Кому подчиняется аудит?

  • Главная страница
  • Библиотека управления

Сонин Алексей Председатель Совета российского Института внутренних аудиторов (ИВА), член Экспертного совета при ФСФР РФ

Оглавление журнала

      Службы внутреннего аудита в российских компаниях — явление относительно недавнее. Однако эффективность деятельности данного подразделения определяется в первую очередь не сроком существования, а тем, насколько грамотно сформирована структура его подчиненности.

О независимости Независимость и объективность — качества, отличающие службу внутреннего аудита (СВА) от других подразделений. Речь идет об организационной независимости, которая в значительной степени определяется уровнем подчиненности данной службы.

Объективность подразумевает такое личностное качество, как беспристрастность в оценках и выводах. При этом степень организационной независимости СВА оказывает непосредственное влияние на объективность внутренних аудиторов.

Абсолютная независимость сотрудников данной службы вряд ли достижима, поскольку они являются работниками компании и их профессиональный и карьерный рост зависит от руководства.

Поэтому, говоря о независимости, мы имеем в виду создание такой структурной подчиненности, при которой менеджмент компании не будет оказывать непосредственное давление на внутренних аудиторов.

Комитет спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO) в «Концептуальных основах управления рисками организаций» подчеркивает, что «подразделение внутреннего аудита организуется таким образом, чтобы обеспечивалась его объективность в оценке деятельности организации и неограниченный доступ к высшему руководству и аудиторскому комитету совета директоров, а уровень подчинения главного аудитора в рамках организации должен позволять подразделению внутреннего аудита эффективно выполнять свои функции». Решению этой задачи в наибольшей степени отвечает функциональное подчинение СВА совету директоров (комитету по аудиту) компании. «Для того чтобы внутренний аудит мог выполнять свои обязанности, его руководитель должен быть подотчетен начальнику соответствующего уровня в организации. […] В идеальном случае руководитель внутреннего аудита должен быть в функциональном подчинении у совета директоров (наблюдательного совета) и в административном подчинении у генерального директора». Если в компании нет совета директоров или аналогичного органа, СВА следует подчинить и функционально, и административно высшему исполнительному органу. Как показал опрос, проведенный среди крупных отечественных компаний российским Институтом внутренних аудиторов (ИВА) совместно с российским отделением Ассоциации аудита и контроля информационных систем (ISACA) в 2005 г., в последнее время наблюдается заметный рост числа организаций, в которых внутренний аудит функционально подотчетен совету директоров или комитету по аудиту. Около 45% руководителей СВА предприятий, принявших участие в опросе, функционально подчиняются комитету по аудиту или непосредственно совету директоров (см. таблицу). Безусловно, следует принимать во внимание специфику предприятий-респондентов: большая часть из них уделяет серьезное внимание внедрению передовых подходов в области корпоративного управления, многие представлены на иностранных и российских фондовых биржах или планируют размещение ценных бумаг в недалеком будущем.

Кому подчиняться? Заметим, что вопрос о подчиненности руководителя СВА как о способе обеспечения независимости внутреннего аудита является в настоящее время одним из наиболее дискуссионных. На вопрос «Кому должен подчиняться внутренний аудит, чтобы быть максимально эффективным?» универсального ответа не существует.

Он определяется сочетанием многих факторов, среди которых выделим профессионализм совета директоров и компетентность менеджмента, характер взаимоотношений и степень взаимодействия совета директоров и исполнительных органов компании, уровень развития корпоративной культуры.

Немаловажным является и то, какие задачи решает в компании внутренний аудит.

Если его основная задача — осуществление контрольно-ревизионной деятельности, то логичным представляется подчинение службы высшему исполнительному руководству компании, поскольку в данном случае внутренний аудит есть инструмент контроля за деятельностью менеджмента со стороны высшего исполнительного органа.

В случае если внутренний аудит рассматривается как компонент системы корпоративного управления, позволяющий совету директоров (комитету по аудиту) эффективно выполнять свои обязанности, оправданным видится подчинение СВА именно совету директоров, который обеспечивает максимальную степень ее независимости от менеджмента компании.

Со своей стороны внутренний аудит (наряду с внешним) позволяет совету директоров сохранять достаточную степень независимости от менеджмента в вопросе получения информации о деятельности компании.

Очевидно, что эти вопросы взаимосвязаны, поскольку роль объективного источника информации для совета директоров внутренний аудит сможет выполнять лишь при условии максимальной независимости от исполнительного руководства (включая вопросы назначения на должность, вознаграждения, оценки работы руководителя и сотрудников и т. п.). В таблице приведены справочные данные о функциональной подчиненности/подотчетности СВА по результатам ряда исследований, проводившихся среди крупных российских и иностранных компаний частного сектора.

Когда подчинение совету директоров «не работает» Является ли подчинение СВА совету директоров гарантией ее независимости и способствует ли оно максимизации ее эффективности? Многое зависит от роли, состава и профессиональной подготовки членов совета директоров.

Подчинение ему внутреннего аудита оправданно в том случае, если, во-первых, совет директоров является самостоятельным органом, а не номинальным проводником идей и предложений исполнительного руководства организации; во-вторых, в его состав входят независимые директора; в-третьих, члены совета директоров осознают роль и значение внутреннего аудита.

Однако, как показывает практика российских компаний, даже при выполнении всех этих условий подчинение СВА совету директоров, к сожалению, не всегда приводит к положительным результатам.

Во-первых, в некоторых случаях исполнительное руководство начинает считать внутренних аудиторов «засланными казачками», «глазами и ушами совета директоров» и не склонно выстраивать с ними эффективные рабочие отношения, что многократно усложняет работу внутреннего аудита и, безусловно, не может не сказываться на конечных результатах его деятельности.

Во-вторых, есть риск того, что, будучи подотчетной совету директоров, а не исполнительному руководству, СВА начнет играть самодостаточную роль и станет, по сути, «бесконтрольной». Ведь совет директоров не может осуществлять текущий контроль (мониторинг) ее действий. Здесь многое зависит от начальника СВА.

Значимость руководителя службы внутреннего аудита На сегодняшний день в России в сфере внутреннего аудита наблюдается дефицит высокопрофессиональных руководящих кадров. Говоря о профессионализме, мы имеем в виду не только наличие соответствующих знаний, но и необходимую «закалку».

В случае ее отсутствия есть риск, что руководитель СВА, находясь между «молотом» исполнительного руководства и «наковальней» совета директоров, может прийти к заключению, что благорасположение менеджмента важнее абстрактных выгод от независимости.

Следствием этого станет потеря фундаментального качества внутреннего аудита — объективности. Оборотной стороной медали является ситуация, когда СВА, находясь «под зонтиком» совета директоров, начинает работать в «клубном» режиме, выполняя не самые сложные задания и «снимая сливки», т. е.

занимаясь вопросами, лежащими на поверхности и не требующими большого объема аналитической работы и порой нелегких обсуждений с менеджментом.

При этом желание исполнительного руководства понять, чем занимается СВА и каков результат выполнения поставленных перед ней задач, воспринимается не иначе, как попытка оказать влияние на деятельность внутренних аудиторов.

Поэтому так важно, чтобы руководитель СВА являлся фигурой соответствующего калибра и мог завоевать доверие совета директоров и уважение менеджмента компании. Правильный выбор позволит также снять вопрос о текущем контроле за деятельностью СВА. Он будет осуществляться на уровне периодических отчетов руководителя службы перед советом директоров и высшим исполнительным менеджментом, а также в рамках участия начальника СВА в заседаниях совета директоров.

Учитывать специфику Во многих компаниях с существенной долей государственного участия в состав советов директоров не входят независимые директора. (Представитель государства не может считаться таковым по определению.

) Как признают сами компании, независимые директора могут быть приглашены в советы лишь в случае соответствующего решения Правительства РФ. Но даже если это происходит, реальное влияние независимых директоров на деятельность совета невелико.

В большинстве случаев представители государства голосуют единым блоком в соответствии с директивами, полученными от своих ведомств.

Высшее должностное лицо (президент, генеральный директор) может назначаться напрямую главным акционером (государством), что, с одной стороны, повышает ответственность первого перед вторым, а с другой — усиливает отстраненность совета директоров от контроля за деятельностью исполнительного руководства.

Кроме того, представители государства часто являются высокопоставленными чиновниками федерального или регионального уровней, что может приводить к излишней политизированности их позиции. Перечисленные факторы не способствуют эффективному взаимодействию совета директоров и СВА в компании с существенной долей государственного участия.

В самом неблагоприятном случае внутренний аудит может превратиться в некий инструмент политического воздействия, используемый отдельными членами или советом директоров в целом. Или, например, представим достаточно распространенную ситуацию, когда владелец компании фактически управляет ею, совмещая функции собственника и менеджера. Если при этом создан совет директоров, он играет только консультативную роль. Оптимальной в этом случае представляется подотчетность СВА владельцу компании, а не совету директоров.

Каковы же выводы? Во-первых, вопрос подчиненности СВА должен решаться с учетом специфики конкретной компании. Во-вторых, для того чтобы внутренний аудит стал неотъемлемым звеном зрелого корпоративного управления, необходимо, чтобы функционирование самих советов директоров отвечало современным требованиям.

В-третьих, советам директоров (комитетам по аудиту) следует со всей тщательностью подходить к вопросу выбора (назначения) руководителя столь значимой для компании службы, как внутренний аудит.

Во многих случаях успех деятельности комитетов по аудиту в итоге оказывается под угрозой по той причине, что в их составе не было людей, обладающих качествами и навыками, абсолютно необходимыми для эффективного выполнения обязанностей члена комитета по аудиту.

К таковым относятся способность комплексно рассматривать ситуацию, умение и (что крайне важно) желание задавать «неудобные» вопросы и выслушивать разные точки зрения, нацеленность на поиск решений. Вот почему служба внутреннего аудита является прекрасной кузницей кадров для советов директоров и комитетов по аудиту и в состав последних все чаще назначаются профессионалы, имеющие за плечами богатый опыт работы.

Читайте также:  Сколько штраф за мусор в подъезде?

Кому подчиняется аудит? Версия для печати  

А.Сонин "Внутренний аудит: кому подчиняться?"

Председатель Совета российского Института внутренних аудиторов (ИВА), член Экспертного совета при ФСФР РФ

Службы внутреннего аудита российских компаний относительно молоды. Но независимо от того, как долго существует в компании внутренний аудит, задачей первостепенной важности, от решения которой во многом будет зависеть эффективность работы внутренних аудиторов, является формирование правильной структуры подчиненности данного подразделения.

О независимости службы внутреннего аудита

Независимость и объективность — качества, отличающие службу внутреннего аудита от других подразделений. Под независимостью понимается организационная независимость, которая в значительной степени определяется уровнем подчиненности службы внутреннего аудита в компании.

Объективность подразумевает такое личностное качество внутреннего аудитора, как беспристрастность в оценках и выводах.

При этом независимость внутреннего аудита важна не сама по себе, а как первоочередная предпосылка объективности, поскольку степень организационной независимости службы внутреннего аудита оказывает непосредственное влияние на объективность внутренних аудиторов.

  Абсолютная независимость внутреннего аудита вряд ли достижима, поскольку внутренние аудиторы являются сотрудниками компании и их профессиональный и карьерный рост зависит от руководства компании. Говоря о независимости, мы имеем в виду создание такой структурной подчиненности, при которой менеджмент компании не будет оказывать непосредственное давление на внутренних аудиторов. 

Комитет спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO) в своих «Концептуальных основах управления рисками организаций» подчеркивает, что «подразделение внутреннего аудита организуется таким образом, чтобы обеспечивалась его объективность в оценке деятельности организации и неограниченный доступ к высшему руководству и аудиторскому комитету совета директоров, а уровень подчинения главного аудитора в рамках организации должен позволять подразделению внутреннего аудита эффективно выполнять свои функции»1. 

Выполнению этой задачи в наибольшей степени отвечает функциональное подчинение службы внутреннего аудита совету директоров (комитету по аудиту) компании. «Для того чтобы внутренний аудит мог выполнять свои обязанности, руководитель внутреннего аудита должен быть подотчетен руководителю соответствующего уровня в организации. […] В идеальном случае руководитель внутреннего аудита должен быть в функциональном подчинении у совета директоров (наблюдательного совета) и в административном подчинении у генерального директора организации»2.  Если в компании нет совета директоров или аналогичного органа, службу внутреннего аудита следует подчинить и функционально, и административно высшему исполнительному органу компании. 

Как показал недавний опрос крупных российских компаний, проведенный совместно российским Институтом внутренних аудиторов (ИВА) и российским отделением Ассоциации аудита и контроля информационных систем (ISACA) в 2005 г.

3 , в последнее время наблюдается заметный рост числа компаний, в которых внутренний аудит функционально подотчетен совету директоров или комитету по аудиту.

Около 45% руководителей служб внутреннего аудита (СВА) предприятий, принявших участие в опросе, функционально подчиняются комитету по аудиту или непосредственно совету директоров.

Безусловно, следует принимать во внимание специфику предприятий-респондентов: большая часть из них уделяет серьезное внимание внедрению передовых подходов в области корпоративного управления, многие представлены на иностранных и российских фондовых биржах или планируют размещение ценных бумаг на бирже в недалеком будущем.

Кому подчиняться?

Заметим, что вопрос подчиненности руководителя службы внутреннего аудита как способа обеспечения независимости внутреннего аудита является одним из наиболее дискуссионных в практике деятельности как российских, так и иностранных внутренних аудиторов.

На вопрос «кому должен подчиняться внутренний аудит, чтобы быть максимально эффективным?» нет универсального ответа.

Ответ определяется сочетанием многих факторов, среди которых выделим профессионализм совета директоров и компетентность менеджмента, характер взаимоотношений и степень взаимодействия совета директоров и исполнительных органов компании, уровень развития корпоративной культуры в компании.

  Немаловажным является и то, какие задачи решает в компании внутренний аудит.

Если его основной задачей является осуществление контрольно-ревизионной деятельности, то логичным представляется подчинение высшему исполнительному руководству компании, поскольку в данном случае служба внутреннего аудита есть инструмент контроля над деятельностью менеджмента со стороны высшего исполнительного руководства.

  В случае если внутренний аудит рассматривается как компонент системы корпоративного управления, позволяющий совету директоров (комитету по аудиту) эффективно выполнять свои обязанности, оправданным видится подчинение внутреннего аудита именно совету директоров (комитету по аудиту).

Совет директоров (комитета по аудиту) способствует обеспечению максимальной степени независимости внутреннего аудита от менеджмента компании. Со своей стороны внутренний аудит (наряду с внешним аудитором) позволяет совету директоров сохранять достаточную степень независимости от менеджмента в вопросе получения информации о деятельности компании. Очевидно, что эти вопросы взаимосвязаны, поскольку роль объективного источника информации для совета директоров (комитета по аудиту) внутренний аудит сможет выполнять лишь при условии максимальной независимости от исполнительного руководства (включая вопросы назначения на должность, вознаграждения, оценки работы руководителя и сотрудников службы внутреннего аудита и т. п.). 

В качестве справочных приведены данные о функциональной подчиненности/подотчетности СВА по результатам ряда исследований, проводившихся среди крупных российских и иностранных компаний частного сектора (см. таблицу).

Функциональная подчиненность/подотчетности СВА в иностранных (исследования NACD и IIA) и российских (исследования ИВА-РИД и ИВА-ISACA) компаниях

Национальная ассоциация корпоративных директоров США (NACD), 2000 Международный Институт внутренних аудиторов(IIA), 2003 ИВА-РИД, 2003 ИВА-ISACA, 2005
Совету директоров (комитету по аудиту) 29% 53% 37% 46%
Генеральному директору 26% 22% 48% 27%
Финансовому директору 38% 19% 15% 19%
Другое 7% 6% 8%

Когда подчинение совету директоров «не работает»?

Является ли подчинение службы внутреннего аудита совету директоров гарантией ее независимости и способствует ли оно максимизации ее полезности для компании?  Многое зависит от роли, состава и профессионального уровня членов совета директоров.

Подчинение внутреннего аудита совету директоров оправданно в том случае, если, во-первых, совет директоров является самостоятельным органом, а не номинальным проводником идей и предложений исполнительного руководства организации; во-вторых, в состав совета директоров входят независимые директора; в-третьих, члены совета директоров осознают роль и значение внутреннего аудита в компании. 

Однако, как показывает практика российских компаний, даже при выполнении всех этих условий подчинение службы внутреннего аудита совету директоров, к сожалению, не всегда приводит к положительным результатам.

Во-первых, в некоторых случаях исполнительное руководство начинает считать внутренних аудиторов «засланными казачками», «глазами и ушами совета директоров» и не склонно выстраивать с ними эффективные рабочие отношения, что многократно усложняет работу внутреннего аудита и, безусловно, не может не сказываться на конечных результатах его деятельности. Во-вторых, есть риск, что, будучи подотчетной совету директоров, а не исполнительному руководству, служба внутреннего аудита начнет играть самодостаточную роль и станет, по сути, «бесконтрольной». Ведь совет директоров (комитет по аудиту) не может осуществлять текущий контроль (мониторинг) действий СВА. И здесь многое будет зависеть от руководителя службы внутреннего аудита компании.

Значимость фигуры руководителя СВА

На сегодняшний день во внутреннем аудите наблюдается дефицит высокопрофессиональных руководящих кадров. При этом, говоря о профессионализме, мы имеем в виду не только профессиональные знания, но и соответствующую «закалку».

В случае ее отсутствия есть риск, что руководитель СВА, находясь между «молотом» исполнительного руководства и «наковальней» совета директоров, может прийти к заключению, что благорасположение менеджмента важнее абстрактных выгод от независимости. Следствием этого будет являться потеря фундаментального качества внутреннего аудита — объективности.

  Обратным случаем является ситуация, когда служба внутреннего аудита, находясь «под зонтиком» совета директоров, начинает работать в «клубном» режиме, выполняя не самые сложные задания и снимая сливки, т. е. занимаясь вопросами, лежащими на поверхности и не требующими большого объема аналитической работы и порой нелегких обсуждений с менеджментом.

При этом желание исполнительного руководства понять, чем занимается СВА и каков результат выполнения поставленных перед ней задач, воспринимаются не иначе, как попытка оказать влияние на деятельность внутренних аудиторов. 

Поэтому так важно, чтобы руководитель службы внутреннего аудита являлся фигурой соответствующего калибра и смог завоевать доверие совета директоров и уважение менеджмента компании.

Правильный выбор позволит также снять вопрос о текущем контроле за деятельностью СВА.

Контроль будет осуществляться на уровне периодических отчетов руководителя СВА перед советом директоров (комитетом по аудиту) и высшим исполнительным руководством, а также в рамках участия руководителя СВА в заседаниях совета директоров (комитета по аудиту).

Учитывать специфику

В вопросе подчиненности службы внутреннего аудита следует также учитывать специфику организации. Так, во многих компаниях с существенной долей государственного участия в состав советов директоров не входят независимые директора.

(Представитель государства в совете директоров, по определению, не может считаться независимым директором.) Как признают сами компании, независимые директора могут быть приглашены в советы директоров лишь в случае соответствующего решения Правительства РФ.

Но даже если в состав совета директоров избираются независимые директора, их реальное влияние на деятельность совета невелико. В большинстве случаев представители государства в совете директоров голосуют единым блоком в соответствии с директивами, полученными от своих ведомств.

Высшее должностное лицо (президент, генеральный директор) может назначаться напрямую главным акционером (государством), что, с одной стороны, повышает ответственность высшего должностного лица перед главным акционером, а с другой — усиливает отстраненность совета директоров от контроля за деятельностью исполнительного руководства.

Кроме того, представители государства в советах директоров часто являются высокопоставленными чиновниками федерального или регионального уровней, что может привести к излишней политизированности их позиции.

  Перечисленные факторы не способствуют эффективному взаимодействию совета директоров и службы внутреннего аудита в компании с существенной долей государственного участия. В самом неблагоприятном случае внутренний аудит может превратиться в некий инструмент политического воздействия, используемый отдельными членами или советом директоров в целом. 

Читайте также:  Кто проводит экологический надзор?

Или, например, представим достаточно распространенную ситуацию, когда владелец компании фактически управляет ею, совмещая функции собственника и менеджера. Если при этом создан совет директоров, он играет чисто консультативную роль. Оптимальной в этом случае представляется подотчетность службы внутреннего аудита владельцу компании, а не совету директоров.

Заключение

Какие выводы можно сделать?  Во-первых, вопрос подчиненности службы внутреннего аудита должен решаться с учетом специфики конкретной компании.

Во-вторых, для того чтобы внутренний аудит стал неотъемлемым звеном хорошего корпоративного управления, необходимо, чтобы функционирование самих советов директоров отвечало современным требованиям.

В-третьих, советам директоров (комитетам по аудиту) следует со всей тщательностью подходить к вопросу выбора (назначения) руководителя столь значимой для компании службы, как внутренний аудит. 

И еще одно наблюдение из практики работы комитетов по аудиту как российских, так и иностранных компаний.

Во многих случаях успех их деятельности в итоге оказывается под вопросом по причине того, что в составе комитетов не было людей, обладающих качествами и навыками, абсолютно необходимыми для эффективного выполнения обязанностей члена комитета по аудиту.

К ним относятся способность комплексно смотреть на ситуацию, умение и (что крайне важно) желание задавать «неудобные» вопросы и выслушивать разные точки зрения, нацеленность на поиск решений.

Именно такие качества и навыки вырабатываются во внутренних аудиторах, не говоря об их практической подготовленности в вопросах финансового учета, внутреннего контроля, анализа рисков. Вот почему внутренний аудит является прекрасной кузницей кадров для советов директоров и комитетов по аудиту, а в их составе все чаще трудятся профессионалы, имеющие за плечами богатый опыт работы внутренними аудиторами.

  1. Enterprise Risk Management Integrated Framework, COSO, 2004.
  2. Practice Advisories, The Institute of Internal Auditors, 2004.
  3. Обзор текущего состояния внутреннего аудита в России. М.: Российский Институт внутренних аудиторов, российский филиал Ассоциации аудита и контроля информационных систем при технической поддержке компании ПрайсвотерхаусКуперс , 2005.

Внутренний контроль

Механизмы внутреннего контроля могут быть:

Обязательными или добровольными:
Обязательные механизмы контроля – это те, которым необходимо следовать вне зависимости от обстоятельств.

Как правило, они касаются предотвращения случаев нарушения закона или политик организации, а также минимизации угроз жизни и здоровью.

Добровольные же механизмы контроля применяются в зависимости от суждения организации или её менеджеров.

Применяемыми по усмотрению или применяемыми всегда:
В некоторых случаях менеджерам может быть предоставлена возможность выбора – применять ли конкретный механизм контроля – в зависимости от субъективной оценки риска. Если такого права у менеджера нет, то контрольный механизм должен применяться всегда.

Ручными или автоматизированными:
Ручные механизмы контроля применяются конкретными сотрудниками, а автоматизированные заранее запрограммированы в системах организации. Некоторые системы сочетают оба вида.

Например, при вынесении решения о возможности отсрочки платежа система может предлагать менеджеру по продажам такие варианты: автоматическое «отклонить» для покупателей с низким кредитным рейтингом, автоматическое «предоставить» для покупателей с высоким кредитным рейтингом, и дать менеджеру сделать выбор самостоятельно, если кредитный рейтинг покупателя средний.

Общими или прикладными:
Эта классификация механизмов контроля относится только к информационным системам.

Общие механизмы контроля обеспечивают надёжность данных, которые генерируют системы, и помогают добиться того, чтобы они в целом работали в соответствии с их предназначением.

Прикладные – это автоматические механизмы контроля, встроенные в информационные системы и предназначенные обеспечить полную и правильную фиксацию данных от момента ввода до вывода.

Распространённые контрольные процедуры

Физические инструменты контроля:
К таким контрольным инструментам относятся способы ограничения доступа в здания, конкретные офисы или к фабричному оборудованию: турникеты на входе, карты доступа или пароли. Прикрутить оборудование к полу чтобы сделать невозможным его вынос – это тоже из разряда физических инструментов контроля.

Доверенности и лимиты на авторизацию:
Большинство сотрудников имеют суммовые ограничения при принятии решений. Например, младший менеджер при организации собственной командировки не может самостоятельно приобретать авиабилеты стоимостью свыше $500, и при необходимости превысить этот порог должен получить одобрение более старшего менеджера.

Разделение полномочий:
Чтобы снизить риск ошибок и мошенничества, обязанности, связанные с денежной наличностью, часто разделены. Например, если бизнес-процесс компании предусматривает получение наличных денег по почте, то вскрытие конвертов в почтовой комнате и запись прихода будут осуществляться разными сотрудниками.

Разделение полномочий уместно и в других областях бизнеса. Например, должности председателя совета директоров и главного исполнительного директора занимают разные люди. Подразделение внутреннего аудита должно быть полностью отделено от финансового департамента с прямым подчинением либо совету директоров, либо комитету по аудиту.

Управленческие инструменты контроля:
Это инструменты, которые находятся в руках менеджеров. Например – анализ отклонений, с помощью которого менеджер, исполняя свои непосредственные должностные обязанности, определяет причины различий между планом и фактом. Управление результатами деятельности подчинённых – это тоже неотъемлемая часть многих управленческих должностей.

Если двигаться ниже по вертикали управления, то на уровне ежедневных операций регулярно выполняются управленческие процедуры надзора. Механизмы контроля, в целом заложенные в организационную структуру компании и её линии соподчинения, называют организационными процедурами контроля.

Арифметические и учётные инструменты контроля:
Сюда относятся такие контрольные процедуры, как различного рода сверки и оборотно-сальдовые ведомости. Их задача – удостовериться в том, что транзакции записаны и учтены с должной достоверностью.

Процедуры контроля, связанные с управлением персоналом:

Все аспекты управления персоналом пронизаны процедурами контроля. Это и проверка квалификации претендентов, и верификация рекомендаций, и проверка потенциальных сотрудников на предмет криминального прошлого или профессиональная переаттестация уже работающих сотрудников.

Внутренняя проверка

Внутренняя проверка – это такая система организации бухгалтерских процедур в организации, в результате которой ни одна бухгалтерская операция не находится под полным и независимым контролем какого-либо одного лица. Обязанности одного сотрудника должны таким образом дополнять обязанности другого, чтобы, по сути, осуществлять непрерывный аудит бизнес-операций.

  • Необходимые элементы внутренней проверки такие:
  • • проверке подвергаются ежедневные операции,
    • проверки осуществляются постоянно как часть системы,
  • • работа одного сотрудника является смежной для работы другого.
  • Если распределить обязанности между сотрудниками таким образом, то никто по отдельности не получает полного контроля над какой-либо операцией.

Внутренний аудит

Определение и цель внутреннего аудита
Внутренний аудит можно определить как независимое структурное подразделение, созданное внутри организации с целью проверки и оценки её деятельности.

Внутренний аудит позволяет руководству компании более эффективно исполнять свои функции.

То есть внутренний аудит снабжает руководство анализом, оценками, рекомендациями, советами и в целом информацией об изученных им областях и процессах организации.

Задачи внутреннего аудита

Формальный список задач внутреннего аудита может включать все или несколько пунктов из следующего списка:

  • обзор учётных систем и систем внутреннего контроля,
  • проверка финансовой и операционной информации,
  • оценка «трёх E»: эффективности, экономичности и результативности,
  • оценка соответствия законодательству и нормам регулирования,
  • обзор мер по обеспечению сохранности активов,
  • проверка показателей, измеряющих достижение корпоративных целей,
  • определение значительных рисков, угрожающих организации, и мониторинг политики по управлению рисками,
  • проведение специальных расследований по мере необходимости.

Зачем нужен внутренний аудит?

Важность внутреннего аудита была отмечена ещё в докладе Тернбулла.

В нём указано, что те публичные компании, в которых по каким-либо причинам нет специального подразделения внутреннего аудита, должны как минимум раз в год рассматривать вопрос о необходимости его создания.

Одновременно с этим те публичные компании, в которых подразделения внутреннего аудита уже есть, должны не реже раза в год обращаться к вопросу о его полномочиях, сфере применения и обеспеченности ресурсами.

Согласно докладу Тенрбулла потребность в отдельном подразделении внутреннего аудита зависит от ряда факторов:

  • масштаб, разнообразие и сложность процессов организации,
  • количество сотрудников – потребность в специальном внутреннем аудите возрастает по мере роста числа сотрудников и/или по мере того, как взаимодействие между сотрудниками становится более сложным,
  • баланс между выгодами от отдельного подразделения внутреннего аудита и издержками на его создание и функционирование,
  • изменений организационных структур, процессов и основных информационных систем,
  • природы рисков организации и их изменения, а также возникновения новых рисков,
  • проблем с функционированием систем внутреннего контроля, как реальных, так и предполагаемых,
  • появления или увеличения частоты необъяснимых или неприемлемых событий.

Внутренний аудит и внутренний контроль

Внутренний аудит – это внутренняя, но независимая оценочная функция.

Хотя сотрудники службы внутреннего аудита и являются, как правило, сотрудниками компании, они должны работать независимо от руководства, чтобы их анализ, суждения и рекомендации оставались как можно более беспристрастными.

Глава подразделения внутреннего аудита должен подчиняться напрямую либо совету директоров, либо комитету по аудиту. Некоторые организации заходят настолько далеко, что передают функционал внутреннего аудита внешним профессиональным фирмам.

Внутренняя аудиторская проверка – это оценка системы внутреннего контроля, и, по сути, сама по себе является инструментом управленческого контроля, позволяющая оценить соответствие внутреннего контроля заданным стандартам.

Ключевые риски:
Внутренний аудит проверяет и оценивает состояние системы внутреннего контроля в зависимости от ключевых рисков, затрагивающих организацию.

Читайте также:  Когда был принят экологический кодекс РФ?

Цель заключается в том, чтобы проверить, насколько имеющиеся инструменты контроля позволят нивелировать риск, если он материализуется.

Заключения и рекомендации соответствующих отчётов внутреннего аудита должны помочь руководству критически оценить имеющиеся инструменты контроля и, если нужно, пересмотреть их дизайн.

Финансовая и операционная информация:
Внутренний аудит может проверить эту информацию на предмет её правильности, своевременности и применимости. Специальное тестирование позволяет оценить, насколько информация правильно отражает то, что она должна отражать, и насколько она подходит в качестве основы для принятия решений руководством и прочими заинтересованными сторонами.

Соответствие законодательству и прочим нормам:
В настоящее время всё больше организаций сталкиваются с необходимостью внедрения стандартов соответствия законодательству и иным нормам.

Это может быть продиктовано необходимостью соответствовать как требованию закона, так и другим, зачастую внутренним, стандартам. Внутренний аудит помогает оценить, насколько такое соответствие действительно имеет место.

В этом отношении фронт работ внутреннего аудита только расширяется по мере того, как организациям приходится соответствовать не только профессиональным или отраслевым стандартам, но и стандартам в области охраны окружающей среды.

Виды внутреннего аудита

В ходе исполнения своих обязанностей внутренние аудиторы могут столкнуться с необходимостью проводить разные виды аудита.

Операционный аудит – это проверка эффективности организационных процессов. Это оценка реальной деятельности компании по сравнению с заранее заданными параметрами.

Системный аудит проверяет, насколько правильной является информация, получаемая из информационных систем организации. Тесты на соответствие проверяют, насколько правильно применяются механизмы контроля. Тесты по существу призваны убедиться в правильности сумм, и их можно использовать для того, чтобы найти в системах ошибки и упущения.

Аудит транзакций или антикоррупционный аудит призван выявить мошенничество или другие незаконные или преступные действия.

Однако его сферу можно расширить, включив проверку на непредвзятость, прозрачность и справедливость принимаемых организацией решений – тех областей, которые часто относят к социальному аудиту, который в целом может включать в себя любые аспекты корпоративного управления.

Образец должностной инструкции аудитора в 2022-2023 году

В должностной инструкции аудитора содержатся сведения по задачам, за которые отвечает специалист, его права и другие базовые аспекты профессии. Поскольку она обладает правовой силой и может использоваться как в суде, так и в административных разбирательствах в трудовой сфере, то необходимо тщательно подходить к качеству создания этого документа.

ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции аудитора .doc

Образец должностной инструкции аудитора

  1. Аудитор принимается на позицию и освобождается от неё указом руководителя компании.
  2. Аудитор подчиняется главе компании.
  3. При временном отсутствии специалиста (заболевание, повышение квалификации и пр.) его обязанности выполняет другой специалист, назначенный главой компании.

  4. Аудитор обязан подходить под следующие требования:
    • высшее экономическое образование;
    • успешно пройденный квалификационный экзамен (по ст. 11 307-ФЗ);
    • опыт работы в бухгалтерской сфере от 3-х лет.
  5. От аудитора требуется знать:
    • законодательство и нормативные акты, регулирующие сферу аудита и финансовой отчётности;
    • особенности отчетности по МСФО и РСБУ;
    • параметры проведения анализа достоверности и качества внутренней и внешней отчетности юридических лиц, а также их подразделений;
    • отраслевые и организационно-правовые особенности ведения отчётности;
    • методы проведения проверок и инвентаризации;
    • основные приемы обнаружения скрытия и мошенничества в области бухгалтерской отчётности;
    • основные принципы финансово-экономических расчетов;
    • разрешенные методы налоговой оптимизации;
    • особенности деятельности проверяемых организаций;
    • теорию финансового менеджмента, налогообложения, экономики, управления рисками;
    • передовой опыт в сфере проведения аудита и анализа отчетности;
    • параметры ведения соответствующего документооборота;
    • принципы взаимодействия с другими аудиторами, а также с бухгалтерами и юристами;
    • обязательные к применению стандарты компании-работодателя;
    • основы работы с профильными Интернет-ресурсами, прессой и справочно-правовыми системами;
    • правила эксплуатации оргтехники и специальных компьютерных программ.
  6. Аудитор руководствуется:
    • положениями законодательства;
    • отраслевыми правилами;
    • документами компании;
    • данной инструкцией.

Аудитор отвечает за следующие вопросы:

  1. Проведение аудита экономической деятельности юридического лица и его подразделений.
  2. Анализ корректности документов и показателей бухгалтерской отчетности.
  3. Рассмотрение и учет факторов, влияющих на анализируемые финансовые показатели.
  4. Взаимодействие с другими специалистами в ходе проведения аудита.
  5. Написание итоговых отчетов по результатам аудита.
  6. Подготовка рекомендаций по устранению и профилактике ошибок в сфере бухгалтерской отчетности.
  7. Экспертиза аудиторских заключений, выполненных третьими лицами.
  8. Участие в подготовке профильной документации для юридических процессов.
  9. Отслеживание нормативной активности, могущей повлиять на сферу профессиональной деятельности.
  10. Ведение необходимой профильной документации.
  11. Поддержание стандартов компании в части обеспечения порядка, своего внешнего вида и пр.
  12. Участие в обучении лиц, занимающихся аудиторской деятельностью, а также в проверке их квалификации.

3. Ответственность

Аудитор отвечает за:

  1. Ущерб, полученный компанией-работодателем из-за его непрофессиональных действий, — в соответствии с положениями актуального законодательства.
  2. Разглашение или передачу третьим лицам конфиденциальной информации — в соответствии с разделами актуального законодательства.
  3. Невыполнение своих профессиональных функций — в пределах, данных в трудовом законодательстве.
  4. Нарушения действующих законов — в соответствии с принципами трудового, административного или уголовного права.

4. Права

Аудитор имеет следующие возможности:

  1. Вносить предложения по усовершенствованиям в сфере своей профессиональной ответственности.
  2. Принимать участие в предварительном обсуждении заданий по аудиту.
  3. Требовать от служащих доступа к необходимой в своей работе информации.
  4. Участвовать в совещаниях сотрудников, на которых затрагиваются вопросы его компетенции.
  5. Требовать от руководства поддержания условий, необходимых для качественного ведения своей профессиональной деятельности.
  6. Повышать квалификацию за счет организации не реже чем раз в два года на условиях, оговоренных в соответствующей внутренней документации.

Параметры должностной инструкции

Наниматели придерживаются определенных принципов составления должностной инструкции. В первую очередь это относится к структуре документа. В нем обязательно должны присутствовать следующие части:

  • Общий раздел.
  • Профессиональные функции.
  • Должностные возможности.
  • Потенциальная ответственность.

Эти обязательные разделы можно дополнить ещё несколькими, в зависимости от пожеланий работодателя. Часто добавляют:

  • Параметры изменений инструкции.
  • Должностные взаимоотношения.
  • Условия работы.
  • Оценку результативности сотрудника (KPI).

Внимание! Должностная инструкция может писаться в расчете на ценного специалиста, с учетом его пожеланий. Другой вариант — типовая инструкция, пригодная для любого работника на конкретной позиции.

Общий раздел

В этом начальном разделе указаны базовые аспекты должности:

  • Порядок руководства и подчинения.
  • Основы кадровых перемещений (наём, увольнение, замена).
  • Список положений, на которые опирается специалист.
  • Квалификационные стандарты, которым он обязан соответствовать.
  • Иные параметры общего характера.

Для аудитора, в связи со спецификой различных работодателей, квалификационные стандарты также могут отличаться. Так, при работе в международных аудиторских компаниях обязательно знание делового английского, а также тонкостей МСФО.

Внимание! Для создания этого раздела может использоваться профстандарт аудитора 08.023, утвержденный в 2015 году. Также нужно учитывать и применять положения ФЗ-307, регулирующего аудиторскую деятельность в РФ.

Функции

Помимо прямых обязанностей, продиктованных профессией, в разделе могут быть записаны и некоторые дополнительные. Обычно к ним относятся функции по ведению документооборота, работе с компьютерными программами, поддержанию стандартов компании по внешнему виду, безопасности и пр.

Внимание! В работе аудитора различается внешний и внутренний аудит. В первом случае аудитор трудится в специализированной организации и отвечает за проверку других бизнесов.

Во втором случае он работает в составе отдела внутреннего контроля в крупной компании, отвечая за отслеживание корректности её финансовой отчетности.

Различие функций по этим направлениям должно быть отражено в разделе.

Ответственность

В этой части инструкции не прописывают конкретные меры наказания для сотрудника за его проступки. Речь идет про общее описание нарушений и их последствий для работника. Причина — наказание сотрудника определяется на основе действующих норм и законов, сложность и объем которых не позволяют поместить их в инструкцию.

Внимание! Для некоторых должностей этот раздел дополняется пунктом про ответственность за передачу внутренней информации третьим лицам.

Права

Эта часть посвящена возможностям, которые даны сотруднику его работодателям. Они дополняют права, гарантированные статьей 21 ТК. Чем значительнее задачи, поставленные перед сотрудником, тем больше у него должно присутствовать прав, достаточных для их решения.

Дополнительно в этой части можно документировать льготы, предоставленные специалисту: право на компенсацию каких-то рабочих расходов или на повышение квалификации за счет нанимателя.

Аудитор играет ключевую роль в проверке достоверности финансовых данных компании. Поэтому его должностная инструкция создается с учётом:

  • отраслевых профессиональных стандартов;
  • положений ФЗ-307 и нормативных актов по аудиторской деятельности;
  • внутренних правил компании-работодателя;
  • общих принципов делопроизводства.

Для проверки на соответствие всем этим положениям инструкция должна быть согласована с:

  • Главным бухгалтером.
  • Специалистом по делопроизводству.
  • Юристом, разбирающимся в кадровых вопросах.
  • Главой отдела персонала.

Только после учета в тексте документа полученных от них замечаний можно создавать чистовик инструкции. Этот чистовик должен быть заверен подписями ответственных лиц, принимавших участие в его создании. На заключительном этапе инструкцию подписывают глава компании и сам аудитор. Печатью можно пренебречь.

Скачать документна сайте Ассистентус

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *