Что относится к экологическим отношениям?

Правовое государство характеризуется тем, что в нем любая социально значимая деятельность осуществляется на основе права и в соответствии со специально установленными предписаниями.

Правовые нормы закрепляют правила поведения людей в обществе, придавая тем самым этим правилам правовую форму, реализация которой носит название «правоотношение».

Правоотношением называется общественное отношение, стороны которого связаны субъективными правами и обязанностями, которые закрепляются в правовых нормах и обеспечиваются системой мер государственных гарантий и юридической ответственности.

Экологическими правоотношениями являются отношения между субъектами по поводу сохранения и восстановления природной среды, рационального использования природных ресурсов и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду.

Профессия «Продакт менеджер» Научись управлять командой, запусти свой первый проект, прокачай Hard и Soft skills Выбрать занятия

Существуют следующие виды правоотношение (рис. 1):

  1. Экологические правоотношения, которые складываются в сфере государственного регулирования экологопользования:
    • в сфере учета природных ресурсов;
    • в сфере разрешительной системы экологопользования;
    • в сфере контроля за экологопользованием;
    • в сфере государственной охраны режима экологического благополучия.
  2. Экологические правоотношения, которые складываются в сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы:
    • по приобретению в собственность природных объектов;
    • по осуществлению собственником своих прав по эксплуатации земельного участка и расположенных на нем земельных ресурсов;
    • по прекращению права собственности на тот или иной природный объект.

Любое правоотношение, в том числе и экологическое, имеет следующие признаки:

  • означает юридическую связь между социальными субъектами;
  • возникает на основе норм права;
  • представляет собой связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;
  • является волевым отношением, потому что для того, чтобы оно возникло, необходима воля его участников;
  • охраняется государством и составляет основу государственного принуждения.

«Экологические правоотношения» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Консультации эксперта по предмету Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость

Независимо от сферы, в которой складываются экологические правоотношения, их можно подразделить на: материальные и процессуальные.
Материальные экологические правоотношения возникают по поводу конкретных материальных объектов, которые находятся под эколого-правовой охраной.

Процессуальные экологические правоотношения возникают по поводу обеспечения порядка природоохранной деятельности.

Также экологические правоотношения делятся на: регулятивные и охранительные.

Для регулятивных отношений характерно то, что они складываются непосредственно в сфере осуществления природоохранительных мероприятий.
К охранительным экологическим правоотношениям относятся отношения, связанные с применением ответственности за невыполнение установленных законодательством правил по охране окружающей природной среды.

Состав экологических правоотношений

Экологические правоотношения имеют следующий состав:

  • объект;
  • субъект;
  • содержание.

Объектом экологических правоотношений являются:

  • земли, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Субъектами экологических правоотношений являются: граждане, юридические лица, иностранные граждане, лица без гражданства, органы государственной власти РФ, субъекты РФ, органы местного самоуправления и должностные лица.

Содержанием экологических правоотношений являются права и обязанности субъектов этих правоотношений. Права участников экологических правоотношений – эта предусмотренная законом мера возможного поведения, которая характеризуется следующими сторонами:

  • право на совершение определенного действия (бездействие);
  • право требовать определенного поведения от других субъектов правоотношений и право на защиту от неправомерного поведения.

Обязанностями субъектов экологических правоотношений являются предусмотренные законодательством меры надлежащего поведения, другими словами, обязанность совершения субъектами экологических правоотношений определенных действий, предусмотренных законом.

Виды экологических правоотношений

В сфере государственного регулирования природопользования В сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы В сфере вещевых прав на землю и находящихся на ней природных ресурсов

  • учет природных ресурсов;
  • разрешительная система природопользования;
  • контроль за природопользованием;
  • охрана государством режима экологического благополучия  приобретение природных объектов;
  • осуществление своих правомочий по эксплуатации земельного участка и находящихся в них природных ресурсов;
  • прекращение права собственности на тот или иной природный объект право пожизненного наследуемого владения земельным участком и т.д.

Что относится к экологическим отношениям?

Рисунок 1. Виды экологических правоотношений

Экологические правоотношения: понятие, содержание, виды

Экологические
правоотношения
— это возникающие
между субъектами экологического права
отношения по поводу сохранения и
восстановления природной среды,
рационального использования и
воспроизводства природных ресурсов,
предотвращения негативного воздействия
хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду и ликвидации ее
последствий.

Содержание:

  • Совокупность взаимных прав и обязанностей субъектов ЭПО. Вступая в ЭПО субъекты реализуют установленную для них правовыми нормами права и обязанности в соответствующих формах реализации. При этом право порождает обязанность.

Экологические
правоотношения, как и другие виды
правоотношений, можно разделить по
следующим классификационным основаниям:

  • по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли) – на общерегулятивные, регулятивные и охранительные;
  • по степени конкретизации (определенности) субъектов (сторон) правоотношения – на абсолютные и относительные;
  • по характеру регулирования отношений – на материальные и процессуальные и т.д.

В.В.
Петров выделяет две группы экологических
правоотношений в зависимости от их
объекта: отраслевые и комплексные.

  • Отраслевые экологические отношения – это отношения по охране и использованию отдельных природных ресурсов (земель, вод, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха).
  • Комплексные экологические отношения – отношения по охране природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных, рекреационных, санитарных и иных зон.
  • Субъектами
    экологических правоотношений могут
    выступать: граждане и юридические лица,
    иностранные граждане, лица без гражданства,
    органы государственной власти Российской
    Федерации, субъекты Российской Федерации,
    органы местного самоуправления,
    должностные лица.
  • Объект
    — то, по поводу чего складываются
    экологические правоотношения: окружающая
    среда, отдельные природные компоненты,
    отдельные природные объекты, природные
    антропогенные объекты (изменения в
    результате условной деятельности:
    стрижка деревьев, привитие деревьев),
    антропогенный объект, естественные
    экологические системы, искусственные
    экологические системы.
  • Объектом
    экологических правоотношений выступают:
  • земли, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Для
возникновения, изменения или прекращения
экологических правоотношений
необходимы обстоятельства, имеющие
юридическое значение, которые называются
юридическими фактами.

Например, наличие
права на земельный участок возникает
после того, как принято решение
компетентного органа государственной
власти или органа местного самоуправления
об отводе земельного участка, регистрации
права собственности на этот участок,
выдачи собственнику соответствующих
документов и т. д.

Юридические
факты
можно подразделить на следующие
группы:

  • правоустанавливающие, то есть такие действия и события, которые являются основанием возникновения экологических правоотношений (например, подача гражданином в установленном порядке заявки на получение лицензии на водопользование — ст. 48 Водного кодекса РФ);
  • правоизменяющие, то есть такие действия и события, которые влекут за собой изменение сложившихся правоотношений (например, возникновение объективной необходимости охраны того или иного объекта, которое может повлечь ограничение или приостановление прав пользования участками этого объекта — ст. 26 Лесного кодекса РФ);
  • правопрекращающие, то есть такие действия и события, которые влекут за собой прекращение экологических правоотношений (например, истечение установленного срока пользования животным миром является основанием прекращения правоотношений по пользованию этими объектами -ст. 47 федерального закона «О животном мире»).

Экологические правоотношения: понятие, объект, субъект. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Определение 1

Понятие «экологические правоотношения» включает отношения, проявляющиеся в обществе по поводу взаимодействия людей и природы. Их регулируют нормы экологического права, при этом участники таких отношений связаны с помощью взаимных субъективных прав и юридических обязанностей.

В состав структуры рассматриваемых правоотношений включен субъект, объект и их содержание.

Объект правоотношений представлен тем, по поводу чего в правовую связь вступают участники правоотношений. ФЗ об охране окружающей среды в ст. 4 раскрывает состав объектов следующим образом:

  • земля, включая почву и недры;
  • воды, в том числе поверхностные и подземные;
  • леса и прочая растительность, животные и иные организмы, включая генофонд;
  • атмосфера (воздух), ее озоновый слой и космическое пространство около земли.

В качестве субъекта правоотношений выступают участники, для которых характерны взаимные субъективные права и правовые обязанности. Они включают граждан и предприятия, иностранных лиц, лиц без гражданства, органы гос. власти и субъектов РФ, органы местного самоуправления и их должностных лиц.

Содержание экологических правоотношений

Содержание правоотношений заключается во взаимных субъективных правах и юридических обязанностей участников.

Определение 2

Субъективное право представляет собой меру юридически возможного или дозволенного поведения, которую определяют нормы объективного права. В их рамках субъект имеет возможность удовлетворять свои интересы.

Что касается юридической обязанности, то она является мерой юридически должного поведения, которая определена с помощью норм права.

Субъективное право включает полномочия. Они представляют собой возможности, обеспеченными правом, в том числе:

  • самостоятельные действия;
  • использование социальных благ с целью удовлетворения собственных интересов;
  • требование соответствующего поведения от обязанных субъектов;
  • обращение за защитой интересов к компетентным органам.

В свою очередь, юридическая обязанность представляет собой потребность осуществлять должное поведение, которое соответствует возможностям управомоченных лиц.

Юридические факты заключаются в конкретных жизненных обстоятельствах. С ними правовые нормы связали проявление, прекращение или изменение правоотношений.

Примером юридического факта может быть подача человеком заявки на получение лицензии на пользование водой (ст. 48 Водного Кодекса).

Также это может быть проявление объективной необходимости охраны определенного объекта, которое приводит к ограничению или приостановлению права пользования участками объекта (ст. 26 Лесного Кодекса).

Правовая ответственность

Юридическая ответственность за нарушение законодательства в экологической сфере представлена правовыми отношениями компетентных органов и лиц, которые совершили экологическое нарушение. Это может быть связано с использованием в отношении такого лица мер принуждения со стороны государства, которые лицо обязано претерпевать.

  • В качестве основания юридической ответственности выступает действие, которое содержит всю совокупность признаков состава экологического правонарушения.
  • Важная ее цель представлена поддержкой правопорядка.
  • В состав функций юридической ответственности можно включить:
  • карательную (штрафную),
  • право восстановительную (компенсационную),
  • воспитательную, 
  • предупредительную (превентивную).
Читайте также:  Что понимается под экологическим ущербом?

Определение 3

Экологическое правонарушение представляет собой виновное, общественно опасное деяние, предусмотренное нормами экологического права. Его совершает деликтоспособное лицо и за него предусмотрена юридическая ответственность.

Основанием юридической ответственности является состав экологического правонарушения, а признаки, из которых он состоит (элементы состава, включая объект, субъект, объективную и субъективную сторону), можно сгруппировать с целью максимально точной и детальной характеристики всех аспектов совершенного деяния. 

В соответствии с ФЗ об охране окружающей среды за нарушение законов в этой сфере может предусматриваться уголовная, имущественная, дисциплинарная и административная ответственность.

Граждане и должностные лица при этом могут нести материальную, дисциплинарную, административную, уголовную, гражданскую ответственность.

Для предприятий предусмотрена административная и гражданско-правовая ответственность.

Наступление дисциплинарной ответственности происходит в соответствии с нормами трудового законодательства. Здесь сформулированы основания, перечень субъектов и взыскания.

Для привлечения к ней нужно обязательное условие в виде ведения профессиональной деятельности, которая связана с использованием природных ресурсов или воздействия на окружающую среду.

При наличии дисциплинарного проступка работодатели вправе использовать несколько типов дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение.

Наступление административной ответственности происходит при совершении экологического проступка. Оно подлежит регламентированию с помощью КоАП РФ, 8 глава которого посвящается административным нарушениям в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

В качестве примеров состава такого типа могут выступать:

  • нарушенное законодательство об экологической экспертизе;
  • скрытые или искаженные экологические сведения;
  • порча земель;
  • невыполнение обязанности в области приведения земель в состояние, которое пригодно для применения в соответствии с целевым назначением и др.

Рассмотрение и разрешение административных правонарушений происходит с помощью суда, должностных лиц государственного экологического контроля, санитарно-эпидемиологическим надзором и органов, контролирующих использование и охрану отдельных природных ресурсов. В состав последних можно включить государственный земельный контроль, геологический контроль, лесную охрану, государственный охотничий надзор и др.

Наступление уголовной ответственности происходит в соответствии с уголовным законом. Так, гл. 26 УК РФ рассматривает «Экологические преступления».

В нее включены статьи, которые предусматривают уголовную ответственность за нарушенные правила охраны окружающей среды в ходе производства работ, правила обращения с экологически опасными веществами и отходами, правила безопасности в ходе обращения с микробиологическими или прочими биологическими агентами или токсинами, загрязненные воды, атмосферу, морскую среду, порчу земли, нарушение правил охраны и использования недр, незаконное получение (вылов) водных биологических ресурсов и др.

  1. В качестве субъектов, которые могут быть наказана по уголовному законодательству за экологические преступления, выступают граждане нашей страны, лица без гражданства, должностные лица, персонал организаций, любой формы собственности и др.
  2. Нарушение законодательства в сфере охраны окружающей среды предполагает и имущественную ответственность, которая состоит в наложении на правонарушителей обязанности с помощью своего имущества произвести возмещение причиненного окружающей среде и здоровью человека вреда.
  3. ФЗ об охране окружающей среды установил порядок и обязанность, предусматривающие полное возмещение вреда окружающей среде.

Экологические правоотношения

Экологическое правоотношение — это реально существующее общественное отношение, урегулированное нормами экологического права, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Реальность экологического правоотношения проявляется в трансформировании общих правил, предусмотренных нормами экологического права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы (объективное право), в конкретные права и обязанности участников данного отношения (субъективное право).

Объективное право представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих права и обязанности неопределенного круга субъектов экологического права. Субъективное право является индивидуализированным. Общие права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц, участвующих в правоотношении.

При этом регулируемые объективным экологическим правом общественные отношения превращаются в конкретные экологические правоотношения.

Экологические правоотношения характеризуются определенными признаками:

  • они складываются на основе норм экологического права;
  • субъекты правоотношения являются носителями конкретных прав и обязанностей. При этом если один субъект правоотношения является обладателем определенных прав, то на другого возлагаются корреспондирующие им обязанности. Так, в соответствии с Конституцией РФ и многими законами устанавливается право человека и гражданина на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Этим правам корреспондирует обязанность государственных органов, предприятий и иных субъектов экологического права такую информацию предоставить;
  • носят сознательно-волевой характер. Правоотношения складываются на основе правовых норм, созданных по воле людей. Субъекты правоотношений посредством волевых и осознаваемых действий реализуют свои права и обязанности, предусмотренные этими нормами;
  • гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой. Государство создает необходимые политические, экономические, социальные и иные условия для реализации эколого-правовых норм. В случае нарушения меры свободы участниками экологического правоотношения при реализации ими прав и обязанностей, определенных правовыми нормами, государство использует принудительную силу.

Экологические правоотношения направлены на обеспечение интересов человека, гражданина, общества и государства в рамках общественных отношений, образующих предмет экологического права, т.е.

отношений собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Экологические правоотношения, будучи выделенными по отраслевому признаку, в зависимости от иных оснований классификации весьма разнообразны.

В соответствии с функциями норм права экологические правоотношения, формируемые на их основании, подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные экологические правоотношения направлены на обеспечение развития общественных отношений по природопользованию и охране окружающей среды.

Это правоотношения по поводу экологического нормирования, экспертизы, лицензирования, сертификации, аудита, ведения государственных кадастров природных ресурсов и комплексов, мониторинга и др.

К охранительным правоотношениям относятся правоотношения по защите экологических прав физических и юридических лиц, по применению юридической ответственности за экологические правонарушения.

В теории права различаются общие и конкретные правоотношения. Общие экологические правоотношения возникают непосредственно из закона. Такие правоотношения складываются между личностью (или юридическим лицом) и государством.

В таком случае закон является юридическим фактом, порождающим экологическое правоотношение.

Так, общие экологические правоотношения возникают из ряда норм Федерального закона «Об охране окружающей среды» о запретах: о строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре (ст.

37); ввода в эксплуатацию предприятий и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды (ст. 38), ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств в целях их хранения и захоронения (ст. 48) и др. Конкретные правоотношения возникают на основе юридических фактов, например разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод и т.п.

По степени определенности субъектов экологические правоотношения разделяются на абсолютные и относительные.

Абсолютные экологические правоотношения — те, в которых определена только одна сторона — носитель субъективного права, например, права на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Вторая сторона правоотношения, на которую возложена юридическая обязанность соблюдать эти права, является персонально не определенной. В относительном экологическом правоотношении стороны персонально определены.

К примеру, в правоотношении по нормированию предельно допустимых вредных воздействий на природу одной стороной является территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, другой — предприятие, которое такие воздействия оказывает.

Посредством экологических правоотношений реализуются предусмотренные в нормах экологического права меры по обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, реализации, соблюдению и охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Эти меры имеют своих адресатов.

Экологические правоотношения имеют свою структуру. Ее элементами являются субъекты, объекты, права и обязанности.

Субъекты экологических правоотношений. Правоспособность и дееспособность

Субъектами экологических правоотношений являются субъекты экологического права, обладающие экологической правоспособностью и дееспособностью.

Субъекты экологических правоотношений по характеру обеспечиваемых и охраняемых правом экологически значимых интересов подразделяются на две группы — физические лица и организации. К организациям относятся государство в целом, государственные органы, муниципальные органы, юридические лица, общественные организации.

Круг субъектов определяется законодательством. Однако мера участия субъектов в экологических правоотношениях различна. Она определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Экологическая правоспособность — определенная законом способность лица быть носителем экологических прав и обязанностей. Правоспособность физического лица в экологическом праве часто возникает с момента рождения человека. Она связана с признанием законом его определенных прав. Например, Конституцией РФ признано право каждого на благоприятную окружающую среду.

Лесным кодексом РФ установлено право на свободное пребывание в лесах с целью отдыха, сбора ягод, грибов для личных нужд. Во многих случаях экологическая правоспособность физического лица возникает по достижении определенного возраста. Так, специальное природопользование (лесопользование, водопользование и др.

) может осуществляться физическим лицом по достижении совершеннолетия.

Экологическая правоспособность организации возникает на основаниях и в порядке, которым предусмотрены законом.

Экологическая дееспособность — это способность физического лица как субъекта экологического права и правоотношения осуществлять своими действиями принадлежащие ему экологические права и обязанности.

Сущность экологической дееспособности проявляется в том, что гражданин, к примеру, реализуя свое право на специальное природопользование, может обратиться в уполномоченные государственные органы для получения лицензии. Праву на природопользование корреспондирует обязанность по охране природы.

Если в процессе такого природопользования будет причинен экологический или экогенный вред, то гражданин обязан его возместить.

Читайте также:  Сколько раз в год проводится аудит?

Экологическая дееспособность, в отличие от правоспособности, всегда возникает по достижении определенного законом возраста. Экологическая дееспособность возникает в полном объеме по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Объекты экологических правоотношений

Объектами экологических правоотношений являются объекты экологических отношений, регулируемых нормами экологического права. Объекты экологических отношений весьма разнообразны. В рамках интегрированного и дифференцированного подходов к регулированию экологических отношений выделяются две группы объектов.

К первой группе относятся окружающая среда или природа, а также природные комплексы (государственные природные заповедники, парки, заказники и другие особо охраняемые природные территории и территории традиционного природопользования). Вторая группа — отдельные природные объекты и ресурсы — земля, недра, воды, атмосферный воздух, леса и растительный мир вне лесов, животный мир, озоновый слой, климат, околоземное космическое пространство.

Более подробно вопрос об объектах экологических общественных отношений рассмотрен в главе II учебника.

Применительно к вопросу об объектах экологических правоотношений целесообразно рассмотреть также вопрос о сфере их распространения. Прежде всего подчеркнем, что такие объекты расположены в основном в пределах государственной территории Российской Федерации. Некоторые такие объекты расположены и за пределами территории российского государства, например исключительная экономическая зона.

Содержание экологических правоотношений

Содержание экологических правоотношений определяется совокупностью субъективных экологических прав и юридических обязанностей.

Субъективное экологическое право представляет собой предусмотренную юридической нормой меру возможного поведения участника правоотношения.

Говоря о том, что право — это мера возможного поведения, мы подчеркиваем, что обладатель права по своему усмотрению решает вопрос о его реализации.

Субъект всегда может отказаться от использования права, которое ему принадлежит, за исключением случаев, когда субъективное право является одновременно и юридической обязанностью (полномочия государственных органов и должностных лиц).

Субъективные права, установленные в экологическом праве, по своему содержанию и характеру различаются. К примеру, субъективное право на благоприятную окружающую среду существенно отличается от права собственности на землю и другие природные ресурсы.

Особенность последнего в том, что собственник может по своему усмотрению пользоваться соответствующим благом до определенного предела, установленного законом. В соответствии со ст.

36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Юридическая обязанность — это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника экологического правоотношения.

Юридическая обязанность отличается от субъективного права тем, что от нее субъект правоотношения не может отказаться.

Неисполнение обязанности является основанием для применения юридической ответственности. Ответственность наступает также при ненадлежащем исполнении обязанности.

Юридическая обязанность является мерой поведения субъекта экологического правоотношения, определяемой законом в целях охраны окружающей среды, обеспечения рационального природопользования, соблюдения экологических прав. Нарушение этой меры влечет нарушение субъективного права.

Юридические обязанности в экологическом праве, относящемся к публичному праву, обладают той особенностью, что в их основу положены как частные, так и публичные интересы.

В связи с этим особое значение в экологическом праве имеют обязанности государства, его органов и должностных лиц. В рамках экологической функции государство обеспечивает общественные интересы.

Поэтому права и обязанности государства, его органов и должностных лиц совпадают, объединяясь термином «полномочия».

Возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений

Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты. Юридические факты — это такие жизненные обстоятельства, с которыми нормы экологического права связывают возникновение, изменение или прекращение юридических отношений. Юридические факты вызывают наступление предусмотренных нормой юридических последствий.

Все юридические факты делятся на действия и события. Действия всегда являются осознанными и волевыми актами поведения людей. Они делятся на правомерные и неправомерные. Все действия классифицируются на юридические акты и поступки.

Юридические акты — действия, которые направлены на достижение определенных юридических последствий. К примеру, согласно ст.

14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ. Юридическим актом в данном случае будет обращение лица — владельца стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха в уполномоченный государственный орган за разрешением.

Юридические поступки — это такие действия, которые независимо от намерения лица влекут возникновение юридических последствий, т.е. порождают, изменяют либо прекращают экологическое правоотношение.

Например, намерение построить высокоскоростную магистраль Санкт-Петербург — Москва влечет необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду.

До передачи материалов проекта на государственную экологическую экспертизу инициатор намечаемой деятельности обязан обеспечить согласование материалов с органами федерального надзора и контроля и органами местного самоуправления и получить их положительные заключения и (или) документы согласований.

В контексте обсуждения вопроса о действиях как формы юридических фактов, служащих основанием возникновения экологических правоотношений, важно обратить внимание на то, что необходимость их (действий) осуществления всеми субъектами экологического права, в том числе государства в лице уполномоченных органов, вытекает из закона.

К примеру, одной из основных мер охраны окружающей среды является нормирование качества окружающей среды, требования которого определены Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Определенные Правительством РФ уполномоченные государственные органы исполнительной власти обязаны обеспечить разработку и утверждение таких нормативов.

Наиболее существенной причиной низкой эффективности экологического права в Российской Федерации является то, что специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды не совершают предусмотренные законодательством действия, то есть бездействуют. В значительной степени эта характеристика относится и к юридическим лицам.

События, в отличие от действий, происходят помимо воли людей. Событием являются, к примеру, природные явления — землетрясения, наводнения и др., порождающие стихийные бедствия. Отношения по поводу таких природных явлений, вызывающих стихийные бедствия, также регулируются законодательством. По их поводу складываются экологические правоотношения.

2.3. Экологические правоотношения

Как отмечалось выше, в ходе конституционно-судебной практики происходит согласование равновеликих, конституционно гарантированных, интересов.

В том числе находят разрешение коллизии между экономическими правами и свободами, с одной стороны, и конституционным требованием охраны окружающей среды, с другой стороны.

Согласно конституционным положениям земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи 9).

Одной из центральных задач, стоящих перед конституционным нормоконтролем, является согласование предпосылок благоприятного экономического развития с экологическими требованиями; установление баланса между осуществлением субъектами хозяйственной деятельности принадлежащих им прав и публичными интересами в сфере экологии, обеспечением охраны окружающей среды .

———————————

Определение от 30 сентября 2010 года N 1421-О-О.

Конституция, исходя из закрепленной в ее преамбуле ответственности за благополучие перед нынешним и будущими поколениями, утверждая права и свободы человека и гражданина, признает право каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42), реализуемое в единстве с обязанностями, включая обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), а также обязанность платить законно установленные налоги и сборы (статья 57), имеющую в том числе природоохранную направленность. Вместе с тем, поскольку природопользование объективно влечет причинение экологического вреда, федеральный законодатель при осуществлении правового регулирования в области экологического развития наделен достаточно широкой дискрецией, что обусловлено необходимостью защиты таких конституционно значимых ценностей, как экологическая безопасность и здоровье граждан. Этим предопределяются его полномочия вводить различного рода обязательные публичные платежи, имеющие своей целью минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого в процессе хозяйственной деятельности (Постановление от 19 июля 2019 года N 30-П) .

———————————

См. также: постановления от 14 мая 2009 года N 8-П, от 5 марта 2013 года N 5-П.

Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться, указывает Конституционный Суд, прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду. Публичная власть, несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана, в свою очередь, принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков .

———————————

См.: постановления от 14 мая 2009 года N 8-П, от 5 марта 2013 года N 5-П, от 2 июня 2015 года N 12-П.

Ввиду отсутствия в природоохранном законодательстве точного определения, какая из сторон гражданского правоотношения по размещению отходов выполняет функцию плательщика публично-правового платежа за негативное воздействие на окружающую среду (специализированная организация, непосредственно размещающая отходы, либо образующие отходы предприниматели), ранее Конституционный Суд признал допустимым применять договорное регулирование при определении обязанного лица осуществлять эколого-правовой платеж, указав, что с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в договоре по размещению отходов будет возложена обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду . Тем самым условие договора о принадлежности обязательства по внесению эколого-правового платежа влечет за собой публично-правовые последствия. Помимо прочего, подобное определение субъекта уплаты эколого-правового платежа положительно сказывается на экологической ситуации, стимулируя производителя отходов образовывать их в меньшем объеме.

———————————

Постановление от 5 марта 2013 года N 5-П.

В соответствии с конституционными положениями, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, которые могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и одновременно обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам. Данные предписания в нормативном единстве с провозглашенными в конституционной преамбуле целями обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними выражают один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности — принцип приоритета публичных интересов.

  • Опираясь на конституционные положения, в совокупности устанавливающие ориентиры в сфере законодательного регулирования охраны окружающей среды, а равно управления находящимися в государственной собственности природными ресурсами,
  • Конституционный Суд в своих решениях указывает на необходимость достижения баланса частных и публичных интересов в экономической сфере и в сфере обеспечения экологической безопасности путем установления правового регулирования, ориентированного на профилактику экологических правонарушений и на стимулирование щадящих по отношению к окружающей среде методов хозяйствования в целях так называемого экосовместимого экономического развития, что предполагает использование как частноправовых, так и публично-правовых методов регулирования, включающих широкий набор административных, фискальных и иных правовых средств (Определение от 13 мая 2019 года N 1197-О) .
  • ———————————
Читайте также:  Каковы основные этапы развития экологического законодательства?

См. также: Постановление от 5 марта 2013 года N 5-П.

Вместе с тем правовые основы государственной политики в природоохранной сфере — исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, — должны, обеспечивая баланс интересов субъектов хозяйственной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов общества в целом, гарантировать соблюдение экологических прав всех граждан. Этим предопределяются возложение на государство в лице его органов соответствующих координирующих, контрольных и нормативно-регулятивных функций и конституционно-правовая ответственность за их выполнение (Определение от 30 января 2020 года N 37-О) .

———————————

См.: Постановление от 14 мая 2009 года N 8-П; Определение от 5 октября 2011 года N 1419-О-О.

С одной стороны, установление арендной платы исходя из пород лесных насаждений, отнесения к деловой и дровяной древесине (с делением по категории крупности), принадлежности к одному из лесотаксовых районов, расстояния вывозки древесины, а также применение к арендным ставкам корректирующих коэффициентов при заготовке древесины в зависимости от степени повреждения лесных насаждений и др. являются, как указывает Конституционный Суд, способом реализации государством правомочий публичного собственника природных ресурсов. С другой стороны, установление платы за негативное воздействие на окружающую среду имеет целью обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и, следовательно, преследует не столько фискальный интерес государства в наполнении казны, сколько общий интерес в сохранении природы и обеспечении экологической безопасности. Как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, названный платеж является обязательным публично-правовым платежом за осуществление государством мероприятий по восстановлению окружающей среды от указанных негативных последствий в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Особенность данного экологического платежа заключается в том, что осуществление указанной деятельности сопряжено не с изъятием компонентов природной среды, а с поступлением в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Такое негативное воздействие, в свою очередь, способно повлечь за собой возникновение подлежащего возмещению вреда окружающей среде, т.е. деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (определения от 13 мая 2019 года N 1197-О, от 2 октября 2019 года N 2662-О) .

———————————

См. также: постановления от 28 февраля 2006 года N 2-П, от 14 мая 2009 года N 8-П, от 5 марта 2013 года N 5-П; Определение от 10 декабря 2002 года N 284-О.

С опорой на данную правовую позицию Конституционным Судом было раскрыто содержание обязанности юридических и физических лиц, осуществляющих заготовку древесины, по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, в том числе объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания.

Как было разъяснено, лес является особенно сложной экосистемой, состоящей из таких компонентов (элементов природной среды), как, например, лесная растительность, животный мир, подземные воды, что качественно отличает его от озелененных территорий населенных пунктов.

Поскольку воспроизводство лесов хотя и выполняет климаторегулирующую роль (способствует выработке кислорода, защите от ветровой и водной эрозии почв, абсорбции вредных выбросов и т.д.

), но не способно в полной мере восстановить нарушенное хозяйственной деятельностью равновесие в экосистеме, постольку проведение мероприятий по лесовосстановлению является не мерой возмещения экологического вреда в натуральной форме (статья 1082 ГК РФ), но непременным условием получения разрешения на осуществление деятельности по заготовке древесины, подобно тому, как компенсационное озеленение (т.е. воспроизводство зеленых насаждений взамен уничтоженных или поврежденных) может выступать обязательным условием вырубки зеленых насаждений на основании специального разрешения . Этот подход подлежит применению не только к отношениям по возмещению вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, но и к отношениям по возмещению вреда, причиненного объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в связи с правомерной хозяйственной деятельностью по заготовке древесины. Такой вывод подтверждается как обращением к принципу «загрязнитель платит», имеющим самостоятельное значение и не исчерпывающимся принципом ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, так и возмещением вреда окружающей среде, причиненного хозяйственной деятельностью, на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы. Лицо, которому предоставлено право пользования лесным участком, при совершении одних и тех же действий, связанных с рубкой лесных насаждений, является субъектом разных правоотношений: регулируемых как преимущественно лесным законодательством (осуществление разрешенной государством деятельности по заготовке древесины), так и законодательством о животном мире и об охоте (возмещение вреда объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания). Следовательно, само по себе соблюдение данным лицом требований относительно допустимого объема изъятия древесины, имеющих характер нормативов такого изъятия указанного компонента природной среды, не исключает негативного воздействия его деятельности на иные компоненты этой природной среды — объекты животного мира. При этом правовая позиция относительно учета затрат причинителя вреда по устранению загрязнения окружающей среды при определении размера возмещаемого вреда подлежит распространению лишь на случаи, когда лицо, неумышленно причинившее вред окружающей среде, действуя впоследствии добросовестно, до принятия в отношении него актов принудительного характера, совершило за свой счет активные действия по реальному устранению причиненного вреда окружающей среде (ликвидации нарушения), осуществив при этом значительные материальные затраты , и не применима к обстоятельствам конкретного дела без учета характера причиненного вреда и предпринятых мер для его минимизации. Вместе с тем ранее выраженный Конституционным Судом подход, согласно которому различия в правовой природе денежных сумм, уплачиваемых в возмещение ущерба, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства, и платежей за рубку находящихся в федеральной собственности лесных насаждений, предопределяют различный подход к определению принципов и порядка установления соответствующих платежей , может быть применим в качестве ориентирующего и в иных ситуациях лесопользования (Определение от 13 мая 2019 года N 1197-О).

  1. ———————————
  2. Постановление от 2 июня 2015 года N 12-П.
  3. Постановление от 2 июня 2015 года N 12-П.
  4. Определение от 9 февраля 2016 года N 255-О.
  5. Определение от 25 сентября 2014 года N 2287-О.

Так как забота об охране окружающей среды и экологической безопасности не означает полного отказа от использования природных ресурсов при занятии предпринимательской деятельностью, законодатель, определяя порядок и условия ее осуществления в сфере охотничьего хозяйства, призван — исходя из конституционных принципов юридического равенства, запрета злоупотребления правами в ущерб интересам других лиц и недопустимости необоснованных и неэквивалентных ограничений конституционных прав и свобод — устанавливать оптимальный правовой режим охотпользования, учитывающий объективные особенности осуществления различных видов этой деятельности и одновременно исключающий возможность недобросовестной конкуренции (Определение от 23 апреля 2020 года N 863-О) . В этих обстоятельствах, отмечает Конституционный Суд, включение в охотхозяйственное соглашение годового размера сборов за пользование объектами животного мира не может расцениваться как приводящее к двойному обложению юридических лиц сбором за пользование объектами животного мира, плательщиками которого признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (Определение от 17 июля 2018 года N 1812-О).

———————————

См. также: постановления от 14 мая 2009 года N 8-П, от 5 марта 2013 года N 5-П, от 2 июня 2015 года N 12-П, от 25 июня 2015 года N 17-П.

В связи с обращениями индивидуальных предпринимателей, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, по вопросу предположительных коллизий между правом собственности и установлениями природоохранного законодательства, Конституционный Суд указал на важность согласующей публичные и частные интересы возможности граждан и юридических лиц восстановить свои права на объекты недвижимого имущества в случае, если их права на эти объекты подлежат прекращению (прекращены) на основании нахождения данных объектов в границах лесничества, лесопарка (Определение от 19 декабря 2019 года N 3436-О).

Необходимо отметить также, что отстаиваемый в решениях Конституционного Суда принцип приоритета публичных интересов в экологической сфере, утверждая баланс интересов субъектов хозяйственной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов общества в целом, предотвращает, помимо того, создание предпосылок для недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *