Где закреплены экологические права?

Статья 42 Конституции РФ провозглашает:

«Каждый имеет право на благоприятную окружаюшую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.».

Ядром конституционных основ охраны окружающей среды является статья 42 Конституции РФ, закрепляющая три самостоятельных экологических права: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Неотъемлемость данных прав вытекает не только из их закрепления в Конституции Российской Федерации, но и из их содержания.

Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду — одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. В основе своей оно носит естественный характер. Данное право тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, подразумевает состояние среды обитания, качество жизни, труда, отдыха, соответствующие определенным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим стандартам, предполагающим пригодную для питья воду, надлежащий атмосферный воздух, кондиционные продукты питания, рекреационные условия. К этой подгруппе экологических прав относится наличие земель соответствующего качества, на которых либо над или под которыми находятся все остальные природные ресурсы соответствующего качества — компоненты окружающей среды.

Право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается различными формами, среди которых: нормирование качества окружающей среды; меры, связанные с предотвращением различных экологически вредных последствий; оздоровление окружающей среды; предупреждение и ликвидация последствий аварий, техногенных катастроф; государственный контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Особая роль в обеспечении права на благоприятную окружающую среду принадлежит органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам, чья деятельность, в конечном итоге, создает благоприятные условия для реализации и правовой защиты обозначенного выше права.

В законодательстве содержатся юридически значимые критерии оценки благоприятного состояния окружающей среды и соответственно соблюдения данного субъективного права.

Прежде всего, юридическими критериями служат нормативы качества окружающей среды и нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, предусмотренные Федеральным законом «Об охране окружающей среды», иными актами экологического законодательства.

Такие нормативы направлены преимущественно на обеспечение чистоты окружающей среды, что является лишь одной, хотя и важной характеристикой благоприятного состояния окружающей среды.

Во вторую подгруппу конституционных экологических прав входит право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое имеет принципиальное значение для реализации права на благоприятную среду.

Эффективность относительно новой сферы деятельности по обеспечению экологической безопасности, экологического благополучия и реализации экологических прав граждан в значительной мере определяется ее информационным обеспечением, которое в XXI в.

приобретает значительный вес и может влиять на политику, экономику, правоприменение, проведение единой государственной экологической политики.

Это право также гарантировано статьей 24 Конституции Российской Федерации, обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено в законе. Согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах и событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления. Соответственно статью 24 Конституции Российской Федерации следует толковать более широко, поскольку она является нормой прямого действия. В случаях, когда гражданину необходимо получить информацию о состоянии окружающей среды в местах его проживания и мерах по ее охране, должностные лица, обладающие информацией, непосредственно затрагивающей права и законные интересы гражданина, обязаны предоставить такую информацию в полном объеме. Данное требование закреплено также в статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Отказ в доступе к интересующей субъекта информации влечет для лица, отказавшего в предоставлении такой информации, наступление ответственности (административной либо уголовной).

Предусмотренные в федеральном законодательстве предписания об информации служат правовой базой для реализации экологических прав, формирования благоприятных природных условий жизни граждан. Право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды реализуется путем его закрепления в различных федеральных законах, так или иначе связанных с состоянием окружающей среды.

Так, в статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право граждан на благоприятную окружающую среду представлено такими элементами, как защита от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, достоверность информации о состоянии окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде.

Также, поскольку охрана здоровья граждан является основной целью сохранения благоприятной для здоровья окружающей природной среды, в статье 8 Федерального закона от 30.03.

1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривается, что граждане имеют право получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продуктов производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Кроме того, в статье 29 Федерального закона от 04.05.

1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право: на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения и вредного физического воздействия на него; участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха; обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества.

Третьей составляющей права на благоприятную окружающую среду является возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате экологического правонарушения.

Данная составляющая является, с одной стороны, гарантией обеспечения права на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, с другой — одной из задач экономического механизма охраны окружающей среды.

Это связано с правом каждого на возмещение государством в полном объеме причиненного вреда незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами.

Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда. Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует праву граждан на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу

Согласно статье 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды, подлежит возмещению в полном объеме.

Возмещение вреда в этих случаях производится в соответствии со статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Для возмещения вреда и наступления ответственности необходимо установить: 1) наличие вреда; 2) противоправность поведения лица; 3) наличие причинной связи между действиями лица, причинившего вред, и наступившими вредными последствиями; 4) форму вины.

Вред согласно законодательству может причиняться как физическим, так и юридическим лицам. Физическому лицу может быть причинен физический, имущественный и моральный вред, юридическому лицу причиняется как имущественный вред, так и вред его деловой репутации.

Юридические и физические лица вправе обращаться в суд как общей, так и специальной юрисдикции с исковыми требованиями, например о прекращении работы предприятия, чья производственная деятельность причиняет вред здоровью отдельных граждан и окружающей среде в целом. При этом вся финансовая ответственность бременем ложится на виновников загрязнения окружающей среды.

Поскольку вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены в соответствии со статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, кроме федеральных нормативных правовых актов вопросы природопользования и охраны окружающей природной среды регулируют и акты субъектов Российской Федерации.

Так, на территории Алтайского края действует закон Алтайского края от 01.02.2007 № 3-ЗС «Об охране окружающей среды в Алтайском крае» (далее — Закон Алтайского края).

Закон определяет правовые основы политики Алтайского края в области охраны окружающей среды, направленной на обеспечение экологической безопасности Алтайского края, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды.

Данный закон определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды, закрепляет требования в области охраны окружающей среды на территории Алтайского края.

Также Закон Алтайского края регулирует вопросы государственного экологического надзора в Алтайском крае, производственного и общественного экологического контроля. Отдельная статья Закона Алтайского края посвящена системе информационного обеспечения охраны окружающей среды, а также ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Также, на территории муниципальных образований принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, а также акты органов местного самоуправления по вопросам окружающей природной среды, отнесенным федеральным законодательством к их компетенции. 

38.Экологические права граждан

  • В ст. 42 Конституции
    РФ (Каждый
    имеет право на благоприятную окружающую
    среду, достоверную информацию о ее
    состоянии и на возмещение ущерба,
    причиненного его здоровью или имуществу
    экологическим правонарушением )
    перечислены основные группы экологических
    прав граждан и иных физических лиц, в
    том числе их право на:
  • ● благоприятную
    окружающую среду;
  • ● достоверную
    информацию о состоянии окружающей
    среды;
  • ●возмещение
    ущерба, причиненного здоровью или
    имуществу экологическим правонарушением.

Анализ приведенных
выше прав позволяет провести определенную
их классификацию. Так, право
на благоприятную окружающую среду
по
своей сути является естественным правом
человека, принадлежащим ему от рождения.
При этом надлежащая реализация такого
права фактически не зависит от самой
личности, а напрямую связана с финансовыми,
материальными организационными и иными
возможностями органов публичной власти
обеспечить благоприятное для человека
состояние окружающей среды. Хотя
прилагать собственные определенные
усилия в целях улучшения своей среды
обитания, например, путем добровольных
пожертвований на природоохранные
мероприятия либо посредством участия
в таких мероприятиях, конкретному
физическому лицу закон и не запрещает.

Читайте также:  В каком случае назначается уголовная ответственность за экологические правонарушения?

Право на достоверную
информацию о состоянии окружающей среды
может быть
рассмотрено с нескольких позиций.

С
одной стороны человек может реализовать
это право путем активного волеизъявления,
обращаясь с запросом к уполномоченному
на то органу публичной власти.

При этом
необходимо четко конкретизировать
объект своего интереса применительно
к месту своего жительства или
преимущественного пребывания, поскольку
на поставленные вопросы общего характера,
как показывает практика, едва ли можно
получить исчерпывающий ответ.

В то же время это
право, согласно действующему
законодательству, может реализоваться
физическим лицом и в «пассивном» режиме.
Речь идет об обязанности государственных
органов по охране окружающей среды
ежегодно готовит доклад о состоянии
окружающей среды в субъектах Российской
Федерации и на базе его федеральный
доклад, который затем обнародуется.

Вместе с тем данная процедура позволяет
лишь определить общие тенденции
(улучшение, ухудшение либо стабилизацию
экологической обстановки) в сравнении
с аналогичными периодами.

Поэтому с
точки зрения буквального соблюдения
рассматриваемого права важное значение
имеет своевременность доведения
уполномоченными на то органами до
населения информации, создающей реальную
угрозу жизни и здоровью физических лиц
в каждом конкретном случае. В этом смысле
не случайно в ст.

237 уголовного кодекса
РФ установлена ответственность за
сокрытие или искажение информации о
событиях, фактах или явлениях, создающих
опасность для жизни или здоровья людей
либо для окружающей среды, совершенные
лицом, обязанным обеспечивать население
и органы, уполномоченные на принятие
мер для устранения такой опасности,
указанной информацией.

То есть если
руководитель предприятия, на котором
произошли незапланированные выбросы
или сбросы, превышающие официально
установленные лимиты, не сообщил об
этом в специально уполномоченные органы,
то он может являться субъектом уголовной
ответственности по названной статье.
Равно как и представитель, специально
уполномоченного органа, будучи
проинформированным о той или иной
неблагополучной ситуации, но, не приняв
мер к обеспечению безопасности населения
на соответствующей территории, тоже
нарушает уголовный закон.

Право на возмещение
ущерба, причиненного здоровью или
имуществу экологическим правонарушением,
возникает
при наличии установленной экспертными
исследованиями и подтвержденной в
заключении причинно-следственной связи
между экологическим правонарушением
и причинением ущерба. Вместе с тем и
здесь не обойтись без выражения воли
физического лица (его представителя)
на возмещение ему ущерба посредством
направления в суд соответствующего
искового заявления.

В ст. 11 Федерального
закона «Об охране окружающей среды» в
несколько иной интерпретации повторяются
закрепленные в конституции РФ экологические
права, а также перечисляются возможные
способы реализации гражданами своих
экологических прав.

Так, помимо права
на благоприятную окружающую среду,
гражданин имеет право на защиту этой
среды от негативного воздействия,
вызванного хозяйственной или иной
деятельностью, чрезвычайными ситуациями
природного и техногенного характера,
а также на возмещение вреда причиненного
окружающей среде.

  1. Реализуя свои
    экологические права граждане могут:
  2. ● создавать
    общественные объединения, фонды и иные
    некоммерческие организации, осуществляющие
    деятельность в области охраны окружающей
    среды;
  3. ● направлять
    обращения в органы государственной
    власти Российской Федерации, органы
    государственной власти субъектов
    Российской Федерации, органы местного
    самоуправления, иные организации и
    должностным лицам о получении
    своевременной, полной и достоверной
    информации о состоянии окружающей среды
    в местах своего проживания, мерах по её
    охране;
  4. ● принимать участие
    в собраниях, митингах, демонстрациях,
    шествиях и пикетировании, сборе подписей
    под петициями, референдумах по вопросам
    охраны окружающей среды и в иных не
    противоречащей законодательству
    Российской Федерации акциях;
  5. ● выдвигать
    предложения о проведении общественной
    экологической экспертизы и участвовать
    в её проведении в установленном порядке;
  6. ● оказывать
    содействие органам государственной
    власти Российской Федерации, органам
    государственной власти субъектов
    Российской Федерации, органам местного
    самоуправления в решении вопросов
    охраны окружающей среды;
  7. ●обращаться в
    органы государственной власти Российской
    Федерации, органы государственной
    власти субъектов Российской Федерации,
    органы местного самоуправления и иные
    организации с жалобами, заявлениями и
    предложениями по вопросам, касающимся
    охраны окружающей среды, негативного
    воздействия на окружающую среду, и
    получать своевременные и обоснованные
    ответы;
  8. ● предъявлять
    иски в суд о возмещении вреда окружающей
    среде;
  9. ● осуществлять
    другие предусмотренные законодательством
    права.

Конкретизация
экологических прав граждан и способов
их реализации находит свое отражение
в законодательных и подзаконных актах.

Так глава V Федерального закона «Об
экологической экспертизе» регламентирует
процедуру инициирования и проведения
общественной экологической экспертизы.

По своей сути это одна из возможных форм
реализации права граждан, как на
благоприятную окружающую среду, так и
на достоверную информацию о состоянии
окружающей среды, поскольку выводы,
содержащиеся в заключении экспертной
комиссии, являясь доступными для
проживающего на соответствующей
территории населения, позволяют иметь
четкое представление о негативных и
позитивных сторонах предлагаемого к
реализации объекта (например,
производственного комплекса,
автозаправочного пункта и т. д.), который
исследуется в ходе экспертизы.

Давая определение
экологическим
правам граждан, следует отметить, что
это закрепленные в Конституции Российской
Федерации и иных нормативных правовых
актах, а также допускаемые (не запрещенные)
ими формы волеизъявления граждан в
сфере природопользования, охраны
окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности, создание
препятствий, в реализации которых может
повлечь за собой негативные для
нарушителей этих прав последствия в
установленном законом порядке.

Экологические права граждан

⇐ Предыдущая2425262728293031Следующая ⇒

  • Экологические права граждан — это совокупность закреплённых в международных актах, Конституции РФ, специальном экологическом и смежном с ним законодательством прав индивида, реализуемых в процессе взаимодействия с окружающей средой и обеспечивающих удовлетворение его основных потребностей в этой сфере.
  • Экологические права граждан :
  • 1) Право на благоприятную окружающую среду
  • 2) Право на достоверную информацию о ее состоянии
  • 3) Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением
  • 4) Право на природопользование
  • Также прямое отношение к данной разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья и медицинскую помощь (статьи 37, 41 Конституции РФ).
  • В связи с низкой эффективностью природоохранной деятельности государства и сложной экологической обстановкой законодательное, особенно конституционное, закрепление экологических прав имеет для каждого адресата огромное значение.

Имеющая высшую юридическую силу и прямое действие Конституция Российской Федерации, создает основы всех отраслей российского законодательства, в том числе, об охране окружающей среды и экологической безопасности. Конституция РФ содержит экологические предписания и принципы, которые должны применяться на всей территории страны, а все принимаемые в Российской Федерации правовые акты не должны им противоречить.

  1. Статья 42 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».
  2. 1. Право граждан на благоприятную окружающую среду (Приложение 2)
  3. Право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства.

Статья 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 закрепляет право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (Приложение 3) .

  • Для реализации права на благоприятную окружающую среду граждане могут:
  • — создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
  • — направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
  • — принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
  • — выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
  • — оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
  • — обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
  • — предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
  • — осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
  • При этом граждане обязаны:
  • — сохранять природу и окружающую среду;
  • — бережно относиться к природе и природным богатствам;
  • — соблюдать иные требования законодательства.
  • ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. (Приложение 4) направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, и закрепляет права граждан на:
  • — благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
  • — получение в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
  • — осуществление общественного контроля за выполнением санитарных правил;
  • — также граждане могут вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
Читайте также:  Что содержит комплексное экологическое разрешение?

— граждане имеют право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст.8).

Статья 10 вышеупомянутого закона перечисляет такие обязанности граждан, как: выполнение требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботу о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; граждане не должны осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан регламентируют право граждан Российской Федерации на охрану здоровья (ст.17).

Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.

Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 19 вышеупомянутого закона устанавливает право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье.

Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

ФЗ от 21 декабря 1994 г.

№ 68 -ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, т.е.

права на экологическую безопасность. Это право также связано с правом на благоприятную окружающую среду, поскольку часто чрезвычайные ситуации, вызванные авариями и катастрофами, влекут за собой негативные экологические последствия.

  1. В ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» закреплено право на защиту исконной среды обитания коренных малочисленных народов, которое также является разновидностью экологической правоспособности.
  2. Конечно, нельзя отрицать того, что действующее законодательство не содержит целостной и эффективной системы правовых норм, обеспечивающих экологическую безопасность населения и предотвращающей катастрофическое ухудшение здоровья граждан.
  3. 2. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

Помимо закрепления данного права Конституцией РФ, как одного из основополагающих прав человека, основным нормативно правовым актом, регламентирующим данные правоотношения, является ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» .

Согласно же Закону РФ «О государственной тайне» , сведения о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране не могут быть засекречены и стать объектом государственной тайны (ст. 7).

Гарантии данного права можно найти, обратившись к законам «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об экологической экспертизе» и др.

Экологические права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды

Одним из главных институтов экологического права считается институт экологических прав и обязанностей. Экологические права и обязанности граждан – это главные понятия в целях защиты охраны окружающей среды и жизненно важных интересов человека.

Экологические права

В конституции РФ определены и закреплены государством те возможности, которые позволяют человеку гарантировано выбирать вид и меру своего поведения, а также пользоваться всеми социальными благами в своих личных и общественных интересах.

Экологическая обязанность

Обязанностью является необходимость, которая установлена государством в интересах всех членов государства и закреплена в законе РФ.

Она определяет каждому человеку вид и меру поведения, а также ответственность за ненадлежащее исполнение этой обязанности.

В соответствии с Законом РФ – человек, его права и свободы – это главная ценность государства. Его прямая обязанность – это признание прав и свобод, соблюдение их и защита человека.Одно из ключевых задач и решений экологического права – это обеспечение прав и свобод человека.

Замечание 1

СтатьЯ 42 Конституции РФ гласит:- каждый гражданин имеет право на экологически чистую окружающую среду, а также на достоверную информацию о ее состоянии. В случае нанесения здоровью человека или причинению его имуществу вреда, человек может претендовать на компенсацию за ущерб, причиненный экологическим правонарушением.

Эти права и свободы действуют вместе с другими конституционными правами, принятыми органами государственной власти.Такими правами человека и гражданина являются:

  • права создавать разные объединения(т.30);
  • право на проведение мирных общественных акций, таких как: собраний, демонстраций, митингов и иных шествий (ст.31);
  • право получать информацию любым законным способом иметь к ней беспрепятственный допуск(ст.29);
  • право обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления (ст.33) для защиты своих интересов, прав и свобод.(ст.45)

Экологически значимые решения подробно освещены в Конституции РФ. Также отдельные статьи и нормы Закона Российской Федерации являются источником экологического права и регулируют права и обязанности участников экологических отношений.

Основные права в области окружающей среды

Выделяются основные права человека в области охраны окружающей среды.

Право на благоприятную среду

Главное право граждан – право на благоприятную окружающую среду. Оно носит субъективный и основополагающий характер. Другие экологические права и обязанности носят характер участия в его реализации.

Данное право полагается на основании Закона «Об охране окружающей среды», наиболее важное положение закреплено в первой статье. Данная статья указывает на то, что без создания подобающих условий в окружающей среде невозможно создать почву для жизни существ в природе, в том числе и человека. Благоприятные условия необходимы для нормальной работы экосистемы в естественном порядке.

Право на оповещение

Не менее важные тезисы преподнесены во второй части статьи 24 закона. Согласно данным положениям, люди имеют право не только на благополучие окружающей среды, но и на получение достоверной информации по части ее состояния.

В случае отсутствия особого запрета на законодательном уровне каждый человек может изучить документы, в котором указаны показатели, определяющие экологическую обстановку. Это один из способов реализации личных свобод и прав человека.

Именно с гласности, с открытого доступа к информации о состоянии, перспективах использования, принадлежности лесных и земельных участков, а также участков недр, водных объектов, объектов животного мира и начинается обеспечение правильного природопользования и охраны экологии. Также в условиях развития рыночной экономики, для которой характерна конкуренция, необходима открытость общества. В правовом поле должно находиться строительство для ведения сельского, фермерского и лесного хозяйства.

Законы регулирующие вопросы по защите окружающей среды

Федеральный закон от27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» считается главным правовым и комплексным актом информационного законодательства.

Однако, Конвенция о доступе к информации и доступе к правосудию по вопросам об охране окружающей среды (г. Орхус, 25 июня 1998 г.) на сегодняшний день пока не вступила в действие на территории России.

Этот факт объясняется неготовностью российской правоохранительной и информационной систем.

Закон РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» создан и применяется для защиты информационных прав граждан и юридических лиц, а также для информационного обеспечения гласности.

За последние годы создана законодательная и нормативно-правовая база информационного обеспечения природоохранных отношений общественности, обеспечивающая их открытость и доступность.

Экологическое право

  • Школьникам: Сотка, Учи.Дома, Фоксфорд, Тетрика, Вебиум, Skysmart.
  • Английский: Инглекс, Skyeng, Puzzle, Novakid, Lingualeo.
  • Взрослым: Skillbox, Нетология, Geekbrains, Яндекс, SkillFactory, Уроки легенд, Skypro.

В 20 веке одной из основных задач политики государства стало обеспечение благоприятной окружающей среды для всего населения России.

Взгляд со стороны на страны мира, на уровень изменения их природных ресурсов, участившиеся природные катаклизмы, увеличение уровня заболеваемости граждан заставило руководство страны задуматься о будущем своей нации. Изучению подверглись механизмы природного воздействия на живые организмы. Стали издаваться законы, ограждающие повсеместное вмешательство человека в процессы природы.

В настоящее время в сознание людей пришло понимание того, что ресурсы природы, ее богатства, полезные ископаемые, которые так бездумно эксплуатировались на протяжении многих лет, когда-нибудь закончатся.

Государство подвергло правовому регулированию связь между обществом и окружающей природой. Право на жизнь было провозглашено высшей ценностью.

Для его обеспечения необходимо проживание человека в экологически чистой среде, которая не воздействует пагубно на его здоровье, не наносит ему смертельный вред.

Поэтому, в статье 17 Конституция России закрепила право на благоприятную окружающую среду за каждым человеком с момента его рождения. Данное право является естественным и не может быть ограничено.

Классификация экологических прав человека в зависимости от важности

Взаимодействие физических лиц с окружающей природой нашло свое отражение в специальной отрасли права – экологической.

Основные права

Основные права отражены в Конституции России и международных правовых документах. Они являются основополагающими для всех остальных норм права:

  • право иметь землю в частной собственности (ст. 36 Конституции РФ);
  • право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции России);
  • право на получение правдивых сведений о состоянии окружающей среды;
  • право на возмещение вреда, который был причинен здоровью человека в ходе нарушения экологических норм права;
  • право выполнять свои трудовые обязанности в условиях, отвечающих санитарным и гигиеническим нормам (ст. 37 Конституции);
  • право на обеспечение безопасности здоровья человека и оказание необходимой медицинской помощи (ст. 41 Конституции РФ).
Читайте также:  В чем состоит основная задача экологического контроля?

Вспомогательные права

Вспомогательные права регулируются нормативно-правовой базой РФ и ее субъектов. Они характеризуют взаимоотношения по природопользованию, методы охраны природы:

  • право любого человека, находящегося на территории России, быть защищенным от воздействия радиации;
  • право на защиту своего здоровья от вредного воздействия окружающей природной среды;
  • право свободного пребывания в лесных недрах страны.

Классификация экологических прав человека в зависимости от интересов

В зависимости от того, какие интересы регулируются, принято выделять следующие экологические права:

  • в области гражданского права – призваны защищать здоровье, имущество человека от неблагоприятного воздействия окружающей его природы;
  • в области политических норм – предоставляют право гражданину участвовать любыми не запрещенными способами в решении вопросов экологической безопасности страны (путем проведения референдума, обжалования в судебных инстанциях принятых решений, действий или бездействий чиновников, должностных лиц, которые привели к нарушению признанных экологических прав, свобод человека);
  • в области культуры – направлены на культурное развитие индивида;
  • в области экономических, социальных норм – направлены на обеспечение достойного существования человека путем провозглашения экологической безопасности на рабочих местах, защищенности Общества от неблагоприятного воздействия природных факторов. В государстве действуют специальные институты, обучающие специалистов в области экологии.

На данный момент для экологических прав не характерна самостоятельность. Они не являются отдельной разновидностью и их нормы содержатся во всех основных отраслях права.

Правовые нормы, регулирующие экологические права

Правовое закрепление экологические нормы получили на всех уровнях:

  1. Международный. Закреплены во Всеобщей Декларации прав человека от 1948 г., Европейской конвенции о защите прав человека и его свобод от 1950 г., Европейской социальной хартии от 1961 г.
  2. Конституционный. Фундаментальные права содержатся в Основном законе от 1993 г. Помимо основных экологических прав, предусмотренных ст.ст. 36,37, 41 и 42, взаимоотношения по вопросам пользования и распоряжения окружающей средой представителями социума, подпадают под действие статей:
  • 29 (свобода в получении, использовании, распоряжении информации);
  • 30 (право на объединение, цель которого – защитить свои свободы, интересы);
  • 31 (право на мирные организованные шествия, митинги, демонстрации);
  • 33 (право на обращение в органы государственной власти, к их должностным лицам лично или через своих законных представителей, а также возможность составлять коллективные обращения). Следует отметить, что отображение в Конституции права на благоприятную окружающую среду является новацией. Не все страны мира прописали в своем Главном Законе данное право человека, несмотря на его признание в международных правовых документах.
  1. Федеральный. Экологические нормы содержатся в федеральных законах РФ.
  2. Отраслевой. Закрепляет экологические права и свободы человека в Водном, Лесном, Земельном кодексах РФ.
  3. На уровне законов. Отражаются определенные права гражданина в области экологии. Например, закон, регулирующий основы пользования недрами Земли, закон «О животном мире». Особое место занимает закон «О защите прав потребителей», в соответствии с которым каждый имеет право на обеспечение его жизни товарами, соответствующими установленным стандартам качества и не теряющих своих свойств в ходе хранения и эксплуатации. В обратном случае, вред, причиненный здоровью, жизни человека, в результате проявления в ходе использования товара неблагоприятного воздействия на живой организм, подлежит возмещению.

Таким образом, защита окружающей среды и экологических прав человека предусмотрена во всех источниках специального права.

Основные экологические нормы

К основным экологическим нормам, которые закреплены в Федеральных законах, относятся:

  1. ФЗ «Об охране окружающей среды», где содержатся полномочия граждан по защите права на охрану своего здоровья от пагубного воздействия природы
  • право на создание общественных некоммерческих организаций для осуществления природоохранной деятельности;
  • право на обращение в государственные органы власти с требованием предоставить информацию о состоянии окружающей среды в месте пребывания;
  • право участвовать и выступать инициатором проведения шествий, собраний, пикетирований по природоохранным вопросам, а также быть участником референдума по экологическим вопросам;
  • право инициировать проведение экологической проверки принятого решения, возведенного объекта строительства и быть участником такой экспертизы;
  • право подавать жалобы в государственные инстанции на нарушение физическими и юридическими лицами экологических норм права;
  • право подачи исковых требований о возмещении вреда, причиненного экологии.
  1. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
  • провозглашается право каждого на благоприятную окружающую природу, которая не способна навредить здоровью человека при выполнении им трудовых функций, во время отдыха, проживания в конкретной местности, в период образования;
  • продукты питания, с территории России и завозимые из других стран, не должны быть выращены в опасных для жизни и здоровья человека условиях;
  • гражданин имеет право на возмещение вреда, который был нанесен здоровью в ходе протекания инфекционных эпидемий и иных заболеваний или приобретенный в процессе выполнения своих должностных обязанностей;
  • любой индивид может обратиться в определенные учреждения с запросом информации о качестве выпускаемой пищевой продукции, о состоянии экологической обстановки в стране и в конкретном ее населенном пункте, о принимаемых мерах по поддержанию должного уровня санитарного, эпидемиологического состояния окружающей природы.
  1. ФЗ «О радиационной безопасности населения»
  • гражданин России, человек, не обладающий российским гражданством, или иностранец имеют право на проживание в стране, где выполняются меры по соблюдению радиационной защиты населения;
  • люди наделены полномочиями обращения на предприятия, использующих в своей деятельности радиационное излучение, за разъяснением применяемых защитных процедур;
  • запрещено недопущение представителей общественных объединений по защите природы на территорию организаций, деятельность которых построена на использовании радиационной энергии;
  • предусматривается защита населения от вредоносного радиоактивного излучения путем вменения обязанности по возмещению такого вреда здоровью.

Право на благоприятную окружающую среду как основополагающая составляющая экологических прав

Статья 20 Конституции РФ провозглашает право на благоприятную окружающую среду естественным правом каждого человека. Это новое конституционное положение, которого не было в предыдущих советских Конституциях.

Данное право поставлено в один ряд с правом на жизнь. Последнее обеспечивается путем реализации первого. Человек не сможет долго прожить в условиях, где производимые продукты питания не соответствуют нормам санитарии и эпидемиологии, а окружающий воздух и почва пропитаны элементами, способными вызвать смерть живого существа.

Субъектами экологических прав являются лица, находящиеся на российской территории. Объектами выступают здоровье и жизнь человека, а равно и сама экология.

Четкого понятия, что представляет собой благоприятная окружающая среда, в юридической литературе нет. Исходя из анализа нормативной базы, затрагивающей экологические права, можно сделать вывод о том, что благотворная для жизни окружающая среда – это допустимые нормы следующих показателей:

  • вредных веществ;
  • шума и вибрации, издаваемых магнитными полями;
  • радиационного излучения;
  • вмешательства в природные процессы человеком;
  • санитарных зон.

Обеспечение должного состояния природы возможно при поддержании баланса между производимыми природой недрами и их потреблением людьми.

Поэтому государство разработало лимиты использования обществом природных ресурсов. Ограничение заключается в установлении конкретных норм природопользования за определенный промежуток времени.

Допустимые объемы потребления прописаны в земельном, водном, горном, лесном законодательствах.

Соответствие окружающей среды установленным в законах стандартам напрямую зависит от людей.

Засорение лесов бытовыми отходами жизнедеятельности, невыполнение требований пожарной безопасности, нарушение правил сжигания промышленного и бытового мусора, его складирование в природозащитных зонах, истребление редких животных и растений – это лишь малая часть тех действий, которые приводят к дисбалансу всей экосистемы.

Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) составляется из следующих частей:

  • право на проживание в экологически чистых условиях;
  • право на предоставление информации о состоянии окружающей природы;
  • право на защиту своих нарушенных экологических прав путем административного и судебного судопроизводства, средствами самозащиты (инициировать проведение экспертизы или отмены принятого незаконного решения, участвовать в демонстрациях, шествиях, митингах, референдумах, передать спор о нарушенном праве в Европейский суд по павам человека);
  • право на возмещение вреда, причиненного своему здоровью, жизни, имуществу.

Нарушение права на благоприятную окружающую среду

Говоря о защите нарушенного экологического права, следует иметь в виду, что ее реализация возможна только при наличии состава преступления в совершенном деянии и причинении вреда организму человека или его имуществу.

Помимо прямого проявления экологического преступления (нарушение установленных нормативов, правил), существует косвенное.

Таковым является сокрытие информации о нарушениях права на благоприятную окружающую среду, которые привели или могут привести в будущем к нанесению вреда здоровью человека или всего населения страны. За это предусмотрена уголовная ответственность (ст. 237 УК России).

Одним из главных составляющих экологического преступления является фактор угрозы. Она может проявляться в опасности изменения:

  • допустимого уровня природопотребления;
  • экологической стабильности;
  • ландшафта и свойств почвы.

При рассмотрении экологических преступлений доказывание прямой связи между нарушением права и нанесенным вредом здоровью человека не требуется. Достаточно косвенных доказательств. Например, увеличение уровня заболеваемости в районе, где был построен завод по переработке мусора.

Куда обратиться за защитой нарушенного права?

Для защиты нарушенного экологического права созданы учреждения на всех уровнях власти:

  • международная защита – ООН, Международное агентство по атомной энергии, ЮНЕСКО, Международный союз охраны природы и ее ресурсов, Всемирная организация здравоохранения, Римский клуб, Гринпис;
  • внутригосударственная защита – Министерство охраны природы и природных ресурсов, Россельхоз, Правительство РФ, Госкомитет по санитарному и эпидемиологическому надзору, Министерство здравоохранения, Росгидромет, Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих животных ресурсов, Департамент по рыболовству;
  • защита на уровне субъектов РФ – органы исполнительной власти, контролирующие использование природных ресурсов по установленным нормативам и обеспечивающие их охрану;
  • негосударственная защита – Сибирский экологический центр, экологическое движение «Кедр», российская партия «Зеленые», общественная организация «Зеленый патруль», Союз охраны птиц России, благотворительный фонд «Центр охраны дикой природы».

Таким образом, право на благоприятную окружающую среду является ядром в системе экологических норм.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *