Какая административная ответственность за экологические правонарушения?

  • Наталья Николаевна Чувелева
  • Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»
  • преподавательский стаж — 20 лет

Задать вопрос автору статьи

С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы

Как работает сервис?

Экологическое правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) юридического или физического лица, посягающее на право каждого человека на благоприятную окружающую среду и причиняющее вред окружающей среде, за которое предусмотрена административная ответственность.

Административное правонарушение представляет собой умышленное или неосторожное, виновное, противоправное действие (бездействие), посягающее на общественный или государственный порядок, права и свободы граждан, собственность, на установленный порядок управления, за которое законодатель предусматривает юридическую ответственность.

Профориентация для студентов Поможем определиться с профессией, окажем помощь в профессиональном самоопределении и трудоустройстве Пройти профориентацию

Экологическое правонарушение — это действие (бездействие), посягающее на экологические права и свободы, экологический правопорядок, право собственности на природные ресурсы, порядок их управления, которое могло причинить или причинило вред окружающей среде.

Экологические правонарушения встречаются в сфере природопользования, охраны окружающей среды и регулируются ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст.

75), соответствующими нормативно-правовыми актами субъектов РФ. Административная ответственность наступает за совершение проступка, не представляющего общественной опасности.

КоАП содержит составы конкретных административных правонарушений в области экологии.

Административные экологические правонарушения в КоАП сформулированы:

  • в области охраны собственности (гл. 7) — за самовольное занятие земельного участка, уничтожение спецзнаков, пользование недрами без соответствующей лицензии, самовольную застройку земель залегания полезных ископаемых, добычу янтаря, самовольное пользование водным объектом или его занятие без лицензии, повреждение водохозяйственного, гидротехнического или водоохранного устройства, сооружения или установки, самовольное занятие водоохранной зоны, прибрежной полосы водного объекта, источников хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения, участка леса, не входящего в лесной фонд и др.;
  • в области охраны окружающей среды и природопользования (гл. 8) — несоблюдение требований при планировании, техническом и экономическом обосновании проектов, строительстве, вводе в эксплуатацию, реконструкции, эксплуатации сооружений, предприятий и иных объектов, несоблюдение санитарно-эпидемиологических и экологических требований при обращении с отходами и опасными веществами и др.;
  • в области сельского хозяйства, мелиорации земель и ветеринарии (гл. 10) — нарушение правил борьбы с возбудителями болезней растений, особо опасными, опасными и карантинными вредителями растений, растениями-сорняками, нарушение правил ввоза (вывоза) подкарантинной продукции, нарушение правил заготовки, производства, хранения, переработки, перевозки, реализации подкарантинной продукции, нарушение требований и ветеринарно-санитарных правил карантина животных, сокрытие сведений о массовых заболеваниях животных, их внезапном падеже, нарушение правил перевозки, убоя животных, нарушение требований переработки, хранения, транспортировки и реализации продуктов животноводства, нарушение требований эксплуатации мелиоративных систем, гидротехнических сооружений и др.

«Административная ответственность за экологические правонарушения» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Консультации эксперта по предмету Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость

Составы экологических правонарушений

Все составы правонарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, за которые предусмотрена административная ответственность, подразделяются на несколько групп.

https://www.youtube.com/watch?v=eaLFhfYkY_w

Составы экологических правонарушений:

  1. Составы правонарушений, устанавливающие административную ответственность за нарушение эколого-правовых требований, действующих в институтах экологического права (нарушение законов об экологической экспертизе (ст. 8.4), искажение или сокрытие экологической информации (ст. 8.5) и т.д.
  2. Составы правонарушений, устанавливающие административную ответственность за нарушение правил по охране некоторых компонентов природной среды или природных ресурсов (порча земель (ст. 8.6), нарушение требований охраны воздуха (ст. 8.21), нарушение требований охраны водных объектов (ст. 8.13), нарушение правил охраны лесов (ст. 8.31), уничтожение редких, находящихся под угрозой исчезновения растений и животных (ст. 8.35) и др.
  3. Составы правонарушений, устанавливающие административную ответственность за нарушение правового режима территорий, имеющих особый эколого-правовой статус (нарушение требований охраны и использования природных ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39), нарушение предоставления в пользование и порядка использования земельных участков, лесных массивов в прибрежных полосах и водоохранных зонах (ст. 8.12), нарушение порядка освидетельствования мест рубок, отвода лесосек и др.
  4. Составы правонарушений, устанавливающие административную ответственность за нарушение правил и требований в сфере охраны окружающей среды в процессе осуществлении хозяйственной или какой-либо деятельности (на транспорте, в промышленности, сельском хозяйстве и т.д.). Среди этой группы правонарушений выделяют несоблюдение санитарно-эпидемиологических и экологических требований и положений при обращении с отходами, опасными веществами (ст. 8.2), нарушение требований работы с агрохимикатами и пестицидами (ст. 8.3), эксплуатация транспортных средств с превышением содержания в выбросах загрязняющих веществ или нормативов уровня шума (ст. 8.23), нарушение требований при работах в области мониторинга загрязнения природной среды, гидрометеорологии, воздействий на гидрометеорологические и геофизические процессы (ст. 8.40).

Административные наказания за экологические правонарушения

Дела об экологических правонарушениях рассматривают суды общей юрисдикции, органы внутренних дел, пограничной службы, государственных инспекций, должностными лицами и органами, уполномоченными специальными законодательными актами (органами пожарного надзора, СЭС, налоговыми, таможенными органами и др.). Административная ответственность за правонарушения в сфере экологии выражается в применении уполномоченным органом мер административного взыскания.

Виды административных наказаний за экологические правонарушения:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие предмета или орудия совершения правонарушения;
  • конфискация предмета или орудия совершения правонарушения;
  • лишение специального права (право на охоту, управление транспортным средством и др.);
  • административный арест;
  • выдворение за пределы РФ лица без гражданства или иностранного гражданина;
  • дисквалификация.

Сроки применения административного наказания за экологические правонарушения предусмотрены в ст. 4.5 КоАП. При длящемся правонарушении сроки исчисляются со дня обнаружения данного правонарушения. Постановление о наказании не может быть вынесено по истечении года с момента совершения правонарушения.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Дата написания статьи: 05.07.2021

  1. Наталья Николаевна Чувелева
  2. Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»
  3. преподавательский стаж — 20 лет

Задать вопрос автору статьи

С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы

Как работает сервис?
Какая административная ответственность за экологические правонарушения? Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Наши статьи цитируют

Научные журналы

Научные журналы Учебные учреждения Электронные образовательные системы СМИ

Электронные образовательные системы

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать

Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot

56. Административная ответственность за экологические правонарушения

Четкое
законодательное понятие административного
экологического проступка отсутствует.
Федеральный закон «Об охране окружающей
среды» от 10 января 2002 г.№7-ФЗ не
содержит, в отличие от ранее действовавшего
базового экологического акта, ни
определения экологического правонарушения
или экологического преступления, ни
перечня составов.

Но в доктрине
экологического права такое понятие
выработано.

Под административным
экологическим проступком понимается
посягающее на экологический порядок,
права и свободы граждан в области охраны
и использования окружающей среды, право
собственности на природные ресурсы и
порядок управления природопользованием
противоправное, виновное (умышленное
или неосторожное) действие (или
бездействие), которое причинило или
могло причинить вред окружающей среде
и за которое законодательством
предусмотрена административная
ответственность.Административная
ответственность предусмотрена за
совершение экологического правонарушения
(проступка) при отсутствии состава
преступления и применяется к юридическим
и физическим лицам, осуществляющим
предпринимательскую деятельность.
Данная ответственность выражается в
наложении штрафа, изъятии продукции и
технических средств совершения
экологического правонарушения, лишении
лицензии на пользование природными
ресурсами или ведение предпринимательской
деятельности, связанной с экологопользованием,
с одновременным возмещением вреда,
причиненного окружающей среде.

Административная
ответственность регулируется Кодексом
об административных правонарушениях,
специальным экологическим законодательством
субъектов РФ, т. е.

принятыми ими
актами, содержащими как перечни составов
экологических правонарушений, так и
указания о возможности привлечения
виновных к административной ответственности.

Основаниями административной
ответственности являются наличие в
деянии признаков состава экологического
проступка, а также вина субъекта
ответственности (физического или
юридического лица), наличие правовой
нормы, установившей запрет и содержащей
санкцию за нарушение.

  • Административная
    ответственность за экологические
    правонарушения имеет ряд специфических
    особенностей:
  • – ответственность
    может наступить только за конкретные
    правонарушения, указанные в законе как
    административные;
  • – субъектами
    ответственности по ней могут быть любые
    лица (как юридические, так и физические),
    которые в соответствии с законодательством
    ответственны за административные
    проступки;
  • – ответственность
    применяется в соответствии с компетенцией
    специального уполномоченного органа
    или должностного лица;

– применяется
в определенном процессуальном порядке
(сбор доказательств, протоколы нарушений,
рассмотрение дел и т. д.);

  1. – применяются
    только предусмотренные законом взыскания,
    возможно освобождение от них при
    малозначительности проступка;
  2. – предусматривается
    дифференциация ответственности для
    должностных лиц;
  3. – наложение
    штрафа и других взысканий не освобождает
    виновных от устранения допущенных
    нарушений и возмещения причиненного
    вреда, включая упущенную выгоду.
  4. Экологические
    проступки в зависимости от
    обстоятельств рассматриваются: судьями,
    мировыми судьями, органами ветеринарного
    и фитосанитарного надзора, надзора в
    сфере природопользования, экологического,
    технологического и атомного надзора,
    органами охраны территорий государственных
    природных заповедников и национальных
    парков, органами гидрометеорологии и
    мониторинга окружающей среды,
    государственного земельного контроля,
    органами, осуществляющими государственный
    надзор за соблюдением правил на различных
    видах транспорта, органами пограничной
    службы ФСБ РФ, органами по надзору в
    сфере защиты прав потребителей и
    благополучия человека, здравоохранения
    и социального развития и органами
    внутренних дел в зависимости от вида
    административного экологического
    правонарушения, судьями гарнизонных
    военных судов и комиссиями по делам
    несовершеннолетних и защите их прав в
    зависимости от субъекта нарушения.
  5. К
    правонарушителям применяются следующие
    меры административного наказания:
  6. – предупреждение;

    штраф, который определяется в кратном
    отношении к минимальному размеру оплаты
    труда;
    — конфискация орудий рыболовства
    и других средств нарушения экологического
    права;
    — конфискация незаконно добыто
    продукции;
    — лишение права на охоту;

    приостановление действия, аннулирование
    лицензий на осуществление видов
    экологической деятельности, лицензий
    на пользование природных ресурсов;

    приостановление, прекращение работ,
    деятельности предприятия, отдельных
    цехов, агрегатов;
    — прекращение
    природопользования, изъятие природных
    ресурсов у пользователей.

Административная
форма (вид) ответственности налагается
за совершенные административные
проступки, указанные в законе, т.е. в
КоАП, и законах субъектов РФ.

В
отличие от дисциплинарного, административный
проступок является деянием как связанным
с выполнением должностных функции или
трудовых обязанностей, таки не связанным
с ними.

Еще одна особенность: за
административное правонарушение
виновные лица привлекаются к ответственности
не в порядке подчиненности, а специально
уполномоченными государственными
органами, например органами охраны
природы.

Существенной
особенностью административной
ответственности является то, что она
может выражаться, как правило, в виде
штрафа, размер которого зависит от
характера правонарушения.

Административный
штраф (в дальнейшем — штраф) — весьма
существенная и часто применяемая на
практике мера административного
воздействия на нарушителей экологического
и иного законодательства.

Он налагается
на виновных граждан, должностных и
юридических лиц.

Читайте также:  Как правильно сортировать мусор на переработку?

Нарушение
общих экологических правил и требований.

Статья 8.1 КоАП устанавливает штраф,
налагаемый на названных лиц, за
несоблюдение экологических требований
при осуществлении градостроительной
деятельности и эксплуатации предприятий,
сооружений или иных объектов.

По
ст. 8.2 КоАП штраф налагается на тех же
лиц за несоблюдение экологических и
санитарно-эпидемиологических требований
при сборе, накоплении, использовании,
обезвреживании, транспортировании,
размещении и ином обращении с отходами
производства и потребления или иными
опасными веществами.

Осуществление
деятельности, не соответствующей
документации, которая получила
положительное заключение государственной
экологической экспертизы, наказывается
также штрафом.

Вред,
причиняемый землям, недрам,водам.
Ст.8.6
КоАП устанавливает ответственность за
порчу земель. Согласно этой статье
самовольное снятие или перемещение
плодородного слоя почвы влечет наложение
штрафа на виновных граждан или должностных
лиц, а также юридических лиц.

Объектами
тут являются сельхоз земли.

Статья
8.

8 КоАП устанавливает штраф использование
земель не но целевому назначению, а
равно невыполнение обязанностей по
проведению земель в состояние, пригодное
для использования но целевому назначению.

Статья
8.

9 КоАП признает административным
проступком и наказывает штрафом нарушение
требований по охране недр и гидроминеральиых
ресурсов, которое может вызвать
загрязнение недр и гидроминеральных
ресурсов либо привести месторождение
полезных ископаемых и гидроминеральных
ресурсов в состояние, непригодное; для
разработки.

Статья
8.

10 КоАП предусматривает ответственность
(штраф) за нерациональное использование
недр, т.е.

за выборочную (внепроектную)
отработку месторождений полезных
ископаемых, приводящую к необоснованным
потерям запасов полезных ископаемых,
разубожива-ние полезных ископаемых, а
равно иное нерациональное использование
недр, ведущее к сверхнормативным потерям
при добыче полезных ископаемых или при
переработке минерального сырья.

Установлена
ответственность за нарушение специального
режима осуществления хозяйственной и
иной деятельности на прибрежной защитной
полосе водного объекта, водоохранной
зоны водного объекта либо режима
осуществления хозяйственной и иной
деятельности на территории зоны
санитарной охраны источников питьевого
и хозяйственно-бытового водоснабжения
(ст. 8.42 КоАП).

Посягательства
на воздух, леса, животный мир.

Статья 8.21 КоАП предусматривает
ответственность за нарушение правил
охраны атмосферного воздуха:

— выброс
вредных веществ в атмосферный воздух
или вредное физическое воздействие на
него без специального разрешения;

— нарушение
условий специального разрешения на
выброс вредных веществ в атмосферный
воздух или вредное физическое воздействие
на него;

Штраф
за нарушение правил использования лесов
установлен в ст, 8.25 Ко АII.

Это нарушение
правил заготовки древесины, порядка
проведения рубок лесных насаждений,
правил заготовки живицы, заготовки
пригодных для употребления в нишу лесных
ресурсов (пищевых лесных ресурсов),
сбора лекарственных растений, заготовки
и сбора недревесных лесных ресурсов;
использование лесов с нарушением условий
договора аренды лесного участка, договора
купли-продажи лесных насаждений, договора
безвозмездного срочного пользования
лесным участком, иных документов, на
основании которых предоставляются
лесные участки.

Статья
8.

35 КоАП устанавливает штраф за уничтожение
редких и находящихся под угрозой
исчезновения видов животных или растений,
занесенных в Красную книгу РФ либо
охраняемых международными договорами,
а равно действия (бездействие), которые
могут привести к гибели, сокращению
численности либо нарушению среды
обитания этих животных или к гибели
таких растений, либо добывание, сбор,
содержание, приобретение, продажа либо
пере» сылка указанных животных или
растений, их продуктов, частей либо
дериватов (например, чучел) без надлежащего
на то разрешения иди с нарушением
условий, предусмотренных разрешением,
либо с нарушением иного установленного
порядка.

Правонарушения
против собственности на природные
ресурсы.

Административная ответственность
(штраф) наступает за:

— самовольное
занятие земельного участка или исполь-В
зование земельного участка без оформления
в установлен-Щвом порядке правоустанавливающих
документов (ст. 7.1 КоАП);

— пользование
недрами без лицензии либо с наруше-Iнием
условий, предусмотренных лицензией
(ст. 7.3 КоАП);

  • — застройку
    площадей залегания полезных ископаемых,
    в том числе размещение в местах их
    залегания подземных сооружений без
    разрешения, необеспечение сохранности.
  • Правонарушения
    в области контроля (надзора).

    Штрафы налагаются за:
  • — неповиновение
    законному распоряжению или требованию
    должностного лица органа, осуществляющего
    государственный надзор (контроль), а
    равно воспрепятствование осуществлению
    этим должностным лицом служебных
    обязанностей;
  • — невыполнение
    законных требований должностного лица
    органа охраны континентального шельфа
    РФ или органа охраны исключительной
    экономической зоны РФ об остановке
    судна, а равно воспрепятствование
    осуществлению этим должностным лицом
    возложенных на него полномочий, в том
    числе на осмотр судна;

— воспрепятствование
доступу членов международной инспекционной
группы, осуществляющей свою деятельность
в соответствии с международным договором
РФ. на объект, подлежащий международному
контролю.

Административная ответственность за экологические правонарушения

Бурдина, А. А. Административная ответственность за экологические правонарушения / А. А. Бурдина, А. А. Беляева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 40 (435). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/archive/435/95277/ (дата обращения: 02.02.2023).



Административная ответственность представляется самым распространенным видов юридической ответственности, которая наступает за правонарушения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В этой связи, автор исследует сущность, признаки и порядок наступления административной ответственности за совершение экологических правонарушений.

Цель исследования — анализ особенностей административной ответственности за совершение экологических правонарушений.

Ключевые слова: экологические правонарушения, административная ответственность, эколого-правовая ответственность, юридическая ответственность.

Административная ответственность за экологические правонарушения заключается в применении компетентным органам государства мер административного взыскания за совершение правонарушений в области природопользования и охраны окружающей среды.

Наступление такого вида ответственности регулируется нормами Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [1] и экологическим законодательством. В кодифицированном законе таким видам правонарушений посвящена 7 глава.

Отметим, что меры административной ответственности, отличаясь от дисциплинарной, применяется не только в отношении должностных и физических лицам, но и в отношении юридических лиц [3, C. 78].

  • Законодателем Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрено несколько видов административных взысканий [1], среди которых следующие:
  • – предупреждение;
  • – штраф;
  • – возмездное изъятие предмета, который является орудием совершения либо непосредственным объектом административного правонарушения;
  • – конфискация предмета, ставшего орудием совершения либо непосредственным объектом административного правонарушения;
  • – лишение специального права (например, право управления транспортным средством, право охоты и так далее);
  • – исправительные работы;

– административный арест [4, C. 59].

Статья 25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации устанавливает, что возмездное изъятие и конфискация предметов, которые представляют значение в сфере охраны окружающей природной среды, особенно дикой фауны, может быть применено и как основная, и как дополнительная административная санкция, в то время, как все другие виды административных взысканий применяются только в качестве основных мер наказаний [8, C. 248].

Таким образом, за совершение одного административного правонарушения виновному лицу может быть назначено либо основное, либо основное и дополнительное наказание.

Применяя административное взыскание, соответствующими органами или должностными лицами учитывается характер совершенного правонарушения, личность правонарушения, степень вины, имущественные положения, а также обстоятельства, которые смягчают или отягчают наказание.

В свою очередь, такой важный документ в исследуемой области, как Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» предусматривает такие виды экологический правонарушений [2], совершение которых влечет за собой наступление административной ответственности:

  1. Несоблюдение стандартов, норм и других нормативов качества окружающей природной среды.
  2. Неисполнение обязанности по проведению государственной экологической экспертизы и требований, которые содержатся в заключении экологической экспертизы, а также в предоставлении заведомо ложных и необоснованных экспертных заключений.
  3. Нарушение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятия, сооружений, технологических линий и других объектов.
  4. Загрязнение природной среды и причинение по причине этого вреда здоровью человека, животному и растительному миру, а также имуществу граждан и организаций.
  5. Повреждение природных объектов, включая памятники природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем.
  6. Нарушение установленного порядка либо правил добычи, сбора, заготовки, продажи-покупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза-вывоза с территории Российской Федерации объектов растительного и животного мира, продуктов их происхождения, а также ботанических, минералогических и зоологических коллекций.
  7. Нарушение выполнения либо невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов.
  8. Несоблюдение предписаний органов, которые осуществляют государственный экологический контроль.
  9. Нарушение требований экологических норм и правил в части обезвреживания, переработки, утилизации, складирования либо захоронения производственных и бытовых отходов.
  10. Нарушение экологический требований при использовании в народном хозяйстве и захоронении радиоактивных материалов, химических и других вредных веществ.
  11. Превышение установленных уровней радиационного воздействия и прочее.

Самая распространенная мера административной ответственности, которая устанавливается за совершение экологических правонарушений, — это штраф.

Определенный размер полагаемого штрафа определяется не только характером и видом совершенного правонарушения, степенью вины правонарушителя и причиненным вредом.

Более того, размер штрафа зависит также от полномочий, которые предоставлены соответствующему органу, назначаемому штрафные санкции [7, C. 105].

Штрафы за административные правонарушения в области экологии назначаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды, а также регулирования использования природных ресурсов в соответствии с их компетенцией.

Право применения таких мер принадлежит специальным комиссиям, сформированным и осуществляющим свою деятельность при исполнительных органах власти, а также органам внутренних дел и должностным лицам контрольно-надзорных органов. Отметим, что меры административной ответственности определяются и назначаются без обращения в суд, по упрощенной процедуре.

Штрафные санкции максимально четко и активно используются на нарушение водного законодательства [6, C. 93].

Суммы налагаемых штрафных санкций должны быть перечислены на специальные счета государственных экологических фондов. Как правило, постановление о назначении штрафа в административной порядке можно обжаловать в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде. При этом, оплата штрафа не является поводом для освобождения виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ущерба [5, C. 21].

В завершении отметим, что привлечение к ответственности в виде штрафа, вне зависимости от его размера, не есть основанием освобождения правонарушителя от обязанности возместить причиненный вред.

Это аргументируется тем фактом, что хотя штрафы и носят материальный характер, но все же они являются мерой наказания, но не возмещением причиненного ущерба.

Более того, суммы штрафов направляются не потерпевшему на возмещение вреда, а на специальные счета внебюджетных экологических фондов в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.

Литература:

Правовое регулирование административной ответственности за экологические правонарушения

Определение 1

Понятие административное экологическое правонарушение (проступок) подразумевает противоправное, виновное действие или бездействие, приносящее ущерб окружающей среде, должностного, физического или юридического лица, претендующего на конституционное право любого человека на благоприятную окружающую среду. Такое правонарушение может принести реальную угрозу окружающей среде, а также повлечь за собой административную ответственность за экологическое правонарушение.

В данный момент вопросы охраны окружающей среды выделяют как отдельную задачу законодательства об административных правонарушениях, о чем гласит ст. 1.2 КоАП. И кстати, действующая редакция КоАП уделяет намного больше внимания этим вопросам, чем предыдущая.

Наряду с федеральными законами, прописанными в КоАП, существуют региональные законы об административных правонарушениях, которые могут отличаться, но не противоречить КоАП.

Субъекты, принимая такие законы, обязаны создать соответствующие органы управления (комиссии, палаты, инспекции и другие), имеющие право рассматривать дела об административных правонарушениях, согласно законодательства субъектов РФ.

Закон субъекта РФ предусматривает два вида административных наказаний: предупреждение и штраф.

Читайте также:  Чем полезен аудит?

Пример 1

Как пример, рассмотрим Волгоградскую область и ее Кодекс от 11.06.2008 года № 1693-ОД «Об административной ответственности», который устанавливает административную ответственность за:

  • частичное повреждение, разрушение и (или) полное уничтожение зеленых насаждений, находящихся в населенных пунктах на территориях общего пользования населения (статья 6.1);
  • причинение вреда (уничтожение) редким и (или) находящимся под угрозой исчезновения, или занесенных в Красную книгу, растениям и (или) животным (статья 6.2);
  • правомерное нарушение установленного режима использования земельных ресурсов (статья 7.2);
  • неправильную утилизацию отходов, связанных с эксплуатацией и обслуживанием транспортных средств, и как следствие загрязнение территорий населенных пунктов (статья 8.10);
  • отклонение от установленного порядка обращения и утилизации бытовых отходов в пределах населенных пунктов (статья 8.14).

Согласно КоАП, к числу федеральных органов, имеющих право участвовать в рассмотрении дел об административных экологических правонарушениях (кроме судей), можно отнести:

  • органы, исполняющие функции контроля и надзора в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • государственные органы, ведущие фитосанитарный карантинный контроль, строгое соблюдение мер безопасности при работе с пестицидами и агрохимикатами, контроль качества и безопасности зерна и дальнейших продуктов после его переработки, а также осуществляющие охрану земель сельскохозяйственного назначения и контроль ее использования;
  • органы, исполняющие функции контроля в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • государственные органы экологического надзора и другие органы.

Категории правонарушений

Составы экологических правонарушений, влекущие административную ответственность, делят на четыре категории.

Первая категория

К ней относятся нарушения общих базовых эколого-правовых норм, включающих в себя все институты экологического права, в том числе нарушение законодательства об экологической экспертизе (статья 8.4 КоАП), преднамеренное сокрытие или искажение экологических данных (статья 8.5 КоАП).

Вторая категория

К ней относятся составы, несущие ответственность за неправомерное исполнение правил по охране отдельно взятых природных объектов, в том числе порча земельных ресурсов (статья 8.6 КоАП), нарушение правил охраны окружающей среды, а именно водных объектов (статья 8.13 КоАП), атмосферного воздуха (статья 8.21 КоАП), санитарной безопасности лесных территорий (статья 8.31 КоАП).

Третья категория

Сюда относятся нарушения правового режима территорий, имеющих особый эколого-правовой статус. Статья 8.39 КоАП информирует о нарушениях правил охраны и неправомерного пользования природными ресурсами на особо охраняемых природных территориях.

Также следует учитывать, что КоАП не имеет установленных норм ответственности за совершение экологических преступлений в области экологического бедствия, в отличие от Уголовного кодекса, который устанавливает четкие меры наказаний за нарушение правил охраны окружающей среды.

Четвертая категория

К ней относятся нарушения норм и правил в сфере окружающей среды, при ведении хозяйственной, промышленной, транспортной или иной деятельности. К таким составам, устанавливающим ответственность за нарушения, относятся:

  • отклонение от экологических и санитарно-эпидемиологических требований при работе с отходами процесса потребления и производства и любыми другими опасными веществами (статья 8.2 КоАП);
  • несоблюдение правил безопасной работы с пестицидами и прочими агрохимикатами (статья 8.3 КоАП);
  • производство и ввод в эксплуатацию механических транспортных средств, количество нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах и уровня шума, превышает нормы допустимого (статья 8.22 КоАП).

И так, рассмотрев все категории административных наказаний, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, административные наказания за экологические правонарушения являются относительными мерами наказания.

В процессе возложения меры наказания, государство предоставляет природоохранным органам, суду, право самостоятельного выбора вида и размера наказания, согласно статьи 4.1 КоАП.

На выбор меры наказания могут влиять: характер правонарушения, личность виновника, уровень причиненного ущерба и прочие факторы.

Во-вторых, можно избежать юридической ответственности и административного наказания, в связи со степенью нарушения. Если административно наказуемое правонарушение является малозначимым, лицо совершившее его, может быть освобождено от наказания согласно статьи 2.9 КоАП.

В-третьих, существуют строго определенные сроки наложения административных наказаний. Статья 4.

5 КоАП гласит, что постановление по делу об административном наказании за правонарушение законодательства об охране окружающей среды не может быть вынесено, если со дня совершения данного преступления прошло более двух месяцев.

В случае если административное экологическое нарушение продолжается, названный срок исчисляется со дня обнаружения данного юридического проступка.

Виды ответственности

Также стоит обратить особое внимание на разграничение ответственности административной и уголовной, в области охраны окружающей среды.

Составы административных и уголовных экологических преступлений являются очень схожими, но при этом четких отличий друг от друга нет.

Все это можно найти в уголовно-правовых нормах, в определенных составах, существует такой квалифицирующий признак, как причинение вреда здоровью или смерть человека в результате загрязнения окружающей среды, и атмосферы в целом (статья 251 УК РФ). Другие статьи используют немного другое трактование.

Статья 246 УК РФ – « тяжкие последствия, статья 250 ч. 1 УК РФ – «существенный вред», статья 255 и 256 УК РФ – «значительный» или «крупный ущерб». Примечание к ст.

260 УК РФ, назначающей уголовную меру ответственности за неправомерный выруб лесов, раскрывает смысл понятий « значительного и крупного размеров вреда».

Определение 2

Значительным размером вреда считается ущерб, причиненный лесным насаждениям, и насаждениям не относящимся к лесным, лианам, кустарникам, превышающий 5 000 тысяч рублей, крупным размером-ущерб свыше 50 000 рублей, а особо крупным размером считается ущерб более 150 000 рублей (утвержденные таксы Правительства РФ). Более точное содержание других критериев оценки ущерба не предусмотрено Уголовным кодексом РФ. Толкование данных определений подтверждает Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

Пленум дает пояснение определения «иными тяжкими последствиями», которое упоминается в статье 246 Уголовного Кодекса РФ (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ).

Итак, «иными тяжкими последствиями» считаются изменения окружающей среды и ее компонентов, которые ведут к снижению качества экологии.

На устранение таких изменений и восстановление ущерба необходим длительный временной период и большие финансовые расходы (например, массовые заболевания и как следствие высокая смертность животного мира, рыб и прочих водных биологических ресурсов; непригодные условия для их обитания и размножения (утеря мест нагула, зимовальных ям, нереста, разрушение кормовой базы и нарушение путей миграции); вымирание растительного мира, порча земельных ресурсов и как следствие численное сокращение данных объектов и уменьшение их биомассы.

Определение 3

Массовыми заболеваниями (смертностью) считается превышение в несколько раз (три и более) среднестатистического уровня смертности (заболеваний) животного мира.

Статья 247 часть 1 Уголовного Кодекса РФ(нарушение требований при обращении с экологически опасными веществами и отходами) гласит о том, что существенным вредом для здоровья человека считается тяжелый или средней тяжести вред здоровью одного и более лиц, для окружающей среды существенный вред – это заражение водоемов и земель, отравление, загрязнение и изменение радиоактивного фона (отклонение от установленных норм), несущих вред для здоровья и жизни в целом человека. 

Статья 258 часть 1 пункт «а» Уголовного Кодекса РФ предусматривает ответственность за незаконную охоту и вступает в силу при нанесении крупного ущерба.

Такой ущерб может считаться крупным не только из-за количества уничтоженных особей и стоимости их реализации, но и при учете таких факторов, как численность популяции отдельно взятого вида животных, территория их размещения и степень экологической ценности данного вида.

Пример 2

Примером крупного ущерба для окружающей среды может быть, отстрел гималайского (белогрудого) или белого медведя, лося, овцебыка, благородного оленя, изюбра, марала.

Таким образом, признаками состава преступления могут быть следующие факторы: способ совершения правонарушения и его субъект, место совершения преступления и формы вины и другие факторы.

Подведем вывод всего вышесказанного, составы административных и уголовных правонарушений находятся в тесной взаимосвязи и являются дополнением друг друга.

Административные дают более абстрактные формулировки, уголовные же напротив, конкретизируют.

Административно-правовая норма применяется в случаях, которые не охватывают признаки сходных по конструкции составов экологических правонарушений, выходящих за пределы и границы признаков, утвержденных уголовно-правовой нормой.

Административно-правовая ответственность за экологические правонарушения

Гончарова Елена Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права Российской правовой академии Минюста России.

В статье рассматриваются проблемы административно-правовой ответственности за экологические правонарушения. Предлагаются и обосновываются новые виды административных наказаний.

Ключевые слова: административно-правовая ответственность; экологическая безопасность; наказание; озеро Байкал.

Administrative responsibility for environmental violations

E.A. Goncharova

Goncharova Elena Alexandrovna, candidate of laws, docent of the Department of administrative and financial law of the Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation.

The article considers the problems of administrative responsibility for environmental violations. Proposed and supported new types of administrative penalties.

Key words: administrative responsibility; environmental safety; punishment; the lake Baikal.

Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года в качестве основных приоритетов социальной и экономической политики в сфере экологической безопасности выделяются улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, повышение обеспеченности населения качественной питьевой водой, создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления и отмечается, что экономический подъем при сохранении современного уровня негативного воздействия может привести к дальнейшему обострению экологических проблем .

Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.

Рост количества совершенных административных экологических правонарушений и особенно тяжесть их последствий заставляют задумываться над этой проблемой. Одной из основных правовых форм воздействия на правонарушителей в сфере экологии является административно-правовая ответственность.

В последнее десятилетие административно-правовая ответственность за экологические правонарушения получила полное комплексное правовое регулирование. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) нашли отражение составы административных правонарушений в гл.

8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования», часть из них помещена в гл. 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности», часть — в гл.

10 «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель».

  • Вопрос о повышении эффективности мер административно-правовой ответственности, применяемых за административные экологические правонарушения, становится все более актуальным.
  • Как справедливо отмечается исследователями, в механизме обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды особое место занимает юридическая ответственность как средство борьбы с экологическими правонарушениями и их превенции.
  • В целом юридической ответственности за экологические правонарушения посвящен значительный массив исследований, количество научных трудов составляет порядка 1500 работ и диссертаций, которых насчитывается более 200 .
Читайте также:  Зачем нужно экологическое законодательство?

См.: Ивакин В.И. К вопросу о библиографии и научных исследованиях проблем юридической ответственности за экологические правонарушения // Экологическое право. 2009. N 5/6.

Административно-правовая ответственность является наиболее эффективным видом юридической ответственности, применяемым за нарушения экологического законодательства.

Необходимо учитывать, что административно-правовая ответственность за экологические правонарушение имеет свои особенности, обусловленные спецификой объекта посягательства, является средством охраны правопорядка, элементом государственно-властных полномочий, а также одним из способов укрепления законности в области охраны окружающей среды и природопользования.

Она реализуется в определенном процессуальном акте посредством применения к правонарушителю мер административного наказания, выражающихся в отрицательных для него последствиях, которое сопровождается осуждением правонарушения и порицанием совершившего его лица.

https://www.youtube.com/watch?v=ceDrlvy24M8\u0026t=1s

Ответственность наступает за совершение административного экологического правонарушения, причинившего вред человеку, собственнику, природопользователю, окружающей среде в целом или создающего реальную угрозу причинения такого вреда.

Вред от правонарушений выражается в нанесении ущерба имущественным интересам собственников природных ресурсов и гражданам в результате уничтожения, повреждения, загрязнения, истощения природных ресурсов, например самовольная порубка леса, порча земель, браконьерский лов рыбы, загрязнения воды и т.п.

  1. Действующий КоАП РФ не содержит понятия «административное экологическое правонарушение», что вызывает разночтения и неоднозначность толкования данного термина.
  2. Прежде всего, оно значимо для определения объекта административного экологического правонарушения, а соответственно, и для определения оснований административно-правовой ответственности.
  3. Ввиду отсутствия легального определения административного экологического правонарушения в юридической науке предложен ряд дефиниций, незначительно отличающихся друг от друга.
  4. По нашему мнению, административное экологическое правонарушение — это общественно вредное, противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, посягающее на отношения в сфере охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности, причиняющее экологический вред или создающее угрозу причинения такого вреда, за совершение которого КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административно-правовая ответственность.

«В реалиях XXI в. водные ресурсы становятся необходимым гарантом устойчивого развития экономики при сохранении экологического состояния биосферы.

В современных условиях, по экспертным оценкам Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, водные ресурсы страны обеспечивают создание не менее 2,5% валового внутреннего продукта.

По мере роста глобального дефицита пресной воды роль и значение природных водных ресурсов в перспективе будут только усиливаться. Это является достаточно веским основанием для повышения уровня рациональности водопользования (а в ряде случаев — восстановления) экологического состояния водных ресурсов» .

Куприянов И.В., Потравный И.М. Профилактика и возмещение вреда, причиненного водохозяйственными правонарушениями: современное состояние и перспективы развития // Экологическое право. 2008. N 5.

Несмотря на чрезвычайное разнообразие и богатство экосистемы России, особое место в ней занимает озеро Байкал, значимость и уникальность природных характеристик которого была признана мировым сообществом и закреплена на законодательном уровне.

В 1996 г. на 20-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО озеро Байкал было включено в Список объектов всемирного наследия.

Однако увеличение антропогенного воздействия на Байкальскую природную территорию в последнее десятилетие привело к ухудшению состояния уникальной экологической системы озера Байкал, что требует принятия неотложных мер.

Проанализировав государственные доклады о состоянии озера Байкал и мерах по его охране, мы наблюдаем, что основные причины совершения административных экологических правонарушений не изменились, а количество совершенных правонарушений увеличилось .

См.: http://geol.irk.ru/baikal/baikal.htm.

  • В результате усиления негативных тенденций в сфере правовой охраны Байкала ставят в разряд актуальных проблематику эффективности действия институтов юридической ответственности.
  • Административно-правовая ответственность как средство обеспечения природоохранных режимов в случае с уникальной экосистемой Байкала не в полной мере выполняет свои функции, в связи с этим требуется дополнительная правовая защита уникального озера Байкал со стороны государства.
  • В научной литературе получает все меньше подтверждений оценка административных правонарушений в сфере экологии как менее опасных в сравнении с экологическими преступлениями.
  • С официальной точки зрения к основным причинам совершения как административных экологических правонарушений, так и экологических преступлений на Байкальской природной территории относятся:
  • сложное социально-экономическое положение населения;
  • низкая экологическая просвещенность и информированность людей;
  • крупномасштабная реализация экономических интересов китайского бизнеса в импорте дешевой древесины;
  • близость лесного фонда к дорогам и населенным пунктам, в которых располагаются места приемки и отгрузки древесины, что упрощает реализацию незаконно заготовленной древесины;
  • отсутствие первичных документов (лесорубочный билет, данные об освидетельствовании заготовленной древесины) в перечне документов, принимаемых таможенной службой для вывозки древесины за пределы Российской Федерации;
  • низкие административные штрафы за совершаемые правонарушения .

См.: Государственный доклад «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2009 году» // http://geol.irk.ru/baikal/baikal.htm.

Следует согласиться с официальной точкой зрения по поводу того, что среди причин административной деликтности на Байкальской природной территории важное место занимает недостаточно высокий уровень репрессивности административных наказаний и, прежде всего, административных штрафов.

Существующий перечень административных наказаний за совершение экологических правонарушений включает в себя лишь предупреждение, административный штраф, конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения и административное приостановление деятельности. Если штраф, конфискация и административное приостановление деятельности представляются достаточно адекватными средствами борьбы с экологическими правонарушениями, то в отношении предупреждения по этому поводу возникают сомнения.

Необходимо сказать, что рядом авторов, в частности Т.В.

Злотниковой, отмечается, что принятые КоАП РФ «нормы ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей природной среды во многих случаях слишком мягки и неадекватны масштабам экологических последствий содеянного, т.е. размеры штрафов не способствуют торжеству правовых принципов неотвратимости и соразмерности наказания, предупреждению новых правонарушений» .

Злотникова Т.В. Природоохрана России. Эколого-правовой и социально-политический взгляд на 20-летие // Экологическое право. 2010. N 2.

Наиболее ярким примером этого является ситуация с ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» (БЦБК). С июля 2010 г. БЦБК, который в промышленных объемах выпускает целлюлозу, возобновил свою деятельность после полутора лет простоя. В октябре 2008 г.

предприятие остановилось, так как ему запретили сбрасывать в Байкал промышленные стоки и использовать хлор при отбеливании целлюлозы. После введения этого запрета комбинат мог работать только при системе замкнутого водооборота, при которой производство высокорентабельной беленой целлюлозы невозможно. Однако в январе 2010 г.

Правительство РФ исключило производство целлюлозы, бумаги и картона из перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, что открыло дорогу к возобновлению работы комбината.

В январе БЦБК начал тестировать оборудование и произвел несколько пробных партий небеленой целлюлозы в замкнутом цикле водооборота. В мае комбинат произвел пробную партию вискозной беленой целлюлозы в рамках разомкнутого водооборота. В 2010 г.

по результатам проверки Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой в отношении ОАО «БЦБК» вынесено 12 постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.6, 8.1, ч. 1 ст. 8.21, ст. 8.41 КоАП РФ, которые направлены для рассмотрения по существу в управление Росприроднадзора по Иркутской области.

В процессе своей производственной деятельности данное предприятие периодически нарушает правила водопользования при сбросе сточных вод в озеро Байкал, что охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.

14 КоАП РФ, за что неоднократно привлекалось к административно-правовой ответственности, максимальный размер штрафа за это правонарушение составляет 20 000 руб. Кроме этого БЦБК привлекался к ответственности, максимальный размер штрафа — 40 000 руб.

за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.13 КоАП РФ «Нарушение правил охраны водных объектов».

Штрафы, конечно, оплачены, но представляется, что их суммы явно несоразмерны степени общественной вредности последствий таких правонарушений. В этой связи было бы логично усилить санкции денежного характера.

Усиление репрессивности административных наказаний должно адресоваться именно субъектам специального природопользования, наносящим наибольший вред уникальной экосистеме озера Байкал. В последующем законодателю хотелось бы предложить перейти на иную систему размеров административных штрафов.

Административный штраф должен сочетать в себе не только наказательную составляющую, но и компенсационную. Думается, что разработать пропорции, рассчитать и предложить методику — задача экологов и законодателя.

С другой стороны, в качестве упрека природоохранным органам можно указать на то, что они практически не применяют весьма суровое наказание для «недобросовестных» природопользователей, предусмотренное ст. 3.12 КоАП РФ «Административное приостановление деятельности» .

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. На наш взгляд, это является эффективной мерой административно-правовой ответственности.

См.: Игнатьева И.А. Правовые проблемы охраны озера Байкал в свете современных тенденций развития законодательства // Государство и право. 2008. N 11.

Автор считает, что административное приостановление деятельности как исключительная мера наказания может найти свое закрепление в санкциях правовых норм, предусмотренных ст. 8.1, 8.4, 8.13, 8.39 КоАП РФ.

За определенные действия в области охраны окружающей среды и природопользования необходимо вводить другие меры административно-правовой ответственности. Мы согласны с предложением А.Л. Монгуш, что такой мерой вполне может стать административный арест, который должен налагаться за наиболее вредные административные экологические правонарушения .

См.: Монгуш А.Л. Административные правонарушения за экологические правонарушения, совершаемые на особо охраняемых природных территориях (на примере Республики Тыва): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008.

Представляется обоснованным дополнение санкций правовых норм, закрепленных в ст. 8.14, 8.39 КоАП РФ, такой мерой наказания в отношении физических лиц, как административный арест, который должен налагаться за наиболее вредные административные экологические правонарушения.

Библиографический список

  1. Злотникова Т.В. Природоохрана России. Эколого-правовой и социально-политический взгляд на 20-летие // Экологическое право. 2010. N 2.
  2. Ивакин В.И. К вопросу о библиографии и научных исследованиях проблем юридической ответственности за экологические правонарушения // Экологическое право. 2009. N 5/6.
  3. Игнатьева И.А. Правовые проблемы охраны озера Байкал в свете современных тенденций развития законодательства // Государство и право. 2008. N 11.
  4. Куприянов И.В., Потравный И.М. Профилактика и возмещение вреда, причиненного водохозяйственными правонарушениями: современное состояние и перспективы развития // Экологическое право. 2008. N 5.
  5. Монгуш А.Л. Административные правонарушения за экологические правонарушения, совершаемые на особо охраняемых природных территориях (на примере Республики Тыва): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *