Каковы основные этапы развития экологического законодательства?

Охрана окружающей природной среды в нашей стране регулируется на государственном уровне.

Россия стала одной из первых стран, в которой была создана нормативно-право­вая база регулирования охраны окружающей природной сре­ды и рационального использования природных ресурсов. Пер­вый закон об охране природы был принят в РСФСР в 1960 г.

В США подобный закон был принят на 10 лет позже. Первое официальное международное мероприятие, посвященное вопросам охраны окружающей среды, — Стокгольмская кон­ференция ООН — состоялось в 1972 г.

Система экологического законодательства в России состо­ит из двух подсистем: природоресурсного и природоохранно­го. В Природоресурсные законодательство входят норматив­ные акты, регулирующие охрану и использование отдельных видов природных ресурсов: Земельный кодекс РФ (2001 г.), Лесной кодекс РФ (1997 г.), Водный кодекс РФ (1995 г.

), Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (в ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г. № 27-ФЗ), Феде­ральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире».

В природоохранное законода­тельство входят нормативные акты, регулирующие охрану окружающей среды в целом: Федеральный закон от 10 янва­ря 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Феде­ральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 23 ноября 1995 г.

№ 174-ФЗ «Об экологической экс­пертизе», Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

  • Формирование российского экологического законодатель­ства состоит из трех основных этапов:
  • возникновение, становление и развитие в рамках зе­мельного права;
  • развитие в рамках природоресурсных отраслей;

выход за рамки природоресурсных отраслей. Первый этап охватывает период с 1917 по 1968 г., второй этап — с 1969 по 1988 г., третий — с 1989 г. по настоящее время.

Первый этап (1917—1968 гг.). Первым нормативно-право­вым актом советского государства явился Декрет о земле от 26 апреля (8 ноября) 1917 г.

Основной его целью было изме­нение экономических отношений по землепользованию, но в то же время он закладывал основу для отношений экологи­ческих, так как устанавливал изъятие земли из товарных отношений, а значит, создавал условия для ее охраны. Далее были приняты декреты: о лесах от 27 мая 1918 г.

; | о недрах земли от 30 апреля 1919 г.; об охране памятников I природы, садов и парков от 16 октября 1921 г. и др. В этих нормативных актах были намечены тенденции к бережному использованию природных объектов.

Поскольку в сфере природопользования правовое регу­лирование осуществлялось преимущественно с позиций экономических интересов и главным предметом внимания было 1 размещение и развитие производительных сил, то основ­ным объектом правового регулирования являлась земля. Ре­гулирование рационального использования и охраны других, природных ресурсов (воды, лесов, недр земли) осуществля­лось в рамках земельного права.

В конце 50-х — начале 60-х гг. были приняты законы об охране природы во всех союзных республиках СССР. (Закон «Об охране природы в РСФСР» — в 1960 г.

) Развитие зако­нодательства о природопользовании постепенно приводит к дифференциации по отдельным видам природных ресурсов, а с принятием в 1968 г.

Основ земельного законодательства СССР и союзных республик происходит обретение горным, водным, лесным и другими природоресурсовыми отраслями права самостоятельного статуса.

Второй этап (1969—1988 гг.). Этот период характеризует­ся тем, что активно формируются природоресурсных отрас­ли права. Принимаются Основы водного законодательства (1970 г.), Основы законодательства о недрах (1975 г.), Осно­вы лесного законодательства (1977 г.). В 1980 г. были приняты два союзных закона — об охране и использовании животного мира и об охране атмосферного воздуха.

В соответствии с Основами во всех союзных республиках были приняты зе­мельные, водные, лесные кодексы и кодексы законов о не­драх. В соответствии с указанными двумя союзными закона­ми были приняты аналогичные законы в РСФСР: Закон об охране и использовании животного мира (1982 г.) и Закон об охране атмосферного воздуха (1982 г.).

Такие же законы были приняты и в некоторых других союзных республиках.

С введением в действие Конституции СССР 1977 г. охрана окружающей среды приобрела конституционный статус (ст. 18 и 42 Конституции СССР).

Одновременно с этим происходит раздельное развитие природоресурсных отраслей (земельного, горного, водного, лесного, воздушного, фаунистического права). Это разделе­ние выявило главное противоречие — разрозненное право­вое обеспечение целостной экологической системы страны. Впоследствии данные отрасли были объединены в интегри­рованную отрасль — Природоресурсные право.

На этом этапе начался постепенный переход от распрост­ранения исключительно административных методов к исполь­зованию экономических рычагов в области охраны окружаю­щей природной среды. Было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г.

«О коренной перестройке дела охраны природы в стране», в котором эко­логические отношения и важнейшие экологические термины (экологическая безопасность страны и др.) приобрели пра­вовой статус. Этим постановлением была впервые введена плата за природопользование. Госкомприроды СССР устано­вил порядок определения и внесения платы. В январе 1991 г.

этот порядок был утвержден постановлением Правительства РСФСР для всех предприятий независимо от подчиненности и форм собственности.

На этом этапе начался постепенный переход от распространения исключительно административных методов к использованию экономических рычагов в области охраны окружающей природной среды. Было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г.

«О коренной перестройке дела охраны природы в стране», в котором экологические отношения и важнейшие экологические термины (экологическая безопасность страны и др.) приобрели правовой статус. Этим постановлением была впервые введена плата за природопользование. Госкомприроды СССР установил порядок определения и внесения платы. В январе 1991 г.

этот порядок был утвержден постановлением Правительства РСФСР для всех предприятий независимо от подчиненности и форм собственности.

Затем постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г.

был утвержден новый документ — Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

В этом постановлении органам исполнительной власти и специально уполномоченным органам было поручено разработать конкретные нормативы, коэффициенты к ним, нормативно-методические документы.

Этот период ознаменовался несколькими крупными катастрофами: Чернобыльская авария, катастрофа Ладожского озера и Аральского моря. Эти катастрофы потребовали принятия неотложных мер в совершенствовании отношений общества и природы.

Третий этап (1989 г. — по настоящее время). Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г. создало условия для формирования нового подхода к эколо-гопользованию:

  1. была реформирована система природоохранных органов. Указанным постановлением был создан надведомственный орган Госкомприроды СССР (впоследствии — Министерство природопользования и охраны окружающей среды СССР);
  2. было признано целесообразным создать в Москве в системе Госкомприроды СССР Всесоюзный научно-исследовательский центр по проблемам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  3. в соответствии с постановлением была создана система экологической экспертизы;
  4. была введена плата за выбросы веществ, загрязняющих окружающую природную среду.

Важным этапом в формировании экологического законодательства явилось принятие 12 декабря 1993 г.

Конституции РФ, которая определила равноправие различных форм собственности (государственной, муниципальной и частной) на землю и иные природные ресурсы (ст.

9, 36), а также право граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42). В прежней Конституции страны декларировалась только государственная собственность на природные ресурсы.

После принятия Конституции РФ практически полностью было пересмотрено законодательство Российской Федерации, в том числе и экологическое. Сформировалось новое экологическое законодательство Российской Федерации, структура которого была уже рассмотрены выше.

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Каковы основные этапы развития экологического законодательства?

История развития экологического законодательства в россии до начала xx века — научное обозрение. педагогические науки (научный журнал)

1

Федорук Н.А. 1

Кирпичев И.А. 1
1 ГБОУ ВО Московской области «Университет «Дубна»
В работе рассмотрены основные стадии становления Российского экологического законодательства до начала XX века. Данный этап разбит на 3 временных промежутка – начальный (конец XIX – начало XX века), середина XX – 80-е гг. XX века и третий, с середины 80-х гг.

по настоящее время. Необходимость государственного регулирования использования окружающей природной среды обусловлена, зачастую, варварским отношением человека к её благам и ресурсам. Такое отношение формировалось на протяжении многих лет.

Согласно историческим документам, государственные органы начали регулирование отношений между окружающей природной средой и человеком уже в IX веке, что говорит об актуальности данной проблемы во все периоды существования человеческого общества.

Значение природоохранного законодательства трудно переоценить, ведь всестороннее изучение нормативной базы и правоприменительной практики предыдущих этапов исторического развития в настоящий момент может послужить совершенствованию современного законодательства об охране природных объектов страны.

Данные 3 этапа положили основу для создания современной системы экологического права и законодательства. Это привело к тому, что на данный момент охрана окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека, является главной целью государства, а нормативные документы Российской Федерации обязуют сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

1. Воронина А.Б. Проблемы охраны окружающей природной среды // Международный аграрный научный журнал «Молодежь и наука». 2016. № 1. С. 75–80.
2. Булгаков, М.Б. Природоохранные акты: от «Русской правды» до петровских времен // Государство и право. 1996. № 8. С. 136–146.
3.

Каковы основные этапы развития экологического законодательства? // Экологическое право, вопросы и ответы. URL: http://bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-4/4.htm (дата обращения: 26.03.2019).
4. Чистяков О.И. Российское законодательство X-XX веков в 9-ти т. Т. 5. М., 1994. 352 с.
5. Голиченков А.К. Очерки истории экологического права: развитие правовых идей охраны природы. //Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. № 1. 1991. С. 50–57.
6. Насонова А.В. Становление и развитие заповедного дела в России в дореволюционный период // Вестник Московского ун-та МВД России. 2008. № 2. С. 199–203.
7. Насонова А.В. Становление и развитие правовой охраны животного мира со времен «Русской Правды» до начала XX века // Закон и право. 2010. № 2. С. 110–113.
8. История охраны природы в России // Единый центр дистанционного образования. URL: http://www.voronovaon.ru/prirodopolzovanie/flora/Hustoruoxranaflora/Hustory/index.html (дата обращения: 26.03.2019).
9. Память о Фальц Фейне и его деле // История науки. URL: http://bio.1september.ru/article.php?ID=200201409 (дата обращения: 26.03.2019). 10. Насонова А.В. Эволюция лесного законодательства в дореволюционной России // Юридическая мысль. 2011. № 2. С. 53–56.

Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство [1]. Многие из этих аспектов уже долгие годы регулируются экологическим законодательством. Поэтому для повышения эффективности решения данных проблем, необходимо знать историю развития природоохранной деятельности нашей страны.

Большинство исследователей выделяют 3 этапа развития российского экологического законодательства.

Первый этап (начальный), который можно назвать консервационным, охватывает конец XIX века и первую половину XX века. В этот период под охраной природы понимали не охрану окружающей природной среды в целом, а охрану редких и исчезающих видов животных и растений.

Для этих целей начали создавать заповедники, (Баргузинский и Астраханский), заказники, национальные парки.

Читайте также:  Что нельзя выбрасывать в мусорный контейнер у дома?

Так, в центре внимания на первой международной конференции в Берне в 1913 году, была охрана дикой фауны от хищнического истребления ее в погоне за максимальной прибылью [2].

Второй этап – от середины XX века до восьмидесятых годов XX века – характеризуется значительным расширением самого понимания охраны природы, под которой в этот период понимается не только и не столько охрана исчезающих видов животных и растений, а охрана всех природных ресурсов как таковых.

В данный период (1957–1963 гг.) в тогдашних союзных республиках, в том числе и в Российской Федерации, были приняты законы об охране природы.

Законом «Об охране природы в РСФСР» под охрану были поставлены практически все природные ресурсы, включая атмосферный воздух, типичные ландшафты, редкие и достопримечательные природные объекты [3].

Третий этап – примерно с начала восьмидесятых годов XX века и по настоящее время – характеризуется всеохватывающим понимаем охраны окружающей природной среды, а не только природных ресурсов.

Речь, таким образом, идет об охране самой природной среды обитания человека, что является не только непременным условием дальнейшего прогресса нашей цивилизации, но и самого ее существования.

Именно в этот период появилось само понятие экологического права, были введены учебные курсы по экологическому праву во многих учебных заведениях, и не только юридических [3].

Перед тем как разобрать начальный этап, рассмотрим историю развития экологических взглядов на Руси. Как и в других древних или средневековых государствах, охрана природных ресурсов осуществлялась через защиту прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства.

Например, в «Русской правде» (1016 г.) предусматривалась охрана общинной собственности, объектом которой, к примеру, был лес, или собственность князя.

С XIV века был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, которые служили средством защиты от набегов татар. Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте [2].

В русском законодательстве средних веков предусматривался довольно широкий набор санкций за нарушение правил, касающихся природных объектов. При наказании принимался во внимание факт повторения нарушения, например, за лов рыбы в чужом пруду пойманный с поличным подвергался в первый раз битью палками, во второй раз – кнутом, а в третий раз – отрезанию уха. Широко применялась смертная казнь.

Для регулирования соболиной охоты в Сибири были объявлены заповедными целые районы. В XVII же веке было введено ограничение права собственности на природные объекты и право пользования ими в интересах государства, а позже и третьих лиц [4].

Требования по охране воздуха, воды и общественных мест от загрязнения получили развитие в законодательстве, которое позже стало называться санитарным.

Потребность в таких нормах возникла в России в XVII веке [5]. По указу Михаила Федоровича Романова, принятому в 1640 г.

, для профилактики возникновения в Москве заболеваний, предписывалось, чтобы мертвый скот и других животных вывозили за черту города.

В соответствии с правовым актом «Учреждения для управления губерний» 1775 г. земский исправник обязан был наблюдать, чтобы везде на местах и дорогах была чистота [5].

В 1833 г.

были изданы Правила «О размещении и устройстве частных заводов, мануфактурных, фабричных и иных заведений в Петербурге», которые предусматривали, что «все вредные газы, могущие отделяться при производстве работ, должны быть непременно поглощаемы или сжигаемы». В этом же документе промышленные предприятия в зависимости от вредности воздействия на атмосферный воздух делились на три категории, причем предприятия третьей категории не должны были размещаться в городе [4].

Перейдем к начальному этапу. В период конца Х1Х – начало ХХ в. законодатель преследовал две экологических цели: во-первых, установить запреты на отдельные виды природопользования (лесопользование, охоту и т.д.), и, во-вторых, изъять из хозяйственного использования отдельные природные территории с приданием им статуса особой охраны (заповедники) [6, 7].

В уголовном законодательстве России был установлен ряд запретов в рассматриваемой области отношений.

Предусматривалась ответственность за излишнее истребление диких животных и рыбы, самовольное создание рыбных заводов, незаконный улов, самовольную рубку деревьев в казенных и частных лесах, строительство признанных по закону вредными для чистоты воздуха или воды фабрик или заводов, сброс в водоемы ядовитых или сильнодействующих веществ с намерением лишить кого-либо жизни и др.

В 1888 г. в России было принято Положение о сбережении лесов, запрещавшее сплошные рубки и установившее категории защитных лесов.

Однако положение применялось формально и не препятствовало выборочным рубкам по всей площади лесных дач и последующему сельскохозяйственному освоению. В 1913 г.

переруб расчетной лесосеки в Европейской части России достигал 47 %, в том числе в Центральном Черноземье до 60 %, а на Юго-Востоке – 35 % [8].

В целях охраны ценных природных ландшафтов из сельскохозяйственного оборота, оборота лесного хозяйства выводились некоторые земли, предназначенные для организации на них заповедников, парковых зон. К примеру, барон Ф.Э. Фальц-Фейн на базе созданного в 1874 г. на юге Украины зоопарка в 1898 г.

организовал первый частный степной заповедник «Аскания-Нова», для которого выделил 500 десятин земли [9].

Были также созданы частные заповедники в имениях князя Карамзина (заповедано 600 га девственной степи в Бугурусланском уезде), графа Шереметьева («Лес на Ворскле»), а также на Кавказе (реликтовые рощи Пицунды, Лагодехи и др.).

Выступая на конференции по международной охране природы (Берн, 1913 г.), делегат от России профессор Г.А. Кожевников отмечал: «В России не существует специального закона для охраны природы.

Причиной этому является то, что до последнего времени Россия обладала и обладает таким количеством диких животных, что сама мысль об охране природы была чужда как народу, так и правительству». Но уже в 1915 – 1916 гг. под руководством академика И.П.

Бородина, пионера серьезной научной природоохранной деятельности в России, был разработан первый (неосуществленный) проект российского Закона об охране природы [9].

В этот период принимаются многочисленные законы об охране и использовании лесов (1883-1913 гг.), недр (1864-1893 гг.), земель (1893 г.), об охоте (1892 г.), заповедниках (1916 г.) и т.д. [7].

Таким образом, к окончанию пореформенного и предреволюционного периода сформировались основные отрасли российского права окружающей среды, их нормативно-правовая база.

Наметилась тенденция кодификации природоохранительного законодательства.

В силу того, что лес составлял и составляет одну из экономических основ нашего государства, наиболее ярко природоохранная функция государства проявилась именно в отношении лесных богатств [6]. Основная масса природоохранных актов данного периода была посвящена охране, сбережению и восстановлению лесных ресурсов.

В целом можно говорить о рациональной и продуманной государственной политике в отношении лесного фонда уже на дореволюционном этапе развития Российского государства. Об этом свидетельствует комплексный подход в применении мер, касающихся лесопользования, охраны лесных ресурсов и лесовосстановительных мер в различных категориях лесов [6, 10].

Значение природоохранного законодательства данного периода трудно переоценить. Всестороннее изучение нормативной базы и правоприменительной практики предыдущих этапов исторического развития в настоящий момент может послужить совершенствованию современного законодательства об охране природных объектов и в первую очередь лесного богатства страны.

В настоящее время существуют разные точки зрения на состояние экологического законодательства.

Принятие новой Конституции закрепило государственную собственность на природные ресурсы, как и на частную землю, что способствовало созданию новых заповедников, например, Шайтан-Тау, Утриш, Васюганский и др.

Впервые охрана окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека, названа как главная цель государства, а граждане России обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

Библиографическая ссылка

Федорук Н.А., Кирпичев И.А. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ ДО НАЧАЛА XX ВЕКА // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-3. – С. 19-21;
URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2110 (дата обращения: 02.02.2023).

Этапы формирования российского экологического законодательства

Этапы формирования российского экологического законодательства.

Периодизация
развития экологического законодательстваможет бытьосуществлена
по различным основаниям. Но если за основу еевзять развитие и
углубление самого понятия охраны окружающей природной среды, то довольно четко
выделяются три основных этапа.

Первый
этап,
 который можно условно назвать консервационным, охватывает
конец XIX века и первую половину XX века.

В этот период, особенно в начальной
его стадии, под охраной природы понимали не охрану окружающей природной среды в
целом, а в основном охрану редких и исчезающих видов животных и растений.

Для
этих целей начали создаваться различного рода заповедники, заказники,
резерваты, национальные парки и т. п.

Так, в центре внимания на первой международной
конференции в Берне в 1913 году, созванной по инициативе швейцарского ученого
Поля Саразена, была охрана дикой фауны от хищнического истребления ее в погоне
за максимальной прибылью в условиях ничем не ограниченной беспощадной
эксплуатации ее. Именно в этот период и в России создаются первые заповедники —
Баргузинский, Астраханский и др.

Второй
этап
 — от середины XX века до восьмидесятых годов — характеризует­ся
значительным расширением самого понимания охраны природы, под который в этот
период понимается не только и не столько охрана исчезающих видов животных и
растений, а охрана всех природных ресурсов как таковых.

Поэтому этот этап в
развитии экологического законодательства можно назвать, конечно, также условно
 природоресурсовый. В данный период (1957-1963 гг.) в
тогдашних союзных республиках, в том числе и в Российской Федерации, были
приняты зако­ны об охране природы.

Законом «Об охране природы в РСФСР» под
охрану бы­ли поставлены практически все природные ресурсы, а не только исчезающие
и редкие животные и растения, включая атмосферный воздух, типичные ландшафты,
редкие и достопримечательные природные объекты, что, хотя и не являлось
природным ресурсом в собственном смысле этого слова, но представляло значи­тельный
экологический интерес.

Третий этап —примерно с начала восьмидесятых годов и по
настоящее время — характеризуется всеохватывающим понимаем охраны окружающей
природной среды, а не только природных ресурсов.

Речь, таким образом, идет об
охране самой природной среды обитания человека, что является не только
неприменным условием дальнейшего прогресса нашей цивилизации, но и самого ее
существования.

Именно в этот период, который мы называем экологическим, появилось само понятие экологического права, были
введены учебные курсы по экологическому праву во многих учебных заведениях, и
не только юридических.

1.6. История развития экологического права

В развитии экологического права можно выделить три этапа.

Первый этап (1917 – 1968 гг.) – возникновение и развитие экологического права в рамках земельного права. На этом этапе превалировал природоресурсный подход: регулирование отношений природопользования и охраны природной среды осуществлялось в отношении отдельных природных объектов (ресурсов). В начале 1920-х годах были приняты следующие нормативные акты:

  • · Земельный кодекс РСФСР (1922 г.);
  • · Лесной кодекс РСФСР (1923 г.);
  • · Положение ВЦИК РСФСР о недрах земли и разработке их (1923 г.);
Читайте также:  Сколько раз в год проводится аудит?

· декрет СНК РСФСР «Об охоте» (1920 г.) и др.

В этих актах главным образом внимание было направлено на упорядочение хозяйственной эксплуатации отдельных природных ресурсов. При этом под защиту закона брались лишь экономически значимые природные объекты.

Что касается охраны природы от загрязнения, то в этот период она в основном рассматривалась как санитарная, т.е. чистота природной среды оценивалась с точки зрения ее безопасности для здоровья человека. Это проявлялось, прежде всего, в развитии системы санитарных нормативов качества вод, воздуха, почвы.

Первые специализированные акты об охране природы были приняты в 1957 – 1963 гг. Так, в 1960 г. был принят закон РСФСР «Об охране природы», содержащий нормы об охране отдельных природных объектов, однако заметной роли он не сыграл, поскольку не предлагал эффективных природоохранных мер и механизма их выполнения, не предусматривал даже мер юридической ответственности.

Процесс накопления правовых актов об отдельных природных ресурсах, конкретизирующих их правовой статус, привел к дифференциации земельного права, к отделению от него (относительно) самостоятельных отраслей лесного, горного, водного права.

Это положение законодательно было закреплено в принятых в 1968 г. Основах земельного законодательства СССР, установивших, что лесные, горные и водные отношения регулируются специальным законодательством.

С этого момента начинается второй этап в развитии экологического права – в рамках природоресурсового права (1968 – 1990 гг.).

  1. В этот период законодательство о природных ресурсах кодифицируется. В 1970-х – начале 1980-х годах вслед за Основами земельного законодательства принимаются:
  2. · Основы водного законодательства (1970 г.);
  3. · Основы законодательства о недрах (1975 г.);
  4. · Основы лесного законодательства (1977 г.);
  5. · закон об охране и использовании животного мира (1980 г.);
  6. · закон об охране атмосферного воздуха (1980 г.);
  7. · соответствующие республиканские кодексы и законы.
  8. Основное внимание в этих законах (за исключением закона об охране атмосферного воздуха) по-прежнему продолжает уделяться вопросам использования природных ресурсов, а охрана сводится к обеспечению их рационального использования и воспроизводства.

Вместе с тем в этот период начинает осознаваться, что при поресурсовом подходе невозможно учесть экологические взаимосвязи, существующие между отдельными элементами природы, необходим комплексный подход, в рамках которого природа рассматривается как единое целое.
Этот подход был намечен в основном в подзаконных актах. Так, в 1972 г. было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об усилении

охраны природы и улучшении использования природных ресурсов». Оно содержало требования по развитию экологического нормирования и экологического мониторинга, а также обязательного планирования мероприятий по охране природы и природопользованию в системе государственных планов экономического и социального развития.

В 1978 г.

постановлением ЦК КПСС и СМ СССР «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов» была введена новая форма предпланового документа – территориальные комплексные схемы охраны природы. В 1988 г. было принято новое совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР – «О коренной перестройке дела охраны природы в стране», которое предусматривало ряд нововведений:

  • 1) образование специального надведомственного органа в области экологического управления – Государственного комитета СССР по охране природы;
  • 2) введение платежей за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей природной среды;
  • 3) введение экологической экспертизы;
  • 4) разработку проекта закона СССР об охране природы.
  • Эти директивы предстояло выполнить уже в новых экономических условиях.

Третий – современный – этап в развитии экологического права характеризуется следующим. Прежде всего, происходит отмена монополии государственной собственности на природные объекты. Земля и другие объекты природы включаются в имущественный оборот. Переход к рыночным отношениям в экономике затрагивает и природоресурсную сферу:

  1. · распределительную систему заменяет лицензионно-договорной порядок предоставления в пользование природных ресурсов;
  2. · устанавливается принцип платности природопользования;
  3. · происходит разделение функции управления в области природопользования и охраны природной среды и функции использования природных ресурсов.
  4. Все эти изменения получают свое закрепление в новых природоресурсных законах:
  5. · законе РФ «О недрах» (1992 г.);
  6. · ФЗ «О животном мире» (1995 г.);
  7. · Водном кодексе РФ (1995 г.);
  8. · Лесном кодексе РФ (1997 г.);

· ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.).

Активно развивается законодательство комплексного характера. В 1991 г.

принимается закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», который закрепляет основные принципы охраны окружающей природной среды, экологические права и обязанности граждан и общественных объединений, наряду с мерами и инструментами административно-правового характера устанавливает экономические меры охраны окружающей природной среды, определяет меры юридической ответственности за совершение экологических правонарушений. В развитие этого базового закона принимается ряд иных федеральных законов:

  • · «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.);
  • · «Об экологической экспертизе» (1995 г.);
  • · «Об использовании атомной энергии» (1995 г.);

· «Об отходах производства и потребления» (1998 г.) и другие.

В 2002 году принимается закон РФ «Об охране окружающей среды», в котором расширяется понятие «среда», среда разбивается на природную, техногенную и социальную.

Лекции по экологическому праву

  • акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у
  • Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности на землю, а также вступившие
  • в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
  • Основанием внесения земельных участков в перечень земель, на которые у Российской Федерации возникает право собственности,
  • является включение таких земельных участков в состав:
  • — земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых
  • водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;
  • — земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов, земель промышленности, транспорта, связи,
  • радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель водного фонда,
  • если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные
  • участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также
  • государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые
  • созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности
  • земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в
  • собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельные участков находятся участки недр федерального
  • значения;
  • — земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или
  • приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
  • Настоящим Законом определены также основания — внесения земельных участков в перечень земель, на которые возникает право

собственности у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (ст. 4 и 5 Закона).

  1. Частная собственность на землю и другие природные ресурсы
  2. Как предусмотрено статьей 213 ГК РФ, в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за
  3. исключением отдель-
  4. ных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 36).

  • Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно,
  • если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Установлено также, что
  • условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
  • Законодательство содержит также соответствующие нормативные положения о праве частной собственности на другие природные
  • ресурсы, хотя и не всегда достаточно четкие. Так, если в Законе РФ «О недрах» вопрос о праве собственности на недра фактически
  • был обойден, то в Федеральном законе от 3 марта 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О

недрах» он нашел вполне определенное решение. В ст. 1-2 «Собственность на недра» установлено, что недра в пределах

  1. территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые,
  2. энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли-
  3. продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Что же касается права пользования недрами, то они
  4. могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
  5. Добытые же из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной
  6. государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и иных формах
  7. собственности.
  8. Таким образом, действующее законодательство, исходя из специфики данного природного ресурса, признает право частной
  9. собственности лишь на добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы, а не на сами недра и содержащиеся в них полезные
  10. ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являющиеся государственной собственностью.
  11. Что же касается вод, то, как установлено Водным кодексом Российской Федерации, водные объекты являются государственной

собственностью. Частная же собственность, как и муниципальная, допускается только на обособленные водные объекты.

  • Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и
  • юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством.
  • Достаточно подробно урегулированы вопросы права собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в него. Им посвящен
  • специальный раздел (раз-Дел II) Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года. Статьей 30 Кодекса установлено, что право
  • собственности граждан и юридических лиц на древес-но-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке,
  • находящемся в собственности фажданина или юридического лица, принадлежит ему, если иное не установлено федеральным
  • законом. Владение, пользование и | распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществ-
  • ляется собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства Российской Федерации о

растительном мире. Частная собственность может быть индивидуальной и общей.

  1. Согласно статье 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей
  2. собственности. Имущество, находящееся в общей собственности с определением долей, является долевой собственностью, без
  3. определения долей — совместной собственностью.
  4. Каковы гарантии и в чем заключается защита права собственности и других прав на природные ресурсы?
  5. Действующее законодательство содержит определенные гарантии и предусматривает защиту права собственности и иных прав на
  6. природные ресурсы. Так, статьей 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и
  7. охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
  8. Иными словами, право собственности и другие права на землю и иные природные ресурсы поставлены под охрану государства и
  9. всей нашей правовой системы. В статье 8 Конституции РФ предусмотрена равная защита частной, государственной,
  10. муниципальной и иных форм собственности, что является важной конституционной гарантией прав и законных интересов
  11. собственников, владельцев и пользователей земли и других природных ресурсов, их равной правовой защиты, чего ранее не было и
  12. не могло быть в силу монополии государственной собственности на землю и иные природные ресурсы.
  13. Важным средством правовой защиты и гарантией соблюдения прав и интересов собственников, владельцев и пользователей земли
  14. и других природных ресурсов служит наличие перечня оснований прекращения их прав. Так, согласно земельному

Основные направления развития экологического законодательства на современном этапе

Такое небрежное отношение к сохранению экологической обстановки вплоть до 1990-х гг. ухудшило состояние окружающей среды ввиду частого и непрерывного антропогенного воздействия.

Читайте также:  Что содержит комплексное экологическое разрешение?

Основные направления государственной политики в сфере охраны окружающей среды закреплены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» [1]. В 2012 г.

указом Президента были приняты «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года» [2], в 2014 г.

было утверждено Постановление Правительства «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы»[3].

Однако необходимо учитывать, что правовой механизм, существующий на данном этапе развития России в области защиты экологии, не обеспечивает должной реализации прав человека на благоприятную окружающую среду, защиту экологических прав.

В данной работе мы хотели бы рассмотреть стоящие перед законодательством проблемы в области охраны и защиты окружающей среды, сравнить их с заявленными в вышеуказанных нормативно-правовых актах задачами, необходимыми для преодоления неблагоприятного состояния окружающей среды, и выявить направления для решения поставленных проблем.

Во-первых, одной из самых первостепенных проблем в национальной политике России является проблема контроля во всех сферах антропогенного развития, непосредственно влияющего на ухудшение состояния окружающей среды, особенно в сфере промышленного производства.

Причем важную роль здесь играет неэффективность принимаемых государством правотворческих мер, которые хоть и закрепляют основные правила ведения хозяйственной деятельности, но на практике в России контроль исполнения экологического законодательства находится на низком уровне.

В ст.

9 «Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» [4] одними из основных задач являются предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду, а также восстановление нарушенных естественных экологических систем. В ст. 10 Основ одним из основных механизмов реализации государственной политики в области экологического развития закреплено повышение эффективности государственного экологического надзора на федеральном и региональном уровнях [5].

Но, даже несмотря на это, Министерством природных ресурсов и экологии на территории нашей страны было выявлено более 24 тыс.

предприятий, которые нарушают предельно допустимую концентрацию химических элементов и их соединения в окружающей среде, тем самым загрязняя воздух, недра и воды.

И, к сожалению, степень причиненного ущерба окружающей среде настолько велика, что ее восстановление потребует немалых вложений различного характера.

Также несоблюдение правил использования окружающей среды влечет за собой нарушение ст. 42 Конституции РФ, которая закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, а также нарушение прав на жизнь, здоровье, труд и отдых[6]. Все это ведет к формированию большого количества регионов с нарушенной экосистемой.

Однако в последнее время государством ведется активная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, а также улучшению показателей в области охраны экологии и экологической безопасности.

Так, например, по данным из годового отчета за 2016 г. по плану деятельности Минприроды России на 2016-2021 годы [7] в направлении создания современной системы экологического нормирования количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха снизилось на 44 единицы.

А по направлению сохранения и восстановления водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, по плану Минприроды была дана установка — восстановить 200 единиц водных объектов, а по факту на окончание 2016 г. работы были проведены в 208 объектах.

Также Федеральным законом № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[8] с 1 января 2019 г.

для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, лимиты на выбросы и сбросы будут заменены на временно разрешенные выбросы и сбросы на период реализации программы по повышению уровня экологической безопасности населения.

Причем данные сроки не могут превышать 7 лет, за исключением отдельных случаев.

Таким образом, мы можем сформулировать первое направление развития экологического законодательство в России на ближайшее время – осуществление мер по восстановлению охраняемых экологическим законодательством объектов от антропогенных загрязнений, а также принятию мер по охране восстановленных объектов от негативного воздействия со стороны промышленных предприятий.

Возвращаясь к проблемам, следует отметить проблему отсутствия единого нормативно-правового акта, который бы регулировал экологические отношения.

В ст.

9 Основ одной из задач, решение которой необходимо для достижения эффективной политики в сфере экологического законодательства, является совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности [9].

Таким образом, развитие экологического законодательства в дальнейшем необходимо связать с отходом от отраслевого регулирования экологических отношений, а именно по отдельным природным объектам, и разработкой самостоятельного Экологического кодекса РФ как акта межотраслевой кодификации.

В своей статье «О проекте Экологического кодекса Российской Федерации» [10] Т.В. Петрова отмечает, что первый этап подготовки специализированного кодекса пришелся на 2007-2008 годы.

Однако в плане законопроектных работ на 2009 г. принятие Экологического кодекса не отмечалось.

Таким образом, в настоящий момент в Российской Федерации существует концепция проекта Экологического кодекса, однако до сегодняшнего дня он не вступил в силу.

Проект Кодекса включает Общую и Особенную части. Он должен был состоять из следующих федеральных законов: «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления», «Об особо охраняемых природных территориях».

Предметом регулирования Экологического кодекса по ст.

2 проекта [11] являются три взаимосвязанные группы общественных отношений: в сфере охраны окружающей среды, в сфере обеспечения экологической безопасности человека, в сфере охраны, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Причем включение в предмет регулирования Кодекса отношений по обеспечению экологической безопасности объясняется создателями выделением этой сферы в самостоятельное направление деятельности органов государственной власти Конституцией РФ (ст. 71, 72).

Изменения внесены и в правовой механизм нормирования воздействий на окружающую среду. Наряду с сохранением действующей системы нормирования предусмотрено введение нормирования на основе так называемых наилучших существующих технологий (НСТ).

Также в Проект введена самостоятельная глава, устанавливающая порядок определения и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Для осуществления мероприятий по охране окружающей среды субъектам хозяйственной деятельности в некоторых случаях вменяется в обязанность осуществление экологического мониторинга.

Однако идеи разработки экологического кодекса имеют как сторонников, так и противников. Как и предполагается, введение Экологического кодекса предполагает одновременную отмену всех ключевых актов, регулирующих отношения в сфере экологического права.

  • Противники Проекта признают изъяны существующего экологического законодательства, но вместе с тем предпочитают совершенствовать законодательство в рассматриваемой сфере не радикальным методом, а путем постепенного внесения в них изменений.
  • Так, стоит отметить второе главное направление в развитии экологического законодательства – последовательное формирование единого нормативно-правового акта, вмещающего в себя нормы в отношении всех подведомственных данной отрасли права объектов как отдельного акта межотраслевой кодификации.
  • Последней из важных проблем, требующих решения в будущем, является проблема создания правовых условий для повышения активности граждан в сфере реализации экологических прав и обязанностей.

В ст.

9 Основ она сформулирована в виде задачи по формированию экологической культуры, развитию экологического образования и воспитания [12].

Политика государства ранее не предполагала развития экологической грамотности всего населения, а также осознанного содействия в сохранении экологической обстановки. Помимо этого, также отсутствовали и стимулы для активных действий со стороны граждан для охраны окружающей среды.

Также, исходя из практики в осознании гражданами своих экологических прав, у них и сейчас в большинстве случаев преобладают смутные представления о правовой основе предоставленных им в сфере экологического права правомочий, поэтому стоит отметить пассивное поведение населения в указанной сфере.

Обстановку усугубляет отсутствие четких законодательно закрепленные критериев определения «благоприятная для жизнедеятельности окружающая среда», что приводит к сложности понимания субъективных прав.

Однако с 2000 г. постепенно начинают формироваться общественные экологические программы, например, программа «Экоград» [13].

  1. Ее основной целью является не только сохранение окружающей среды, но и максимальное вовлечение жителей городов и населенных пунктов в движение «Здоровые города».
  2. Также эта программа включает в себя различного рода проекты: программу «ГАММА» по переработке вторичных ресурсов, программу «Народное предпринимательство», которая имеет своей целью подготовку специалистов со знанием экологического предпринимательства, программу «Экология человека», которая состоит в использовании новейших методов для диагностики сложных заболеваний в специализированных центрах.
  3. Таким образом, заключительное направление – это создание условий для максимального вовлечения населения в решение экологических проблем, а также четкое законодательное закрепление субъективных прав и обязанностей, которое в свою очередь может быть максимально эффективно решено опять-таки при систематизации экологического законодательства в единый нормативно-правовой акт.

Проведенный нами анализ показывает, что действующее сейчас экологическое законодательство решает не все поставленные перед ним задачи. В связи с этим, рассмотрев основные проблемы, стоящие перед государством в сфере экологического законодательства, мы смогли выделить три основополагающих направления, которые требуют развития со стороны Российской Федерации в ближайшее время.

Таким образом, эффективная политика со стороны государства в области по охране и защите окружающей среды способна намного улучшить ряд показателей: снизить уровень загрязнения природных объектов, улучшить уровень жизни населения, а также поднять грамотность граждан в сфере экологического права для дальнейшего вовлечения их в создание экологически развитого государства.

[1] Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Российская газета. 2002. № 6.

[2] Указ Президента от 30 апреля 2013 г. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года» (электронный ресурс): URL: http://base.garant.ru/70169264/ (дата обращения – 29.05.2017).

[3] Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 18 (часть III).

[4] Статья 9 п. г, д Указа Президента от 30 апреля 2013 г. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года» (электронный ресурс): URL: http://base.garant.ru/70169264/ (дата обращения – 29.05.2017).

[5] Статья 10 п. в Указа Президента от 30 апреля 2013 г. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года» (электронный ресурс): URL: http://base.garant.ru/70169264/ (дата обращения – 29.05.2017).

[6] Статья 42 Конституции Российской Федерации от 12 января 1993 г. // Российская газета.1993. № 237.

[8] Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Российская газета. 2014. № 166.

[9] Статья 9 п. б Указа Президента от 30 апреля 2013 г. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года» (электронный ресурс): http://base.garant.ru/70169264/

[12] Статья 9 п. л Указа Президента от 30 апреля 2013 г. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года» (электронный ресурс): URL: http://base.garant.ru/70169264/ (дата обращения – 29.05.2017).

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *