Какие лица несут ответственность за экологические правонарушения?

Какие лица несут ответственность за экологические правонарушения?На сегодняшний день в законодательстве имеется несколько видов ответственности за совершаемые экологические преступления в сфере использования резервов природы и сохранения окружающей среды. Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое экологические правонарушения, виды ответственности за них в соответствии с законами.

Экологическими преступлениями или правонарушениями называются действия или бездействия, противоречащие требованиям экологических правовых норм.

На деле это выражается как противоправное экологически вредное или небезопасное действие, посягающее на установленные порядки в области экологической безопасности.

Общие сведения

Определение

Экологические правонарушения — это нанесение экологического вреда при совершении противоправных действий.

СПРАВКА! Отражение сути понятия состоит в том, что нарушителями могли быть предприняты какие-то действия или бездействия, повлекшие ухудшение состояния окружающей среды или же они могли совершить правонарушения, которые определены законами.

В понятие правонарушения в сфере экологии входят некоторые противоправные действия, за совершение которых должны следовать наказания

  • . В соответствии с законом, за нарушения такого рода предусмотрено несколько видов ответственности:
  • — уголовная;
  • — административная;
  • — гражданско-правовая;
  • — дисциплинарная.

Какие существуют виды экологических правонарушений

Существует три вида нарушений:

  1. Которые совершены владельцами природных ресурсов по закону.
  2. Которые совершены природопользователями.
  3. Которые совершены лицами, не относящимися ни к одной из вышеперечисленных категорий.

Также экологические правонарушения различаются по состоянию объектов природы на следующие виды:

  1. Нанесение ущерба
  2. Уничтожение
  3. Порча.

Ещё одно разделение экологических правонарушений происходит по объекту посягательства:

  1. Какие лица несут ответственность за экологические правонарушения?Лесные
  2. Водные
  3. Земельные
  4. Горные.

Классификация

При наличии в составе правонарушения объектов посягательства из одной группы правонарушений, то применяется следующая классификация:

  1. Нанесение повреждений и уничтожение природных ресурсов, что является противоправным.

СПРАВКА! Сюда относится засорение, загрязнение вод, сильный ущерб, нанесенный сельскохозяйственным угодьям, истребление площадей лесов.

  1. Игнорирование или нарушение правил передачи в собственность природных ресурсов, которые связаны с вероятностью нанесения ущерба окружающей среде. Сюда относят внедрение в работу предприятий и технических конструкций, которые наносят ущерб окружающей среде.
  2. Неисполнение определенных правил сохранения окружающей среды или бездействие.
  3. Умышленное применение природных ресурсов в своих корыстных целях. К примеру, сбор редкий растений, растущих в дикой природе.

Состав преступления

Экологические правонарушения могут состоят из следующих действий:

  1. Засорение или истощение источников и подземных вод, причинение им вреда, которое влечет за собой изменение их природных свойств. В особенности, когда оно представляет опасность для растительного и животного окружения.
  2. Превышение норм возможных выбросов в атмосферу разных вредных веществ или неверная работа технических устройств, которая повлекла за собой ухудшение свойств воздуха или его загрязнение.
  3. Сброс вредных веществ и материалов в моря и других водные источники, вследствие чего происходит их загрязнение, что вредит здоровью людей и других живых организмов.
  4. Неправильное применение ядохимикатов или удобрений, вследствие чего происходит загрязнение или отравление земельных площадей.

СПРАВКА! Сюда же относят неправильную транспортировку вредоносных продуктов.

  1. Неаккуратное или неправильное обращение с огнем и другими опасными источниками, в результате чего наносится ущерб или уничтожается лесной фонд.
  2. Какие лица несут ответственность за экологические правонарушения?Вырубка леса или кустарников, являющееся незаконным, совершенные в больших размерах, которые нарушают общий баланс окружающей среды.
  3. Истребление или незаконная охота на животных, причинение крупного ущерба. Кроме того, сюда относится использование в отношении фауны заповедников и лесов транспорта, взрывчатки, отравляющих газов.
  4. Нанесение крупного ущерба вследствие незаконного вылова рыбы, растительности, морских млекопитающих с помощью самоходных транспортных средств, взрывчатых или химических веществ.
  5. Незаконное строительство конструкций (мостов, дамб), производство лесоповала, повлекшее массовую гибель рыбы и других существ водной среды.
  6. Изготовление отходов, вредных для окружающей среды, их неправильное хранение и транспортировка. Кроме того, сюда относят утилизацию — выброс в окружающую среду.
  7. Неаккуратное или незаконное обращение с радиоактивными материалами.
  8. Нарушение санитарных правил и норм безопасности.

Ответственность

Установленные действующим законодательством правила в области пресечения, выявления, предотвращения нарушений в отношении природы и ее сохранения, являются методом контроля.

СПРАВКА! Вид ответственности за эти правонарушения назначаются в процессе судебного заседания или определяется контролирующими органами.

  1. Экологический контроль ведётся не только государством, а также делится на следующие виды:
  2. — общий;
  3. — муниципальный;
  4. — общественный;
  5. — производственный;
  6. — государственный.

Любой из этих видов контроля ведётся в следующих целях:

  1. Наблюдение за следованием физическими и юридическими лицами экологическому законодательству.
  2. Соблюдение всех требований и нормативных документов, которые предоставляются.
  3. Обеспечение безопасности природного окружения и экологической сохранности.
  • Итак, получается, что экологический надзор является одним из средств управления охраной природы и:
  • — ведётся специальными органами и представителями государственной экологической инспекции;
  • — имеет вне- и надведомственный характер;
  • — связан с использованием разнообразных административных мер.

Виды ответственности за совершение экологических правонарушений

  1. Государственный контроль ведётся специальными органами на основе правовой базы, которые имеют полномочия и должны обеспечивать постоянный экологический надзор.

  2. Производственный контроль ведётся с целью исполнения, обеспечения хозяйственных процессов или деятельности производства и разнообразных мероприятий, которые направлены на охрану природы и рациональное использование ее ресурсов.

  3. Субъекты хозяйствования дают информацию о предложениях органам исполнительной власти, которые регулярно проверяют их в порядке, установленном законодательством.

СПРАВКА! Муниципальный контроль ведётся на территории, которая вверена им местными органами самоуправления в порядке, установленном законом.

  • Юридическая ответственность за экологические правонарушения
  • За экологические правонарушения предусмотрены следующие виды ответственности:
  • — административная;
  • — дисциплинарная;
  • — уголовная ответственность за экологические правонарушения.
  • При привлечении к любому из видов ответственности, человек также не освобождается он возмещения причиненного вреда и остальных видов компенсаций и денежных взысканий.

Физические лица могут привлекаться к материальной, дисциплинарной и уголовной ответственности. Юридические, а также физические лица могут привлекаться и к административной ответственности.

Согласно законодательству, привлекаться к ответственности могут люди старше 16 лет. Согласно гражданскому судопроизводству, несовершеннолетние лица в возрасте с 15 до 18 лет несут ограниченную ответственность, при наступлении совершеннолетия — полную.

Уголовную ответственность могут назначать людям за совершение оконченного преступления.

СПРАВКА! За попытку совершения преступления или его подготовку, а также за покушение на преступление данная мера пресечения не может быть назначена.

  1. Административная ответственность
  2. За экологические правонарушения предусмотрена административная ответственность, когда происходят противоправные деяний, совершенные преднамеренно или по неосторожности.
  3. К нарушителям такого рода применяются наказания штрафами, предупреждения, конфискации, изъятие орудия и лишение специальных прав физических лиц на применение конкретного вида деятельности, из-за которого был нанесен ущерб.
  4. Административные экологические правонарушения не наносят вреда состоянию здоровья людей и не приводят к уничтожению животных и растительных ресурсов, однако нанесли серьезный ущерб или были направлены на достижение некоторых уголовных нарушений, но не осуществились полностью.

Экспертиза

Чтобы выявить и установить преступления и нарушения, формируется экологическая экспертиза, направленная на выявление и предупреждение неблагоприятного влияния на окружающую среду. По результатам этой экспертизы наступает юридическая ответственность.

СПРАВКА! Проводить государственную экспертизу можно только федеральная исполнительная власть.

Любые виды проектной документации, независимо от назначения объектов, обязаны проходить экологическую экспертизу. Если в процессе выявляются несоответствия, то наступает правовая ответственность.

  • Экспертиза основывается на следующих принципах:
  • — выявление возможных опасностей для окружающей среды от любых намечаемых видов деятельности;
  • — проводится экспертиза исключительно до принятия решения о строительстве и реализации проекта;
  • — оценка наступивших последствий для природы происходит в комплексе;
  • — требования, предоставляемые во время проведения экологической экспертизы, учитываются в обязательном порядке;
  • — полнота и правдивость предоставляемых данных;
  • — экспертное мнение экологической экспертизы должно быть независимым;
  • — сделанные выводы должны быть точными и обоснованными с научной точки зрения;
  • — заключения по результатам экспертизы должны быть законны;
  • — результаты экспертизы подлежат гласности;
  • — участники экспертизы несут ответственность за ее качественное проведение и организацию.
  • Юридическая ответственность может наступать по факту заключения экспертизы, если она выявит нарушения существующим норм и правил.
Читайте также:  Какие функции юридической ответственности за экологические правонарушения?

СПРАВКА! Вид и способ присуждаемой ответственности зависит от того, какие конкретно нарушения были допущены.

Дисциплинарная ответственность может выражаться в виде вынесения строго выговора. Кроме того, работник организации или должностное лицо могут быть уволены.

Сохранение окружающей среды должны в обязательном порядке являться заботой абсолютно каждого человека. В особенности это касается предприятий и хозяйственных объектов. Нужно всегда помнить о том, что проявляя заботу об окружающей среде и сохраняя ее, мы обеспечиваем будущее следующим поколениям.

8.4. Виды ответственности за экологические правонарушения

Эколого-правовая
ответственность является разновидностью
общеюридической ответственности, но в
то же время отличается от иных видов
юридической ответственности.

Эколого-правовая
ответственность рассматривается в трех
взаимосвязанных аспектах:

  • как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством;
  • как правоотношение между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям);
  • как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранного и др.). Экологические правонарушения наказываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Конечная цель экологического законодательства и каждой отдельной его статьи заключается в охране от загрязнения, обеспечении правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом. Сферой действия экологического законодательства являются окружающая среда и ее отдельные элементы. Предметом правонарушения признается элемент окружающей среды. Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды.

Субъектом
экологических правонарушений является
лицо, достигшее 16-летнего возраста, на
которое нормативно-правовыми актами
возложены соответствующие должностные
обязанности (соблюдение правил охраны
окружающей среды, контроль за соблюдением
правил), либо любое лицо, достигшее
16-летнего возраста, нарушившее требования
экологического законодательства.

Для
экологического правонарушения характерно
наличие трех элементов:

  • противоправность поведения;
  • причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;
  • причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Ответственность
за экологические правонарушения служит
одним из основных средств обеспечения
выполнения требований законодательства
по охране окружающей среды и использованию
природных ресурсов.

Эффективность
действия данного средства во многом
зависит, прежде всего, от государственных
органов, уполномоченных применять меры
юридической ответственности к нарушителям
экологического законодательства.

В
соответствии с российским законодательством
в области охраны окружающей среды
должностные лица и граждане за
экологические правонарушения несут
дисциплинарную, административную,
уголовную, гражданско-правовую,
материальную ответственность, а
предприятия – административную и
гражданско-правовую.

Дисциплинарная
ответственность
наступает за
невыполнение планов и мероприятий по
охране природы и рациональному
использованию природных ресурсов, за
нарушение экологических нормативов и
иных требований природоохранительного
законодательства, вытекающих из трудовой
функции или должностного положения.
Дисциплинарную ответственность несут
должностные лица и иные виновные
работники предприятий и организаций в
соответствии с положениями, уставами,
правилами внутреннего распорядка и
другими нормативными актами (ст. 82 Закона
«Об охране окружающей природной среды»).
К нарушителям в соответствии с Кодексом
законов о труде (с изменениями и
дополнениями от 25 сентября 1992 г.) могут
быть применены следующие дисциплинарные
взыскания: замечание, выговор, строгий
выговор, увольнение с работы, другие
наказания (ст. 135).

Материальная
ответственность
также регулируется
Кодексом законов о труде РФ (ст. 118–126).
Такую ответственность несут должностные
лица и иные работники предприятия, по
вине которых предприятие понесло расходы
по возмещению вреда, причиненного
экологическим правонарушением.

Применение
административной ответственностирегулируется как природоохранительным
законодательством, так и Кодексом РСФСР
об административных правонарушениях
1984 г. (с изменениями и дополнениями).

Закон «Об охране окружающей природной
среды» расширил перечень составов
экологических правонарушений, при
совершении которых виновные должностные,
физические и юридические лица несут
административную ответственность.

Такая ответственность наступает за
превышение предельно допустимых выбросов
и сбросов вредных веществ в окружающую
среду, невыполнение обязанностей по
проведению государственной экологической
экспертизы и требований, содержащихся
в заключении экологической экспертизы,
предоставление заведомо неправильных
и необоснованных заключений, несвоевременное
предоставление информации и предоставление
искаженной информации, отказ от
предоставления своевременной, полной,
достоверной информации о состоянии
природной среды и радиационной обстановке
и т.д.

Конкретный
размер штрафа определяется органом,
налагающим штраф, в зависимости от
характера и вида правонарушения, степени
вины правонарушителя и причиненного
вреда.

Административные штрафы налагаются
уполномоченными на то государственными
органами в области охраны окружающей
среды, санитарно-эпидемиологического
надзора РФ. При этом постановление о
наложении штрафа может быть обжаловано
в суд или арбитражный суд.

Наложение
штрафа не освобождает виновных от
обязанности возмещения причиненного
вреда (ст. 84 Закона «Об охране окружающей
природной среды»).

В новом
Уголовном кодексе РФ экологические
преступления выделены в отдельную главу
(гл. 26).

В нем предусмотрена уголовная
ответственность
за нарушение правил
экологической безопасности при
производстве работ, нарушение правил
хранения, утилизации экологически
опасных веществ и отходов, нарушение
правил безопасности при обращении с
микробиологическими или другими
биологическими агентами или токсинами,
загрязнение вод, атмосферы и моря,
нарушение законодательства о
континентальном шельфе, порчу земли,
незаконную добычу водных животных и
растений, нарушение правил охраны рыбных
запасов, незаконную охоту, незаконную
порубку деревьев и кустарников,
уничтожение или повреждение лесных
массивов.

Применение
мер дисциплинарной, административной
или уголовной ответственности за
экологические правонарушения не
освобождает виновных лиц от обязанности
возмещения вреда, причиненного
экологическим правонарушением.

Закон
«Об охране окружающей природной среды»
стоит на той позиции, что предприятия,
организации и граждане, причиняющие
вред окружающей среде, здоровью или
имуществу граждан, народному хозяйству
загрязнением окружающей среды, порчей,
уничтожением, повреждением, нерациональным
использованием природных ресурсов,
разрушением естественных экологических
систем и другими экологическими
правонарушениями, обязаны возместить
его в полном объеме в соответствии с
действующим законодательством (ст. 86).

Гражданско-правовая
ответственность
в сфере взаимодействия
общества и природы заключается главным
образом в возложении на правонарушителя
обязанности возместить потерпевшей
стороне имущественный или моральный
вред в результате нарушения правовых
экологических требований.

Ответственность
за экологические правонарушения
выполняет ряд основных функций:

  • стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;
  • компенсаторную, направленную на возмещение потерь в природной среде, возмещение вреда здоровью человека;
  • превентивную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Экологическое
законодательство предусматривает три
уровня наказания:
за нарушение;
нарушение, повлекшее значительный
ущерб; нарушение, повлекшее смерть
человека (тяжкие последствия).

Смерть
человека вследствие экологического
преступления оценивается законом как
неосторожность (совершенное по небрежности
или легкомыслию).

Видами наказаний при
экологических нарушениях могут быть
штраф, лишение права занимать определенные
должности, лишение права заниматься
определенной деятельностью, исправительные
работы, ограничение свободы, лишение
свободы.

Одним из
самых тяжких экологических преступлений
является экоцид –массовое уничтожение
растительного мира (растительных
сообществ земли России или отдельных
ее регионов) или животного мира
(совокупность живых организмов всех
видов диких животных, населяющих
территорию России или определенный ее
регион), отравление атмосферы и водных
ресурсов (поверхностные и подземные
воды, которые используются или могут
быть использованы), а также совершение
иных действий, способных вызвать
экологическую катастрофу. Общественная
опасность экоцида состоит в угрозе или
нанесении огромного вреда окружающей
природной среде, сохранению генофонда
народа, животного и растительного мира.

Экологическая
катастрофа проявляется в серьезном
нарушении экологического равновесия
в природе, разрушении устойчивого
видового состава живых организмов,
полном или существенном сокращении их
численности, в нарушении циклов сезонных
изменений биотического кругооборота
веществ и биологических процессов.
Мотивом экоцида может быть ложно понятые
интересы военного или государственного
характера, совершение действий с прямым
или косвенным умыслом.

Читайте также:  Можно ли выкидывать строительный мусор на мусорку возле дома?

Успех в
наведении экологического правопорядка
достигается постепенным наращиванием
общественного и государственного
воздействия на злостных правонарушителей,
оптимальным сочетанием воспитательных,
экономических и правовых мер.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность — это обязатель­ство юридических и физических лиц перед обще­ством и государством относительно соблюдения дей­ствующих законов по охране окружающей среды.

При отсутствии мер наказания, предусмотренных за невы­полнение законов, эти законы действовать не будут.

Правовая система нашей страны предусматривает че­тыре формы ответственности: дисциплинарную (включая материальную), административную, граждан­ско-правовую и уголовную.

Физические лица могут нести все виды ответствен­ности, а юридические, т. е. предприятия, учреждения и организации привлекаются лишь к административ­ной и гражданско-правовой ответственности.

  • Все виды правонарушений в сфере охраны окру­жающей природной среды имеют общие черты: ви­новность и противоправность деяния, нарушение природоохранного законодательства, причинение вреда здоровью человека или окружающей природ­ной среде, причинную связь между элементами со­става правонарушения.
  • Ответственность наступает в соответствии с Кодек­сом законов о труде РСФСР (КЗоТ), Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (КоАП), Уголовным кодексом РФ (УК), Гражданским кодек­сом РФ (ГК), а также в соответствии с природоресурсными и природоохранными нормативными актами.
  • Дисциплинарные наказания (предупреждения, вы­говор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы) налагаются на должно­стных лиц, рабочих и служащих, руководителей пред­приятия, организации, учреждения за невыполнение ими своих производственных обязанностей, связан­ных с правовой охраной окружающей природной сре­ды.
  • При этом следует учитывать два важных момента:
  • 1) дисциплинарная ответственность может насту­пить лишь за нарушение экологических правил, ис­полнение которых входило в круг должностных обя­занностей нарушителя;
  • 2) недопустимо наказывать в дисциплинарном по­рядке лиц, которые нарушают экологические прави­ла во внерабочее время.

Согласно КоАП, административным проступком признается действие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан. КоАП группирует экологические правонарушения по нескольким направлениям и в нескольких главах.

К проступкам, посягающим на государственную собственность (гл. 6), в том числе к нарушению прав на недра, воды, леса, животный мир (ст. 46-48) отно­сятся, например:

  1. ♦ нарушение права государственной собственнос­ти на недра (ст. 46);
  2. ♦ самовольная добыча янтаря (ст. 46');
  3. ♦ нарушение права государственной собственнос­ти на воды (ст. 47);
  4. ♦ нарушение права государственной собственнос­ти на леса (ст. 48);

♦ нарушение права государственной собственности на животный мир (ст. 48').

  • Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды предполагают посягательства на ряд природных ресурсов (гл. 7):
  • ♦ в отношении земель — бесхозяйственное их ис­пользование, порча, самовольное отступление от проекта внутрихозяйственного землеустройства (ст. 50-54);
  • ♦ в отношении недр — нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, нарушение действующих стандартов, норм, правил, условий лицен­зии, регламентирующих деятельность на континен­тальном шельфе Российской Федерации (ст. 55-56);
  • ♦ в отношении водных ресурсов — нарушение правил их охраны, водопользования (ст. 57-60);
  • ♦ в отношении лесных ресурсов — незаконное ис­пользование земель лесного фонда, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников, повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вред­ными выбросами, отходами и отбросами (ст. 61-76);
  • ♦ в отношении атмосферного воздуха — выброс загрязняющих веществ в атмосферу с нарушением нормативов или без разрешения, ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований по охране атмосферного воздуха, нарушение правил эксплуата­ции, а также неиспользование оборудования для очи­стки выбросов в атмосферу (ст. 77-84);

♦ в отношении животного мира — нарушение правил охраны среды обитания, порядка пользования животным миром, уничтожение редких и находящих­ся под угрозой исчезновения животных, нарушение правил охоты и рыболовства (ст. 84'-86).

  1. Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» предусмотрены более общие экологические правонарушения, среди которых можно отметить следующие:
  2. ♦ несоблюдение стандартов, норм и иных норма­тивов качества окружающей природной среды;
  3. ♦ неподчинение предписаниям органов, осуществ­ляющих государственный экологический контроль;
  4. ♦ превышение установленных нормативов пре­дельно допустимых уровней вредного воздействия: шума, вибрации, радиации, магнитных полей;
  5. ♦ незаконное расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной де­ятельностью;
  6. ♦ невыполнение обязательных мер по восстановле­нию нарушенной окружающей среды и воспроизвод­ству природных ресурсов.

На руководителей или собственников предприятий, деятельность которых можно квалифицировать как административное правонарушение, могут наклады­ваться следующие взыскания : предупреждение или штраф, максимальный размер которого составляет 20 минимальных размеров оплаты труда. Крайними мерами наказания являются приостановление или закрытие предприятия, а также ограничение или» ли­шение права природопользования, т. е. лицензии.

Гражданско-правовая ответственность предпола­гает имущественную ответственность предприятия-за­грязнителя за вред, который может быть нанесен вследствие его хозяйственной деятельности окружа­ющей природной среде или здоровью человека.

Причинителями вреда являются юридические и физические лица, предприниматели независимо от ве­домственной принадлежности и форм собственности, совершившие экологические правонарушения.

Причинителем вреда может быть и сама природа: ее стихий­ные силы, катастрофы (землетрясения, извержения вул­канов, оползни и т. п.).

Потерпевшими также могут быть юридические и физические лица, сама окружаю­щая природная среда с ее объектами и ресурсами.

Итак, вследствие экологического правонарушения может быть нанесен вред окружающей природной среде и здоровью человека. В этом случае причини­тель вреда обязан этот вред возместить. Законодатель­ством предусмотрены разные формы и порядок воз­мещения ущерба.

Если вред нанесен окружающей природной среде, то от имени «потерпевшей» природы истцами высту­пают соответствующие органы власти, экологические органы, которые в судебном порядке взыскивают с причинителя вреда денежную компенсацию на восста­новление природных объектов.

Если вследствие загрязнения окружающей среды нанесен ущерб здоровью людей, то пострадавшие име­ют право на компенсацию, которая выплачивается либо государством, либо причинителем вреда. Поря­док возмещения ущерба, сумма компенсации зависят от конкретных условий.

  • При возмещении вреда здоровью граждан, причи­ненного загрязнением и иными экологически вредны­ми воздействиями окружающей природной среде, ком­пенсации по общему правилу подлежат следующие расходы:
  • 1) затраты на лечение и восстановление здоровья;
  • 2) расходы на возмещение материальных потерь в связи с утратой работоспособности;
  • 3) иные убытки — вынужденный переезд на новое место жительства, преждевременный уход на пенсию, упущенные профессиональные возможности, а также ущерб, вызванный психическими отклонениями из-за негативного воздействия окружающей среды, моральный вред.
  • Решающее значение имеет наличие причинной свя­зи между вредом здоровью и источником его причи­нения, которое доказывается результатами медико-со­циальной экспертизы.

Действующее законодательство предусматривает исковую и административную формы возмещения вреда (рис. 52).

За экологические правонарушения, которые отли­чаются наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями, предусмотрена уголовная ответственность (лишение свободы, кон­фискация имущества, крупный денежный штраф и т. п.).

Применение мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется Уголов­ным кодексом. Единственным основанием назначе­ния уголовного наказания является приговор суда.

К тяжелым экологическим преступлениям отно­сятся, например, умышленное уничтожение или по­вреждение лесных массивов путем поджога, и т. п.

Правоведение

    • Федеральный закон «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    • Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения заключается в наложении администрацией предприятия, учреждения, организации на своего работника взыскания за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей, в результате которого наступило экологически неблагоприятное последствие.
    • За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
    • замечание;
    • выговор;
    • увольнение по соответствующим основаниям.

    Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ст. 192 Трудового кодекса РФ).

    1. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
    2. Наложение дисциплинарного взыскания не исключает возможности привлечения виновного лица к другим видам юридической ответственности.
    3. Административная ответственность представляет собой один из видов юридической ответственности граждан, должностных лиц и юридических лиц за совершение административного правонарушения.
    4. Административная ответственность за экологические правонарушения предусматривается Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях.
    5. В главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» содержится 40 составов экологических проступков, которые можно разделить на три группы:
    • невыполнение экологических требований;
    • нарушение правил и порядка использования природных ресурсов и объектов;
    • причинение вреда, либо уничтожение природных ресурсов и объектов.

    К первой группе экологических проступков относятся:

    • несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1);
    • несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2);
    • нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3);
    • нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4).

    Ко второй группе экологических проступков относятся:

    • нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9);
    • нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10);
    • нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11);
    • нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12).

    К третьей группе экологических проступков относятся:

    • порча земли (ст. 8.6);
    • незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан (ст. 8.28);
    • уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29).

    За совершение административных правонарушений применяются следующие административные наказания:

    • предупреждение;
    • административный штраф;
    • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
    • административный арест;
    • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
    • дисквалификация.

    Уголовная ответственность за экологические правонарушения выражается в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.

    Составы экологических преступлений предусмотренных Уголовным кодексом РФ подразделяются на три группы:

    • специальные;
    • смежные;
    • дополнительные.

    Специальные составы экологических преступлений предусмотрены главой 26 Уголовного кодекса РФ «Экологические преступления».

    Специальными эти составы признаются в силу их узкой направленности, то есть объектом посягательства являются отношения по рациональному использованию природных ресурсов и объектов (например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ — ст. 246; порча земли — ст. 254; незаконная охота — ст. 258; загрязнение вод — ст. 250 и т. д.).

    К специальным составам экологических преступлений относится ряд статей содержащихся и в других главах Уголовного кодекса РФ (например, экоцид — ст. 358; нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики — ст. 215 и т. д.).

    К смежным составам экологических преступлений относятся такие составы, которые приобретают экологическую окраску лишь при определенных обстоятельствах, носящих объективный характер: регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236) и т. д.

    Дополнительными составами экологических преступлений следует считать такие составы, которые по своей природе не являясь экологическими, могут при определенных обстоятельствах затрагивать природоохранительные интересы (например, халатность — ст. 293; превышение должностных полномочий — ст. 286; служебный подлог — ст. 292

    и т. д.).

    Уголовный кодекс РФ за совершение экологических преступлений предусматривает следующие виды наказаний:

    • штраф;
    • обязательные работы;
    • исправительные работы;
    • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
    • ограничение свободы;
    • арест;
    • лишение свободы на определенный срок.

    Субъективная сторона экологических преступлений характеризуется косвенным умыслом преступника, когда он осознает нарушение установленных правил, предвидит возможность наступления негативных последствий для окружающей среды и здоровья человека и сознательно допускает их наступление, либо относится к этому безразлично. В ряде составов экологических преступлений вина выражается в форме неосторожности.

    Уголовная ответственность за экологические преступления наступает с шестнадцатилетнего возраста.

    Имущественная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды заключается в наложении на правонарушителя обязанности своим имуществом возместить причиненный окружающей среде и здоровью человека вред.

    Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает обязанность полного возмещения вреда окружающей среде.

    Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

    • Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.
    • Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
    • Общие основания и порядок привлечения к имущественной ответственности устанавливается гражданским законодательством Российской Федерации.
    • Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
    • Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
    • На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
    • Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
    • Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

    Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством (ст. 79).

    Требования об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *