Какие бывают источники экологического права?

С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы

Как работает сервис?

Источник права как понятие в юридической литературе несет две основные смысловые нагрузки:

  1. Источник права является базой правового производства, когда государство в источниках права закрепляет свою волю и защищает интересы общества.
  2. Источник права, воплощающий свою юридическую основу. В данном случае источник права является результатом правотворческой деятельности.

Таким образом, понятие источник права с правовой точки зрения следует понимать как форму выражения, способ закрепления правовых норм, которые исходят от государства или структур его представляющих.

В российском законодательстве основным источником права являются нормативно-правовые акты.

Английский язык для начинающих Не откладывай мечты — начни говорить под руководством опытного преподавателя Узнать подробнее

Понятие экологического права и его источников

Экологическое право в юридическое науке понимается как отрасль права, которая регулирует правоотношения в рамках социума и природы.

Под источниками экологического права принято понимать юридическое выражение воли государства и социума, которое имеет установленную форму, и содержащее нормы регулирования правоотношений относительно природной среды.

Особенности источников экологического права

Исследователи выделяют ряд особенностей в источниках норм экологического права.

  • В установлении норм экологического права предусмотрено два уровня, то есть согласно положениям Конституции РФ вопросы в области экологического права подпадают под совместную компетенцию центральных органов власти и ее субъектов.
  • Нормы экологического права закреплены не только в специализированном законодательстве, но и отражены в других отраслях российского права.
  • Большой объем подзаконных актов, что объясняется разнообразной спецификой субъектов и объектов данной отрасли права.

«Источники экологического права» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Консультации эксперта по предмету Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость

Классификация источников экологического права

В юридической литературе представлено много классификаций источников экологического права по различным основаниям, рассмотрим некоторые из них.
Многие исследователи предлагают классифицировать источники данной отрасли права по их значимости или, как они указывают, по юридической силе.

  • Нормы международного права, к которым присоединилась Российская Федерация. Они обладают большей юридической силой, чем внутренние законы страны.
  • Законы, обладающие вышей юридической силой. Они принимаются главными законодательными органами власти страны и ее субъектов. Законы также можно разделить на конституционные, кодифицированные, текущие.
  • Подзаконные акты. Среди них можно особенно выделить Указы Президента РФ, которые вносят конкретику, разъяснения в спорные вопросы, которые закреплены законами. Дополнительные меры социальной защиты, сроки их выполнения обычно оговариваются в Постановлениях Правительства РФ.

Многие исследователи разделяют источники данной отрасли права в зависимости от территориального охвата действия на:

  • Федеральные, которые действуют на всей территории страны, к ним можно отнести законы федерального значения, Земельный кодекс РФ.
  • Нормативно-правовые акты регионального действия, которые применимы для территории отдельного субъекта России.
  • Акты местного уровня, которые применимы для территории конкретного муниципального образования.

Еще одной устоявшейся классификацией источников экологического права является деление источников в зависимости от характера правового регулирования.

  • Материальные, которые регулируют правоотношения в рамках экологического права, устанавливают ответственность субъектов правоотношений.
  • Процессуальные, которые регулируют правоотношений субъектов экологического права в рамках судопроизводства.

Также можно привести классификацию, которая делит источники права в зависимости от круга субъектов земельных правоотношений на общие, которые применимы ко всем субъектам права, и специальные, которые применимы лишь для отдельных субъектов правоотношений.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Дата написания статьи: 28.06.2017

С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы

Как работает сервис?
Какие бывают источники экологического права? Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Наши статьи цитируют

Научные журналы

Научные журналы Учебные учреждения Электронные образовательные системы СМИ

Электронные образовательные системы

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать

Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot

Источники экологического права

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Экологическое право » Источники экологического права

Каждая отрасль права выступает регулятором общественных отношений.

Не являются исключением и правоотношения, которые возникают в области взаимодействия общества и природы. Воздействие на участников общественных экологических отношений оказывается через источники экологического права.

Содержание

Юридическая доктрина понимает под источниками экологического права нормативные акты, которые были приняты уполномоченными на то государственными органами в установленной форме и процедуре, содержащие в себе общеобязательную волю законодателя в области природопользования. Другими словами — это официальная форма выражения и закрепления норм экологического права.

Источники экологического права обладают всеми характерными признаками, свойственными источникам права, однако, имеют и свои особенности.

Так, исходя из того, что законодательство о недрах, об охране окружающей среды, а также водное, лесное, земельное законодательство Конституцией РФ отнесено как к предметам ведения Российской Федерации, так и к предметам ведения ее субъектов, то нормы, которые составляют институт источников экологического права, устанавливаются на двух уровнях – федеральном и региональном.

Также нормы экологического права, помимо специальных актов, содержатся в актах других отраслей права. Так, наряду с законодательством об окружающей среде, источники экологического права содержатся и в актах уголовного, конституционного, земельного, гражданского права.

  • Законодательством к источникам экологического права предъявлен ряд требований.
  • Во-первых, нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды и природопользования не должны противоречить высшему закону государства — Конституции РФ.
  • Во-вторых, акты должны быть приняты исключительно уполномоченными на то органами.

В-третьих, форма актов должна соответствовать статусу органов, которыми они были приняты. Например, Государственная Дума не вправе издавать указы и распоряжения, а Правительство РФ — законы. В случае нарушения этого требования, принятый нормативный правовой акт должен быть признан неправомерным.

Вам необходима помощь юриста по экологическому праву?

Классификация источников экологического права

Законодательство не выделяет какого-либо критерия для разграничения источников. Однако, классификация позволяет упорядочить виды источников экологического права. Поэтому в юридической литературе выделены несколько классификаций, наиболее популярные из которых приведены ниже.

В зависимости от предмета правового регулирования, источники подразделяются на общие и специальные.

Первые характеризуются обширной спецификой правового регулирования, то есть предмет их регулирования включает в себя как экологические, так и иные общественные отношения.

Специальные источники — это акты, главной задачей которых является урегулирование отношений в сфере взаимодействия субъектов экологического права и природы с целью сохранения природной среды и ее улучшения.

По юридической силе источники экологического права принято классифицировать на законы и подзаконные акты.

К законам относятся все нормативные акты, касающиеся сферы действия экологического права, принимаемые законодательными органами государственной власти.

К подзаконным актам относятся акты Президента РФ, Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, министерств и ведомств, а также органов местного самоуправления.

По характеру источники экологического права условно подразделяются на кодифицированные и некодифицированные. Основной особенностью, отличающий кодифицированный нормативный акт от некодифицированного, является систематизация, которая происходит в процессе правотворчества. Целью такой систематизации является повышение эффективности реализации права в ходе правоприменительной деятельности.

В зависимости от характера правового регулирования источники делятся на материальные и процессуальные. Акты материального характера содержат в себе материально-правовые нормы права и устанавливают права, обязанности и ответственность субъектов экологических отношений.

Процессуальные — регулируют соответствующие правоотношения в сфере пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды. При этом, в большинстве случаев, в одном источнике содержатся нормы как материального, так и процессуального права.

В связи с этим, в данной классификации выделяется третий вид источников – смешанные.

Система источников экологического права в России

Особое место среди источников экологического права занимают источники международного экологического права.

К данному виду источников относят международные договоры, конвенции, обычаи, общие принципы международного права, акты рекомендательного характера международных организаций.

Важной особенностью данного вида источников является необходимость согласия РФ на применения таких актов (ратификация).

Главенствующую роль среди национального законодательства занимает Конституция РФ.

Обладая высшей юридической силой, обязательностью применения и прямым действием на всей территории, Конституция РФ провозглашает основные начала взаимодействия субъектов экологического права и природы, пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды. Помимо этого, конституционные основы экологического права играют основополагающую роль для всей системы права.

Конституцией РФ установлен приоритет международных актов над национальными. Так, если в международном договоре содержатся иные правила, чем те, которые установлены в национальном законодательстве РФ, то применяются нормы международного права. Однако, обязательным условием такого договора является его ратификация.

По вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, принимаются федеральные конституционные законы. Роль таких законов заключается в прямой реализации конституционных положений и урегулировании наиболее важных сфер деятельности. Именно поэтому по юридической силе федеральные конституционные законы выше федеральных законов.

Читайте также:  Экологические лаборатории, какие бывают и что делают?

Следующее звено системы — федеральные законы в области экологического права. Основной целью таких источников права является сохранение и санация природной среды, осуществление единой экологической политики, выработка принципа повсеместного участия граждан в охране окружающей среды.

В системе источников права подзаконные нормативные правовые акты выступают в форме волеизъявления Президента РФ, Правительства РФ, федеральных ведомств и министерств. Цель таких актов заключается в конкретизации уже имеющихся положений законов.

Следующим элементом системы источников являются законотворчество субъектов РФ. Субъекты РФ осуществляют самостоятельное правовое регулирование, включающее в себя принятие законов и иных результатов нормотворчества, не нарушая при этом конституционные основы экологического права, а также иное федеральное законодательство.

Заключительный уровень в системе источников экологического права РФ представляют акты органов местного самоуправления. Такие акты регулируют вопросы местного значения, которые отнесены к ведению органов местного самоуправления.

Стоит отметить, что, помимо основных источников экологического права, в науке выделяются вспомогательные. К таким источникам относятся решения судов высших инстанций.

Хоть напрямую суды не вправе издавать общеобязательные нормы, но решения вышестоящих судов все же влияют на правоприменительную практику в целом. Дополнительную роль в развитии правоприменительной деятельности играют и специальные стандарты (ГОСТ).

Целью таких стандартов является уточнение содержания нормативных актов и предотвращение возможных ошибочных суждений в правоприменительной практике.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Лекция 1. Экологическое право как отрасль права

Вл.Т. Батычко, Вик.Т. Батычко Экологическое право Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.

Предыдущая

4. Источники экологического права

Эколого-правовые нормы, институты и экологическое право как отрасль права являются содержанием эколого-правового регулирования.

Под источником права в юридическом смысле понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными. То или иное правило поведения, чтобы стать юридически обязательным, должно быть облечено в определенную правовую форму. Оно должно быть выражено в виде закона, указа, постановления, решения, приказа, инструкции или в иной установленной форме[11].

Нормативные правовые акты являются одним из источников права в науке юриспруденции наряду с другими источниками (правовые обычаи, судебные прецеденты). Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты.

Источниками права являются: международные документы, Конституция РФ; конституционные законы; федеральные законы; акты Президента РФ (указы, распоряжения); акты Правительства РФ (постановления, распоряжения); нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств. Законодательство субъектов РФ: конституции, уставы субъектов РФ; законы субъектов РФ; акты глав субъектов РФ; акты органов исполнительной власти субъектов РФ; акты местного самоуправления.

Источники экологического права – это нормативно-правовые акты, содержащие нормы экологического права.

Закрепление прав человека, как наиважнейших и жизненно необходимых для его существования, осуществляется не только на уровне государств, но и в международных актах. На международном уровне принято апеллировать к трем основным международным документам в области прав человека — Всеобщей декларации прав человека 1948 г.[12], Пакту о гражданских и политических правах 1966 г.

[13], Пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.[14]. Именно они легли в основу общепринятой классификации прав человека на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные. Во второй половине XX в. появилась тенденция выделять еще один вид прав — экологические права.

Однако с точки зрения естественно-правовой теории они слишком тесно переплетены и явно тяготеют к личным правам человека.

Право на благоприятную окружающую среду является важнейшей составляющей права на жизнь, поскольку право на жизнь, например, можно считать нарушенным, если государство законодательно не закрепит недопустимость сбрасывания ядовитых отходов в окружающую среду и не закрепит ответственность в случае нарушения указанной нормы.

Кроме указанных актов существует множество международно-правовых документов по вопросам экологии, в которых участвует Россия. При этом, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрено внутренним законодательством, применяются нормы международного договора.

Важнейшим источником, в том числе и экологического права в России является Конституция РФ[15]. Нормы Конституции РФ можно разбить на две группы: первая — непосредственно посвященная экологическим отношениям, вторая — опосредованно участвующая в их регулировании. К первой относятся ст. 9, 36, 42, 58, 72; ко второй — ст.

1, 2, 7, 8, 17 — 19, 45 — 48, 57.

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Нормы экологического права, закрепленные в Конституции РФ, нуждаются в конкретизации, поскольку не являются непосредственно действующими. Необходимо установление механизмов для поддержания благоприятной среды.

Сюда относится формирование органов, которые будут следить, чтобы благоприятная среда не нарушалась, законодательное закрепление стандартов в области охраны окружающей природной среды, установление ответственности за неисполнение таких стандартов. Такие механизмы зафиксированы в первую очередь на федеральном уровне. Так, И.А.

Игнатьева указывает: «В настоящее время экологическое законодательство состоит из 24 законодательных актов»[16], которые конкретизируют нормы, заложенные в Конституции, и устанавливают механизм их действия. Так, Федеральный закон РФ от 9 января 1996 г.

№ 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»[17] дает определение понятия «радиационная безопасность»; разграничивает полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области радиационной безопасности; устанавливает систему органов, которые должны заниматься обеспечением радиационной безопасности; устанавливает основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения. Федеральный закон РФ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»[18] построен по тому же принципу, что и Федеральный закон «О радиационной безопасности населения», однако наряду с общими требованиями не содержит нормативов по выбросам ядовитых веществ в воздух, а только определяет органы, которые вправе разрабатывать такие нормативы как на федеральном, так и региональном уровне. Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[19] также имеет скорее декларативный, чем конкретно направленный характер. Однако в нем присутствует тщательно разработанная терминологическая база, что является немаловажным для законодателя, распределены полномочия в области охраны окружающей среды между центром, регионами и органами местного самоуправления, устанавливается принцип платности за вредное воздействие на окружающую среду.

Указанный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Этот Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Данный Закон содержит понятия, являющиеся основными понятиями экологического права, и основные принципы охраны окружающей среды, объекты охраны окружающей среды.

Законом установлены полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, полномочия органов местного самоуправления, права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определил методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, определил нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду, нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды, нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Законом установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, условия охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, зеленого фонда городских и сельских поселений, редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, задачи государственного экологического мониторинга и экологического контроля. Отдельные главы Закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды, основам формирования экологической культуры, ответственности за экологические правонарушения, международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды.

Данный Закон имеет также немаловажное значение в вопросе соотношения экологического права с другими смежными отраслями права. Согласно его ст.

2 отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» перечисляются виды нормативов воздействия на окружающую среду, однако ни один норматив непосредственно в законе не установлен. Практически все нормативы вредного воздействия на окружающую природную среду – как указывает В.И.Евтушенко и Е.А.

Читайте также:  Кто проводит экологический надзор?

Кравцова, – устанавливаются подзаконными нормативными актами, что является нежелательным и может вести к злоупотреблениям чиновниками своим служебным положением путем изменения нормативов выбросов в пользу заинтересованных лиц, которыми в первую очередь являются крупные производители[20].

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» состоит из шестнадцати глав: Общие положения; Основы управления в области охраны окружающей среды; Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды; Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды; Нормирование в области охраны окружающей среды; Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза; Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций; Природные объекты, находящиеся под особой охраной; Государственный мониторинг окружающей среды; Контроль в области охраны окружающей среды; Научные исследования в области охраны окружающей среды; Основы формирования экологической культуры; Ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды; заключительные положения.

Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

К ним относятся: Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 года № 36-ФЗ (регулирует земельные отношения – отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории), Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ (регулирует лесные отношения), Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ (регулирует водные отношения), а также Градостроительный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ. Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Поскольку в системе источников экологического права пока еще не создан единый систематизированный законодательный акт, особое место в регулировании экологических отношений занимают следующие федеральные законы: «О недрах» от 21 февраля 1992 года, «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 года № 68-ФЗ, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, «О животном мире» от 22 марта 1995 года № 52-ФЗ, «Об экологической экспертизе» от 19 июля 1995 года № 174-ФЗ, «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ, « Об особо охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995 года № 33-ФЗ, «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999 года № 92-ФЗ, «О природных, лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 27 января 1995 года № 26-ФЗ и другие.

В последние годы в российской литературе обсуждается вопрос о создании Экологического кодекса РФ, который должен заменить действующие нормативные акты экологического и природоохранного законодательства.

За рубежом имеется опыт, как систематизации, так и кодификации экологического законодательства. Систематизация, а затем и кодификация проведены во Франции и Швеции, в феврале 2007 года принят Экологический кодекс республики Казахстан.

Разработан проект Экологического кодекса в ФРГ, обсуждается возможность принятия Европейского экологического кодекса.

[11] Веденин Н.Н. Экологическое право: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Право и закон, 2000. С. 18.

[12] Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) от 10 декабря 1948 г.) // Библиотечка «Российской газеты». 1999. Вып. № 22 — 23.

[13] Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Библиотечка «Российской газеты». 1999. Вып. № 22 — 23.

[14] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. // Библиотечка «Российской газеты». 1999. Вып. № 2 — 23.

Источники экологического права [Эссе №18042]

  • Под источником экологического права следует понимать нормативный акт, принятый уполномоченным на то государственным органом в установленной форме и процедуре и содержащий жесткую волю законодателя в области экологопользования.
  • Система источников экологического права России:
  • 1) Общепризнанные принципы и нормы международного права.

Иерархии эколого-правовых нормативных актов представляют собой много уровней, прежде всего международный. Так, общепризнанные принципы и нормы международного права и международного договора РФ являются составной частью правовой системы России. Если между договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч.4 ст. 15 Конституции РФ).

Международный договор будет являться элементом правовой системы РФ, если он заключен в установленном порядке и ратифицирован или утвержден компетентным органом государственной власти. В качестве примера — договор СССР с Финляндской Республикой о передаче ей в аренду на 50 лет советской части Сайменского канал на Корейском перешейке и о. Малый Высоцкий.

Использование норм международного договора для правового урегулирования имеет важное значение, потому что в качестве субъекта земельных правоотношений могут выступать иностранные юридические и физические лицам В соответствии с ч. 3 ст.

6 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на обращение в межведомственные органы по защите прав и свобод человека при соблюдении определенных условий: наличия соответствующего международного договора РФ и исчерпания всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты нарушенных прав.

Так, Арбитражный процессуальный кодекс РФ закрепляет приоритет правил, установленных международным договором РФ перед «внутренним» процессуальным законом «ст. 3 АПК»

2) Конституция Российской Федерации — источник экологического права.

Далее следует конституционный уровень, являющийся ведущим началом всего нормотворчества. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ , не должны противоречить Конституции РФ «ст. 15».

Конституция РФ вводит в научный оборот трехзвенное определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы : природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности «ст.72 Конституции РФ»

3) Конституционные Федеральные законы- источники экологического права.

Источники экологического права: сложности применения на практике

В статье проводится анализ источников экологического права, как на уровне федерации, так и ее субъектов. Выявлены трудности в связи с их применением, а также предложены возможные варианты решения данных проблем

Ключевые слова: экологическое право, источники, федеральные законы, законы субъектов, законопроект.

Экологическое право, как и любая иная отрасль российского права имеет свои источники. Под источником права в юридическом аспекте понимается особая форма выражения правил поведения, которая непосредственно делает их общеобязательными.

То или иное правило поведения, чтобы стать юридически обязательным, должно быть облечено в определенную правовую форму. Оно должно быть выражено в виде закона, указа, постановления, решения, приказа, инструкции либо в иной установленной форме. [1, С.

5-6] Под источниками экологического права следует понимать форму закрепления общеобязательных правовых норм, которые регулируют общественные отношения по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

В российской правовой системе, которая относится к континентальной правовой системе, или как ее иначе называют- романо-германской, источниками являются нормативно-правовые акты. Под нормативным актом следует понимать документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм.

Действующие нормативные правовые акты в своем единстве и взаимодействии образуют законодательство. Традиционно система источников экологического права рассматривается в виде классификации источников по юридической силе. Рассмотрим более подробно данную классификацию.

Так, согласно Конституции Российской Федерации, в России существует 3 модели распределения полномочий между федерацией и ее субъектами. Это вопросы исключительного ведения Федерации, совместного ведения с субъектами, и исключительное ведение субъектов РФ.

Говоря об экологическом законодательстве, то согласно статье 72 Конституции России земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Так, под этим следует понимать, что по вопросам, входящим в компетенцию совместного Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, как это закреплено в статье 76 Конституции России, могут издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, что акты, принимаемые на федеральном уровне и уровне субъектов в своей совокупности, образуют российское экологическое законодательство.

Читайте также:  Когда был принят экологический кодекс РФ?

Помимо названных ранее источников, в качестве источников экологического права так же выступают нормативные договоры, регулирующие экологические отношения. В доктрине экологического права их принято подразделять на международные и внутригосударственные.

Говоря о международных договорах, необходимо отметить, что они занимают особое, уникальное место в иерархии источников экологического права. Это обусловлено тем, что при разногласии между национальным законом и ратифицированным международным договором, применению подлежит ратифицированный международный договор, в соответствии со статьей 15 Конституции.

Так, международные договоры занимают особое место в иерархии источников права в нашей стране, обладая верховенством по отношению к национальному законодательству.

Характеризуя систему источников экологического права, можно смело отметить, что законодательство занимает в ней ключевое значение. За последнее десятилетие экологическое законодательство было полностью обновлено, и в настоящее время можно отметить его динамическое развитие.

Основополагающее, базовое место в системе источников практически всех отраслей права занимает Конституция Российской Федерации, и экологическое право не стало исключением. Анализируя текст статей Конституции, можно выделить некоторые их них, которые как прямо, так и косвенно регулируют экологические отношения.

Именно они и составляют конституционную основу правового регулирования экологических отношений. Главенствующее значение играют статьи 9, 42, 58, 67, 71, 72 Конституции РФ.

Рассмотрим некоторые из более подробно.

Согласно статье 42, граждане имеют конституционные права на охрану окружающей среды, достоверную информацию о ее состоянии и право на компенсацию ущерба, а также право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу гражданина экологическим правонарушением. Статья 58 возлагает на каждого обязанность охранять окружающую среду и бережно относиться к ее богатствам. [2, С.10-12]

Для реализации положений, закрепленных в Конституции и экологической политикой государства в России, принимается экологическое законодательство. Главенствующим образом, оно формируется из принимаемых федеральных законов, и актов органов испольной власти.

В науке экологического права принято выделять 2 направления в развитии законодательства— консолидации и дифференциации правового регулирования. Консолидация заключается в принятии таких нормативных актов, которые по своему содержанию устанавливают общие правила и механизмы охраны окружающей среды.

В качестве примера можно привести федеральные законы «Об охране окружающей природной среды», «Об экологической экспертизе». Дифференцированное же законодательство направлено на отдельные компоненты окружающей среды, например, Земельный, Водный кодекс и Лесной кодексы РФ, федеральный закон «О животном мире» (1995).

Относительно самостоятельное место в системе экологического законодательства занимают нормативные правовые акты, посвященные решению проблемы предупреждения и устранения угрозы загрязнения окружающей среды химическими веществами, опасными и иными отходами.

В этой области действуют законы «Об отходах производства и потребления» (1997), «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (1998), «О государственном регулировании генно-инженерной деятельности» (1996).

Кроме федеральных законов, к источникам экологического права относятся подзаконные акты, такие как указы президента, постановления правительства и акты министерств.

Среди указов президента можно выделить в качестве наиболее главных указ от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии России по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», а также от 1 апреля 1996 г.

«О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»

Наиболее многочисленную группу источников экологического права составляют акты, принимаемые Правительством РФ, а также федеральными министерствами. [3, С.97-101] По своей направленности они развивают и обеспечивают реализацию на практике отдельных положений законов.

Как правило, они имеют узкую, тематическую направленность.[4, С. 59-6] Перечень вопросов, по которым они могут приниматься достаточно велик. Например, постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г.

«Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду», или приказ министерства природных ресурсов и экологии «О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов их размещения» от 25 февраля 2010 года.

Развитие законодательства субъектов, в том числе в области экологических правоотношений, осуществляется в соответствии с Конституцией России, конституциями и уставами соответствующих ее субъектов РФ, Федеральным законом РФ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (1999), подзаконными нормативными правовыми актами России. Экологическое законодательство субъектов РФ представлено законами по различным, обычно имеющим значение для соответствующего субъекта РФ, вопросам и подзаконными актами. Из всего вышесказанного следует сделать вывод о том, что российское экологическое право развивается как сложный комплекс правовых норм, регулирующих экологические отношения. Правовые экологические нормы содержатся в разнообразных правовых нормативных актах, принимаемых органами государственной власти на федеральном и субъектном уровнях, а также местными органами самоуправления.

Рассмотрев детально данную классификацию можно отметить некоторые особенности источников экологического права.

Во-первых, существует два уровня установления правовых норм (непосредственно акты РФ и акты ее субъектов), поскольку превалирующая часть правоотношений в экологическом праве отнесена к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов; также некоторые вопросы могут быть регламентированы муниципальными правовыми актами (такие как благоустройство населенных пунктов, озеленение и. т.д.). Во-вторых, большой объем подзаконных актов, который можно объяснить как объективными факторами (значительное разнообразие объектов, по которым возникают экологические правоотношения, их специфика), так и субъективными (пробелы в нормативной базе, коррупциогенность норм, несоответствующая определённым условиям и задачам структура органов экологического управления и др.).

Кроме того, подробно изучив источники закрепления экологических норм, необходимо обратить внимание на тот факт, они закреплены не только в специальном экологическом законодательстве, но и в актах других отраслей. Например, ГК РФ, КОАП РФ, УК РФ, градостроительный кодекс. Это является еще одной особенностью источников экологического права.

Таким образом можно сделать вывод, что экологическое право является комплексной отраслью права, то есть включающей в себя нормы иных отраслей права, например, конституционного, административного, гражданского, уголовного, трудового, предпринимательского и так далее. Этот процесс получил название экологизации других отраслей права. [5, С.

21-23] Можно сказать, что формирование отдельных институтов и норм экологического права происходит на основе фундаментальных отраслей права. Так, согласно положениям Конституционного права, предусматриваются базовые положения по защите и охране окружающей среды.

Так, например, статья 9 Конституции предусматривает, что Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.Гражданское право так же имеет тесную связь с экологическим.

Так, в статье 129 ГК говорится, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Помимо этого, важными функциями гражданского права в отношении экологического являются охранительная и компенсационная функции.

Уголовное право тоже имеет связь с экологическим, закрепляя уголовную ответственность за виновно совершенные, общественно опасные деяния, запрещенные уголовным кодексом. Свое отражение это находит в главе 26 «Экологические преступления». [6, С.96-97]

Однако, ввиду огромного количества источников экологического права, у правоприменителей могут возникнуть определенные трудности с поиском и применением нужного им нормативного акта и его положений.

Связано это непосредственно с отсутствием единого кодифицированного источника экологического права, то есть, кодекса. Поэтому считаем уместным предложить издание Экологического кодекса Российской Федерации.

По нашему мнению, значение и роль издания Экологического кодекса Российской Федерации заключается в кодификации законодательных и иных правовых актов, регулирующих отношения в сфере охраны окружающей среды, переходе от пообъектного к комплексному правовому регулированию экологических отношений, а также в заполнении пробелов, согласованном развитии и применении законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, природоресурсного законодательства и гражданского, административного и иного законодательства.

Литература:

  1.                Батычко В.Т. Экологическое право. Краткий конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
  2.                Игнатьева И.А. Отражение конституционных норм в экологическом законодательстве России: проблемы законодательной техники // Журнал российского права. 2003. № 5.
  3.                Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник для высших юридических учебных заведений М.: Юристъ, 2008.
  4.                Гринь Е.А., Хадипаш А.А. Экологический контроль (надзор) в Российской Федерации: некоторые проблемы правоприменения. Материалы II Международной научной конференции «Юридические науки: проблемы и перспективы» Пермь:Меркурий, 2014.
  5.                Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М., 2000.
  6.                Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов — М.: Изд-во БЕК, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, окружающая среда, акт, экологическое законодательство, источник, Конституция России, норма, отношение, система источников, субъект.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *