Кто расследует экологические преступления?

Как представители НКО и правоохранительных органов выявляют и предотвращают экологические правонарушения? Об этом рассказали на вебинаре WWF России. 

  • На нем можно было узнать об экологических функциях правоохранительных органов РФ, участии представителей НКО в инициировании и проведении плановых и внеплановых выездных проверок по экологическим правонарушениям, о возмещении вреда окружающей среде по административным и уголовным делам, а также познакомиться с практикой взаимодействия НКО с органами полиции, следственного комитета, природоохранной прокуратуры в выявлении природоохранных правонарушений. 
  • Ведущий вебинара – председатель краевого совета Хабаровского краевого отделения WWF России Владимир Сидоров – напомнил, что за экологические правонарушения предусмотрена административная, уголовная, дисциплинарная и имущественная ответственность в зависимости от состава конкретного правонарушения и степени опасности последствий для окружающей среды и людей.
  • Экологическими функциями в нашей стране обладают органы МВД, прокуратура (может возбудить уголовное дело и предъявить иск о возмещении вреда окружающей среде), суды, в том числе Арбитражные и Конституционный суд РФ, а также Комиссия по правам человека при Президенте России.

Кто расследует экологические преступления?

Природоохранные прокуратуры

Они были учреждены из-за ухудшения состояния окружающей среды и необходимости строгого поддержания законности в сфере охраны природы.

Сотрудники природоохранной прокуратуры следят за соблюдением законов об охране природы и окружающей среды. Их деятельность регулируется и контролируется прокурором района, края или области, в которой они расположены, а также заместителями прокурора или помощниками и следователями.

Прокурор может расследовать экологические преступления и подавать в суд гражданские иски.

Природоохранные функции ФСБ России

Сотрудники службы занимаются выявлением, предупреждением и пресечением действий, представляющих особую экологическую опасность. К ним относится экологическая контрабанда, связанная с незаконным вывозом стратегически важных природных ресурсов и ввозом на территорию России опасных отходов.

Экологическая функция таможенных органов

Работники таможни контролируют участников внешнеэкономической деятельности при трансграничном пересечении товаров, а также борются с экопреступлениями.

Таможенные органы обеспечивают соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, которые перевозятся через государственную границу. Они пресекают незаконный оборот радиоактивных веществ, растений, животных, находящихся под угрозой исчезновения.

Они могут применять различные меры: акцизы, повышенные таможенные пошлины, контролировать соблюдение природоохранного законодательства при помещении товаров под определенный таможенный режим.

Кто расследует экологические преступления?

Защита экологических прав граждан

Существует два основных способа защиты экологических прав граждан: самозащита и защита с помощью государственных институтов, либо государственная защита.

Так, при нарушении экологических прав, человек может направить письменное обращение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение этих вопросов. Обращение будет рассмотрено в течение 30 дней со дня регистрации.

Заявитель вправе обжаловать бездействие органов, предприятий, объединений, должностных лиц, госслужащих, если их бездействие повлекло за собой негативные последствия для окружающей среды и людей.

Уполномоченный по правам человека в России

Нарушенные экологические права может защищать  Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. А именно: заниматься рассмотрением жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, госслужащих, если ранее человек обжаловал эти решения или действия (бездействие) в суде, но не согласен с принятыми решениями.

При этом жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее одного года со дня нарушения прав человека или с того дня, когда ему стало известно об этом нарушении.

Кто расследует экологические преступления?

О совместной работе НКО и правоохранительных органов

В борьбе с экологическими правонарушениями НКО должны работать совместно с правоохранительными органами. Но, к сожалению, не всегда и не везде это взаимодействие отлажено.

Ведущий вебинара Владимир Сидоров привел пример грамотной и слаженной работы по выявлению и устранению экологических преступлений.

Так, в ходе оперативно-профилактической операции «Лес» в Хабаровском крае эксперты Амурского филиала WWF России, Общероссийского народного фронта, сотрудники отдела госконтроля Управления лесами Правительства Хабаровского края и сотрудники отдела УМВД России по Хабаровскому краю провели совместный рейд по выявлению фактов незаконной заготовки древесины. В ходе операции была выявлена незаконная рубка площадью более 5 га, обнаружен действующий карьер, изъята техника.

Кто расследует экологические преступления?

Общественный экологический проект «Экодозор»

Кроме того, в Хабаровском крае создали систему общественного экологического контроля. Основная идея проекта – объединение усилий власти, бизнеса и общества для решения экологических проблем.

Цель проекта – содействовать улучшению экологической обстановки, снижению негативного воздействия на здоровье людей и повышение качества жизни населения Хабаровского края через эффективную работу по выявлению и предотвращению нарушений природоохранного законодательства.

Представители «Экодозора» также занимаются информированием местных жителей по вопросам экологической безопасности и вовлекают население в решение социально-экологических проблем региона.

В настоящее время на территории Хабаровского края проживают более 1 300 000 человек, работают около 15 тысяч предприятий, существуют 14 различных природоохранных служб. И всего 13 экологических инспекторов, которые просто физически не в состоянии влиять на ситуацию.

К реализации проекта планируется привлечь более 300 общественных инспекторов, работа которых сможет повысить эффективность природоохранных служб. Они будут фиксировать нарушения, проводить разъяснительную работу, участвовать в природоохранных рейдах.

По мнению создателей проекта, внедрение системы общественного экологического контроля поможет повысить эффективность и координацию работы экологических служб всех уровней, сделает процесс понятным и открытым для населения.

Любой житель Хабаровского края может разместить на сайте информацию об экологических правонарушениях: о свалках, сжигании отходов, парковке на газонах, мойке автомобилей в неположенном месте, повреждении зеленых насаждений, вредных выбросах, незаконном строительстве и т.п. Телефон горячей экологической линии: 8 (4212) 600-035.

Такая служба очень актуальна и необходима, учитывая рост экологических правонарушений в последние годы.

Кто расследует экологические преступления?

Рост экопреступлений в России

По данным WWF России, за 10 лет (с 1991 по 2000 г.г.) число экологических преступлений выросло примерно на 10 тысяч, а в период с 2000 по 2009 г.г. – на 30 тысяч. Резкий рост в 2001–2002 гг., вероятнее всего, был связан с изменением структуры органов государственной власти и ликвидацией самостоятельного природоохранного органа, считают представители WWF России.

  1. В 2009 году произошло резкое сокращение численности инспекторского состава природоохранных органов, что, в свою очередь, сократило возможности выявления некоторых видов преступлений.
  2. Среди всех экологических преступлений самую большую долю составляют незаконные вырубки леса и браконьерство, в то время как на остальные преступления приходится лишь около 1–2%.
  3. В 2017 году по всей стране было зарегистрировано 58 преступлений, связанных с загрязнением вод, воздуха и морской среды, и 124 преступления, связанных с захоронением отходов.

Как же подать иск и возместить ущерб, причиненный природе? Что могут сделать экологические НКО, куда следует обращаться и как правильно действовать?

Кто расследует экологические преступления?

Возмещение вреда окружающей среде

  • Выносить протоколы об административных правонарушениях имеют:
  • — Природоохранная прокуратура,
  • — Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Россельхознадзора,
  • — Роспотребнадзор,
  • — Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности,
  • — Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Прежде, чем отправить иск в суд, необходимо правильно рассчитать размер причиненного ущерба. Помочь в этом может Государственная автоматизированная система «Правосудие» и изучение аналогичных судебных дел по статье 8 КОАП.

Методика расчета размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утверждена приказом Минприроды России.

Кроме того, перед отправлением иска в суд, нужно сначала направить  претензию в адрес виновника с предложением добровольно возместить ущерб. И только в случае отрицательного ответа уже обратиться в суд.

Помните: срок исковой давности по этой категории дел составляет 20 лет. А вот срок исковой давности по требованиям о возмещении вреда, причиненного радиационным воздействием на окружающую среду, составляет три года со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

Присужденные судом суммы компенсации зачисляются в бюджеты муниципальных районов и городских округов по месту причинения вреда окружающей среде в 100-процентном размере. При этом НКО не получает ничего, кроме морального удовлетворения и чувства выполненного долга. 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!t.me/recyclemagru

Глава 39. Расследование экологических преступлений § 1. Криминалистическая характеристика экологических преступлений

Деяния,
относящиеся к группе экологических
преступлений, весьма разноплановы, но
все они связаны с нарушением самых
различных правил, требований, положений
и норм экологического характера,
обеспечивающих экологическую безопасность
природного и животного мира и населения
(гл. 26 У К РФ).

Криминалистические
характеристики всех входящих в эту
группу общественно опасных деяний и
особенно снизанных с нарушением правил
охраны окружающей среды (при производстве
различных работ, охране полной и воздушной
среды, рыбных запасов, землепользовании,
использовании недр и обращении с
экологически опасными веществами и
отходами) в основном однотипны.

Однотипность
криминалистических характеристик
экологических преступлений обуславливается
сходством основных, важных с
криминалистической точки зрения их
черт и признаков, позволяющих уяснить
их криминалистическую суть.

В частности,
имеется в виду сходство в своеобразии
преступного поведения правонарушителей,
обстановки, механизма и мотивов совершения
данных преступлений, типологических
черт правонарушителей, характера и
тяжести причиненного ущерба.

Типичность
преступного поведения субъектов данного
вида в основном объясняется тем, что
оно связано с нарушением таких
экологических нормативов и правил,
которые практически все должны выполняться
в технологических процессах различного
рода работ.

Читайте также:  Какой штраф за вывоз мусора в лес?

Эта однородная деятельностная
сфера накладывает на волевое поведение
правонарушителей определенное сходство,
проявляющееся чаще всего в определенных
сочетаниях их преступных действий и
бездействия.

Комбинации же различных
видов действий и бездействия, составляющих
своеобразие волевого преступного
поведения субъектов данных преступлений,
чаще всего возникают под влиянием
взаимодействия различных факторов
окружающей обстановки и свойств личности
правонарушителей, т.е. в результате
взаимодействия объективного и
субъективного.

В указанный образ
преступного поведения включаются и
особенности непосредственного воздействия
вредных производственных факторов,
например, сброса, выпуска и иного
проникновения в окружающую среду
(водную, воздушную, почвенную и др.)
вредных (опасных) жидких или газообразных
веществ и захоронения их отходов.

Для
обстановки совершения экологических
преступлений чаще всего характерна
сфера промышленного, строительного или
сельскохозяйственного производства
замкнутого технологического цикла с
наличием химически и биологически
вредных отходов, с недостаточно высоким
технико-управленческим уровнем
организации данных работ (особенно в
области содержания очистных сооружений),
не вполне высокой производственной
дисциплиной при отсутствии должной
требовательности со стороны руководителей
производства и соблюдения всех
экологических требований к технологическим
и эксплуатационным процессам. Выявление
особенностей сложившейся обстановки
позволяет быстро определить, на что
следует обратить особое внимание в
процессе ознакомления с технологическими
процессами, при осуществлении которых
имело место загрязнение, при осмотре
мест загрязнения и очистных сооружений,
изучении производственного оборудования
и документов, а также определить, кого
и о чем следует допрашивать в качестве
свидетелей и какие документы еще следует
изъять, изучить и др. Уяснение типичных
особенностей указанной обстановки
позволяет быстрее выявить источник
загрязнения и виновных в этом лиц.

Механизм
преступления складывается из многих
элементов, и прежде всего из своеобразия
технологической стороны преступного
поведения (в той или иной комбинации
поведенческих актов) лиц, ответственных
за соблюдение природоохранительных
правил, направленных неправомерных
действий конкретных исполнителей
производственной операции и элементов
технически ненадлежащего функционирования
отдельных систем – источников вредных
отходов. Эта часть механизма обычно
недостаточно ярко проявляется вовне.
В то же время в механизм включается
процесс сброса (выброса) вредных отходов
(жидких или газообразных) и их иного
проникновения в окружающую среду и
соответствующее биологическое или
химическое действие на среду, а также
действие различных производственных
и строительных процессов, природных
факторов (грунтовых вод, течений рек,
воздушных потоков и т.п.), процесс
насыщения воды или воздуха вредными
веществами. Картина данной части
механизма может быть стертой (при
длительном и постепенном выделении и
проникновении) и очень яркой (при залповом
сбросе или выбросе вредных отходов в
воду или воздух и т.д.). Установление
всех элементов механизма и их оценка
имеют существенное значение для выявления
причинной цепи в ходе расследования.

Мотивы
подобной преступной деятельности могут
быть связаны с неправильностью поведения
из-за неумения правильно оценить
сложившуюся в производстве критическую
обстановку с экологической точки зрения,
из-за нигилистического отношения к
различного рода нормам поведения и
особенно к требованиям экологии, по
корыстным мотивам, но чаще всего – с
нежеланием обременять себя заботами о
вкладывании средств в дело обеспечения
экологической безопасности своего
производства и проведение соответствующих
работ.

Типологические
особенности правонарушителей в основном
сходны с мотивами и типичными чертами,
свойственными субъектам преступлений
по делам о нарушении правил безопасности
труда.

Наступившие
или возможные последствия, с обнаружения
которых начинается расследование, могут
быть различными, но всегда связаны либо
с причинением вреда здоровью людей, или
с загрязнением рек, водоемов, морей,
воздуха, почвы, а также отравлением
людей, гибелью рыбы, животных, птиц и
растительного мира. Четкое установление
характера наступивших последствий, в
том числе и по криминалистическим
следам, имеет важное значение не только
для выбора комплекса соответствующих
первоначальных и последующих следственных
действий, но и для установления вида и
размера причиненного материального
ущерба.

С
учетом характерных связей указанных
элементов между собой определяется
направление и средства поиска необходимой
криминалистической информации в ходе
расследования, включающей в себя
получение сведений об обстоятельствах
предмета доказывания, а именно о
следующем: факте, времени и месте
загрязнения; иных сведений об обстановке
совершения преступления, характере и
степени загрязнения, его механизме,
источнике, лицах, виновных в загрязнении,
и степени их, вины; величине нанесенного
ущерба; причинах и обстоятельствах,
способствовавших данному правонарушению.

Расследование экологических преступлений. Руководство для следователя и дознавателя

§ 1. Загрязнение вод (ч. 1 ст. 250 УК РФ)

§ 2. Загрязнение морской среды (ч. 1 ст. 252 УК РФ)

§ 3. Порча земли (ч. 1 ст. 254 УК РФ)

§ 4. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ)

§ 5. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257 УК РФ)

§ 6. Незаконная охота (ст. 258 УК РФ)

§ 7. Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам,занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации(ч. 1 ст. 258.1 УК РФ)

§ 8. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ)

Приложения

Сведения об авторах

Особо охраняемые природные территории и природные объекты – национальное достояние народов Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2015 г.

2017 год объявлен Годом особо охраняемых природных территорий.

В целях реализации данного Указа Правительство Российской Федерации утвердило развернутый план мероприятий федерального и регионального уровней, целью проведения которых является сохранение объектов природного наследия.

Площадь особо охраняемых природных территорий в России по состоянию на 2016 год составила около 11,4% от общей площади страны.

Система особо охраняемых природных территорий в России представлена 247 федеральными территориями (103 заповедника, 48 национальных парков, 64 федеральных заказника, 17 федеральных памятников природы) и около 13000 особо охраняемых природных территорий регионального значения различных категорий.

Уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов наступает в соответствии с ст. 262 УК РФ. Следует отметить, что в последние годы было выявлено незначительное число преступлений, предусмотренных данной статьей. В частности, в 2015 г. по ст.

262 УК РФ было зарегистрировано 58 преступлений, расследовано – 11, направлено в суд с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением – 7. В 2016 г. по ст.

262 УК РФ было зарегистрировано 78 преступлений, расследовано – 11, направлено в суд с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением – 7.

  • Объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, складывающиеся в сфере охраны особо ценных природных территорий и объектов.
  • Особо охраняемые природные территории и объекты – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
  • Статья 262 УК РФ носит бланкетный характер, поэтому для установления признаков ее состава необходимо обращаться к нормативным правовым актам, регулирующим вопросы организации, использования и охраны особо охраняемых природных территорий, целью которых является сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, а также изучение происходящих в биосфере естественных процессов.

Научная электронная библиотека Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

Специфика борьбы с экологической преступностью заключается в необходимости постоянного обеспечения активных и четко скоординированных действий всех природоохранных, контрольных и правоохранительных органов по укреплению экологической законности и правопорядка в России.

Важнейшим звеном в сложном государственном механизме надзора за исполнением законодательства в области охраны окружающей среды являются органы прокуратуры, призванные вместе со специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами обеспечивать экологический правопорядок.

Надзор за исполнением экологического законодательства является составной частью их деятельности. Он осуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом от 18 октября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации»[114].

  • В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
  • – надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • – надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • – координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
  • Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
  • Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.
  • В системе органов прокуратуры для обеспечения законности в экологической сфере созданы и успешно функционируют специализированные природоохранные прокуратуры.
  • Природоохранная деятельность прокуратуры представляет собой многогранную (в рамках возложенных на прокуратуру функций), специфическую деятельность, направленную на укрепление законности в сфере исполнения экологического законодательства, и, в конечном итоге, на оздоровление окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения и территорий.
Читайте также:  Каковы виды экологического надзора?

В современных условиях природоохранная деятельность прокуратуры становится исключительно важным направлением ее работы. Не случайно Генеральный прокурор РФ выделяет надзор в сфере экологической безопасности в числе основных направлений надзорной деятельности прокуроров[115].

  1. Природоохранным прокурорам (на правах районных) в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации предоставлено право осуществлять:
  2. – надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам;
  3. – надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов природоохранными следственными подразделениями Следственного комитета Российской Федерации;
  4. – надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений об экологических и иных преступлениях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершенных на объектах Министерства обороны Российской Федерации и военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов; надзор за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия уполномоченными органами внутренних дел и подразделениями Следственного комитета Российской Федерации по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений указанной категории[116].

Все это не означает, что прокуратура подменяет в этих вопросах соответствующие органы экологического контроля. Напротив, органы прокуратуры и специально уполномоченные органы по охране окружающей среды в силу предоставленных им полномочий органически дополняют друг друга.

При этом основные усилия и действия прокуроров концентрируются, прежде всего, там, где исчерпываются полномочия контролирующих органов или они по какой-то причине не имеют возможности для выявления, устранения или предупреждения нарушений природоохранительного законодательства[117].

Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости осуществления тесного взаимодействия специально уполномоченных органов по охране окружающей среды и органов прокуратуры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений экологического законодательства, по расследованию экологических преступлений.

Прокурорский надзор, обладая признаками всеобщности и надведомственности, распространяется и на контрольную деятельность, осуществляемую специально уполномоченными органами по охране окружающей среды.

А это означает, что прокуроры вправе требовать от указанных органов совершения определенных действий: проведения проверок, выделения специалистов для этого, предъявления исков в суды и арбитражные суды, представления в прокуратуру соответствующих материалов и сведений[118].

Таким образом, прокуроры, с одной стороны, правомочны проверять исполнение законов природоохранными органами и, с другой – призваны всячески способствовать активизации и совершенствованию их деятельности по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране природы.

Анализ статистических данных о работе прокуроров в сфере природопользования и охраны окружающей среды за период 2003-2007 гг.

свидетельствует об устойчивой тенденции роста числа выявленных и пресекаемых прокурорами правонарушений (табл. 7). Так, с 2003 по 2007 гг.

число выявленных прокурорами нарушений законов в сфере экологии увеличилось в 3 раза (с 79 344 – в 2003 г. до 241 133 – в 2007 г.). За последний год этот прирост составил 17,3 %.

Анализ данных о количестве выявленных незаконных правовых актов, принесенных на них протестов, в том числе удовлетворенных, свидетельствует о высокой активности прокуроров, осуществляющих надзорную деятельность.

В 2,7 раза выросло число выявленных прокурорами незаконных правовых актов (с 3976 в 2003 г. до 10776 в 2007 г.). За 2007 г. этот прирост составил 21,2 %. По удовлетворенным протестам в 2007 г.

отменено и изменено 90 % незаконных правовых актов.

Таблица 7

Основные показатели прокурорского надзора в экологической сфере в 2003-2007 гг.

Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Выявлено нарушений законов, 79344 92367 130559 205548 241133
в т. ч. незаконных правовых актов 3976 4322 4916 8258 10667
Принесено протестов 3297 3635 4317 7599 9209
По удовлетворенным протестам отменено и изменено незаконных правовых актов 2900 3151 3933 6743 8255
Внесено представлений 21218 21860 28072 36933 41958
По представлению прокурора привлечено к дисциплинарной ответственности, лиц 6606 7592 9972 13487 16989
По постановлению прокурора наказано в административном порядке, лиц 8087 11577 18989 33291 38334
Возбуждено уголовных дел 1024 1202 1762 3286 2530

В 2 раза за этот период выросло количество внесенных прокурорами представлений: с 21218 в 2003 г. до 41958 в 2007 г. За последний год прирост числа внесенных прокурорами представлений составил 14 %.

По представлениям прокуроров к дисциплинарной ответственности привлекается все большее количество лиц. Так, с 2003 г. по 2007 г. их число выросло в 2,6 раза – с 6606 до 16989, в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом – на 25,9 %.

В 4,7 раза за анализируемый период выросло число лиц, наказанных по постановлениям прокуроров в административном порядке: с 8087 в 2003 г. до 38334 в 2007 г. За 2007 г. по сравнению с 2006 г. прирост числа таких лиц составил 15,2 %.

Тенденция роста числа уголовных дел, возбужденных по постановлениям прокуроров, несколько изменилась в сторону снижения. Так, в 2000 г.

число уголовных дел, возбужденных прокурорами по экологическим преступлениям, составило 522, в 2001 г. – 628, в 2002 г. – 676, в 2003 г. – 1024, в 2004 г. – 1202, в 2005 г. – 1762, в 2006 г. – 3286. В 2007 г.

их количество сократилось на 23 % и составило 2530 уголовных дел[119].

Основы методики расследования экологических преступлений | Студент-Сервис

В первой и второй следственных ситуациях после возбуждения уголовного дела обычно проводятся: осмотр места происшествия, осмотр производственных агрегатов, установок очистных сооружений, коллекторов и других объектов и сооружений; изъятие, осмотр и изучение соответствующей технической документации, анализ содержания экологических норм, санитарных, технологических и иных правил, а также приказов, инструкций, положений, журналов лабораторных анализов, указаний и заключений контрольных органов; допрос свидетелей, подозреваемых; назначение соответствующих судебных экспертиз.

Очередность этих действий диктуется спецификой складывающейся следственной ситуации.

Расследование целесообразнее начать с осмотра места происшествия, фиксации состояния очистных сооружений, если с момента происшествия прошло немного времени.

Затем производится допрос свидетелей-очевидцев выброса вредных газов, утечки ядовитых жидких отходов производства.

В качестве свидетелей могут быть допрошены и граждане, первыми обнаружившие факт экологического загрязнения объектов природной среды.

Изучение следователем экологических и санитарно-технических норм и правил, действующих на данном производстве, позволяет ему быстрее войти в курс дела, глубже разобраться во всех обстоятельствах, провести допросы подозреваемых с опорой на нормативные материалы, требования которых нарушены. Если обстановка места происшествия полностью изменилась, ее осмотр не будет фигурировать в числе неотложных следственных действий.

В третьей типичной следственной ситуации, когда налицо преступные последствия экологического правонарушения, а все остальное пока неизвестно, обязательно производится осмотр места загрязнения и допрос лиц, первыми его обнаруживших или пострадавших от проникновения в ок-ружающую среду вредных, токсичных веществ. Сразу же назначается экспертное исследование веществ, загрязнивших воду, воздух, почву, для чего отбираются их образцы с помощью соответствующих специалистов.

Этой же цели может служить направление на исследование экземпляров погибшей рыбы, птиц, насекомых, собранных на месте загрязнения.

Следователю необходимо истребовать сведения о находящихся в ре-гионе предприятиях, которые используют в своем производственном цикле или выделяют такие вредные вещества. Эти следственные действия и организационные мероприятия осуществляются в первую очередь.

В целом же комплекс следственных действий, проводимых в данной ситуации с начала расследования, включает: осмотр места происшествия и отдельных производственных территорий, установок, очистных сооружений;допрос свидетелей, потерпевших; следственный эксперимент; назначение судебных экспертиз (технологических, ихтиологических, биологических, судебно-медицинских, ветеринарных и др.

); изъятие, осмотр и изучение соответствующей нормативной экологической, санитарно- технической и управленческой документации.

Специфика последующего этапа весьма зависит от объема и качества доказательственной информации, полученной при производстве первоначальных следственных действий, от качества и глубины отработки выдвинутых следственных версий.

Обычно он сводится к продолжению сбора, проверки и оценки доказательств, предъявлению обвинения, допросу виновных, проверке выдвинутых ими объяснений произошедшего.

Затем проводятся допросы свидетелей и обвиняемых, очные ставки между ними, выемка, осмотр и изучение нормативной документации, назначение судебных экспертиз.

Читайте также:  Какой ученый сформулировал 4 закона экологии?

К расследованию экологических преступлений необходимо приступать, зная нормативные требования по экологической охране окружающей природной среды. Это позволит более квалифицированно провести не только осмотр места происшествия, но и другие следственные действия.

Осмотр места происшествия, иных объектов рекомендуется проводить, как только выявлен факт загрязнения природной среды. Это позволит собрать важные сведения по расследуемому уголовному делу, в частности, данные об обстановке, механизме, особенностях и масштабе причинения вреда природе.

Кроме того, удается обнаружить и зафиксировать следовую картину содеянного.

По делам об экологических преступлениях следственному осмотру обычно подлежат:

  • участки природной среды, подвергшиеся в результате содеянного порче или загрязнению (замкнутые водоемы, реки, моря, их берега, примыкающие территории в зоне загрязнения воды, почвы, атмосферного воздуха);
  • приведенные в негодность природные объекты (луга, пляжи, пруды, погибшие животные и растения, рыба, отравленная сельхозпродукция, водоплавающие птицы и т.п.);
  • очистные сооружения, отстойники, пруды-накопители, шламохра- нилища и иные места утилизации, обезвреживания и очистки вредных отходов производства различных промышленных предприятий нефтега- зохимической, металлургической, горнодобывающей и другой промышленности, технологические водостоки, нитки трубопроводов и др.);
  • производственные помещения и территории (цеха, участки, ре-зервуары и т.п.);
  • свалки, места складирования отходов, хранения вредных веществ, используемых в производственном процессе для получения сырья и готовой продукции (например, ртути, используемой в аффинажном извлечении золота из породы, аммиака и фенола, применяемых при производстве синтетических материалов);
  • транспортные средства, используемые для вывоза и захоронения отходов (автомобили, подвижной железнодорожный состав, экскаваторы, бульдозеры и т.д.).

В осмотре должен принимать участие соответствующий специалист, например работник органов Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования, санитарно-эпидемиологического надзора, Федеральных служб по технологическому и атомному надзору.

.

Соответствующие места протокола целесообразно снабдить подзаголовками («Опрокинувшиеся цистерны с мазутом», «Берега речки Чердымовки, покрытые мазутным пятном», и т.д.).

Специфическим действием по делам рассматриваемой категории является отбор проб: воды, грунта, воздуха, загрязняющего вещества, трупов птиц, рыб, животных.

В отборе проб на месте происшествия обязательно участвует специалист.

Ввиду сложности фиксируемой обстановки наряду с составлением протокола осмотра, вычерчиванием планов и схем обследуемого участка и иных объектов рекомендуется видеозапись.

Особенно важно детально запечатлеть загрязненный участок местности и все технологические элементы (очистные сооружения, трубопроводы, пути прохождения по технологическому процессу вредных и отравляющих веществ, канализацию, места загрязнения окружающей среды и др.).

Помимо этого необходимо достаточно детально зафиксировать осматриваемые участки местности и объекты.

Отобранные пробы грунта, воды, воздуха, а также экземпляры животного и растительного мира, подвергшиеся уничтожению или загрязнению, следует незамедлительно направить на экспертное исследование в лаборатории органов, осуществляющих контроль за состоянием окружающей природной среды. Промедление может привести к порче образцов и невозможности их исследования. Таким образом, предварительное исследование проб специалистом после их отбора не исключает их дальнейшего экспертного изучения.

Ценные сведения о порядке осуществления технологических, производственных и иных процессов, о способах и системах защиты окружающей среды от вредных воздействий, оказываемых отходами производства, о технической исправности очистных сооружений, круге лиц, ответственных за безвредность производственных процессов, можно получить из различных официальных документов, материалов органов, осуществляющих надзор за соблюдением природоохранного законодательства.

Собирание и изучение документов по делам рассматриваемой категории имеет важное значение. Все необходимые следователю документы могут быть получены в ходе выемки, обыска, реже — других следственных действий, а также истребованы из предприятий (организаций).

Документы, содержащие важную для дела доказательственную информацию, можно разделить на пять групп:

  • нормативные правовые акты по вопросам экологической охраны, например, Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативные правовые акты, разработанные на его основе применительно к данной отрасли промышленного, сельско-хозяйственного или иного производства;
  • нормативы, устанавливающие предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, в реках, закрытых водоемах, в почве, а также предельный уровень вредных физических воздействий на атмосферный воздух и другие среды жизнедеятельности;
  • документы, регулирующие нормальную деятельность конкретных предприятий, организаций и обеспечивающие решение производственных задач, включая сферу экологической охраны (положения, инструкции, приказы, распоряжения, указания, материалы государственной отчетности по проведению природоохранных мероприятий);
  • документация, характеризующая организационно-технологический режим работы, техническое состояние очистных сооружений и связанных с ними систем, предотвращающих вредные выбросы на конкретном предприятии (оперативно-производственные и санитарно-лабораторные журналы, акты обследования предприятий, паспорта обеззараживающих установок и очистных сооружений, отражающие сведения об их профилактическом ремонте и обслуживании; справки, указания, предписания органов надзора; накладные, путевые листы транспортных организаций (цехов), обеспечивающих вывоз отходов с территории; иные документы, содержащие сведения о производстве, хранении, переработке токсичного сырья и вредных отходов производства);
  • ведомственная документация, фиксирующая обстоятельства и причины расследуемого экологического происшествия (материалы проверки обстоятельств допущенного загрязнения органами экологического контроля; акты судебно-медицинского освидетельствования потерпевших (отравление воздухом, питьевой водой и т.п.);
  • заключения о количестве и стоимости отравленной рыбы, водоплавающей птицы, сельскохозяйственной продукции; документы о затратах на ликвидацию вредных последствий и др.).

Круг перечисленных документов не является исчерпывающим; в ходе конкретного расследования может возникнуть необходимость в получении и анализе других документов, например, справок из Гидрометцентра о состоянии погоды, направлении и силе ветра, уровне воды в реке, море.

Расследуя уголовное дело, возбужденное по факту экологического преступления, следователь допрашивает свидетелей и подозреваемых (обвиняемых), реже — потерпевших.

В качестве свидетелей обычно допрашиваются лица, ставшие очевидцами или первыми обнаружившие факт загрязнения окружающей среды, сотрудники органов экологической охраны, работники государственных органов, должностные лица и рядовые сотрудники предприятий (организаций), деятельность которых привела к экологически вредным последствиям, работники проектных, монтажных, строительных организаций, а также должностные лица вышестоящих ведомств и другие граждане.

Допрос свидетелей преследует цель сбора и проверки информации: об обстоятельствах произошедшего загрязнения воздуха, воды, почвы и иных природных объектов; как именно ухудшилось состояние природных объектов (непригодность к использованию источника питьевой воды, гибель в озере рыбы, снижение качества атмосферного воздуха, потеря урожая зерновых, гибель сельскохозяйственных животных, водоплавающей птицы и др.); о механизме и причинах загрязнения; об основных технологических стадиях соответствующего производственного процесса и лицах, ответственных за их биологическую безопасность, отсутствие сбоев, могущих спровоцировать загрязнение окружающей среды; о лицах, несущих за случившееся уголовную ответственность; об организационных, технических, технологических и иных недостатках в производственной деятельности, которые способствовали произошедшему, а также о состоянии дел по нейтрализации пагубного влияния вредных, ядовитых веществ и отходов производства данного предприятия, другие обстоятельства случившегося. Допрос проводится с участием специалистов (особенно допрос подозреваемых, нередко оперирующих специальными терминами, ссылающихся на технические причины непреодолимого характера).

Судебные экспертизы, проводимые по делам об экологических преступлениях, отличаются многообразием и проводятся практически на всех этапах расследования.

Поскольку выясняются особенности нарушения правил экологической безопасности, для решения возникающих в ходе следствия вопросов могут потребоваться химические, технические, медицинские, ветеринарные, ихтиологические, орнитологические, агрономические, дозиметрические, гидрометеорологические, почвоведческие, микробиологические и иные специальные знания. Кроме того, следователю не обойтись без специальных знаний в области нормативных требований, действующих в природоохранной области.

Для первоначального этапа расследования типичными являются эколого-химические, почвоведческие, ветеринарные, ихтиологические и судебно-медицинские экспертизы, поскольку в числе потерпевших могут быть не только работники предприятия-загрязнителя, но и граждане, живущие поблизости или случайно оказавшиеся в зоне поражения. В СМИ подобные сообщения мелькают, увы, далеко не редко. Вышеназванные экспертизы помогают установить химический состав веществ, выявить характер токсинов, степень загрязненности почвы, воды, воздуха, уровень превышения предельно допустимой концентрации вредных веществ, радиационный фон; выявить причины заболевания и смерти людей либо возможность наступления тяжких последствий для их здоровья, гибели (мора) рыбы и животных, уничтожения их кормовой базы, урожая сельхозкультур, выпасов, отравления воздуха.

На последующем этапе расследования экологических преступлений назначаются различные судебные экспертизы (технологическая, гидротехническая, строительная, промышленно-техническая, гидрометеорологическая, санитарно-техническая и др.), чтобы решить вопросы проектного, строительно-монтажного, технологического, технического и иного специального характера.

При формулировании выносимых на разрешение экспертов вопросов, подготовке материалов для их производства следователю рекомендуется получить консультацию у специалистов, проводивших ведомственные, межведомственные и вневедомственные проверки по фактам экологических нарушений уголовно наказуемого характера.

В качестве экспертов лучше приглашать специалистов соответствующих научно- исследовательских и учебных институтов, специальных учебных заведений, родственных промышленных предприятий и органов контроля за соблюдением законодательства об экологической охране природы (при условии, что они не участвовали в проверке обстоятельств расследуемого преступного события и не заинтересованы в исходе дела).

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *