Кто регулирует экологическое право?

Экология
– от греч. «дом» + «наука». Термин был
введен в научный оборот в 1869 году немецким
ученым Э. Геккелем. Экология как научное
направление развивалась в рамках
биологических наук достаточно долгое
время.

Наиболее активное развитие
пришлось на вторую половину XIX
века и последующее время. Со временем
вопросами экологии стала заниматься
не только биология, но и другие науки.

Проблема сохранения природной среды
стала очевидной к середине XX
века, что повлекло за собой развитие
исследований в области взаимодействия
человека и природы, в том числе и
социальными науками и юриспруденцией.

Тенденция экологизации коснулась
практически всех отраслей знаний, и это
выразилось в становлении экологического
права. Экологическое право развивалось
в целях обеспечения прав граждан на
благоприятную окружающую среду.

Воздействовать
экологическое право должно на хозяйственную
деятельность на стадии, позволяющей
обеспечить предотвращение вреда.

По
мнению Чугукова, основное назначение
экологического права – обеспечение
конституционного права граждан на
благоприятную окружающую среду, получение
достоверной информации о ее состоянии
и на возмещение ущерба, причиненного
их здоровью или имуществу экологическим
правонарушением.

По мнению Боголюбова,
регулируемые экологическим правом
общественные отношения подразделяются
на 3 части. Соответственно группируются
правовые нормы. Части:

  • Природоохранное право – регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общества, решения концептуальных вопросов окружающей среды.
  • Природоресурсное право – регулирует отношения по охране и рациональному использованию природных ресурсов.
  • Нормы других отраслей, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды.

Экологическое
право является комплексной отраслью в
системе российского права. Иногда ее
называют суперотраслью. При оценке
данной отрасли важно иметь в виду, что
она включает в себя ряд самостоятельных
отраслей права, признанных в таком
качестве, — земельное, водное, горное,
воздухоохранительное, лесное и
фаунистическое.

Комплексный
характер отрасли экологического права
определен, однако, не этим обстоятельством,
а тем, что общественные экологические
отношения регулируются как собственными
нормами, так и нормами, содержащимися
в других отраслях российского права,
включая гражданское, конституционное,
административное, уголовное,
предпринимательское, финансовое,
аграрное и др. Процесс отражения
экологических требований в этих отраслях
права получил название экологизации
соответственно гражданского права,
уголовного права, предпринимательского
права и т.д. Так, в главе
26
Уголовного кодекса РФ регулируется
уголовная ответственность за экологические
преступления. Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях
содержит главу
8 —
административные правонарушения в
области охраны окружающей природной
среды и природопользования. Налоговый
кодекс РФ регулирует взимание экологических
налогов.

Формирование
экологического права как комплексной
отрасли наложило отпечаток и на механизм
действия его норм.

Основными его
элементами являются экологическое
нормирование, оценка воздействия на
окружающую среду, экологическая
экспертиза, лицензирование, экономические
меры, сертификация, аудит, контроль, а
также применение мер юридической
ответственности, предусматриваемых
трудовым, административным, уголовным
и гражданским правом.

Таким
образом, под
экологическим правом

понимается совокупность основанных на
эколого-правовых идеях норм, регулирующих
общественные отношения собственности
на природные ресурсы, по обеспечению
рационального использования природных
ресурсов и охране окружающей среды от
вредных химических, физических и
биологических воздействий в процессе
хозяйственной и иной деятельности, по
защите экологических прав и законных
интересов физических и юридических лиц
и конкретных правоотношений в данных
сферах.

Система органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды

Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях.

Виды органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды:

    • органы общей компетенции;
    • специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере;
    • иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.

Органы государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды общей компетенции

Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, — развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

    1. Президент России;
    2. Правительство России;
    3. правительства (администрация) субъектов РФ.

Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям его управленческой деятельности можно отнести:

    • определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства;
    • нормотворчество;
    • организацию системы центральных органов исполнительной власти России;
    • гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды;
    • обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в его администрации. В настоящее время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета безопасности РФ.

При анализе деятельности Президента РФ по управлению природопользованием и охраной окружающей среды, нельзя не обратить внимания на очевидную тенденцию принятия им решений, уменьшающих возможности для решения в стране острейших экологических проблем. Об этом свидетельствует не только упразднение должности Советника по вопросам экологии и охраны здоровья в собственном аппарате.

Соответствующими указами Президента РФ были упразднены Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (1996 г.), созданный на его основе Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (2000 г.), Федеральная служба лесного хозяйства России, Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору России (2000 г.

) как самостоятельные органы федеральной исполнительной власти.

Компетенция Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами.

Основными актами общего характера являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Конкретные полномочия этих органов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды определяются многими актами специального характера — федеральными и региональными законами, указами Президента РФ и др.

Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство России:

    • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;
    • осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;
    • проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» в отдельной статье определил полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры. В аппарате Правительства РФ вопросами в данной области ведают Департамент социального развития и охраны окружающей среды и Департамент отраслевого развития (в части организации и экономики природопользования).

Специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды

На специализированные органы управления, действующие на разных уровнях, возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, экспертизой, лицензированием, экспертизой, сертификацией, контролем и т.д.

В ряду эколого-правовых проблем в России организация системы специально уполномоченных государственных органов управления в этой сфере остается наиболее острой. В последние годы Система органов государственного экологического управления  неоднократно изменялась, причем не в сторону ее совершенствования.

В настоящее время специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды включают:

  • федеральные министерства;
  • федеральные агентства;
  • федеральные службы.

Федеральные органы специальной компетенции в зависимости от выполняемых функций и решаемых задач систематизируются следующим образом:

  • Органы, выполняющие все задачи или блок природоохранительных задач: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
  • Органы, охватывающие вопросы охраны и использования отдельных природных объектов: Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство по рыболовству и др.
  • Органы, выполняющие одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов: Федеральная служба государственной статистики, Министерство внутренних дел РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная таможенная служба и др.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в настоящее время специально уполномоченными государственными органами в данной сфере являются:

  1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
    • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
    • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
    • Федеральное агентство водных ресурсов
    • Федеральное агентство лесного хозяйства
    • Федеральное агентство по недропользованию
  2. Министерство сельского хозяйства РФ
    • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
    • Федеральное агентство по рыболовству
  3. Министерство экономического развития РФ
    • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
    • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
  4. Федеральная служба безопасности Российской Федерации
  5. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Читайте также:  Что входит в систему экологического контроля?

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды иными органами

В системе центральных органов федеральной исполнительной власти имеется ряд органов, на которые также возложены специальные задачи по государственному управлению природопользованием и охраной окружающей среды наряду с решением иных задач.

К таким органам относятся, в частности:

  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
  • Федеральная таможенная служба;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет, в частности, надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

Экологическое право | это… Что такое Экологическое право?

Экологическое право — особое комплексное образование,[1] представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы[2].

В сегодняшней юридической науке существует два основных (с некоторыми вариациями) подхода к тому, какие общественные отношения в области взаимодействия общества и природы следует включать в предмет экологического права.

[3] Первый из них заключается в том, чтобы рассматривать в качестве предмета эколого-правового регулирования только общественные отношения в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.[4] Второй — в том, чтобы помимо упомянутого включать в предмет экологического права общественные отношения в области использования природных ресурсов.[5]

Принципы экологического права

Экологическое право и формируемое на его основе экологическое законодательство основывается на ряде принципов:

  • Право на благоприятную окружающую среду (в России — одно из конституционных экологических прав, закреплено в ст. 42 Конституции РФ)
  • Предотвращение вреда окружающей среде
  • Охрана жизни и здоровья человека
  • Демократизация экологического права
  • Гуманность
  • Обеспечение рационального использования природных ресурсов
  • Устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие
  • Сохранение и защита экологического равновесия
  • Свободный доступ к экологической информации (в России — одно из конституционных экологических прав, закреплено в ст. 42 Конституции РФ)
  • Платность природопользования (в российском экологическом законодательстве сформулирован как «Платность природопользования, возмещение вреда окружающей среде», подробнее см. Принцип платности природопользования, возмещения вреда окружающей среде)
  • Разрешительный порядок воздействия на окружающую среду
  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду
  • Экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользованию
  • Ответственность за нарушение требований экологического законодательства
  • и др.

Система экологического права России

В системе экологического права России принято выделять: общую, особенную и специальную части. Общая часть — положения, обслуживающие институты особенной части. Особенная часть — институты, имеющие целевое назначение в силу специфики объекта (предмета использования или охраны) Специальная часть — экология и космос, международное экологическое право, сравнительное экологическое право.

Общая часть содержит, в том числе, такие институты как:

  • право собственности на природные объекты;
  • право природопользования;
  • государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды;
  • эколого-правовая ответственность

Особенная часть включает:

  • Эколого-правовой режим природных объектов: землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования, пользования животным миром
  • Эколого-правовая охрана (защита) отдельных компонентов природной среды: атмосферного воздуха, защита природных объектов, в том числе ООПТ
  • Эколого-правовой режим и охрана природно-антропогенных систем: эколого-правовой режим использования и охраны объектов с/х, эколого-правовой режим населенных пунктов, рекреационных и лечебно-оздоровительных зон; правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления и т.д.

Специальная часть экологического права посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды, сравнительно-правовому анализу отечественного и зарубежного экологического права.

См. также: История экологического права в России

Международное экологическое право

Основная статья: Международное право охраны окружающей среды

  1. См. Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 46, 323, 442, 599.
  2. Петров В. В. Экологическое право России. Учебник для вузов. М., 1995. С. 62.
  3. Голиченков А.К. Понятие, предмет и система экологического права в широком смысле слова// Экологическое право России. Сборник материалов научно-практических конференций 1995-1998 гг. М., 1999. С. 318.
  4. См., н-р, Крассов О.И. Экологическое право: Учебник. М., 2008. С. 37.
  5. См., н-р, Экологическое право / Под ред. С.А.Боголюбова. М., 2008. С. 13.

Экологическое право

С недавних пор к числу функций государства стали относить экологическую функцию, под которой понимается обеспечение государством права каждого на здоровую окружающую среду, реализуемое посредством охраны и защиты природных ресурсов. Усиление антропогенного воздействия на природу, исчерпаемость ресурсов придают данному направлению деятельности государства особую актуальность.

Данная функция реализуется государством в различных формах и использованием разнообразных методов и средств, среди которых особое место занимает правовое регулирование складывающихся в обществе отношений по поводу использования и охраны окружающей среды и ее компонентов.

Совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие по поводу природных ресурсов, принято называть экологическим правом, при этом принято различать:

Тренируй мозг с удовольствием Развивай память, внимание и мышление c помощью онлайн-тренажеров Выбрать программу

  • правовую отрасль;
  • отрасль законодательства;
  • науку и учебную дисциплину.

Экологическое право как отрасль права

До сих пор продолжаются дискуссии о самостоятельности данной отрасли права.

Некоторые ученые настаивают на том, что экологическое право не образует правовой отрасли, представляя лишь набор норм, направленных на защиту окружающей среды.

Другие ученые говорят о самостоятельности данного правового образования. При этом подчеркивается, что экологическое право – формирующаяся отрасль, имеющая вторичный (производный) и комплексный характер.

Как известно, о самостоятельности отрасли права свидетельствуют:

  • обособленный предмет;
  • специфический метод;
  • кодифицированный источник (факультативный признак).

В предмет экологического права входят следующие общественные отношения между физическими, юридическими лицами, публично-правовыми образованиями:

  • отношения собственности на природные ресурсы;
  • отношения природопользования;
  • отношения по охране окружающей среды и возмещения причиненного ей вреда;
  • правоохранительные отношения (по защите экологических прав и интересов).

«Экологическое право » ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Консультации эксперта по предмету Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость

Метод регулирования экологических отношений представляет совокупность административно-правовых и гражданско-правовых способов воздействия на данные отношения.

При этом экологическое право отличается разнообразием источников и не имеет единого кодифицированного акта, регулирующего его предмет, поэтому некоторые ученые рассматривают экологическое право как отрасль законодательства.

Экологическое право – комплексная производная отрасль российского права, предметом регулирования которой являются общественные отношения по поводу владения, пользования, распоряжения природными ресурсами, обеспечения экологической безопасности и восстановления нарушенных природных объектов.

Экологическое право как отрасль законодательства

Если о самостоятельности экологического права как отрасли права все еще ведутся дискуссии, то рассмотрение экологического права как отрасли законодательства не вызывает никаких сомнений.

Экологическое законодательство – совокупность правовых актов различного уровня, регулирующих отношения по поводу владения и пользования природными ресурсами, охраны окружающей среды и защиты экологических прав.

Отличиями экологического законодательства от экологического права выступают:

  • система отрасли права включает подотрасли, институты, нормы, а система законодательства – законы и подзаконные акты;
  • наличие требований и критериев выделения отрасли права (отрасль законодательства имеет только предметный критерий).

В структуре предмета экологического права и экологического законодательства сформировались различные подотрасли, такие как земельное право, горное право, воздушное право, лесное право, природоресурсное право и т. п.

Экологическое право как наука и учебная дисциплина

Совокупность теоретических взглядов на правовое регулирование экологических отношений, их формирование и развитие составляет предмет такой отраслевой юридической дисциплины, как наука экологического права.

https://www.youtube.com/watch?v=q2xwpxuppIU\u0026list=PLE0k6l9jBpJDI6OrinQXV_OdiAwR31CMb

При этом в предмете данной отрасли науки принято выделять:

  • общую часть (предмет, метод, институты отрасли);
  • особенную часть (меры рационального использования различных природных объектов, правовые режимы таких объектов, обращение с опасными факторами);
  • специальная часть (экологическое право зарубежных стран, международное экологическое право).

Студентам среднеспециальных и высших учебных заведений преподается учебная дисциплина «Экологическое право», основанная на одноименной науке.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Государственный экологический надзор

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Экологическое право » Государственный экологический надзор

Кто осуществляет государственный экологический надзор? Какие задачи возложены на государственные органы в сфере экологического надзора? На данные вопросы ответит настоящая статья.

Содержание

Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными государственными органами, которые контролируют соблюдение экологических требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Надзор осуществляется на 2 уровнях: федеральном и региональном.

Федеральный государственный экологический надзор осуществляет Федеральная служба в сфере природопользования — Росприроднадзор.

Служба проверяет исполнение экологического законодательства в отношении объектов, перечень которых утвержден Правительством РФ.

Это объекты, которые обеспечивают обороноспособность и безопасность государства, государственные энергетические системы, охраняемые природные территории.

Региональный государственный экологический надзор производят территориальные подразделения Росприроднадзора и исполнительные органы субъекта РФ. Правительство субъекта самостоятельно формирует орган, который осуществляет региональный государственный экологический надзор.

Координацией деятельности федеральных и региональных подразделений Росприроднадзора занимается Управление государственного экологического надзора — структурное подразделение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Главные задачи, которые возложены на Управление:

  • Следить за исполнением законодательства и соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечением экологической безопасности.
  • Участвовать в реализации и формировании государственной политики в сфере охраны окружающей среды.
  • Принимать участие в разработке нормативных актов и методических документов, на основании которых осуществляется государственный экологический надзор.
Читайте также:  Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства?

Разрабатывать предложения по совершенствованию государственного надзора за исполнением законодательных актов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.

Структура Управления включает в себя следующие отделы:

  • отдел надзора в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха;
  • отдел надзора и регулирования в области обращения с отходами;
  • отдел надзора за водными ресурсами и морского надзора;
  • отдел методического обеспечения и регулирования надзорной деятельности;
  • отдел разрешительной деятельности в области обращения с отходами.

Вам необходима помощь юриста по экологическому праву?

Виды государственного экологического надзора

  • земельный надзор;
  • надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;   
  • надзор за обращением с отходами;     
  • надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • надзор в области охраны водных объектов;     
  • экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
  • экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
  • надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
  • надзор в области охраны озера Байкал;   
  • федеральный лесной надзор;    
  • экологический надзор в особой экономической зоне РФ;
  • надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;   
  • надзор в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;     
  • федеральный охотничий надзор.

Порядок осуществления государственного экологического надзора

Основная задача государственного экологического надзора  — это профилактика, выявление и пресечение правонарушений в области экологии, а именно: незаконное использование природных ресурсов либо негативное воздействие на окружающую среду.

Государственный экологический надзор осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки проходят по заранее утвержденному графику. Периодичность их проведения – раз в 3 года.

Региональное управление Росприроднадзора в конце каждого года формирует план проведения проверок и согласовывает его с прокуратурой. Затем сведения направляются в Генеральную прокуратуру, где составляется сводный план.

Ежегодный план проведения проверок и результаты их проведения размещаются на официальном сайте Росприроднадзора.

Внеплановые проверки производят, когда есть для этого основания, например, получена информация о нарушении экологического законодательства,  или для того, чтобы проверить, как выполняются предписания, вынесенные при плановой проверке.

Проверки проводят государственные инспекторы в области охраны окружающей среды, которые наделены определенными полномочиями, а именно:

  1. Посещение организаций и предприятий для проведения проверок исполнения требований законодательства в области экологии.
  2. Проверка соблюдения нормативных документов в области охраны окружающей среды, выполнения мероприятий и планов по охране окружающей среды, утвержденных хозяйствующим субъектом.
  3. Выдача предписаний юридическим и физическим лицам об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
  4. Составление протоколов при выявлении нарушений.
  5. Привлечение к административной ответственности виновных в нарушениях.
  6. Предъявление исков о возмещении вреда, нанесенного окружающей среде.

Инспектор привлекает хозяйствующего субъекта к ответственности в случае выявления следующих нарушений:

  • Причинение вреда окружающей среде;
  • Причинение вреда имуществу юридических или физических лиц при совершении экологического правонарушения;
  • Причинение вреда здоровью физических лиц при совершении экологического правонарушения. 

При выявлении нарушений инспектор сначала устанавливает сам факт причинения ущерба или вреда, а также вину субъекта в этом правонарушении и причинно-следственные связи. Далее определяется размер причиненного ущерба или вреда.

Как правило, за нарушение экологического законодательства  должностные лица или руководитель организации привлекаются к административной ответственности и на них налагается штраф, либо оформляется предписание с требованием устранить выявленные нарушения.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Администрация по веневскому району отказываются вывозить свалку которая находится в центре деревни,когда они заключали с нами договора на контейнеры пообещали вывезти все свалки все вывезли,а одна осталась в центре деревни

Карина15.11.2021 17:17

На нашем предприятии образуется отход навозосодержащие стоки, мы их вносим в поля с заделкой, но труба разорвалась и вылилось все на почву, что является нарушением и экологических надзор нас штрафует. Возможно ли нам послабление штрафа каким либо образом? Мы своевременно запахали участок где произошел разлив, как можно минимизировать размер штрафа?

Елена28.10.2021 05:06

Вашу ситуацию надо рассматривать по Вашим конкретным документам. Если постановление о наложении штрафа уже вынесено, Вам необходимо подавать жалобу на постановление в Вышестоящий орган и просить снизить размер штрафа в связи с тем, что Вами было добровольно устранено последствие экологического нарушения. Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам.

Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду МИП 9. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru . По с тоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 577-03-28 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.

ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Куренкова Елена Владимировна28.10.2021 19:12

Задать дополнительный вопрос

Поясните,пожалуйста,возможно ли законное использование районной администрацией старых карьеров для муниципальных нужд по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог без лицензии на недра?

Наталья20.08.2021 14:34

Эколого-правовые отношения в России

Экологическое право — отрасль права, представляющая собой систему правовых норм и возникающих в процессе их реализации правоотношений по охране окружающей среды как природного объекта, среды обитания человека и как объекта хозяйствования в целях удовлетворения экономических, социальных и экологических потребностей живущего и будущих поколений людей.

Термин, обозначающий рассматриваемое понятие, происходит от слов «экология» и «право». Экология (от греч. oikos — дом, жилище, местопребывания и logos — учение) — наука об отношениях (взаимодействии) растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.

https://www.youtube.com/watch?v=b-90dFJHsfw\u0026list=PLE0k6l9jBpJDI6OrinQXV_OdiAwR31CMb

Применительно к отношениям человека и общества с окружающей средой исторически сформировались три формы их взаимодействия:

а) обеспечение рационального использования природных ресурсов (природоиспользование);
б) охрана окружающей природной среды;
в) обеспечение экологической безопасности человека.

Обеспечение рационального использования природных ресурсов означает сохранение такого качества окружающей среды и природных ресурсов, с одной стороны, и достижения такой национальной модели производства и потребления и такой международной экономической системы — с другой, при которых разработка природных ресурсов обеспечивает экономический рост и устойчивое развитие общества.

Под охраной окружающей природной среды понимают достижение и поддерживание такого ее качества, при котором возможны, во-первых, сохранение, защита и восстановление здорового состояния и целостности экосистемы Земли, во-вторых, защита разнообразия флоры и фауны для удовлетворения интересов и потребностей общества.

Обеспечение экологической безопасности человека заключается в достижении и поддерживании такого качества окружающей природной среды, при котором воздействие ее факторов обеспечивает здоровье человека и его плодотворную жизнедеятельность в гармонии с природой.

В практическом смысле это сведение (снижение) до возможно малой вероятности опасности вредного воздействия на человека неблагоприятных факторов окружающей природной среды или вероятности экологических аварий и катастроф с помощью системы адекватных мер экономического, организационного, правового и иного характера.

Основная роль экологического права — обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.

Принимая во внимание объективное состояние природной среды в России, можно утверждать, что развитие экологического права как самостоятельной отрасли в нашей стране приобретает все большее значение. По данным Санитарно-эпидемиологической службы Минздрава РФ, из 145 млн. российских граждан примерно 100 млн. проживают в неблагоприятных экологических условиях.

Сегодня экологическое право России — динамично развивающаяся отрасль национальной правовой системы. Основные цели и задачи природоохранного законодательства Российской Федерации зафиксированы в действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды».

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Задачами природоохранительного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущего поколений людей. Таким образом, закон, формулируя природоохранительные задачи, недостаточно полно очерчивает предмет регулирования экологического права.

Взаимоотношения общества с природой не исчерпываются природоохранительными задачами. За счет природы человечество активно удовлетворяет свои многочисленные потребности в продуктах питания, среде обитания, рекреации и др.

При этом человечество активно использует природные объекты, ресурсы и экологические системы, вольно или невольно нанося им вред своей деятельностью.

С целью ограничения негативного воздействия человека на окружающую природную среду природоресурсное законодательство предписывает определенные правила рационального, щадящего или неистощительного пользования природными ресурсами.

Предметом регулирования данной отрасли признаются общие вопросы охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности, а равно использование и охрана конкретных природных объектов и ресурсов, т. е. предметом регулирования являются и природоохранительные, и природоресурсные отношения.

В учебной и теоретической литературе устоялась практика обозначения природоресурсной и природоохранной деятельности в рамках единого понятия экологических отношений, соответственно, совокупность правовых норм, регулирующих указанные отношения, признают экологическим правом.

Читайте также:  Какие есть риски в аудите?

Некоторые исследователи все-таки предлагают иное обозначение формирующейся отрасли — например, право окружающей среды.

Здесь важно отметить, что подобное название отрасли будет ориентировать законодателей на более узкое понимание предмета ее регулирования.

Однако, на наш взгляд, экологическое право как самостоятельная отрасль должно регулировать всю совокупность взаимоотношений человека и окружающей среды, как природоохранительные, природоресурсные, так и иные тесно с ними связанные отношения.

Наличие экологической опасности предопределяет необходимость разработки и принятия мер законодательного характера по защите окружающей среды и трансформации опасной технологии в безопасную.

Под экологической безопасностью принято понимать совокупность состояний, процессов, действий, обеспечивающих баланс в окружающей среде, не допускающих возникновение жизненно важных ущербов для природной среды и человека.

Без использования правовых средств, побуждающих природопользователей следовать требованиям экологической безопасности, обеспечить нормальный экологический баланс в окружающей среде невозможно.

Российское законодательство содержит нормы, регулирующие отношения между государством и природопользователями по поводу обеспечения безопасной экологической среды.

Как видится, подобные отношения нельзя выводить за рамки всей совокупности экологических отношений.

  • Думаю, эти отношения необходимо рассматривать также в составе предмета правового регулирования российского экологического права.
  • Прежде чем подробно рассматривать экологические правоотношения, остановимся на основных понятиях данных в экологическом законодательстве.
  • Окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
  • Природная среда (далее также — природа) — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.
  • Охрана окружающей среды — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также — природоохранная деятельность).
  • Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
  • Экологическая безопасность — состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

На наш взгляд, объектом, предметом природоохранительного закона является именно природная, а не всякие другие среды, регулируемые иными отраслями — жилищным, семейным, трудовым, гражданским законодательством. Поэтому лучше применять термины «окружающая природная среда», «природная среда», «природа» — они идентичны.

Сказанное полностью соответствует Закону «Объекты охраны окружающей природной среды», из которых три основных объекта которой — это земля, воды, атмосферный воздух (атмосфера). К другим объектам относятся леса, экологические системы, недра земли, животный мир и т. д.

Признаками любой отрасли права, дающими основание выделить ее из системы права в отдельную отрасль права, служат наличие государственной и общественной потребности в ней, специфического предмета, метода (способа), принципов правового регулирования родственных общественных отношений, обособленного законодательства и особых источников права. Все эти признаки присущи экологическому праву, и поэтому его относят к самостоятельной или отдельной отрасли права, в том числе и в системе российского национального права.

В экологическом праве как отрасли права фиксируются правила поведения людей, вытекающие из объективных законов природы и соответствующие действию этих законов.

Нормы экологического права закрепляют экологическую политику государства в обязательных правилах поведения физических лиц, правилах осуществления деятельности юридическими лицами и субъективных правах этих лиц в отношениях природопользования и охраны природной среды. В своей совокупности эколого-правовые нормы составляют систему правовых норм, устанавливающих правовую основу реализации экологических общественных отношений.

Экологические правоотношения представляют собой урегулированные правом общественные экологические отношения — юридические связи субъектов права. Посредством правоотношений экологическое право приводится в действие и реализуется.

Таким образом достигаются поставленные в нем цели. Без правоотношений как формы проявления экологического права оно не действует.

Как видно из вышесказанного, экологическое право регулирует специфические общественные отношения — экологические. Они составляют предмет экологического права. В правовых науках предметом считаются общественные отношения, складывающиеся по поводу какого-либо объекта и находящиеся в сфере действия правовых норм.

Предметом экологического права являются общественные (экологические) отношения в области взаимодействия общества и природы[Антокольская М. Семейное право. М., 1997.]. Они подразделяются на две группы: отраслевые и комплексные.

Отраслевые экологические отношения — это земельноохранительные, отношения по охране недр, лесоохранительные и водоохранительные отношения, по охране животного мира, атмосферного воздуха.

Вторая группа — комплексные экологические отношения — относится к охране природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных, рекреационных, санитарных и иных зон. Во взаимодействии отраслевых и комплексных отношений экологическое право и решает задачи обеспечения качества природной среды.

Основаниями экологических правоотношений служат юридические факты, подразделяемые на события и действия. Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека. Действие — наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений.

Экологическим общественным отношениям кроме обеспечения удовлетворения различных хозяйственных потребностей в процессе природопользования присущи специфические цели. В качестве основных из них в интересах настоящего и будущих поколений людей законом установлены следующие цели:

  • сохранение природных богатств и естественной среды обитания человека;
  • предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности;
  • оздоровление и улучшение качества окружающей среды;
  • укрепление законности и правопорядка.

В правовой литературе неоднократно высказывалось мнение, что природоохранительное и экологическое право относятся к числу комплексных отраслей системы права. Такие взгляды не могут быть признаны правильными, поскольку экологическое право, как и другие отрасли права, «пользуется» услугами охранительных отраслей в системе права, основная задача которых состоит в охране общественных отношений.

Метод — способ воздействия на общественные отношения.

В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия на поведение человека с целью выполнения норм права: административно-правовой и гражданско-правовой.

Административно-правовой способ исходит из неравного положения сторон — из отношений власти и подчинения. Гражданско-правовой способ регулирования основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования.

Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения, специфика его применения проистекают из особенностей правового воздействия, т. е. тех материальных благ, по поводу которых возникают и развиваются общественные отношения.

Специфика природных объектов как объектов правового регулирования со стороны экологического права выражается в их естественном характере происхождения и функционирования, в их органической взаимосвязи с окружающей средой.

Из специфики данных объектов вытекает, что наиболее приемлемым способом правового регулирования является метод власти и подчинения, т. е. административный метод. При административном методе регулирования господствующее положение занимают запретительные, предупредительные, управомочивающие нормы.

Такое положение соответствует требованию обеспечения выполнения экологических предписаний, требованию охраны окружающей среды.

Вместе с тем в последнее время все большее значение начинает приобретать экономический метод воздействия. Он проявляется через влияние на охрану окружающей среды материального интереса со стороны хозяйствующего субъекта. Его содержание умещается в рамках гражданско-правового способа воздействия.

Таким образом, на современном правовое регулирование со стороны экологического права представляет собой органическую совокупность способов, сочетающих в себе экономические методы регулирования качества окружающей среды с административно-правовыми средствами воздействия на природопользователя.

Такое сочетание реализуется через систему нормативов качества окружающей среды, где устанавливаются пределы допустимых воздействий хозяйства на природу. Превышение их влечет за собой наступление юридической ответственности.

Данный метод реализуется в практике правового регулирования через механизм экологического права путем экологизации хозяйственно-правового смежных отраслей законодательства, установления политических, организационных, экономических юридических гарантий исполнения эколого-правовых требований.

Метод экологизации проявляется через императивный и диспозитивный подход к установлению обязанностей и прав субъектов правоотношений.

Под принципами экологического права понимаются его руководящие положения, основные начала. В них отражаются объективные закономерности и потребности общества в экологически благоприятной природной среде жизни, которые определяют существо отрасли экологическое право. В силу их правового закрепления принципы экологического права являются общеобязательными.

Любой отрасли права присущи единые общеправовые принципы. В зависимости от специфики регулируемых отношений и выполняемых функций эти принципы преломляются в различных отраслях и институтах права, в том числе экологическом, своеобразно.

Принципы экологического права закреплены в конституционных положениях и конкретизированы в экологическом поресурсном законодательстве. Основными из них являются следующие принципы, на основе которых осуществляется охрана окружающей среды.

  1. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, создание благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.
  2. Научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов, обеспечивающих устойчивое развитие общества при соблюдении гарантий прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду.
  3. Рациональное и неистощительное использование природных ресурсов.
  4. Государственное регулирование деятельности по охране окружающей природной среды и использованию природных ресурсов.
  5. Платность природопользования.
  6. Соблюдение экологических требований законодательства, неотвратимость ответственности за его нарушение.
  7. Гласность и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач.
  8. Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *