Экологические
правонарушения можно классифицировать
по нескольким основаниям:
— по
видам природных ресурсов, которым
причиняется ущерб, выделяются
земельные, лесные, водные правонарушения,
нарушения законодательства о недрах,
о животном мире, атмосферном воздухе и
т. д.;
— по
характеру причиненного вреда — загрязнение
окружающей природной среды и отдельных
природных объектов (лесов, вод, недр,
земель и др.
); порча, повреждение,
уничтожение природных объектов (порча
земель, уничтожение животных,
занесенных в Красную книгу, повреждение
лесов сточными водами, химическими
веществами, промышленными и
коммунально-бытовыми отходами и
др.
); истощение природных ресурсов
(истощение поверхностных и подземных
вод, выборочная отработка богатых
участков месторождений полезных
ископаемых, приводящая к их необоснованным
потерям и др.); нерациональное
использование природных ресурсов
(например, бесхозяйственное использование
воды, нерациональное использование
сельскохозяйственных земель и др.);
— по
характеру применяемых санкций, то есть
в зависимости от вида наступающей
ответственности, — уголовные,
административные, гражданско-правовые,
дисциплинарные и иные правонарушения;
— по
степени общественной опасности —
экологические преступления (уголовные
правонарушения) и экологические проступки
(административные, гражданские,
дисциплинарные правонарушения).
Виды ответственности, применяемой за экологические правонарушения
Особенность
применения юридической ответственности
за экологические правонарушения
заключается в том, что нормы экологического
законодательства являются отсылочными
и предусматривают в большинстве случаев
лишь перечни правонарушений применительно
к отдельным видам природных ресурсов,
а конкретные санкции за них установлены
в других отраслях законодательства
(уголовного, административного,
гражданского и др.)*.
________
*
См. например, Закон РСФСР «Об охране
окружающей природной среды» (ст. 84),
Закон РФ «О недрах» (ст. 49), Федеральный
Закон «О животном мире» (ст. 55), Земельный
кодекс РСФСР (ст. 125), Федеральный
Закон «Об особо охраняемых природных
территориях» (ст. 36) и др.
Уголовная
ответственностьустановлена за
наиболее социально опасные деяния в
сфере природопользования и охраны
окружающей среды, предусмотренные
Уголовным кодексом РФ, — экологические
преступления.
В новом
Уголовном кодексе РФ экологические
преступления выделены в самостоятельную
группу, которой посвящена специальная
глава 26, содержащая 17 составов
экологических преступлений (ст. 246-262).
В нее вошли обновленные составы,
действовавшие в УК РСФСР до 1997 г., а также
новые составы преступлений.
Экологические
преступленияможно подразделить в
зависимости от их предмета на общие,которые направлены против окружающей
природной среды в целом (ст.
246-249, например,
нарушение правил охраны окружающей
среды при производстве работ, нарушение
правил обращения экологически опасных
веществ и отходов и др.) и специальные,которые посягают на отдельные природные
объекты (ст. 250-262).
К последним относятся
загрязнение вод, загрязнение атмосферы,
порча земли, нарушение правил использования
и охраны недр, незаконная добыча водных
животных и растений, нарушение правил
охраны рыбных запасов, незаконная охота,
уничтожение критических местообитаний
для организмов, занесенных в Красную
книгу РФ, незаконная порубка деревьев
и кустарников, уничтожение или повреждение
лесов, нарушение режима особо охраняемых
природных территорий и природных
объектов и др.
В ряд
статей УК РФ введены новые квалифицирующие
признаки экологических составов
преступлений — совершение противоправных
деяний в зоне экологического бедствия
или зоне чрезвычайной экологической
ситуации, совершение деяния лицом с
использованием своего служебного
положения либо группой лиц по
предварительному сговору или организованной
группой (ст. 250, 254, 256, 258 и др.)
В
юридической науке иногда выделяются
так называемые «смежные составы»,
то есть преступления, которые хотя и
имеют отношение к природным объектам,
но не причиняют им непосредственного
вреда, например, регистрация незаконных
сделок с землей (ст. 170), нарушение правил
сдачи государству драгоценных металлов
и камней (ст. 192), нарушение
санитарно-эпидемиологических правил
(ст. 236), нарушение правил безопасности
при проведении горных работ (ст. 216) и
др.
Тесно
связано с группой экологических
преступлений и такое преступление,
как экоцид (массовое уничтожение
растительного и животного мира,
отравление атмосферы или водных
ресурсов, а также совершение иных
действий, способных вызвать
экологическую катастрофу (ст. 358),
которое УК РФ относит к разделу о
преступлениях против мира и безопасности
человечества.
В УК РФ
нашел отражение один из важнейших
принципов экологического права —
приоритет жизни и здоровья человека,
права граждан РФ на благоприятную
окружающую среду. Семь статей (246-248,
250-252, 254) содержат в качестве признаков
составов причинение вреда здоровью
человека или наступление смерти
человека в результате экологического
преступления.
В виде
санкций за экологические преступления
применяются штраф, лишение права
заниматься определенной деятельностью
или занимать определенные должности,
исправительные работы, арест, ограничение
свободы, лишение свободы на определенный
срок и др.
Административная
ответственностьустановлена за
виновные противоправные деяния,
нарушающие установленный экологический
правопорядок и предусмотренные нормами
административного законодательства.
Административные правонарушения
установлены Кодексом РСФСР об
административных правонарушениях
(ст.
46-48(1) и главой 7 «Административные
правонарушения в области охраны
окружающей природной среды, памятников
истории и культуры» (ст.
50-86), а также
некоторыми актами экологического
законодательства (законами «Об охране
окружающей природной среды», «О животном
мире», «Об особо охраняемых природных
территориях», Земельным кодексом
РСФСР и др.).
Субъектами
ее являются граждане и должностные
лица. Однако Законом РСФСР «Об охране
окружающей природной среды» предусмотрено,
что административная ответственность
может быть возложена на юридических
лиц — предприятия, организации и учреждения
(ст. 84).
Большая
часть рассматриваемых административных
проступков представляет собой
нарушение правил рационального
использования и охраны природных
ресурсов, включая их нецелевое
использование, а также нарушение
права государственной собственности
на природные ресурсы — незаконные
сделки с природными объектами, самовольное
пользование ими, самовольную
переуступку права природопользования.
Сюда относятся также порча, повреждение
и уничтожение природных объектов.
Административная
ответственность применяется специально
уполномоченными органами государственного
экологического управления: охотничьей
инспекцией, службой лесной охраны,
рыбоохраной, санитарно-эпидемиологической
службой, органами охраны водных ресурсов,
Госгортехнадзора, Госкомэкологии и др.
(ст.
211, 212, 216, 219, 222 Кодекса об административных
правонарушениях), а также иными органами
и должностными лицами, предусмотренными
законодательством (административными
комиссиями местных органов власти,
должностными лицами по охране территорий
государственных заповедников и
национальных парков и т. д.
)*.
________
*
Ст. 199 КоАП РСФСР, ст. 34 Федерального
Закона «Об особо охраняемых природных
территориях».
Мерами
административных взысканий служат
предупреждение, штраф, конфискация
орудий совершения правонарушения,
лишение специальных прав (например,
права охоты).
Ряд
противоправных деяний в области
природопользования и охраны окружающей
среды может повлечь наступление как
уголовной, так и административной
ответственности.
Отграничение
экологических преступлений от
экологических проступков происходит
по признакам, установленным в законе:
повторности совершения противоправного
деяния, причинению крупного ущерба или
существенного вреда и др.
Так, в
соответствии с Постановлением Пленума
Верховного Суда РФ «О практике применения
судами законодательства об
ответственности за экологические
правонарушения» от 5 ноября 1998 г.
№ 14
разграничение уголовно наказуемой
незаконной охоты, незаконной добычи
водных животных и растений и соответствующих
административных проступков следует
производить по признакам наличия
крупного ущерба, применения
транспортного средства, взрывчатых
веществ и иных способов массового
уничтожения животных, по обстоятельствам
места совершения деяния (на территории
заповедника, заказника, зоны экологического
бедствия или зоны чрезвычайной
экологической ситуации и т. д.), и другим
признакам, а разграничение подобных
деяний в случае незаконной порубки
деревьев и кустарников — по предмету
и последствиям правонарушения (п. 13).
- Гражданско-правовая
ответственностьза экологические
правонарушения предусматривается
Гражданским кодексом РФ и другими
нормативными актами. - Она
применяется судом общей юрисдикции или
арбитражным судом и наступает независимо
от привлечения к другим видам
ответственности (уголовной,
административной, дисциплинарной) по
фактам причинения вреда окружающей
природной среде или совершения незаконных
сделок с природными ресурсами. - Субъектами
гражданско-правовой ответственности
являются граждане и юридические лица.
Согласно
ст.
86 Закона РСФСР «Об охране окружающей
природной среды» граждане и юридические
лица, причинившие вред окружающей
природной среде, здоровью и имуществу
граждан, организаций, государства
загрязнением окружающей природной
среды, порчей, уничтожением, повреждением,
нерациональным использованием
природных ресурсов, разрушением
естественных экологических систем
и другими правонарушениями, обязаны
возместить его в полном объеме в
соответствии с действующим законодательством.
Это положение конкретизируется в нормах
законов, регламентирующих правовой
режим отдельных видов природных ресурсов
(ст. 51 Закона РФ «О недрах», ст. 111 Лесного
кодекса РФ, ст. 131 Водного кодекса РФ,
ст. 36 Федерального Закона «Об особо
охраняемых природных территориях», ст.
56 Федерального Закона «О животном мире»,
ст. 32 Федерального Закона «Об охране
атмосферного воздуха», ст. 126 Земельного
кодекса РСФСР).
Как
известно, ущерб по нормам гражданского
права подлежит возмещению в натуре
либо в виде взыскания убытков. Однако
возмещение экологического вреда
обладает значительной спецификой.
Особенность такого вреда состоит в
его невосполнимости на основе денежного
эквивалента и, как правило, необратимости
наступивших вредных последствий.
Этим
обусловлены формы возмещения вреда,
нанесенного природе, которое возможно
лишь условно: в виде взыскания расходов
на восстановление качества окружающей
природной среды, проведение мероприятий
по ее охране (очистка вод от загрязнения,
воспроизводство диких животных и др.).
Возмещение в натуре может быть произведено
чрезвычайно редко (например, рекультивация
земель с помощью специально снятого и
хранимого плодородного слоя почвы), к
тому же оно обычно требует длительного
времени (к примеру, лесовосстановительные
работы).
Отдельные виды вреда вообще
могут быть необратимыми (например,
истребление редких животных, уничтожение
памятников природы, истощение запасов
полезных ископаемых и др.).
Отсутствие
денежного эквивалента экологического
вреда обусловливает и порядок определения
размеров взыскания убытков — по так
называемым таксам (условным денежным
единицам возмещения вреда отдельным
природным объектам — лесам, животному
миру и др.
) или методикам исчисления
ущерба, предусмотренным специальными
нормативными актами (например, в
сфере охраны вод, атмосферного воздуха,
недр). Они включают стоимость затрат
государства на охрану соответствующих
природных объектов, а также определенную
денежную сумму в качестве наказания за
экологическое правонарушение.
Так,
возмещение вреда, причиненного лесам
и животному миру, осуществляется в
соответствии с Постановлением
Правительства РФ «Об утверждении
размеров неустоек за нарушение
лесохозяйственных требований при
отпуске древесины на корню в лесах РФ
и такс для исчисления размеров взыскания
за ущерб, причиненный лесному хозяйству
нарушением лесного законодательства,
в Российской Федерации» от 5 февраля
1992 г., Постановлением Правительства РФ
«Об утверждении такс для исчисления
размера взыскания за ущерб, причиненный
уничтожением, незаконным выловом
или добычей водных биологических
ресурсов» от 25 мая 1994 г. и др. Например,
за незаконную добычу лосося установлена
такса в размере 10 минимальных месячных
размеров оплаты труда, белуги — 35, моржа
— 400, морского котика — 150 и т. д.
При
отсутствии указанных такс или специальных
методик исчисления вреда убытки
определяются в соответствии с общими
положениями гражданского законодательства
по стоимости фактических затрат на
восстановление нарушенного состояния
природной среды (работ по очистке и
восстановлению природных объектов,
приведению их в пригодное для использования
состояние и др.) с учетом понесенных
убытков, в том числе упущенной выгоды
(к примеру, компенсаций за погибший
сельскохозяйственный урожай и т. д.).
Вред,
причиненный здоровью граждан в результате
неблагоприятного воздействия окружающей
природной среды, также подлежит
возмещению.
При определении его величины
учитываются: степень утраты трудоспособности
потерпевшего, необходимые затраты на
лечение и восстановление здоровья, на
уход за больным, иные расходы и затраты,
связанные с вынужденным изменением
профессии, места жительства, а также
моральный вред.
Дисциплинарная
ответственностьза экологические
правонарушения применяется по нормам
трудового и иного законодательства,
если эти нарушения сопряжены с
невыполнением трудовых или служебных
обязанностей.
Субъектами
дисциплинарной ответственности могут
быть работники, должностные лица,
руководители предприятий и организаций,
отвечающие за состояние работы по охране
природы.
В
соответствии со ст.
82 Закона РСФСР «Об
охране окружающей природной среды»
дисциплинарная ответственность наступает
за невыполнение должностными лицами и
работниками обязательных планов и
мероприятий по охране природы и
рациональному использованию природных
ресурсов, за нарушение экологических
нормативов и иных требований
природоохранительного законодательства,
вытекающих из трудовой функции или
должностного положения.
В
качестве дисциплинарных взысканий
применяются замечание, выговор,
строгий выговор, увольнение и др.
Помимо
рассмотренных основных видов юридической
ответственности за экологические
правонарушения могут применяться
специальные санкции,установленные
земельным, лесным, водным и другим
законодательством за отдельные виды
нарушений.
Например, изъятие природного
объекта в случае его неосвоения в течение
определенного срока, использования его
не по целевому назначению, нарушения
экологических требований; ограничение,
приостановление или прекращение права
пользования природным объектом при
нарушении правил его рационального
использования и охраны (ст.
60, 89 Водного
кодекса РФ, ст. 27, 28 Лесного кодекса РФ,
ст. 20 Закона РФ «О недрах» и др.).
Научная электронная библиотека Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания
Впервые в истории отечественного уголовного права нормы об ответственности за экологические преступления были выделены в УК РФ 1996 г. в самостоятельную гл.
26 «Экологические преступления», что позволяет нам сделать вывод о наличии законодательной классификации данных преступлений в единой системе Особенной части УК РФ.
Вместе с тем следует отметить, что в научной литературе классификация экологических преступлений не отличается единством. По-разному определяется как их круг, так и основания классификации.
Так, профессор О.Л. Дубовик предлагает их классифицировать на две группы, исходя из места расположения в Уголовном кодексе РФ:
1) преступления, ответственность за которые предусмотрена в главе 26 Кодекса (ст.ст. 246-262 УК);
2) экологические преступления, составы которых помещены в иные главы Уголовного кодекса РФ. К ним, в частности, относятся ст. 215 (гл. 24); ст.ст. 236, 237, 243, 245 (гл. 25)[63].
В зависимости от объекта уголовно-правовой защиты, его предметной экологической выраженности О.Л. Дубовик предлагает классифицировать составы преступлений главы 26 УК РФ на преступления:
- 1) нарушающие правила экологически значимой деятельности, непосредственным объектом которой является порядок деятельности;
- 2) посягающие на отдельные элементы окружающей среды (воды, атмосферу, почву, леса, недра, континентальный шельф, особо охраняемые природные территории и объекты);
- 3) посягающие на объекты флоры и фауны как составную часть окружающей среды, условия биологического разнообразия и сохранения биосферы Земли.
В работах О.Л. Дубовик приводятся и иные классификации экологических составов преступлений на общие и специальные составы:
- 1) по способам совершения преступления (загрязнение, уничтожение, повреждение, противоправное использование);
- 2) по субъективной стороне и с учетом признаков субъекта (корыстные, вандалистские, должностные);
- 3) по последствиям, точнее – сфере их проявления (вред окружающей среде в целом, отдельным ее компонентам)[64].
В свою очередь Э.Н. Жевлаков, с учетом степени определенности объекта преступления и по способу совершения преступлений, предлагает экологические преступления подразделять на два основных вида:
1) экологические преступления общего характера (ст.ст. 246, 247, 248, 253, 262 УК РФ). Данные преступления в связи с этим посягают на отношения по обеспечению экологической безопасности, охраны и рациональному использованию компонентов природной среды в их совокупности;
2) экологические преступления специального характера, которые в зависимости от содержания предмета и непосредственного объекта посягательства он делит на подгруппы:
а) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования земли и недр (ст.ст. 254, 255 УК РФ);
б) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира (фауны) (ст.ст. 256, 257, 258, ч. 1 ст. 249, ст. 259 УК РФ);
в) преступления, посягающие на общественные отношения по охране и рациональному использованию растительного мира (флоры) (ст. ст. 260, 261, ч. 2 ст. 249, ст. 256 УК РФ);
г) преступления, посягающие на общественные отношения по обеспечению экологической безопасности, охране и национальному использованию вод и атмосферы (ст. ст. 250, 252, 251 УК РФ)[65].
Кроме указанной классификации Э.Н. Жевлаковым выделяются и другие варианты градации. Например, по способу совершения экологических преступлений он дифференцирует их на два вида:
1) экологические преступления, выразившиеся в причинении вреда природной среде;
2) экологические преступления, состоящие в незаконном завладении природными ресурсами.
Первую группу образуют, в частности: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст.
248 УК РФ); нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ); загрязнение вод, атмосферы и морской среды (ст.ст. 250, 251, 252 УК РФ); порча земли (ст. 254 УК РФ) и др.
Из нее можно выделить также подгруппу преступлений, выражающихся в уничтожении или повреждении природных ресурсов и объектов (ст.ст. 257, 259, 261 УК РФ).
Ко второй группе относятся: незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256 УК РФ); незаконная охота (ст. 258 УК РФ); незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ); нарушение правил использования недр (ст. 255 УК РФ в этой части)[66].
И.М. Тяжкова главу 26 УК РФ в зависимости от непосредственного объекта делит на общие (ст.ст. 246-248, 262) и специальные (ст.ст. 249-261). Однако в отношении специальных экологических преступлений в силу их многообразия и различия предметов (компонентов) окружающей природной среды она выделяет следующие их виды. Это посягательства:
1) на водную и воздушную среду (ст.ст. 250-252);
2) на землю и ее недра (ст.ст. 253-255);
3) на животный мир (ч. 1 ст. 249, ст.ст. 256-259);
4) на растительный мир (ч. 2 ст. 249, ст.ст. 260-261)[67].
В зависимости от непосредственного объекта Н.А. Лопашенко предлагает следующую классификацию экологических преступлений:
1) посягательства на общественные отношения по реализации и охране права каждого на благоприятную окружающую среду (ст.ст. 246-248 УК РФ);
2) посягательства на общественные отношения по охране стабильности окружающей среды и ее природно-ресурсного потенциала (ст.ст. 249-262 УК РФ). Последняя группа в зависимости от вида предмета преступления – охраняемого природно-ресурсного потенциала – делится на следующие виды:
а) посягательства на животный мир (ч. 1 ст. 249, ст.ст. 256-258 УК РФ);
б) посягательства на растительный мир (ч. 2 ст. 249, ст.ст. 260-261 УК РФ);
в) посягательства на воды (ст.ст. 250, 252 УК РФ);
г) посягательства на атмосферу (ст. 251 УК РФ);
д) посягательства на особо охраняемые территории и акватории, природные объекты (ст.ст. 253, 259, 262 УК РФ);
е) посягательства на землю (ст. 254 УК РФ);
ж) посягательства на недра (ст. 255 УК РФ)[68].
М.М. Бринчук подразделяет составы преступлений, сформулированные в действующем Уголовном кодексе РФ, на три группы, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды:
- 1) специальные экологические составы;
- 2) смежные;
- 3) дополнительные.
К специальным экологическим составам он относит составы, сформулированные гл.
26 УК РФ, а также ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса, например, нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст.
215); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237); жестокое обращение с животными (ст. 245); экоцид (ст. 358).
Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды, по мнению М.М.
Бринчука, следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); терроризм (ст.
205); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217) и др.
К дополнительным он относит ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293)[69].
Исходя из содержания главы 26 УК РФ, авторский коллектив учебника «Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть» предлагает выделить следующие виды экологических преступлений:
1) преступления, влекущие причинение вреда отдельным элементам природы при осуществлении деятельности, посягающей на экологический баланс: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст.
247); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248); загрязнение вод (ст. 250); загрязнение атмосферы (ст. 251); загрязнение морской среды (ст. 252); порча земли (ст.
254); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262);
2) преступления, посягающие на основы должной сохранности недр: нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255); нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253);
3) преступления, посягающие на объекты животного и растительного мира (фауны и флоры): нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249); незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст.
256); нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257); незаконная охота (ст. 258); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259); незаконная рубка лесных насаждений (ст.
260); уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261)[70].
По вопросам группирования экологических составов преступлений в современной науке уголовного права существует огромное множество и других мнений. Более подробный анализ доктринальных классификаций экологических преступлений содержится в работах В.Г. Пушкарева, Н.Н. Маршаковой[71].
Представляется, что каждая из классификаций экологических преступлений, включенных законодателем в гл. 26 УК, имеет право на существование. Однако при дальнейшем рассмотрении за основу будет взята классификация экологических преступлений в зависимости от непосредственного объекта посягательства, в соответствии с которой они подразделяются на два вида:
- 1) экологические преступления общего характера, которые посягают на природу в целом. К ним относятся:
- • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ);
- • нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ);
• нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ).
2) специальные экологические преступления, которые посягают на отдельные компоненты или составляющие природы.
В силу многообразия специальных экологических преступлений и различия предметов (компонентов) окружающей природной среды следует с учетом этого последнего признака провести дальнейшую классификацию, в соответствии с которой могут быть выделены следующие виды специальных экологических преступлений:
• экологические преступления, посягающие на животный мир (ч. 1 ст. 249, ст.ст. 256-258);
• экологические преступления, посягающие на растительный мир (ч. 2 ст. 249, ст.ст. 260-261);
• экологические преступления, посягающие на поверхностные и подземные воды (ст. 250, 252);
• экологические преступления, посягающие на атмосферу (ст. 251);
• экологические преступления, посягающие на особо охраняемые территории и акватории, природные объекты (ст.ст. 253, 259, 262);
• экологические преступления, посягающие на землю (ст. 254);
• экологические преступления, посягающие на недра (ст. 255).
Понятие и особенности экологических правонарушений. Виды и структура экологических правонарушений
В общесоциологическом смысле юридическую ответственность как один из видов социальной ответственности принято различать как позитивную (проспективную) (Мельникова в нее не верит) и негативную (ретроспективную).
Позитивная ответственность характеризует отношение лица к совершаемым им поступкам, подразумевает ответственность за будущее поведение. Ретроспективная предусматривает ответственность за уже совершенное правонарушение. Соответственно, ретроспективная ответственность связана с правонарушением.
- Правонарушение как юридический факт порождает правоотношение между государством и правонарушителем в целях реализации обязанности правонарушителя претерпеть неблагоприятные последствия, связанные с фактом совершения им правонарушения, его воспитанием и предупреждением правонарушений в дальнейшем.
- Юридическая ответственность выражается в применении к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения личного, организационного или имущественного характера.
- Ретроспективная юридическая ответственность – ей посвящена статья закона «Об охране окружающей среды».
- Она выполняет несколько функций:
1. Восстановительная.
2. Карательная.
3. Воспитательная.
4. Превентивная.
5. Организующая – организовывает соблюдение требований.
***Э. ответственность – отношение между государством в лице специальных органов, уполномоченных в области ООС, правоохр орг, иными уполномоченными субъектами и совершившим Э. правонарушение лицом (ф.л, д.л., ю.л.), на которое возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения личного, организационного или имущественного характера.
- ***Экологическое правонарушение – это противоправное, как правило, виновное деяние, совершаемое праводееспособным субъектом, результатом которого является причинение или угроза причинения вреда окружающей среде, экологической безопасности либо нарушение прав субъектов экологического права.
- Виды ЭПН: Мельникова делит на экологические преступления и экологические проступки
- а) административные
- б) дисциплинарные экологические проступки,
- в) гражданско-правовые нарушения, причинившие вред окружающей среде, ее компонентам, здоровью, имуществу граждан и юридических лиц.
- Состав экологического правонарушения включает в себя 4 элемента:
· Объект – совокупность общественных отношений по поводу охраны окружающей среды в целом и отдельных ее компонентов, а также по поводу обеспечения экологической безопасности. (поведение лиц) Сама окружающая среда и ее компоненты – это предмет правонарушения.
· Объективная сторона – деяние, последствия и причинно-следственная связь (для материального состава), а также место, способ, время, орудия. Эти признаки служат критерием разграничения уголовной и административной ответственности.
· Субъекты – физические лица, д.л, юридические лица (кроме уголовной и дисциплинарной ответственности). Это могут быть и иностранные граждане или лица без гражданства. Возраст сказать ответственности (Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений для применения дисциплинарных вызсканий)
· Субъективная сторона – отношение нарушителя к совершенному деянию – вина (мотивы и цели, эмоции).
Вина является условием наступления эколого-правовой ответственности.
Вред, принесенный деятельностью повышенной опасности, компенсируется независимо от вины владельца источника повышенной опасности.
Так, например ГК предусматривает безвиновное причинение вреда объектом повышенной опасности (взрыв на атомной электростанции – имущественная (гражданско-правовая) ответственность в любом случае наступит).
характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии.
Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность.
Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, то есть не в установленном для этого месте).
Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их.
Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем (ст. 1083).
В то же время в природоохранительной практике, как уже отмечалось, может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность — за вред, причиненный источником повышенной опасности. Возмещение такого вреда регламентируется ст. 1079 ГК РФ.
Одни экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (например, правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие — только при умышленной форме вины (незаконная охота или рыбная ловля), третьи — по неосторожности (например, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах).