Чем отличается экологический надзор и контроль?

Контроль представляет собой привычную функцию систем управления, которую повсеместно осуществляют на предприятиях и в организациях. Вопросов относительно его целесообразности обычно не появляется. При этом иногда применяется другой термин – «надзор». У многих людей он вызывает отторжение и недоверие. При этом точные отличия контроля и надзора известны далеко не всем.

Что такое контроль

Под этим термином понимают учет и проверку. Суть процесса заключается в том, что управленческий орган контролирует выполнение требований вышестоящей инстанции на том или ином объекте. В этом кроется своего рода надзорная деятельность.

Также контроль представляет собой одну из ключевых управленческих функций. Без нее нельзя представить себе работу как отдельного предприятия, так и всего государства. Процедуру осуществляют постоянно или периодически. К примеру, государственная проверка работы предприятия может проводиться с интервалом в несколько лет.

Суть этой процедуры заключается в следующем:

  • наблюдение за работой подконтрольного объекта;
  • получение достоверных и объективных сведений о состоянии дисциплины и законности;
  • проведение мероприятий, направленных на предотвращение и устранение нарушений закона и дисциплины;
  • обнаружение причин и условий, которые способствуют правовым нарушениям;
  • проведение мероприятий относительно привлечения к ответственности людей, которые виноваты в нарушении закона и дисциплины.

Чем отличается экологический надзор и контроль? Чем отличается экологический надзор и контроль? Чем отличается экологический надзор и контроль?

К главным признакам контроля стоит отнести следующее:

  1. Между контролирующим органом и подконтрольным объектом наблюдаются отношения подконтрольности.
  2. Объектами контроля считаются законность и целесообразность деятельности.
  3. Контролирующий орган часто наделен правом отменять решения подконтрольного.
  4. Контролирующий орган имеет право использовать меры воздействия на правовые нарушения, которые были допущены.

Контроль делится на несколько категорий:

  • предварительный;
  • текущий;
  • последующий.

Чем отличается экологический надзор и контроль?

Что такое надзор

Под этим термином понимают непрерывное наблюдение и проверку, которая связана с обеспечением четкого выполнения законов. Отличительной особенностью процесса считается его взаимосвязь с юридической деятельностью.

Деятельность поднадзорного объекта оценивается исключительно с позиции законности. При этом целесообразность во внимание не принимают. При надзоре вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность подконтрольного недопустимо.

Этот вид деятельности имеет следующие формы:

  • прокурорский;
  • административный.

Чем отличается экологический надзор и контроль?

Что такое проверка

Для проведения проверки составляется приказ или распоряжение. Этот документ подписывает руководитель соответствующего органа. Проверку разрешается проводить исключительно тому лицу, которое указано в распоряжении или приказе.

В документе о проведении проверки должны присутствовать следующие пункты:

  1. Название органа, который проводит проверку.
  2. ФИО должностного лица, которое уполномочено проводить проверку. Также требуется указать координаты экспертов, которые привлекаются к процедуре.
  3. Название юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, который будет проверяться. Также требуется указать места нахождения юридических лиц или фактического осуществления деятельности ИП.
  4. Цели и задачи проведения проверки. Также в бумаге должны присутствовать сроки и предмет процедуры.
  5. Сроки проведения и список контролирующих мероприятий, которые требуются для достижения целей и задач проверки.
  6. Законные основания проведения процедуры.
  7. Список бумаг, которые должно предоставить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чтобы достичь целей и задач проверки.
  8. Перечень регламентов по осуществлению контроля.
  9. Дата начала и завершения процедуры.
  10. Другая информация, если это предусмотрено формой приказа или распоряжения.

Чем отличается экологический надзор и контроль? Чем отличается экологический надзор и контроль? Чем отличается экологический надзор и контроль?

В чем разница

В административном праве главным признаком, по которому отличаются рассматриваемые функции, считается подотчетность. При контроле проверяемый подчиняется контролирующему органу. При надзоре же проверяемый непременно остается независимым и самостоятельным.

Помимо этого, контроль отличается от надзора такими аспектами:

  1. Контролирующая функция считается более широкой, чем надзорная. Помимо оценки выполнения законодательных норм, проверяется также реализация текущих административных распоряжений.
  2. При реализации контролирующей процедуры допустимо прямое вмешательство в работу подконтрольного объекта. При надзоре такой возможности нет.
  3. Главная задача контролирующих процедур кроется не только в обнаружении соответствия осуществляемой деятельности предписаниям правовых норм, но и в оценке результативности деятельности. Задачей надзора считается только обнаружение нарушений закона в работе поднадзорных объектов.
  4. Контролирующие процедуры проводятся в плановом порядке. Они осуществляются в текущем порядке. Также процедуры проводятся выборочно во время специальных мероприятий. Надзор не бывает текущим. Это помогает избежать продолжительных сбоев в функционировании поднадзорных объектов.
  5. При проведении контрольных мероприятий по результатам проверки проводятся прямые или косвенные воздействия на проверяемый объект. Надзор подразумевает исключительно косвенное влияние.

Чем отличается экологический надзор и контроль? Чем отличается экологический надзор и контроль?

Есть отличия и в субъектах, которые проводят рассматриваемые процедуры. Выполнение законов и норм контролируют управленческие органы разных уровней. К ним относится предприятие, государство или город. При реализации своей деятельности контролирующие органы наделяются исполнительной властью.

Надзор разрешается проводить только специальным государственным организациям, которые специализируются на конкретном виде деятельности. В государственном управлении выделяют такие виды надзора, как санитарно-эпидемиологический, пожарный, геодезический. Также встречается административный надзор за людьми, которые вышли из тюрьмы.

Характерной особенностью этого вида деятельности считается то, что субъекты, которые его проводят, лишены административных полномочий и не могут осуществлять функции управления.

Читайте также:  Куда девать пищевые отходы в частном доме?

Сравнение

Отличительные особенности рассматриваемых понятий представлены в виде таблицы:

Контроль Надзор
Представляет собой управленческую функцию. Проводится для исполнения законов.
Носит периодический характер. Представляет собой постоянное наблюдение и проверку.
Подразумевает оценку целесообразности конкретного процесса. Подразумевает оценку выполнения правовых норм.
Проводится государственными и негосударственными организациями. Проводится только государственными органами.
Субъекты, которые осуществляют контроль, наделены административными и управленческими полномочиями. Надзорные органы лишены управленческих функций.

Выводы

Контроль и надзор имеют много общего, однако для этих понятий характерно и немало отличий. Разница касается целей и задач, особенностей проведения, органов, которые выполняют эти процедуры.

Соотношение понятий контроля и надзора в российском экологическом праве

Соотношение понятий контроля и надзора в российском экологическом праве

ЧЕРЕКАЕВА Екатерина Анатольевна,

аспирантка Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП). E-mail: 241078@mail.ru

Краткая аннотация: на сегодняшний день существует проблема разграничения понятий экологического контроля и надзора.

Не сформировалось по этому поводу единого мнения у ученых — экологов, так же как и на законодательном уровне не выработано единообразного подхода к пониманию этих правовых категорий.

В одних нормативных актах употребляется только термин «контроль», в других — только «надзор», в-третьих — одновременно употребляются оба этих термина. Также не решен вопрос является ли природоресурсный контроль (надзор) частью экологического контроля.

There is a problem distinguishing between environmental control and supervision.

It is not still formed among scientists — ecologists on this consensus, as well as it is not developed a uniform approach to the understanding of these legal categories in the legislative.

Some regulations only used the term «control», other — only the «supervision», in the third — both terms are used. It not resolved the question whether the Natural resources control (supervision) is a part of environmental control also.

Ключевые слова: экологический контроль и надзор; природоресурсный контроль и надзор; лесной контроль (надзор); горный контроль (надзор); водный контроль (надзор); контроль (надзор) в области охраны животного мира.

Environmental control and supervision; natural resources control and supervision; forest control (supervision); mining control (supervision); a water control (supervision); a wildlife control (supervision).

В условиях все возрастающей нагрузки на окружающую природную среду все большее значение приобретает четкое функционирование механизмов экологического контроля и надзора фактически во всех сферах жизни общества.

Малоэффективные контроль и надзор (либо их отсутствие) нередко становятся причиной экологических бедствий, что влечет за собой не столько финансовые потери, сколько катастрофическое ухудшение условий жизнедеятельности человека и других живых организмов.

Так, например, отсутствие должного контроля со стороны государства за обращением с отходами производства может повлечь за собой загрязнение почв, атмосферного воздуха, вод и массовую гибель животных.

Контроль и надзор, являясь способами обеспечения законности, используются в научной литературе, законодательных и иных нормативно-правовых актах как самостоятельные понятия и как синонимы. Для того чтобы эти

понятия разграничить в экологическом праве необходимо определиться с их сущностью.

Так, у В. Даля контроль — это «учет, проверка счетов, отчетности»1. В словаре русского языка С.И. Ожегова контроль определяется как проверка, а также наблюдение с целью проверки.2

Общее понятие надзора определяется как наблюдение с целью присмотра, проверки.3 Таким образом, целями надзора как деятельности является не только проверка, но и присмотр, то есть понятие надзора с точки зрения семантики в русском языке является более широким, нежели понятие контроля.

Аналогичные понятия в украинском языке — «контроль» и «нагляд» (которые применяются непосредственно в нормативных актах) оп-

1 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. М., 1979. С. 401.

2 Словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова. 4-е изд. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1960. С. 285.

3 Там же. С. 365.

ределяются в толковых словарях следующим образом. «Контроль» определяется как проверка, учёт деятельности кого-, чего-нибудь, надзор за кем-то, чем-то.1

В обоих случаях содержанием контроля является надзор («нагляд»).

В то же время «наглядати» (надзирать) определяется как «следить за кем-, чем-нибудь для контроля, обеспечения порядка и т.д.»2.

В научной литературе институту «контроля» уделено большое внимание. В.П. Беляев выделяет существенные различия между контролем и надзором.3 Особенности контроля заключаются в следующем:

  • • в ряде случаев контроль осуществляется в отношении подчиненных органов;
  • • контролеры вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность контролируемого объекта (например, сотрудники Федеральной антимонопольной службы имеют право останавливать деятельность предприятий);
  • • контроль предполагает оценку деятельности контролируемого объекта с точки зрения не только законности, но и целесообразности;
  • • должностные лица органов контроля могут привлекать к ответственности правонарушителей.
  • В отличие от контроля, для надзора характерны:
  • — отсутствие отношений подчиненности между надзирающими и поднадзорными органами;
  • • деятельность поднадзорного объекта оценивается только с точки зрения законности;
Читайте также:  Где должны быть установлены контейнеры для мусора на предприятии?

• вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорного органа не допускается (например, в соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»4 органы прокуратуры не вме-

  1. шиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций);
  2. • надзор в отличие от контроля не содержит административных функций;
  3. • должностные лица органов надзора не вправе непосредственно применять меры взыскания за допущенные нарушения закона.
  4. Проблеме смыслового разграничения контроля и надзора посвящено немало работ ученых-административистов.

Ряд авторов полагают, что контроль является родовым понятием по отношению к надзору.

То есть надзор в этом случае является производным от контроля и имеет ряд характерных признаков: проверку соответствия специальным правилам, установленных для объектов, которые находятся под надзором; объекты проверки организационно не подчинены субъекту, осуществляющему надзор.

Надзор в данном случае рассматривается как отдельный вид контроля.5 Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил6.

Также существует мнение, согласно которому термины «контроль» и «надзор» имеют самостоятельное значение, несмотря на то, что в законодательстве фактически невозможно найти четкого разграничения их сферы дея-тельности.

7 Авторы, придерживающиеся данной точки зрения, считают административный надзор самостоятельным видом государственного контроля8 или самостоятельным видом контрольно-надзорной деятельности, которой присущи свои особенности.

9

Ряд авторов полагает, что надзорные

1 Новий тлумачний словник украшськоТ мови. У 4 т. 2 т. К.: Акошт, 1999. С. 318.

2 Там же. С. 729.

3 Беляев В.П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности. Вопросы теории и практики: Дисс. … на соиск. докт. юрид. наук. Саратов: Саратовская гос. академия права, 2006.

4 СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

5 АндрмкоО.Ф. Державний контроль в УкраТ'нк оргашзацмно-правовi засади. К.: Наукова думка, 2004. С. 91-92; Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. М.: Наука, 1981. С. 97-104; Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления. М., 1974. С. 17-19.

6 Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч. 2. М., 1995. С. 252.

7 Разаренов Ф.С. О сущности и значении административного надзора в советском государственном управлении. М.: Госюриздат, 1963. С. 69-78; Денисов Р.И. Проблемы теории практики. Сборник научных трудов. М.: Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1983. С. 51-60.

8 Зырянов С.М. Административный надзор. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Науч. Изд. М.: Юриспруденция, 2010. С. 45.

9 Овсянко Д.М. Административное право: Уч. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000. С. 145-148.

полномочия в полном объеме следует признать только за прокуратурой, как единственным органом государственного надзора, деятельность которого выражается в обеспечении соблюдения Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, и не относится ни к одной ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная)1. Санитарный, пожарный и другие виды деятельности неточно называют надзором, так как в действительности это контроль2.

По мнению Н.М. Конина, в настоящее время сложились три организационно правовых способа обеспечения законности в сфере административно-правового регулирования: государственный контроль, государственный надзор и государственная контрольно-надзорная деятельность. Его позицию разделяют и такие ученые-административисты, как В.М. Манохин, Ю.Н. Старилов, Ю.С. Адушкин.

Д.Н. Бахрах рассматривает надзор как суженный контроль.

По мнению ученого, следует различать контроль, в процессе осуществления которого определяется законность и целесообразность деятельности проверяемых объектов, и надзор, который ограничивается только проверкой законности3.

Такой же точки зрения придерживается Н.Г. Салищева, по мнению которой надзор — это специфическая форма надведомственного контроля и метод деятельности органов внешнего государственного контроля.4.

С этим согласны Б.В. Россинский и Ю.Н. Старилов, которые рассматривают надзор как специфическую разновидность контроля. Контроль направлен на получение информации, необходимой государственным органам для обеспечения эффективного регулирования соответствующей деятельности. Надзор же, в отличие от контроля, не рассматривается как функция государственного управления, он на-

1 Гаращук В.М. Теоретико-правов1 проблеми контролю та нагляду у державному управлЫ: Автореф. дисс. … на соиск. докт. юрид. наук. Харюв, 2003; Беляев В.П. Сущность контроля и надзора, их сходство и различия // Государство и право. 2006. № 7. С. 42.

2 Адмшютративне право Украши: Пщручник / За ред. Ю.П. Биття-ка. Харюв, 2000. С. 222.

3 Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2000. С. 609.

4 Государственный и общественный контроль в СССР / Под ред.

В.И. Туровцева. М., 1970. С. 180.

правлен на ограничение прав и свобод человека в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обес

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Читайте также:  Какие действия можно назвать экологическими правонарушениями?

Что входит в государственный контроль окружающей среды

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает порядок экологического контроля и надзора. Эта информация касается организаций, в основном производств, чья деятельность ухудшает экологическую ситуацию.

Контроль или надзор?

Можно встретить разные формулировки: кто-то говорит об экологическом контроле, кто-то о надзоре. Так что делает государство: контролирует или надзирает? Если опираться исключительно на законодательство (а это и следует делать), то все же надзирает.

Службы государственного надзора находят и пресекают нарушения закона в области охраны экологии. Кроме этого, они занимаются профилактикой таких нарушений.

Когда говорят о контроле, скорее всего, имеют в виду программу производственного экологического контроля. Это набор документов, который должна вести каждая организация, чья деятельность отрицательно влияет на окружающую среду.

Программа производственного экологического контроля включает учет всех используемых ресурсов, информацию о работе с отходами, учет вредных выбросов, информацию о сотрудниках. Обычно программу ведет экологическая служба. Ее нужно предъявлять при требованиях надзорных органов.

Органы государственного надзора

За каждый вид ресурсов отвечает отдельный государственный орган.

  • Ростехнадзор. Отвечает за контроль в области радиоактивных отходов. В основном орган работает с предприятиями атомной энергетики;
  • Рослесхоз. Из названия ясно, что орган занимается вопросами леса: учет ресурсов, контроль использования и воспроизводства;
  • Росрыболовство. Один из принципов охраны окружающей среды — сохранение биологического разнообразия. Это напрямую связано с работой Росрыболовства;
  • Росгидромет. В деятельность этого надзорного органа входит мониторинг окружающей среды;
  • Росприроднадзор. Это основной надзорный орган, который контролирует использование и воспроизводство всех видов ресурсов.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» есть перечень видов экологического надзора и контроля. Из тех, что мы не назвали:

  • земельный надзор;
  • надзор в сфере охраны озера Байкал;
  • охотничий надзор;
  • надзор в области работы с отходами и другие.

Контроль в области охраны окружающей среды

Государство контролирует соблюдение предприятиями законов. Но основной контроль в области охраны окружающей среды находится в руках самих предприятий.

Согласно требованиям закона, руководители и специалисты, которые работают на предприятиях, чья деятельность негативно влияет на окружающую среду, должны проходить обучение в области экобезопасности.

Обычно в организации создают экологическую службу, которая учитывает все используемые ресурсы, контролирует их воспроизводство, организует правильное хранение отходов, их переработку и ликвидацию. Все вопросы контроля в области охраны окружающей среды входят в обязанности экослужбы.

В чем различие понятий «экологический мониторинг» и «экологический контроль»?

В осуществлении экологического мониторинга и экологического контроля общим функциональным элементом являются проведение наблюдений и оценка полученных данных о параметрах (характеристиках) наблюдаемого объекта. Однако в рамках этих двух понятий существенно различаются объекты, за которыми проводятся наблюдения, а также последующие функции, реализуемые на основе полученной информации.

В экологическом контроле объектами наблюдения являются антропогенные объекты (источники выбросов и сбросов вредных веществ) или хозяйственная деятельность в целом. В ходе экологического контроля осуществляется управляющее воздействие на наблюдаемый объект, направленное на приведение его в соответствие с заранее заданными параметрами.

Так, инспектор контролирующего органа, осуществляя замеры концентраций загрязняющих веществ в источнике выбросов или сбросов предприятия, выявляет превышение установленных нормативов ПДВ или НДС.

По данному факту он выдает предписание руководству предприятия об устранении нарушения путем приведения параметров выбросов (сбросов) в соответствие с нормативами (совершенствование очистного оборудования, технологических процессов производства и т.д.).

В мониторинге окружающей среды (экологическом мониторинге) объектами наблюдений являются атмосферный воздух, поверхностные воды и почвы и пр.

Цель наблюдений — получение объективных данных о состоянии этих компонентов природной среды, прогнозирование возможных их изменений во времени и пространстве под воздействием природных и антропогенных факторов.

Задачи наблюдении — слежение за состоянием окружающей среды, выявление ипрогнозирование негативных изменений и своевременное представление информации в установленном порядке.

В данном случае выявление каких-либо отклонений в состоянии атмосферного воздуха, поверхностных вод, почвы (например, превышение ПДК загрязняющих веществ) является сигналом для принятия управляющих воздействий по минимизации последствий негативных изменений в состоянии окружающей среды для здоровья человека и состояния экосистем (особенно при аварийном загрязнении).

Таким образом, в отличие от экологического контроля, в экологическом мониторинге на наблюдаемые объекты невозможно оказать непосредственное (прямое) управляющее воз­действие. Поэтому в мониторинге вместо этой функции реализуются задачи по прогнози­рованию изменений состояния наблюдаемых объектов.

Несмотря на то что экологический контроль и экологический мониторинг — разные по­нятия, в конечном счёте обе системы направлены на предотвращение загрязнения окру­жаюшей среды.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *