Что проверяет экологический надзор?

17 января 2020 | Просмотров 7614

Росприроднадзор – это орган исполнительной власти, который контролирует сферу природопользования.

В его функции входит государственный земельный надзор, лесной надзор на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, охотничий надзор, а также надзор за:

  • геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • обращением с отходами и охраной атмосферного воздуха;
  • использованием и охраной водных объектов;
  • континентальным шельфом России, внутренними морскими водами и территориальным морем;
  • исключительной экономической зоной России;
  • охраной озера Байкал и т. д.

Предприятия, оказывающие воздействие на перечисленные объекты, рано или поздно столкнутся с проверкой Росприроднадзора. Она может быть плановой и внеплановой.

Перед началом нового года Росприроднадзор разрабатывает план контрольных мероприятий. Ознакомиться с ним можно на сайте Росприроднадзора или Генпрокуратуры.

Плановой проверки стоит ждать один раз в три года, а внеплановая проверка может проводиться чаще по следующим основаниям:

  • истечение срока выполнения ранее выданного предписания о нарушениях;
  • приказ руководителя органа госконтроля или надзора, призванный исполнить поручение Президента РФ или Правительства РФ;
  • обращение в Росприроднадзор граждан, организаций, информация из СМИ о существующей угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, животному и растительному миру;
  • обращение граждан о нарушении прав потребителя.

Порядок проведения проверки отражен на схеме:

Что проверяет экологический надзор?

  • Что проверит Росприроднадзор
  • Какие документы Росприроднадзор запросит для проверки, зависит от вида деятельности предприятия и степени его воздействия на окружающую среду. Обязательно потребуются:
  1. Учредительные и регистрационные документы организации (устав, свидетельство о госрегистрации, о постановке на учет в налоговой и т. д.).
  2. Документы о назначении на должность руководителя.
  3. Доверенность на представление интересов организации при проверке, в том числе с правом подписания протоколов о нарушениях.
  4. Приказы о назначении на должность лиц, ответственных за выполнение требований природоохранного законодательства.
  5. Документы, подтверждающие прохождение руководителями и специалистами подготовки в области охраны окружающей среды и обучения по экологической безопасности.
  6. Планы природоохранных мероприятий за последние два года.
  7. Квартальные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, платежные поручения.
  8. Госотчетность по формам № 2-тп (воздух) и 2-тп (отходы).
  9. Первичная отчетная документация по охране атмосферного воздуха:
  10. журнал учета стационарных источников и их характеристик;
  11. журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха;
  12. журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок.
  13. Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу.
  14. Разрешение на выбросы стационарными источниками.
  15. Справка о наличии на балансе предприятия стационарных источников выбросов и об использовании газоочистных установок.
  16. Паспорта на газоочистные установки.
  17. Справка о наличии на балансе предприятия передвижных источников выбросов в атмосферный воздух, о количестве израсходованного топлива за последние два года.
  18. Договоры с аккредитованной лабораторией на проведение производственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ, эффективностью установок очистки газа.
  19. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, документы об утверждении этих нормативов и лимитов.
  20. Отчетность об образовании, обезвреживании и размещении отходов.
  21. Два последних технических отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами.
  22. Паспорта опасных отходов.
  23. Документы по учету движения отходов и договоры на передачу отходов другим организациям (акты приема-передачи отходов, лицензия организации на деятельность по сбору, использованию и размещению опасных отходов).
  24. Порядок производственного контроля в области обращения с отходами.
  25. Приказы о назначении ответственных лиц за обращение с отходами и т. д.

Документы, которые организация изготавливает самостоятельно (приказы, инструкции и т. д.), представляются в виде оригиналов, заверенных подписью руководителя и печатью. С остальных документов делают копии и заверяют подписью руководителя и печатью.

Как подготовиться к проверке

К плановой проверке можно подготовиться заранее. Лучше всего провести независимый экологический аудит. Он поможет выявить, какой документации в области охраны окружающей среды недостает и соответствует ли деятельность предприятия нормам и правилам обращения с отходами, охране атмосферного воздуха и поверхностных и сточных вод.

После аудита нужно подготовить список недостающих документов и план мероприятий по устранению существующих нарушений. Выполнять план мероприятий можно самостоятельно или прибегнуть к помощи сторонней организации, которая поможет подготовить отчетные документы по экологии.

К внеплановой проверке подготовиться гораздо сложнее. О ней работодателя должны уведомить не менее чем за 24 ч до начала проверки.

Если деятельность организации причиняет вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, то о внеплановой проверке работодателя не уведомляют.

Когда на подготовку недостающих документов нет времени, стоит, как минимум, уведомить всех сотрудников о предстоящей проверке. Напомните персоналу, что:

  • с инспектором нужно вести себя дружелюбно и открыто, без суеты;
  • четко отвечать на поставленные вопросы только о своем подразделении и только проверенные факты – без предположений;
  • дополнительные документы и письменные объяснения представлять только по согласованию с руководством и т. д.
  1. Запомните, чего не следует делать при проверке:
  1. Оправдываться в нарушениях и лгать.
  2. Перечить инспектору, пытаясь доказать его неправоту. Если вам кажется, что проверка проводится с нарушениями, пометьте это себе, чтобы оспорить результаты проверки.
  3. Оставлять проверяющего наедине с сотрудниками или клиентами.
  4. Отказываться от подписания акта проверки. Это довольно бессмысленно, лучше сделать в акте пометку о том, что вы не согласны с результатами проверки.
  5. Поддаваться на провокацию и грубость проверяющего.

Комментарий эксперта SRG-ECO

Проверка должна проводиться согласно ее цели, обозначенной в распоряжении о проверке. Если под видом внеплановой проверки по ранее выданному предписанию фактически проводится повторная проверка и выявляются новые нарушения, то вы вправе оспорить результаты такой проверки.

Запомните главное

  1. Росприроднадзор проверяет всех природопользователей. Плановую проверку назначают не чаще одного раза в три года.
  2. Проверять могут только то, что соответствует цели проверки, обозначенной в распоряжении о проверке.
  3. Подготовиться к проверке поможет экологический аудит. Он выявит, какой документации недостает и соответствует ли деятельность предприятия экологическим нормам.
  4. Перед проверкой стоит попытаться устранить как можно больше имеющихся нарушений самостоятельно или с помощью сторонней организации, которая оказывает такие услуги.

Источник: Охрана труда: просто и понятно

Мораторий на экологические проверки

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

В каком случае организацию или индивидуального предпринимателя проверят, несмотря на введенный запрет на проведение проверок? Чем могут заменить экологические проверки? И как во время моратория будут исполняться выданные предписания?

Что проверяет экологический надзор?

До конца 2022 г. Правительство РФ установило мораторий на проведение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля.

С 10 марта плановые проверки, которые запланированы на текущий год, подлежат отмене. Также введены ограничения на проведение внеплановых проверок (Постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г.

№ 336 (далее – Постановление № 336)).

Введенный запрет не распространяется на специальные режимы государственного контроля (надзора), режим постоянного государственного контроля (надзора) (п. 11 Постановления № 336).

Специальные режимы государственного контроля (надзора) регулируются главой 18 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ (далее – Закон № 248-ФЗ). В отношении государственного экологического надзора таким специальным режимом может быть, например, мониторинг.

Это режим дистанционного государственного контроля (надзора), который заключается в целенаправленном, постоянном, опосредованном получении и анализе информации о деятельности подконтрольных субъектов, об объектах контроля с использованием систем (методов) дистанционного контроля в целях предотвращения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Мониторинг основан на добровольном участии контролируемых лиц (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).

Внеплановые экологические проверки могут быть проведены исключительно по основаниям, указанным в п. 3 Постановления № 336.

Например, при угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, а также по фактам причинения такого вреда; при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и по фактам их возникновения.

Внеплановая выездная проверка, которая осуществляется в целях исполнения предписания, проводится лишь в случае невозможности оценки его исполнения на основании документов и иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации.

По основаниям, перечисленным в подп. «а» п. 3 Постановления № 336, внеплановые экологические проверки проводятся при условии согласования их с органами прокуратуры. Без такого согласования внеплановые экологические проверки могут быть проведены в следующих случаях:

  • по поручению Президента РФ, председателя Правительства РФ, заместителя председателя Правительства РФ;
  • по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав человека по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора));
  • при представлении контролируемым лицом документов или сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.

Проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок, которые не завершились на момент вступления в силу Постановления № 336, не допускается (кроме тех случаев, которые предусмотрены п. 3 этого постановления). Такие контрольные (надзорные) мероприятия, проверки должны быть завершены в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу Постановления № 336.

Читайте также:  Можно ли выкидывать строительный мусор на мусорку возле дома?

Если в ходе начатого контрольного (надзорного) мероприятия, проверки были выявлены нарушения, контролируемому лицу выдается предписание об их устранении.

Но выдача такого предписания возможна, только если выявленные нарушения влекут угрозу причинения вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан, возникновения чрезвычайной ситуации или ущерба обороне страны и безопасности государства.

Если контрольное (надзорное) мероприятие проводилось без взаимодействия с контролируемым лицом, то выдача предписания невозможна.

Если предписания выданы контролируемому лицу до дня вступления в силу Постановления № 336, то их исполнение автоматически продлевается на 90 календарных дней со дня истечения срока исполнения. Контролируемому лицу не нужно обращаться в орган с соответствующим ходатайством (п. 8 Постановления № 336).

При этом контролируемое лицо вправе подать ходатайство о дополнительном продлении срока исполнения предписания. Оно должно быть направлено в контролирующий орган за день до истечения 90 дней, на которые автоматически был продлен первоначальный срок исполнения предписания. На рассмотрение такого ходатайства контрольному (надзорному) органу дается 5 рабочих дней со дня его регистрации.

  1. Профилактические мероприятия.

Допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований в отношении контролируемых лиц (п. 10 Постановления № 336). К таким мероприятиям относятся (ст. 45 Закона № 248-ФЗ):

  • информирование;
  • обобщение правоприменительной практики;
  • меры стимулирования добросовестности;
  • объявление предостережения;
  • консультирование;
  • самообследование;
  • профилактический визит.

Закон № 248-ФЗ исходит из того, что участие в профилактических мероприятиях – это право, а не обязанность контролируемых лиц. Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с их согласия или по их инициативе (ч. 3 ст. 45 Закона № 248-ФЗ).

Статьей 49 Закона № 248-ФЗ определяется возможность объявления предостережения при наличии сведений о готовящихся нарушениях, признаках возможных нарушений или непосредственных нарушениях обязательных требований. В рамках данного профилактического мероприятия контролируемому лицу предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Одним из видов профилактических мероприятий является профилактический визит (п. 7 ч. 1 ст. 45 Закона № 248-ФЗ). Он проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица или путем использования видео-конференц-связи (ч. 1 ст. 52 Закона № 248-ФЗ).

  1. Возбуждение дел об административном правонарушении.

Возбуждение дела об административном правонарушении возможно в случае, если состав правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), и только в случае выявления в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков правонарушения. Исключениями являются случаи необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности (п. 9 Постановления № 336).

Прокурорский надзор осуществляется на основании Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1. Действие Постановления № 336, равно как и ограничения на проведение проверок, не распространяется на данный вид надзора.

На практике после введения моратория на проверки происходила подмена полномочий органов государственного контроля (надзора) при проведении надзорных мероприятий в отношении субъектов предпринимательства. Требования об исключении такой практики содержатся в Письме Генеральной прокуратуры от 24 марта 2022 г. № 76/2-16-2022.

  1. Специализированные проверки, которые не регулируются Законом № 248-ФЗ.

К таким проверкам относятся проверки уплаты экологического сбора в рамках Постановления Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1073, а также проверки деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), которые регулируются Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 225.

3. Порядок проведения проверок Росприроднадзором

С 3 февраля 2013 г действует новый Административный регламент исполнения Росприроднадзором государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утверждённый приказом Минприроды России от 29 июня 2012 г. № 191. 

В административном регламенте под государственным экологическим надзором понимается осуществление Росприроднадзором в пределах своих полномочий ряда функций, которые охватывают:

  1. государственный земельный надзор;
  2. государственный надзор в области обращения с отходами;
  3. государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  4. государственный надзор в области охраны водных объектов;
  5. государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;
  6. государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
  7. государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  8. государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
  9. федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использовании объектов животного мира и среды их обитания на континентальном шельфе;
  10. государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

В Административном регламенте закреплено, что Росприроднадзор осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы федеральный государственный экологический надзор в соответствии с перечнем объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти — Минприроды России.

В Административном регламенте за должностными лицами Росприроднадзора закрепляются права:

  • запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Росприроднадзора или его территориального органа о назначении проверки, посещать объекты хозяйственной деятельности (в том числе объекты оборонного значения), проводить обследования используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, экспертизы, расследования и другие мероприятия по надзору;
  • выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
  • направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Также в Административном регламенте перечислены обязанности должностных лиц Росприроднадзора при проведении проверки:

  1. своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды;
  2. соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
  3. проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Росприроднадзора или его территориального органа в соответствии с назначением проверки;
  4. проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Росприроднадзора или его территориального органа и в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, копии документа о согласовании проведения проверки;
  5. не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  6. предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  7. знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
  8. учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
  9. доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  10. соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом № 294-ФЗ;
  11. соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом N2 294-ФЗ;
  12. не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  13. перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, ею уполномоченного представителя ознакомить их с положениями Административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
  14. осуществлять запись о проведённой проверке в журнале учёта проверок.

В Административном регламенте перечислены ограничения деятельности должностных лиц Росприроднадзора или его территориального органа при проведении проверок:

  • проверять выполнение обязательных требований, если в соответствии с компетенцией Росприроднадзора проверка таких требований не входит в их полномочия;
  • осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при её проведении руководителя, иной должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением проведения такой проверки в случае причинения вреда окружающей среде, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • требовать представления документов информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  • отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • превышать установленные сроки проведения проверки;
  • осуществлять выдачу гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам предписаний или предложений о проведении за их счёт мероприятий по надзору.
Читайте также:  Отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля

Также при проведении плановых проверок согласно Административному регламенту Росприроднадзор привлекает к поведению выездной проверки экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.

В Административном регламенте перечислены права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору. Так, руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

  1. непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  2. получать от Росприроднадзора информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ;
  3. знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своём ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Росприроднадзора;
  4. обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Роснрироднадзора, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязанности лиц, в отношении которых осуществляется мероприятие по надзору:

  1. при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  2. юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписания Росприроднадзора об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае выявления нарушений в результате планового мероприятия по надзору в Административном регламенте закреплены полномочия должностных лиц Росприроднадзора, направленные на соблюдение законодательства Российской Федерации. Так, должностные лица:

  • фиксируют факты выявленных нарушений в акте проверки;
  • выдают предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, при этом предписания выдаются отдельно на каждое нарушение;
  • при выявлении признаков административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), возбуждают дела об административных правонарушениях и обеспечивают их рассмотрение в установленном порядке; за совершение административного правонарушения в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами устанавливают и применяют административное наказание.

В случае если в ходе планового мероприятия по надзору стало известно, что в хозяйственной или иной деятельности, являющейся объектом проведения внепланового мероприятия по надзору, обнаружены нарушения требований законодательства, которые не относятся к компетенции Росприроднадзора, то информацию (сведения) о таких нарушениях должностные лица Росприроднадзора (его территориального органа) обязаны направить в соответствующие уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации.

Что проверяет экологический надзор?Согласно Административному регламенту при проведении внеплановых проверок в случае неповиновения законному распоряжению должностного лица Росприроднадзора, осуществляющего государственный экологический надзор, и (или) препятствования со стороны юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проведению проверки, а также ограничения доступа государственных инспекторов в области охраны окружающей среды на проверяемую территорию должностное лицо Росприроднадзора обязано зафиксировать данный факт актом, составленным в произвольной форме, и направить акт с приложением необходимых документов с сопроводительным письмом в орган прокуратуры для решения вопроса о принятии мер прокурорского реагирования в отношении субъекта хозяйственной или иной деятельности, а также составить протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.4 и (или) ст. 19.4.1 КоАП РФ и направить протокол со всеми необходимыми материалами в течение трёх суток с момента его составления в суд.

В разделе «оформление результатов проверок» Административным регламентом, в том числе закрепляются действия должностного лица Росприроднадзора в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в установленный срок (не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки) должностное лицо структурного подразделения или территориального органа Росприроднадзора, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, направляет соответствующие материалы судебно приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке: предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, указанное должностное лицо в обязательном порядке составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, и направляет со всеми необходимыми материалами в течение трёх суток с момента его составления в суд.

Результаты административной процедуры могут быть представлены в виде:

  • акта проверки;
  • предписания об устранении нарушений законодательства;
  • протокола об административном правонарушении;
  • постановления о назначении административного наказания.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» на территориях особых экономических зон государственный экологический надзор имеет следующие особенности:

  1. срок проведения плановой проверки составляет не более 15 рабочих дней со дня начала её проведения; в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных расследований и экспертиз на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, срок проверки может быть продлён, но не более чем на 10 рабочих дней;
  2. при внеплановых проверках, проводимых по согласованию с органами управления особыми экономическими зонами, срок их проведения не может превышать 5 рабочих дней. 

Согласно Административному регламенту действия должностных лиц Росприроднадзора и его территориальных органов, принятые в рамках осуществления государственной функции, могут быть обжалованы, если заинтересованное лицо не удовлетворено решением, принятым в ходе проверки, руководителю Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора) или его уполномоченному заместителю.

Проверки Росприроднадзора 2022-2023. Плановые и внеплановые

Росприроднадзор – это орган, который ответственен за контроль в сфере охраны окружающей среды. То есть это структура, обеспечивающая экологический контроль. Ее основные функции: обнаружение и пресечение нарушений экологических норм.

Плановые и внеплановые мероприятия

Проверки Росприроднадзора регламентируются ФЗ №294 «О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении надзорных мероприятий» от 26 декабря 2008 года. Проверка подразделяется на два вида.

Плановая

Плановые мероприятия осуществляются не чаще раза в 3 года. План формируется за несколько месяцев до завершения года. Затем он согласуется с региональной прокуратурой. Сведения о плане проведения проверок можно найти в открытом доступе. Они размещены на сайтах Прокуратуры и Росприроднадзора. Основания для осуществления проверок:

  • Государственная регистрация ЮЛ.
  • Окончание действия результатов последней проверки.
  • Начало деятельности ЮЛ.

Предприниматель имеет возможность заблаговременно подготовиться к проверке.

Внеплановая

Внеплановая проверка проводится по конкретным фактам. Для ее осуществления нужны основания:

  • Ранее лицу было выдано предписание об исправлении ошибок. Срок, отпущенный на эти исправления, закончился.
  • Есть приказ или распоряжение вышестоящего органа надзора.
  • На фирму поступила жалоба, предметом которой являются эти правонарушения: создание угрозы людям, окружающей среде, объектам культурного значения, нарушение прав потребителей.

Жалоба может поступать от любых лиц. Внеплановая проверка предполагает более узкий комплекс действий. В частности, проверяется сфера, в которой предположительно произошло нарушение.

Сроки

Максимальный срок плановой проверки – 20 рабочих дней. Касательно выездных мероприятий действуют эти сроки:

  • 50 часов для малых предприятий.
  • 15 часов для микропредприятий.

Срок в 20 дней может продлеваться в исключительных случаях. Обычно это связано с необходимостью проведения длительных экспертиз и исследований.

Что именно проверяет Росприроднадзор

Росприроднадзор осуществляет контроль над следующими направлениями:

  • Геологические исследования, охрана недр и их разумное использование.
  • Слежение за отходами и охрана атмосферы.
  • Охрана озер, морских вод.

Проверка осуществляется в отношении организаций, которые так или иначе контактируют с перечисленными природными объектами.

Читайте также:  Сколько штраф за мусор в подъезде?

Проверяемые документы

Обычно в рамках проверочных мероприятий рассматриваются эти документы:

  • Учредительные бумаги.
  • Положение о назначении управленца.
  • Доверенность.
  • Приказ о назначении сотрудников, ответственных за соблюдение природоохранных нормативных актов.
  • Бумаги о прохождении подготовки в сфере экологии.
  • Планы природоохранных мер за крайние 2 года.
  • Расчеты платежей за пагубное влияние на окружающую среду.
  • Отчетность по воздуху и отходам.
  • Первичные отчеты по охране воздуха.
  • Журналы учета стационарных источников, газоочистной и пылеулавливающей техники.
  • Нормативы по возможным выбросам в атмосферу.
  • Справка о том, что на балансе фирмы есть источники выбросов и газоочистная техника.
  • Паспорт на газоочистную технику.
  • Нормативы по образованиям отходов.
  • Отчетность о появлении и размещении отходов.
  • Технические отчеты.
  • Паспорт на опасные отходы.

Все документы предоставляются в оригинале. На них должны стоять подпись руководителя и печать фирмы.

Правильная подготовка к проверке

К плановому мероприятию следует готовиться заблаговременно. Рекомендуется заказать независимый экологический аудит. Он нужен для проверки наличия всех необходимых документов.

Аудитор также проверяет, соответствует ли деятельность организации всем экологическим нормам. Аудит фирма может провести с помощью собственных ресурсов.

Если же этих ресурсов недостаточно, имеет смысл обратиться к профессиональным аудиторам.

К внеплановому мероприятию подготовиться сложнее. Уведомление о нем предприниматель получает за сутки до проведения. То есть у фирмы остается минимальное время на подготовку. Однако и в этом случае можно предпринять эти действия:

  • Все документы инспекторов должны быть тщательно проверены. В частности, запросить следует удостоверение, приказ о проверке.
  • Рекомендуется известить о мероприятии своего юриста.
  • Работа инспектора должна проводиться в сопровождении представителя фирмы.

Не обязательно предоставлять документы моментально. Следует проверить их на ошибки.

Итоги проверки

Если Росприроднадзор найдет правонарушения, оформляется акт. Составляются предписания по исправлению нарушений. Дальнейшие меры зависят от серьезности экологического преступления. Предпринимателю может быть выписан штраф. В крайнем случае работа организации приостанавливается. Повторные нарушения предполагают административную ответственность.

Рассмотрим правонарушения и ответственность за них:

  • Отсутствие разрешения на выброс отходов, проекта ПДВ. Штраф для ИП составит 40 000-50 000 рублей, для ЮЛ – 80 000-250 000 с приостановкой работы на срок до 3 месяцев.
  • Выбросы свыше нормативов. Штраф для ИП составит 40 000-50 000 рублей, для ЮЛ – 80 000-250 000 рублей.
  • Неисправные газоочистные установки. Штраф для ИП равен 1 000-2 000 рублей, для ЮЛ – 10 000-20 000 рублей, остановка работы на срок до 3 месяцев.
  • Отсутствует план-расчет выбросов. Штраф для ИП составляет 10 000-30 000 рублей, для ЮЛ – 100 000-250 000 рублей.
  • Отсутствуют бумаги о формировании отходов, журнал учета отходов. Для ИП – 10 000-30 000 рублей, для ЮЛ – 100 000-250 000 рублей.
  • Нарушения в сфере обращения с группой опасных отходов. Штраф для ЮЛ составляет 100 000-250 000 рублей. В некоторых случаях практикуется остановка работы на 3 месяца.
  • Искажение сведений о нарушениях в области экологии. Штраф равен 10 000-20 000 рублей.
  • Нарушены правила безопасности при сбросе стоков. Назначается штраф 80 000-100 000 рублей и остановка деятельности на 3 месяца.
  • Выброс опасных элементов. Назначается штраф 180 000-250 000 рублей, а также приостановка работы на срок до 3 месяцев.
  • Не вовремя оплачен штраф, назначенный ранее. Штраф размером 50 000-100 000 рублей.

Штрафы, касающиеся экологии, уплачиваются до 20 числа месяца, последующего за отчетным кварталом.

ВАЖНО! Заключение Росприроднадзора можно оспорить. Для этого нужно на протяжении 15 дней направить обоснованное возражение в региональный надзорный орган. В суде штраф можно обжаловать на протяжении 10 дней. В суд направляется иск с обоснованными возражениями. К нему прилагаются документы, подтверждающие позицию истца.

Дополнительные рекомендации

Больше всего проблем у предпринимателя возникает при внеплановой проверке. Всего за 24 часа ему нужно подготовиться к мероприятию. Сделать это не всегда возможно. Для предупреждения проблем рекомендуется общаться с инспекторами максимально вежливо.

Не стоит лгать, так как при проверке быстро обнаружится правда. Рекомендуется оперативно подготовить имеющиеся документы, проверить их на предмет ошибок. После этого пакет бумаг направляется инспектору. Если проводится плановая проверка, а нарушений много, рекомендуется обратиться за аудитом в стороннюю фирму.

Смотреть график проверки нужно на официальном сайте.

Проверки Росприроднадзора

Государственный экологический надзор осуществляется в форме проверок, которые проводятся в соответствии с планами, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором) и уполномоченными органами, а также в форме внеплановых проверок при соблюдении прав и законных интересов организаций и граждан.

Проверка – это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Оповещение о проверке

Надзорный орган должен уведомить юридическое лицо или индивидуального предпринимателя о предстоящей плановой проверке не позднее чем за три рабочих дня до ее начала.

О внеплановой проверке надзорный орган должен уведомить не менее чем за 24 часа до ее начала.

Как долго длится проверка?

Срок проведения документарной и выездной проверки составляет не более двадцати рабочих дней.

Однако, в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, испытаний, экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц надзорного органа, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен на срок до 20 рабочих дней для малых предприятий и до 15 часов для микропредприятий.

Если юридическое лицо ведет деятельность на территории нескольких субъектов РФ, то срок проведения проверки устанавливается для каждого филиала/представительства/подразделения, при этом общий срок проверки должен составлять не более шестидесяти рабочих дней.

Какие документы проверяются в ходе экологической проверки? 

Единого утвержденного перечня документов для экологической проверки, которые предприятия должны предоставить надзорным органам – нет.

Каждое предприятие в соответствии с видом осуществляемой деятельности и видами негативного воздействия на окружающую среду самостоятельно определяет, какие организационно-распорядительные, обосновывающие, разрешительные, плановые и отчетные документы должны быть разработаны на основании требований законодательства в области окружающей среды.

Экологическая документация в зависимости от характера и условий воздействия предприятия на окружающую среду подразделяется на:

  • документацию по охране атмосферного воздуха;
  • документацию по охране поверхностных вод;
  • документацию по обращению с отходами производства и потребления;
  • документацию по обеспечению экологической безопасности предприятия.

Какими правами обладает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в ходе проведения проверки?

Согласно Федеральному закону от 26.12.

2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», руководитель или иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

  • непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать от органа государственного надзора, органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии законодательством РФ;
  • привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке.

Когда ждать проверку?

Планы и корректировки планов контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора представлены на официальном сайте Федеральной службы в сфере природопользования http://rpn.gov.ru/node/51.

Как подготовиться к проверке Росприроднадзора?

  • Если вы нашли вашу компанию в плане проверок, то уже наверняка задаетесь вопросом: Вся ли необходимая экологическая документации разработана на предприятии?
  • Ответить на этот вопрос помогут специалисты нашей компании, которые обладают большим опытом работы с экологической документацией и взаимодействия с Росприроднадзором.
  • Мы поможем вам подготовиться в проверке:
  • Проанализируем деятельность вашего предприятия и определим перечень нужной экологической документации.
  • Проведем оценку соответствия уже имеющейся у вас документации предъявляемым требованиям в области охраны окружающей среды.
  • Устраним ошибки и недоработки в имеющейся документации.
  • Разработаем недостающие документы.
  • Проведем оценку соответствия предприятия предъявляемым требованиям на месте.
  • Выработаем рекомендации по устранению нарушений по месту нахождения предприятия.
  • Окажем юридическую поддержку непосредственно в ходе проверки Росприроднадзором, что исключит неправомочные действия со стороны должностных лиц.

При обращении в нашу компанию, вы исключите риск приостановки деятельности, наступления административной ответственности и наложения штрафов! 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *