Какие задачи решает экологическое нормирование?

Необходимость организационно-правового механизма охраны окружающей среды обусловлена важностью регулирования общественных отношений в части природопользования и охраны окружающей среды. Работа механизма – в создании нормативных предписаний для обязательного исполнения каждым гражданином и хозяйствующим субъектом.

Важнейшими составными частями механизма являются:

  • Экологическое нормирование;
  • Классификация воздействия на среду и экологическая экспертиза;
  • Возможность присвоения зоне статуса экологически неблагополучной, предусмотрена законодательством;
  • Аудит и мониторинг в сфере экологии;
  • Контроль и надзор, являются новыми и значимыми аспектами, выделены в отдельную главу.

Экологическое нормирование

С целью экологического нормирования уполномоченные государственные органы установили нормативы. Данные нормы соответствуют законодательству, международным правилам и стандартам, а также уровню развития науки и техники в современном мире.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды нормальными считаются те показатели, качества и параметры воздействия на среду, соблюдая которые, можно обеспечить безопасность в сфере экологии, стабильное функционирование экосистем с сохранением биологического многообразия.

Определение 1

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», экологическая безопасность – это защита природной среды и жизненно важных для человека ресурсов от потенциально негативного влияния от хозяйственной и других видов деятельности, а также от ситуаций техногенного и природного происхождения, последствий таких ситуаций.

Основы нормирования качества окружающей среды содержатся в пятой статье приведенного выше закона, в ней обозначены порядки установления нормативов и перечислены виды. Определение нормативов разъясняется в первой статье, а также в других кодексах и законах:

  • Федеральные Законы:
    • «Об отходах производства и потребления»;
    • «О животном мире»;
    • «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;
    • «Об охране атмосферного воздуха»;
    • «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
    • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (определяет государственные стандарты в санитарно-гигиенической сфере);
  • Кодексы:

Установкой нормативов руководят отведенные органы исполнительной власти, каждому нормативу соответствует акт. Субъекты Российской Федерации могут установить нормативы автономно, но они не должны быть ниже тех показателей, что приняли на федеральном уровне.

При установлении норм важно учитывать возможности экономического обеспечения, а также способности средств науки и техники по отслеживанию показателей. В противном случае нормирование поставит невыполнимые задачи. Экологические нормативы меняются в соответствии с текущими технологическими возможностями и промышленным развитием.

Все хозяйствующие субъекты обязаны соблюдать установленные нормы. При нарушении субъект привлекается к ответственности по строгости, прописанной в законе.

Классификация природоохранных нормативов на три подвида представлена на схеме:

Какие задачи решает экологическое нормирование?

Рисунок 1. Классификация нормативов охраны окружающей среды

Нормативы качества окружающей среды

Ст. 42 Конституции гарантирует каждому гражданину право на безопасность окружающей среды. Для того, чтобы констатировать опасность или безопасность нужны формализованные признаки, ими стали нормативы качестве. Данные нормы являются критериями, по которым оценивается состояние среды. Применяются различные параметры оценки – физические, биологические и химические, подробнее на схеме:

Какие задачи решает экологическое нормирование?

Рисунок 2. Нормативы качества окружающей среды

Форма установки норм подразделяет их на:

  • ПДК – предельная допустимая концентрация вредных веществ в среде:
  • ПДУ – предельные допустимые уровни негативных физических воздействий на среду.

Оба показателя зависят от действий объектов, которые создали люди, разного рода воздействия преумножают друг друга, и это учитывается.

Пример 1

Если в одной местности работает одновременно несколько фабрик, то их вредные выбросы будут суммироваться. Общая концентрация вредных веществ в воздухе не должна превысить назначенных пределов – ПДУ, ПДК, норм по СанПиН и СП, гигиенических требований, технических регламентов.

Нормативы ПДК

Установленный показатель нормы ПДК демонстрирует допустимую концентрацию для химических и биологических веществ, вредных микроорганизмов в конкретном элементе среды – воде, воздухе, почве.

Пример 2

К примеру, обозначена предельная концентрация диоксида серы в воздухе, высчитывается средний показатель за сутки, концентрация бензола в водоемах, предназначенных для питья, хозяйственных целей, бытового и культурного использования.

Для одних и тех же веществ нормы ПДК могут быть разными, это зависит не только от назначения объекта исследований, но и от природно-климатических особенностей местности.

В первую очередь нормироваться должны предприятия и прочие объекты хозяйственной деятельности.

В данный момент многие крупные города нашей страны не могут размещать новые предприятия на своей земле, в их среде нормы ПДК уже превышены или находятся на грани.

Нормы ПДУ

Как было сказано выше, под данным термином понимают нормирование допустимого воздействия по физическим показателям. Основными критериями являются уровни:

Нормативом ограничен предел негативного воздействия, норма устанавливается для каждого конкретного источника.

В результате своей работы каждый отдельный хозяйствующий субъект может воздействовать на среду определенным образом.

К примеру, выбрасывать не более определенного количества вредных веществ или производить не более определенного уровня шума. Такие ограничения необходимы для сохранения качества и безопасности окружающей среды.

К данной группе относят нормы, изображенные на данной схеме:

Какие задачи решает экологическое нормирование?

Рисунок 3. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

Перед введением нормы разрабатывается проект допустимых выбросов веществ и физических явления для определенного субъекта хозяйственной деятельности. Далее проекты утверждаются органом исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды, к которому данный субъект относится. После этого предприятие или организация получают разрешение на выбросы.

Верхняя граница нормативов ПДУ установлена законом. Подобно нормам ПДК, при установке уровня в расчет принимаются все источники негативного воздействия в данной местности.

Благодаря развитию технологий, современные предприятия могут полноценно функционировать, не превышая установленные нормы.

Если предприятие не может работать в поставленных рамках, его деятельность ограничивается, вводятся лимиты на сбросы и выбросы.

Лимиты и ограничения в работе – это необходимая мера, оно вводится на период, пока предприятие не модернизируется до современных стандартов и не достигнет установленных нормативов для защиты среды.

На определенный период предприятие может получить сверхнормативное разрешение на выбросы и сбросы, для этого нужно соблюсти ряд условий, в частности предоставить план снижения количества выбросов с этапами его реализации.

Нормативы предельного изъятия

Регламентируют предельное изъятие ресурсов из окружающей среды. Над установкой данных нормативов работает несколько уровней законодательства: лесное, водное, земельное, фаунистическое, иные законы в сфере использования ресурсов.

Приняты следующие нормативы по допустимому изъятию природных компонентов:

  • Объемы водопользования – нормативы по извлечению водных ресурсов, а также ограничения по части сброса сточных вод и показатели качества воды на объектах;
  • Расчетная лесосека – разрешенный объем для изъятия древесины в лесах защитного и эксплуатационного типа. Показатель отображает лимиты на год, их разбирают и утверждают по лесо-хозяйственному регламенту лесопарков и лесничеств. Утверждение происходит в регламентированном порядке, его проводят уполномоченные органы федерального уровня, органы власти в субъектах, представители местного самоуправления;
  • Охрана и использование объектов из мира фауны, нормативы ограничивают извлечение из естественной среды объектов животного мира. Эти нормативы включают в себя лимиты добычи на охоте и при рыбной ловле.

Иные нормативы

К иным нормативам и лимитам относят следующие понятия:

  • Лимиты в производстве отходов;
  • Водоохранные зоны;
  • Санитарно-защитные зоны;
  • Особо охраняемые природные территории.

К последнему пункту относят зоны горно-санитарной охраны, территории курортов и санаториев, места с источниками питьевого снабжения.

Экологическое нормирование — понятие, принципы и варианты проведения

Понятие экологического нормирования включает ряд исследований и действий, которые оптимизируют взаимодействие природы и человека.

Основная цель заключается в создании благоприятной природной среды, которая поддерживает устойчивое функционирование всех природных систем.

Полноценные экологические процессы могут осуществлять самостоятельную регулировку всех показателей, но при вмешательстве человеческой деятельности эти критерии могут нарушаться.

Именно поэтому необходимо вводить допустимые уровни воздействия на различные экосистемы, чтобы поддерживать их устойчивость. Показатели соответствуют международным стандартам, закреплены в законе Федерации об охране окружающей среды, и включают:

  • уровень соответствия отдельных, а также общих показателей объектов среды;
  • показатели разрешенного воздействия, которые касаются хозяйственной и производственной деятельности;
  • критерии и предписания, касающиеся охраны экологии;
  • документов, регулирующих производство.

Объекты экологического нормирования – это все пользователи природных ресурсов. Сюда входят юридические, физические лица, госпредприятия и ИП.

Основные задачи экологического нормирования включают следующие:

  • проведение регулярных исследования для обоснования норм природоохранной деятельности;
  • экспертизы, утверждение новых норм или подтверждение соответствия прежних;
  • контроль осуществления;
  • формирование единой информационной базы;
  • построение теоретических моделей для составления прогнозов, к каким последствиям приведет применения разработанных схем для социума, экологии, экономики.
Читайте также:  Какая административная ответственность за экологические правонарушения?

Виды экологического нормирования включают следующие нормативы:

  • Уровень благополучия окружающей среды. Это биологические показатели, уровень радиации, химические и физические характеристик экосистем, ландшафтов, акваторий, охраняемых зон. Биопоказатели состоят из генетического фонда растений, животных и микроорганизмов, являющихся индикаторами.
  • Физические факторы, воздействующие из разных источников (шумы, вибрации, освещенность, другие факторы).
  • Изъятия составляющих природного комплекса – добыча природных ископаемых, газа, воды. Контроль необходим для предотвращения истощения ресурсов.
  • Воздействие выбросов и сбросов веществ хозяйственного производства и бытового потребления.  Установка норм производится для недвижимых объектов (заводы, предприятия) или передвижных (оборудование, техника).

Отдельно учитывается воздействие антропогенной нагрузки больших и малых предприятий, а также строительства жилых и промышленных зданий.

Оценка отдельных показателей окружающей среды

Какие задачи решает экологическое нормирование?

  • Атмосфера. Оценивается содержание примесей в воздухе. Вредное воздействие превышающих показателей может проявляться у людей временным раздражающим воздействием (кашель, головная боль) или хроническим накоплением вредных веществ, которые приводит к патологическим изменениям органов и их систем. Косвенное воздействие проявляется ухудшением условий обитания – увеличение туманов, поражение растений.

Для оценки выделено 2 показателя: разовая максимальная доза и среднесуточная. Нормативы доз являются индивидуальными для различных регионов, регулируются международными организациями с учетом климата и социальной ситуации. Список веществ, подлежащих оценке, постоянно расширяется из-за развития технологий. Поэтому для проведения экспертизы необходимо учитывать только последние данные.

  • Водная среда. Учитывается концентрация вредных веществ, при которой вода перестает быть пригодной для использования для питья, хозяйственных нужд, рыбного производства. Учитывается уровень загрязнения сточных вод (природных, производственных, бытовых).

Нарушение установленных норм преследуется законом, предусматривающим определенное наказание. Наличие нарушений устанавливается при измерении уровня содержания вещества, который может быть чрезвычайным, опасным, умеренным и малоопасным.

После проведенной оценки на предприятиях и в населенных пунктах, где порог содержания вредных веществ превышен, должны вводится мероприятия по улучшению ситуации. Это же касается тех мест, где идет применение вредных для здоровья или среды соединений. Улучшение санитарного состояния обеспечивается улучшением технического оснащения и должно исключать контакт с опасными веществами.

Основные принципы и методы

Принципы экологического нормирования регулируются на законодательном уровне. Поскольку базовые принципы существующей системы нормирования разрабатывались в условиях, значительно отличающихся от современных, то они требуют коррекции. Корректировка принципов осуществляется для каждого предприятия отдельно с учетом современных законов. Основные принципы:

  • Критерии использования и методы сохранения ресурса регулирует отдельное государственное подразделение – водное, лесное, земельное, по охране атмосферы или животного мира.
  • Показатели возможных выбросов и сбросов различных токсических и вредных веществ регулируется постановлением от 3 августа 1992г.
  • Проекты по охране экологии разрабатываются предприятиями, т.к. единой общей инструкции. Необходимо учитывать особенности деятельности предприятия, климата, окружающей среды. При разработке проекта руководство должно ориентироваться на рекомендации местного самоуправления, результаты исследований, а также мнение населения.
  • Ограничения размещения отходов – лимит мест, определенная площадь полигона, установленные способы хранения.  Также лимиты усыновлены на количественное использования природных ресурсов. Ограничения действуют определенный период, который может быть пересмотрен, если появились оптимизированные технологии или изменилась потребности в данном виде ресурса.
  • Когда устанавливаются или подтверждаются прежние нормы, то они должны быть соотнесены с рядом факторов. К ним относится: новые технические, научные разработки по рациональному использованию ресурсов, экономические возможности предприятий, международные стандарты, особенности климата и природы конкретной территории.

Экологическое нормирование

Человек – часть природы, и его деятельность неизменно оказывает на нее влияние. Чтобы не вызвать техногенную катастрофу, необходимо четко понимать, к чему может привести то или иное действие.

Экологическое нормирование окружающей среды – это процесс, который помогает оптимизировать влияние производственной и хозяйственной деятельности. Нормативы, определяющие объем, содержание и вид негативного влияния, дают возможность сохранить природу и здоровье самого человека.

На сегодняшний день это интенсивно развивающийся инструмент природоохранной сферы.

https://www.youtube.com/watch?v=26fNwb2RE2A\u0026t=45s

Экспертная лаборатория «Экостар» создает проекты «под ключ», которые во всем устраивают надзорные органы – с гарантией их согласования. Чтобы получить консультацию по вопросам экологического нормирования, обращайтесь на горячую линию или заказывайте звонок!

Понятие экологического нормирования

  • ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет понятие следующим образом:
  • Экологическое нормирование – это разработка нормативов, говорящих о качестве окружающей среды, а также норм допустимого воздействия на нее во время производственной или хозяйственной деятельности.
  • Механизмы данного процесса таковы:
  • исследования, призванные обосновать норматив в рамках природоохранной сферы;
  • разработка условий создания норматива;
  • экспертные изыскания на утверждение норм;
  • создание информационной базы по установленным нормам;
  • контроль над использованием нормативов;
  • прогнозирование последствий на социальном, экономическом или экологическом уровне.

Нормированию подлежит природопользовательская деятельность юридических лиц и рядовых граждан.

Цель экологического нормирования

Основной целью экологического нормирования является установка допустимых границ влияния на биосферу. Указанный предел должен служить гарантией экобезопасности, адекватного восполнения природных ресурсов, сохранности генофонда в условиях производственной и хозяйственной деятельности человека.

Объекты экологического нормирования – антропогенные факторы, которые влияют на биосферу и экосистемы, а также на отдельные их компоненты, и природные факторы, воздействующие на человека. Все эти факторы необходимо регулировать.

В рамках систематизации нормативов экостандарты применяются для:

  • территориального зонирования;
  • создания нормативов качества окружающей среды;
  • определения предельных допустимых значений по содержанию вредных веществ;
  • разработки санитарных норм для питьевой воды;
  • определения границ нагрузки на биосферу и предела техногенных воздействий.

Существуют как российские, так и мировые стандарты, которые применяются, в том числе, и к реализуемой продукции. Одним из известных международных стандартов является ISO. В РФ действует собственная система ГОСТ Р.

Нормы и лимиты

Человечество вынуждено искать компромиссные решения между экономической деятельностью и вопросами экологии. Экологическое нормирование охраны окружающей среды представляет собой особенную систему, элементами которой являются нормативы и акты, касающиеся:

  • допустимых границ негативного воздействия;
  • качества окружающей природной среды;
  • пределов изъятия природных ресурсов и компонентов из биосферы;
  • организации санитарных и защитных зон.

Экологическое нормирование и стандартизация согласуются с физическими и химическими индексами, показывающими состояние биосистем. Они обязаны учитывать ПДК радиоактивных или химических соединений, уровни тепла и другие показатели. Кроме того, они согласуются с биологическими индексами и учитывают концентрацию микроорганизмы.

Экологическое нормирование включает:

  • допустимые предельные значения выбросов микроорганизмов или веществ;
  • лимиты на формирование и размещение отходов производства и потребления;
  • допустимые границы физического воздействия, к которому относят излучения, вибронагрузки, шум;
  • допустимые лимиты на изъятие природных ресурсов и нагрузок, которые испытывает биосфера из-за человеческой деятельности и т.д.

Экспертная лаборатория «Экостар» готова разработать природоохранную документацию для любых предприятий, ведущих хозяйственную деятельность на территории РФ. В нашей компании трудятся специалисты и эксперты, обладающие многолетним опытом, благодаря чему они могут реализовать даже сложные проекты.

Часто задаваемые вопросы

Экологическое нормирование обеспечивает создание санитарно-гигиенических правил, контроль над производственной деятельностью и ресурсной базой.

Оно помогает процессам охраны и рационального использования ресурсов природы, позволяющим восстанавливаться биосфере, создает благоприятные условия для безвредной производственной и хозяйственной деятельности.

Также на его основе разрабатываются штрафные санкции, которые применяются к организациям, влияние которых негативно сказывается на состоянии природы и экологии.

Цель экологического нормирования предполагает решение следующих задач:

  • нормирование качества природоохранной сферы;
  • разработка правовой базы, призванной регулировать взаимоотношения между человеком и окружающей средой;
  • создание методологии для оценки и анализа негативного влияния человеческой деятельности и техногенной нагрузки.

Экологическое нормирование устанавливает основные нормы, помогает создавать инструкции, правила и требования, которые выдвигаются к производственной деятельности человека, изготавливаемой продукции и контрольным методам. Благодаря ему создаются запреты и разрабатываются ограничения, которые направлены на снижение негативного воздействия человека на окружающую среду.

Экологическое нормирование регламентирует правоотношения, которые возникают в сфере управления природоохраной.

Экологическое нормирование

Правовые основы экологического нормирования устанавливаются Федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.

Согласно статье 19, экологического нормирования заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Читайте также:  Какие административные наказания могут устанавливаться и применяться за экологические правонарушения?

Основные механизмы экологического нормирования включают:

  • исследование обоснования нормативов в контексте природоохранной деятельности;
  • установление условий разработки нормативов;
  • проведение экспертизы на утверждение нормативов;
  • контроль за применением нормативов;
  • формирование информационной нормативной базы;
  • прогнозирование экологических, экономических и социальных последствий применения утвержденных нормативов.

Субъектами, деятельность которых подлежит нормированию, являются природопользователи – физические и юридические лица.

Экологическое нормирование представляет собой ряд законодательных предписаний, призванных организовать рациональное и уважительное отношение человека к природе. В основе каждого документа лежат:

  • Закон «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ РФ от 10.01.2002);
  • новейшие научно-технические открытия в области охраны природы;
  • свод современных международных стандартов.

Регламентирование экологических правил в процессе взаимодействия с окружающей средой включает в себя:

  • научное обоснование заявленных законом нормативов;
  • соответствие установленных норм условиям их разработки;
  • экспертизу, подтверждающую правомерность Закона о природоохране;
  • систему контроля за выполнением статей ФЗ №7;
  • информационное обеспечение законодательных инициатив;
  • составление прогнозов на последствия применения положений закона в экологической, экономической и социальной сфере для юридических и физических лиц, чья деятельность связана со строительством или эксплуатацией природных объектов.

Направления экологического нормирования

Среди направлений экологического нормирования главные:

  • Выработка санитарно-гигиенических правил безопасности жизни человека;
  • Контроль над ресурсной и производственной базой в данном регионе;
  • Штрафные санкции к предприятиям, негативно влияющим на окружающую среду;
  • Охрана, рациональное использование и восстановление природных ресурсов;
  • создание благоприятных условий для развития и функционирования безвредных производств.

Экологическое и санитарно-гигиеническое нормирование включает в себя систему проверки качества окружающей среды, к которым относятся:

  • исследовательские работы по совершенствованию и уточнению задачи экологического нормирования в области природоохранны;
  • условия, необходимые для утверждения выработанных правил;
  • экспертиза норм, принятых в законном порядке;
  • контролирующие действия административных органов над предприятиями;
  • прогнозы на оздоровление экологии регионов;
  • информационная база о физических и юридических субъектах, имеющих производства, загрязняющие среду обитания человека.

С помощью экологического нормирования антропогенной нагрузки удаётся ограничить негативное влияние человеческого фактора на окружающее пространство и рационально размещать опасные для природы объекты на территории регионов.

Механизмы экологического нормирования

При формировании основных механизмов экологического нормирования учитываются следующие факторы:

  • существование у производства вредных отходов, представляющих опасность;
  • возможность снижения ядовитых выбросов до приемлемых уровней с помощью специальных фильтров;
  • вероятность техногенных аварий на предприятии;
  • способы контроля подотчётных производств.

Этапы реализации экологического нормирования:

  1. Выявление загрязняющих атмосферу и водоёмы предприятий;
  2. Предупреждение владельцев о необходимости соблюдения экологических норм;
  3. Наложение штрафа на администрацию.
  4. В случаях тяжёлых последствий для людей и окружающей среды —привлечение к уголовной ответственности.

Правовые основы экологического нормирования

Основой экологического нормирования в Российской Федерации является «Закон об охране окружающей среды» №7-ФЗ, с помощью которого регулируются отношения между предпринимателями и органами экологического контроля. Аналогичное значение имеют:

  • Водный кодекс;
  • Земельный кодекс;
  • «Закон об охране атмосферного воздуха»;
  • Лесной кодекс;
  • Законы «О животном мире» и «О рыболовстве» и ещё несколько других, имеющих прямое отношение к охране природы в Российской Федерации.

В нашей компании можно заказать оформление любых экологических документов «под ключ» согласно законодательству РФ. Мы гарантируем быстрое прохождение и согласование документации в контролирующих органах.

Как результат, Вы экономите время для подготовки документов и проведения необходимых анализов. При этом снижаются платежи на оплате труда дополнительных специалистов для проведения экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза начинается с выезда на объект — наши сотрудники проводят необходимые исследования и изучают особенности работы конкретного предприятия.

После разрабатывается план экологических мероприятий и проводится квалифицированное консультирование. Мы анализируем, прогнозируем, обосновываем и планируем.

Все это направлено для достижения гарантий полной безопасности Вашего бизнеса — контролирующие органы больше не будут мешать производственному процессу и беспокоить дополнительными проверками.

Среди наших клиентов

2. Цель, задачи, принципы эн

Экологическое
нормирование

нахождение граничных значений
эколо­гических нагрузок для того,
чтобы можно было установить ограничения
для управляющих воздействий на объект
нормирования и достигнуть целей
нор­мирования.

Предельно
допустимая экологическая нагрузка
(ПДЭН)

максималь­ная нагрузка, которая еще
не вызывает ухудшения качества объекта
норми­рования. Экологический
норматив

законодательно установленное (т.е.
обя­зательное для субъектов управления)
ограничение экологических нагрузок. В
идеальном случае экологический норматив
должен совпадать с ПДЭН.

Основная
цель нормирования качества окружающей
среды

установ­ление предельно допустимых
норм воздействий, гарантирующих
экологиче­скую безопасность населения,
сохранение генофонда, обеспечивающих
ра­циональное использование и
производство природных ресурсов в
условиях устойчивого развития
хозяйственной деятельности. При этом
под воздейст­вием понимается
антропогенная деятельность, связанная
с реализацией эко­номических,
рекреационных, культурных интересов и
вносящая физические, химические и
биологические изменения в природную
среду.

Основной
задачей экологического нормирования
является
разработка и обоснование научно-методической
базы стандартизации
в
области безопас­ности жизнедеятельности
человека и сохранения генофонда, охраны
окру­жающей среды и рационального
природопользования. В задачи экологиче­ского
нормирования входят также апробация
разработок на практике, дове­дение
их до стандартов и введение в ранг
нормативов.

  • Указанная
    цель подразумевает наложение граничных
    условий (нормативов) как на само
    воздействие, так и на факторы среды,
    отражающие воздействие и реакцию
    экосистем.
  • Таким
    образом, устанавливаются нормативы
    качества окружающей среды, нормативы
    предельно допустимого воздействия на
    окружающую сре­ду при осуществлении
    хозяйственной или иной деятельности,
    иные нормати­вы в области охраны
    окружающей среды, а также государственные
    стандар­ты и другие нормативные
    документы в сфере природопользования.
  • Традиционно
    при рассмотрении природных систем
    объектом
    экологи­ческого
    нормирования являются устойчивость
    природной
    среды и человека к вредным воздействиям,
    формы и последствия использования
    природно-ресурсного потенциала.

Объект
экологического нормирования

экологическая система опреде­ленного
пространственно-временного масштаба,
то есть совокупность взаи­модействующих
живых и неживых элементов, обладающая
определенной степенью общности и которую
по определенным критериям можно отделить
от других таких же совокупностей (разница
с общим определением системы заключается
лишь в том, что в экосистему обязательно
входят элементы жи­вой природы).
Объектами экологического нормирования
могут быть и вся биосфера, и небольшой
участок леса, и территория города, и
отдельная попу­ляция конкретного
вида, и среда обитания человека в узком
смысле (жилище, производственные
помещения и пр.) [Воробейчик, 2005].

Предмет
изучения
экологического нормирования

— выявление безо­пасных пределов
воздействия на экосистемы в процессе
природопользова­ния, а также оценка
последствий эксплуатации различных
природных ресур­сов для других
компонентов экосистем, включая человека.

Основные
принципы
ЭН:

  1. динамичность — возможность внесения корректив с учетом результативности ранее принятых регламентов, изменения экологической ситуации и достижений научно-технического прогресса;

  2. аналитичность — детальный предварительный экономический анализ затрат и выгод от введения новых регламентов, оценка краткосрочных и долгосрочных последствий;

  1. реализм — ориентация на практическую достижимость результатов, т.е. реальность соблюдения норм и правил;

  2. дифференцированность — дифференцированный региональный и отраслевой подходы к установлению нормативов, что имеет особое значение для производственно-ресурсного и экосистемного нормирования;

  3. гласность — открытость (вплоть до общественного обсуждения) и, научная обоснованность нормативов и правил.

Цели и задачи экологического нормирования

Цели и задачи экологического нормирования.

Экологическое нормирование (нормирование ЭН) предусматривает разработку и создание научно обоснованной системы СГН и предельно допустимых воздействий человека на природу с целью достижения баланса экологических и экономических интересов человека, сохранения экологического равновесия биосферы и ее способности к эволюционному развитию и сам феномен сохранения жизни. Конкретные задачи представляются следующими:

  • Нормирование качества ПС для обеспечения научно обоснованных нормативов в интересах сохранения здоровья человека и генетического фонда популяций растительного и животного мира.
  • Разработка научно обоснованной законодательной и правовой базы для регулирования взаимоотношений в области человек — ОС и ограничения негативных воздействий человеческой деятельности на ОС.
  • Разработка методологии анализа и оценки агрессивности различных воздействий от субъектов человеческой деятельности на ОС.
  • Методология оценки и ограничения техногенной нагрузки на ОС в процессе человеческой деятельности.
  • Пока еще проблемный переход биосферы в ноосферу с решением проблем эволюционного развития биосферы предполагает создание систем управления и регулирования региональной и глобальной биотой так, чтобы можно было не только минимизировать отрицательные эффекты воздействия на ОС в процессе природопользования, но и по возможности исправить последствия ранее допущенных негативных воздействий.
  • Для достижения этой цели необходимо разработать нормативы воздействий, не нарушающие на современном этапе геологической истории системообразующие процессы для биосферы и механизмы гомеостаза.
  • Одной из основных задач является система нормативов ПДЭН на ПС в процессе любой деятельности человека, недопускающая превышения предельных нагрузок и нарушения нормального функционирования и устойчивости отдельных ЭС и биосферы в целом.

Комплексная система нормативов для различных воздействий должна обеспечивать ограничение допустимых нагрузок на ОС, не превышающих ее восстановительных способностей, и избежать нежелательных и критических отклонений качества ОС, в основном за счет ограничения природопользования.

Читайте также:  Каким компаниям обязателен аудит?

Основной задачей эконормирования является разработка методологии оценки уровня воздействий на ОС, установления нормативов, а также регулирования взаимоотношений «человек — ОС» и «человек — биосфера».

Как минимум для типовых индивидуальных ЭС должны быть установлены предельно допустимые нагрузки на ОС, превышение которых может привести к ухудшению качества ОС, а следовательно, и к ущербу для самого человека.

В результате нормативы качества ОС, обеспечивающие нормальное функционирование объекта во времени, необходимо установить для всего множества различных биотических объектов с учетом региональной специфики.

Для этого необходим мониторинг эффекта воздействия, оценивающего изменения качества ОС и биоты, а также основные взаимоотношения, связывающие величину экологической нагрузки с нарушением функционирования биосистемы и оценкой возможных экологических последствий.

В качестве критериев, определяющих уровень воздействия, наиболее часто используют качество ОС, т. е. совокупность параметров воздуха, воды и почвы, обеспечивающих нормальное функционирование биотического объекта.

Для регулирования и управления нагрузкой на ОС необходимо получить качественные и по возможности полуколичествен- ные зависимости воздействие — эффект для основных наиболее опасных воздействий.

Поскольку большинство реальных ситуаций связано с одновременным воздействием нескольких субъектов, то необходима разработка шкал сравнительной агрессивности (токсичности или опасности) различных воздействий.

Например, для большинства химических загрязнений целесообразно использовать приведенную токсичность относительно гипотетического стандартного вещества.

В качестве стандарта для загрязнений атмосферы принимают гипотетическое вещество, имеющее предельно допустимую концентрацию (ПДК) в воздухе 1 мг/м3, а для воды — ПДК 1 мг/л, иногда в качестве стандарта используют для воздуха оксид углерода или другие газообразные вещества.

Описание шкал кратности (КБ|, EKBj) загрязнений см. далее. Подобный подход дает возможность определить приоритетность загрязнений и оценить долю ущерба индивидуального вещества в ущербе от сложной смеси.

Наибольшие изменения биотическая составляющая претерпевает от техногенных, ксенобиотических воздействий. Причем важнейшей задачей является оценка, регулирование и необходимое ограничение воздействия, обеспечивающие минимизацию ущерба биотическому компоненту от техногенных воздействий и негативных изменений ОС.

Поэтому первоочередной задачей для ОВОС техногенных воздействий является обеспечение и сохранение качества ОС, а также предотвращение критических и/или минимизация негативных воздействий на ОС с целью сохранения ее функциональности и возможности устойчивого эволюционного развития.

К эконормированию как нельзя лучше применим тезис мудрого китайского реформатора Дэн Сяопина «Переходить реку, нащупывая камни под ногой».

Понятие и виды экологического нормирования

Экологическое нормирование представляет собой ряд законодательных предписаний, призванных организовать рациональное и уважительное отношение человека к природе. В основе каждого документа лежат:

  • Закон «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ РФ от 10.01.2002);
  • новейшие научно-технические открытия в области охраны природы;
  • свод современных международных стандартов.

Регламентирование экологических правил в процессе взаимодействия с окружающей средой включает в себя:

  • научное обоснование заявленных законом нормативов;
  • соответствие установленных норм условиям их разработки;
  • экспертизу, подтверждающую правомерность Закона о природоохране;
  • систему контроля за выполнением статей ФЗ №7;
  • информационное обеспечение законодательных инициатив;
  • составление прогнозов на последствия применения положений закона в экологической, экономической и социальной сфере для юридических и физических лиц, чья деятельность связана со строительством или эксплуатацией природных объектов.

История экологического нормирования в России

Начало истории экологического нормирования было положено сразу же после революции 1917 года, когда Советская власть национализировала природные ресурсы Российской империи. В течении ряда последующих лет были приняты и стали реализовываться на практике следующие виды лесных нормативов:

  • Декреты «О санитарной охране жилищ», «О недрах земли», «Об охоте», «Об охране памятников природы»;
  • Земельный и Лесной кодексы РСФСР».

В 1918 году появился федеральный проект, определявший условия, необходимые для строительства предприятий торгового и промышленного назначения в регионах, в котором учитывалось мнение проживающих там людей. Проект утверждён не был, однако он наметил стержневое направление экологической отрасли в стране, которое учитывало последствия сооружения на данной территории любого экономически выгодного объекта.

Параллельно с этими законодательными инициативами были выработаны основные принципы санитарно-гигиенических норм, обеспечивающих защиту здоровья человека от техногенных катастроф и безопасность среды, в которой он обитает.

Так, например, появилось постановление «О предельно допустимой концентрации вредных паров, газов и пыли в рабочих помещениях», утверждённое Наркоматом Труда 11.07.1930 года. Вредными тогда были признаны 14 химических соединений серы, хрома и хлора.

В наше время этот список расширен значительно.

Антропоцентрический вектор по разработке правил охраны природы доминирует до сих пор. Безопасность человека является самым главным фактором, определяющим возможность размещения на территориях объектов строительного и промышленного назначения. В апофеозе исследований в области экологической безопасности появились санпины — нормы предельно допустимых концентраций вредных веществ в биоценозах.

Цель экологического нормирования

Экологическое нормирование — это деятельность юридического, административного и санитарно-гигиенического характера, направленная на сферу, в которой человек, занимаясь предпринимательством, воздействует на природные объекты и изменяет окружающий мир.

Принципы экологического нормирования постоянно модернизируются Постановлениями Правительства России. Это даёт возможность поддерживать природоохранное законодательство на уровне достижений научно-технического прогресса.

Значение экологического нормирования в том, что оно позволяет:

  • рационально организовывать водопользование в засушливых зонах;
  • увеличивать плодородие почв;
  • Осуществлять нормирование качества атмосферного воздуха.

Направления экологического нормирования

Среди направлений экологического нормирования главные:

  • Выработка санитарно-гигиенических правил безопасности жизни человека;
  • Контроль над ресурсной и производственной базой в данном регионе;
  • Штрафные санкции к предприятиям, негативно влияющим на окружающую среду;
  • Охрана, рациональное использование и восстановление природных ресурсов;
  • создание благоприятных условий для развития и функционирования безвредных производств.
  • Все виды и формы экологического нормирования связаны с санитарной гигиеной, сохранением в устойчивом состоянии экосистем, формированием производственных ресурсов для создания сельскохозяйственных и промышленных хозяйств, безопасных для человека, животных и растений.
  • Функции нормативов качества окружающей среды
  • Экологическое и санитарно-гигиеническое нормирование включает в себя систему проверки качества окружающей среды, к которым относятся:
  • исследовательские работы по совершенствованию и уточнению задачи экологического нормирования в области природоохранны;
  • условия, необходимые для утверждения выработанных правил;
  • экспертиза норм, принятых в законном порядке;
  • контролирующие действия административных органов над предприятиями;
  • прогнозы на оздоровление экологии регионов;
  • информационная база о физических и юридических субъектах, имеющих производства, загрязняющие среду обитания человека.

С помощью экологического нормирования антропогенной нагрузки удаётся ограничить негативное влияние человеческого фактора на окружающее пространство и рационально размещать опасные для природы объекты на территории регионов.

Механизмы экологического нормирования

При формировании основных механизмов экологического нормирования учитываются следующие факторы:

  • существование у производства вредных отходов, представляющих опасность;
  • возможность снижения ядовитых выбросов до приемлемых уровней с помощью специальных фильтров;
  • вероятность техногенных аварий на предприятии;
  • способы контроля подотчётных производств.

Этапы реализации экологического нормирования:

  1. Выявление загрязняющих атмосферу и водоёмы предприятий;
  2. Предупреждение владельцев о необходимости соблюдения экологических норм;
  3. Наложение штрафа на администрацию.
  4. В случаях тяжёлых последствий для людей и окружающей среды —привлечение к уголовной ответственности.

Правовые основы экологического нормирования

Основой экологического нормирования в Российской Федерации является «Закон об охране окружающей среды» №7-ФЗ, с помощью которого регулируются отношения между предпринимателями и органами экологического контроля. Аналогичное значение имеют:

  • Водный кодекс;
  • Земельный кодекс;
  • «Закон об охране атмосферного воздуха»;
  • Лесной кодекс;
  • Законы «О животном мире» и «О рыболовстве» и ещё несколько других, имеющих прямое отношение к охране природы в Российской Федерации.

Нормативы допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды

Экологическое нормирование антропогенного воздействия на наземные экосистемы ограничивает антропогенную нагрузку на природное окружение и устанавливается для каждого физического и юридического лица, осуществляющего хозяйственную деятельность на водной акватории или сухопутном пространстве данного административного района (статья 27 №7-ФЗ).

К нормированию экологических параметров транспортных средств, зарегистрированных на данной территории или проезжающих по ней транзитом, закон относится дифференцировано. Налоговая нагрузка пропорциональна загрязнению данным видом транспорта атмосферы региона. Учитывается также природная и культурная специфика местности. (статья 23 «Закона об охране окружающей среды»).

Знание природоохранного законодательства помогает предпринимателям избежать конфликтов с законом и вести бизнес прибыльно.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *