Что такое стандарт Виды стандартов?

Работа многих предприятий связана с необходимостью соответствия стандартам.

При производстве продукции, в ходе осуществления процедур приемки, доставки клиентам, реализации релевантные бизнес-процессы обычно нормируются посредством различных документов.

Какова специфика стандартов как самостоятельного источника норм? Какими категориями они представлены в российской практике? Что отличает их от иных источников норм?

Что такое стандартизация?

Прежде чем исследовать категории стандартов, действующих в РФ, полезно будет рассмотреть аспект, отражающий сущность процесса, в ходе которого соответствующие нормы формируются. Речь идет о стандартизации. Что это такое?

Согласно распространенному определению, под стандартизацией следует понимать активности тех или иных компетентных учреждений, в рамках которых устанавливаются правила, или же характеристики в отношении каких-либо объектов или процессов с целью последующего их многократного задействования. Основная цель внедрения стандартов — повышение качества выпускаемой на предприятиях продукции (оказываемых услуг) через упорядочивание критериев ее производства.

Что такое стандарт Виды стандартов?

Стандартизация — важное условие успешного развития любой национальной экономики. Строгие нормы, издаваемые компетентными государственными органами в отношении предприятий, стимулируют их работать эффективнее, выпускать безопасную и качественную продукцию.

Стандартизация — один из значимых факторов технического прогресса, как на уровне отдельно взятой национальной хозяйственной системы, так и в аспекте развития мирового сообщества.

Поэтому важным аспектом технологического движения современной цивилизации вперед некоторые эксперты называют международные интеграционные процессы на уровне стандартов.

Задачи стандартизации

Рассмотрим ключевые задачи стандартизации. Эксперты выделяют следующий их перечень:

  • налаживание взаимопонимания между субъектами производственных процессов (разработчиками, промышленниками, продавцами, покупателями товаров и услуг);
  • выработка оптимальных критериев стандартизации, наилучшим образом отражающих особенности развития тех или иных отраслей или экономики в целом;
  • содействие выработке предприятиями оптимальных схем доступа к необходимым ресурсам посредством внедрения стандартов, отражающих применение тех или иных видов сырья, материалов, компонентов;
  • унификация производственных процессов с целью повышения динамики масштабирования бизнесов (как результат — позитивный эффект в аспекте роста экономики);
  • установление оптимальных норм в области метрологии (с целью оптимизации производственных цепочек как на национальном, так и на международном уровне);
  • нормативное обеспечение процедур контроля, испытаний, измерений, исследования продукции на предмет качества;
  • оптимизация технологических процессов с точки зрения трудоемкости, потребности в материалах, электроэнергии;
  • содействие инвестиционной привлекательности национальных предприятий в аспекте повышения эффективности производства за счет оптимизации стандартов.

В процессе стандартизации, как правило, разрабатываются нормативные документы, в которых содержатся те самые правила и характеристики объектов и процессов на производстве (или в сфере предоставления услуг). В числе самых распространенных разновидностей данного типа бумаг — собственно стандарты. Каковы ключевые их признаки? Что обособляет стандарты от иных источников норм? Давайте разбираться!

Что такое стандарт Виды стандартов?

Стандарты, как правило, нацелены на регулирование какой-либо конкретной части производственного процесса (предоставления услуг).

В них также могут указываться критерии, имеющие, к примеру, отношение к терминологии каких-либо товаров или услуг.

Данные документы разрабатываются на основе обобщенных научных исследований, инженерных работ, они аккумулируют в себе результаты практики производства (оказания услуг) в различных сферах экономики.

Стандарты и технические условия

Стандарты, согласно распространенной точке зрения, не следует отождествлять с такой категорией, как технические условия (или ТУ). Дело в том, что ТУ — это источники, которые в большей степени коррелируют в основном с эксплуатационной документацией.

То есть они представляют собой сопроводительные документы. Вместе с тем, ТУ и различные категории стандартов имеют сопоставимую степень востребованности. Оба источника норм, таким образом, важны с точки зрения организации производственных процессов.

Как правило, производитель, осуществляя выпуск того или иного товара, должен обеспечить соответствие бизнес-процессов не только, к примеру, ГОСТам, но также и ТУ и иным, релевантным конкретной отрасли или предприятию, нормативам.

Таким образом, правомерно говорить о важности комплексного подхода в практике обеспечения соответствия промышленных схем тем или иным стандартам.

Что такое стандарт Виды стандартов?

Особенности российской системы стандартизации

Некоторые эксперты выделяют систему, о которой идет речь, в отдельный общественный институт.

Дело в том, что в ее рамках деятельность субъектов издания стандартов регулируется, как правило, на уровне федеральных органов власти, имеющих соответствующий уровень компетенции.

Собственно, цель создания данной системы во многом сводится к решению задач политического характера — защите прав потребителей, повышению конкурентоспособности национальных производств, развитию международного сотрудничества.

Основной российский источник права, который, в частности, включает в себя критерии, в соответствии с которыми определяются те или иные категории стандартов, — ФЗ «О техническом регулировании».

В соответствии с данным законом, все стандарты, применяемые в российской практике, имеют единообразный формат обозначения.

Что это значит? В любой категории стандартов РФ структура соответствующих норм представлена в виде индекса, номера регистрации, а также года принятия. Например, ГОСТ Р 50597-93.

Классификация стандартов

Существует большое количество критериев, в рамках которых можно выделить те или иные категории стандартов. Какова традиционная для российской практики схема? Экспертами и инженерами, работающими в РФ, выделяются следующие основные категории стандартов:

  • международные;
  • государственные стандарты РФ (ГОСТ Р);
  • межгосударственные (ГОСТ);
  • корпоративные (стандарты предприятий);
  • отраслевые;
  • издаваемые общественными объединениями.

Есть в мировой практике и иные категории. Так, например, некоторые эксперты выделяют региональные стандарты, применимые одновременно в нескольких странах, которые объединены по культурным или географическим признакам. Однако в России основные категории стандартов, так или иначе, представлены в данном перечне. Рассмотрим особенности некоторых из них.

Что такое стандарт Виды стандартов?

Государственные стандарты (или ГОСТы) всех типов — российские, или межгосударственные — характеризуются обязательностью в аспекте применения предприятиями и организациями, деятельность которых попадает под положения соответствующих норм. Можно отметить, что ГОСТы в ряде случаев могут быть одним из критериев проведения сертификации предприятия.

Что касается отраслевых стандартов (или ОСТов), данные нормы действуют в отношении конкретного сегмента экономики. Можно отметить, что они также могут использоваться в качестве критериев при проведении сертификации.

Интересны также стандарты предприятий (или СТП). С их помощью устанавливаются требования в отношении методов (или же процессов), которые характерны для тех или иных участков производства. В ряде случаев могут иметь схожесть в отдельных положениях с ГОСТами и ОСТами, однако, как правило, отражают частные особенности производственных процессов на конкретных предприятиях.

Можно отметить, что, вне зависимости от конкретной категории стандартов, обозначения стандартов, если говорить о российской модели, выстраиваются, как правило, по схожим схемам. То есть, если говорить об ОСТ, то название нормы выглядит так же, как и в случае с ГОСТ, т. е.

в виде последовательного обозначения индекса, регистрационного номера и года принятия.

Конечно, такого элемента, как «номер категории», стандарт в своем наименовании не содержит, однако по аббревиатуре понятно, к какому типу норматив принадлежит — к государственному, или, например, к отраслевому.

Рассмотрев, какими могут быть стандарты в аспекте отнесения к той или иной категории, изучим, каким образом классифицируются источники права, имеющие отношения к стандартизации.

Классификация источников норм в стандартизации

Сейчас в России принята четырехуровневая схема организации национального фонда источников права в сфере стандартизации.

На первой ступени располагается техническое законодательство. Главный источник права здесь, как мы уже отметили выше, — ФЗ «О техническом регулировании». На данном уровне присутствуют иные законы и подзаконные правовые акты (постановления российского Правительства, приказы различных ведомств и т. д.).

Что такое стандарт Виды стандартов?

Компетентные государственные органы участвуют в регулировании широкого спектра отраслей, формируя различные категории и виды стандартов.

На втором уровне располагаются, собственно, те самые документы, в которых содержатся нормы, регулирующие производственные объекты и процессы. Это национальные и межгосударственные стандарты, различные классификаторы, рекомендации.

  • На третьем уровне — источники, содержащие в себе отраслевые стандарты и те, что создаются научно-техническими обществами.
  • На четвертом — источники, включающие стандарты предприятий, а также дополняющие и сопровождающие их нормы.
  • Таким образом, мы определили «рейтинг» в отношении упомянутых выше категорий стандартов, в основе которого — принадлежность релевантных источников права к тому или иному уровню.

Общая характеристика стандартов разных категорий, которая отмечается многими экспертами, — это преимущественная императивность норм. Разумеется, на том уровне, которому соответствует тот или иной норматив. В отдельных пунктах стандартов может присутствовать также и диспозитивность, однако в целом в них преобладают, как полагают эксперты, предписывающие, императивные положения.

Виды стандартов

Каким образом соотносятся категории и виды стандартов? Что общего между этими двумя терминами и что отличает их? Все очень просто.

Выше нами была рассмотрена характеристика стандартов разных категорий в зависимости от уровня того или иного документа. То есть главный критерий в отношении термина «категория» — уровень.

В свою очередь, какими ключевыми признаками характеризуется такое явление, как «вид» стандарта?

Что такое стандарт Виды стандартов?

Основной фактор отнесения нормы к тому или иному виду (при этом он наблюдается не только в российской, но также и в мировой практике) — наличие некоторой специфики объекта нормирования. Эксперты выделяют несколько основных классов, в рамках которых можно ее определить. Так, в зависимости от специфики объекта нормирования, стандарты могут быть:

  • основополагающими;
  • ориентированными на продукцию (услуги);
  • ориентированными на работу (процессы);
  • адаптированными для методов контроля (в отношении испытаний, измерений или же, например, анализа).
Читайте также:  Отбор проб почвы - что это и как проводится?

Что касается основополагающих стандартов, то можно отметить, что они регламентируют, прежде всего, ключевые организационные аспекты, положения и нормы, которые могут быть общими в отношении разных сегментов производства, областей науки и техники. Если вести речь, скажем, о стандартах, ориентированных на продукцию или услуги, то данные документы устанавливают критерии для конкретных видов активностей на производстве (или в сервисах): выпуск, эксплуатация, перевозка, ремонт и т. д.

На что нужно обратить особое внимание, изучая стандарты? Понятие «категории и виды» следует осторожно использовать в контексте обоих критериев. В связи с чем? Дело в том, что та или иная «категория» не коррелирует с каким-либо конкретным «видом» стандарта.

То есть принадлежность того или иного источника норм к конкретной группе не предопределяет отнесение его к определенному виду. В рамках ГОСТов, таким образом, могут присутствовать стандарты любых видов.

В свою очередь, нормативные документы, объект стандартизации которых — выпуск, могут принадлежать как к государственным источникам, так и к отраслевым, корпоративным или же международным.

Стандартизация как политический фактор

Что такое категории стандартов и их характеристика, мы изучили. Рассмотрим теперь аспект, отражающий практическую значимость норм, о которых идет речь, в отношении развития национальной экономики.

В начале статьи мы отметили, что внедрение ГОСТов и иных стандартов во много обусловлено политическими причинами, и потому исследовать данный аспект полезно.

В числе популярных в научной среде предметов для дискуссий — вопрос о том, какие нормы и стандарты должны быть основополагающими для национальных российских предприятий: внутренние или же международные?

Мнения экспертов на этот счет заметно разнятся. Есть специалисты, которые уверены, что экономика государства должна развиваться как можно более независимо, особенно в стратегических отраслях.

И потому основы стандартизации в этом случае должны быть национальными.

Другие эксперты полагают, что в современном мире проблематично развивать экономику в полной изоляции, и потому считают целесообразным приближать национальные стандарты к мировым.

Международный уровень стандартизации

Каким образом определяются категории стандартов в метрологии и иных отраслях (если говорить о международном уровне формирования соответствующих норм)? Рассмотрим ключевые структуры, которые вовлечены в этот процесс.

Что такое стандарт Виды стандартов?

Прежде всего, это Международная организация по стандартизации, или ИСО, которая была образована в 1947 году. В ее активностях участвует большинство современных государств. Другая важнейшая структура — МЭК, или Международная комиссия по электротехнике.

Можно отметить, что она была основана раньше, чем ИСО, — в 1906 году. Правда, количество участников МЭК меньше — 76 стран.

Другие важнейшие международные структуры, участвующие в процессах, связанных, так или иначе, со стандартизацией, — ЕЭК ООН, а также Международная торговая палата (или МТП).

Региональный уровень стандартизации

Выше мы отметили, что некоторые эксперты выделяют в отдельную категорию региональные стандарты. За их формирование также отвечают международные структуры.

Так, например, собственные региональные организации, отвечающие за стандартизацию, образованы странами Скандинавии, ЕС, Африки, Латинской Америки, Арабского региона. В числе значимых европейских структур — Комитет по стандартизации (СЕН).

Страны ЕС, как отмечают некоторые эксперты, достигли исключительно высокого уровня интеграции различных производственных стандартов, предписаний и норм.

Стандартизация

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов:

О техническом регулировании  от 27 декабря 2002 г.  № 184-ФЗ и О стандартизации в Российской Федерации  от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ.

 Целями стандартизации являются:

  • содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации; 
  • содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы             стандартизации в качестве равноправного партнера; 
  • улучшение качества жизни населения страны; 
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства; 
  • техническое перевооружение промышленности; 
  • повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства. . 

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

  • добровольность применения документов по стандартизации; 
  • обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации; 
  • обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту; 
  • открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов; 
  • установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением; 
  • унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации; 
  • соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам; 
  • непротиворечивость национальных стандартов друг другу; 
  • доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:

  • документы национальной системы стандартизации; 
  • общероссийские классификаторы; 
  • стандарты организаций, в том числе технические условия; 
  • своды правил; 
  • технические спецификации (отчеты).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г.  № 294 О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии  на Агентство возложены функции национального органа Российской Федерации по стандартизации.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):

  • осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
  • реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
  • разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
  • организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
  • организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
  • организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
  • организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
  • утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
  • устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
  • определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
  • организует разработку документов национальной системы стандартизации;
  • утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
  • вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
  • регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
  • организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
  • организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
  • организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
  • утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
  • организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
  • заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
  • представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
  • определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
  • определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
  • организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
  • принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
  • формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
  • осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
  • дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
  • организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
  • обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Читайте также:  В каком году был принят экологический кодекс?

Совершенствование системы стандартизации в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года.

Программа национальной стандартизации формируется в соответствии с  ГОСТ Р 1.14-2017 «Стандартизация в Российской Федерации. Программа национальной стандартизации. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией».

Приказом Росстандарта от 1 ноября 2022 г. № 2726  утверждена  Программа национальной стандартизации на 2023 год 

Приказом Росстандарта от 1 ноября 2021 г. № 2459 утверждена Программа национальной стандартизации на 2022 г.

Приказом Росстандарта от 27 октября 2020 г. № 1775 утвержена  Программа национальной стандартизации на 2021 г.

Приказом Росстандарта от 1 ноября 2019 г. № 2612  утверждена  Программа национальной стандартизации на 2020 г.

  • Проект постановления правительства Российской Федерации «О признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». 
  • Перечень национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и Гос. корпорации по атомной энергии «Росатом»
  • Инфографика «Национальная система сертификации» 

Последнее обновление: 02.11.2022 13:17

Стандарты и качество

«Мы должны научиться производить качественную конкурентную продукцию, востребованную не только у нас в России, но и на мировых глобальных рынках. В конечном счёте задача заключается в том, чтобы полнее и эффективнее использовать наши внутренние возможности для решения задач развития». В.В. Путин.

КАЧЕСТВО В ЗЕРКАЛЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Работы по стандартизации в нашей стране были начаты в преддверии и в порядке подготовки к индустриализации, старт которой был дан пятилетним планом 1928-1933 г.г. Уже этот факт говорит об огромном  значении, которое ей придавалось.

О качестве на первых порах речь не шла. Истощенная, обескровленная страна остро нуждалась в количестве. Всего и вся! Только общегосударственная стандартизация  с едиными подходами, терминами, типоразмерами, нормами и др. могла вывести экономику из хаоса и наладить массовое производство.

Однако скоро становится очевидным, что количество без качества – деньги на ветер! К тому времени уже были практически сведены к нулю частнотоварные и капиталистические формы хозяйства. Рынок как регулятор качества ушел, казалось, в  безвозвратное прошлое. Но это не вселяло тревогу, а, напротив, воспринималось, как  великое достижение и преимущество новой социально-экономической формации.

Утверждалось, что свободная рыночная конкуренция – это разбазаривание ресурсов. Что она лишь приводит к перепроизводству, затовариванию и кризисам.  Наш «ответ чемберлену» был в том, что разоряющую государство рыночную конкуренцию  заменит стандарт.

Стандарт, всем указывающий единственно правильный путь к качеству. Примерно в тот период рождается, говоря сегодняшним языком,  слоган: «Стандартизация – столбовая дорога прогресса!».

Но «столбовая дорога прогресса» оказалась вымощенной ухабами, неожиданными развязками и тупиками.

Отношение государства и общества к стандартизации  в разные периоды менялось, и часто — с точностью до наоборот! От возвеличивания,  ни много ни мало,  в «приводной ремень научно — технического прогресса» до приклеивания ярлыка аж «тормоза» того же самого прогресса.

А были периоды, когда она отступала на второй, а то и третий план общественного интереса, и, не привлекая к себе излишнего внимания, без шума и пыли, делала свое дело. А именно — служила инструментом организации производства, выполняя «по определению» присущие ей функции: обеспечение единства измерений, совместимости и взаимозаменяемости, установление разного рода норм и требований.

Первый стандарт

Первым официально принятым  и обязательным к выполнению стал стандарт ОСТ 1 «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура». Вслед принимаются  стандарты  на продовольственные товары (хлеб, соль, спички, растительное масло), продукцию химической промышленности, на хлопок, нефтепродукты, объекты в области строительства, на единицы измерения и др.

Во второй половине 30-х годов было не до стандартизации. В результате худо-бедно работающая  система вместо того, чтобы совершенствоваться в качестве инструмента организации производства, по сути, разного рода реформированиями, в том числе децентрализацией,  была доведена до состояния упадка. Упадка, опасно дезорганизующего промышленность.  

Работа на победу

Реанимировать систему стандартизации в режиме «скорой помощи» пришлось с  переводом экономики на военные рельсы. Насколько это удалось, выяснилось в 1944 году, когда  В. Емельянов, в то время руководитель Всесоюзного комитета стандартов,  докладывал И.В.

Сталину о достигнутых результатах — об эффективности стандартизации в экономии материалов, снижении трудоемкости и повышении производительности. И судя по тому, что по выходу из кабинета Верховного главнокомандующего он не был репрессирован и даже остался в должности, И. В.

Сталин счел, что дела в стандартизации не  так уж плохи, и она сыграла свою роль в создании оружия победы.

Действительно, применение стандартного инструмента и оснастки дало  промышленности  экономию сотен тонн инструментальной стали. На 36,7% было  сокращение  количество контрольно-измерительных операций при приемке артиллерийских стандартов.

Была расширена взаимозаменяемость узлов и деталей, сокращены типы машин, приборов и инструментов. Стандартизация конструкторской и технической документации в судостроении сделала возможной организацию производства взаимозаменяемых механизмов и изделий.

Как результат, выпуск отдельных типов малых кораблей к 1943 году вырос по отношению к началу войны на 300%.

Производственный цикл с 90 дней был сокращен до 30! Система стандартизации, просуществовавшая вплоть до смены социально-экономических эпох и возврата к рынку, начала формироваться в 60-х годах под руководством доктора технических наук, профессора В. Бойцова, к тому времени возглавившего Госстандарт СССР.  

«БОЙЦОВСКИЙ» ПЕРИОД

В 60-70 годы от всех, кто профессионально занят в государственной стандартизации, ждут бойцовских качеств. Не тех, что спортсмены демонстрируют на боксерском ринге или борцовском ковре. А тех, что были присущи  Бойцову — формальному и неформальному лидеру в профессии.

Известный ученый, крупный специалист в области авиационных технологий, авторитетный  организатор авиационного производства, В.В.

Бойцов начинал деятельность на  поприще стандартизации в условиях, когда все более очевидным становилось то,  что возможности дальнейшего экстенсивного пути развития   исчерпываются.

  Одним из основных направлений интенсификации экономики было признано повышение качества продукции, а инструментом  достижения этой цели – стандартизация.  Стандартизация, которую за запутанность  не критиковал тогда разве что ленивый!

Закономерно, что новый Главный стандартизатор страны начал со стандартизации…самой стандартизации: «Сложившаяся система стандартизации не отвечает возросшим требованиям народного хозяйства, она сложна. Чтобы улучшить ее действие, надо сначала договориться о правилах, как составлять стандарты».

Категории и виды стандартов

⇐ Предыдущая123Следующая ⇒

Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

  • Стандарты классифицируют по категориям и видам. Критериями деления стандартов на категории является уровень их утверждения и сферы действия,
  • деления на виды — содержание.
  • К документам в области стандартизации, используемым на территории РФ,
  • относятся (ст. 13):
  • – национальные стандарты РФ ГОСТ Р;
  • – правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  • – применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико — экономической и социальной информации;
  • – стандарты организаций;
  • — своды правил.
  • Обозначения ГОСТ и ГОСТ Р были приняты в системе стандартизации,
Читайте также:  Что проверяет экологический надзор?

действовавшей до 2003 г. .

  1. Межгосударственный стандарт ГОСТ — региональный стандарт, принятый государствами СНГ и др. странами, присоединившимися к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и
  2. сертификации, и применяемый ими непосредственно.
  3. С целью обеспечения непрерывности производства к межгосударственным стандартам отнесён действующий фонд государственных стандартов СССР с
  4. сохранением обозначения «ГОСТ», так как оно содержится в технической и нормативной документации и широко известно в РФ и мире.
  5. Объектами стандартизации ГОСТ являются продукция, работы и услуги,
  6. имеющие межотраслевое значение, в частности:
  7. – продукция массового применения;
  8. – объекты научно-технических и социально-экономических целевых программ;
  9. – составляющие элементы крупных научно — хозяйственных комплексов
  10. (транспорт, связь, охрана окружающей среды и другие);
  11. – общие требования, правила и нормы (например, допуски и посадки, правила оформления строительных чертежей, правила оформления библиографии,

номинальные ряды частот и подобное). Стандарты на эти объекты объединяются в единые взаимоувязанные комплексы.

Обозначение межгосударственного стандарта состоит из индекса ГОСТ,

регистрационного номера и отделённых тире двух последних цифр года утверждения стандарта. В обозначении стандарта, входящего в состав комплекса, в его регистрационном номере первые цифры с точкой определяют комплекс стандартов.

  • Государственный стандарт РФ ГОСТ Р – стандарт, утверждённый уполномоченным органом РФ по стандартизации. В системе ГСС,
  • действовавшей до введения ФЗ «О техническом регулировании», утверждение стандартов производилось Государственным комитетом РФ по стандартизации, сертификации и метрологии — Госстандартом РФ. Объекты стандартизации
  • ГОСТ Р аналогичны ГОСТ.

Обозначение национального стандарта РФ состоит из индекса ГОСТ Р, регистрационного номера и отделённых тире двух последних цифр года утверждения. Срок действия стандарта не устанавливается. С июля 1992 г.

  1. начато формирование массива государственных стандартов, в котором отсчёт стандартов начинался с номера 50001.
  2. Стандарты отраслей ОСТ входили в ГСС до введения ФЗ «О техническом
  3. регулировании». Стандарт отрасли утверждался государственным органом по управлению отраслью (министерством или ведомством) применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения в том случае, если на
  4. объект стандартизации отсутствовал ГОСТ. В частности, к объектам отраслевой стандартизации относятся:
  5. – продукция, процессы (работы) и услуги, применяемые в отрасли, в том числе организация работ по отраслевой стандартизации;
  6. – типоразрядные ряды и типовые изделия отраслевого назначения
  7. (специфический крепёж, инструмент);
  8. – правила оформления работ по метрологическому обеспечению.
  9. Обозначение состоит из индекса ОСТ, условного обозначения министерства
  10. (ведомства), регистрационного номера, присвоенного в порядке, установленном в министерстве по согласованию с Госстандартом РФ, и отделённых тире двух
  11. последних цифр года утверждения. Условное обозначение министерства
  12. (ведомства) представляет двухзначное число.

Стандарты организаций – стандарты коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц.

Они разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей стандартизации, совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок. Порядок разработки, утверждения, учёта, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно.

  • Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и
  • утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями. Обозначение стандарта состоит из индекса, регистрационного номера, присваиваемого в
  • порядке, установленном в организации (объединении), и отделённых тире двух последних цифр года утверждения.
  • В зависимости от назначения и содержания национальные и другие
  • стандарты делятся на следующие виды:
  • – стандарты основополагающие;
  • – стандарты на продукцию и услуги;
  • – стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа);
  • – стандарты на процессы.
  • Основополагающий стандарт – национальный стандарт, имеющий широкую область применения или содержащий общие положения для определённой
  • области. Основополагающие стандарты подразделяют на организационно —
  • методические и общетехнические.
  • Организационно — методические стандарты устанавливают общие организационно — технические положения по ведению работ в определённой
  • области:
  • – цели и задачи;
  • – правила разработки и внедрения нормативных и технических документов.
  • Общетехнические стандарты устанавливают:
  • – термины и определения, многократно используемые в науке, технике,
  • строительстве, культуре и других сферах,
  • – условные обозначения (цифровые коды, буквенные обозначения физических величин, обозначения размерности физических величин),
  • – размерности физических величин,
  • – требования к построению и изложению документов,
  • – требования и нормы, необходимые для технического обеспечения производственных процессов (классы точности средств измерений, значения
  • предельно допустимых сбросов и выбросов, значения предельно допустимого уровня шума и вибраций, требования к шероховатостям поверхностей и прочее).
  • Значения предельно допустимых выбросов, уровня шума и вибраций, допустимого предела внешних воздействий и требования по технической совместимости, приведённые в общетехнических стандартах, необходимы, в том
  • числе, при проведении процедуры оценки соответствия продукции.
  • Стандарт на продукцию устанавливает требования к качеству продукции,

которые обеспечивают соответствие продукции её назначению. Различают стандарт вида общих технических условий и стандарт вида технических условий.

  1. Первый документ содержит общие требования к группе однородной продукции,
  2. а второй – требования к конкретной продукции или услуге.
  3. Все показатели, характеризующие требования к качеству продукции,
  4. подразделяют на:
  5. – базисные, к которым относят показатели упаковки, маркировки и хранения;
  6. – классификационные, объединяющие основные потребительские и эксплуатационные показатели продукции;
  7. – методы контроля на соответствие требованиям стандарта;
  8. – показатели унификации;
  9. – показатели информационной совместимости;
  10. – требования по безопасности, экологии и производственной санитарии.
  11. Стандарт на продукцию может быть полным или неполным. Полный содержит все из перечисленных показателей, неполный – только часть
  12. требований к продукции, например, правила транспортирования, маркировки,

правила и методы испытаний и др. Отсюда возникают понятия стандартов на продукцию «широкого назначения» (полные) и «узкого назначения» (неполные).

Базисные показатели предназначены для обеспечения сохранности качества

продукции и информирования потребителей о её свойствах. Среди показателей этой группы наиболее важными являются требования к маркировке.

Маркировка – комплекс обозначений, состоящий из текста, отдельных графических цветовых символов и их комбинаций, наносимых на изделие, упаковку (тару), ярлык или этикетку.

Классификационные показатели -показатели качества (органолептические, физико- химические, механические и др.), определяющие категорию или сорт продукции. Их перечень зависит от вида продукции.

Показатели, содержащиеся в нормативных документах, делятся на обязательные и дополнительные. Обязательные должны содержаться в тексте любого стандарта.

Необходимость внесения дополнительных требований и их содержание обосновывается уполномоченными органами РФ (ГОСТ Р), министерством или ведомством, Межгосударственным советом по стандартизации, сертификации и метрологии (ГОСТ), организациями и др.

К обязательным показателям стандарта на продукцию относят:

– требования по обеспечению безопасности продукции, работ и услуг для окружающей природы, жизни, здоровья и имущества;

– требования по обеспечению технической и информационной совместимости (общие правила оформления документов и обеспечения качества, метрологические правила и нормы, маркировка и др.).

  • – требования по взаимозаменяемости продукции;
  • – единство методов контроля продукции;
  • – единство маркировки.
  • К дополнительным требованиям относят:
  • – основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции
  • (классификационные показатели);
  • – требования по упаковке и хранению;
  • – общие правила по обеспечению качества продукции.
  • Для обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг в обоснованных случаях в национальных стандартах указывают перспективные
  • требования к качеству, опережающие возможности традиционных технологий.
  • Стандарты на продукцию вида технические условия ТУ (общие технические условия ОТУ) в общем случае содержат разделы:
  • – классификация (ассортимент), основные параметры и размеры;
  • – общие технические требования;
  • – требования безопасности;
  • – требования охраны окружающей среды;
  • – правила приёмки и методы испытания;
  • – транспортирование и хранение;
  • – указания по эксплуатации;
  • – гарантии изготовителя.
  • Полный перечень, наименование и содержание разделов определяется спецификой продукции и предъявляемыми к ней требованиями.
  • Стандарт на методы контроля устанавливает методы контроля одного определённого показателя, характеризующего группу продукции, или методы комплексного испытания определённой группы продукции. Стандарт включает
  • следующие разделы:
  • – средства контроля (материалы, реактивы, средства измерений);
  • – порядок отбора образцов и подготовки к проведению контроля;
  • – порядок проведения контроля;
  • – правила обработки результатов контроля;
  • – допустимая погрешность контроля.
  • Стандарты этого вида могут содержать сведения по нескольким методам, один из которых является арбитражным.
  • Стандарт на процесс – нормативный документ, устанавливающий порядок и правила выполнения самостоятельной технологической операции или совокупности технологических операций. В стандарте указываются способы,

приёмы и режимы выполнения определённой работы, необходимое технологическое оборудование и вспомогательные материалы. При выполнении операций должны быть предусмотрены меры по безопасности и охране окружающей природы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *