Какие отношения регулируют нормы экологического права?

Глава III Нормы экологического права и экологические правоотношения. Источники экологического права. Принципы экологического права

Нормы права относятся к разряду социальных норм. Норма права – это мысль, высказывание о должном или дозволенном поведении. Нормы фиксируют то, что должно быть.

Согласно теории государства и права, норма права – это волевое, общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения путем предоставления прав и возложения обязанностей, соблюдение которого обеспечено возможностью государственного принуждения.

Нормами экологического права следует считать правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды.

Нормы экологического права делятся на три группы:

1) отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов – земли, недр, вод, лесов и т. д.);

2) комплексные (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом);

3) экологизированные (нормы других отраслей права – административного, уголовного и др.).

Классификация норм права в целом может быть осуществлена по разным признакам, основаниям:

1) по предмету правового регулирования, т. е. в зависимости от регулируемых отношений нормы права подразделяются на отрасли;

  • 2) по специфически юридическим функциям или по их роли в правовом регулировании:
  • регулятивные (управомочивающие, обязывающие и запрещающие);
  • охранительные – предусматривающие меры реагирования на нарушения субъективных прав и обязанностей; устанавливают меры принуждения, юридической ответственности за правонарушения, меры защиты нарушенных прав;

специализированные (нормы специального действия), т. е.

нормы о нормах (дефинитивные – содержащие легальные определения терминов, коллизионные – рассчитанные на случаи, когда две или более нормы несовпадающего содержания претендуют на то, чтобы быть примененными к одному и тому же случаю, и оперативные – которые отменяют действие других норм, продлевают их действие или распространяют действие на более широкий круг субъектов или отношений).

  1. По характеру обязательности нормы подразделяются на:
  2. императивные – носящие категорический характер, требование которых не может быть изменено;
  3. диспозитивные – предоставляющие участникам отношений право самим путем соглашения определять круг и объем прав и обязанностей.

С точки зрения содержания выделяются технико-юридические нормы, нормы технического содержания. По форме это юридические нормы, по содержанию – технические правила (СанПиНы, СНиПы и т. п.).

  • В экологическом праве выделяются также по содержанию юридического предписания следующие виды норм:
  • 1) нормы-принципы – закрепляют основополагающие начала охраны окружающей среды;
  • 2) нормы-приоритеты – устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды;
  • 3) нормы-правила – содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений.
  • Экологические императивы по своему содержанию подразделяются на следующие виды: предупредительные, запретительные; восстановительные (компенсационные); карательные; поощрительные; управомочивающие; разрешительные; обязывающие.
  • Правоотношение – это возникающее в соответствии с требованиями норм права общественное отношение, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, гарантируемые государством.

Экологические правоотношения – общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права. Основаниями возникновения правоотношений являются юридические факты.

Юридические факты – это конкретные жизненные факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. По волевому признаку все юридические факты делятся на события и действия.

События – такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения (например, стихийные бедствия). События подразделяются на абсолютные (не зависят от воли кого-либо) и относительные (связаны с действиями человека).

Действия – это факты, которые зависят от сознания и воли людей. Причем бездействие – это пассивное действие с точки зрения юриспруденции. Действия подразделяются на правомерные (или позитивные) и неправомерные (или негативные), что есть правонарушения. Надо отметить, что действие – это наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений.

  1. Содержание правоотношений составляют субъективные юридические права и обязанности.
  2. Субъективное право – это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством.
  3. Юридическая обязанность – это мера должного поведения, обеспеченная государством.
  4. Содержание прав и обязанностей в конечном итоге зависит от состава участников правоотношения и объекта этого отношения.
  5. Субъектами экологических правоотношений являются:
  6. государство – в лице компетентного органа;
  7. юридические лица;
  8. физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны;
  9. хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.
  10. По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения подразделяются на четыре категории:
  11. 1) природопользователи – носители прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды;
  12. 2) органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной природной среды;
  13. 3) общественные объединения экологического профиля;
  14. 4) органы судебно-прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений.
  15. Объектами экологических правоотношений являются природные объекты и комплексы.

Источники экологического права. Нормативные правовые акты являются одним из источников права в науке юриспруденции наряду с другими источниками (правовые обычаи, судебные прецеденты). Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты.

Источниками права являются: международные документы, Конституция РФ; конституционные законы; федеральные законы; акты Президента РФ (указы, распоряжения); акты Правительства РФ (постановления, распоряжения); нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств. Законодательство субъектов РФ: конституции, уставы субъектов РФ; законы субъектов РФ; акты глав субъектов РФ; акты органов исполнительной власти субъектов РФ; акты местного самоуправления.

Конституция РФ. Нормы Конституции РФ можно разбить на две группы: первая – непосредственно посвященная экологическим отношениям, вторая – опосредованно участвующая в их регулировании. К первой относятся ст. 9, 36, 42, 58, 72; ко второй – ст. 1, 2, 7, 8, 17–19, 45–48, 57.

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

  • Среди относящихся к экологическому праву законов России нужно отметить Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
  • Он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
  • Этот Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Данный Закон содержит понятия, являющиеся основными понятиями экологического права, и основные принципы охраны окружающей среды, объекты охраны окружающей среды.

Законом установлены полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, полномочия органов местного самоуправления, права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определил методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, определил нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду, нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды, нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Законом установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, условия охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, зеленого фонда городских и сельских поселений, редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, задачи государственного экологического мониторинга и экологического контроля. Отдельные главы Закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды, основам формирования экологической культуры, ответственности за экологические правонарушения, международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды.

Читайте также:  Какие задачи решает экологическое нормирование?

https://www.youtube.com/watch?v=zqjgcv4KOv8\u0026t=78s

Данный Закон имеет также немаловажное значение в вопросе соотношения экологического права с другими смежными отраслями права. Согласно его ст.

2 отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г.

№ 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”» и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”», а также Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» были внесены изменения в Закон РФ «О недрах», в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», в Водный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон «Об экологической экспертизе», в Лесной кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и во многие другие законы. Изменения касались в первую очередь компетенции разделения полномочий между федеральными, региональными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления, в том числе в области охраны окружающей среды и природопользования.

Следует отметить, что с 1 января 2007 г. в РФ вступили в силу два новых кодифицированных акта экологического права – Водный[28] и Лесной кодексы РФ[29].

Основные принципы экологического права представлены в таблице.

Какие отношения регулируют нормы экологического права?
Какие отношения регулируют нормы экологического права?Какие отношения регулируют нормы экологического права?Какие отношения регулируют нормы экологического права?Какие отношения регулируют нормы экологического права?Какие отношения регулируют нормы экологического права?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Нормы экологического права

С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы

Как работает сервис?

Экологическое право является самостоятельной отраслью права, которое регулирует отношения социума и государства с окружающей средой.

  • Основными нормативно-правовыми актами в данной области считаются конституция РФ и ФЗ №7 от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды».
  • Окружающая среда, в рамках данной области научного знания, понимается как часть природной среды, которая подвергается воздействию со стороны человека.
  • Понятие природная среда в юридической литературе понимается объективная реальность, которая существует как независимый от человека результат развития эволюции.
  • Природа и окружающая среда существуют в рамках природной среды в рамках которой существует человек.

Улучшим оценки, поможем с изучением английского языка, адаптируем к новым предметам Выбрать занятия

Понятие норм права

Норма права – это юридически зафиксированные правила о дозволенных рамках взаимодействия субъектов права.

Под нормами экологического права понимают правила поведения, которые регулируют дозволенные рамки действия по охране и использованию окружающей природной среды.

Классификация норм экологического права

В юридической литературе принято выделять три группы норм экологического права.

  • Первая группа норм получила наименование отраслевая, эти нормы занимаются вопросами использования и охраны отдельных объектов природы, таких как недра, земля, водные ресурсы и прочее.
  • Вторая группа норм получила наименование комплексных, эта группа норм отвечает за использование и охрану в целом природной среды и отдельных экологических комплексов.
  • Третья группа норм в юридических науках именуется экологизированными, то есть нормы права по вопросам окружающей среда, которые содержаться в других отраслях права, например административного или гражданского.

«Нормы экологического права» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Консультации эксперта по предмету Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость

Классификация норм экологического права может осуществляться по самым различным признакам. В юридической литературе принято, помимо вышеизложенной классификации, приводить и другие.

Классификация норм экологического права, может быть осуществлена, отталкиваясь от предмета регулирования правовых норм, то есть в зависимости от отношений, которые регулируют нормы права.

Классификация норм экологического права может быть осуществлена в зависимости от их функций и роли в регулировании правовых отношений, выделяют:

  • Регулятивные, которые в свою очередь, делятся на управомачивающие, обязывающие, запрещающие;
  • Охранительные, которые регулируют отношения в сфере субъективных прав и обязанностей, закрепляют меры принуждения, привлечения к ответственности, защиты нарушенных норм;
  • Специализированные нормы права, которые применимы только для конкретной правовой отрасли.

Классификация норм экологического права может осуществляться по характеру их обязательности, выделяют:

  • Императивные, эти нормы имеют обязательный характер и не подлежат изменению;
  • Диспозитивные, которые определяются через договорные обязательства между субъектами правоотношений.

Классификация норм экологического права может осуществляться в зависимости от его содержания и делиться на следующие нормы:

  • Нормы-принципы, которые являются базовыми в экологическом законодательстве.
  • Нормы-приоритеты, которые выстраивают иерархию приоритетов одних норм по отношению к другим внутри экологического законодательства.
  • Нормы-правила, которые содержат набор нормативно-правовых актов касательно определенной сферы отношений в экологии.

Классификация норм экологического права производится исходя из содержания прав и обязанностей субъектов экологического законодательства, они делятся на четыре категории:

  • Природопользователи, которые являются носителями прав и обязанностей относительно использования и охраны природных ресурсов;
  • Органы исполнительной и представительной власти, а так же специально уполномоченные лица и органы государственной власти, которые наделены правомочиями по регулированию, контролю и охране природной среды;
  • Общественные организации, имеющие экологически направленные цели;
  • Органы судебно-прокурорского надзора, которые контролируют правоотношения в сфере экологического законодательства.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Дата написания статьи: 20.06.2017

С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы

Как работает сервис?
Какие отношения регулируют нормы экологического права? Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Наши статьи цитируют

Научные журналы

Научные журналы Учебные учреждения Электронные образовательные системы СМИ

Электронные образовательные системы

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать

Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot

Вопрос 3. Эколого-правовая норма

Экологические правоотношения.

Эколого-правовые нормы. К эколого-правовым нормам относятся правила и предписания, содержащиеся, в законах и подзаконных правовых актов, а также в нормативных договорах и обычаях, имеющих отношение к регулированию общественных отношений в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

  • Эколого-правовые нормы с учетом их значимости в регулировании общественных отношений можно подразделить на:
  • Ø нормы-дефиниции;
  • Ø нормы-декларации;
  • Ø нормы-принципы;
  • Ø нормы-регуляторы.
Читайте также:  Какие административные наказания могут устанавливаться и применяться за экологические правонарушения?

В последние годы в нормотворчестве, в том числе и в экологической сфере сложилась позитивная в целом тенденция, выражающаяся в нормативном закреплении определений ключевых понятий, то есть дефиниций. Так, согласно ст.

1 ФЗ «Об охране окружающей среды» под благоприятной окружающей средой понимается окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Аналогичный подход законодателя прослеживается в ст.

1 ФЗ «О животном мире», в ст. 1 ФЗ «О гидрометеорологической службе» и в ряде других законов.

Это способствует единообразному пониманию различными субъектами экологических правоотношений одних и тех же явлений, процессов, событий и позволяет правильно формировать практику правоприменения, что особенно важно при разрешении тех же споров, когда во главу угла ставится не субъективное толкование, а четко выраженная позиция законодателя.

Нормы-декларации имеют характер лозунгов и по большей части не могут быть подкреплены твердыми гарантиями со стороны публичной власти либо влечь за собой какую-то ответственность за их буквальное невыполнение. Например, ст. 42 Конституции РФ декларирует, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Однако реально обеспечить это право государство пока не в состоянии в силу многочисленных причин объективного и субъективного характера. В свою очередь декларативной выглядит и ст.

58 Конституции РФ, закрепившая обязанность каждого сохранять природу и окружающую среды, поскольку из смыслового содержания этой нормы неясно, каким образом должна осуществляться такая охрана и, самое главное, нет указания на ответственность за невыполнение такой обязанности.

Нормы-принципы — это закрепленные в законодательных актах ключевые положения, которыми призваны руководствоваться в процессе своей деятельности участники (субъекты) соответствующих правоотношений. К примеру, в ст.

3 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» закреплены принципы недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды и обязательности государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ, в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него. Эти принципы находят свою реализацию в установлении нормативов качества атмосферного воздуха, ответственности за его загрязнение, вплоть до уголовной а также в установлении лимитов для конкретных природопользователей осуществляющих выбросы вредных веществ в атмосферный воздух.

Нормы-регуляторы непосредственно определяют рамки поведения тех или иных субъектов экологических правоотношений.

Неисполнение или не надлежащее исполнение содержащихся в них предписаний может повлечь за собой определенные негативные последствия как для частных, так и для публичных субъектов.

Так, необоснованный отказ специально уполномоченного государственного органа в области охраны и использования недр в выдаче лицензии на недропользование может быть оспорен в судебном порядке. Результатом будет судебное решение, обязывающее соответствующий орган выдать лицензию.

  1. В то же время грубое нарушение самим предприятием- недропользователем жестких требований, скажем по охране недр, может служить основанием для прекращения его права недропользования.
  2. Под экологическими правоотношениями следует понимать регулируемые нормами экологического права, а также допускаемыми (предусмотренными) ими договорами и не противоречащими им обычаями общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
  3. Исходя из данного определения, можно выделить три обязательных элемента экологических правоотношений:

Ø субъекты (участники) правоотношений, т.е. те, кто вступает в соответствующие отношения;

Ø объекты правоотношений — то, вокруг чего либо ради чего складываются отношения между субъектами правоотношений;

Ø эколого-правовые нормы — устанавливаемые уполномоченными на то органами публичной власти либо допускаемые ими правила поведения, которые определяют рамки дозволенного для субъектов, вступающих в отношения по поводу тех или иных объектов.

Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 1448; Мы поможем в написании вашей работы!

Какие отношения регулируют нормы экологического права? Мы поможем в написании ваших работ!

Подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие экологические отношения

Понятие и виды норм экологического права.

Нормы экологического права – это правила, регулирующие деятельность человека в области охраны и использования окружающей среды.

Различают нормы Э.П.:

— отраслевые — охрана и использование таких природных объек­тов, как земля, недра, вода, леса и т. д.;

— комплексные — охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом;

— экологизированные у предусмотренные другими отраслями права (административным, уголовным, хозяйственным и т. д.) и тре­бующие соблюдения правил охраны окружающей природной среды.

Исходя из содержания юридического предписания, эколого-пра­вовые нормы подразделяются на:

— нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охра­ны окружающей природной среды (ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды»).

  • — нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды (любые мероприятия хозяйственного или иного содержания запрещаются, если они угро­жают здоровью и экологической безопасности человека).
  • Нормы-правила предусматривают экологические требования ­ императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений.
  • По содержанию экологические императивы подразделяются на:
  • — предупредительные (направлены на то, чтобы помешать осуществ­лению неправомерного действия, которое может повлечь за собой вредные последствия);
  • — запретительные (не допустить совершения действий, могущих причинить вред окружающей природной среде);
  • — обязывающие(природопользователь как участник экологического правоотношения вынужден выполнять соответствующие требования);
  • — разрешительные (по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право выполнять определенные действия, посредством которых осуществляется воздействие на природную среду);
  • — восстановительные (компенсационные) (адресованное правонарушителю требование о восстановлении нарушенного состояния природной среды и компенсации не только расходов на возмещение ущерба, но и затрат на проведение природоохранных мероприятий);
  • — карательные (привлечение к административной, гражданско-правовой, дисциплинарной, имущественной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление);
  • — управомочивающие (компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства в области охраны окружающей среды);
  • — поощрительные (экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды).
  • Подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие экологические отношения.

Нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств в системе источников права окружающей среды носят подзаконный характер. В системе источников экологического права они расположены в определенной иерархии и занимают значительное место, но с учетом перспектив создания правового государства их удельный вес должен быть существенно уменьшен.

Президентом РФ принимается значительное число указов и распоряжений в сфере взаимодействия общества и природы. Указы Президента Российской Федерации занимают важное место в системе нормативных актов по экологическому праву. Таковы, например, Указ Президента РФ от 28 августа 2003 г.

N 991 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (с изм. и доп. от 11 июля 2004 г.); Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп.

от 28 июля, 13 сентября, 11 октября, 18 ноября, 1 декабря 2004 г.).

Нормотворческая компетенция Правительства РФ в области природопользования и охраны окружающей среды существенным образом отличается от компетенции Президента.

Правительство принимает свои акты, создавая источники экологического права, если это предусмотрено в законе или указе Президента или если это необходимо для выполнения возложенной на Правительство функции. Таковы постановления Правительства РФ: .

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в ред. от 14 июня 2001 г.

; Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. N 1289 «О перечне объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» (с изм. и доп. от 23 ноября 1996 г., 30 июля 1998 г.).

Читайте также:  Как провести экологический мониторинг?

Акты специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды, наделенные неведомственной компетенцией, являются обязательными для других министерств и ведомств, юридических и физических лиц, общественных объединений. Акты министерств и ведомств, осуществляющих отраслевое управление, обязательны для исполнения в пределах соответствующей отрасли.

Субъекты Российской Федерации по предметам совместного ведения Россий­ской Федерации и ее субъектов вправе принимать в соответствии с генеральными законами законы и иные нормативные правовые акты, а вне пределов ведения Рос­сийской Федерации и совместного ведения осуществлять собственное правовое ре­гулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Так, например, законы о земле Саратовской области, Самарской области, Земель­ный кодекс Республики Татарстан.

Источниками экологического права являются нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления по вопросам принятия и изменения уставов муниципальных образований, а также обеспечение санитарного благополучия населения, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, благоустройство и озеленение территории, организацию утилизации и переработки отходов, участие в охране окружающей среды.

15. Классификация норм экологического права.

Различают нормы Э.П.:

— отраслевые — охрана и использование таких природных объек­тов, как земля, недра, вода, леса и т. д.;

— комплексные — охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом;

— экологизированные у предусмотренные другими отраслями права (административным, уголовным, хозяйственным и т. д.) и тре­бующие соблюдения правил охраны окружающей природной среды.

Исходя из содержания юридического предписания, эколого-пра­вовые нормы подразделяются на:

— нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охра­ны окружающей природной среды (ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды»).

  1. — нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды (любые мероприятия хозяйственного или иного содержания запрещаются, если они угро­жают здоровью и экологической безопасности человека).
  2. Нормы-правила предусматривают экологические требования ­ императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений.
  3. По содержанию экологические императивы подразделяются на:
  4. — предупредительные (направлены на то, чтобы помешать осуществ­лению неправомерного действия, которое может повлечь за собой вредные последствия);
  5. — запретительные (не допустить совершения действий, могущих причинить вред окружающей природной среде);
  6. — обязывающие(природопользователь как участник экологического правоотношения вынужден выполнять соответствующие требования);
  7. — разрешительные (по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право выполнять определенные действия, посредством которых осуществляется воздействие на природную среду);
  8. — восстановительные (компенсационные) (адресованное правонарушителю требование о восстановлении нарушенного состояния природной среды и компенсации не только расходов на возмещение ущерба, но и затрат на проведение природоохранных мероприятий);
  9. — карательные (привлечение к административной, гражданско-правовой, дисциплинарной, имущественной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление);
  10. — управомочивающие (компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства в области охраны окружающей среды);
  11. — поощрительные (экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды).

16. Экологическое правоотношение: понятие и особенности.

Экологические правоотношения – разновидность общественных отношений, которые возникают в сфере взаимодействия человека и природы и регулируются нормами экологического права.

Основания возникновения экологических правоотношений – юридические факты (события и действия).

Событие возникает и порождает экологические правоотношения помимо воли человека. Иногда выступает непродуктивным действием человека.

  • Действие – полностью отражает поступок человека.
  • Экологические правоотношения включают в себя отношения граждан, должностных лиц, юридических лиц и общественных объединений.
  • Классификация экологических правоотношений.
  • — в сфере государственного управления природопользования:
  • 1) экологические правоотношения в области разрешительной системы природопользования;
  • 2) экологические правоотношения в области учёта природных ресурсов;
  • 3) экологические правоотношения в области контроля за природопользованием;
  • 4) экологические правоотношения в области охраны государством режима экологического благополучия.
  • — в сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы:
  • 1) правоотношения на приобретение природных объектов или элементов этих объектов в собственность;
  • 2) правоотношения по осуществлению собственности своих правомочий по эксплуатации земельного участка и находящихся на нём природных ресурсов;
  • 3) правоотношения по прекращению права собственности на тот или иной природный объект.
  • — в сфере вещных прав на землю и находящихся на ней природных ресурсов:
  • 1) право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
  • 2) право постоянного бессрочного пользования земельным участком;
  • 3) право сервитута соседним земельным участком.

17. Субъекты экологических правоотношений: понятие и виды.

  1. Субъектами экологических правоотношений являются:
  2. государство — в лице компетентного органа;
  3. юридические лица;
  4. физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны;
  5. хозяйствующие субъекты — предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.
  6. По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения подразделяются на четыре категории:
  7. 1) природопользователи — носители прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды;
  8. 2) органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной природной среды;
  9. 3) общественные объединения экологического профиля;
  10. 4) органы судебно-прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений.
  11. Существуют следующие виды общественных объединений как субъектов экологических правоотношений:

1) Экологические фонды (РФ, субъектов РФ, муниципалитетов) – существуют за счёт пожертвований физ.лиц, юр.лиц, иностранных граждан. Например: Фонд Форда. Дает деньги на разные проекты, в том числе экологические.

2) Экологические союзы, партии (Гринпис, Партия зелёных) – добровольные общества по охране окружающей среды. Создаются при наличии 3-х и более членов, имеют свой устав.

18. Правовое регулирование охоты.

Охота является одним из основных видов пользования животным миром и представляет собой промысловое добывание диких зверей и птиц в различных формах (отлов, отстрел, загон и т. п.) живыми или умерщвленными для целей потребления (питания, использования шкур, жира и т. п.), изучения, создания коллекций, содержания в неволе или полувольных условиях.

  • Виды охоты:
  • соответствии с целевым назначением могут осуществляться следующие виды охоты:
  • 1) промысловая охота;
  • 2) любительская и спортивная охота;
  • 3) охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
  • 4) охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов;
  • 5) охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов;
  • 6) охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания;
  • 7) охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования (далее — охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности).
  • Осуществление охоты происходит в особом разрешительном порядке на особой территории (охотничье угодье: в границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Охотничьи угодья подразделяются на:
  • 1) охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее — закрепленные охотничьи угодья);
  • 2) охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (далее — общедоступные охотничьи угодья).

3. Общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации.).

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *