – Закон
    РФ «Об охране атмосферного воздуха»
  • – Закон
    РФ «Об экологической безопасности»
  • – Закон
    РФ «О санитарно-эпидемиологическом
    благополучии населения»
  • – Закон
    РФ «О животном мире»

В
то же время, один из основных принципов
охраны окружающей среды гласит: «Мыслить
глобально – действовать локально».
Это означает, что каждый человек несет
личную ответственность за решение
глобальных экологических проблем.

Экологическое право

8.1. Понятие, предмет и источник экологического права

Экологическое
право
– это отрасль российского
права, представляющая собой систему
норм права, регулирующих общественные
отношения в сфере взаимодействия
общества и природы с целью сохранения,
оздоровления и улучшения окружающей
среды в интересах настоящего и будущих
поколений людей.
Данное определение
экологического права базируется в
основном на ст. 1 Закона РСФСР от 1991 г.
«Об охране окружающей природной среды».

Предметом
экологического права являются общественные
отношения в сфере охраны, оздоровления
и улучшения окружающей природной среды,
предупреждения и устранения вредных
последствий воздействия на нее
хозяйственной и иной деятельности.

В любом
правовом государстве основным источником
экологического права должен быть закон,
адекватно регулирующий экологические
права человека и гражданина, обеспечивающий
механизм их защиты, а также формирующий
общественные отношения собственности
на природные ресурсы, содержащий правовые
нормы по природопользованию и охране
окружающей природной среды, по пресечению
и профилактике правонарушений в этой
области.

Систему
источников экологического права в
России образуют Конституция Российской
Федерации, федеративные договоры,
международные договоры РФ, общепризнанные
нормы международного права, федеральные
законы, нормативные указы и распоряжения
Президента РФ, нормативные постановления
Правительства РФ, Конституции, законы
и иные нормативные правовые акты
субъектов Федерации, нормативные
правовые акты министерств и ведомств,
органов местного самоуправления и т.д.

Регулирование
отношений в области использования
природных ресурсов предусматривается
Земельным кодексом РСФСР, Водным кодексом
РФ, Лесным кодексом РФ, Федеральным
законом «О животном мире». Источники
экологического права процессуального
характера – это Гражданский процессуальный
кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный
кодекс РСФСР, различные правовые акты
и постановления Правительства РФ.

Охрану и
защиту прав собственности на природные
ресурсы, экологических прав и законных
интересов человека и гражданина,
выполнение правовых требований
природопользования и охраны окружающей
среды обеспечивают в нашей стране
правоохранительные органы (милиция,
прокуратура, Конституционный Суд РФ,
общие и арбитражные суды). В своей
деятельности они основываются на
федеральных законах, Арбитражном
процессуальном кодексе РФ, Кодексе
РСФСР об административных правонарушениях,
Уголовном кодексе РФ, Гражданском
кодексе РФ и других соответствующих
правовых документах.

Конституционные основы экологического законодательства

  • В Конституции Российской Федерации отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка.
  • В Конституции РФ вся сфера взаимодействия общества и природы подразделяется на три группы отношений: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.
  • Основу экологического законодательства составляют следующие положения Конституции Российской Федерации:
  • — о праве каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42);
  • — об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
  • — об использовании и охране в Российской Федерации земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9);
  • — о праве граждан и их объединений иметь в частной собственности землю; об осуществлении собственниками свободного владения, пользования и распоряжения землёй и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36);
  • — о поощрении в Российской Федерации деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст. 41);
  • — об отнесении к ведению Российской Федерации установления основ федеральной политики и федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, определение статуса и защиты территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации (ст. 71);
  • — об отнесении к совместному ведению РФ и субъектов РФ вопросов владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; особо охраняемых природных территорий; земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды (ст. 72);

— о задаче Правительства РФ обеспечивать проведение в РФ единой государственной политики в области экологии (ст. 114).

  1. Статья 42 Конституции РФ закрепляет три, по существу самостоятельных, но тесно связанных между собой, экологических права человека:
  2. — право на благоприятную окружающую среду;
  3. — право на достоверную информацию о её состоянии;
  4. — право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право на благоприятную окружающую среду конкретизировано в статье 11 Закона РФ.«Об охране окружающей среды».

Окружающая среда является благоприятной, или её состояние соответствует нормативам, касающимся её чистоты, ресурсоёмкости, неистощимости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.

Уровень достоверной информации о состоянии окружающей среды зависит, в частности, от уровня развития экологической науки и техники в сфере мониторинга и контроля.

Право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей средыконкретизируется в федеральном законе от 20.02.95 г. «Об информации, информатизации и защите информации», который гарантирует и устанавливает судебную защиту данному праву.

Согласно этому закону пользователи обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам, что «является основой осуществления общественного контроля за состоянием экологи» (пункт 1. статья 12).Отказ в доступе к информационным ресурсам может быть обжалован в суде (п.п. 1,2, ст. 13).

Лицо, которому отказано в доступе к информации, и лицо, получившее недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесённого ими ущерба (п.1. ст. 24).

Право граждан на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением, конкретизируется законом «Об охране окружающей среды» в статье 79, согласно которой «вред, причинённый здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объёме». Определение объёма и размера возмещения вреда, причинённого здоровью и имуществу граждан, осуществляется в соответствии с законодательством.

  • Согласно статьи 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации относится:
  • — регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе экологических);
  • — федеральная государственная собственность (прежде всего на природные ресурсы) и управление ею;
  • — Производство ядовитых веществ, наркотических веществ и порядок их использования;
  • — гражданское, гражданско-процессуальное законодательство (как основные механизмы защиты природных ресурсов и их владельцев);
  • — метеорологическая служба, стандарты (в том числе в области охраны окружающей среды).
  • В совместном ведении Российской Федерации и её субъектов находятся:
  • — защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (в том числе экологических);
  • — разграничение государственной собственности (прежде всего на природные ресурсы).

В Конституции РФ закреплены также организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации.

Согласно статье 72, «пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; особо охраняемых природных территорий; земельного, водного, лесного законодательств, законодательства о недрах, об охране окружающей среды» являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации. Российская Федерация принимает федеральные законы, которыми являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Российской Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов.

Читайте также:  Кто убирает мусор возле контейнеров?

Конституция РФ закрепляет основные правила, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. Положения Конституции РФ конкретизируются в источниках экологического права.

Вне пределов ведения РФ и её полномочий субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Экологическое законодательство осуществляется на федеральном уровне – Государственной Думой и Советом Федерации Федерального собрания РФ, Президентом и Правительством РФ; на уровне субъектов Российской Федерации – законодательными органами субъектов федерации.

Экологическое право России

Строение права имеет системную структуру, что предопределяет необходимость рассмотрения вопроса о системе экологического права. Эколого-правовые нормы в зависимости от круга регулируемых общественных отношений объединены в правовые институты, которые, в свою очередь, формируют экологическое право в целом.

Под институтом экологического права понимается совокупность правовых норм, регулирующих узкий круг однородных общественных отношений, входящих в сферу государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Институты экологического права, содержащие нормы различного содержания, формируют систему экологического права.

Система экологического права — это совокупность последовательно расположенных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (правовых институтов), которые образуют его содержание.

Система экологического права:

  • Общая часть;
  • Особенная часть;
  • Специальная часть.

Общая часть экологического права содержит:

  • общие положения (понятие, предмет, метод, цели, задачи, принципы, система и источники экологического права);
  • право собственности физических и юридических лиц на природные ресурсы;
  • управление природопользованием и охраной окружающей среды;
  • правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды (экологическое управление и контроль, нормирование качества окружающей среды, экологический мониторинг и экологическая экспертиза);
  • экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды (плата за природопользование, загрязнение, экологическое лицензирование, сертификация, страхование);
  • юридическую ответственность за экологические правонарушения.

Особенная часть экологического права содержит:

  • правовые режимы использования и охраны каждого вида природных ресурсов (земель, недр, вод, объектов животного и растительного мира);
  • правовую охрану атмосферного воздуха и озонового слоя;
  • правовой режим особо охраняемых природных территорий (государственных природных заповедников, национальных парков и т.п.);
  • правовой режим экологически неблагоприятных территорий;
  • правовой режим обращения с опасными, радиоактивными веществами и отходами.

Специальная часть экологического права содержит:

  • общие принципы международного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
  • международные экологические организации;
  • международное эколого-правовое регулирование.

Необходимым условием правового регулирования общественных отношений является наличие объективно выраженных правовых предписаний, т.е. источников права.

Источники экологического права — это внешняя форма выражения обязательных правил поведения, регулирующих общественные отношения, входящие в сферу эколого-правового регулирования. Источники права могут носить кодифицированный характер, а могут быть и некодифицированными.

Источники экологического права могут быть классифицированы:

по юридической силе:

  • федеральные законы;
  • законы субъектов РФ;
  • подзаконные нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ:
  • ведомственные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;
  • подзаконные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ;
  • нормативные акты органов местного самоуправления;

по направленности правового регулирования:

  • общие нормативные акты, объектами регулирования которых является окружающая среда и деятельность по ее охране и обеспечению безопасности в целом;
  • специальные нормативные акты, объектами регулирования которых являются отдельные компоненты окружающей среды или деятельности по ее охране и обеспечению безопасности.

Важнейшим источником экологического права является Конституция РФ, которая устанавливает:

  • конституционные экологические права и обязанности граждан (каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, каждый обязан бережно относиться к природным богатствам);
  • разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ (в частности, к предмету совместного ведения России и ее субъектов относятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры, законодательство об охране окружающей среды);
  • основные приоритеты организации и деятельности государственных органов, в том числе в области природопользования и охраны окружающей среды:
  • формы собственности на природные ресурсы, режим пользования ими и способы защиты от противоправных посягательств.

Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона «Об охране окружающей среды», других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Экологическое законодательство отличается большим разнообразием, динамикой развития, что в первую очередь связано с предметом его правового регулирования, в который входят следующие элементы:

  • отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ (в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду регулируются международными договорами РФ, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ);
  • отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления (регулируются международными договорами РФ, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования);
  • отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством).

Основным источником экологического права является Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». По своей структуре данный Закон состоит из преамбулы, 16 глав и включает в себя 84 статьи.

Он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» содержит следующие разделы и понятия:

  • общие положения;
  • основы управления в области охраны окружающей среды;
  • права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
  • экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
  • нормирование в области охраны окружающей среды;
  • оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
  • требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
  • природные объекты, находящиеся под особой охраной;
  • государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
  • контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
  • научные исследования в области охраны окружающей среды;
  • основы формирования экологической культуры;
  • ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды;
  • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;
  • заключительные положения.

Важным источником экологического права являются постановления Правительства РФ, значение которых выражается в следующем:

  • в целях обеспечения единства экологической политики на основе принимаемых федеральных законов Правительство РФ утверждает федеральные целевые программы;
  • в целях обеспечения единства правового регулирования и правоприменения в постановлениях, принимаемых Правительством РФ, уточняются, детализируются и конкретизируются положения действующих федеральных законов;
  • правительство РФ утверждает положения о государственных органах, полномочия которых реализуются в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *