Каковы виды экологического надзора?

Экологический надзор — это функционирование органов в субъектах РФ, направленных на поиск, предупреждение, пресечение каких-либо нарушений физическими лицами, органами разного уровня власти, а также иными лицами или гражданами, а также соблюдение ими требований, которые установлены международными договорами, нормативами РФ и федеральными законами. Также под данным термином подразумеваются действия, предпринимаемые уполномоченными органами для проверки исполнения различными предприятиями и компаниями, отдельными предпринимателями, гражданами тех требований, которые касаются охраны природы.

Каковы виды экологического надзора?

Подразделение

Государственный экологический надзор функционирует в рамках предупредительного и текущего надзора. Его делят на общий, который осуществляется Правительством и Президентом РФ, а также на специальный, реализуемый органами исполнительной власти РФ и субъектами РФ.

Каковы виды экологического надзора?

Задачи

Предупредительный экологический надзор направлен на недопущение промышленной деятельности, способной негативно воздействовать на окружающую природу. Реализуется он на стадии проектирования либо планирования проекта, его реализации, а также при вводе хозяйственных объектов разнообразными способами в непосредственную эксплуатацию.

Среди основных задач, которые реализует экологический надзор, необходимо выделить следующие моменты:

  • выполнение официальной экологической экспертизы;
  • согласование планируемой деятельности с органами природоохранной направленности;
  • выдача им заключений и разрешений на проекты.

Последнее направление деятельности указано, в частности, в ст. 50 Закона о рыболовстве. Предполагается ведение деятельности по планировке территории, зонированию при градостроительной деятельности.

Также предупредительный экологический надзор контролирует архитектурно-строительное проектирование, капитальный ремонт различных объектов, внедрение инновационных технологических процессов, связанных с использованием водных ресурсов. Деятельность данного органа предполагает согласование с федеральным органом исполнительной власти в сфере рыболовства.

Каковы виды экологического надзора?

Особенности текущего экологического надзора

Он осуществляется на этапе эксплуатации различных предприятий и иных объектов специальными федеральными органами, наделенными полномочиями. К примеру, на основании ст. 10 Закона об уничтожении химоружия, ведется контроль и надзор за безопасным ведением работ по перевозке, хранению, а также по уничтожению химического оружия.

Служба экологического надзора следит за состоянием ОС на тех объектах, которые непосредственно связаны с химическим оружием. Данный орган анализирует состояние окружающей среды по всему маршруту перевозки химического оружия.

Каковы виды экологического надзора?

Направления деятельности

Экологический надзор в нашей стране осуществляет следующие направления:

  • контроль состояния объектов живой природы: земель сельскохозяйственного и иного назначения, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха, недр;
  • надзор за состоянием объектов живой природы, расположенных на особо охраняемых природных территориях, континентальном шельфе, морских внутренних водах;
  • контроль соблюдения экологических требований в промышленности, утилизации отходов, оценка радиационной обстановки.

Организуется государственный экологический надзор с учетом категорий хозяйственной, а также иной деятельности, которая ведется юридическими лицами, отдельными предпринимателями, обычными гражданами, с учетом тех нарушений, которые способны причинять серьезный ущерб окружающей среде.

Каковы виды экологического надзора?

Особенности

Служба экологического надзора имеет некоторые отличительные характеристики. Первая особенность заключается в том, что подобная деятельность касается всех природных объектов, их состояния, деятельности любых природопользователей, вне зависимости от форм собственности и подчиненности.

Федеральный государственный экологический надзор не имеет закрытых зон. Согласно ст. 66 ФЗ «Об охране ОС», государственные инспекторы имеют право вести экологический надзор и на оборонных объектах, которые также подлежат государственной охране.

Вторая особенность состоит в содержании мер административного принуждения, которые применяются государственными инспекторами, а также судебными органами к нарушителям российского экологического законодательства.

Среди тех мер, которые могут быть применены к индивидуальным предпринимателям, крупным организациям, выделим предупреждение, штрафные санкции, приостановку деятельности, а также выдачу предписания на устранение нарушений. Организация экологического надзора осуществляется на основе действующего законодательства.

Каковы виды экологического надзора?

Важные моменты

Отечественным законодательством предусматриваются некие гарантии интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от произвола со стороны экологических государственных инспекторов путем уточнения взаимных обязанностей, прав, ответственности, разработки правовых процедур контроля и надзора.

К примеру, подобные гарантии предусмотрены ФЗ № 294, который направлен на защиту прав ИП и юридических лиц при ведении муниципального и государственного надзор (контроля). В частности, указанный закон закрепляет презумпцию добросовестности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, осуществление проверок в полном соответствии в полномочиями надзорных органов.

Экологический атомный надзор предполагает недопустимость проведения одновременных проверок сходного содержания в отношении одного предпринимателя или юридического лица.

Среди обязательных элементов, которые касаются проведения плановых проверок, необходимо выделить соблюдение их периодичности, а также открытость результатов.

Права ИП и юридических лиц

Они закреплены на законодательном уровне. Среди них выделяют следующие моменты:

  • возможность присутствия при проведении проверки;
  • право давать пояснения по спорным вопросам, касающимся предмета проверки;
  • доступ к результатам проведенных расследований;
  • возможность выражать согласие (несогласие) с материалами, указанными в акте;
  • право на обжалование действия (бездействия) должностного лица органа контроля с полном соответствии с действующем в РФ законодательством;
  • право на возмещение материального вреда, принесенного ИП или юридическому лицу в рамках проводимого государственного надзора, в том числе и возмещение упущенной выгоды из государственного бюджета.

Все объекты экологического надзора, в отношении которых осуществляются различные мероприятия, помимо прав, также наделяются определенными обязанностями. К примеру, в рамках проведения проверок, юридические лица должны обеспечить присутствие должностных руководящих лиц, а ИП обязаны лично быть на протяжении всех мероприятий либо гарантировать присутствие уполномоченных ими лиц.

https://www.youtube.com/watch?v=S-fvnASIgnc\u0026pp=ygVC0JrQsNC60L7QstGLINCy0LjQtNGLINGN0LrQvtC70L7Qs9C40YfQtdGB0LrQvtCz0L4g0L3QsNC00LfQvtGA0LA_

Если с их стороны будут возникать необоснованные препятствия в проведении проверки, а также попытки уклониться от исполнения в указанный срок предписаний органов надзора, управление по экологическому, технологическому надзору вправе наложить на ИП либо юридическое лицо ответственность в рамках действующего в РФ законодательства.

Права и обязанности экологических инспекторов

Все права и обязанности, а также ответственность инспекторов в сфере охраны ОС отмечены в 66 ст. Закона РФ «Об окружающей среде».

Объекты федерального экологического надзора определены в специальном перечне, установленном постановлением Правительства РФ (№ 285).

Среди прав государственных инспекторов, в обязанности которых входит контроль охраны окружающей среды, выделим:

  • Делать запрос и получать на основе письменных мотивированных запросов от органов местного самоуправления, государственной власти, юридических лиц, ИП, граждан документы и информацию, которые нужны для осуществления проверки.
  • Без препятствий по демонстрации служебного удостоверения и копии распоряжения (приказа) руководителя надзорного государственного органа об осуществлении проверки посещать очистные сооружения, проводить осмотр иных технических и транспортных средств, оборудования и материалов, осуществлять испытания, исследования, экспертизы, а также иные мероприятия в рамках контроля.
  • Выдавать ИП и юридическим лицам предписания об устранении найденных нарушений, проведении мероприятий по недопущению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
  • Составлять протокол об административном правонарушении, которое касается нарушения обязательных требований, принимать действенные меры по предотвращению подобных действий.

Каковы виды экологического надзора?

Специфика атомного экологического надзора

Ростехнадзор — это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по принятию различных правовых нормативных актов, надзору и контролю в сфере охраны ОС, безопасности тепловых и электрических сетей и установок, промышленной безопасности.

Данное ведомство по экологическому, технологическому и атомному надзору контролирует безопасность при применении атомной энергии в промышленных объемах.

Предназначение Ростехнадзора

Эта служба является органом государственного регулирования безопасности при применении атомной энергии. Именно Ростехнадзор осуществляет надзор в области промышленной безопасности. Среди основных полномочий, которыми наделен данный орган, выделим:

  • соблюдение правил и норм в области применения атомной энергии, а также надзор за условия действия лицензий на право ее применения;
  • контроль соблюдения требований промышленной безопасности при строительстве, проектировании, консервации, эксплуатации, ликвидации опасных производственных объектов.

Именно эта служба обеспечивает безопасное ведение работ, которые связаны с недрами, осуществляет контроль требований пожарной безопасности в процессе взрывных работ.

Государственный экологический надзор ведет надзор над соблюдением отечественного законодательства в области охраны окружающей среды в области атмосферного воздуха, обращения с отходами.

Специалисты данного ведомства контролируют готовность ВГСО к своевременной ликвидации аварий при проведении горных работ.

Функционирование Ростехнадзора

Данное федеральное ведомство контролирует работу ядерных установок, особенности обращения с радиоактивными веществами, проверяет соблюдение правил хранения радиоактивных отходов.

Также в обязанности Ростехнадзора входит контроль эксплуатации опасных химических производственных объектов, а также взрывоопасных предприятий. Есть и иные полномочия, которые касаются надзора и контроля в экологической сфере деятельности.

Ростехнадзор имеет право на выдачу следующих лицензий:

  • на ведение деятельности в области применения атомной энергии;
  • на использование конкретных типов на ОПО;
  • на использование поднадзорных гидротехнических сооружений;
  • на сбросы и выбросы в окружающую среду загрязняющих веществ, а также на физические вредные воздействия на атмосферный воздух;
  • на использование взрывчатых материалов промышленного характера, а также на осуществление работ с ними.
Читайте также:  Каким кодексом предусмотрена дисциплинарная ответственность за экологическое правонарушение?

Подведем итоги

В настоящее время вопросы, которые касаются экологии, являются особенно важными и актуальными. Для того чтобы обезопасить человечество от различных промышленных объектов, функционируют специальные надзорные органы.

Службы экологического надзора не только контролируют работу ИП и юридических лиц, но и определяют предписания в рамках полномочий, предоставляемых им законодательством РФ.

Проверка соблюдения природоохранного законодательства: к чему готовиться? (часть первая)

Отправить заявку на расчет

  • Главная
  • 5 поводов
  • Проверка соблюдения природоохранного законодательства: к чему готовиться?

В. Алымова, старший юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования» (г. Москва) Примерами наиболее частых случаев такого взаимодействия (помимо оформления разрешительной документации и представления отчетности) является взаимодействие в рамках административного производства (т.е. в рамках возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, привлечения к административной ответственности) и взаимодействие в рамках мероприятий, связанных с различными видами государственного надзора (т.е. в рамках плановых и внеплановых проверок). Государственный экологический надзор является одним из видов контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а точнее за соблюдением указанными лицами требований законодательства и иных нормативных правовых актов. Государственный экологический надзор может осуществляться в отношении всех лиц, деятельность которых сопряжена с оказанием воздействия на окружающую среду, осуществлением природопользования, а значит, применим ко всем видам хозяйственной и иной деятельности. Тем не менее, справедливо отметить, что наибольший интерес у правоприменителей вызывают субъекты хозяйственной деятельности с более-менее очевидными экологическими аспектами деятельности (образование отходов и обращение с ними, осуществление выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты, использование недр, воздействие на водные биологические ресурсы, обращение с озоноразрушающими веществами и пр.). При этом государственный экологический надзор осуществляется в соответствии с общими требованиями и ограничениями осуществления государственного надзора в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, установленными Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), с учетом особенностей проведения проверок соблюдения требований природоохранного законодательства. Как указано ранее, в практической действительности государственной экологического надзора выражен в форме проводимых уполномоченными административными органами проверок, об особенностях организации и основаниях которых ниже пойдет речь. В зависимости от оснований для проведения «экологические» проверки подразделяют на плановые и внеплановые. Следует отметить, что все виды проверок направлены не на оценку хозяйственной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя непосредственно, а на определение соблюдаемости тех или иных обязательных правовых норм при функционировании («жизнедеятельности») конкретного объекта хозяйственной деятельности. Иными словами, появление государственного инспектора на территории предприятия должно быть направлено на выявление отсутствия или наличия нарушений природоохранного законодательства при эксплуатации промышленных и иных объектов и производств. Разграничение обозначенных видов проверок проводится на основе их проведения. Проведению плановых проверок обязательно предшествует разработка и утверждение органами государственного экологического надзора ежегодных планов проверок. План включают перечень объектов хозяйственной деятельности, принадлежащих конкретным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. При этом ежегодные планы «экологических» проверок после утверждения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования должны быть согласованы с органами прокуратуры до окончания года, предшествующего году проведения проверок, (т.е. не позднее 31 декабря) размещены на:

  • официальных сайтах соответствующих органов государственного надзора;
  • официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ (сводный план проверок по всем видам надзора).

Отсутствие объектов юридического лица, индивидуального предпринимателя в ежегодном плане проверок по состоянию на 31 декабря текущего года исключает возможность проведения в отношении его объектов плановых проверок в течение будущего года.

Подготовка хозяйствующего субъекта к проведению плановой проверки должна начинаться с мониторинга под занавес текущего года официального сайта Росприроднадзора и официального сайте Генеральной прокуратуры РФ на предмет наличия упоминания принадлежащих ему объектов в ежегодном плане проверок (в рамках государственного экологического надзора) – http://rpn.gov.ru/node/835 и сводном плане проверок – http://plan.genproc.gov.ru/plan2015/– соответственно.

По закону периодичность включения того или иного лица в ежегодный план проверок не должна превышать одного раза в три года. Важно иметь в виду, что в отношении лиц, осуществляемых определенные Правительством виды деятельности, плановая проверка может проводиться чаще чем раз в три года.

Обязательным формальным основанием для проведения плановой проверки является своевременное издание руководителем (его заместителем) органа государственного экологического надзора распорядительного документа о назначении проверки в отношении конкретного лица – приказа или распоряжения.

Возникновение законного основания для проведения проверки подразумевает своевременное направление государственным органом уведомления о предстоящей проверки. Соответствующее уведомление с приложением приказа (распоряжения) о назначении проверки должно быть направлено (с обязательным подтверждением получения) хозяйствующему субъекту не позднее трехдневного срока до даты начала ее проведения. Таким образом, законные основания проведения плановой проверки одновременно составляют:

  1. наличие объектов юридического лица или индивидуального предпринимателя в ежегодном плане проверок, размещенном на официальном сайте органа государственного экологического надзора не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения проверки;
  2. издание государственным органом, уполномоченным на проведение проверки, приказа (распоряжения) о назначении проверки;
  3. своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке – не позднее трех дне до даты начала ее проведения.

Внеплановые проверки соблюдения природоохранных требований носят характер оперативного реагирования на появление сведений о фактах нарушения законодательства, в силу чего по определению не требуют предварительного планирования и не ограничены части периодичности и частоты проведения (при условии наличия законных оснований). При этом исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок приведен в ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ. В свою очередь, условием законности внеплановой проверки является ее согласование с органами прокуратуры, в рамках которого проверяется достаточность данных, свидетельствующих о фактах нарушения законодательства, которые могут повлечь (или повлекли) вред жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Следует отметить, что в исключительных случаях для проведения внеплановой проверки не требуется согласования органов прокуратуры. Внеплановая проверка проводится без согласования с прокуратурой на основании следующих пунктов:

  • нарушение прав потребителей;
  • истечения срока, указанного в ранее вынесенном предписании об устранении нарушений;
  • по поручению Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора.

Как и в случае с правильной организацией плановых проверок, проведение внеплановых проверок должно сопровождаться доведением до сведения хозяйствующего субъекта намерения органа государственного экологического надзора о проведении проверки. При этом требования к уведомлению о проведении внеплановой проверке предусматривают сокращенные сроки. О проведении внеплановой выездной проверки проверяемое лицо уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. Исключение составляют случаи, когда в результате деятельности проверяемого лица причинен или причиняется вред:

  • жизни, здоровью граждан;
  • животным, растениям, окружающей среде;
  • объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • безопасности государства.

Предварительное уведомление не требуется, если в результате деятельности проверяемого лица:

  • возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
  • нарушены права граждан-потребителей (по обращению данных лиц).

Таким образом, законность внеплановой проверки зависит от соблюдения следующих условий:

  1. наличие исключительных оснований для проведения проверки, предусмотренных ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ;
  2. предварительное согласование возможности проведения внеплановых проверок с органами прокуратуры (за исключением отдельных предусмотренных законом случаев);
  3. своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке – не позднее 24 часов до начала ее проведения (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законом).

Подводя итог, отметим, что рассмотренные особенности организации плановых и внеплановых проверок являются необходимыми формальными условиями их законности. Нарушение перечисленных требований, связанных с предварительной подготовкой органов государственного экологического надзора к проведению плановых и внеплановых проверок (составление, утверждение, согласование и опубликование ежегодных списков, согласование с органами прокуратура внеплановых проверок, своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке), может выступать действенным орудием оспаривания результатов проверки и признания их недействительными.

  1. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  2. Постановление Правительства РФ от 8 мая 2014 г. № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре»;
  3. Приказ Минприроды России от 29 июня 2012 г. № 191 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора».
Читайте также:  Чем предусмотрена ответственность за нарушение природоохранного законодательства?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу можно обратившись по почте office@ecolusspb.ru или по номеру 8-800-500-81-25.

Экологическое сопровождение

Каковы виды экологического надзора?

Вам также может быть полезно

Получайте ежемесячно свежие новости в области экологического законодательства!

Отправить заявку на расчет

Порядок осуществления государственного экологического надзора

Тема №5. Государственный экологический надзор.

  • Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными государственными органами, которые контролируют соблюдение экологических требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.    
  • Надзор осуществляется на 2 уровнях: федеральном и региональном.
  • Федеральный государственный экологический надзор осуществляет Федеральная служба в сфере природопользования — Росприроднадзор.
  • Служба проверяет исполнение экологического законодательства в отношении объектов, перечень которых утвержден Правительством РФ.
  • Это объекты, которые обеспечивают обороноспособность и безопасность государства, государственные энергетические системы, охраняемые природные территории.
  • Региональный государственный экологический надзор производят территориальные подразделения Росприроднадзора и исполнительные органы субъекта РФ.
  • Правительство субъекта самостоятельно формирует орган, который осуществляет региональный государственный экологический надзор.
  • Координацией деятельности федеральных и региональных подразделений Росприроднадзора занимается Управление государственного экологического надзора — структурное подразделение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
  • Главные задачи, которые возложены на Управление:
  • -Следить за исполнением законодательства и соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечением экологической безопасности;
  • — Участвовать в реализации и формировании государственной политики в сфере охраны окружающей среды и др.
  • Структура Управления включает в себя следующие отделы:
  • — отдел надзора в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха;
  • — отдел надзора и регулирования в области обращения с отходами;
  • — отдел надзора за водными ресурсами и морского надзора;
  • — отдел методического обеспечения и регулирования надзорной деятельности;
  • — отдел разрешительной деятельности в области обращения с отходами.
  • Виды государственного экологического надзора:
  • — земельный надзор;
  • — надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;  
  • — надзор за обращением с отходами;    
  • — надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • — надзор в области охраны водных объектов;    
  • — экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
  • — экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
  • — надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
  • — надзор в области охраны озера Байкал;  
  • — федеральный лесной надзор;   
  • — экологический надзор в особой экономической зоне РФ;
  • — надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;  
  • — надзор в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;    
  • федеральный охотничий надзор.
  • Порядок осуществления государственного экологического надзора.
  • Основная задача государственного экологического надзора — это профилактика, выявление и пресечение правонарушений в области экологии, а именно: незаконное использование природных ресурсов либо негативное воздействие на окружающую среду.
  • Государственный экологический надзор осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.
  • Плановые проверки проходят по заранее утвержденному графику.     
  • Периодичность их проведения – раз в 3 года.
  • Региональное управление Росприроднадзора в конце каждого года формирует план проведения проверок и согласовывает его с прокуратурой.
  • Затем сведения направляются в Генеральную прокуратуру, где составляется сводный план.
  • Ежегодный план проведения проверок и результаты их проведения размещаются на официальном сайте Росприроднадзора.
  • Внеплановые проверки производят, когда есть для этого основания, например, получена информация о нарушении экологического законодательства, или для того, чтобы проверить, как выполняются предписания, вынесенные при плановой проверке.
  • Проверки проводят государственные инспекторы в области охраны окружающей среды, которые наделены определенными полномочиями, а именно:
  • — Посещение организаций и предприятий для проведения проверок исполнения требований законодательства в области экологии.
  • — Проверка соблюдения нормативных документов в области охраны окружающей среды, выполнения мероприятий и планов по охране окружающей среды, утвержденных хозяйствующим субъектом.
  • — Выдача предписаний юридическим и физическим лицам об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
  • — Составление протоколов при выявлении нарушений.
  • — Привлечение к административной ответственности виновных в нарушениях.
  • — Предъявление исков о возмещении вреда, нанесенного окружающей среде.
  •   Инспектор привлекает хозяйствующего субъекта к ответственности в случае выявления следующих нарушений:
  • — Причинение вреда окружающей среде;
  • — Причинение вреда имуществу юридических или физических лиц при совершении экологического правонарушения;
  • — Причинение вреда здоровью физических лиц при совершении экологического правонарушения.
  • — При выявлении нарушений инспектор сначала устанавливает сам факт причинения ущерба или вреда, а также вину субъекта в этом правонарушении и причинно-следственные связи.

Экологический контроль — это проверка соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, т.е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами требований по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности общества.

Экологическому контролю посвящена глава XI статьи 64-69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (2002г.).

  1. Закон предусматривает осуществление экологического контроля на следующих уровнях:
  2. а) государственный,
  3. б) производственный,
  4. в) муниципальный,
  5. г) общественный.
  6. Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
  7. Общегосударственную службу мониторинга ООС возглавляет федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).

Эта служба осуществляет наблюдение за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного пространства. Росгидромет собирает, обобщает, оценивает информацию и обеспечивает ею государственные органы, министерства, ведомства, население, составляет прогнозы изменений окружающей среды и вероятные последствия таких изменений.        

  • Служба государственного контроля работает на трёх уровнях:
  • — посты и станции наблюдения по регионам страны, где происходит сбор и первичная обработка информации;
  • — территориальные, региональные, ведомственные центры работки информации;
  • — органы мониторинга по отдельным природным объектам (заповедники).
  •   Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной деятельности мероприятий по ООС, водных ресурсов, а также соблюдения требований ООС.
  • Хозяйствующие субъекты обязаны организовать производственный экологический контроль и информировать органы исполнительной власти и местного самоуправления о результатах контроля.
  • Муниципальный экологический контроль на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
  • Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду, предотвращения нарушения законодательства в области ООС.
  • Он осуществляется общественными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также отдельными гражданами.
  • Результаты общественного контроля передаются в органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления и обязательно рассматриваются.

Экологический контроль и надзор

В результате изучения данной главы студент должен: знать:

  • ? понятие контроля в сфере охраны окружающей среды;
  • ? понятие и содержание государственного экологического надзора;
  • ? о субъектах государственного экологического надзора;
  • ? об общественном экологическом контроле;
  • ? о производственном экологическом контроле;
  • ? о видах проверок, проводимых субъектами экологического надзора; уметь:
  • ? охарактеризовать государственный экологический надзор;
  • ? сформулировать понятие контроля в сфере охраны окружающей среды;
  • ? определить полномочия государственных инспекторов при проведении проверок соблюдения экологического законодательства;
  • ? раскрыть порядок проведения государственного экологического надзора.

Понятие и виды экологического контроля и надзора

Одной из обязанностей хозяйствующих субъектов является соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды (природоохранных требований), под которыми в ст.

1 Закона об охране окружающей среды понимаются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Читайте также:  Что относится к экологическим правонарушением?

Обеспечение соблюдение обязательных экологических требований осуществляется посредством различных правовых инструментов: юридической ответственности, контроля за соблюдением установленных требований, экологического мониторинга, экологической экспертизы, выдачи специальных разрешений на негативное воздействие на окружающую среду.

Экологический контроль и надзор являются одними из традиционных механизмов обеспечения соблюдения требований экологического законодательства. Данный правовой инструмент имеет ярко выраженную административно-правовую природу, осуществляется в рамках публично-правовых отношений.

В настоящее время экологический контроль и надзор разграничиваются в экологическом законодательстве. Под контролем в области охраны окружающей среды (экологическом контролем) в cm.

/ Закона об охране окружающей среды понимается система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

  • Среди видов экологического контроля в Законе об охране окружающей среды выделяются производственный экологический контроль и общественный экологический контроль.
  • Наряду с экологическим контролем в Законе об охране окружающей среды выделяется государственный экологический надзор, под которым понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
  • Государственный экологический надзор включает в себя большое количество надзорных направлений'.
  • ? государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • ? государственный земельный надзор;
  • ? государственный надзор в области обращения с отходами;
  • ? государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • ? государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
  • ? государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;
  • ? государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
  • ? государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  • ? государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
  • ? федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану);
  • ? федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
  • ? федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
  • ? федеральный государственный охотничий надзор;
  • ? государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
  • ? государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. За отсутствие такой программы наступает административная ответственность.

Программа производственного экологического контроля содержит сведения'.

  • ? об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
  • ? об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  • ? об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • ? о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
  • ? о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
  • ? о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию:

  • ? о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
  • ? о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
  • ? об обращении с отходами производства и потребления;
  • ? о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.
  1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченные территориальные управления Росприроднадзора или органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
  2. В отличие от производственного экологического контроля общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
  3. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
  4. Порядок проведения общественного экологического контроля не установлен в законодательстве, поэтому общественный экологический контроль может осуществляться в любых формах, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации, например путем направления жалоб, петиций и предложений в уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, проведения митингов, пикетов, демонстраций, обращения в правоохранительные органы в том числе в природоохранную прокуратуру.

Представители общественной организации «Охрана природы» обратились к администрации предприятия легкой промышленности в связи намерением провести общественную проверку соблюдения предприятием требований законодательства в области охраны окружающей среды. Администрация отказала в предоставлении доступа на территорию предприятия и возможности ознакомиться с документами по охране окружающей среды на предприятии. Что бы вы порекомендовали сделать представителям общественной организации?

Общественный экологический контроль может осуществляться отдельными гражданами, однако более эффективным шагом является объединение граждан в инициативные группы, которые не подлежат регистрации, либо даже создание общественных объединений, в уставе которых будет определено в качестве цели создания охрана окружающей среды, осуществление общественного экологического контроля.

При осуществлении общественного экологического контроля важно руководствоваться не только положениями экологического законодательства, но и Конституцией Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными законодательными актами.

Большую помощь в проведении общественного экологического контроля может оказать Федеральный закон от 21.07.

2014№ 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», в котором под общественным экологическим контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. Указанным законом установлены цели, задачи, принципы общественного контроля. Для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться:

  • 1) общественные наблюдательные комиссии;
  • 2) общественные инспекции;
  • 3) группы общественного контроля;
  • 4) иные организационные структуры общественного контроля.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *