Кто осуществляет экологическое управление?

Росприроднадзор – это орган исполнительной власти РФ. Цель службы – надзор в области природопользования и охрана окружающей природной среды.

Зона ответственности Росприроднадзора, полномочия

Ро̀сприро̀днадзо́р, согласно новому положению, имеет множество полномочий в пределах федеральных округов.

Данный орган осуществляет госконтроль в таких областях:

  • охрана животного мира, который находится в государственных природных заповедниках;
  • организационные работы по созданию ПТК (природно-территориальных комплексов), находящихся под охраной РФ.

Надзорная служба контролирует соблюдение:

  • законодательства России, стандартов международного уровня, нормативных документов в сфере природных ресурсов морских вод и морской среды РФ;
  • расходов, которые были предоставлены органам госвласти для охотничьей сферы и сохранения ресурсов для этих целей.

Кто осуществляет экологическое управление?

Чем занимается Росприроднадзор:

  • государственные земли;
  • госнадзор за пожарами в лесах, размещенных на природно-территориальных комплексах, охраняемых государством;
  • ведение разделов Красной книги, касающихся экологических вопросов;
  • учет объектов, пагубно воздействующих на окружающую среду и атмосферный воздух;
  • ведение кадастра отходов по видам, учет данных по обращению с ними;
  • получение государственных средств и направление их на организацию стабильной работы территориальных ведомств и выполнение функций, которыми они наделены;
  • контроль поступления средств от природоохранной деятельности в бюджетную систему России;
  • защита сведений, которые являются государственной тайной;
  • прием россиян по вопросам, имеющим отношение к ЖКХ, соблюдение сроков ознакомления с этими обращениями, реагирования на них, направление ответов на такие обращения в предусмотренные законом сроки;
  • комплектование, обращение с архивными данными, которые накопились за время функционирования службы;
  • вопросы взаимодействия с государственной властью, другими российскими и международными организациями в определенных направлениях;
  • выдача разрешительных документов, подтверждающих соответствие нормативным экологическим требованиям состояния конкретных объектов (производственных, складских), задействованных в производстве этилового спирта, алкогольных и спиртосодержащих продуктов.

Этот госорган наделен и иными полномочиями, которые предусматриваются федеральными актами законодательного, нормативно-правового характера.

Функции

Росприроднадзор занимается выполнением 3 функций. Первая – функция федерального надзора. Вторая – контроль использования и охраны недр, геологических исследований.

Третья подразумевает госнадзор за работой и организацией обеспеченных охраной государства природных областей, лесных насаждений особо охраняемых территорий, противопожарного надзора в лесах, которым обеспечена особая охрана.

Структура Росприроднадзора, руководство

Росприроднадзор имеет 85 территориальных органов, а также 5 структурных подразделений, в которые входят:

  • Лабораторный центр (ЦЛАТИ);
  • Дирекции по надзорному техобеспечению на море;
  • Федеральный центр по анализу техногенного влияния на окружающую среду;
  • НИЦ по исчезающим и редким разновидностям животных и растений;
  • ГННИ промэкологии.

Структура этого органа комплектуется:

  • руководящими работниками;
  • заместителями начальников;
  • помощником руководителя;
  • управленческой ветвью Росприроднадзора (разделенной на различные отделы).

Росприроднадзор состоит из нескольких ключевых управлений и отделов:

  • правовой;
  • аналитический;
  • экологический;
  • по экологической экспертизе и разрешительной деятельности;
  • по контролю за природными землями и охотой.

Кто осуществляет экологическое управление?

Руководитель по природопользованию с 24 декабря 2018 года – Радионова С. Г.

Официальный сайт

На природоохранном ресурсе представлена полезная информация, есть возможность напрямую написать руководителю, указав жалобы.

Здесь расположены контакты, по которым можно сообщить о ЧС или коррупции.

Правовая основа деятельности

Работу надзорной службы, выполняющей надзор в сфере природопользования, регулируют определенные нормативные документы.

Основное правовое обеспечение закреплено в Конституции России, а также Кодексах:

  • об админправонарушениях;
  • уголовном;
  • лесном, градостроительном, земельном.

Полномочия территориальных органов

По федеративному субъекту терорганы не контролируют соблюдение требований природоохранного законодательства РФ и международных нормативов по морским водам, морских вод в экономической зоне территориально расположенных в пределах континентального шельфа, использования ресурсов континентального шельфа. Терорганы не занимаются организацией, ведением гражданской обороны, не могут ограничивать, запрещать и приостанавливать функционирование путем подачи предложений в РПН по использованию объектов животного мира.

Задачи службы:

  • контролировать качество работы в сфере экологической экспертизы;
  • лицензировать деятельность предпринимателей, которые занимаются ведением хоздеятельности с отходами 1-4 классов опасности;
  • утверждать нормативные показатели образования отходов и лимитировать их размещение;
  • вести учет предприятий, деятельность которых приводит к негативному воздействию на природу и атмосферу;
  • выполнять соглашение с Роспотребнадзором по обеспечению надзора и контроля в пределах установленных полномочий.

Руководители территориальных отделений имеют заместителей, назначением и освобождением которых занимается руководитель госслужбы в сфере природопользования.

Какие разрешения выдает Росприроднадзор

Разрешение – это документ, дающий право на транспортировку ядовитых, опасных веществ транзитом по территории РФ, на ввоз/вывоз в страну зооколлекций, на добычу природных ресурсов. Также данный орган выдает разрешения на разведение, содержание, использование краснокнижных растений, животных.

Этот обязательный для получения субъектами, осуществляющими такую деятельность, документ. Он нужен для:

  • получения лицензии Минпромторга для транспортировки через границу РФ продукции, в составе которой имеются озоноразрушающие вещества;
  • импорта и экспорта из России вредных веществ или продукции, которая их содержит (переработка товаров в России или за ее пределами, утилизации товара или его возврата).
  • Разрешения получают в государственной службе природопользования.
  • Данный документ может понадобиться для некоторых видов готовой продукции и оборудования (товар, который частично запрещен к ввозу в Таможенный союз).
  • Сюда входят:
  • огнетушители, в составе которых есть галоны 2402, 1301, 1211;
  • материал, который используется при изготовлении химических товаров (средства для дезинсекции и другие вещества);
  • вещества, вредящие слою озона (рециркулированные, восстановленные).

Кто осуществляет экологическое управление?

Чтобы узнать, нужно ли оформлять разрешение в конкретном случае, можно обратиться в сертификационную службу «Росстандарт».

Проверки

Плановые проверки проводят раз в 3 года. График их проведения формируют и направляют на утверждение в генпрокуратуру в конце года.

В этот график не включены внеплановые проверки. Проверяют только те фирмы, на которые были составлены жалобы или есть предпосылка для создания экологических угроз от нарушителя природоохранного законодательства.

Предприятие может быть исключено из списка плановых проверок. Это возможно лишь из-за ликвидации, прекращения работы, изменения категории риска. Изменения в план могут вноситься из-за того, что поменялось название или реквизиты фирмы, произошла реорганизация, смена фамилии ИП.

Классификация и паспортизация отходов по классам опасности

Классификация создана на основе Санитарных правил, позволяющих определить класс опасности отходов.

По уровню воздействия на природу выделяют 4 класса:

  • Чрезвычайно опасные.
  • Высокоопасные.
  • Умеренно опасные.
  • Малоопасные.

В классификации учитываются вредные свойства отходов коммунальных и промышленных предприятий. На такие вещества нужно составлять паспорт. Это документ удостоверяет принадлежность отхода к определенному классу опасности, а также его состав.

Порядок получения паспорта в Росприроднадзоре

Чтобы получить паспорт отходов, нужно пройти 4 этапа:

  1. Обращение в аккредитованную лабораторию, чтобы она провела качественный химический анализ состава отходов.
  2. Определение класса опасности.
  3. Оформление паспорта опасных отходов.
  4. Отправка паспорта в департамент Росприроднадзора для его утверждения.

Документ утверждают, если он соответствует всем нормам.

Какие сведения указываются

При оформлении паспорта определяют такие вопросы, как методы дальнейшей работы с поступающим веществом, обустройство мест, которые будут использованы для их хранения или накопления (на срок не больше 11 месяцев).

Читайте также:  Обязан ли я платить за вывоз мусора если проживаю в другом месте?

В зависимости от указанного в паспорте вида деятельности, документ регламентирует необходимость оформления лицензии.

Паспорт определяет условия перевозки, обработки, уничтожения отходов. В документе указаны достоверные данные о складируемом и отправляемом товаре.

Ответственность за отсутствие паспорта отходов

Отходы 1-4 классов необходимо паспортизировать. В ином случае компания, которая взаимодействует с такими веществами, должна нести ответственность.

За отсутствие паспорта накладывают штрафы:

  • на юрлицо – 100 до 120 тыс. руб.;
  • на должностное лицо – от 10 до 30 тыс. руб.

Кроме штрафов, также возможно приостановление работы предприятия на срок до 90 дней в административном порядке.

Отчетность в Росприроднадзор

Госслужба принимает отчеты на официальном сайте через личный кабинет.

Электронные декларации во ФГИС Росприроднадзора:

  • о постановке предприятия, которое вредно воздействует на природу, для государственного учета;
  • сведения о хозяйственной деятельности организации для Росприроднадзора;
  • отчетность компаний малого и среднего предпринимательства;
  • о внесении платы за НВОС.

Что значит отчет о НВОС в Росприроднадзор – это декларация о негативном воздействии на окружающую среду.

Верификация ЭЦП Росприроднадзора – это подтверждение авторства отдельных документов, подпись на которых связана с конкретным автором и не может подделываться путем копирования.

Кто осуществляет экологическое управление?

Иногда появляется вопрос, что делать, когда при отправке документа в Росприроднадзор выдается сообщение, что подпись не верифицирована. Для отправки отчета выдают электронную подпись под определенный случай. Если на сайте Росприроднадзора пишет, что подпись не верифицирована, это может значить, что подпись не подходит. С этим вопросом можно обратиться в службу поддержки сайта.

Код ИСКИ, который выдается Росприроднадзором, – это индивидуальный код-идентификатор, который подтверждает постановку хозяйственного объекта на учет по расположению производственных территорий субъекта ведения хозяйственной деятельности. Они присваиваются после внесения в декларацию сведений о субъекте, об источниках выбросов, их количестве и составе.

При подаче бумажной версии декларации указывают электронный номер отчета, который можно получить в личном кабинете. Для подачи отчета через сайт используют ЭЦП (электронная цифровая подпись). Она выдается аккредитованным центром.

При отсутствии деятельности субъект хозяйствования должен предоставить в Росприроднадзор соответствующее письмо.

Образец письма в Росприроднадзор об отсутствии деятельности имеет произвольную форму.

Кто осуществляет экологическое управление?

В нем нужно указать наименование ЮЛ, а также вид его деятельности в соответствии с классификатором.

Система органов, осуществляющих экологическое управление (охраной окружающей среды). Органы общей и специальной компетенции. Функциональные органы

Государственное
управление использованием природных
ресурсов и охраной окружающей среды
осуществляют различные государственные
органы, наделенные разной компетенцией
и функционирующие на разных уровнях.

Их можно подразделить на три вида: органы
общей компетенции, специально
уполномоченные органы в рассматриваемой
сфере и иные органы, на которые возложены
отдельные функции по управлению
природопользованием и охраной окружающей
среды или задачи.

Особенность
управления природопользованием и
охраной окружающей среды органами общей
компетенции заключается в том, что они
осуществляют эту деятельность наряду
с решением других задач, отнесенных к
их компетенции, — развитием экономики,
управлением развитием социальной сферы
(здравоохранение, образование и др.),
культуры, обороны, космоса и т.д.

  • К органам
    общей компетенции
    ,
    осуществляющих государственное
    управление использованием и охраной
    природных ресурсов, относятся:
  • — Президент России;
  • — Правительство
    России;
  • — правительства
    (администрация) субъектов РФ.

Деятельность
Президента
России
как
субъекта государственного управления
природопользованием и охраной окружающей
среды регулируется Конституцией
РФ и федеральными законами.

К важнейшим
функциям его управленческой деятельности
можно отнести определение основных
направлений внутренней и внешней
экологической политики государства;
нормотворчество; организацию системы
центральных органов исполнительной
власти России; гарантии соблюдения прав
граждан в области природопользования
и охраны окружающей среды; обеспечение
согласованного функционирования и
взаимодействия органов государственной
власти в области природопользования и
охраны окружающей среды.

Управление охраной
окружающей среды и природопользованием
осуществляется как непосредственно
Президентом, так и структурами в его
администрации.

За время действия
института президентства в России
специальной структурой в Администрации
Президента был советник Президента по
вопросам экологии и охраны здоровья.
Позднее эта должность была упразднена.

В настоящее время такой структурой
является Межведомственная комиссия по
экологической безопасности Совета
Безопасности РФ.

При анализе
деятельности Президента РФ по управлению
природопользованием и охраной окружающей
среды нельзя не обратить внимания на
очевидную тенденцию принятия им решений,
уменьшающих возможности для решения в
стране острейших экологических проблем.
Об этом свидетельствует не только
упразднение должности советника по
вопросам экологии и охраны здоровья в
собственном аппарате.

Соответствующими
Указами Президента РФ были упразднены
Министерство охраны окружающей среды
и природных ресурсов РФ (1996
г.),
созданный на его основе Государственный
комитет РФ по охране окружающей среды
(2000
г.),
Федеральная служба лесного хозяйства
России, Государственный комитет по
санитарно-эпидемиологическому надзору
России (1996
г.

) как
самостоятельные органы федеральной
исполнительной власти.

Компетенция
Правительства
РФ и правительств (администраций)
субъектов Российской Федерации

в сфере природопользования и охраны
окружающей среды определена многими
нормативными правовыми актами.

Основными
актами общего характера являются
Конституция
РФ, Федеральный конституционный закон
«О Правительстве Российской Федерации»,
Федеральный закон
«Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации».

Конкретные полномочия этих органов по
вопросам природопользования и охраны
окружающей среды определяются многими
актами специального характера —
федеральными и региональными законами,
указами Президента РФ и др.

  1. Так, в соответствии
    со ст.
    114
    Конституции РФ Правительство России:
  2. — обеспечивает
    проведение в Российской Федерации
    единой государственной политики в
    области экологии;
  3. — осуществляет
    управление федеральной собственностью
    на природные ресурсы;
  4. — проводит меры по
    обеспечению законности, осуществлению
    экологических прав граждан и др.

Федеральный
конституционный закон «О Правительстве
Российской Федерации» в отдельной
статье
определил полномочия Правительства РФ
в сфере природопользования и охраны
окружающей среды.

Правительство
обеспечивает проведение единой
государственной политики в области
охраны окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности; принимает
меры по реализации прав граждан на
благоприятную окружающую среду, по
обеспечению экологической безопасности;
организует деятельность по охране и
рациональному использованию природных
ресурсов, регулированию природопользования
и развитию минерально-сырьевой базы
Российской Федерации; координирует
деятельность по предотвращению стихийных
бедствий, аварий и катастроф, уменьшению
их опасности и ликвидации их последствий.

Правительство РФ
осуществляет деятельность в области
природопользования и охраны окружающей
среды как самостоятельно, так и через
созданные им структуры. В Аппарате
Правительства РФ вопросами в данной
области ведают Департамент социального
развития и охраны окружающей среды и
Департамент отраслевого развития (в
части организации и экономики
природопользования).

Министерство
природных ресурсов и экологии Российской
Федерации (Минприроды России)

является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в
сфере изучения, использования,
воспроизводства и охраны природных
ресурсов, включая недра, водные объекты,
леса, расположенные на землях особо
охраняемых природных территорий, объекты
животного мира (за исключением объектов
животного мира, отнесенных к объектам
охоты) и среду их обитания, в сфере
эксплуатации и обеспечения безопасности
водохранилищ, водохозяйственных систем
комплексного назначения и гидротехнических
сооружений (за исключением судоходных
гидротехнических сооружений), безопасного
ведения работ, связанных с пользованием
недрами, промышленной безопасности,
безопасности при использовании атомной
энергии (за исключением деятельности
по разработке, изготовлению, испытанию,
эксплуатации и утилизации ядерного
оружия и ядерных энергетических установок
военного назначения), безопасности
электрических и тепловых установок и
сетей (кроме бытовых установок и сетей),
безопасности производства, хранения и
применения взрывчатых материалов
промышленного назначения, в сфере
гидрометеорологии и смежных с ней
областях, мониторинга окружающей
природной среды, ее загрязнения, а также
по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере охраны окружающей
среды, включая вопросы, касающиеся особо
охраняемых природных территорий и
государственной экологической экспертизы.

Минприроды России
осуществляет координацию и контроль
деятельности подведомственных ему
Федеральной службы по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды,
Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования, Федеральной службы
по экологическому, технологическому и
атомному надзору, Федерального агентства
водных ресурсов и Федерального агентства
по недропользованию.

  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), а также специальные функции в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере природопользования.
  • Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
  • Федеральное агентство по недропользованию — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
  • Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
  • Министерство
    сельского хозяйства Российской Федерации
    (Минсельхоз России)

    является федеральным органом исполнительной
    власти, осуществляющим функции:
  • — по выработке
    государственной политики и
    нормативно-правовому регулированию в
    сфере агропромышленного комплекса,
    включая мелиорацию земель, плодородие
    почв, в сфере промышленного рыбоводства
    (аквакультуры), охраны, изучения,
    сохранения, воспроизводства и использования
    объектов животного мира, отнесенных к
    объектам охоты, за исключением обитающих
    на особо охраняемых природных территориях
    и (или) занесенных в Красную книгу
    Российской Федерации, и среды их обитания,
    а также в области лесных отношений (за
    исключением лесов, расположенных на
    особо охраняемых природных территориях);
  • — по выработке и
    реализации государственной политики
    и нормативно-правовому регулированию
    в сфере земельных отношений (в части,
    касающейся земель сельскохозяйственного
    назначения), по государственному
    мониторингу таких земель.
  • Минсельхоз России
    осуществляет координацию и контроль
    деятельности подведомственных
    Министерству Федеральной службы по
    ветеринарному и фитосанитарному надзору
    и Федерального агентства лесного
    хозяйства.
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
  • Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:
  1. — по выработке и
    реализации государственной политики
    и нормативно-правовому регулированию
    в сфере рыболовства, производственной
    деятельности на судах рыбопромыслового
    флота, охраны, рационального использования,
    изучения, сохранения, воспроизводства
    водных биологических ресурсов и среды
    их обитания, за исключением водных
    биологических ресурсов, находящихся
    на особо охраняемых природных территориях
    федерального значения и занесенных в
    Красную книгу Российской Федерации;
  2. — по контролю и
    надзору за водными биологическими
    ресурсами и средой их обитания во
    внутренних водах Российской Федерации,
    за исключением внутренних морских вод
    Российской Федерации, а также Каспийского
    и Азовского морей до определения их
    правового статуса;
  3. — по оказанию
    государственных услуг, управлению
    государственным имуществом в сфере
    рыбохозяйственной деятельности, охраны,
    рационального использования, изучения,
    сохранения, воспроизводства водных
    биологических ресурсов и среды их
    обитания, а также рыбоводства (за
    исключением промышленного рыбоводства),
    рыбопереработки, обеспечения безопасности
    мореплавания и аварийно-спасательных
    работ в районах промысла, производственной
    деятельности на судах рыбопромыслового
    флота и в морских портах в части,
    касающейся обслуживания судов
    рыбопромыслового флота.
  4. Министерство
    экономического развития Российской
    Федерации (Минэкономразвития России)

    является федеральным органом исполнительной
    власти, осуществляющим функции по
    выработке государственной политики и
    нормативно-правовому регулированию в
    сфере анализа и прогнозирования
    социально-экономического развития,
    земельных отношений (за исключением
    земель сельскохозяйственного назначения),
    государственного кадастра недвижимости,
    осуществления государственного
    кадастрового учета и кадастровой
    деятельности, государственной кадастровой
    оценки земель, государственного
    мониторинга земель (за исключением
    земель сельскохозяйственного назначения),
    государственной регистрации прав на
    недвижимое имущество, геодезии и
    картографии, формирования межгосударственных
    и федеральных целевых программ
    (долгосрочных целевых программ),
    ведомственных целевых программ,
    разработки и реализации программ
    социально-экономического развития
    Российской Федерации.
  5. Минэкономразвития
    России осуществляет координацию и
    контроль деятельности подведомственных
    ему Федеральной службы государственной
    статистики, Федерального агентства
    геодезии и картографии, Федерального
    агентства кадастра объектов недвижимости,
    Федерального агентства по управлению
    государственным имуществом.
  • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере геодезической и картографической деятельности, а также наименований географических объектов, по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства и государственного мониторинга земель, а также функции по государственному земельному контролю.
Читайте также:  Что понимается под экологическим ущербом?

Федеральная
служба безопасности Российской Федерации
(ФСБ России)

является федеральным органом исполнительной
власти, в пределах своих полномочий
осуществляющим государственное
управление в области охраны внутренних
морских вод, территориального моря,
исключительной экономической зоны,
континентального шельфа Российской
Федерации и их природных ресурсов,
обеспечивающим информационную
безопасность Российской Федерации и
непосредственно реализующим основные
направления деятельности органов
федеральной службы безопасности,
определенные законодательством
Российской Федерации.

  1. Разграничение полномочий и компетенции федеральных, региональных и муниципальных органов управления в сфере охраны окружающей среды, её компонентов и обеспечения экологической безопасности человека.

Федеральный
закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ

Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды

В статье 8 ФЗ «Об охране окружающей среды» под термином «государственное управление в области охраны окружающей среды» понимается государственное экологическое управление в узком смысле слова, т.е.

исполнительно-распорядительная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, направленная на организацию охраны и воспроизводства природных объектов и комплексов, предотвращение вредных последствий хозяйственной деятельности на природу и человека, поддержание благоприятного состояния окружающей среды.

Органами специальной компетенции называются органы государственной власти, специально уполномоченные Правительством РФ или Президентом РФ выполнять соответствующие экологические функции.

Органы специальной компетенции подразделяются на отраслевые (осуществляют руководство подведомственным им отраслям), межотраслевые (выполняют специализированные функции межотраслевого значения) и внутриотраслевые (осуществляют руководство в рамках отрасли порученным участком работы — территориальные органы федеральных органов исполнительной власти). Межотраслевые органы выполняют блок природоохранительных задач по отношению ко всем (или большинству) природным ресурсам или видам деятельности; отраслевые осуществляют охрану окружающей среды в отдельных отраслях (сферах) экономики (транспорт, промышленность, энергетика и т.д.).

В настоящий момент практически невозможно сформулировать исчерпывающий перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих отдельные экологические функции.

Читайте также:  Куда увозят мусор из мусорки?

Общий перечень федеральных органов исполнительной власти определяет Президент России по представлению Председателя Правительства РФ (ст. 112 Конституции РФ). В настоящий момент действуют Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. N 314 (с изм.

от 22 июня 2009 г.) и Указ Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 9 мая 2008 г. N 724 (в ред. от 5 октября 2009 г.).

В соответствии с данными Указами, в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Можно выделить три межотраслевых органа специальной компетенции в области охраны окружающей среды: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство сельского хозяйства РФ.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России), действующее на основе Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 404 (в ред. 19 августа 2009 г.

) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, не обитающим на особо охраняемых природных территориях и (или) не занесенным в Красную книгу Российской Федерации) и среду их обитания, в сфере эксплуатации и обеспечения безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

В структуру Минприроды России входят:

а) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Действует на основе Положения (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 372 (в ред. от 14 сентября 2009 г.

)) и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Действует на основе Положения (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 400 (в ред. от 8 августа 2009 г.)) и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования.

в) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Действует на основе Положения (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 (в ред. от 8 августа 2009 г.

)) и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, гидротехнических сооружений, производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере, в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, а также функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.

г) Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы). Действует на основе Положения (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 (в ред. от 8 августа 2009 г.), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

д) Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра). Действует на основе Положения (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 293 (в ред. от 14.09.2009)) и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере недропользования.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) действует на основе Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 (в ред. от 17 октября 2009 г.

) и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, защиты прав потребителей и др.

В структуру Минздравсоцразвития России входят:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *