Кто должен проводить экологический мониторинг?

Что входит в услугу?

  • Создание пунктов и систем наблюдений за состоянием окружающей среды в районах исследуемых объектов
  • Долгосрочные наблюдения за объектами исследования
  • Оценка и прогноз состояния окружающей среды на объектах исследования
  • Разработка мер по снижению влияния или предотвращению негативного воздействия предприятия на окружающую среду

Лицензия Росгидромета

На работы в области гидрометеорологии и смежных областях

Работаем по всей России

Большая сеть филиалов и представительств позволяет проводить ПЭМ по всей России, включая труднодоступные регионы

Собственная аккредитованная лаборатория

Наш лабораторный центр оснащен современным аналитическим оборудованием, которое дает точные и достоверные результаты

Различные методики работы

Большой опыт использования разных методик наземного и дистанционного мониторинга

Юридическая сила отчетов

Протоколы и отчеты EcoStandard group можно предоставить в органы государственного экологического надзора, населению или использовать в суде

Работа с объектами любой сложности

Опыт мониторинга на различных объектах – от строительной площадки и полигона отходов до разведки нефтяных месторождений в Арктике

  • Производственный экологический мониторинг (ПЭМ) — это долгосрочный мониторинг за состоянием и загрязнением окружающей среды, осуществляемый в рамках производственного контроля.
  • Основная цель ПЭМ — определить характер и степень влияния производственных объектов на окружающую среду, чтобы своевременно и в нужном объеме предпринимать необходимые меры по ее сохранению и восстановлению.
  • Объекты ПЭМ:
  • атмосферный воздух
  • геологическая среда
  • почва
  • поверхностные воды
  • сточные воды
  • вредные физические факторы
  • радиационный фон
  • выбросы и другие

Задачи ПЭМ

Главная задача проведения мероприятий по экологическому мониторингу — сохранение компонентов окружающей среды в минимально измененном виде и снижение негативного воздействия предприятий.

Разработка ПЭМ обязательна:

  • при строительстве новых объектов;
  • для водных объектов;
  • для полигонов отходов 1-4 класса опасности;
  • для объектов газовой промышленности;
  • для объектов химической отрасли и другие.

ПЭМ необходимо проводить:

  • при строительстве;
  • при эксплуатации или ликвидации объекта;
  • в случае аварийных ситуаций.

Основные этапы проведения ПЭМ

  • разработка и утверждение программы наблюдений;
  • создание пунктов и систем наблюдений для измерения показателей, характеризующих состояние окружающей среды;
  • проведение измерений и наблюдений за объектами исследования;
  • анализ полученных данных и прогноз воздействия объекта на окружающую среду;
  • разработка перечня мер для рационального использования природных ресурсов на конкретном объекте и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.

Проведение производственного экологического мониторинга регламентируется стандартом ГОСТ Р 56059-2014, проводится по заранее составленной и утвержденной программе.

За несоблюдение экологических требований при градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов статья 8.1. КоАП РФ предусматривает предупреждение или административный штраф:

  • от 1 000 ₽ до 2 000 ₽ для физических лиц;
  • от 2 000 ₽ до 5 000 ₽ для должностных лиц;
  • от 20 000 ₽ до 100 000 ₽ для юридических лиц.

За сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии и/или источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов статья 8.5. КоАП РФ предусматривает административный штраф:

  • от 500 ₽ до 1 000 ₽ для физических лиц;
  • 3 000 ₽ до 6 000 ₽ для должностных лиц;
  • 20 000 ₽ до 80 000 ₽ для юридических лиц.

Кто должен проводить экологический мониторинг?

Аттестат аккредитации

Кто должен проводить экологический мониторинг?

Лицензия ФСБ

Кто должен проводить экологический мониторинг?

Лицензия ИГМИ

Заполните онлайн-форму, и наши специалисты свяжутся с вами

Кто должен проводить экологический мониторинг?

Ваш город Москва

Выберите ваш город:

  • Астрахань
  • Брянск
  • Владивосток
  • Волгоград
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Казань
  • Кемерово
  • Краснодар
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курган
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Миасс
  • Москва
  • Мурманск
  • Нижневартовск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новосибирск
  • Омск
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Рязань
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саратов
  • Севастополь
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Сургут
  • Тверь
  • Тюмень
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Челябинск
  • Элиста
  • Южно-Сахалинск

Контроль и мониторинг в проектах капитального строительства

Что затрудняет подготовку проектов? Попробуем разобраться в требованиях к проведению производственного экологического мониторинга и производственного экологического контроля и причинах ошибок.

Начнем с анализа понятий, установленных в законодательстве и новых государственных стандартах.

Законодательные определения

— Реклама —Кто должен проводить экологический мониторинг?

В Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) дано понятие государственного экологического мониторинга (ст. 1) и определено, как он проводится (ст. 63).

Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) – комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды. (Из ст. 1 Закона № 7-ФЗ).

В ст. 63.1 того же закона перечислены задачи единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). В них входят:

  • регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;
  • хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;
  • анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;
  • обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

Согласно п. 4 ст. 63.1 Закона № 7-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга, осуществляют в том числе:

  • поиск, получение (сбор), хранение, обработку (обобщение, систематизацию) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;
  • поиск, получение (сбор), хранение, обработку (обобщение, систематизацию) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), о характере, видах и об объеме такого воздействия;
  • оценку состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;
  • определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;
  • выработку предложений о предотвращении НВОС и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.

Что касается производственного экологического контроля, то Закон № 7-ФЗ не дает его определения, но устанавливает, зачем нужен такой контроль и кто именно его проводит.

Закон № 7-ФЗ

Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)

  1. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
  2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

…7.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

Таким образом, из Закона № 7-ФЗ понятно, что государство осуществляет экологический мониторинг, а юридические лица проводят производственный экологический контроль. У каждого вида деятельности – свои задачи. А то, что это разные виды деятельности, ясно из упомянутых статей закона.

Определения в стандартах

В 2014 г. появились новые государственные стандарты о производственном экологическом мониторинге и производственном экологическом контроле, и ситуация несколько усложнилась. Речь идет о следующих стандартах, разработанных ОАО «Федеральный центр геоэкологических систем», утвержденных и введенных в действие с 1 января 2015 г. приказами Росстандарта:

  • ГОСТ Р 56059-2014 «Производственный экологический мониторинг. Общие положения» – предназначен для субъектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производственный экологический контроль, и устанавливает общие требования к организации и осуществлению производственного экологического мониторинга;
  • ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля» – устанавливает общие требования к разработке программы производственного экологического контроля субъектами хозяйственной и иной деятельности;
  • ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения» – устанавливает общие требования к организации и осуществлению производственного экологического контроля (кроме радиационного контроля) субъектами хозяйственной и иной деятельности;
  • ГОСТ Р 56063-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программам производственного экологического мониторинга» – предназначен для субъектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производственный экологический контроль, и устанавливает требования к программам производственного экологического мониторинга.
Читайте также:  Куда увозят мусор из мусорки?

Фактически перечисленные стандарты вводят еще один совершенно новый для предприятий вид деятельности – производственный экологический мониторинг (ПЭМ). При этом все время путаются действия «контроль» и «мониторинг».

Из стандартов понятно, что ПЭМ проводят только те предприятия, которые осуществляют производственный экологический контроль (ПЭК). Однако отметим, что и эти стандарты не дают прямого определения, что же такое ПЭК.

В Федеральном законе от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», в ст. 1, приводится определение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.

Это «долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения».

Подчеркнем, что это деятельность государства.

ГОСТ Р 56059-2014 дает определение ПЭМ, в котором остаются непонятными «долгосрочные наблюдения» (насколько долгосрочные – год, два, три, десять? Или просто в пределах договора аренды?) и фраза «происходящими в ней природными явлениями» (о каких именно природных явлениях речь?

ПЭМ – осуществляемый в рамках производственного экологического контроля мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, включающий долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения на территориях субъектов хозяйственной и иной деятельности (организаций) и в пределах их воздействия на окружающую среду. (Из ГОСТ Р 56059-2014).

Природное явление – факт или событие, происходящее в природной среде, которое может быть описано и научно объяснено (Словарь по географии, 2015). Различают:

  • геологические явления (грунтовые воды, карстовые провалы, обвалы, оползни, размывы береговых линий, разрушение горных пород, сели, смывы склонов);
  • геофизические явления (землетрясения, извержения вулканов, разжижение грунтов, тектонические аэрозоли);
  • гидрологические явления (тайфуны, цунами, ледоставы и ледоходы);
  • метеорологические явления (атмосферные конвективные, атмосферные оптические, атмосферные электрические, необычные метеорологические явления; бури, гололеды, грады, засухи, ливни, метели, морозы, пыльные бури, смерчи, туманы, ураганы, циклоны);
  • биологические явления (эпидемия, эпизоотия, эпифитотия);
  • явления космического происхождения (космическое излучение, падение метеорита).

Предприятие должно само выбрать, за какими природными явлениями оно будет наблюдать, и указать это в проекте на строительство? Но чтобы «научно объяснить» природное явление, необходимо иметь в штате такого специалиста или заключить долгосрочный договор с организацией, которая умеет это делать. Это дополнительные затраты, и довольно большие, которые не соответствуют профилю деятельности предприятия.

Недоумение вызывает также в процитированном определении «оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения на территориях субъектов хозяйственной и иной деятельности (организаций)».

Как правило, предприятия располагаются на землях промышленности. В пределах территорий, арендуемых для производственной деятельности, компонентов природной среды, требующих охраны, просто нет.

Почвы, как правило, нет – там или отсыпка, или асфальтированная (бетонированная) территория. Водных объектов – нет (могут быть в санитарно-защитной зоне).

Загрязнение атмосферного воздуха не ограничивается территорией предприятия (если только в пределах рабочей зоны). Тогда что именно надо оценивать?

Кроме того, оценка и прогноз – это функции государственных органов, у которых намного больше информации для этой деятельности (см. ст. 63.1 Закона № 7-ФЗ).

На государственный экологический мониторинг выделяются бюджетные деньги.

Получается, что органы власти перекладывают выполнение своих задач на плечи промышленных предприятий и обязывают их выполнять ПЭМ за собственный счет? Но это в чистом виде коррупция.

Если судить по стандартам, промышленные предприятия должны осуществлять оценку и прогноз за свой счет, хотя это обязанность государства.

Следующая некорректная фраза в определении – «в пределах их воздействия на окружающую среду». Чем ограничиваются эти пределы? Санитарно-защитной зоной? Или территорией до селитебной зоны? Или еще как-то рассчитывают эти «пределы»?

Вывод – необходимо уточнить определение ПЭМ в стандарте.

Обратим внимание, что этот же стандарт не дает определения ПЭК, однако мониторинг (ПЭМ) определяет как часть ПЭК.

Кто проводит мониторинг окружающей среды?

Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской

Организацию и осуществление экологического мониторинга обеспечивают в пределах своей ком-петенции в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (МПР России, Минсельхоз России и др.) и подведомственные им федеральные службы и агентства.

Какая служба осуществляет мониторинг окружающей среды?

Организацию и координацию функционирования НСМОС осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей.

Какая организация осуществляет контроль за состоянием окружающей среды?

Государственный экологический контроль осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного экологического надзора.

Чем мониторинг окружающей среды отличается от экологического контроля?

Таким образом, в отличие от экологического контроля, в экологическом мониторинге на наблюдаемые объекты невозможно оказать непосредственное (прямое) управляющее воздействие. Поэтому в мониторинге вместо этой функции реализуются задачи по прогнозированию изменений состояния наблюдаемых объектов.

Кто осуществляет общее руководство государственной системой экологического мониторинга?

МПР России: координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по организации и осуществлению экологического мониторинга; согласовывает методические и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга;

Кто обязан проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды?

Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, в случае осуществления ими непосредственной эксплуатации таких объектов, или лицами, в пользовании.

Кто должен проводить мониторинг атмосферного воздуха?

Контроль за соблюдением этой статьи закона проводят надзорные органы: Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Роскомгидромет и т. п.

Кто управляет охраной окружающей среды?

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В чем разница между контролем и мониторингом?

Контроль — активная компетенция, предполагающая в том числе и вмешательство в процесс, мониторинг — чисто наблюдение.

Какие организации участвуют в защите окружающей среды?

Россия является участником следующих организаций: Всемирный фонд дикой природы (WWF — International), МСОП, ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ФАО (орган ООН по продовольствию и сельскому хозяйству).

Какие существуют виды мониторинга?

Мониторинг подразделяют на геофизический (наблюдения за абиотической частью биосферы) и биологический (биотической частью биосферы) мониторинг. содержанием загрязняющих веществ в воздухе, воде, почве с применением физических, химических и физико-химических методов анализа.

Какие существуют виды мониторинга окружающей среды?

Виды экологического мониторинга:

  • Мониторинг качества воздуха
  • Мониторинг качества почвы
  • Мониторинг качества воды
  • Биоразнообразие
  • Мониторинг отходов
  • Дистанционное зондирование
  • Мониторинг предприятия

Какие виды мониторинга окружающей среды выделяют?

П. Герасимов (1975) предложил различать три ступени (вида, направления) мониторинга: биоэкологический (санитарно-гигиенический), геосистемный (природно-хозяйственный) и биосферный (глобальный).

Какие службы проводят мониторинг?

Мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварийности организуют и осуществляют федеральные надзоры — Госгортехнадзор России и Госатомнадзор России, а также надзорные органы в составе федеральных органов исполнительной власти.

Как проводится экологический мониторинг?

Базовые этапы проведения экологического мониторинга

Подробное изучение интересующей местности; Определение мест отбора проб (почвы, воздуха, водных ресурсов); Осуществление взятия проб на местности; Контроль отобранных проб по необходимым показателям (проводимость, температура и т.

Что представляет собой мониторинг окружающей среды?

Экологический мониторинг — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды (ОС), включающая в себя также оценку и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (ОВОС).

Читайте также:  В какие мусорные баки выбрасывать мусор?

Какая международная организация занимается мониторингом окружающей среды?

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) создана в 1972 году.

Какие задачи решает мониторинг окружающей среды?

Основные задачи экологического мониторинга:

Наблюдение за источниками антропогенного воздействия; • наблюдение за факторами антропогенного воздействия; • наблюдение за состоянием загрязнения природных сред; • оценка состояния загрязнения природных сред; • прогноз загрязнения природных сред, объектов природных сред.

Какой государственный орган осуществляет государственный мониторинг атмосферного воздуха?

В соответствии с законодательством РФ государственный мониторинг атмосферного воздуха относится к компетенции Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Что включает в себя мониторинг?

Мониторинг — система постоянного наблюдения за явлениями и процессами, проходящими в окружающей среде и обществе, результаты которого служат для обоснования управленческих решений по обеспечению безопасности людей и объектов экономики.

Какая обязанность относится к сфере защиты окружающей среды?

Сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.

В чем заключается сущность проведения мониторинга окружающей среды?

Сущность и задачи мониторинга окружающей среды

Мониторинг окружающей природной среды — это постоянные, непрерывные комплексные наблюдения за ее состоянием — загрязнением, природными явлениями, которые происходят в ней, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды и ее загрязнения.

Где используется мониторинг?

Основная сфера практического применения мониторинга — это управление, а точнее информационное обслуживание управления в различных областях деятельности. Мониторинг представляет собой достаточно сложное и неоднозначное явление.

Кем проводится государственная экологическая экспертиза?

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в отношении объектов, указанных в подпунктах 3) — 8) пункта 3 настоящих Правил.

Кем утверждается программа мониторинга?

Программа должна разрабатываться и утверждаться юрлицами и ИП, осуществляющими деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

Что такое государственный мониторинг?

Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных

Что входит в систему экологического мониторинга?

В состав систем входят:

Стационарные посты контроля (ПКЗ); передвижные экологические лаборатории (ПЭЛ); станции контроля вертикального профиля температур (инверсии атмосферы); автоматизированные системы контроля организованных промышленных выбросов (АСКПВ);

Как называется по другому Гео системный мониторинг?

Мониторинг комплексный (геосистемный) — система наблюдения и контроля, охватывающая многие или все компоненты окружающей среды, такие как: опасные геологические, гидрометеорологические процессы и явления, мониторинг негативных изменений растительного и почвенного покрова, мониторинг источников техногенных воздействий и

Кто осуществляет мониторинг животного мира?

Государственный мониторинг объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия в области охраны и

Как называется система наблюдения и контроля окружающей среды?

Согласно общепринятому определению, экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Кто осуществляет общественный экологический контроль?

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

Что относится к окружающей среде?

Говоря научным языком, окружающая среда — это комплекс окружающих человека или другой живой организм физических, географических, биологических, социальных, культурных и политических условий, который определяет форму и характер его существования. Окружающая среда влияет на жизнь людей и развитие общества в целом.

Чем занимается Государственная служба по мониторингу окружающей среды?

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (Государственный экологический мониторинг) комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (далее — экологический мониторинг).

В чем разница между экологическим контролем и мониторингом?

Таким образом, в отличие от экологического контроля, в экологическом мониторинге на наблюдаемые объекты невозможно оказать непосредственное (прямое) управляющее воздействие. Поэтому в мониторинге вместо этой функции реализуются задачи по прогнозированию изменений состояния наблюдаемых объектов.

Каким образом и какие организации осуществляют мониторинг ЧС?

Мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварийности организуют и осуществляют федеральные надзоры — Госгортехнадзор России и Госатомнадзор России, а также надзорные органы в составе федеральных органов исполнительной власти.

Кто осуществляет государственный экологический надзор?

Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного экологического надзора, в том числе следующих видов надзора: федеральный государственный экологический контроль (надзор); федеральный государственный геологический контроль (надзор);

Какой орган проводит государственный мониторинг исключительной экономической зоны?

2. Государственный мониторинг осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ответить

Гост р 56059-2014 производственный экологический мониторинг. общие положения (переиздание)

ГОСТ Р 56059-2014

ОКС 13.020.01

  • Дата введения 2015-01-01
  • 1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Федеральный центр геоэкологических систем»
  • 2 ВНЕСЕН техническим комитетом по стандартизации 409 «Охрана окружающей природной среды»
  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 июля 2014 г. N 708-ст
  • 4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
  • 5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты».

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты».

Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Настоящий стандарт предназначен для субъектов хозяйственной и иной деятельности (далее  — организаций), осуществляющих производственный экологический контроль (далее — ПЭК), и устанавливает общие требования к организации и осуществлению производственного экологического мониторинга (далее — ПЭМ).

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.589 Государственная система обеспечения единства измерений. Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения

ГОСТ Р 56062 Производственный экологический контроль. Общие положения.

ГОСТ Р 56063 Производственный экологический мониторинг. Требования к программам производственного экологического мониторинга

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Разновидности экологического мониторинга и порядок проведения

Экологический мониторинг отличается большим разнообразием. Из всего этого особенно выделяют глобальный экологический и национальный экологический мониторинги. 

Виды экологического мониторинга

В национальном экологическом мониторинге в свою очередь выделяется государственный экологический мониторинг, который реализуется на федеральном и региональном уровнях, а также локальный экологический мониторинг (иначе производственный) — он выполняется на отдельных объектах.

Читайте также:  Куда выбрасывать мусор в частном секторе?

Единая система государственного экологического мониторинга подразделяется на следующие подсистемы:

  • госмониторинг состояния/загрязнения окружающей среды;
  • госмониторинг воздуха в атмосфере;
  • госмониторинг радиационной обстановки на территории государства;
  • госмониторинг земель/объектов животного мира;
  • лесопатологический госмониторинг;
  • госмониторинг недр/водных объектов/водных биологических ресурсов;
  • госмониторинг морских вод внутреннего значения, а также территориального моря государства;
  • госмониторинг исключительной экономической зоны России;
  • госмониторинг континентального шельфа РФ;
  • госэкомониторинг уникальной экологической системы Байкала.

Также сюда можно отнести госмониторинг охотничьих ресурсов/среды обитания.

Кто осуществляет экологический мониторинг?

Замечание 1

Реализацией государственного экологического мониторинга занимается (на федеральном уровне) Федеральная служба по гидрометеорологии/мониторингу окружающей среды (сокращенно — Росгидромет).

  • Также его могут проводить прочие федеральные органы исполнительной власти (например, Росреестр, Рослесхоз и подобные им) и исполнительные органы власти субъектов государства.
  • Организация госэкомониторинга проводится в порядке, который прописан в постановлении Правительства №177 (действует с 31 марта 2003 года) — «Об организации/осуществлении госмониторинга окружающей среды».
  • Государственный экологический мониторинг проводится для:
  • отслеживания состояния окружающей среды (включая районы, в которых располагаются источники антропогенного воздействия);
  • оценивания/прогнозирования изменений окружающей среды в ходе воздействия на нее природных, а также антропогенных факторов;
  • обеспечения потребностей государства, организаций и граждан в достоверных данных о состоянии окружающей среды и происходящих с ней изменениях, которые требуются для предотвращения подобных изменений или снижения их отрицательных последствий.

Те данные, которые были получены в ходе экологического мониторинга в дальнейшем применяются для разработки/прогнозирования социально-экономического развития РФ, целевых программ, ЧС, а также для выполнения экологического контроля и проведения экологических экспертиз.

Где хранятся данные экологического мониторинга?

Замечание 2

На основании Закона об охране окружающей среды определяется правовой режим госфонда данных государственного экологического мониторинга. 

Этот фонд представляет собой информационную систему федерального значения. Эта система обеспечивает сбор/обработку/анализ информации и содержит:

  • данные, которые располагаются в базах данных подсистем единой системы госэкомониторинга;
  • данные по производственному контролю в области охраны окружающей среды и госнадзора по экологии;
  • данные госучета объектов, которые негативно влияют на окружающую среду.

Сведения, которые включены в государственный фонд данных, предназначаются для использования госорганами власти, включая органы местного самоуправления, юрлицами, ИП и гражданами в ходе планирования/реализации хозяйственной и прочей деятельности. Поэтому вся упомянутая информация предоставляется всем лицам из числа указанных.

На основе данных, которые содержатся в госфонде данных, Министерство природы РФ готовит ежегодный госдоклад, в котором освещает текущее состояние окружающей среды и меры по ее охране.

Производственный экологический мониторинг в Москве — экологический контроль

Идет отправка сообщения…

  • Под экологическим мониторингом и контролем (ПЭК) подразумевается комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
  • Главная его цель заключается в обеспечении выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, а также для соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
  • Экологический мониторинг бывает 4-х видов:
  1. глобальный;

  2. государственный;

  3. региональный;

  4. локальный.

Экологический контроль можно рассматривать как одно из направлений мониторинга, поскольку он связан с наблюдением за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности, а также проверкой выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

ПЭК можно охарактеризовать как систему административных мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений природоохранного законодательства, обеспечение соблюдения промышленными предприятиями и другими субъектами хозяйственной деятельности нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Когда осуществляется экологический контроль и мониторинг, главным функциональным элементом выступает система наблюдения и оценка полученных данных о параметрах (характеристиках) исследуемого объекта. При этом важно различать объект наблюдения и дальнейшие функции, которые выполняются на основании полученных данных.

Объект наблюдения экологического контроля:

  • антропогенные факторы – источники выбросов и сбросов вредных веществ;
  • сама по себе хозяйственная деятельность предприятия или частного субъекта.

Объект наблюдения экологического мониторинга:

  • атмосферный воздух;
  • поверхностные воды;
  • почва и т.д.

В рамках проведения экологического контроля осуществляется управляющее воздействие на наблюдаемый объект, чтобы привести его к соответствию с заранее заданными параметрами.

Например, во время инспектирования выявляется, что превышены установленные нормативы ПДВ или НДС.

Далее дается распоряжение, адресованное руководству предприятия, об устранении этих данных путем сокращения выбросов и соблюдения законодательства.

  1. Цель экологического мониторинга – это формирование объективных данных о состоянии перечисленных компонентов природной среды с дальнейшим прогнозированием вероятных их изменений во времени и пространстве под воздействием природных и антропогенных факторов. 
  2. Сравнивая особенности экологического контроля и мониторинга, важно отметить, что во втором случае мы нельзя оказать влияние на исследуемые объекты, поэтому происходит реализация задач прогнозирования изменений природных состояний.
  3. Ключевые задачи экологического контроля и мониторинга заключаются в:
  • выполнении требований действующего природоохранного законодательства Российской Федерации в области организации экологического мониторинга компонентов природной среды;
  • получении и накоплении информации об источниках загрязнения и состоянии компонентов природной среды в зоне влияния объекта;
  • анализе и комплексной оценке текущего состояния различных компонентов природной среды и прогнозировании изменения их состояния под воздействием природных и антропогенных факторов;
  • информационном обеспечении руководства организации для принятия плановых и экстренных управленческих решений;
  • подготовке, ведении и оформлении отчетной документации по результатам экологического мониторинга;
  • получении данных об эффективности природоохранных мероприятий, выработке рекомендаций и предложений по устранению и предупреждению негативного воздействия на окружающую среду.

В зависимости от типа необходимых действий все процедуры ПЭК можно разделить на два основных этапа:

  1. экологический контроль при строительстве и эксплуатации объекта:

    1. производственный экологический контроль за использованием предприятием поверхностных водных объектов;

    2. производственный экологический контроль за охраной поверхностных вод от загрязнения;

    3. охрана атмосферного воздуха от загрязнения;

    4. мероприятия экологического контроля в сфере обращения с отходами;

    5. мероприятия экологического контроля за своевременным представлением государственной статистической отчетности;

    6. экологический контроль за обеспечением предприятия экологической безопасности;

  2. программа регулярного экологического мониторинга за объектами окружающей среды при строительстве и эксплуатации объекта:

    1.  атмосферный воздух;

    2. водные объекты;

    3. подземные воды;

    4. почвенный покров;

    5. состояние растительности;

    6. животный мир.

Экологический мониторинг проводится в три этапа:

  1. организация фоновых наблюдений, проводимых с целью оценки состояния природных компонентов до начала строительных работ;

  2. осуществление лабораторных исследований по экологическим показателям в период строительства;

  3. регулярные экологические наблюдения и лабораторные испытания во время всего эксплуатационного периода.

Программа ПЭК формируется в комплексный документ и входит в структуру внутреннего оборота предприятия, при этом он должен быть утвержден руководителем. Все результаты проведенных работ должны подкрепляться актами, протоколами и включать предписания для структурных подразделений предприятия.

Необходимость осуществления производственного экологического контроля является нововведением экологического законодательства.

Раньше строгие требования касались только обращения с отходами – все предприятия обязаны были разработать и согласовать «Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами», но с 2015-го года необходимость разработки и согласования этого Порядка была отменена.

Вместе этого все предприятия, относящиеся к 1-ой, 2-о1 и 3-ей категориям была обязаны разрабатывать Программу ПЭК.

Это обязательное условие для природопользования и обеспечения реализации всех мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, рациональное использование и восстановление природных ресурсов, а также соблюдение требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством.

Благодаря ПЭК на предприятии удается достичь:

  • улучшения производственной экологии;
  • повышения конкурентоспособности предприятия;
  • успешного проведения проверок со стороны контролирующих органов;
  • избегания штрафов за нарушение экологического законодательства;
  • руководству контролировать экологическую ситуацию и вовремя устранять возникающие риски.

Перечень документов, на основании которых устанавливается для субъектов хозяйственной деятельности и предприятий обязательное проведение ПЭК:

  1. Федеральный Закон РФ № 7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»;

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *