Штрафы за нарушение экологического законодательства в 2023 году

  • Доброго времени суток!
  • Уважаемые коллеги, сегодня тема нашего обзора – это Штрафы за нарушения экологического законодательства.
  • Некоторые изменения в экологическом законодательстве, о которых нужно знать природопользователю, чтобы избежать штрафов со стороны контролирующих органов.

Штрафы за нарушение экологического законодательства

  1. Основная глава КоАП РФ  за нарушения природоохранного законодательства – это всеми нами «любимая» глава 8 КоАП РФ, определяющая ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
  2. Глава содержит 46 статей, по которым могут быть наказаны и оштрафованы должностные лица, юридические лица, а также простые граждане РФ.
  3. Не будем их все рассматривать, а коснемся тех, которые были изменены.

Увеличение размера штрафов

Считаю своим долгом сообщить, что

22 ноября 2018 г.

состоялось заседание Комитета Совета Федерации по природопользованию, где был рассмотрен и поддержан проект федерального закона N 507370-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому, предлагается увеличение штрафных санкций по статьям 8.13 (нарушение правил охраны водных объектов) и 8.14 (нарушение правил водопользования).

Например, максимальный размер административного штрафа предлагается поднять:

  • в 5 раз — в части 1 ст.8.13 (с 20 до 100 тыс.руб.);
  • в 5 раз — в части 1 ст.8.14 (с 20 до 100 тыс.руб.)
  • А 23 ноября вступило в силу положение Федерального закона №407-ФЗ от 12 ноября 2018 г.
  • Изменения затронули статьи 8.42 (нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта…)
  • Напомню содержание статей:
  • Статья 8.13 часть 1
    Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления
  • Статья 8.14 часть 1
    Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты

Статья 8.42 часть 1
Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.

Давность привлечения к административной ответственности

Понятие давности привлечения к административной ответственности рассмотрено в ст.4.5 КоАП РФ.

При внимательном чтении этой статьи можно определить срок за экологические нарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в сфере водоснабжения и водоотведения — не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ч.1 ст.4.5. КоАП РФ).

Таблица штрафов

Представители Центрального аппарата Росприроднадзора считают, что повышение штрафных санкций по статьям 8.13 и 8.14 КоАП РФ укрепит порядок в сфере охраны водных объектов.

А пока, размер штрафов по некоторым «популярным» статьям составляет:

Нарушение
Ответственность
Статья
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо не соблюдали экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами Для гражданина – штраф от 1 000 до 2 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от  10 000 до 30 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Ст.8.2
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо скрыли, умышленно исказили или несвоевременно сообщили полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения окружающей среды или ином вредном воздействии на окружающую среду… Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от  3 000 до 6 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 20 000 до 80 000 рублей.
Ст.8.5
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили водоохранный режим на водосборах водных объектов, который может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от  20 000 до 30 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 80 000 до 100 000 рублей.
ч. 1 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо не выполнили или несвоевременно выполнили обязанности по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования Для гражданина – штраф от 3 000 до 5 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от  20 000 до 30 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 2 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили требования к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение (или) истощение Для гражданина – штраф от 1 000 до 2 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от  50 000 до 80 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 30 000 до 40 000 рублей.
ч. 4 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо загрязнили водный объект, содержащий природные лечебные ресурсы отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, равно захоронению вредных веществ в водных объектах Для гражданина – штраф от 2 000 до 2 500 рублей.
Для должностных лиц – штраф от  50 000 до 80 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 150 000 до 300 000 рублей.
ч. 5 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от  10 000 до 20 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 80 000 до 100 000 рублей  или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 1 ст. 8.14
КоАП РФ
Должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила охраны атмосферного воздуха в части выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения Для должностных лиц – штраф от  40 000 до 50 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 1 ст. 8.21
КоАП РФ
Должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила эксплуатации или не использовали сооружения для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух Для должностных лиц – штраф от  1 000 до 2 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 3 ст. 8.21
КоАП РФ
Должностное лицо или юридическое лицо не внесли в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду Для должностных лиц – штраф от  3 000 до 6 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 50 000 до 100 000 рублей
ст. 8.41
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо использовали прибрежную защитную полосу водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности Для гражданина – штраф от 3 000 до 4 500 рублей.
Для должностных лиц – штраф от  8 000 до 12 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 200 000 до 400 000 рублей.
ч. 1 ст. 8.42
КоАП РФ
Читайте также:  Как называется вид экологического контроля?

Вот, пожалуй, и все важные аспекты нашего обзора.

Штрафы за нарушение экологического законодательства в 2023 годуСделаны по изменениям от 01.03.2023

Свитова Елена

Обучение по экологической безопасности с выдачей удостоверения Штрафы за нарушение экологического законодательства в 2023 году

Специалист по охране труда – это лицо, обеспечивающее соответствие условий работы в организации нормативным требованиям охраны труда. Схожее понятие, такое […]

Штрафы за нарушение экологического законодательства в 2021 году

Штрафы за нарушение экологического законодательства в 2023 году

Соблюдение требований природоохранного законодательства – один их основных аспектов любой хозяйственной деятельности. Установление государственных экологических правил и нормативов направлено на сохранение безопасной окружающей среды, минимизацию техногенной и антропогенной нагрузки на нее. Нарушения природоохранного законодательства относятся к сфере действия Административного Кодекса РФ при условии, что в действиях нарушителей отсутствует состав уголовного преступления. Мера наказания определяется:

  • характером правонарушения;
  • формой собственности предприятия;
  • правовым статусом виновного лица.

За совершение экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает следующие виды ответственности:

  • вынесение предупреждения;
  • штраф;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискация продукции;
  • лишение специального права заниматься определенным видом деятельности;
  • ограничение, приостановление, прекращение деятельности или эксплуатации объекта;
  • исправительные работы;
  • арест.

Самыми распространенными видами административного взыскания, применяющимися за нарушение природоохранного законодательства, являются штрафы и/или приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток. Далее в таблице приведены виды экологических правонарушений и соответствующие им суммы штрафов/иных наказаний.

Нарушение: несоблюдение требований в области охраны окружающей среды Штрафы (руб.) Статья КоАП РФ
Для граждан Для должностных лиц Для индивидуальных предпринимателей Для юридических лиц
– при планировании развития территорий, градостроительном зонировании, строительстве, ремонте, реконструкции и эксплуатации различных объектов капитального строительства 1 000–
2 000
2 000–
5 000
2 000–
5 000
20 000–100 000 8.1
– при сборе, использовании, транспортировке и обезвреживании отходов: первичное нарушение 1 000–2 000 10 000–
30 000
30 000–50 000 100 000–
250 000
8.2
– при сборе, использовании, транспортировке и обезвреживании отходов: повторное нарушение 2 000–3 000 30 000–
40 000
50 000–70 000 250 000–
400 000
8.2
– при размещении отходов 3 000–7 000 20 000–
60 000
40 000–
70 000
300 000–
700 000
8.2
– неисполнение обязанностей по контролю качества окружающей среды на площадках размещения отходов и их инвентаризации 20 000–
40 000
40 000–60 000 200 000–
350 000
8.2
– при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой 1 000–3 500 10 000–
50 000
30 000–70 000 100 000–
400 000
8.2–1
– при производстве и обращении с потенциально опасными химическими, радиоактивными веществ и микроорганизмами 5 000–
20 000
30 000–
70 000
7 000–140 000 100 000–
400 000
+ приостановление деятельности на срок до 90 суток
8.2–2
– при сборе, накоплении, транспортировке, обработке, утилизации и обезвреживании отходов животноводства 2 000–5 000 30 000–
60 000
50 000–90 000 250 000–
600 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток
8.2–3
– при размещении отходов животноводства 5 000–9 000 40 000–
80 000
60 000–100 000 500 000–900 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток 8.2-3
– при нарушении правил обращения с пестицидами и агрохимикатами 1 000–2 000 2 000–5 000 2 000–5 000 10 000–
100 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток
8.3
– невыполнение требований законодательства по проведению государственной экологической экспертизы 1 000–2 500 10 000–
20 000
100 000–
250 000
8.4
– сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения  или иного вредного воздействия 500–1 000 3 000–6 000 20 000–80 000 8.5
– порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами и иными опасными веществами и отходами 3 000–5 000 10 000–
30 000
20 000–40 000 40 000–
80 000
8.6
– нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов 500–1 000 20 000–
30 000
80 000–
100 000
8.13
– совершение действий, которые могут привести к загрязнению, засорению или истощению водных объектов 1 500–2 000 50 000–
80 000
150 000–
300 000
8.13
– загрязнение отходами, вредными веществами ледников, снежников и водоемов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым объектам, местам туризма, спорта или массового отдыха, а также захоронение вредных веществ в водных объектах 2 000–2 500 50 000–
80 000
150 000–
300 000
8.13
– при использовании водных ресурсов и при сбросе сточных вод в водные объекты 500–1 000 10 000–
20 000
20 000–30 000 80 000–
100 000
8.14
– оказание вредного воздействия на атмосферный воздух без специального разрешения 2 000–2 500 40 000–
50 000
30 000–50 000 180 000–
250 000
8.21
– нарушение условий специального разрешения на вредное воздействие на атмосферный воздух 1 500–2 000 1 000–20 000 30 000–50 000 80 000–
100 000 рублей
8.21
– отсутствие, неисправность и нарушение правил эксплуатации газоочистительных установок и приборов для контроля выбросов в атмосферу 1 000–2 000 1 000–2 000 10 000–
20 000
8.21
– осуществление хозяйственной и иной деятельности без комплексного экологического разрешения 4 000–10 000 50 000–100 000 50 000–
100 000
8.47
– невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС и представлению информации для актуализации учетных сведений 5 000–20 000 30 000–
100 000
8.46
– нарушение сроков внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду 3 000–
6 000
4 000–10 000 8.41

За экологические правонарушения закон предусматривает также и другие виды ответственности:

  • Дисциплинарная – применяется в отношении должностных лиц за невыполнение природоохранных мероприятий и несоблюдение экологических нормативов.
  • Материальная – имущественная ответственность должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению ущерба, причиненного окружающей среде, здоровью граждан, народному хозяйству.
  • Уголовная – применяется в отношении общественно опасных деяний, повлекших за собой:
  • причинение существенного вреда здоровью людей, животному и растительному миру, рыбным запасам, лесному и сельскому хозяйству;
  • смерть человека, массовую гибель животных, отравление атмосферы или водных ресурсов.

Экологические правоотношения – это преимущественно административно-правовые отношения, в которых деятельность граждан и организаций подчинена требованиям государственных природоохранных органов.

Главное требование государства к хозяйствующим субъектам – обеспечить в процессе своей деятельности сохранение надлежащего качества окружающей среды.

Для этого необходимо соблюдать экологические правила и нормативы, а также постоянно осуществлять мониторинг окружающей среды на предприятиях.

Основным средством контроля состояния атмосферного воздуха, почвы, воды являются лабораторно-инструментальные исследования.

Группа компаний «Лаборатория» – крупнейшая в РФ сеть аналитических лабораторий, специализирующаяся на исследованиях в области экологии.

Мы работаем по всей территории страны, выполняем все виды анализов, необходимых для составления экологической документации и отчетности.

Мы обладаем неограниченными производственными мощностями, а цены держим приблизительно на 20 % ниже рыночных. В ряде случаев возможно проведение анализов в кратчайшие сроки: от 3 рабочих дней с момента оплаты.

Среди наших клиентов – крупнейшие компании России. Связаться с нами можно по телефону 8(800) 700-50-24 или через форму обратной связи.

Читайте также:  Какие виды экологического контроля существуют в России?

Экологическое законодательство: главные изменения в 2023 году

Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.

Экономика замкнутого цикла

Обращение с побочными продуктами производства

В связи со стартом федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» в природоохранное законодательство РФ вносятся планомерные изменения, касающиеся обращения с побочными (попутными) продуктами производства и их учета.

Требования при обращении с побочными продуктами производства установлены в новой статье 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», введенной Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 268-ФЗ).

Согласно статье 51.1 к побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, которые:

  • образуются при производстве основной продукции (выполнении работ, оказании услуг), но не являются целью данного производства;
  • можно использовать как сырье либо потребительские товары.

Предприятия самостоятельно будут относить материалы либо к отходам, либо к побочным продуктам. При этом на федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) по общему правилу можно не ориентироваться.

При работе с побочными продуктами производства требуется:

  • учитывать такие вещества и предметы отдельно от основной продукции и отходов;
  • отражать в программе производственного экологического контроля (ПЭК) виды побочных продуктов, их объемы и даты образования, сроки использования и т.д.;
  • не передавать третьим лицам эти вещества и предметы, если они не отвечают требованиям к сырью или продукции.

Побочные продукты обяжут считать отходами в 2 случаях:

  • они были размещены на полигоне;
  • в течение 3-х лет их не применили в производстве или не передали другим лицам как сырье либо продукцию (исчисление срока ведется со дня, когда предметы и вещества были признаны побочной продукцией хозяйствующим субъектом).

Описанный порядок учета побочной продукции вступает в силу 1 марта 2023 года.

Учет вторичных ресурсов и вторичного сырья

Федеральный закон № 268-ФЗ определяет два новых понятия в области обращения с отходами:

  1. Вторичные ресурсы — отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства;
  2. Вторичное сырье — вид продукции, полученной из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации.

Также законом устанавливается, что физические лица, в процессе потребления которыми образуются вторичные ресурсы, обеспечивают:

  • их раздельное накопление в местах (на площадках) накопления ТКО либо
  • сдачу в места сбора вторичных ресурсов.

С 2030 года захоронение вторичных ресурсов запретят, они будут подлежать утилизации.

Экологический сбор

Экологический сбор ежегодно платят импортеры и производители, если они не выполнили в полном объеме норматив утилизации товаров и упаковки после утраты ими потребительских свойств.

В рамках отчетности учитывается не общее количество ввезенных и произведенных на территории РФ товаров и упаковки, а только первично реализованное потребителю.

Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 № 1770 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2022 г.

№ 467» было решено направлять средства, поступившие в федеральный бюджет от экологического сбора, в том числе на создание (реконструкцию) объектов обработки, утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов (ТКО) в виде софинансирования расходных обязательств регионов в рамках концессионных соглашений.

Данная мера встраивается в цепочку текущих законодательных преобразований, направленных на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов (свалок), а впоследствии уменьшение доли отходов, направляемых на размещение/захоронение на полигонах.

Обращение с отходами I и II классов опасности

Старт инвестиционной программы ФГУП «ФЭО»

Координационным центром экологической политики государства в области обращения с отходами I и II классов опасности является Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (ФГУП «ФЭО»), входящий в государственную корпорацию Росатом.

Согласно постановлению Правительства РФ от 16.03.

2022 № 388 «О порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционной программы в области обращения с отходами производства и потребления I и II классов опасности и осуществления контроля за ее реализацией» с 1 января 2023 года ФГУП «ФЭО» начнет реализовывать инвестиционную программу, которая содержит мероприятия по строительству, реконструкции и техническому перевооружению федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения таких отходов, предусмотренных федеральной схемой обращения с отходами.

Данная программа станет звеном выстраиваемой вертикали взаимодействия между отходообразователем, государством и переработчиком отходов I-II классов опасности.

Самостоятельная утилизация отходов I и II классов опасности

Федеральным законом № 268-ФЗ предусматривается возможность самостоятельной утилизации отходов I и II классов опасности отходообразователем при наличии в собственности или на ином законном основании объектов утилизации.

Нормирование

Упрощение порядка утверждения проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)

Подписанный в августе 2022 года приказ Минприроды России от 18.08.2022 № 540 «О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» делает возможным с 1 марта 2023 года подачу заявления об утверждении НООЛР посредством портала Госуслуг.

Кроме того, срок рассмотрения НООЛР в территориальном органе Росприроднадзора для их утверждения сокращается с 30 до 18 рабочих дней.

Негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

Изменение формы декларации о плате за НВОС

Приказом Минприроды России от 21.09.2022 № 624 «О внесении изменений в приложение 2 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 декабря 2020 г. № 1043» изменена форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Новая форма декларации о плате за НВОС дополнена строками для отражения показателей платы за размещение побочных продуктов производства, признанных отходами.

Приказ вступает в силу с 1 марта 2023 года и действует по 14 января 2027 года включительно.

Определение ставок платы за НВОС

В проекте Постановления Правительства РФ «О применении в 2023 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду» (подготовлен Минприроды России 06.09.2022) предполагается, что в 2023 году будут применяться:

  • ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на уровне 2018 года с учетом их индексации на коэффициент 1,26;
  • ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля на уровне 71,15 руб. за тонну.

Парниковые газы

Введение обязательной отчетности по выбросам парниковых газов

Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» предусматривает предоставление с 1 января 2023 года регулируемыми организациями отчета об объеме выбросов парниковых газов за предыдущий отчетный период (календарный год) (статья 14 Федерального закона от 02.07.2021 № 296-ФЗ).

К регулируемым организациям (т. е. тем, кто обязан предоставить отчетность о выбросах парниковых газов) относят компании, деятельность которых одновременно:

  • сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тыс. тонн СО2 в год;
  • соответствует производственным процессам или деятельности по перечню и показателям согласно приложению к Критериям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.03.2022 № 355).

Утверждение новой методической базы расчета выбросов парниковых газов

Методика количественного определения объемов выбросов парниковых газов утверждена приказом Минприроды России от 30.06.2015 № 300 «Об утверждении методических указаний и руководства по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации», однако действует она до 1 марта 2023 года.

С 1 марта 2023 года приказ Минприроды России от 27.05.2022 № 371 утверждает новые методики количественного определения:

  • объема выбросов парниковых газов;
  • объема поглощений парниковых газов.

Методики имеют ограниченный срок действия — 6 лет.

Исчисление платы за превышение выбросов парниковых газов

Постановление Правительства РФ от 05.08.2022 № 1390 (далее — Постановление № 1390) устанавливает Правила исчисления и взимания платы за превышение квоты выбросов парниковых газов в рамках проведения эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов на территории Сахалинской области.

Согласно Постановлению № 1390, регулируемая организация (ответственная за сдачу отчета о выбросах парниковых газов) исчисляет размер платы самостоятельно по установленной формуле. Информация о внесении платы вместе с платежным документом включается в углеродную отчетность.

На текущий момент Постановление № 1390 актуально лишь для регулируемых организаций, ведущих свою деятельность на территории Сахалинской области, так как там ведется эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов.

Предполагается, что опыт Сахалинского эксперимента будет масштабирован на другие регионы в рамках Стратегии низкоуглеродного развития РФ до 2050 года.

Постановление № 1390 вступает в силу с 1 марта 2023 года и действует по 31 декабря 2028 года.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)

Изменение порядка проведения ГЭЭ

С 1 марта 2023 года обновится порядок проведения ГЭЭ в связи с принятым постановлением Правительства РФ от 05.09.2022 № 1562 «О внесении изменений в Положение о проведении государственной экологической экспертизы».

Читайте также:  В какие мусорные баки выбрасывать мусор?
Нововведения в порядке проведения ГЭЭ

Сроки проведения ГЭЭ
  • начало срока проведения экспертизы в течение 5 рабочих дней с момента оплаты и приемки рабочих материалов;
  • срок проведения экспертизы не должен превышать 42 рабочих дня либо 2 календарных месяца
Порядок направления материалов на ГЭЭ в электронном виде через портал Госуслуг или ведомственный программный ресурс (должны быть подписаны УКЭП для юридических лиц и ИП, простой ЭЦП — для физических лиц)
Сроки действия выданных положительных заключений с учетом срока реализации объекта экспертизы, но не менее 5 лет

Постановление Правительства РФ от 05.09.2022 № 1562 вступает в силу с 1 марта 2023 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 марта 2024 года, и действует до 1 января 2027 года.

Комплексные экологические разрешения (КЭР)

Изменение порядка получения КЭР

С 1 марта вступает в силу постановление Правительства РФ от 04.08.2022 № 1386 «О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений». Аналогичное постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 143 признается утратившим силу.

Новые правила получения КЭР предусматривают:

  • Срок выдачи разрешения территориального органа Росприроднадзора не должен превышать 63 рабочих дня с даты регистрации заявки на получение КЭР. Последнюю можно подать в т. ч. через портал Госуслуги. Также заявку не нужно будет направлять для рассмотрения в Роспотребнадзор, Росводресурсы и Минприроды;
  • КЭР может быть продлено на 7 лет при соблюдении установленных требований;
  • Разрешения, выданные до 1 марта 2023 года, действуют до окончания установленного срока и не требуют подтверждения путем внесения сведений о них в электронном виде в реестр выданных разрешений в ГИСП;
  • Установленные правила будут действовать 6 лет.

Полномочия Минприроды России

С 1 сентября 2023 года полномочия Министерства природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России) будут расширены.

Изменения касаются вступления в активную фазу формирования в России экономики замкнутого цикла — способа ведения хозяйственной деятельности с минимизацией образования отходов и максимальной переработкой и вовлечением в производственных цикл уже имеющихся.

Согласно постановлению Правительства РФ от 15.09.2022 № 1618 «О внесении изменений в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» Минприроды России будет правомочным принимать:

  • Порядок добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в т. ч. из вскрышных и вмещающих горных пород;
  • Порядок использования отходов недропользования.

Проведение государственных проверок

В 2023 году большая часть предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, будет освобождена от плановых проверок в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2022 № 1743 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336».

Данное решение обусловлено отчасти необходимостью административной и экономической поддержки отечественного бизнеса, а также реформирования контрольно-надзорной системы РФ, основным принципом которой является риск-ориентированный подход.

Плановые проверки отменяются в отношении предприятий и организаций:

  • деятельность которых не отнесена к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска;
  • объекты которых не являются опасными производственным объектами II класса опасности и гидротехническими сооружениями II класса.

Хозяйствующий субъект имеет право обратиться с заявлением в контролирующий орган, если он имеет добровольное желание проведения на территории профилактического визита (такой вид проверки не предполагает штрафных санкций по результатам контрольного мероприятия).

Отчетность в Росприроднадзор в 2022 году

Росприроднадзор требует не так много отчетов, как налоговая или Росстат. Некоторым компаниям нужно сдать всего одну декларацию. Но за просрочку будет штраф от 3 до 80 тысяч рублей. Рассказываем, для кого актуальна экологическая отчетность в 2023 году и какая именно.

В Росприроднадзор отчитываются компании и ИП, которые негативно влияют на окружающую среду. Также необходимо заплатить за плохое воздействие на природу (негативное воздействие на окружающую среду, НВОС). По этой плате и отчитываются.

Как понять, «вредный» у вас бизнес или нет? Наша схема поможет разобраться.

Спешим успокоить малый и даже средний бизнес: большинство офисов, а также парикмахерские, небольшие магазины, мастерские (швейные, столярные) образуют твердые коммунальные отходы. То есть обычный бытовой мусор. То, что разрешено выбрасывать в контейнеры ТКО. Например:

  • бумага, картон, остатки канцелярии, упаковочный материал;
  • пищевые продукты, в том числе просрочка;
  • древесина, пластик, текстиль;
  • резина, стекло, керамика, различные металлы.

Какой мусор нельзя отнести к ТКО и придется самим вносить плату за НВОС? Например, это:

  • строительный мусор;
  • лекарственные средства, в том числе просрочка;
  • токсичные ртутные термометры, газовые лампы.

Как встать на учет в Росприроднадзоре

При наличии в деятельности вредных объектов встаньте на учет в Росприроднадзоре самостоятельно, подав заявку. Сделать это удобно на сайте ведомства. Дедлайн — 6 месяцев с начала работы объекта, который вредит экологии.

Росприроднадзор присвоит бизнесу категорию по степени влияния на окружающую среду. Всего таких категорий четыре, как вы уже узнали из нашей схемы.

  • К первой категории относятся самые злостные вредители экологии: нефтедобывающие предприятия, металлургические заводы.
  • К четвертой — фирмы, которые почти не оказывают влияния на почву, воду, воздух. За объекты этой категории, при условии, что нет объектов I–III категорий, платить и отчитываться не нужно.

На каждый вид отходов I–IV класса опасности компания (ИП) должна составить паспорт отходов. Из этого документа видно, какие именно за отходы накапливает организация.

Такая информация пригодится, когда сдаете отходы для вывоза специализированным фирмам.

Они должны знать свойства отходов, чтобы соблюдать установленные требования по охране окружающей среды: правильно перевезти и утилизировать ненужное.

Если отходы включены в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), паспорт составляется по одной типовой форме. И направлять его в Росприроднадзор не нужно.

Если отходы не включены в ФККО, нужно согласовать с ведомством вид и класс опасности таких отходов. И составить паспорт по другой типовой форме. Порядок паспортизации и формы паспортов содержатся в приказе Минприроды, который действует с 2021 года. За отсутствие паспортов на отходы I–IV классов опасности штрафуют по п. 9 ст. 8.2 КоАП. Санкция составляет:

  • Для должностных лиц — от 20 000 до 40 000 рублей.
  • ИП — от 40 000 до 60 000 рублей.
  • Для юрлиц — от 200 000 до 350 000 рублей.

Не путайте декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и отчет, у которого похожее название. Это декларация о воздействии на окружающую среду — ее сдают только компании и ИП с объектами II категории.

Узкий круг организаций сдает отчеты с приставкой «ТП» в Росстат:

  • 2-ТП отходы — для операторов мусора;
  • 2-ТП воздух и 2-ТП рекультивация — для тех, у кого в наличии вредные объекты. Например, строительные объекты, котельные.

Владельцы объектов I–III категории также сдают отчет о производственном экологическом контроле на предприятии (ПЭК).

Еще вы можете услышать о таком отчете, как расчет экологического сбора. Этот сбор платят производители и импортеры, которые не собирают и не используют повторно ранее проданные товары и упаковку. Какого-либо отношения к плате за НВОС этот сбор не имеет. С экосбором и утилизацией связаны еще ряд отчетов. Например, о нормативах утилизации отходов.

Для вас доступна сдача экологической отчетности:

  • Через личный кабинет природопользователя на сайте Росприроднадзора.
  • Сервисы по ЭДО. Например, СБИС-сервис для сдачи отчетности.

Отчитаться в Росприроднадзор через сервис электронной отчетности СБИС быстрее и удобнее, чем через сайт Росприроднадзора. Плюс приятные дополнительные возможности:

  • календарь бухгалтера с актуальными сроками и формами отчетности в Росприроднадзор по вашей компании;
  • мастер отчетов, который облегчит заполнение форм, — с этим справится даже ИП без опыта работы бухгалтером;
  • СБИС камерально проверит данные в отчете, подсветит ошибки и поможет их исправить, чтобы вы сдавали формы с первого раза должным образом;
  • специалисты СБИС поддерживают вас в формате 24/7, если вдруг остались вопросы по заполнению или отправке отчета.

Сервис СБИС «Отчетность через интернет» — один сервис вместо разных сайтов контролирующих ведомств и доппрограмм для работы с ЭЦП. Сдавайте отчеты быстро, без ошибок, в удобном формате: с компьютера, телефона или планшета.

Что будет, если опоздать или ошибиться с основным отчетом — декларацией о плате за НВОС?

Штраф по КоАП:

  • для юрлиц — от 20 до 80 тыс. руб.,
  • ИП — от 3 до 6 тыс. руб.,
  • для должностных лиц — от 3 до 6 тыс. руб.

Электронная отчетность

Подключить

Последние новости

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *