Корректировка данных инвентаризации выбросов

Многие из воздухоохранных проектов и документов на предприятиях не имеют срока действия. Например, отчет по инвентаризации источников выбросов и проект санитарно-защитной зоны (при условиях неизменности производственного процесса).

Однако технологический прогресс не стоит не месте, меняется оборудование, проводится модернизация и расширение производства.

По этим причинам на территории промплощадки могут появиться новые источники выбросов загрязняющих веществ, и экологу приходится задумываться, как быть с природоохранной документацией.

Грамотный эколог может сам понять, что на вверенном ему объекте появился новый источник выбросов. Согласно определению из закона, источник выброса – это сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества.

Различают стационарные и передвижные источники. Стационарные характеризуются тем, что их местоположение можно определить с помощью системы координат ЕГРН. Кроме того, стационарные источники могут перемещаться с помощью передвижных источников.

Если на предприятии появилось новое оборудование, дополнительная дымовая труба, обновился автопарк, то необходимо в первую очередь решить, нужно ли проводить новую инвентаризацию источников выбросов (либо корректировать уже имеющуюся) или оставить все без изменений.

На сегодняшний день порядок проведения инвентаризации определен Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871, который недавно пришел на смену Приказу Минприроды № 352. Основное отличие старого и нового порядков – в новом порядке учтены нововведения законодательства по учету в рамках инвентаризации выбросов передвижных источников, к которым чаще всего относятся автотранспорт и спецтехника.

Обратимся к приказу № 871, раздел VI Корректировка данных инвентаризации выбросов.

Согласно ему, инвентаризацию нужно переработать, если изменились:

  • Технологические процессы и объемы производства;
  • Режимы работы оборудования и ГОУ;
  • Заменены сырье, материалы, топливо;
  • ГОУ модернизированы или реконструированы.

Помимо этого, корректировка нужна, если в ходе ПЭК обнаружены неучтенные загрязняющие вещества или новые источники выбросов. Наконец, инвентаризацию нужно менять, если изменилось законодательство в области охраны атмосферного воздуха, связанное с инвентаризацией выбросов.

Есть обязательные критерии, по которым корректировка инвентаризации необходима:

  • Изменение фактических показателей максимально разовых выбросов конкретного источника по конкретному веществу более чем на 25% по сравнению с показателями в отчете по инвентаризации и с установленными ПДВ;
  • Изменение фактических показателей валовых выбросов более чем на 10%.

При этом можно провести новую инвентаризацию, либо же откорректировать действующую. Этот вопрос решает само предприятие, но на принятие решения и проведение корректировки у него есть 1 календарный год. Если принято решение менять инвентаризацию, то нужно сначала определить количество нового или замененного оборудования, изучить изменения в технологии и т.д. Нужно это для того, чтобы определиться – сколько появилось новых источников выброса. Затем надо понять, стационарные это источники или передвижные, организованные или неорганизованные, а также выбрать способ расчета параметров выброса. Это может быть как расчетный метод, так и инструментальные измерения. Помимо этого, нужно определить физические параметры источника (высота источника, объем и скорость выброса и т.д.). После чего уже определить нестационарность работы источников.

Когда инвентаризация будет откорректирована, нужно провести актуализацию постановки на учет объекта негативного воздействия в соответствии с пунктом 6 статьи 69.2 Федерального закона № 7 «Об охране окружающей среды».

Одновременно с актуализацией необходимо начать разработку нового проекта ПДВ, если он необходим для данного объекта ОНВ по закону. Например, проект ПДВ может быть необходим для объектов I категории до получения ими КЭР.

Если проекта ПДВ нет, то при появлении новых источников выбросов нужно внести изменения в соответствующую природоохранную разрешительную документацию для:

  • I категории – комплексное экологическое разрешение;
  • II категории – декларация о воздействии на окружающую среду;
  • III категории – расчет НДВ;
  • IV категории – только корректировка инвентаризации источников выбросов и актуализация постановки на учет объекта.

Кроме того, не следует забывать, что на основе данных инвентаризации составляется программа производственного экологического контроля. Программа ПЭК разрабатывается в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 лицами, эксплуатирующими объекты ОНВ с первой по третью категорию.

В приказе № 74 говорится, что программу ПЭК необходимо скорректировать в случаях:

  • изменения технологических процессов;
  • замены оборудования и сырья, приводящих к изменениям негативного воздействия на окружающую среду, а также к изменению объемов выбросов ЗВ более чем на 10%.

Скорректировать ПЭК нужно в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.

Вывод: при корректировке инвентаризации вероятнее всего нужно переработать и программу ПЭК, ведь критерии корректировки похожи.

Помимо экологических документов, есть еще и санитарная документация, основанная на инвентаризации источников выбросов. Это, конечно, проект санитарно-защитной зоны.

Сейчас проект СЗЗ разрабатывается на основании требований Постановления Правительства № 222.

В пункте 9 этого Постановления говорится, что в случае:

  • технического перевооружения объекта;
  • изменения технологий производства продукции;
  • изменения вида разрешенного использования или назначения объекта;
  • прекращения эксплуатации или ликвидации объекта…

…правообладатель обязан в срок не более одного года с момента ввода новых источников провести исследования (измерения) воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта. При выявлении превышения ПДК/ПДУ, либо изменения такого воздействия объекта на среду обитания человека, правообладатель должен представить в Роспотребнадзор заявление об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ.Корректировка данных инвентаризации выбросов Разберем этапы внесения изменений в проект СЗЗ при появлении новых источников выбросов:

  1. Проведение замеров в контрольных точках на границах СЗЗ в течении года (натурные исследования). Это нужно сделать для того, чтобы подтвердить, что данная граница является достаточной с учетом добавления новых источников. В случае превышения санитарно-гигиенических нормативов необходимо скорректировать границы установленной СЗЗ путем подачи заявления в Роспотребнадзор.
  2. Разработка дополнения к проекту СЗЗ (с указанием источников, выбросов и их количества, результатов рассеивания и расчетов шума).
  3. Прохождение экспертизы ФБУЗ, 4. Получение санэпид заключение в Роспотребнадзоре.

Получите бесплатную консультацию по выбросам у специалистов компании ЭкоПромЦентр. Обратитесь за бесплатной консультацией по телефону — +7 (812) 425-61-45, или в один клик.

Проконсультироваться

Отчет по инвентаризации выбросов: разработка и согласование по новым правилам

С 1 марта 2022 года взамен Приказа Минприроды России № 352, утверждающего «Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», в силу вступил Приказ № 871, утверждающий новый Порядок.

Главное нововведение в данном Порядке – учёт передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха (далее – ИЗАВ). Как учитывать транспортные средств, при проведении инвентаризации выбросов, рассчитывать выбросы загрязняющих веществ от них и их стилизацию рассмотрим в данной статье.

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

Учет передвижных ИЗАВ

Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», передвижной источник загрязнения окружающей среды – это транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником загрязнения окружающей среды.

Под стационарным источником понимается источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.

Таким образом, данные понятия не являются напрямую противоположными друг другу, поскольку передвижной источник – это не любой «нестационарный» источник, а только транспортное средство.

Самым информативным пунктом нового Порядка относительно передвижных источников является 5-й, в котором, указаны виды транспортных средств, которые необходимо учитывать, при инвентаризации выбросов:

  • автомобильный транспорт, строительная, сельскохозяйственная, дорожная и иная техника, которая относится к передвижным источникам выбросов, постоянно или временно эксплуатирующаяся (функционирующая) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее – ОНВ);
  • самолеты и иные воздушные суда, постоянно или временно эксплуатирующиеся (функционирующие) на объекте ОНВ;
  • железнодорожный транспорт, постоянно или временно эксплуатирующийся (функционирующий) на объекте ОНВ;
  • водные суда, постоянно или временно эксплуатирующиеся (функционирующие) на объекте ОНВ.

Также учитываются выбросы от передвижных ИЗАВ на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных ИЗАВ, погрузка и разгрузка передвижных ИЗАВ.

В случае, если выбросы от передвижных ИЗАВ на таких стоянках и сооружениях были учтены при инвентаризации выбросов на объекте ОНВ как выбросы от стационарных ИЗАВ, повторный учет выбросов на данных стоянках и сооружениях не требуется.

Читайте также:  Куда можно вывезти строительный мусор самостоятельно?

С учётом обязательных условий п. 15 Порядка по 352 Приказу Минприроды (ссылка на скачивание документа), о том, что «…Принятая нумерация не может быть изменена при проведении следующей инвентаризации выбросов», учтённые ранее неорганизованные ИЗАВ остаются на тех же местах, под теми же номерами. Следовательно, в данном случае корректировка отчета по инвентаризации не потребуется.

5-м пунктом Порядка прописаны условия, при которых передвижные источники можно не учитывать при инвентаризации:

  • если на объекте не осуществляется промышленное производство и, при этом эксплуатируются только легковые автомобили;
  • если имеются автобусы для перевозки людей в количестве не более 20 ед. в день;
  • если имеются грузовые автомобили в количестве не более 3 ед. в день.

При проведении инвентаризации учитываются только те передвижные источники, которые принадлежат предприятию на праве собственности, то есть транспорт на балансе, либо ином законном основании, например, арендуемый транспорт

Нумерация передвижных ИЗАВ

Условия нумерации указаны в п.15 Порядка:

  • Передвижные ИЗАВ нумеруются отдельно;
  • При нумерации передвижных ИЗАВ используется индекс «п»;
  • Нумерация передвижных ИЗАВ начинается с № 0001п и ведется в возрастающей последовательности;
  • При нумерации передвижных ИЗАВ вместе с индексом «п» могут быть использованы дополнительные индексы, указывающие на вид передвижных ИЗАВ, с расшифровкой значений;
  • Допускается нумерация стоянок и иных мест и сооружений, где эксплуатируются (функционируют) передвижные ИЗАВ, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом для стационарных ИЗАВ (это позволяет все стоянки нумеровать в одном стиле).

В ходе инвентаризации выбросов для передвижных ИЗАВ определяются скорости движения по объекту ОНВ и режимы эксплуатации (функционирования)

Новый Порядок, в целях обобщения информации о передвижных источниках, предлагает специальную новую форму таблицы № 3.8 (приложение 3 Порядка) «Выбросы от передвижных ИЗАВ».

Корректировка данных инвентаризации выбросов Образец таблицы «Выбросы от передвижных ИЗАВ»

В данной таблице, помимо перечня самих транспортных средств и их выбросов, необходимо указать:

  • скорость движения,
  • вид топлива,
  • время работы за сезон и год.

Ранее данная информация учитывалась только для расчётов выбросов загрязняющих веществ.

В соответствии с ОНТП 01-91 за среднюю скорость движения принимается значение в 10 км/ч

Стилизация и визуализация передвижных источников

При стилизации передвижных ИЗАВ, типом источника, как неорганизованных площадных указываются координаты середин противоположных сторон источника и ширина.

Информация о маршрутах перемещения автотранспорта по территории предприятия обычно отражается в схемах организации дорожного движения (СОДД), которые можно нанести на карту-схему.

Расчёт выбросов от передвижных источников

В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.11.2019 г. № РН-03-01-32/33301 выбросы передвижных источников, постоянно или временно функционирующих на производственном объекте, учитываются при проведении расчетов рассеивания в качестве факторов, формирующих общий уровень воздействия на атмосферный воздух (фоновое загрязнение).

Для передвижных ИЗАВ показателями, которые определяются при инвентаризации выбросов являются такие же значения максимальных разовых выбросов в г/с и суммарных годовых (валовых) выбросов в т/год, как и для стационарных ИЗАВ, а при разработке проекта НДВ выбросы от них учитываются, как фоновое загрязнение и не входит в состав нормативов выбросов.

Законодательство определяет разные порядки нормирования стационарных и передвижных источников выброса. Для передвижных предусмотрено техническое регулирование, которое реализуется с помощью технических нормативов.

Технический норматив выброса — норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ в расчете на единицу пробега транспортного средства или единицу произведенной работы двигателя передвижного источника

Технические нормативы для передвижных источников устанавливаются в технических регламентах, в частности в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В связи этим, передвижные источники были выведены из сферы экологического нормирования.

При расчете выбросов учитываются данные об эксплуатирующихся на объекте передвижных ИЗАВ, сведения об используемом топливе и режимы эксплуатации:

  • холостой ход,
  • выбросы от прогрева,
  • пробеговые (маневровые) выбросы.

Для передвижных ИЗАВ показателями, которые определяются при инвентаризации выбросов, являются такие же значения максимальных разовых выбросов в г/с и суммарных годовых (валовых) выбросов в т/год, как и для стационарных ИЗАВ, а при разработке проекта НДВ выбросы от них учитываются, как фоновое загрязнение и не входит в состав нормативов выбросов

Поскольку обычно передвижные ИЗАВ характеризуются как неорганизованные источники выброса, используются расчетные методы определения выбросов. На основании Приказа Минприроды № 341 от 31.07.2018 г., в Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками для расчета выбросов от передвижных ИЗАВ входят следующие подходы:

  • п.49 Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом) М., 1998, (с Дополнениями и изменениями к Методике проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом). М, 1999)
  • п. 98 Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для авторемонтных предприятий (расчетным методом) М., 1998 (с Дополнением к Методике проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для авторемонтных предприятий (расчетным методом). М., 1999)
  • п. 99 Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для баз дорожной техники (расчетным методом) М., 1998 (с Дополнениями к методике проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для баз дорожной техники (расчетным методом М., 1999)
  • п. 100 Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятиях железнодорожного транспорта (расчетным методом) УралЮрИздат (1992 г.) (разделы 1, 4, 5.2, 5.13, 6-8)
  • п. 101 Методика контроля загрязнения атмосферного воздуха в окрестности аэропорта М., 1992

Корректировка (актуализация) отчета по инвентаризации

  • Когда требуется:
  • Если утвержденная до вступления в силу Приказа № 871 документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ не соответствует требованиям Порядка, такая документация должна быть оформлена в соответствии с требованиями Порядка.
  • Корректировка данных инвентаризации осуществляется вследствие изменения законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, связанного с инвентаризацией выбросов, если после вступления в силу изменения документация по инвентаризации выбросов не соответствует требованиям законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
  • Срок корректировки:
  • Новая документация утверждается в срок не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего Приказа.
  • Кем утверждается отчет:
  • Результаты работ по корректировке данных инвентаризации выбросов утверждаются хозяйствующим субъектом.
  • Форма отчета:

На титульном листе отчета об инвентаризации выбросов указывается дата проведения корректировки, графа «Содержание, введение» дополняется пояснениями о причинах и составе корректировки. Указанные сведения заверяются хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на объекте ОНВ.

Отчет по инвентаризации выбросов: случай из практики

  1. Обязательное проведение корректировки данных инвентаризации выбросов

Проведение инвентаризации выбросов: советы практика. Часть 1

В статье обратим внимание на трудности, которые возникают у экологов предприятий при оформлении материалов инвентаризации.

С понятием «инвентаризация» мы все сталкиваемся практически с детства. Вспомните, например, что было написано снизу на каждой парте в школе? Размашистым почерком завхоза было выведено «Инв. № …».

Это означает, что данный предмет был учтен в особой учетной ведомости и ему был присвоен инвентарный номер, в этой ведомости имелось и краткое его описание (характеристика, модель, особенности и т. д.).

Таким образом, получается, что инвентаризация – это систематизированный учет чего-либо, включающий в себя характеристики и особые приметы каждого объекта. Такой учет проводится по определенным правилам, и результаты его фиксируются также по определенной форме (она для разных инвентаризаций отличается, поскольку их объектом может являться что угодно – от офисной мебели до финансов).

— Реклама —Корректировка данных инвентаризации выбросов

Источники выброса в атмосферу (ИЗА, теперь принято ИЗАВ – источники загрязнения атмосферного воздуха) не являются в этом плане исключением.

Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате инвентаризации и корректировки, утвержден приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 (далее – приказ № 352, Порядок инвентаризации).

В этом документе изложены основные правила инвентаризации ИЗАВ, приводится рекомендуемое содержание отчета и даже имеются образцы таблиц для документирования результатов (прил. 1–3).

Однако у многих возникают вопросы, и разобраться с ними надо обязательно, потому что ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) требует проведения инвентаризации выбросов, а ст. 8.21 КоАП РФ за невыполнение закона предусматривает штраф.

  • Сначала – какими бывают источники выбросов
  • В новом порядке по приказу № 352 таблиц стало намного больше, чем было в прежней инструкции (форма № 1-воздух, кто помнит), характеристики ИЗАВ учитываются очень подробно, однако стиль официального изложения не всегда понятен обычному пользователю (а в случае, если опыта мало, то проблемы не заставят себя ждать).
  • Начнем разбираться с самого элементарного: с тех самых ИЗАВ, которые требуется учитывать в инвентаризации, то есть с источников антропогенных, или промышленных (имеются еще и естественные, вроде различного естественного пыления или газов вулканического извержения, но нам это не надо).
Читайте также:  Кто должен убирать площадку под мусорными контейнерами?

Источник загрязнения атмосферы, как естественный, так и промышленный, представляет собой объект, от которого в воздух поступают загрязняющие вещества (ЗВ), будь то лесной пожар или завод.

В промышленности ИЗАВ – это трубы и оконные (дверные) проемы помещений (строго тех, в которых осуществляются технологические операции; офисные помещения или туалетные комнаты к ним не относятся, исключение – дровяные камины в некоторых ресторанах, поскольку сжигание топлива относится к техпроцессам), неплотности оборудования, открытые очистные сооружения (вроде отстойников или иловых карт), а также любое технологическое оборудование, используемое на территории предприятия, но вне помещения (например, сварочный пост или мангал).

Конечно же, в большинстве промышленных цехов в одном помещении (проще говоря, «на одну трубу») располагается немалое количество оборудования, например станки различного назначения, гальванованны, целые технологические линии.

Причем это оборудование может обрабатывать различное сырье и материалы, и загрузка у него разная, и продолжительность работы, и вещества при этом будут выделяться зачастую совсем не идентичные, а труба-то всего одна! Однако здесь проблем нет, если знать, что каждая отдельная единица оборудования называется источником выделения (ИВ), рассчитывается отдельно и выброс на ИЗАВ будет обычной суммой выбросов по каждому имеющемуся веществу (это называется «подсуммацией на источник»).

Для лучшего понимания и оценки характеристик ИЗАВ удобно применять некий ступенчатый алгоритм их классификации. Для начала разделим все ИЗАВ на стационарные и нестационарные.

Стационарный ИЗАВ – это тот, что, грубо говоря, нельзя сдвинуть (при сильной необходимости можно, конечно, но весьма сложно и дорого. Например, перенести вытяжную трубу – дело вовсе не простое), плюс у такого ИЗАВ имеются постоянные пространственные координаты.

Соответственно, нестационарный (правильно говорить – передвижной) ИЗАВ – тот, что легко передвигается с места на место (передвижной сварочный пост, мобильная дизель-генераторная установка, автомобиль и т. д.).

Кстати, некоторое время назад учет выбросов передвижных источников был отменен. Однако в 2019 г. ст. 22 Закона № 96-ФЗ была изменена, и выбросы передвижных ИЗАВ теперь как и раньше, подлежат учету.

Правда, изменения в Порядок инвентаризации, утвержденный приказом № 352, еще не внесены (хотя проект приказа с такими изменениями подготовлен).

При этом Роспотребнадзор уже сейчас требует расчет выбросов от передвижных источников, ссылаясь на СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», что логично, поскольку выбросы от той же стоянки грузового автотранспорта достаточно велики и ощутимо неприятны.

Так что во избежание дополнительных корректировок расчетов, на наш взгляд, лучше не ждать конкретного перечня передвижных ИЗАВ и соответствующих таблиц для их оформления – они обязательно будут.

Но одно дело просто сделать таблицу пару таблиц), а другое – заново включать в отчет по инвентаризации выбросы от передвижных ИЗАВ: временные и финансовые затраты будут неизмеримо больше.

Итак, классификация по местоположению понятна, перейдем теперь к следующей ступени – разделению ИЗАВ по характеристикам. Здесь у нас две позиции – организованные и неорганизованные.

Организованный ИЗАВ – это источник, у которого выброс газовоздушной смеси (ГВС) осуществляется принудительно, с определенными объемом и скоростью потока через выходное отверстие (чаще всего через устье трубы вытяжной вентиляции).

Неорганизованный ИЗАВ этими параметрами не обладает, поток ГВС идет свободно, его объем и скорость не являются константами (скажем так, куда ветер подует, туда и полетят все наши ЗВ). Чаще всего это как раз открытые стоянки автотранспорта, открытые очистные сооружения, неплотности оборудования, расположенного на открытом воздухе, склады сыпучих материалов и т. п.

Довольно часто задают такой вопрос: в помещении только неорганизованный ИЗАВ (обычно окно), а технология пылящая, выброс большой, что делать?

Здесь ответов может быть два, с учетом стоимости и сложности исполнения: приобрести обычный промышленный пылесос (что предпочтительнее) либо попросту вставить в окно вентилятор.

Таким образом вы превратите неорганизованный ИЗАВ в организованный, у ГВС появятся динамические характеристики, которые можно свободно контролировать (конечно, заранее просчитав кубатуру помещения и определив необходимую мощность вентилятора).

Последняя часть классификации ИЗАВ – это конфигурация, то есть то, что в пространстве представляет собой источник (точку, площадку или линию). По этому признаку ИЗАВ подразделяются на точечные, площадные и линейные.

Как правило, точечные ИЗАВ – это устья труб, окна, двери (то есть какое-либо отверстие): площадные – стоянки автотранспорта, открытые очистные сооружения, площадки хранения и пересыпки сыпучих материалов; линейные – обычно автомагистрали, но встречаются и линейные ИЗАВ в виде аэрационных фонарей (часть кровли, специально предназначенная для воздухообмена), близко расположенных труб или крышных вентиляторов (их особенность – множество точек на значительной протяженности линии).

Итак, в типах ИЗАВ и их классификационных признаках мы разобрались. Теперь можно приступить к вопросам по самой инвентаризации, поскольку уже понятно, что мы туда включаем и какие параметры необходимо учитывать.

Периодичность и корректировка инвентаризации

Если раньше была установлена периодичность проведения инвентаризации в 5 лет, то теперь этот параметр не определен. Однако введен термин «корректировка инвентаризации», который предусматривает внесение в документацию необходимых изменений в случае каких-либо достаточно глобальных перемен в техпроцессах, ведущих как к количественному, так и качественному изменению выбросов ЗВ.

ПУНКТ 3 СТ. 22 ЗАКОНА № 96-ФЗ

Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.

Таким образом, если вы решите перейти на новое оборудование или технологию, сменить сырье на более экологичное, оснастить процесс дополнительными газоочистными установками (ГОУ), вам необходимо скорректировать инвентаризацию. При этом информацию по тем ИЗАВ, что изменениям не подверглись, имеете полное право оставить как есть.

Как быть с передвижными источниками

В приказе № 352 говорится, что инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов.

Первый же вопрос, который возникает, как быть с передвижными? В приказе они не упоминаются. Однако если, как мы говорили ранее, предстоит экспертиза материалов инвентаризации в Роспотребнадзоре, то передвижные источники стоит учесть, иначе не получить положительного заключения, это известно по практическому опыту.

Конечно, стоимость разработки (а это весьма немаловажный фактор в сложившихся экономических условиях) может увеличиться.

Зато при появлении официальных изменений в порядке инвентаризации (а они точно будут), вы уже застрахованы от того, что не учли передвижные.

Да и что важнее: пройти согласование и получить нужные документы или «упираться» в приказ, да еще в тот, в котором планируются изменения?

Будут ли выбросы от передвижных ИЗАВ учитываться в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), неизвестно, а вот оценивать влияние предприятия на атмосферный воздух логично от всей совокупности ИЗАВ, как стационарных, так и передвижных (здесь мы не говорим о 2–3 легковушках на балансе небольшого офиса).

Читайте также:  Штрафы за нарушение экологического законодательства в 2023 году

Продолжение следует

Пожалуйста, оцените материал:

Инвентаризация источников выбросов (ИИВ)

Подготовка любой экологической документации для предприятия начинается с обследования площадки, выявления процессов, воздействующих на окружающую среду, и составления отчетов по инвентаризации.

В части охраны атмосферного воздуха согласно статье 22 одноимённого федерального закона № 96 проводится инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и по её результатам инженер-эколог разрабатывает отчет согласно приказу № 871 от 19 ноября 2021 г. «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

  • Данный отчет является обязательным для всех предприятий, имеющих источники выбросов.
  • Источником выбросов следует считать оборудование, сооружение, в процессе работы которого происходит выделение в воздух загрязняющих веществ, то есть таких веществ, которые при достижении определенной концентрации могут оказывать негативное воздействие на здоровье человека и среду его обитания.
  • Например, вентиляционный выход от кухни ресторана, где используются пекарные шкафы, фритюрницы и грили; окно склада службы доставки, где используются погрузчики на дизельном топливе (или пост зарядки аккумуляторов для электронных погрузчиков); труба котельной, которую эксплуатирует бизнес-центр для получения тепла и горячего водоснабжения. 
  • Источники выбросов делятся на стационарные (эти источники выбросов имеют постоянные координаты на местности – например, труба котельной, вентиляционное отверстие цеха и так далее), и передвижные (например, двигатели транспортных средств).

Различия между Приказом №871 и Приказом №352

  1. 1 марта 2022 года был утвержден новый порядок инвентаризации выбросов приказом №871, в котором учет передвижных источников выбросов является главным отличием от прежнего порядка, который был утвержден приказом № 352 от 7 июля 2018 г.

  2. Стоит отметить, что многие экологи и раньше учитывали передвижные источники, включая в отчет стоянки автотранспорта, погрузо-разгрузочные посты и ремонтные гаражи, и рассчитывали выбросы от них как от стационарных источников.

  3. Кому нет необходимости корректировать ИИВ?
  4. Согласно пункту 5 статьи 1 Приказа № 871, в случае если выбросы от перечисленных типов источников были учтены как стационарные, корректировка отчета не требуется.

  5. Также отчет можно не корректировать если на объекте используются только легковые машины в количестве не более двадцати в день и грузовые – не более трех в день, и при этом не осуществляется промышленное производство.

  6. Кому необходимо корректировать ИИВ?
  7. Таким образом, все объекты, имеющие в собственности передвижные источники выбросов и не попадающие под оговоренные выше условия, в течение одного года должны откорректировать разработанные ранее отчеты по приказу №352.

Источники выбросов: типы и виды

По типу источники выбросов разделяют на организованные и неорганизованные.

Выбросы от организованных источников попадают в воздух через специальные устройства направленным потоком, например через трубы, вентиляцию, газоходы и так далее.

От неорганизованных источников выбросы поступают в воздух в составе ненаправленных потоков. Например, карьер по добыче песка будет являться неорганизованным источником выбросов пыли и веществ от работы двигателей специальной техники.

Также источники выбросов могут быть трех видов:

  • точечные, выброс от которых сосредоточен в одной точке, например вентиляционное отверстие на крыше здания или дымовая труба от котельной;
  • линейные источники, выброс от которых имеет значительную протяженность в пространстве, например ряд аэрационных фонарей, или автомагистраль;
  • площадные, то есть имеющие такие параметры как ширина и длина, например полигон захоронения бытовых отходов, или стоянка автотранспорта.

Инвентаризацию выбросов необходимо провести в течение двух лет с момента ввода объекта в эксплуатацию.

По результату проведенной инвентаризации составляется отчет об инвентаризации источников выбросов.

Процесс инвентаризации

Подготовка отчета по выбросам начинается с выезда эколога на площадку предприятия, её обследования, выделение производственных процессов в результате которых могут образовываться выбросы загрязняющих веществ.

Далее выявляются источники выбросов, то есть пути выхода потоков газовоздушной смеси непосредственно в окружающую среду — атмосферный воздух. Это может быть труба, вентиляционное отверстие на крыше, ворота гаража, окно сварочного цеха и тд.

  • После выезда эколог составляет перечень источников выбросов загрязняющих веществ и высылает заказчику на ознакомление и согласование.
  • На основании согласованного перечня источников выбросов эколог запрашивает необходимые для разработки отчета исходные данные, и составляет заявку в аккредитованную лабораторию на выполнение инструментальных замеров выбросов.
  • В них входит измерение параметров источника (высота, диаметр), замеры аэродинамических характеристик (скорость выхода газовой смеси, её объем), а также измерение концентраций загрязняющих веществ в выбросах.

Далее лаборатория выставляет счет за свои услуги, и после оплаты назначает дату выезда на объект. После замеров представитель лаборатории высылает инженеру-экологу черновики протоколов для проверки правильности их оформления и произведённых расчетов. Когда черновики утверждены, лаборатория печатает протоколы с обязательным приложением аттестата аккредитации.

Существуют случаи, когда выбросы нельзя замерить инструментальным путем, например от неорганизованных или горячих источников. В таком случае используются утвержденные методики расчета концентраций загрязняющих веществ.

Отчет об инвентаризации источников выбросов

После получения всех необходимых исходных данных, а также проведения расчетов и получения протоколов от лаборатории, инженер-эколог составляет отчет по инвентаризации источников выбросов, который содержит:

  • общие сведения о предприятии;
  • описание производственной деятельности с выделением процессов, при которых происходит выброс загрязняющих веществ, перечислением этих веществ и описанием пути их выхода в атмосферный воздух;
  • описание перспективы развития предприятия, если планируется реконструкции, расширение и тд.
  • характеристику газоочистного оборудования, таких как фильтры, скрубберы и тд, в процессе работы которых часть загрязняющих веществ улавливается и удаляется, не попав в атмосферный воздух;
  • перечисление нормативно-методических документов и методик, использованных при составлении отчета;
  • сводные таблицы характеристик источников выделения и источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • сводную таблицу суммарных выбросов каждого загрязняющего вещества в целом по объекту;
  • карту-схему с изображением всех источников выбросов на местности с привязкой к единой системе координат.

К отчету необходимо приложить все использованные в процессе разработки документы: договоры на инженерное обеспечение, паспорта очистных сооружений, протоколы лаборатории и тд.

Готовый отчет утверждается руководителем предприятия, согласование в контролирующих органах действующим приказом № 871 не предусмотрено.

Отчет действителен до момента возникновения обстоятельств указанных в п. 45 и п. 46 приказа № 871.

В случае изменения технологических, технических характеристик производства, увеличения объема выбрасываемого вещества от конкретного источника на 25 % или общего объема всех выбрасываемых от объекта веществ на 10 %, корректировку отчета проводят не позднее чем через год, после чего в обязательном порядке и в кратчайшие сроки необходимо актуализировать всю экологическую документацию основой для которой является отчет по инвентаризации выбросов.

Отчет об ИИВ как исходный документ

  1. Отчет по инвентаризации источников выбросов используется как исходный документ для постановки объекта на государственный учет и присвоения ему категории воздействия (свидетельство НВОС).

  2. В зависимости от категории объекта эколог разрабатывает все необходимые проекты в части охраны атмосферного воздуха (для которых необходимы данные из инвентаризации источников выбросов), такие как комплексное экологическое разрешение, проект нормативов допустимых выбросов, программа производственного экологического контроля, план снижения выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях.
  3. Расчет платы за негативное воздействие и заполнение ежегодного отчета 2-тп воздух производится также на основании данных отчета по выбросам.

Ответственность и штрафы

Любое нарушение норм экологического законодательства имеет последствия в виде штрафов и приостановления работы предприятия.

В случае наличия процессов, при которых вредные вещества попадают в атмосферный воздух и отсутствия отчета по инвентаризации таких процессов, объекту как юридическому лицу согласно ст. 8.1 КоАП РФ грозит штраф до 100 000 рублей, а также до 80 000 рублей согласно ст. 8.5 КоАП РФ за сокрытие экологической информации.

В случае охраны атмосферного воздуха существует статья 251 и в Уголовном кодексе Российской Федерации, где помимо штрафных перечислены санкции в виде обязательных работ или ареста лица, виновного в загрязнении атмосферы.

Видео-урок «Инвентаризация источников выбросов»

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *