Что входит в экологическое законодательство?

Разъяснения законодательства в сфере охраны окружающей среды

 

Экологическое законодательство Российской Федерации

 

Одной из причин негативных экологических тенденций в России является несовершенство правового инструментария.

Его отличают фрагментарность и непрямой характер действия, что вкупе с частыми перестройками природоохранительных органов не способствует улучшению качества окружающей среды.

Намечаемый на ближайшее время рост производства может значительно ухудшить экологическую ситуацию в силу наличия как минимум двух негативных тенденций: природоемкости традиционных российских технологий и столь же традиционной экстенсивности хозяйствования.

Понятно, что усилия, предпринятые в какой-то области права (совершенствование уголовной ответственности за экологические преступления, законодательства об административных правонарушениях, экологическое страхование, экологическое лицензирование), вряд ли окажутся долговременно эффективными. Но их полезность возрастет многократно, если каждое такое усилие будет являться составной (и непротиворечивой) частью некоего механизма, работающего на одну цель — поддержание благоприятного качества окружающей среды.

Каждое экологизированное правовое предписание Уголовного кодекса Российской Федерации, документов об экологическом аудите, планировании, нормировании должно быть не просто нужным само по себе и ситуативно правильным, но и вписанным как составная часть в механизм управления качеством окружающей среды.

 

Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружаю- щей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство Российской Федерации.

Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы.

 

Общие законопроекты.

 

1.     Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

Какие законы приняты для защиты экологии

Самый экологичный созыв

Заместитель
Председателя ГД Ольга Тимофеева охарактеризовала VII созыв Государственной Думы как самый экологичный.

«Впервые в Государственной Думе VII созыва был образован
профильный Комитет по экологии и охране окружающей среды. Раньше вопросы
экологии и природопользования всегда объединялись в одном комитете. Фактически
возникал внутренний конфликт интересов. Теперь, благодаря профильному комитету,
мы смогли усилить экологическую повестку и принять большое количество важных
законов», — сказала она.

Новый приоритет

«В этом созыве ГД было принято больше «зеленых», экологических инициатив, чем за шесть предыдущих созывов.

Такой «зеленой» повестки у российского парламента не было никогда», — заявил Председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.

Приняты не только инициативы, которые были внесены нынешним составом ГД, но и разобраны законодательные завалы, копившиеся в этой сфере с позапрошлого созыва.

Многие направления в законодательстве, которые появились благодаря работе этого созыва, попросту ранее не существовали, подчеркнул парламентарий.

Закрепление в Конституции

Необходимо отметить, что теперь защита животных и окружающей среды прописаны в Основном законе нашей страны. Принятые в 2020 году поправки в Конституцию обязывают Правительство принимать меры для сохранения природного богатства и биологического разнообразия России, к снижению негативного воздействия на окружающую среду. Также закрепляется необходимость ответственного отношения к животным.

Теперь в ст. 114 Конституции говорится, что Правительство РФ:

  • осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
  • создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Также в соответствии с этой статьей Правительство «осуществляет меры, направленные на сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным».

Ограничение выбросов парниковых газов

Этот созыв ГД сформировал сразу несколько новых отраслей в природоохранном законодательстве. Например, появилось климатическое законодательство ― углеродное регулирование.

«Об этом никто не говорил с точки зрения законодательного оформления никогда, а сегодня созданы условия для сокращения объемов выбросов парниковых газов для исполнения Россией международных климатических соглашений, парижского в частности», — отметил Владимир Бурматов. Созданы условия для снижения карбонового следа в продукции, учета выбросов предприятиями.

1 июня ГД приняла закон об ограничении выбросов парниковых газов. Он предусматривает введение поэтапной модели регулирования выбросов парниковых газов. 

Речь идет о введении обязательной углеродной отчетности, сбор и обобщение которой будет осуществлять уполномоченный Правительством орган власти. Документ также вводит понятие «целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов».

Защита животных

«Второй пример, когда создается с нуля законодательство, — это законодательство, защищающее животных. Четыре года назад его не было. Животные были вещью и отношение к ним было соответствующее.

Но за четыре года мы создали полноценное законодательство в этой сфере, пройдя путь, который другие страны проходили по 30–40 лет.

И мы даже ушли вперед, потому что сегодня только две страны в мире имеют поправку в Конституции, которая защищает животных», — сказал Владимир Бурматов.

У нас на сайте есть большой материал о том, как закон защищает животных.

Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников также напомнил о том, что были приняты меры по защите животных – вещественных доказательств в уголовном процессе, а именно обязанность передавать их безвозмездно для содержания или разведения (медведи, дельфины и др.). «Раньше такие животные реализовывались или уничтожались», — уточнил Павел Крашенинников.

Кроме того, установлен запрет изымать у граждан домашних питомцев за долги.

Особое внимание было уделено краснокнижным животным.

«С 2019 года незаконная добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу или охраняемых международными договорами РФ, являются преступлениями средней тяжести и тяжких, что позволяет проводить полноценный комплекс оперативно-разыскных мероприятий и избирать меру пресечения в виде заключения под стражу», — пояснил Павел Крашенинников.

«Ответственность за использование служебного положения распространена не только на должностных лиц, но и на других: работников заповедников, охотничьих хозяйств, мест передержки, содержания и разведения животных, и т. п.», — уточнил он.

Доступная экологическая информация

В феврале был принят закон о правовой регламентации предоставления информации о состоянии окружающей среды. Он обязывает предприятия предоставлять соответствующие сведения, а федеральные, региональные и местные – публиковать эти данные в открытых источниках в интернете.

Граждане, экологи, эксперты получат доступ к информации о состоянии окружающей среды, почвы, водоемов, качестве питьевой воды, вредных выбросах и уровне радиационного фона и другим сведениям. 

Предотвращение разливов нефти

Закон повышает ответственность компаний, занимающихся нефтедобычей. Они должны будут финансово обеспечить не только ликвидацию разлива, но и возместить в полном объеме вред, причиненный окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан. 

  • «Он очень важный, он защитит Россию от 10 000 нефтеразливов в год, которые сегодня происходят на суше», — подчеркнул Владимир Бурматов. 
  • Защита особо охраняемых природных территорий
  • «Это был закон, который лежал года с 2015, защищающий заповедники, национальные парки, природные заказники, вводит там максимальный режим защиты от незаконного строительства, создает дополнительные полномочия инспекторам этих особо охраняемых природных территорий», — отметил Владимир Бурматов. 
  • Здесь у нас есть материал на эту тему.
  • Обращение с отходами

Владимир Бурматов также отметил ряд системных решений в области обращения с отходами. «Мы создали с нуля систему обращения с самыми опасными отходами — I и II класса опасности.

Этого не существовало», — указал он.

Законом предусматривается, что соблюдение единой федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности будет обязательным условием осуществления деятельности по обращению с такими отходами.

На будущее

Ольга Тимофеева уверена, что впереди еще много работы над проблемами, которые копились десятилетиями. 

«Сейчас в законодательной повестке остаются закон об ответственности предприятий за накопленный экологический ущерб, доработка механизма расширенной
ответственности производителей товаров за их утилизацию, запрет на одноразовую
посуду и другой трудно перерабатываемый пластик, стимулирование вторичной
переработки ресурсов и другие вопросы. Наработан большой задел. Депутатам
экологического комитета в следующем созыве будет чем заняться. Тем более что
вопросы экологии во всем мире привлекают все большее внимание. Это глобальный
вызов, на который надо давать ответ», — заметила Ольга Тимофеева. 

Информация об законодательстве в области окружающей среды и экологической безопасности

Экологическое законодательство Российской Федерации

Одной из причин негативных экологических тенденций в России является несовершенство правового инструментария.

Его отличают фрагментарность и непрямой характер действия, что вкупе с частыми перестройками природоохранительных органов не способствует улучшению качества окружающей среды.

Намечаемый на ближайшее время рост производства может значительно ухудшить экологическую ситуацию в силу наличия как минимум двух негативных тенденций: природоемкости традиционных российских технологий и столь же традиционной экстенсивности хозяйствования.

Понятно, что усилия, предпринятые в какой-то области права (совершенствование уголовной ответственности за экологические преступления, законодательства об административных правонарушениях, экологическое страхование, экологическое лицензирование), вряд ли окажутся долговременно эффективными. Но их полезность возрастет многократно, если каждое такое усилие будет являться составной (и непротиворечивой) частью некоего механизма, работающего на одну цель — поддержание благоприятного качества окружающей среды.

Каждое экологизированное правовое предписание Уголовного кодекса Российской Федерации, документов об экологическом аудите, планировании, нормировании должно быть не просто нужным само по себе и ситуативно правильным, но и вписанным как составная часть в механизм управления качеством окружаю- щей среды.

Читайте также:  Какие требования необходимо обеспечить при размещении мусорных контейнеров?

1.2.1. Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружаю- щей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство Российской Федерации.
  • Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах, которые условно можно разбить на четыре группы.
  • Общие законопроекты.
  1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

Федеральный закон

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 12 января 2002 г. N 6, в «Парламентской газете» от 12 января 2002 г. N 9, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 133

  • Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 г. N 5-П положения статьи 16 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ:
  • — статьям 34 (часть 1) и 35 (часть 1), в той мере, в какой — по смыслу, придаваемому этим нормативным положениям в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, — они допускают взимание данного публично-правового платежа со специализированных организаций за размещение в 2009 году отходов, образованных в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, на основании гражданско-правовых договоров, заключая которые стороны исходили из того, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы;
  • — статьям 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 42 и 58, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования в силу своей неопределенности они позволяют применять пятикратный повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления в отношении специализированной организации в случаях, когда размещаемые отходы образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций
  1. В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
  2. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 343-ФЗ
  3. Изменения вступают в силу с 1 января и с 1 сентября 2023 г.
  4. См. будущую редакцию настоящего документа
  5. Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
  6. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 268-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2023 г. и с 1 марта 2024 г.

  • См. будущие редакции настоящего документа
  • Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
  • Федеральный закон от 26 марта 2022 г. N 71-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 26 марта 2022 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 446-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 марта 2022 г. N 71-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января, 1 сентября 2022 г. и 1 сентября 2023 г.

  1. См. будущую редакцию настоящего документа
  2. Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
  3. Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 342-ФЗ
  4. Изменения вступают в силу с 2 июля 2021 г.
  5. Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ
  6. Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.
  7. Федеральный закон от 9 марта 2021 г. N 39-ФЗ
  8. Изменения вступают в силу с 20 марта 2021 г.
  9. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ
  10. Изменения вступают в силу с 30 декабря 2020 г.
  11. Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ
  12. Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.
  13. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 298-ФЗ
  14. Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.
  15. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 207-ФЗ
  16. Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.
  17. Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 453-ФЗ
  18. Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
  19. Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 450-ФЗ
  20. Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
  21. Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 195-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2019 г. и с 1 июля 2020 г.

  • Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 538-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 1 июля 2019 г.
  • Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 252-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
  • Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 212-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
  • Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.
  • Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 463-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г.
  • Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 11 августа 2017 г.
  • Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 225-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
  • Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 358-ФЗ
  • Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
  • Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 353-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 254-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений вступающих в силу с 1 января 2017 г. и с 1 января 2018 г.

  1. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 218-ФЗ
  2. Изменения вступают в силу с 1 марта 2017 г.
  3. Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ
  4. Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.
  5. Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ
  6. Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
  7. Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ
  8. Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
  9. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ
  10. Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
  11. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 203-ФЗ
  12. Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ)

  • Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
  • Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 361-ФЗ
  • Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ и от 29 июля 2018 г. N 252-ФЗ)

  1. Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением положений, для которых статьей 12 установлены иные сроки вступления их в силу
  2. Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ
  3. Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
  4. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 409-ФЗ
  5. Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
  6. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ
  7. Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
  8. Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 226-ФЗ
  9. Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
  10. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
  11. Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
  12. Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ
  13. Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Читайте также:  Чем отличается экологический надзор и контроль?

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 291-ФЗ)

  • Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
  • Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.
  • Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ
  • Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
  • Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ
  • Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
  • Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.
  • Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ
  • Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
  • Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ
  • Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
  • Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ
  • Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
  • Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ
  • Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального
  • Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ
  • Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
  • Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.
  • Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ
  • Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
  • Федеральный закон от 24 июня 2008 г. N 93-ФЗ
  • Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
  • Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ
  • Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
  • Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ
  • Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
  • Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.
  • Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.
  • Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ
  • Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
  • Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.
  • Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
  • Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

8. Экологическое законодательство

Экологическое
законодательство — это совокупность
законов, которые регулируют отношения,
образующие предмет экологи­ческого
права.

Основываясь на критерии объекта
правового регу­лирования, совокупность
таких законов можно подразделить на
три группы: законодательство об окружающей
среде, о природ­ных комплексах и
природоресурсное законодательство.

Объектом экологических отношений,
регулируемых законами первой груп­пы,
является окружающая среда в целом,
второй — природные комплексы, третьей
— отдельные природные объекты.

Законодательство
об окружающей среде в собственном
смыс­ле — новое явление для России.
Оно стало развиваться лишь с 90-х гг.
прошлого века. Наряду с Федеральным
законом «Об ох­ране окружающей среды»
к нему, в частности, относятся:

  • • Федеральный
    закон «Об экологической экспертизе»;
  • • Федеральный
    закон «О радиационной безопасности
    населе­ния»;
  • • Федеральный
    закон «Об отходах производства и
    потребле­ния»;
  • • Федеральный
    закон «О безопасном обращении с
    пестицида­ми и агрохимикатами».
  • Законодательство
    о природных комплексах — также новая
    структурная часть российского
    законодательства, включает:
  • • Федеральный
    закон «Об особо охраняемых природных
    тер­риториях»;
  • • Федеральный
    закон «О природных лечебных ресурсах,
    ле­чебно-оздоровительных местностях
    и курортах»;
  • • Федеральный
    закон «О специальных экологических
    про­граммах реабилитации
    радиационно-загрязненных участков
    тер­ритории»;
  • • Федеральный
    закон «О континентальном шельфе
    Россий­ской Федерации»;
  • • Федеральный
    закон «Об исключительной экономической
    зоне Российской Федерации»;
  • • Федеральный
    закон «О внутренних морских водах,
    терри­ториальном море и прилежащей
    зоне»;
  • • Федеральный
    закон «Об охране озера Байкал»;
  • • Федеральный
    закон «О территориях традиционного
    приро­допользования коренных
    малочисленных народов Севера, Сибири
    и Дальнего Востока Российской Федерации».

Значительный
удельный вес в системе экологического
законо­дательства занимает
природоресурсное законодательство.

В
от­личие от законодательства об
окружающей среде в собственном смысле,
природоресурсное законодательство
более развито, по­скольку, как
подчеркивалось ранее, экологическое
законодатель­ство в России развивалось
применительно к использованию и охране
отдельных природных ресурсов.

  1. Природоресурсное
    законодательство это — совокупность
    зако­нов, регулирующих отношения по
    использованию и охране от­дельных
    природных ресурсов. Оно включает:
  2. • Земельный
    кодекс РФ;
  3. • Федеральный
    закон «Об обороте земель сельскохозяйствен­ного
    назначения»;
  4. • Закон
    РСФСР «О плате за землю»;
  5. • Федеральный
    закон «О мелиорации земель»;
  6. • Федеральный
    закон «О государственном регулировании
    обеспечения плодородия земель
    сельскохозяйственного назна­чения»;
  7. • Федеральный
    закон «О землеустройстве»;
  8. • Федеральный
    закон «О государственном земельном
    када­стре»;
  9. • Водный
    кодекс РФ;
  10. • Федеральный
    закон «О плате за пользование водными
    объ­ектами»;
  11. • Лесной
    кодекс РФ;
  12. • Закон
    РФ «О недрах»;
  13. • Федеральный
    закон «О животном мире»;
  14. • Федеральный
    закон «Об охране атмосферного воздуха».

Здесь
только названы акты без какой-либо их
характеристи­ки. В дальнейшем содержание
законов будет раскрыто примени­тельно
к конкретным вопросам. Об их объекте
сказано в названии того или иного закона.

Достаточно отметить, что эти законы
яв­ляются, как правило, кодификационными,
головными примени­тельно к соответствующим
институтам экологического права или
отраслям природоресурсного законодательства.

Лекция 1.Основы законодательства в области обращения с отходами в Российской Федерации

Федеральное законодательство в области обращения с отходами – это нормативные акты, принятые уполномоченным на то государственным органом в установленном порядке, форме и процедуре, и содержащие государственную волю законодателя в области регулирования деятельности по обращению с отходами.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется:

  • Конституцией Российской Федерации. В соответствии с Конституцией каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (ст. 42, ст. 58);
  • Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • Федеральным законом от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
  • Федеральным законом от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и иными нормативными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
  • Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
  • Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления (далее – отходы) – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
  • При обращении с отходами должны соблюдаться основные принципы государственной политики в области обращения с отходами – это такие принципы, как:
  • охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия;
  • научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
  • использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий; комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
  • использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот; доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами; участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.
Читайте также:  Какие действия можно назвать экологическими правонарушениями?

Одним из основных требований законодательства в области обращения с отходами является лицензирование деятельности в области обращения с отходами.

В настоящее время деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов подлежит лицензированию в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Механизм оформления лицензии определен Постановлением Правительства РФ от 03 октября 2015 года № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»).

Для хранения и захоронения отходов создаются специальные объекты размещения отходов.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (Градостроительный кодекс РФ, Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства).

Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Нормативно правовыми актами РФ установлены требования к транспортированию отходов.

Порядок транспортирования отходов I — IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания запрещается. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке.

В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В России ведется государственный кадастр отходов. Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется Правительством Российской Федерации.

  1. Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами осуществляют федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
  2. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
  3. Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане или общественные объединения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
  4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
  5. В 2012 году Президентом РФ утверждены Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», определяющие долгосрочную стратегию экологизации экономического развития страны.
  6. В данном документе представлены основные механизмы обеспечения экологически безопасного обращения с отходами, в числе которых:
  • предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, предотвращения образования отходов в источнике их образования, сокращения объемов образования и снижения уровня опасности отходов, использования образовавшихся отходов путем переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга;
  • внедрение и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;
  • создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного удаления отходов, их обезвреживания и размещения;
  • поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья (металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, автомобильные шины и аккумуляторы и другие);
  • установление ответственности производителей за экологически безопасное удаление произведенной ими продукции, представленной готовыми изделиями, утратившими свои потребительские свойства, а также связанной с ними упаковки;
  • обеспечение экологической безопасности при хранении и захоронении отходов и проведение работ по экологическому восстановлению территорий объектов размещения отходов после завершения эксплуатации указанных объектов.

Деятельность по обращению с опасными отходами регулируется также подзаконными актами:

  • Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности»;

Экологическое законодательство

  • Экологическое законодательство — это совокупность законов, которые регулируют отношения, образующие предмет экологического права, (природопользование, охрана окружающей среды, экологическая безопасность).
  • Экологическое законодательство в широком смысле слова – это система законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы права, регулирующие общественные отношения по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности человека и других объектов.
  • Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «Об охране окружающей среды», других федеральных законов, а так же принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  • Основываясь на критерии объекта правового регулирования, совокупность таких законов можно подразделить на три группы:
  • законодательство об окружающей среде;
  • законодательство о природных комплексах;
  • природоресурсное законодательство.

Объектом экологических отношений, регулируемых законами первой группы, является окружающая среда в целом, второй–природные комплексы, третьей–отдельные природные объекты.

Законодательство об окружающей среде – новое явление для России. Оно стало развиваться с 90–х гг. XX в. Наряду с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» к нему, в частности, относятся:

  • Федеральный закон «Об экологической экспертизе»;
  • Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»;
  • Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

Законодательство о природных комплексах – также нова структурная часть российского законодательства, которая включает:

  • Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных комплексах и курортах»;
  • Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»;
  • Федеральный закон № 187 – ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации».

Значительный удельный вес в системе экологического законодательства занимает природоресурсное законодательство.

В Академии ДПО экологическое законодательство слушатели изучают в рамках программы «Экология»:

Похожее

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *