Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства?

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Разберемся, как оплачивать труд работников, чтобы не понести наказание; кто может быть признан виновным в нарушении требований охраны труда и как их соблюсти. А также рассмотрим, как в России привлекают к ответственности за дискриминацию.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства?

Невыплата заработной платы является одним из самых распространенных преступлений в сфере труда. В связи с таким нарушением в 2017 г. было вынесено 273 обвинительных приговора, а в 2018 г. – 269.

Наличие задолженности по зарплате является основанием для привлечения работодателя к материальной (ст. 236 ТК РФ), административной (ст. 5.27 КоАП РФ) и уголовной ответственности (ст. 145.1 УК РФ).

Привлечение руководителя организации к административной ответственности за невыплату или неполную выплату заработной платы не исключает возможности наложения на него ответственности согласно нормам уголовного закона.

Суды указывают, что в связи с наличием по одному и тому же факту невыплаты зарплаты постановления инспектора труда ГИТ и постановления о возбуждении уголовного дела первое подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Ответственность за частичную невыплату заработной платы (менее половины подлежащей выплате суммы) свыше трех месяцев, ее полную невыплату или выплату в размере ниже федерального МРОТ свыше двух месяцев предусмотрена ч. 1 и 2 ст. 145.1 УК РФ. Напомним, что с 1 января 2019 г. федеральный российский МРОТ равен 11 280 руб. в месяц1.

Двухмесячный или трехмесячный срок задержки выплат исчисляется со дня, следующего за установленной в ПВТР организации, коллективном или трудовом договоре датой выплаты заработной платы.

Периоды невыплат за отдельные месяцы не могут суммироваться в срок свыше двух или трех месяцев, если они прерывались периодами, за которые выплаты осуществлялись.

Невыплата заработной платы квалифицируется как преступление, только если работодатель допустил это умышленно, из корыстной или иной личной заинтересованности.

Правоохранительные органы должны доказать наличие у руководителя организации реальной финансовой возможности для выплаты зарплаты или отсутствие такой возможности вследствие его неправомерных действий.

В связи с этим по большинству сообщений о преступлении, предусмотренном ст. 145.1 УК РФ, принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Пленум ВС РФ в Постановлении от 25 декабря 2018 г.

№ 46 указал, что для целей привлечения виновного лица к ответственности неважно, заключался ли трудовой договор с работником и был ли он надлежащим образом оформлен.

Если человек приступил к работе с ведома или по поручению работодателя либо его уполномоченного представителя, трудовые отношения будут установлены в соответствии со ст. 16 ТК РФ.

Даже если для руководителя организации уголовное дело завершается вынесением обвинительного приговора, работник в дальнейшем не сможет взыскать с него в рамках гражданского судопроизводства сумму невыплаченной заработной платы.

Так, Московский городской суд в Постановлении от 16 апреля 2018 г.

по делу № 4у-1713/2018 указал: то, что осужденный являлся директором организации и должен был обеспечивать своевременную и полную выплату заработной платы, не свидетельствует о возникновении его личной гражданско-правовой ответственности перед работниками. Обратное противоречит ст. 56 ГК РФ, предусматривающей ответственность юридического лица, а не директора.

Примечание к ст. 145.

1 УК РФ предусматривает, что руководитель организации освобождается от уголовной ответственности, если он в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасил задолженность по заработной плате, а также выплатил проценты в порядке, определяемом ТК РФ, и если в его действиях не содержится иного состава преступления. Так, в 2017 г. было прекращено 692 таких уголовных дела, в 2018 г. – 1014, что весьма значительно по отношению к количеству обвинительных приговоров.

При рассмотрении уголовных дел по фактам невыплаты заработной платы учитываются положения гл. 21 ТК РФ, а также исследуются коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего распорядка, иные локальные нормативные акты, без которых невозможно установить сроки и размер задолженности.

Работодателям следует помнить: если в трудовом договоре или локальном нормативном акте указано, что премия является гарантированной, и приведены конкретные показатели, при достижении которых работодатель обязан ее выплатить, то невыплата премии будет расцениваться как невыплата заработной платы.

Работодателям следует внимательно отнестись к позиции Конституционного Суда, отраженной в Постановлении от 11 апреля 2019 г.

№ 17-П: выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, не могут включаться в состав заработной платы, не превышающей МРОТ.

В противном случае месячная зарплата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, что несправедливо, считает Конституционный Суд.

См. «КС разъяснил, как должна начисляться зарплата за сверхурочную работу».

Повышенную осмотрительность при установлении заработных плат стоит проявлять работодателям, привлекающим людей для работы в районах Крайнего Севера и приравненных местностях. Конституционный Суд в Постановлении от 7 декабря 2017 г.

№ 38-П подтвердил, что районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных местностях не могут включаться в состав МРОТ, так как компенсируют работникам дополнительные материальные и физиологические затраты, а МРОТ гарантирован каждому, кто отработал норму рабочего времени, независимо от региона.

См. «КС РФ указал, что “северные” надбавки должны отделяться от МРОТ», «“Северные” надбавки станут тяжелым бременем».

В ст.

143, 216, 217 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов. Требования охраны труда содержатся в федеральных и региональных нормативных правовых актах (например, в стандартах безопасности труда, правилах и типовых инструкциях по охране труда).

Потерпевшими по ст. 143 УК РФ, помимо работников, могут быть признаны лица, приступившие к работе с ведома или по поручению работодателя.

В ходе расследования правоохранительные органы устанавливают, в чьи обязанности входило соблюдение требований по охране труда, какие меры предприняли ответственные лица для исполнения возложенных на них обязанностей и есть ли их вина в совершении преступления.

По общему правилу, руководители организаций, их заместители, главные специалисты, руководители структурных подразделений несут полную ответственность за соблюдение компанией требований законодательства.

Именно они обязаны проводить мероприятия по охране труда. Руководитель организации должен как минимум издать приказ об обязательном проведении таких мероприятий, определить ответственных и контролировать исполнение приказа.

В ином случае он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Инженер охраны труда должен обеспечивать соблюдение требований охраны труда. Если ненадлежащее исполнение им должностных обязанностей стало причиной несчастного случая, повлекшего причинение тяжкого вреда здоровью или смерть, он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Ответственность по ст. 143 УК РФ могут нести представители организации, оказывающей услуги в области охраны труда, и специалисты, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору в соответствии с ч. 3 ст. 217 ТК РФ, если на них возложены обязанности обеспечивать соблюдение требований охраны труда.

В судебной практике есть случаи привлечения к ответственности по ст. 143 УК РФ линейных руководителей работников. В качестве примера можно привести дело, которое недавно рассматривалось Московским городским судом (Постановление от 1 февраля 2018 г. по делу № 4у-0546/2018).

Потерпевший в состоянии алкогольного опьянения выполнял работы по монтажу трубопровода магистральной тепловой сети. Его рабочее место находилось на расстоянии пяти метров от края неогороженного технологического проема, в который он упал и получил телесные повреждения.

К уголовной ответственности был привлечен мастер, под руководством которого работал потерпевший. При этом мастер не являлся ответственным за безопасность на объекте и в его обязанности не входил инструктаж работников по технике безопасности.

Однако суд пришел к выводу о том, что он должен был провести инструктаж и дать указания о маршрутах движения по территории. Суд переложил ответственность на мастера за то, что потерпевший был допущен к работе в состоянии алкогольного опьянения.

Пленум ВС РФ в Постановлении от 29 ноября 2018 г. № 41 отметил, что подлежит установлению и доказыванию не только факт нарушения специальных правил, но и наличие или отсутствие причинной связи между этим нарушением и наступившими последствиями.

Если будет установлено, что несчастный случай на производстве произошел только вследствие небрежности пострадавшего, суд должен будет решить вопрос о вынесении оправдательного приговора.

Если последствия наступили в результате как действий (бездействия) подсудимого, так и небрежности потерпевшего, суду следует учитывать поведение последнего при назначении наказания.

Работодателю нужно помнить о том, что в рамках рассмотрения уголовных дел такой категории наряду с другими доказательствами могут учитываться материалы расследования несчастного случая, проведенного ГИТ и иными должностными лицами (например, акт о несчастном случае на производстве и др.).

К представителям работодателя могут быть применимы ст. 136 УК РФ – дискриминация, ст. 144.1 и 145 УК РФ – необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста, и беременной женщины либо женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет.

Читайте также:  Чем отличается экологический надзор и контроль?

Уголовная ответственность за дискриминацию предусмотрена только при использовании лицом своего служебного положения. В ст.

136 УК РФ дискриминация определена как нарушение прав, свобод и законных интересов человека в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или социальным группам. Конституция, Трудовой кодекс и международные акты устанавливают, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, иметь равные возможности для реализации своих трудовых прав2. Термину «дискриминация в сфере труда» посвящено несколько статей Трудового кодекса: ст. 2 и 3 – общий запрет дискриминации в сфере труда; ст. 4 – запрет принудительного труда в качестве меры дискриминации; ст. 64 – запрет дискриминации в отношении заключения трудового договора; ст. 132 – запрет дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда. Помимо этого ст. 9 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» запрещает дискриминацию граждан по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам.

В рамках гражданско-правовых споров с работодателями о нарушении трудовых прав работникам иногда удается доказать факт дискриминации3. Однако реализация мер уголовной ответственности за такое нарушение в России затруднена.

Связано это с тем, что стороне обвинения по таким делам необходимо доказать наличие прямого умысла у работодателя либо дискриминационный мотив совершения преступления – например, то, что причиной увольнения является беременность женщины, наличие у нее детей до трех лет или достижение работником предпенсионного возраста. Конституционный Суд в Определении от 27 февраля 2018 г.

№ 353-О подчеркнул, что законодатель прямо указал в ст. 145 УК РФ на такой субъективный признак, как мотив деяния, и при его отсутствии исключил возможность наступления уголовной ответственности.

При этом, если трудовой договор с работником был расторгнут по его инициативе, однако по делу имеются доказательства того, что работодатель вынудил работника подать заявление об увольнении именно в связи с его предпенсионным возрастом, беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, такие действия также образуют состав преступления, предусмотренного ст. 144.1 и 145 УК РФ.

В Постановлении от 30 июля 2009 г.

по делу «Даниленков и другие против Российской Федерации» Европейский Суд указал, что уголовное средство правовой защиты от дискриминации в России имеет принципиальный недостаток, поскольку оно требует доказательства «вне всякого разумного сомнения» прямого умысла на дискриминацию со стороны руководства компании. Неспособность доказать такой умысел ведет к отказу в возбуждении уголовного дела.

Работодатели вряд ли станут обосновывать отказ в приеме на работу, установление разной зарплаты или увольнение принадлежностью работника к профессиональному союзу, определенному полу или национальности.

В связи с этим на сегодняшний день нет ни одного случая привлечения работодателя к ответственности за дискриминацию.

Тем не менее стоит учитывать, что оценка наличия признаков дискриминации работника производится в каждом деле на основе совокупности доказательств.

Помимо перечисленных запретов противоправного поведения в Уголовном кодексе установлены и другие, которые могут быть применимы для защиты работников.

Например, запрещено понуждать человека к действиям сексуального характера с использованием его материальной или иной зависимости (ст. 133 УК РФ), нарушать неприкосновенность частной жизни (ст.

137 УК РФ), а также тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК РФ).

1 Статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

2 Статьи 19 и 37 Конституции РФ, ст. 2, 3, 64 ТК РФ, ст. 1 Конвенции МОТ от 25 июня 1958 г. № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий», ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 г.

3 Например, апелляционное определение Московского городского суда от 6 сентября 2017 г. по делу № 33-33167/2017, апелляционное определение Свердловского областного суда от 22 ноября 2017 г. по делу № 33-18734/2017.

Ответственность за нарушение нормативных актов и предписаний

Статья Нарушение Ответственность
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
6.3. КоАП РФ Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий
  • Для граждан: штраф в размере от 100 до 500 рублей
  • Для должностных лиц: штраф от 500 до 1 000 рублей
  • Для юридических лиц: штраф от 10000 до 20000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
НОВОЕ Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий
  1. Для граждан: штраф в размере от 15 000 до 40 000 рублей
  2. Для должностных лиц: штраф от 50 000 до 150 000 рублей
  3. Для ИП: штраф от 50 000 до 150 000 рублей
  4. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
  5. Для юридических лиц: штраф от 200 000 до 500 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния
  • Для граждан: штраф в размере от 150 000 до 300 000 рублей
  • Для должностных лиц: штраф от 300 000 до 500 000 рублей
  • Или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет
  • Для ИП: штраф от 500 000 до 1 000 000 рублей
  • или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
  • Для юридических лиц: штраф от 500000 до 1 000000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
19.5 КоАП РФ Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства
  1. Для граждан: штраф в размере от 300 до 500 рублей
  2. Для должностных лиц: штраф от 1000 до 2000 рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  3. Для юридических лиц: штраф от 10000 до 20000 тысяч рублей.
20.6.1 КоАП РФ НОВОЕ Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса
  • Для граждан: штраф в размере от 1000 до 30000 рублей
  • Для должностных лиц: штраф от 10000 до 50000 рублей
  • Для ИП: штраф от 30000 до 50000 рублей
  • Для юридических лиц: штраф от 100000 тысяч до 300000 рублей
Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения
  1. Для граждан: штраф в размере от 15000 до 50000 рублей
  2. Для должностных лиц: штраф от 300000 до 500000 рублей
  3. Или дисквалификация от 1 до 3 лет
  4. Для ИП: штраф от 500 000 до 1 000000 рублей
  5. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
  6. Для юридических лиц: штраф от 500000 до 1 000000 рублей
  7. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
3.18 КоАП  г. Москвы Нарушение установленных нормативными правовыми актами города Москвы требований в области защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения безопасности людей на водных объектах города Москвы Для должностных лиц: штраф в размере от 4 000 до 5 000 рублей
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ «ФЕЙКОВ»
ч.9 ст.13.15 КоАП РФ Распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния
  • Для граждан: штраф от 30000 до 100000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой
  • Для должностных лиц: штраф от 60000 до 200000 рублей
  • Для юридических лиц: штраф от 200000 до 500000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой
ч.10 ст.13.15 КоАП РФ Распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 настоящей статьи
  1. Для граждан: штраф от 100000 до 300000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой
  2. Для должностных лиц: штраф от 300000 до 600000 рублей
  3. Для юридических лиц: штраф от 500000 до 1 000000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой
ч.10.1 ст.13.15 КоАП РФ НОВОЕ Распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств Для юридических лиц: штраф от 1 500000 до 3 000000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой
ч.10.2 ст.13.15 КоАП РФ НОВОЕ Распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи Для юридических лиц: штраф от 3 000000 до 5 000000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой
ч.11 ст.13.15 КоАП РФ НОВОЕ Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10, 10.1 или 10.2 настоящей статьи
  • Для граждан: штраф от 300000 до 400000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой
  • Для должностных лиц: штраф от 600000 до 900000 рублей
  • Для юридических лиц: штраф от 3 000000 до 5 000000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ч.1 ст. 236 УК РФ Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий Наказывается штрафом в размере от 500 000 до 700 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 3 лет, либо ограничением свободы на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок НОВОЕ
ч.2 ст. 236 УК РФ Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека Наказывается обязательными работами на срок до 480 часов, либо наказывается штрафом в размере от 1000 000 до 2000000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо ограничением свободы на срок от 2 до 4 лет, либо принудительными работами на срок от 3 до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок НОВОЕ
ч.3 ст.236 УК РФ Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц Наказывается принудительными работами на срок от 4 до 5 лет либо лишением свободы на срок от 5 до 7 лет. НОВОЕ
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ «ФЕЙКОВ»
ст.207.1 УК РФ НОВОЕ Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств Наказывается штрафом в размере от 300 000 до 700000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 3 лет.
ч.1 ст.207.2 УК РФ НОВОЕ Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека Наказывается штрафом в размере от 700000 до 1500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
ч.2 ст.207.2 УК РФ НОВОЕ То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия Наказывается штрафом в размере от 1500 000 до 2000000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.»
Читайте также:  Сколько по времени проходит аудит?

Какая ответственность предусмотрена за нарушение земельного законодательства

Какая ответственность предусмотрена за нарушение земельного законодательства

Ответственность за нарушение земельного законодательства предусмотрена главой 13 Земельного кодекса Российской Федерации. Указанным нормативно — правовым актом предусмотрена административная, уголовная и дисциплинарная ответственность, а также обязанность возмещения вреда, причиненного земельными правонарушениями.

Росреестром осуществляется государственный земельный надзор, в рамках которого и выявляются нарушения земельного законодательства. Земельный надзор может проводится в форме административного обследования земельных участков, а также в форме плановых и внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства.

Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах и т.д. Порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений утверждаются Правительством Российской Федерации.

  • Самыми распространенными нарушениями земельного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность является самовольное занятие земельного участка, использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
  • В 1 квартале 2020 года Управлением Росреестра по Астраханской области проведено более 120 административных обследований объектов земельных отношений и выявлено 55 нарушений только по самовольному занятию земельных участков или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
  • Информацию о проведенных обследованиях можно найти на официальном сайте Управления Росреестра по Астраханской области.

Напомним, что за самовольное занятие земельного участка предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от 5000 до 10000 рублей; на должностных лиц — от 20000 до 50000 рублей; на юридических лиц — от 100000 до 200000 рублей.

За использование земельного участка не по целевому назначению предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от 10000 до 20000 рублей; на должностных лиц — от 20000 до 50000 рублей; на юридических лиц — от 100000 до 200000 рублей.

За неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20000 до 50000 рублей; на должностных лиц — от 50000 до 100000 рублей; на юридических лиц — от 400000 до 700000 рублей.

Ответственность за нарушение 44-ФЗ: что говорит закон

Из этой статьи вы узнаете:

  • Самые распространенные нарушения 44-ФЗ и ответственность за них
  • Ответственность за нарушения возврата обеспечения заявки по контракту
  • Расчет пеней на штрафы по 44-ФЗ
  • Уголовная ответственность за нарушения 44-ФЗ

Ответственность за нарушения 44-ФЗ может быть административной и уголовной. До недавнего времени существовал только первый вариант ответственности – административная, но с 2018 года за определенные нарушения введена и уголовная.

При этом любой вид ответственности распространяется на обе стороны – заказчика и исполнителя. 44-ФЗ строго регламентирует действия участников торгов, поэтому за его нарушения предусматриваются довольно крупные штрафы и пени. В нашей статье мы расскажем, какие действия могут привести к их начислению и за что предусмотрено уголовное преследование.

Самые распространенные нарушения 44-ФЗ и ответственность за них

  • Несоблюдение законодательных норм на стадии планирования

Заказчик обязан составлять план закупок и план-график.

Если данная работа проведена с ошибками либо отсутствует какой-нибудь из документов, то это расценивается как административное нарушение и в соответствии со ст. 7.29.

3 Кодекса РФ об административных правонарушениях наказывается штрафом в размере 20 000–50 000 рублей.

Какие именно недочеты при оформлении плана и плана-графика приводят к подобным санкциям? Прежде всего, это отражение в документации закупок, не отвечающих требованиям нормативных актов и самой закупочной деятельности.

Читайте также:  Где должны быть установлены контейнеры для мусора на предприятии?

Также нарушением является необоснованная начальная (минимальная) цена контракта.

В том случае, когда обоснование НМЦК и самого предмета сделки по сути выполнено верно, но не соблюдена должная форма, штраф все равно будет, только в меньшем размере – 10 000 рублей.

Помимо этого, за другие нарушения на стадии планирования на виновных также накладываются штрафы:

  • процедура общественного обсуждения закупки была нарушена либо не соблюдены ее сроки — 30 000 рублей;
  • план закупок и план график опубликованы в ЕИС позднее установленных сроков — 5 000–30 000 рублей.
  • Неверный выбор процедуры для определения исполнителя

Ошибка в выборе процедуры наказывается в соответствии со статьей 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом штраф придется заплатить и контрактному управляющему, и самой организации:

  • 30 000 рублей для должностного лица;
  • 50 000 рублей для юридического лица.

В частности, заказчик по закону имеет право организовать запрос котировок, только если НМЦК меньше 500 000 руб. Если организация, проводящая закупку на большую сумму, использует эту процедуру, то придется заплатить штраф.

Также к санкциям приведет подписание договора с единственным поставщиком, когда на основании требований закона исполнитель контракта должен выбираться через конкурентную процедуру. Заказчика оштрафуют и в том случае, если он проведет закрытый конкурс, хотя по закону тендер должен быть открытым.

Нарушением является организация двухэтапного конкурса вместо простого.

Заказчик может не соблюсти процедуру на этапе согласования конкурсной документации с контролирующими службами. В этом случае предусмотрена такая же административная ответственность за нарушение 44-ФЗ.

  • Несоблюдение требований закона в ходе закупочных процедур

В законе установлены сроки, в которые заказчик должен разместить в ЕИС информацию и пакет документов по закупке. Нарушение этого требования наказывается штрафами на основании статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Задержка менее 2 дней с публикацией сведений относительно открытого конкурса и аукциона влечет наложение штрафа:

  • 5 000 рублей на должностное лицо;
  • 15 000 рублей на организацию.

То же самое нарушение с просрочкой более 2 дней наказывается штрафом:

  • 30 000 рублей на должностное лицо;
  • 100 000 рублей на организацию.

Если заказчик опоздал с публикацией в пределах одних суток, а исполнителя выбирает через запрос котировок и запрос предложений либо проводит сделку с единственным поставщиком, то налагается штраф:

  • 3 000 рублей на должностное лицо;
  • 10 000 рублей на организацию.

То же самое нарушение с просрочкой более одного дня наказывается штрафом:

  • 15 000 рублей на должностное лицо;
  • 50 000 рублей на организацию.

Если заказчик при проведении открытого конкурса или аукциона ошибется при подготовке документации, укажет неверные сведения, то ответственный специалист будет оштрафован на 15 000 рублей, а организация на 50 000 рублей. В таком же размере наказываются нарушения, допущенные при приемке заявок и при даче разъяснений участникам при проведении указанных процедур.

Любая закупка может быть проинспектирована уполномоченными органами. Если по результатам выносится предписание, заказчик обязан его учесть. При неисполнении данного требования ответственный специалист будет оштрафован на 30 000 рублей.

С такой же суммой придется расстаться контрактному управляющему, если он забудет включить закупку в план-график или опубликует в ЕИС извещение о конкурентной процедуре раньше положенного срока.

Последний момент актуален в том случае, когда изменяется план-график – если информация по закупке была откорректирована, размещать извещение можно не раньше чем через 10 дней.

Объявив конкурсную процедуру, заказчик обязан опубликовать в ЕИС извещение и пакет документов по ней. Если он этого не сделает, то будут оштрафованы:

  • на 50 000 рублей должностное лицо;
  • на 500 000 рублей организация.

Ответственность заказчика за нарушение 44-ФЗ в части рассмотрения заявок, которые участники направляют при запросе котировок и предложений, выделена в Кодексе отдельно.

Организатор процедуры не имеет права необоснованно отклонить заявки либо принять к рассмотрению те из них, которые не удовлетворяют нормам закона. В противном случае предусмотрена санкция в виде штрафа в размере 5 % от НМЦК, но как минимум 30 000 рублей.

Такой же штраф придется заплатить заказчику, если он не будет придерживаться правил при оценке заявок участников указанных процедур.

Заказчик, проводя закупку, обязан обеспечить свободную конкуренцию. Ее ограничение не допускается, а при выявлении наказывается штрафом в размере 1 % от НМЦК (минимум 10 000 рублей, максимум 50 000 рублей). Ограничением конкуренции считается также объединение в одну закупку (или лот) объектов, не имеющих функциональной или технологической связи.

Предусмотрена и такая ответственность за нарушение 44-ФЗ, как утверждение закупочной документации, в которой содержатся положения, не соответствующие нормам закона. В этом случае налагается штраф 3 000 рублей.

Обязанностью заказчика является своевременное подписание протоколов закупки. Невыполнение этого условия наказывается штрафом:

  • 3 000 рублей при просрочке до 2 дней;
  • 30 000 рублей при просрочке свыше 2 дней.

В законе установлена норма объема закупок у субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНО). Заказчик, не выполнивший эту норму, заплатит штраф 50 000 рублей.

  • Невыполнение закона при заключении контракта и внесении в него корректировок

Сама процедура заключения контракта строго регламентирована законом, так же как и внесение в него изменений. Ответственность заказчика за нарушение 44-ФЗ в этой части предусмотрена статьей 7.

32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если в окончательном варианте контракт отличается от проекта, то организатор закупки заплатит штраф в размере 1 % от НМЦК, при этом предусмотрены ограничения по возможной сумме санкции:

  • минимум 5 000 рублей, максимум 30 000 рублей – для ответственного специалиста;
  • минимум 50 000 рублей, максимум 300 000 рублей – для организации.
  • Сумма штрафов будет удвоена, если изменения в контракте приведут к дополнительным затратам или объем поставки уменьшится.
  • Если процедура подписания контракта произойдет не в те сроки, которые прописаны в законе, то нарушитель заплатит штраф 50 000 рублей.
  • Несоблюдение установленной законом 44-ФЗ процедуры корректировки положений контракта называется штрафом:
  • 20 000 рублей на должностное лицо;
  • 200 000 рублей на организацию.

Стороны вправе расторгнуть в одностороннем порядке договор только при четком следовании законодательным нормам. Нарушение данного правила наказывается штрафом:

  • 50 000 рублей на должностное лицо;
  • 200 000 рублей на организацию.

За результаты реализации контракта закон возлагает ответственность и на заказчика. Нарушение 44-ФЗ в этой части может выражаться в действии (бездействии) инициатора закупки, в результате чего создаются препятствия исполнению всех договоренностей либо наносится ущерб. В таком случае заказчик заплатит:

  • ответственный сотрудник – штраф в размере 5–15 % от суммы неисполненных обязательств, но как минимум 30 000 рублей. Вместо этого специалист может быть дисквалифицирован максимум до 2 лет;
  • штраф для организации равен 1–3 суммам обязательств, которые не были выполнены по контракту, но минимально 300 000 рублей.

В законе также прописана процедура, в соответствии с которой заказчик принимает объект поставки, проводит при необходимости экспертизу, оформляет акт приемки или отказ от приемки.

Отклонения от правил на данном этапе наказываются штрафом 20 000 рублей. Заказчик должен будет заплатить штраф от 20 до 50 тысяч руб.

, если не откажется от приемки объекта, параметры которого не соответствуют установленным в контракте требованиям.

Ответственность за нарушения возврата обеспечения заявки по контракту

Регламент ряда конкурентных процедур, которые проводит государственный или муниципальный заказчик с целью выбора исполнителя, предусматривает обеспечение заявки и контракта – денежную гарантию со стороны подрядчика в исполнении им обязательств.

Законом также предусмотрен порядок возврата этих средств. Ответственность заказчика за нарушение 44-ФЗ в этой части установлена в статье 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если заказчик вернул обеспечение заявки с просрочкой не более 3 дней, то ответственный сотрудник будет оштрафован на 5 000 руб., а организации придется заплатить 30 000 руб. Если возврат обеспечения задержан дольше трех дней, то суммы штрафов возрастут соответственно до 15 000 руб. и 90 000 руб.

Расчет пеней на штрафы по 44-ФЗ

В части 7 статьи 34 закона № 44-ФЗ прописан порядок, в соответствии с которым рассчитывается пеня. Ее величина установлена на уровне 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ за каждый день просрочки:

Пеня = цена контракта × (1/300 × размер ключевой ставки) × количество дней просрочки

Строго говоря, размер санкции рассчитывается в зависимости от неисполненных обязательств. Если какая-то часть поставки реализована, то пеня будет вычисляться не от всей суммы контракта, а от той, которая осталась не выполнена.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *