- Понятие, формы, виды и система экологического контроля.
- Экологические права и обязанности граждан.
- Функции организационно-правового механизма охраны окружающей среды.
- Понятие, формы, виды и система экологического контроля.
- Экологический контроль — это определенный вид управленческой деятельности государственных и общественных органов по наблюдению за состоянием окружающей природной среды, ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности.
- Экологический контроль — составная часть управления природопользованием и охраной окружающей среды, одно из проявлений экологической функции Российского государства. Кроме того, он является и составной частью механизма реализации эколого-правовых предписаний
Основная задача экологического контроля — обеспечение соблюдения экологического законодательства, его норм (нормативов) и правил, а также выполнения планов и мероприятий по охране окружающей природной среды всеми предприятиями, учреждениями, организациями и иными органами, независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами. Что касается государственного экологического контроля, то он носит надведомственный характер.
- По своим формам экологический контроль с определенной долей условности можно подразделить на:
- — информационный;
- — предупредительный и карательный.
- Информационная форма контроля выражается преимущественно в сборе и анализе соответствующей экологической информации, необходимой для принятия государственными органами решений в области природопользования и охраны окружающей среды.
- Предупредительная форма контроля, направлена на предупреждение экологических правонарушений и, следовательно, на недопущение наступления вредных последствий, которые могли бы возникнуть.
- Карательная форма контроля выражается в применении мер государственного принуждения, как к физическим, так и юридическим лицам, нарушающим экологическое законодательство.
В ст.
64 Закона «Об охране окружающей среды» закреплено, что контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
Различаются следующие видыэкологического контроля:государственный, производственный, муниципальный и общественныйконтрольв области охраны окружающей среды.
Государственный контроль. Статья 65 вышеназванного закона закрепляет, что государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) и перечень объектов[82], подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации[83].
- Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:
- — посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;
- — проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
- — проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
- — проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
- — предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;
- — приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;
- — привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
- — осуществлять иные определенные законодательством полномочия[84].
- Решения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации[85].
- Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль).
- Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Производственный экологический контроль имеет своей задачей проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей среды, выполнения требований природоохранительного законодательства. Порядок организации производственного экологического контроля регулируется положениями, утверждаемыми самими предприятиями, учреждениями и организациями на основании Закона «Об охране окружающей среды».
- Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством.
- Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
- Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами Российской Федерации и иными общественными организациями, трудовыми коллективами, гражданами.
Его задача — проверка выполнения требований природоохранительного законодательства министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их формы собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.
Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется Законом «Об охране окружающей среды», законодательством о профессиональных союзах Российской Федерации и других общественных организациях.
Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
Вопрос 29. Виды и способы экологического контроля
⇐ Предыдущая20212223242526272829Следующая ⇒
Экологический контроль представляет собой проверку соблюдения хозяйствующими или иными субъектами требований экологического законодательства, одно из наиболее масштабно применяемых средств управления охраной окружающей среды. Экологический контроль осуществляется на всех этапах природопользования. В нем задействованы многие органы и лица, различающиеся по своему статусу, ведомственной принадлежности, используемым методам, масштабам полномочий.
- Виды экологического контроля:
- – государственный;
- – муниципальный;
- – ведомственный;
- – производственный;
- – общественный.
Государственный экологический контроль подразделяется в зависимости от стадии контролируемой деятельности на предупредительный и текущий; по критерию субъекта контроля – общий и специальный.
Государственный контроль осуществляется от имени государства; специально уполномоченными на то органами и должностными лицами; носит вне– и надведомственный характер; представляет собой одну из функций государственного экологического управления; сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения (приостановление деятельности, лишение права природопользования, штраф и т. п.).
Муниципальный экологический контроль осуществляется на территории муниципального образования в отношении тех объектов производственного и социального назначения, которые не относятся к объектам федерального государственного экологического контроля, органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Ведомственный экологический контроль производится центральными органами управления по отношению к подчиненным им структурным образованиям и организациям, учреждениям, предприятиям в рамках конкретной отрасли.
Производственный экологический контроль ограничен рамками конкретного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации и осуществляется либо его руководителем, либо руководителями отдельных служб, либо специально организованными экологическими службами на основании предоставленных им прав и обязанностей нормативным актом либо специальным приказом, уполномочием. Формы и виды контрольных структур предприятия зависят от его организационно-правовой формы. Производственный экологический контроль включает проверку выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, соблюдение экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности, строительства природоохранных объектов, проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранение иных негативных последствий производственной деятельности.
Общественный экологический контроль основывается на многих международных экологических документах, предусматривающих участие общественности в принятии решений, способных повлиять на состояние окружающей среды, уменьшить экологические риски и угрозу наступления экологического вреда.
По законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах: общественные слушания (парламентские слушания); референдумы; общественная экологическая экспертиза; обращения в средства массовой информации; направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд.
Экологический контроль и экологический мониторинг
Экологический контроль — важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права.
Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований.
Весьма часто меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются в процессе экологического контроля или по его результатам.
Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды — экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, т.е. обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной процедуры, на основе специальных правовых норм и направленную на решение своих задач.
Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности — контроль и надзор. Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства.
Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил.
Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.
Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций — предупредительную, информационную и карательную.
Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке исполнения ими правовых экологических требований, самостоятельно проявляют активность в исполнении требований законодательства и предупреждении нарушений.
Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов.
Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций.
В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный, муниципальный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.
Мониторинг окружающей среды — это система долгосрочных наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием природных и антропогенных факторов. В соответствии с законодательством проводится мониторинг как окружающей среды в целом, так и ее отдельных компонентов — земли, вод, атмосферного воздуха и других природных объектов.
Организация и проведение мониторинга окружающей среды регулируется многими актами экологического законодательства на уровне Российской Федерации и ее субъектов, включая Законы об охране окружающей среды (ст. 63), о гидрометеослужбе, о недрах (ст. 36.1), об охране атмосферного воздуха (ст. 23), о животном мире (ст.
15), о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации (ст. 36), Земельный кодекс РФ (ст. 67), Водный кодекс РФ (ст. 78), Лесной кодекс РФ (ст. 69). Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения предусматривается проведение социально-гигиенического мониторинга (ст.
45), содержащего элементы мониторинга окружающей среды.
Законодательство устанавливает обязательность проведения государственного и негосударственного мониторинга окружающей среды.
Так, Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации обязывает юридические лица и граждан-предпринимателей разрабатывать предложения по программе экологического мониторинга на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Некоторые общие и основные положения о мониторинге окружающей среды сформулированы в Законе об охране окружающей среды. Согласно ст.
63 государственный мониторинг окружающей среды осуществляется в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, а также обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды. Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды устанавливается Правительством РФ. Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды, используется органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды.
С целью повышения эффективности работ по сохранению и улучшению состояния окружающей среды постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1993 г. создана Единая государственная система экологического мониторинга. В ней участвуют все специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Наиболее солидной базой мониторинга обладает Росгидромет, являющийся специально уполномоченным государственным органом в данной сфере. Так, в 1998 г. наблюдения за состоянием атмосферы проводились регулярно на 602 стационарных постах в 238 городах и поселках России. В большинстве городов измеряются концентрации от 5 до 25 веществ.
Отбор проб почвы производился в 176 хозяйствах, расположенных на территории 36 субъектов РФ. В отобранных пробах определяется 21 наименование пестицидов.
Наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям охвачено более 120 водных объектов, на которых расположено 156 пунктов контроля. Программа наблюдений включает от 2 до 6 показателей1.
Получает развитие производственный экологический мониторинг, т.е. мониторинг, осуществляемый предприятиями. К примеру, с октября 1995 г. создана система мониторинга в АО «Газпром».
При ее проектировании предусматривается мониторинг источников загрязнения, объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и сброса сточных вод; информационное взаимодействие с территориальными службами Росгидромета, МПР России и другими органами.
Одним из основных результатов проведения мониторинга окружающей среды является получение данных о ее состоянии. Законом о гидрометеослужбе предусмотрено создание единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении (ст. 15).
Единый государственный фонд данных представляет собой упорядоченную, постоянно пополняемую совокупность документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, получаемой в результате деятельности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, физических и юридических лиц (независимо от их организационно-правовой формы) в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики), мониторинга состояния окружающей природной среды, ее загрязнения. Он формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Создание и ведение единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении регулируется постановлением Правительства РФ от 21 декабря 1999 г.
В соответствии с Законом о гидрометеослужбе информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении предоставляется пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров (ст. 17).
Положением об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г., конкретизированы условия предоставления информации.
Бесплатно информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения предоставляется органам государственной власти РФ и ее субъектов, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Другим пользователям (потребителям) информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной
среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по сетям электрической и почтовой связи.
Данные мониторинга природной среды служат основой для ведения государственных кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений.
Вопрос №46. Виды Экологического Контроля
- Экологический контроль — это комплекс мероприятий, включающих в себя наблюдение за состоянием окружающей природной среды, информирование населения о состоянии и факторах, влияющих на природную среду, проверку соблюдения экологического законодательства природопользователями и привлечение виновных лиц к административной ответственности.
- В зависимости от субъектного состава отношений в сфере экологического контроля выделяют следующие виды экологического контроля:
- 1) государственный экологический контроль;
- 2) производственный экологический контроль;
- 3) Ведомственный экологический контроль;
- 4) общественный экологический контроль.
Государственный экологический контроль осуществляется: а) от имени государства; б) специально уполномоченными на то органами и должностными лицами; в) носит вне- и надведомственный характер; г) представляет собой одну из функций государственного экологического управления; д) сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения (приостановление деятельности, лишение права природопользования, штраф и т. п.). В литературе указывается на существование нескольких видов государственного экологического контроля: в зависимости от стадии контролируемой деятельности — предупредительного и текущего; по Критерию субъекта контроля — общего и специального. Так, общий экологический контроль осуществляют Президент РФ, Правительство РФ и иные субъекты, наделенные общей компетенцией. Специальный же проводится органами, уполномоченными в области охраны окружающей среды, и их должностными лицами. Права и обязанности последних детально урегулированы экологическим и административным законодательством. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» ввел запрет на совмещение функций государственного экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов (ч. 5 ст. 65).
Производственный экологический контроль ограничен рамками конкретного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации и осуществляется либо его руководителем, либо руководителями отдельных служб (главным инженером, главным технологом и т. п.
), либо специально организованными экологическими службами (отделами) на основании предоставленных им прав и обязанностей нормативным актом либо специальным приказом, уполномочием. Формы и виды контрольных структур предприятия зависят от его организационно-правовой формы.
Производственный экологический контроль включает проверку выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, соблюдение экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности, строительства природоохранных объектов, проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранение иных негативных последствий производственной деятельности.
Ведомственный экологический контроль производится центральными органами управления по отношению к подчиненным им структурным образованиям и организациям, учреждениям, предприятиям в рамках конкретной отрасли.
Министерство природных ресурсов осуществляет ведомственный контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных агентств и службы, но не вправе осуществлять функции государственного контроля и надзора, государственный — в области охраны окружающей среды, использования лесов, недр, вод и т. п.
в отношении всех иных субъектов хозяйственной и управленческой деятельности возложен на Федеральные службы по надзору в сфере природопользования и по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Общественный экологический контроль в последние годы получил широкое развитие как в РФ, так и в других странах. Этот важный правовой
институт основывается на многих международных экологических документах, предусматривающих участие общественности в принятии решений, способных повлиять на состояние окружающей среды, уменьшить экологические риски и угрозу наступления экологического вреда. Данные документы, кроме того, регулируют доступ граждан и их объединений к экологической информации.
- По законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах: а) общественные слушания; б) референдумы; в) общественная экологическая экспертиза; г) обращения в средства массовой информации; д) направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суды.
- По первому основанию формы контроля классифицированы на две группы:
- 1) превентивный экологический контроль;
- 2) инспекционный экологический контроль.
- Превентивный контроль, направленный на предупреждение экологических правонарушений, включает такие мероприятия, как экологический мониторинг, оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности, экологическая экспертиза.
- Инспекционный контроль состоит в проведении проверок соблюдения экологического законодательства природопользователями и привлечении виновных в совершении правонарушений лиц к юридической ответственности.
- По второму критерию формы контроля также делятся на две группы — информационные и юрисдикционные формы.
- К информационным формам контроля относятся экологический мониторинг, государственный учет, экологическая и радиационно-гигиеническая паспортизация предприятий и территорийПравовое значение данных мероприятий состоит в накоплении информационных ресурсов, необходимых для осуществления юрисдикционных форм контроля.
- К юрисдикционным относятся такие формы контроля, как оценка воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, государственная экологическая экспертиза, декларирование безопасности промышленных объектов, применение административной ответственности, постановка вопроса о привлечении к уголовной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия.
- Юрисдикционное значение данных мер состоит в принятии по результатам их осуществления правовых актов, порождающих либо прекращающих права и (или) обязанности участников экологических правоотношений.
Так, утверждение экологического обоснования по результатам оценки воздействия является основанием для принятия документов на государственную экологическую экспертизу.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы является основанием для начала финансирования и санкционирования проекта намечаемой деятельности.
Представление декларации промышленной безопасности, на которую получено положительное заключением государственной экологической экспертизы, является основанием для выдачи лицензии на данный вид деятельности и заключения договора обязательного страхования риска гражданско-правовой ответственности за причинение вреда.
Именно путем экологического контроля достигаются следующие задачи: выявление нарушений экологического законодательства; пресечение экологических правонарушений; обеспечение доказательственной базы для последующего расследования и наказания виновных; поддержание законности и правопорядка; предотвращение нарушений экологических требований и наступления экологического вреда.
Экологический контроль проводится наряду с иными формами (видами) контроля и надзора органами санитарного, радиационного, строительного и других видов контроля. Иногда это приводит к дублированию и столкновению ведомственных интересов.
Источники права. Это в первую очередь Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.
, устанавливающий общие начала экологического контроля и круг его субъектов и виды; соответствующие разделы (главы) специальных экологических законов, посвященные как контролю и надзору, так и правам и обязанностям должностных лиц; многочисленные постановления Правительства РФ, утвердившие положения о порядке проведения государственными органами управления государственного контроля в той или иной сфере, например за использованием и охраной водных объектов (от 16 июня 1997 г.), а также Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю от 29 октября 2002 г. (СЗ РФ. 2002. № 44. Ст. 4390); приказы природоохранительных ведомств, детально регламентирующие методы ведения экологического контроля в отношении того или иного объекта.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Понятие и виды экологического контроля
- «МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ - УНИВЕРСИТЕТ»
- ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Кафедра таможенного дела и правоохранительных органов
- Контрольная работа по дисциплине:
- «Экологическое право»
- Тема: «Понятие и виды экологического контроля»
- Студентки 3 курса
- заочно-ускоренной формы обучения
- Специальность: Юриспруденция
- № студенческого билета: ю10з – 472
- Калининиой Екатерины Андреевны
Преподаватель: Харченко Э.Ю. к.ю.н., доцент
- Дата сдачи в деканат ______________________
- Мурманск, 2013 г.
- Оглавление
- Введение 3
- 1. Экологический контроль 5
- 1.1 Понятие
и задачи экологического контроля 5 - 1.2 Система
экологического контроля 8 - 2. Виды экологического
контроля 12 - Заключение 22
- Библиографический список 24
- Введение
Охрана окружающей природной
среды — одна из наиболее актуальных проблем
современности.
Научно-технический
прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно
приводят к обострению экологической
ситуации: истощаются запасы природных
ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между
человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и
нравственное здоровье людей, обостряется
экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
В последние годы мы столкнулись
с появлением новых, опаснейших видов
противоправного поведения по отношению
к окружающей среде.
Это захоронение
на территории России сотен тонн радиоактивных, токсичных, опасных медицинских
отходов, ввозимых тайком из других государств.
Также поступают и отечественные предприятия, вырабатывающие опасные отходы и под прикрытием фальсифицированных документов или даже без них сбрасывающие эти отходы на землях лесов, на городских свалках без принятия каких-либо мер предосторожности.
Несоблюдение элементарных правил охраны окружающей среды, приводящих к загрязнению водоемов, атмосферного воздуха, почвы объясняются трудностями
экономического положения. Производители
не только экономят на природе и
нарастающими темпами потребляют природные
ресурсы, но и не используют в производственных процессах уже имеющиеся очистные сооружения и технологии.
- Экологический контроль — одно из наиболее применяемых организационно-правовых средств управления в деятельности органов исполнительной власти, призванных осуществлять охрану окружающей среды, обеспечивать рациональное использование
природных ресурсов и предупреждать
негативное воздействие на окружающую среду, содействовать сохранению равновесия и чистоты в существующих экосистемах, влиять на формирование в стране экологической политики. - Учитывая вышеизложенное можно с уверенностью говорить о
том, что тема экологического контроля очень важна в наши дни и
ее рассмотрение будет очень актуально. - Цель исследования – всесторонне
исследовать понятие и виды экологического контроля. - Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: дать представление об экологическом контроле в области окружающей среды, рассмотреть все виды экологического контроля.
- Объектом исследования в
работе являются экологические правоотношения, складывающиеся при осуществлении экологического контроля. - Предмет исследования –
правовое понятие и виды экологического контроля.
Методология исследования. Для достижения указанных выше целей
исследования и решения поставленных задач настоящее исследование основывалось на общенаучном диалектическом методе научного познания, предполагающего
объективность и всесторонность познания исследуемых явлений. Наряду с этим применялись формально-юридический, логический и другие методы научного исследования.
Нормативная основа работы включает в себя Конституцию Российской Федерации, законодательство об охране окружающей среды, федеральные законы, подзаконные нормативные акты.
Теоретической основой исследования
являются труды следующих ученых: Н.А. Гейт, М.М. Бринчук, М.В. Пономарев и других.
- Структура работы определяется
целью и задачами исследования и состоит из введения, двух разделов, заключения и библиографического списка. - 1. Экологический контроль
- 1.1 Понятие
и задачи экологического контроля
Экологический контроль — важнейшая
правовая мера обеспечения рационального
природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция
государственного управления и правовой институт права окружающей среды.
Основываясь
на роли экологического контроля в
механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую
правовую меру. Именно посредством
экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих
субъектов права окружающей среды
к исполнению экологических требований.
Меры юридической ответственности
за экологические правонарушения применяются
либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных
органов.
Российское административное право выделяет два вида контрольной
деятельности — контроль и надзор.1
Под экологическим контролем
понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и
исполнения требований экологического законодательства.2
Административный надзор представляет собой специфическую
разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в
сфере управления природоохранных правил. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.
При этом некоторые государственные
органы осуществляют одновременно и
контроль, и надзор. Различие между
этими видами деятельности уловить
трудно. Так, в соответствии с Законом
РФ от 26 июня 2008 г.
«Об обеспечении единства измерений» таким органом является Государственная метрологическая служба Госстандарта России.
Государственный метрологический контроль и надзор имеет целью проверку соблюдения метрологических правил и норм, которые распространяются, в частности, и на охрану окружающей среды.3
Мероприятие по контролю — совокупность действий должностных лиц органов
государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или
индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых
исследований (испытаний), экспертиз, оформлением
результатов проверки и принятием
мер по результатам проведения мероприятия
по контролю.4
Федеральный закон от 10 января 2002 г.
«Об охране окружающей среды» закрепляет понятие контроля в области
охраны окружающей среды (экологический
контроль) как систему мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области
охраны окружающей среды, обеспечение
соблюдения субъектами хозяйственной
и иной деятельности требований, в
том числе нормативных документов и стандартов, в области охраны окружающей среды.
Содержание экологического контроля объединяет такие категории, как качество окружающей природной
среды и его нормирование, экологический
мониторинг, экологическая экспертиза и др.
Хозяйственная и иная деятельность сопровождается использованием природных
ресурсов и объектов. Одна часть
последних перерабатывается в конечный продукт, а остальная идет в отходы. Твердые и жидкие складируются на поверхности, зарываются в землю, сливаются
в водоемы, а газообразные выбрасываются
в атмосферу.
Экологический контроль призван минимизировать ущерб окружающей среде, наносимый скапливающимися
отходами хозяйственной и иной деятельности.
Кроме того, экологический контроль осуществляется с целью организации рационального использования природных ресурсов и объектов и эффективного проведения мероприятий по охране окружающей среды.
Главная задача экологического контроля — выявление любых изменений
качества окружающей природной среды
и поддержание его на установленном
уровне. Качество окружающей природной
среды измеряется научно обоснованными
показателями, установленными в государственных
стандартах на различные виды природных
ресурсов, природных объектов и комплексов.
- Государственные стандарты, конкретизируя содержание требований законодательных норм, включают в
себя технические правила и нормативы
и в соответствии с закрепленной процедурой их утверждения облекаются в форму нормативно-правовых актов. - В системе показателей
качества окружающей природной среды
выделяют нормативы, которые определяют: - а) предельно допустимые концентрации вредных веществ в
воздухе, воде и других природных
объектах; - б) предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в
атмосферу и водоемы;
в) предельно допустимые уровни вредных воздействий — вибрации, электромагнитных излучений и т.д.5
Перечисленные нормативы
призваны бороться с загрязнением природного объекта одним видом загрязнителя. В действительности хозяйственная
и иная деятельность одновременно действует
на различные по величине и виду природные объекты и комплексы, загрязняя их вредными веществами и
оказывая иное негативное воздействие.6
- Содержание экологического контроля сводится к проверке соблюдения хозяйствующими субъектами (физическими
и юридическими лицами) требований экологического законодательства, нормы
которого призваны обеспечить благоприятную
для здоровья и жизни обстановку, экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов. - Экологический контроль как
правовая мера выполняет ряд функций — предупредительную, информационную и
карательную. - — Предупредительная функция,
её роль заключается в том,
что субъекты экологического
контроля, зная о возможной проверке
соблюдения ими правовых экологических
требований, заинтересованы в выполнении
законодательства и предупреждении
нарушений. - — Информационная функция
связана с тем, что в процессе
контроля соответствующие органы
и лица собирают разнообразную
информацию о природоохранительной
деятельности подконтрольных и
поднадзорных объектов. - — Карательная функция
проявляется в применении к
нарушителям правовых экологических
требований предусмотренных законодательством
санкций по результатам соответствующих
проверок.7 - 1.2 Система
экологического контроля - В систему экологического контроля входят: государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственный, производственный и общественный контроль.8
- Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной
среды (экологический мониторинг) имеет
своими задачами: - — наблюдение за состоянием
окружающей природной среды и
отдельных природных объектов, за
происходящими в ней физическими,
химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения почв, атмосферного воздуха, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, здоровье человека; - — обобщение и оценку
полученной информации о состоянии
окружающей природной среды; - — прогнозирование изменений
состояния окружающей природной
среды с целью предупреждения
его отрицательных экологических
последствий; - — обеспечение информацией
о состоянии и изменениях окружающей
природной среды заинтересованных
организаций и населения.9 - В зависимости от объектов экологического мониторинга он подразделяется на общий — мониторинг окружающей природной
среды, и отраслевой — мониторинг природных
объектов.
Порядок организации и
проведения государственного экологического мониторинга регулируется федеральными законами (ФЗ «Об охране окружающей природной среды», Лесным, Водным, Земельным
кодексами, законами о недрах, о животном мире и т. д.) и другими актами экологического законодательства.
Организационной основой
государственного экологического мониторинга
является федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды.
В структуру этого
органа входят подразделения различного уровня, на которые возложены функции
по проведению экологического мониторинга: посты и станции наблюдения, осуществляющие сбор информации об окружающей природной
среде; территориальные, региональные центры наблюдения, научно-исследовательские
учреждения, которые проводят анализ и оценку полученных данных, разрабатывают
прогнозы. Компетенция Росгидромета охватывает мониторинг поверхностных пресных вод и морской среды, почв, атмосферного воздуха, околоземного пространства и др.10
Отраслевой мониторинг осуществляется специально уполномоченными органами государственного экологического управления по отдельным видам природных
ресурсов.
Мониторинг земель — система
наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления
изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Он проводится Государственным
комитетом РФ по земельной политике.