Какие административные наказания могут устанавливаться и применяться за экологические правонарушения?

  • Экологический административный проступок – это противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, здоровье и экологическую безопасность населения, причиняющее вред окружающей природной среде или содержащее реальную угрозу такого причинения, за которое предусмотрена административная ответственность.
  • Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и юридические лица.
  • Составы экологических правонарушений, за которые возможна административная ответственность, отражены не только в КоАП РФ, но и в таких нормативных правовых актах, как Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Лесной кодекс РФ и др.

Административная ответственность наступает за несоблюдение экологических требований при осуществлении различных видов хозяйственной деятельности, за порчу и нецелевое использование земель, за нерациональное использование природных ресурсов, за невыполнение специальных правил. Основанием административной ответственности является наличие в деянии признаков состава экологического проступка, вины субъекта (физического или юридического лица), а также наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за его нарушение.

  1. В отличие от дисциплинарной административная ответственность имеет надведомственный характер, поскольку применяется не администрацией предприятия, а судами, органами, должностными лицами, комиссиями, специально уполномоченными лицами рассматривать дела об административных правонарушениях.
  2. Административная ответственность в сфере природопользования имеет ряд специфических особенностей:
  3. 1) ответственность может наступать только за конкретные правонарушения, указанные в законе как административные;
  4. 2) субъектами ответственности по ней могут быть любые (как юридические, так и физические), которые в соответствии с законом ответственны за административные проступки;
  5. 3) ответственность применяется в соответствии с компетенцией специального уполномоченного органа или должностного лица;

4) ответственность применяется в определенном процессуальном порядке (сбор доказательств, протоколы нарушений, рассмотрение дела и т.д.);

  • 5) ответственность применяется только в отношении предусмотренных законом взысканий;
  • 6) возможно освобождение от них при малозначительности проступка;
  • 7) предусматривается дифференциация ответственности для должностных лиц.

Штрафы за указанные правонарушения налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора РФ, а также технической инспекцией труда профессиональных союзов. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда.

  1. Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов. Кроме штрафных санкций за экологические административные проступки могут назначаться:
  2. – лишение специальных прав и лицензий;
  3. – возмездное или безвозмездное изъятие орудия, с помощью которого было совершено административное правонарушение;
  4. – административный арест.
  5. Гражданско-правовая ответственность за административные проступки.
  6. Основания, порядок и условия ответственности за совершение гражданско-правовых экологических деликтов, в том числе причиняемых источником повышенной опасности, регулируются гражданским законодательством и не обладают специфическими чертами.

В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» (2002 г.

) юридические лица и граждане, причинившие вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экосистем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме.

Под вредом понимается реальный ущерб и упущенная выгода. Реальный ущерб в экологической сфере может выражаться в уменьшении лесных массивов, снижении плодородия почвы и т.д. и расходов на их восстановление, а упущенная выгода может заключаться в неполученных доходах, например от хозяйственного использования той почвы, плодородие которой снизилось.        

  • Тем же ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных компонентов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
  • Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии – исходя их фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии – в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
  • Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
  • С позиции состояния эколого-правового регулирования можно выделить следующие виды экологического вреда:
  • 1) природоресурсный экологический вред, при котором ущерб наносится природным объектам, и в первую очередь экономически значимой их части;
  • 2) гуманитарный экологический вред – разновидность экологического вреда, выражающегося в нанесении его человеку, являющемуся главным объектом охраны окружающей среды, поскольку именно для него и осуществляется вся природоохранная деятельность. Гуманитарный вред выражается во вредоносном воздействии на здоровье человека, в нанесении ему физических и нравственных страданий (морального вреда), в ущемлении экологических прав человека и гражданина;

3) имущественный экологический вред отличается тем, что пострадавшие объекты имеют, как правило, неорганический характер. Например, гидротехнические сооружения, пострадавшие от паводка; горное оборудование, пострадавшее от аварий в шахтах, и т.д.

Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 763; Мы поможем в написании вашей работы!

Какие административные наказания могут устанавливаться и применяться за экологические правонарушения? Мы поможем в написании ваших работ!

Окружающая среда — Прокуратура Иркутской области

Административная ответственность за нарушение в сфере охраны окружающей среды и природопользования

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В целях сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ)

  • Согласно статье 1 Федерального закона № 7-ФЗ охрана окружающей среды — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
  • Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, в том числе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3 Федерального закона № 7-ФЗ).
  • В соответствии со статьей 75 Федерального закона № 7-ФЗ субъекты природоохранных правоотношений за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды наряду с имущественной, дисциплинарной и уголовной несут административную ответственность.
  • Так, главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусмотрена ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, которая в том числе является действенным инструментом борьбы с ними и одновременно профилактики их повторного совершения.

Наиболее распространенными правонарушениями, предусмотренными КоАП РФ в рассматриваемой сфере являются: несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.

1); несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (ст. 8.2); нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3); сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5); порча земель (ст. 8.

6); невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7); использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.

8); нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10); нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (ст. 8.12); нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13); нарушение правил водопользования (ст. 8.14); нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.

21); нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24); нарушение правил использования лесов (ст. 8.25); самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.

26); незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28); уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29); уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30); нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.

31); нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32); уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35); нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 8.38); нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39).

В случае совершения правонарушений в области охраны окружающей среды КоАП РФ предусматривает следующие виды ответственности:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • административное приостановление деятельности;
  • конфискация орудий совершения административного правонарушения;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью.

При этом, непривлечение лица к административной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

Помощник прокурора г. Иркутска              Б.Д. Исаков

Прямая ссылка на материал
Поделиться

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В целях сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ)

  1. Согласно статье 1 Федерального закона № 7-ФЗ охрана окружающей среды — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
  2. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, в том числе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3 Федерального закона № 7-ФЗ).
  3. В соответствии со статьей 75 Федерального закона № 7-ФЗ субъекты природоохранных правоотношений за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды наряду с имущественной, дисциплинарной и уголовной несут административную ответственность.
  4. Так, главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусмотрена ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, которая в том числе является действенным инструментом борьбы с ними и одновременно профилактики их повторного совершения.
Читайте также:  Что является основными видами аудита?

Наиболее распространенными правонарушениями, предусмотренными КоАП РФ в рассматриваемой сфере являются: несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.

1); несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (ст. 8.2); нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3); сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5); порча земель (ст. 8.

6); невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7); использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.

8); нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10); нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (ст. 8.12); нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13); нарушение правил водопользования (ст. 8.14); нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.

21); нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24); нарушение правил использования лесов (ст. 8.25); самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.

26); незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28); уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29); уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30); нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.

31); нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32); уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35); нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 8.38); нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39).

В случае совершения правонарушений в области охраны окружающей среды КоАП РФ предусматривает следующие виды ответственности:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • административное приостановление деятельности;
  • конфискация орудий совершения административного правонарушения;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью.

При этом, непривлечение лица к административной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

Помощник прокурора г. Иркутска              Б.Д. Исаков

Обзор судебной практики. Топ споров в сфере экологии. Спецвыпуск

ЗАО «Сахарный комбинат Тихорецкий» обратилось в суд с заявлением к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ[1].

Обществу вменены нарушения в виде искажения информации в декларации о плате за НВОС[2] за 2017 год, и информации, содержащейся в сведениях об объекте НВОС при постановке на государственный учет.

Суды требования Общества удовлетворили, указав, что уполномоченным органом пропущен срок привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Доводы о том, что Общество привлечено к ответственности за длящееся правонарушение, выразившееся в неосуществлении платы за НВОС и не проведении актуализации учетных сведений об объекте негативного воздействия, отклонены судами со ссылкой на разъяснения Верховного Суда РФ[3].

Определение Верховного Суда РФ от 24.02.2021 № 308-ЭС20-23923 по делу № А32-53339/2019.

1. Дела о правонарушениях, предусмотренных главой 8 КоАП РФ подсудны СОЮ[4], поскольку нарушение норм законодательства в области охраны окружающей среды не связано с осуществлением предпринимательской деятельности ООО «Дом-Сервис» обратилось в суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области о признании незаконным и отмене постановления, которым заявитель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ[5].

Определением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями вышестоящих судов, заявление Общества возвращено.

  Возражая против рассмотрения дела судом общей юрисдикции, Общество заявило, что привлечение к административной ответственности связано с осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами, в связи с чем настоящий спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Со ссылкой на правовую позицию Верховного Суда РФ[6], исходя из того, что родовым объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, суды указали, спор по характеру правоотношений не имеет экономической основы.

Суды также указали, что отнесение спора к компетенции арбитражного суда определяется не только статусом юридического лица, но и наличием непосредственной связи спора с осуществлением указанным лицом предпринимательской и иной экономической деятельности. Выполнение лицом требований в области охраны окружающей природной среды и природопользования не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность.

  Постановление АС СЗО от 09.06.2020 по делу N А21-4/2020.

2. Если дело рассмотрено арбитражным судом, доводы о нарушении подсудности не могут служить основанием для отмены судебных актов

ТСЖ «Сибиряк» обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Заявление товарищества удовлетворено. Доводы Управления о подведомственности спора СОЮ суды отклонили, указав, что отмена высшей судебной инстанцией законного и обоснованного по сути судебного решения и прекращение производства по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду по формальным основаниям, а не с целью исправить ошибку, имеющую существенное значение, не отвечает принципу правовой определенности[7].

Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2019 N 302-ЭС19-10678 по делу N А19-20582/2018.

Вопросы переквалификации

1.

Суд вправе переквалифицировать вменяемое лицу правонарушение только если другой состав правонарушения, имеет единый родовой объект посягательства, а назначаемое наказание не ухудшит положение нарушителя Постановлением Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) ОАО «Нерюнгринская птицефабрика» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Из обстоятельств дела усматривается, что основанием для привлечения к административной ответственности послужил факт невнесения Обществом в установленный срок платы за НВОС. То есть, вменяемое Обществу нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.

Объектом посягательства по ст. 8.2 КоАП РФ являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, объективная сторона правонарушения выражается в форме действия. Тогда как объектом посягательства по ст. 8.41 КоАП РФ выступают общественные отношения, возникающие в сфере внесения платежей в целях компенсации негативного в пределах установленной законодательно нормы воздействия на окружающую среду, то есть вытекающие из публично-правовых отношений, объективная сторона правонарушения выражается в форме бездействия. Таким образом, родовой объект административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ и ст. 8.41 КоАП РФ различен, следовательно, переквалификация действия (бездействия) Общества со ст. 8.2 КоАП РФ на ст. 8.41 КоАП РФ при пересмотре решения по делу об административном правонарушении недопустима[8]. С учетом изложенного, суды прекратили производство по делу по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ[9].

  Постановление Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 25.02.2019 по делу № 4а-611/18.

2. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Постановлением Южного Межрегионального управления Росприроднадзора ООО «Красногвардейский Молочный Завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ[10], назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.

Из материалов дела следует, что Управлением проведена проверка полноты и правильности заполнения отчетности о выполнении обязанностей субъектом расширенной ответственности производителя, в ходе которой установлено, что Обществом неверно рассчитана сумма экологического сбора за 2019 год с использованием данных отчетности за 2018 год.

Решением суда постановление Управления изменено: действия Общества переквалифицированы с ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ на ст. 8.5 КоАП РФ (штраф 25 000 руб.).

Административная ответственность за экологические правонарушения (нормативная база, понятие, основные составы, виды наказания)

Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение административного экологического правонарушения.

Под экологическим правонарушением признается посягающее на экологический правопорядок, экологические права и свободы граждан, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (или бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Регулируется применение административной ответственности Кодексом РФ об административных правонарушениях и законодательными актами субъектов РФ об административных правонарушениях. Административные экологические правонарушения в Кодексе РФ об административных правонарушениях сформулированы в области охраны собственности (глава 7), в области охраны окружающей природной среды и природопользования (глава 8) и в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (глава 10). Административный штраф является основным наказанием. За совершение некоторых правонарушений наряду со штрафом предусмотрена конфискация (коллекционных объектов — ст. 8.34; орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов — ст. 8.35; судна и других орудий лова (ст. 8.37)). Конфискация в этих случаях применяется как дополнительное наказание. В соответствии с КоАП РФ к административной ответственности за экологические правонарушения могут привлекаться граждане, должностные лица и юридические лица. Штрафы за административные экологические правонарушения налагаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, регулирования использования природных ресурсов в соответствии с их компетенцией, а также судом. Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей. Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.Установлена административная ответственность за самовольную добычу янтаря, самовольное занятие водного объекта, самовольное занятие лесных участков, за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления и другие.

Читайте также:  Зачем нужно экологическое законодательство?

41. Уголовная ответственность за экологические правонарушения (понятие, основные составы, квалифицирующие признаки, отграничение преступления от административного проступка).

Экологическое преступление — это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям состояния окружающей среды, уничтожению, повреждению ее объектов. Специальные экологические составы сформулированы в отдельной главе «Экологические преступления» (гл. 26). Уголовная ответственность наступает, в частности, за: — нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ; — нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов; — загрязнение вод; — загрязнение атмосферы; — загрязнение морской среды; — порчу земли и др. Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предоставлении гражданину информации; регистрация незаконных сделок с землей; терроризм; нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ; нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах и др. К дополнительным следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями; превышение должностных полномочий; служебный подлог; халатность. Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде. За совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает следующие виды наказаний: — штраф; — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; — обязательные работы; — исправительные работы; — ограничение свободы; — арест; — лишение свободы на определенный срок. Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет (ст. 358 УК РФ). Субъективная сторона составов экологического преступления выражается, как правило, в форме косвенного умысла, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных для состояния окружающей среды или здоровья человека последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично. В ряде статей, связанных главным образом с загрязнением окружающей среды, нарушением правил обращения с опасными веществами и отходами, вина выражается в форме неосторожности. По своим объективным признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Одним из предварительных условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные признаки, которые дают возможность разграничить экологическое преступление и административный проступок, приводится, как правило, в УК РФ. Это повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.

Дисциплинарная и природоресурсовая ответственность за экологические правонарушения.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена в ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Основания дисциплинарной ответственности, круг субъектов и меры дисциплинарного наказания регулируются Трудовым кодексом РФ.

Она выражается в наложении работодателем на виновного работника дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды.

Правонарушение может, к примеру, заключаться в неисполнении главным инженером предприятия требований должностной инструкции относительно эксплуатации промышленного оборудования. Субъективной стороной дисциплинарного экологического проступка является, как правило, неосторожность.

В соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. По требованию представительного органа работников к дисциплинарной ответственности может быть привлечен руководитель организации, его заместители.

Наложение дисциплинарного взыскания при наличии правовых оснований не исключает возможности применения к виновному работнику более строгих видов ответственности — административной, уголовной, гражданской.

За экологические правонарушения в настоящее время нередко применяются нетрадиционные виды юридической ответственности — лишение права природопользования, приостановление права природопользования, изъятие нерационально использованного земельного участка, ограничение права природопользования, восстановление своими силами и средствами нарушенного природного участка или экологически полезных функции (свойств) природной среды. Поэтому применения данных санкций в особом процессуальном порядке принято называть специальной, природоресурсовой ответственностью.

Общие положения о возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями (гражданско-правовой постулат о возмещении вреда, формы возмещения, порядок исчисления размера вреда, судьба незаконно добытой продукции).

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.

Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, то есть совокупно.

Гражданско-правовая, или имущественная ответственность за экологические правонарушения выражается, прежде всего, в таксовом порядке исчисления имущественного (материального) ущерба, причиненного, в частности, лесному хозяйству, охотничьему хозяйству или рыбному хозяйству.

Таксы для исчисления ущерба утверждаются, как правило, Правительством РФ или соответствующими органами субъектов РФ.

Данные таксы носят преимущественно штрафной характер (хотя по сути своей штрафом не являются), поскольку при их определении учитывается экологический вред, причиненный окружающей среде (климаторегулирующему, лечебно-оздоровительному факторам), затраты, связанные с ликвидацией последствий нанесенного ущерба.

При отсутствие такс исчисления размера ущерба он рассчитывается по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды, с учетом понесенных убытков, потерь сельскохозяйственного, лесохозяйственного производства и упущенной выгоды.

Ущерб, причиненный ненадлежащим исполнением договорных обязательств, исчисляется в соответствии с нормами гражданского законодательств. Нарушенное право собственника подлежит восстановлению в полном объеме. Законодательством предусматривается судебный и внесудебный порядок возмещения экологического вреда.

Соответствующая обязанность может быть исполнена по решению суда — общего или арбитражного. Внесудебный порядок возмещения реализуется рядом способов, включая добровольное возмещение, посредством страхования риска причинения экологического вреда и в административном порядке.

Административный порядок возмещения нанесенного экологического вреда применяется, как правило, при авариях и стихийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путем принятия мер социально-экономической защиты пострадавшего населения.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» устанавливается, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки. Незаконно добытая продукция по возможности изымается у правонарушителя. Кроме взыскания вреда за незаконную добычу зверей и птиц с нарушителя взыскивается стоимость продукции, если таковая не была изъята. Суммы, вырученные от реализации незаконно добытой продукции, зачету в счет возмещения ущерба не подлежат.

53. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ / Правоведение: Шпаргалка

На сегодняшний день в законодательстве имеется несколько видов ответственности за совершаемые экологические преступления в сфере использования резервов природы и сохранения окружающей среды.

Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое экологические правонарушения, виды ответственности за них в соответствии с законами.

Экологическими преступлениями или правонарушениями называются действия или бездействия, противоречащие требованиям экологических правовых норм.

На деле это выражается как противоправное экологически вредное или небезопасное действие, посягающее на установленные порядки в области экологической безопасности.

Предусмотренные наказания

Практически в каждом виде преступления против экологии можно выделить штрафные санкции. Это связано в первую очередь с незначительной тяжести самого деяния. Да и таких лиц легче исправить битьем по карману, чем отправкой в места лишения свободы. Пределы его назначения рассматриваются исключительно судом, относящимся к органам правосудия.

https://www.youtube.com/watch?v=UyhX6fAm3qU\u0026t=10s

Кроме этого, стоит выделить и иные меры воздействия на виновного, прописанные в уголовном законе:

  1. Обязательные работы. Любое свободное время осужденного должно быть занято, чтобы показать проявление уголовного наказания. Оно занимается дополнительной работой. Ее определяют органы местного самоуправления. Количество устанавливается судом и зависит от степени тяжести преступного деяния. Так, при порче земли по ч.1 статьи УК РФ может грозить до 480 часов таких видов работ.
  2. Ограничение свободы. Если виновный будет совершеннолетним на момент печати обвинительного приговора, его отправить могут в спецучреждение, где отсутствует изоляция от общества. За ним здесь осуществляется полный контроль над его деятельностью и выполнением установленных требований со стороны государства. Такая мера со стороны суда применяется, например, при нарушении ветеринарных правил. Максимальный предел в таком случае составит 2 года. Вообще данная мера реализуется за экологические преступления в меньшей степени и ее меньше можно найти в санкциях статей.
  3. Исправработы. В качестве места отбытия выбирается официальное место работы. При этом из полученного дохода в течение установленного периода установлены взыскания в пределах от 5 до 20 процентов в доход государства. Такие меры воздействия принимаются в отношении виновных в загрязнении воды, атмосферы или, например, морских сред. Обычно устанавливается период на суде до двух лет.
  4. Лишение права на занятие должности. Практически по каждой категории преступлений в уголовном праве против экологической безопасности предусмотрено данное наказание. Оно применяется в качестве дополнительного, которое начинает течь после того, как будет осуществлено основное. В некоторых случаях они идут вровень. Практически всегда имеются временные рамки, в течение которых данное ограничение со стороны государства действует. Правда, и в последующем вряд ли у них получится вновь устроиться на такую работу в качестве должностного лица. Данный вид ответственности может предусматриваться при незаконной вырубке лесных насаждений или незаконной охоте. Во втором случае срок составляет 3 года.
  5. Арест. Каждый осужденный с такой мерой помещается в условия строго изоляции от общества. В среднем судом избирается такой вид ответственности сроком на 3-4 месяца, как при загрязнении разных объектов природных ресурсов.
  6. Лишение свободы. Самая жесткая мера воздействия на осужденного по любому виду преступного деяния. Человек отправляется за решетку на определенный срок и полностью отделен от социума. Это связано с общественной опасностью поведения лица, который преступил закон природоохранного направления. При возникновении вероятности экологической катастрофы, реальный срок может составлять до 20 лет.
Читайте также:  Каким компаниям обязателен аудит?

Дисциплинарные взыскания

В Трудовом кодексе в ст. 192 приводятся три разновидности дисциплинарных взысканий за экологические проступки: выговор, замечание и увольнение.

По результатам совершения проступка к работнику могут применить только одну из форм взыскания. Но если действия работника привели к материальному ущербу работодателя, то тот вправе запросить от работника компенсацию причиненного вреда.

Стоит учитывать, что указанные меры не являются исчерпывающими, и в отдельных федеральных законах, уставах и внутренних положениях о дисциплине могут быть предусмотрены иные формы взыскания. Например, строгий выговор, перевод на другую должность или предписание о служебном несоответствии.

Но вот штрафы за совершение противоправных действий работниками суды часто признают незаконными, хотя работодатель вправе лишить провинившегося сотрудника премии или уменьшить размер прочих стимулирующих выплат.

Таким образом, если сотрудник совершил при исполнении своих трудовых или должностных обязанностей виновный проступок, связанный с нарушением норм экологического права, он привлекается к дисциплинарному взысканию. Его мерами являются замечание, выговор или увольнение.

https://www.youtube.com/watch?v=UyhX6fAm3qU\u0026t=55s

В качестве субъекта привлечения к ответственности могут выступать как рядовые сотрудники компании, так и ее руководители.

В отечественной правовой системе экологическое право, в качестве самостоятельной отрасли, появилось сравнительно недавно. Общая тенденция на расширение комплекса мероприятий по охране окружающей среды и природного мира, неизбежно привела к систематизации и структуризации нормативно-правовых актов в области экологического права.

Помимо непосредственного регулирования мер по охране объектов природного мира, законодательство Российской Федерации устанавливает конкретные нормы ответственности за совершение правонарушений в области экологического права.

Специальные составы

Для привлечения лица к ответственности должен наличествовать состав преступления. Относительно экологической безопасности принято выделять именно специальные составы, относящиеся исключительно к данной отрасли. Для них выделена даже отдельная глава в кодексе, что говорит о заботе за природу со стороны госорганов. Они и создают виды экологических преступлений в уголовном кодексе.

Каждого ждет наказание, кто, например, нарушит правила охраны природы при выполнении вида работ. Особо жестко обойдется закон при загрязнении природных ресурсов (вод, моря, земли, воздуха).

Серьезные меры принимаются в отношении нарушителей ведения охотничьего и рыболовного хозяйства. Не всегда добывается именно тот вид, который прописан в полученной лицензии.

Делается это целенаправленно, так как получить разрешительный документ стоит серьезных денег.

Есть некоторые статьи, которые прямо не прописаны в данном разделе, но все же относятся к категории специальных. Это в частности утаивание информации, которая может создавать реальную угрозу для жизнедеятельности человечества, преступления в сфере атомной энергетики, а также экоцид и жестокое обращение с животными.

Сразу же стоит остановиться немного на мерах воздействия со стороны государства в отношении правонарушителей. Все будет зависеть от степени тяжести самого преступного деяния и личности подозреваемого по делу.

Грязный воздух или вода должны быть обнаружены. Кроме этого, выявляется истинная причина таких действий. Не всегда в этом виновата сама природа. Чаще всего люди или предприятия, находящиеся в непосредственной близости.

Когда устанавливается виновный, на суде в отношении его может применяться штраф, исправработы. В качестве дополнительного наказания избирается лишение права на занятие определенных должностей.

Не надо даже говорить о том, что он лишиться того поста, который занимал на момент преступной деятельности. Это в некоторых ситуациях может привести к гибели людей. Никакой штраф не поможет, так как ему грозит помещение за решетку до 5 лет.

Правда, лишение жизни должно быть неосторожным. В противном случае, срок будет несколько иной и изменится квалификация на более строгую статью.

Практически идентичное наказание ждет незаконного охотника. Даже в случае совершения таких действий с использованием служебного положения грозит максимальным сроком отправки в исправучреждение на 2 года. Должности он лишиться и не сможет ее занимать в пределах всего срока, установленного на суде.

Объектом охоты могут становиться и ценные дикие животные, занесенные к тому же и в Красную книгу. Здесь уже меры ответственности значительно повысятся. Если при этом присутствуют квалифицированные признаки, как организованная группа или должностное лицо, то за решетку виновного могут отправить на 5-7 лет. Да и размеры штрафа будут заметно отличаться в сторону увеличения.

В дополнение к штрафным санкциям придется возместить причиненный вред, исходя из стоимости самого животного.

Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности

Применения к сотрудникам норм дисциплинарной ответственности регламентировано на предприятии положениями Трудового кодекса, а также иными локальными нормативно-правовыми актами (нормами коллективного договора или правилами внутреннего распорядка и пр.).

Для того чтобы применить дисциплинарное наказание к работнику, работодатель должен придерживаться установленного законом порядка действий:

  1. Создается комиссия по вопросу расследования совершения экологического проступка. В ходе расследования нужно установить вину субъекта за совершенное противоправное деяние и выявить причину происшествия.
  2. Работодатель должен потребовать от работника объяснений произошедшего инцидента в письменной форме. На это сотруднику отводится три рабочих дня.
  3. Если тот не предоставит объяснительной, это не является поводом для отказа от дисциплинарного взыскания. По результатам отказа формируется специальный акт с присутствием двух свидетелей.
  4. Издается приказ о привлечении работника к ответственности. Работодатель должен учитывать максимальные сроки для издания такого приказа: они установлены как 1 месяц с момента совершения правонарушения (исключая время болезни работника, его нахождения в отпуске и периода, который необходим для учета мнения профсоюзной организации). В приказе отображаются ключевые факты, связанные с экологическим проступком: время совершения нарушения, его суть и обстоятельства произошедшего, ссылки на регулирующие положения Трудового кодекса, ФИО и должность сотрудника. В приказе работодатель может назначить ответственных за его исполнение лиц. Также здесь приводятся ссылки на результаты проводимого расследования, составленные акты, служебные записки и экспертизы.
  5. Сотрудника в обязательном порядке знакомят с изданным приказом под подпись. При отказе его расписаться об этом делается отметка в приказе.

Сведения о дисциплинарном взыскании не вносятся в трудовую книжку (если только экологический проступок не стал основанием для увольнения). По усмотрению работодателя они поступают в личную карточку работника.

  • Работник вправе обжаловать дисциплинарное наказание через комиссию по трудовым спорам, трудовую инспекцию или в судебном порядке.
  • Мнение эксперта
  • Михайлов Кирилл Анатольевич

Адвокат с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Большой опыт в защите в суде.

Он сможет доказать в суде незаконность наложения на него дисциплинарного взыскания, если докажет, что оно было наложено на него за действия, которые не были предусмотрены его должностной инструкцией.

Группы смежных и дополнительных деяний

Есть составы преступных деяний, которые прямо не отнесены к экологическим, но содержат в себе такие признаки, а равно и к соответствующей категории лиц. В любом случае наступит уголовная ответственность за нарушение экологического законодательства.

К числу смежных стоит отнести те, в число функций которых относят экологические. Но не всегда они могут считаться таковыми, как например отказ в предоставлении значимой информации, акт терроризма, регистрация сделок с землей вопреки установленным правилам.

Нельзя забывать и про дополнительные, которые направлены на интересы госслужбы, а также службы в иных органах власти.

Особо проявляется дача взятки должностному лицу, равно, как и получение при осуществлении незаконной охоты.

Проявляется с их стороны и халатность, когда они бездействуют в отношении определенных лиц, преступающих закон. Уголовная ответственность за экологические правонарушения ждет любого, кто преступит закон.

Это говорит о том, что каждое из преступлений относится к должностному лицу прямо или косвенно. В результате противоправности причиняется вред окружающей среде, защищаемой со стороны государства.

При выборе меры ответственности в ходе разбирательства в суде, должны быть учтены все факторы за и против, а также позволяющие уменьшить или наоборот сделать тяжелыми последствия.

В любой случае человек получает судимость, которая идет с ним в ногу всю оставшуюся жизнь. Это скажется на выборе места работы, а также при выполнении иных значимых действий.

Даже после полного погашения или снятия судимости, она будет оставлять негативный след.

Напоминаем, что вы всегда можете получить юридическую консультацию по телефону бесплатно.

Административная ответственность за экологические правонарушения

Данный вид ответственности заключается в применении уполномоченным органом государства меры административного наказания к лицу, которое совершило административное правонарушение, предусмотренное законом.

Виды административных проступков, посягающих на благополучие окружающей среды, предусмотрены:

  • Кодексом РФ об административных правонарушениях (главы 7 и 8);
  • законами субъекта Российской Федерации, в которых установлены дополнительные составы административных проступков.

Наиболее распространенным наказанием за административные нарушения является штраф, за некоторые деяния предусмотрена и конфискация (ст. 8.34, 8.35, 8.37 КоАП РФ).

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *