Что регулирует экологическое законодательство?

Что регулирует экологическое законодательство?

Экологическое право – самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой.

Что регулирует экологическое законодательство?

Под природой понимается природная среда как объективная реальность, существующая независимо от человека как следствие эволюционного развития материального мира и состоящая из естественных экосистем.

Под окружающей средой в юридическом смысле понимается часть природной среды, преобразованная антропогенной деятельностью. Природа и окружающая среда создают окружающую природную среду, внутри которой живет и, действует человек.

Природные объекты – это земля, недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух, континентальный шельф, морская среда, особо охраняемые природные территории и объекты и т.п.

Земля – плодородный слой почвы. Земельный фонд РФ составляет свыше 1709,8 млн. га. Головным актом по охране земельного фонда является Земельный кодекс РФ (в ред. 2009 г.). В соответствии с ним объектами охраны и использования являются:

  • земля как природный объект и природный ресурс;
  • земельные участки, представляющие собой часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке;
  • части земельных участков.

Субъекты охраны и использования земель указываются в ст. 5 ЗК РФ «Участники земельных отношений». Это граждане и юридические лица, РФ и ее субъекты, муниципальные образования. Среди них выделяются собственники земельных участков; землепользователи, т.е.

лица, владеющие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; арендаторы; обладатели сервитута, т.е.

лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками; кроме участников субъектами охраны могут быть контрольно-надзорные органы и их должностные лица, работники правоохранительных органов и т.п.

Земля может быть в государственной, муниципальной или частной собственности. В соответствии со ст. 387 – 398 Налогового кодекса РФ (в ред. 2009 г.) установлен порядок взимания земельного налога (относящегося к местным налогам).

Недра – часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя до глубин, доступных для геологического изучения, освоения и добычи полезных ископаемых. Регулирует отношения по использованию и охране недр Закон РФ «О недрах» от 21.02.92 г. (в ред. 2009 г.).

Но это скорее экономический, чем экологический закон. В охране недр много сложных и почти неразрешенных проблем: захоронение токсичных и радиоактивных отходов, истощение драгоценного сырья, утилизация отвалов пород и др. Недра находятся в государственной собственности.

Для пользования недрами и содержащимися в них минеральными и гидроминеральными ресурсами необходимо получение лицензии (разрешения) в установленном законом порядке.

Единственным исключением из этого правила является добыча общераспространенных полезных ископаемых (таких, например, как песок, гравий), которая производится собственниками и владельцами земельных участков свободно.

Налоговым кодексом РФ (ст. 334 – 346) установлен налог на добычу полезных ископаемых.

Водными ресурсами признаются: подземные и поверхностные воды, водосборы, источники питьевого водоснабжения. Охрана природных вод регулируется Водным кодексом РФ от 16.11.95 г. (в ред. 2009г.).

Признавая различные формы собственности, т.е. частную, муниципальную и государственную, ВК РФ указывает, что первые две распространяются лишь на обособленные водные объекты. Признаком, помимо обособленности водного объекта, относящим его к муниципальной собственности, является предназначенность его для муниципальных нужд.

В отношении водных объектов, которые могут находится в частной собственности граждан и юридических лиц, применяются следующие признаки – небольшая площадь и непроточность искусственных водоемов, несвязанность их гидравлически с другими поверхностными водными объектами.

Остальные водные объекты находятся в собственности РФ и субъектов РФ в соответствии со ст. 36 ВК РФ.

Для осуществления права водопользования необходимо получение лицензии.

В нее включаются сведения о водном объекте, о водопотребителях, водопользователе, указания на способ и цели использования водного объекта, указание пространственных границ (координат) водного объекта или его части, а при необходимости – мест забора (сброса) воды, сведения о лимитах водопользования, об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям, сроки действия лицензии и требования по рациональному использованию и охране водных объектов и окружающей среды.

В РФ за пользование водными объектами, сброс сточных вод установлен водный налог (ст. 3338 – 33315 Налогового кодекса РФ).

Леса (лес) – совокупность земли, древесно-кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Объекты лесных отношений – лесной фонд, его участки, леса, не входящие в лесной фонд и их участки, древесно-кустарниковая растительность. Охране лесов посвящен Лесной кодекс РФ от 29.01.97 г. (в ред. 2009 г.).

Лесной фонд РФ расположен на площади 1,2 млрд. га и составляет 22% мировых запасов.

Лес может находиться только в федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Приватизация лесного фонда запрещена, оборот лесного фонда (купля-продажа, залог, субаренда, выкуп земельных участков) не допускается.

Лесопользование, как и иные виды пользования природными ресурсами, осуществляется по разрешительной системе в соответствии с выдаваемыми в специальном порядке лицензиями, лесорубочными билетами, лесными билетами, ордерами, а также на основании договоров аренды, концессии, безвозмездного пользования. Не требуется специального разрешения лишь на бесплатное пребывание граждан в лесах для отдыха (публичный лесной сервитут) и на сбор ими для личного пользования грибов, ягод, орехов и др., лекарственного и технического сырья.

Лицензия – это документ, который удостоверяет право ее владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренду) относится к специальным разрешительным документа согласно ст. 34, ч.5 ст. 81 ЛК РФ.

Лесорубочный билет – документ, дающий право (краткосрочное, до 1 года) его владельцу на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов (выдается лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством).

Ордер выдается лесничеством на мелкий отпуск древесины на корню и является документом, удостоверяющим право его владельца на проведение отдельных видов заготовки и вывозки древе-

сины и второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.).

Лесной билет – документ, дающий право его владельцу на проведение побочного лесного пользования (сенокошения, пастьбы скота, размещения ульев и пасек, заготовки древесных соков, заготовки и сбора дикорастущих плодов, грибов, ягод, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, технического сырья, сбора мха, лесной подстилки и опавшего листа, камыша и др.), но не заготовки и вывоза древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Лесной билет на осуществление побочного лесопользования выдается лесничеством на один сезон, а на осуществление других видов лесопользования – лесхозом.

Животный мирвсе животные организмы: от низших до высших. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 г. (в ред. 2009 г.) предусматривает пять основных требований: сохранение видового разнообразия, охрана среды обитания и условий размножения, сохранение целостности сообществ, рациональное использование и регулирование численности.

В соответствии со ст. 4 данного Закона животный мир в пределах территории РФ относится к государственной собственности (федеральной или субъектов РФ).

Общими видами пользования животным миром являются охота, рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих, добыча объектов животного мира, не относящихся к объектам охоты и рыболовства (например, отлов и транспортировка для научно-исследовательских и иных целей), использование полезных свойств жизнедеятельности и извлечение их, получение продуктов жизнедеятельности (например, получение воска и меда диких пчел), а также изучение, исследование и иное использование животных без изъятия из окружающей среды.

Право на охоту оформляется в разрешительном порядке долгосрочными или именными разовыми лицензиями (например, на любительскую и спортивную охоту) либо охотничьими билетами.

Право на бесплатные любительский лов рыбы и добычу водных биоресурсов для личного потребления имеют все граждане РФ в водоемах общего пользования. Промышленное рыболовство, рыболовство в специальных водоемах, определенных органами рыбоохраны осуществляется на основании лицензии.

В соответствии со ст. 3331 – 3337 Налогового кодекса РФ установлены сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим данную сферу, является Федеральный закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 4.05.99 г. No 96-ФЗ (в ред. 2009 г.).

Важнейшим институтом охраны атмосферного воздуха является его нормирование.

Континентальный шельф – это прибрежное морское (океаническое) мелководье, имеющее аналогичное соседней суше геологическое строение, являющееся наиболее продуктивной и производительной для хозяйственного использования, населенной живыми организмами частью акватории с определенными внутренними и внешними границами. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря, а внешняя находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Читайте также:  Какой штраф за вывоз мусора в лес?

Внутренние морские воды – воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ.

Территориальное море РФ – примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий (т.е. линий наибольшего отлива вдоль берега и т.п.). Внешняя граница его является Государственной границей РФ.

Прилежащая зона РФ – морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Исключительная экономическая зона РФ – морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом.

Вопросы и ответы к экзамену по дисциплине: «экологическое право»

ВОПРОСЫ
К ЭКЗАМЕНУ

по дисциплине:
«Экологическое
право»

1.  Понятие, предмет и система экологического права.
Место экологического права в
правовой системе.

Экологическое право представляет собой самостоятельную комплексную
отрасль права, которая регулирует общественные отношения в области охраны
окружающей среды и использования природных ресурсов (вод, лесов, недр,
животного мира и т. д.).

Комплексность экологического права объясняется тем,
что общественные экологические отношения наряду с нормами экологического права
регулируются также нормами других отраслей российского права: конституционного,
гражданского, административного, уголовного, финансового, трудового и др.

  • Предметом
    экологического права
     являются
    волевые общественные отношения, складывающиеся в сфере охраны окружающей среды,
    рационального использования природных ресурсов и защите экологических прав и
    законных интересов физических и юридических лиц.
  • Метод правового регулирования экологических отношений
    проявляется, как и в других отраслях права, через императивный и диспозитивный
    подход к установлению обязанностей и прав субъектов правоотношений.
  • Императивный подход в установлении правомочий субъектов
    выражается в установлении обязательных предписаний и установлении запретов.
  • Диспозитивный подход в установлении правомочий субъектов
    выражается в трех основных формах: рекомендаций, санкционирования принятых
    природопользователями решений и разрешений.
  • В
    настоящее время регулирование экологических отношений осуществляется путем
    сочетания императивного и диспозитивного методов, с преобладанием
    императивного, что обусловлено тем, что охрана окружающей природной среды —
    государственная задача, решаемая, прежде всего, путем установления запретов и
    разрешений, методом власти и подчинения.
  • Вместе
    с тем, все большее развитие получают договорные, экономические способы
    возникновения и регулирования экологических отношений, то есть, применение
    диспозитивных норм и диспозитивного метода.

Система
экологического права. Как право в целом, так и каждая его отрасль должна
представлять собой систему, а поэтому раскрыть понятие отрасли права означает
раскрыть его систему. Под системой экологического права понимается структура
основных элементов, частей этой отрасли — подотраслей, институтов и норм.

2.
Источники экологического права

ст.
72 Конституции Российской Федерации относит регулирование экологических
правоотношений к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Отсюда следует,
что субъекты Российской Федерации могут иметь свое экологическое законодательство.

а)
законы как источники экологического права представляют собой нормативные акты,
принятые высшими органами представительной власти РФ и субъектов Федерации,
законодательными органами республик, краев, областей, автономного округа,
городов Москвы и Санкт-Петербурга;

б)
подзаконные нормативные акты как источники экологического права представляют
собой документы нормативного характера, принятые Президентом Российской
Федерации, Правительством России, а се министерствами и ведомствами, как Российской
Федерации, так (субъектов Российской Федерации, органами власти муниципальных
образований, а также иными органами и должностными лицами, имеющими право на
принятие данных актов.

2.
По предмету регулирования все источники можно классифицировать на общие и специальные.

Общие источники характеризуются тем, что предмет их
регулирования широк и охватывает как экологические общественные отношения и
иные, не относящиеся к сфере экологии (Конституция РФ).

Специальные
источники отличаются
от общих тем, что имеют предметом регулирования только экологические или
преимущественно экологические общественные отношения (Федеральный закон «Об
охране Окружающей среды», Федеральный закон «Об экологической экспертизе и т.
д.).

3. По направленности правового
регулирования все источники можно подразделить на материальные и
процессуальные.

Материальные источники имеют предметом своего регулирования
Экологические общественные отношения, складывающиеся по поводу пользования тех
или иных природных объектов, их охраны и обеспечения экологической
безопасности.

Процессуальные источники в отличие от материальных направлены на
процедуру обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования
природных ресурсов и являются формой ее обеспечения.

4.
По характеру нормативных правовых актов источники можно условно подразделить на кодифицированные и не являющимися таковыми.

К
кодифицированным относятся нормативные акты, в которых в ходе правотворческой
деятельности произведена систематизация нормативного материала и он приведен в
соответствие с системой регулируемых |общественных отношений. Такие нормативные
правовые акты отличаются более высоким качеством и, как правило, являются
головными в той или иной отрасли права (Водный кодекс, Лесной кодекс).

Экологическое право является
комплексной отраслью в системе российского права. Иногда ее называют
суперотраслью. При оценке данной отрасли важно иметь в виду, что она включает в
себя ряд самостоятельных отраслей права, признанных в таком качестве, —
земельное, водное, горное, воздухоохранительное, лесное и фаунистическое.

Комплексный характер
отрасли экологического права
 определен, однако, не
этим обстоятельством, а тем, что общественные экологические отношения
регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других
отраслях российского права, включая гражданское, конституционное,
административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др.
Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил
название экологизации соответственно
гражданского права, уголовного права, предпринимательского права и т.д.

Экологизация законодательства

Формирование
экологического права как комплексной отрасли наложило отпечаток и на механизм
действия его норм. Одним из его элементов является применение мер юридической ответственности, предусматриваемых трудовым, административным, уголовным и
гражданским правом.

Часть экологического
права составляют нормы иных отраслей права, регулирующие общественные отношения,
связанные с охраной окружающей среды. Эти нормы весьма многочисленны и имеют
двоякий характер. Хотя они относятся к отраслям права, которые имеют отличный
от экологического права предмет регулирования, эти нормы касаются экологии,
объединены задачей защиты окружающей среды.

Различные авторы
рассматривают регулирование экологических правоотношений нормами иных отраслей
права либо в контексте системы самой отрасли экологического права, либо в
контексте соотношения экологического права с иными отраслями.

Основу развития
экологического права как отрасли права составляет Конституция.

Экологическое право
тесно связано с административным правом. Основаниями возникновения,
изменения и прекращения экологических правоотношений являются чаще всего
исполнительно-распорядительные акты органов исполнительной власти, органов
местного самоуправления.

Так, например, заключение государственной
экологической экспертизы утверждает уполномоченный орган государственной власти
РФ либо субъекта РФ. Смежным институтом экологического и административного
права является совокупность норм, регулирующих организацию и деятельность
органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в
сфере охраны и использования окружающей среды.

 Административное право регулирует порядок деятельности этих
органов, устанавливает их компетенцию по осуществлению соответствующих функций
управления. Экологическое право в отличие от
административного определяет содержание деятельности исполнительных
органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды.

Кроме того,
специфика экологических отношений определяет осуществление особых функций
управления, например, таких как государственная экологическая экспертиза,
мониторинг окружающей среды.

КоАП установлена
ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей
среды.

Составы же
экологических преступлений и ответственность за них закреплены в УК.

Экологическое право
имеет также некоторые смежные с гражданским правом предметы
регулирования. Так, гражданское законодательство устанавливает основы права
собственности и имущественного оборота земли и иных природных ресурсов. В
соответствии с п. 3 ст. 129 ГК и п. 3 ст.

3 ЗК земля и другие природные ресурсы
могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их
оборот допускается законами о земле и о других природных ресурсах.
Следовательно, приоритет в данной области отдается природоресурсному
законодательству.

В ряде случаев природоресурсным законодательством предусмотрено заключение
договоров между специально уполномоченным органом государственной власти и
природопользователем. К данным правоотношениям применимы нормы подраздела 2
«Общие положения о договорах» разд. III части первой ГК. Также, например, в
соответствии со ст.

751 ГК подрядчик обязан при осуществлении строительства и
связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об
охране окружающей среды и несет ответственность за нарушение данных требований.

При причинении в результате экологического правонарушения вреда личности или
имуществу гражданина, имуществу юридического лица применяются нормы гл. 59 ГК
об обязательствах вследствие причинения вреда.

Проблемы экологического законодательства и их влияние на реализацию экологических прав человека

Оль, Е. М. Проблемы экологического законодательства и их влияние на реализацию экологических прав человека / Е. М. Оль, О. И. Богданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/archive/255/58232/ (дата обращения: 02.02.2023).

Читайте также:  Кто проводит аудит?



Одной из наиболее важных проблем в России является нестабильная экологическая обстановка, которая связана с масштабным загрязнением компонентов природной среды и их деградацией, нерациональным использованием природных ресурсов.

В складывающихся условиях решение проблем в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности обязано быть одним из первостепенных направлений государственной политики [1].

Главные тенденции государственной политики в сфере охраны окружающей среды закреплены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» [2]. В 2012 г.

указом Президента были приняты «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года» [3], а в 2014 г.

была утверждена Постановлением Правительства «Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы» [4].

Организационно-правовой механизм, действующий в сфере охраны окружающей среды, в настоящее время, не решает все поставленные перед ним задачи, и соответственно, возникают различные правовые проблемы.

Реализация права человека на благоприятную окружающую среду и защиту экологических прав, на сегодняшний день, слабо притворяется в жизнь.

Так, например, конституционное право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическим правонарушением [5] практически не реализуется, и граждане редко могут защитить собственные экологические права.

Проблемы в сфере возмещения вреда здоровью человека, причиненного загрязнением окружающей среды в результате хозяйственной или иной деятельности субъектов, прежде всего, связаны с определением ухудшения состояния здоровья и установлением суммы компенсации на его восстановление. Вся сложность заключается в том, что физические лица, обратившись в суд, обязаны представить доказательства причинения вреда здоровью, а также наличие причинно-следственной связи между причиненным вредом и хозяйственной деятельностью предприятия, загрязняющей окружающую среду. Так как влияние вредных веществ на организм человека и воздействие негативной экологической обстановки протекает в течение длительных сроков, то и доказать, что конкретное заболевание возникло непосредственно от хозяйственной деятельности предприятия практически невозможно.

Происходит нарушение прав человека и в сфере возмещения вреда окружающей среде при совершении экологических правонарушений, в частности, реальное восстановление компонентов природной среды не происходит, при рассмотрении вопросов возмещения вреда используются разные методы его подсчета, а также сложно обосновать размер причиненного вреда. Перечисленные проблемы в дальнейшем влияют на результаты рассмотрения судебных дел в экологической сфере, так как судами не выработана единая практика применения эколого-правовых норм по этому вопросу.

Многообразие нормативных правовых актов порождает проблемы в их реализации. Возникает потребность в принятии кодифицированного закона (Экологического кодекса Российской Федерации), который бы смог объединить все аспекты правового регулирования общественных отношений в экологической сфере.

Во многих субъектах Российской Федерации уже существуют такие кодифицированные акты (Экологический кодекс Республики Татарстан, Экологический кодекс Санкт-Петербурга и др.), но все они носят в основном декларативный характер, дублируя нормы федерального законодательства в экологической сфере и не учитывая природно-климатические и иные особенности региона [6].

В настоящее время в Российской Федерации существует идея создания Экологического кодекса, но она остается до сих пор не реализованной, ведь систематизация экологического законодательства в форме кодификации — это очень долгий, трудоемкий процесс, требующий коренных переработок и устранения пробелов, коллизий, дублирования.

Следует отметить, что неурегулированность некоторых вопросов охраны окружающей среды и использования природных ресурсов существует и в федеральном законодательстве, в частности, отсутствует важная терминология, которая вызывает разногласия в правоприменительной практике. Проблемы правовой охраны и использования отдельных компонентов природной среды состоят не только в содержании, но и в их отсутствии соответствующих нормативных правовых актов. Примером пробела в действующем законодательстве можно назвать отсутствие Федерального закона «Об охране почв». Многие субъекты Российской Федерации решают эту проблему в результате регионального законотворчества, в частности, в Москве были установлены требования по охране и рациональному использованию почв города (Закон г. Москвы «О городских почвах»).

Таким образом, проблемы федерального и регионального законодательства в экологической сфере порождают нарушение или ущемление экологических прав человека.

Решение проблем в экологической сфере возможно путем создания новых, а также устранения противоречий между действующими нормативными правовыми актами, систематизацией законодательства и установлением единой практики применения норм.

В этой связи реализация экологических прав человека зависит от качества нормативных правовых актов и эффективного их применения.

Литература:

Понятие экологического законодательства

В российском праве и доктрине отсутствует единый термин, обо­значающий нормативную сферу регулирования отношений между окружающей средой, человеком и обществом.

Используются терми­ны и обороты: «законодательство об охране окружающей среды», «природоохранительное законодательство», «природоохранное зако­нодательство», «природоресурсное (природоресурсовое) законода­тельство», «законодательство водное, лесное, земельное, горное (о не­драх)», «законодательство об охране природы», «экологизированное законодательство», «законодательство об охране окружающей природ­ной среды», «экологическое законодательство». Все эти термины воз­никали в разные периоды и, фактически являясь иногда синонимами или чаще смежными понятиями, отражают постепенное формирова­ние новой отрасли законодательства — экологического, понятие кото­рого укоренилось сегодня в правотворчестве и науке.

В литературе предлагается различать экологическое законода­тельство в узком и широком смысле (А. К. Голиченков). В узком смысле оно представляет собой совокупность законодательных и

иных нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, ре­гулирующие только охрану окружающей среды. В широком — добав­ляется регламентация и использования природных ресурсов, и обес­печения экологической безопасности населения и территорий, и экологического правопорядка.

Понятие «экологическое законодательство» следует отличать от понятия «экологическое право», включающего и иные, помимо сис­темы актов правотворчества, явления и процессы.

11. Система экологического законодательства

Систему можно строить по нескольким критериям: а) по юри­дической силе образующих ее актов (конституции, законы, указы Президента и акты губернаторов, мэров, акты Правительства, ве­домственные нормативные акты); б) по территориальному дейст­вию актов (распространяющиеся на все страны, группу стран, тер­риторию Российской Федерации в целом и действующие на терри­тории отдельного субъекта РФ или нескольких субъектов РФ, локальные); в) по предмету регулирования — общие экологические, специальные экологические и акты, содержащие экологические нормы, но относящиеся к другим отраслям законодательства (при­меры: Закон об охране окружающей природной среды, Закон о животном мире, УК РФ); г) по объекту регулирования — устанавли­вающие правила охраны и использования средообразующих эле­ментов (вод, воздуха, животного мира и т. п.), либо осуществления отдельных видов деятельности (например, генной инженерии, ксе-нотрансплантологии, мелиорации), либо функционирования от­дельных групп объектов или отраслей народного хозяйства (приме­ры: федеральные законы «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений»), либо требования к обороту отдельных видов мате­риалов, веществ (федеральные законы «Об отходах производства и потребления», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохи-микатами»), а также обеспечивающие нормы (УК РФ, КоАП РСФСР) и т.д.

Рекомендуемая литература:Голтенков А. К. Экологическое законодательство Рос­сии: понятие, состояние, развитие.-Экологическое право России на рубеже XXI века. М., 2000, с. 1-8: Злотникова Т. В.

Состояние и анализ федерального эколо­гического законодательства на современном этапе развития Российской Федерации. М., 1998: Она же. Экологическое законодательство субъектов Российской Федера­ции. М., 1999: Муратшин Ф. Р. Проблемы формирования системы законодательства субъекта Российской Федерации.

Уфа, 1999; Экология. Юридический энциклопеди­ческий словарь/Под ред. С. А. Боголюбова М., 2000, с. 112-113. 20

. Источники экологического права: понятие, иерархия, виды, функции

Понятие. Самое короткое определение источников права дано известным теоретиком С.С. Алексеевым — это «резервуар» юридиче­ских норм. Обычно в литературе по экологическому праву под ис­точниками его понимаются объективированные в документальном виде акты правотворчества, т. е.

нормативно-правовые акты, содер­жащие правила поведения, регулирующие отношения человека с ок­ружающей средой. Это понятие источников экологического права в узком смысле.

В широком смысле оно охватывает и иные совокуп­ности правовых норм, регулирующих экологически значимое пове­дение людей.

  • Виды источников экологического права. Наиболее распространено их деление на три группы: 1) нормативные юридические акты;
  • 2) прецедентные индивидуальные (в основном судебные) акты;
  • 3) санкционированные обычаи. Более подробная классификация разделяет их на: 1) законодательные акты; 2) нормативные акты ор­
  • ганов управления (исполнительной власти); 3) правовые обычаи;
  • 4) судебную практику и судебный прецедент; 5) правовую доктрину (юридическую науку); 6) нормативные акты общественных органи­ заций; 7) нормативные акты частных организаций; 8) договоры. В отечественной литературе обосновывалась позиция по включению в число источников права правовой идеологии и правосознания
Читайте также:  Как звучит главное экологическое правило?

(В. П. Казимирчук).

Несмотря на общую тенденцию повышения удельного веса именно нормативных актов в системе источников права, следует учесть, что для разных правовых систем — континентальной, к кото­рой принадлежит и право РФ, англо-американской, мусульманской и других, удельный вес, соотношение и значение (роль) источников права в правовой системе выглядят по-разному.

Общеизвестно, что в англо-американской системе писаное право, обычаи и прецеденты играют почти одинаковую роль, в мусульманском праве в качестве значимого источника выступают нормы Корана, шариатское право, а также правовая и религиозная доктрины, т. е. работы не только юристов, но и религиозных деятелей.

Даже в «классическом конти­нентальном», как кажется на' первый взгляд, российском праве в по­следнее время многие не отрицают существования такого источни­ка, как судебный прецедент, ссылаясь в первую очередь на решения Конституционного Суда РФ.

Здесь следует указать, что и постанов­ления Пленумов Верховного Суда РФ (а ранее СССР) содержат как минимум нормы-определения. Что касается санкционированного

правового обычая, то наглядным подтверждением его роли как ис­точника права является наличие в Федеральном законе «О живот­ном мире» раздела, признающего и устанавливающего особые права и порядок пользования животным миром для малочисленных народ­ностей и национальностей Крайнего Севера и Дальнего Востока, ве­дущих традиционный образ жизни. Этот порядок формировался ве­ками и весьма отличается от норм, регулирующих охоту или рыбо­ловство для остальных граждан РФ.

В последние годы в ходе расследования и особенно судебного рассмотрения дел увеличивается объем использования ссылок на комментарии к УК РФ, ГК РФ, другие работы, созданные известны­ми юристами.

Можно возразить, что это — свидетельство привлече­ния ученых в качестве экспертов или специалистов, но тенденция, вероятно, говорит о новом явлении — использовании правовой док­трины в качестве источника права или по крайней мере для его вос­полнения.

• Что касается актов общественных организаций, в первую оче­редь партий, понятно, что их программы содержат объемные разде­лы, формирующие направления, принципы экологической правовой политики, указания на конкретные цели и шаги по развитию право­творчества, управления и т. п.

Правда, в большей степени это отно­сится пока к программам зарубежных партий, а не российских, ко­торые «стойко» игнорируют проблематику охраны окружающей сре­ды.

Кроме того, в уставах и других документах общественных экологических объединений содержатся правила поведения, обязы­вающие формулировки принципов деятельности для членов этих ор­ганизаций. Это же распространяется на акты частных организаций, т. е.

тех, которые не относятся к публичной власти (к государствен­ным и управленческим органам и другим ее структурам). Собствен­но говоря, дисциплинарная ответственность наступает за нарушение правил внутреннего распорядка (и иных), что никогда не отрица­лось отечественной наукой.

Выделение же договора в качестве особой разновидности источ­ников экологического права вполне обоснованно.

Хотя это и пись­менный акт, он далеко не всегда облекается в форму закона, может заключаться самыми разными субъектами — от государств до кон­кретных граждан, но в любом случае определяет содержание эколо­гически значимого поведения или ограничения такового либо уста­навливает запреты на совершение каких-либо действий, за наруше­ние которых применяются санкции, нередко довольно жесткие.

В отношении правовой идеологии, правосознания, правовых эмоций вопрос выглядит несколько сложнее. Тем не менее находят-

ся аргументы за включение их в число источников экологического права, которые подсказывает реальная действительность. Под влия­нием идеологии (принципов, взглядов, экологического мировоззре­ния) проводятся акции протеста тысячами людей против экспорта опасных отходов, т. е.

осуществляются акты поведения; под влияни­ем правовых эмоций зарождается законодательная инициатива, ока­зывается давление на субъектов, принимающих письменные акты, направленные на охрану животных; экологическое правосознание вызывает действия по уничтожению (к сожалению, иногда в проти­воправных формах) лабораторий и похищению подопытных живот­ных, используемых для медицинских экспериментов и работ в об­ласти ксенотрансплантологии (т. е. выращивания животных для по­лучения органов и тканей в целях пересадки их человеку) и проч. Может быть, экологическое право как никакая другая отрасль склонно и способно к расширению круга источников права, т. е. того, чем руководствуются люди, принимая решения о поступках, имею­щих юридические последствия, и совершая их. Это связано, конеч­но, и с глобальным характером экологического права, тенденцией превращения экологического законодательства в некую супер-от­расль.

Если говорить о документированных, письменных источниках права, то, как известно, их функции заключаются в разовом, строго индивидуализированном воздействии на правовую систему. Они либо вводят новую норму (группы норм), либо отменяют устарев­шую норму, либо изменяют действующие предписания (С. С. Алек­сеев).

Не следует забывать, что в российском законодательстве очень часто источник права предстает как бы «в трех лицах»: акте утвер­ждения (постановление Правительства РФ об утверждении Положе­ния), собственно акте, содержащем юридические нормы (Положе­ние), и акте, устанавливающем порядок введения его в действие, иногда вместе с условиями, отлагательными или иными (см., напри­мер, Федеральный закон «О введении в действие УК РФ» от 13 июня 1996 г.).

Требования к письменным источникам экологического права. Нор­мативно-правовые акты должны иметь объективно выраженную форму закона, постановления, указа, инструкции и т. п.

, принимать­ся лишь тем субъектом правотворчества, который уполномочен при­нимать их в форме, определенной законом (Президент принимает указы, Правительство — постановления, Парламент — федеральные законы); акт должен быть опубликован (доведен до общего сведе­ния) в установленном законом порядке (ст. 15'Конституции РФ).

  1. По юридической силе весь массив экологических актов разделяет­ся на конституции, законы и подзаконные акты. На уровне Федерации:
  2. Конституция РФ;
  3. — конституционные законы;
  4. — законы (Основы законодательства, действующие законы РСФСР, РФ, федеральные законы, кодексы);
  5. — указы Президента РФ (и распоряжения);
  6. — постановления Правительства РФ (и распоряжения);
  7. — ведомственные нормативные акты. На уровне субъектов Федерации:
  8. конституции субъектов РФ;
  9. — законы;
  10. — акты органов исполнительной власти субъектов РФ; Локальные акты (органов местного самоуправления, организа­ ций).

По форме источники права (акты) делятся на оформленные в ка­честве законов и приравненных к ним актов (Основы, кодексы), по­становления, распоряжения, приказы, решения, инструкции, мето­дические рекомендации, положения, правила, порядки и т. п.

Осо­бое место занимают федеральные и региональные целевые программы, которые могут быть приняты законом или постановле­нием Правительства.

Надо различать форму акта утверждения (указ, постановление, приказ) и собственно акта (инструкция, правила, по­ложение и проч.).

По субъекту принятия акта источники права делятся на приня­тые парламентом, главой исполнительной власти, правительством, руководителем (или коллегией) министерства, ведомства, высшим судебным органом и т. п.

Рекомендуемая литература:Давид Рене, Жоффре-Спинози Камилла. Основные пра­вовые системы современности. М., 1996; Медведев В. И., Алдашева А. А. Экологиче­ское сознание. М., 2001; Романов А. К. Правовая система Англии. М., 2000; Красно­ва И.О. Экологическое право и управление в США. М., 1992.

13. Соотношение экологического законодательства с инымиотраслями российского законодательства

Поскольку экологическое законодательство относится к ком­плексным отраслям, его соотношение с иными отраслями можно проследить по нескольким направлениям, главными из которых яв­ляются: а) влияние на содержание и структуру иных законодатель­ных актов. Например, в ст. 2 УК РФ в перечень задач Кодекса

включена охрана окружающей среды, поставленная законодателем раньше, чем задача охраны конституционного строя РФ; в УК выде­лена специальная — 26 глава «Экологические преступления» (и то и другое отсутствовало в УК РСФСР и свидетельствует о колоссаль­ных изменениях уголовно-правовых подходов под влиянием эколо­гического права); б) заимствование принципов, положений, исход­ных правил из других отраслей с последующей их конкретизацией (например, из конституционного права); в) привлечение для решения стоящих перед отраслью задач норм и институтов других отраслей законодательства (например, из гражданского права — порядка воз­мещения вреда, из административного — общих порядков лицензи­рования) путем использования их для регулирования экологических отношений; г) восполнение экологическим законодательством блан­кетных норм иных отраслей и отсылка норм экологического зако­нодательства к институтам фундаментальных отраслей (например, часто встречается оборот «ответственность за нарушение правил… наступает в соответствии с уголовным, административным, граждан­ским и иным законодательством РФ»).

Наконец, если речь идет о соотношении международного и на­ционального экологического законодательства, то оно определяется приматом норм международного права (в случае если норма россий­ского законодательства противоречит международной, применяется последняя), возможностью и необходимостью имплементации меж­дународных норм во внутреннее законодательство, взаимным про­никновением правовых идей.

Поиск на сайте:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *