В чем состоит основная задача экологического контроля?

Любое государство, устанавливая правила поведения в каждой из существующих сфер, старается всеми возможными методами обеспечить их соблюдение, в том числе и посредством применения репрессивных мер к нарушителям. Это касается и контроля над экологией.

Каждый человек знает, какая сложная экологическая обстановка в стране. Навести хоть какой-то порядок сможет специальная структура – экологический контроль, который будет следить за нарушителями, наказывать их и контролировать выполнение ими предписаний. Но какие задачи ставит перед структурой правительство?

Экологический контроль: что это за структура?

В чем состоит основная задача экологического контроля?

В решении многих задач, поставленных перед экологическим контролем, принимают активное участие и другие структуры государства, такие как:

  • Органы власти, перед которыми и была поставлена эта прямая функциональная задача.
  • Местные органы самоуправления.
  • Органы управления хозяйствующих субъектов и юридических лиц.
  • Граждане и общественные организации.

Разновидности экологического контроля

Существует несколько видов контроля. За каждым из них закреплены свои полномочия, и поставлены определенные цели.

Государственный экологический контроль разделяют по критериям субъекта контроля, поэтому он может быть общим или специальным. Осуществляется он на уровне государства специально уполномоченными для выполнения такой работы органами и лицами.

Также он представляет одну из важнейших функций экологического управления.

Ему даны все полномочия в случаях, когда нужно применить меры административного принуждения, такие как приостановка деятельности предприятия, лишение прав пользования природой и другие.

В чем состоит основная задача экологического контроля?

  • Ведомственный контроль над экологией осуществляется центральными органами власти по отношению к подчиняющимся им структурам организациям, учреждениям, предприятиям в рамках определенной отрасли.
  • Производственный контроль осуществляется только в рамках определенного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации руководителем или должностными лицами отдельных структур.
  • Общественный экологический контроль основан на многочисленных документах, в которых предусмотрено участие общественности в принятии важных решений.
  • По законодательству государственный контроль в сфере экологии можно осуществлять в разных формах:
  • Проводить общественные слушания.
  • Референдумы.
  • Осуществление общественной экологической экспертизы также входит в рамки экологического контроля.
  • Средства массовой информации могут помочь в проведении такого контроля.
  • Жалобы, иски и заявления в различные инстанции и правоохранительные органы.

Экологический мониторинг

В чем состоит основная задача экологического контроля?

Вся государственная система мониторинга включает службы по отдельным природным объектам и комплексам. Наблюдение определяется отраслевым природным и ресурсным законодательством. Так, лесной мониторинг включает в себя не только наблюдение, но и оценку и прогноз состояния лесного фонда. Министерство сельского хозяйства контролирует применение химических средств при выращивании растений и животных.

Задачи экологического контроля

Перед данной структурой государство ставит определенные задачи, которые необходимо решать:

  • Постоянное наблюдение за работой хозяйствующих субъектов, которые каким-либо образом воздействуют на окружающую среду.
  • Следят за тем, чтобы им были предоставлены все необходимые документы и другие виды информации о деятельности той или иной организации и влиянии ее на экологию.
  • Выявлять все признаки нарушений в законодательстве со стороны предприятий и других структур, имеющих дело с природными ресурсами.
  • Обнаружение причин, которые способствуют совершению правонарушений, касающихся экологии, и принятие всех возможных мер к выявлению и наказанию правонарушителя.
  • Привлечение лиц к ответственности за нарушение природоохранного законодательства.

Принципы работы

Государственный экологический контроль должен осуществляться с особой ответственностью, а каждый его работник обязан следовать принципам, поставленным перед структурой:

  • Независимый контроль над окружающей средой.
  • Презумпция опасности для экологии, планируемая любым из видов деятельности.
  • Обеспечение уменьшения пагубного воздействия различных видов деятельности на экологию в соответствии с документацией и имеющимися законами в области охраны окружающей среды. А вот достигнуть этого можно только тогда, когда применяются современные технологии.

В чем состоит основная задача экологического контроля?

  • Накладывать административную ответственность на лиц и предприятия, которые представляют серьезную угрозу для природы, а также препятствовать реализации проектов, которые в будущем могут привести к разрушению экологических систем, изменению или же полному уничтожению генетического фонда.
  • Ответственность за любое нарушение законов в области охраны природы.
  • Принятие участия организаций и предприятий в решении важных вопросов, касающихся охраны окружающей среды.

Какие задачи поставлены перед государственным экологическим контролем?

Экологический контроль – это не только структура, которая смотрит за работой всех предприятий и организаций на всей территории государства, а также отдельное объединение, которое должно существовать во всех учреждениях. Эта структура должна следить, чтобы определенное предприятие выполняло все поставленные перед ним задачи и предоставляло всю необходимую информацию о работе вышестоящим лицам.

Экологический контроль на предприятии должен следить за выполнением таких задач:

  • Наблюдать за состоянием природной среды и всеми изменениями, происходящими в результате работы предприятия.
  • Регулярно проверять, как выполняются предписания по охране природы, рациональному использованию ресурсов, оздоровлению окружающей среды и соблюдению всех законодательств.

В чем состоит основная задача экологического контроля?

  • Не допускать нарушений и предупреждать все возможные экологические правонарушения.
  • Выявлять условия, которые приводят к нарушению законов в области охраны окружающей среды.
  • Препятствовать причинению вреда экологии.
  • Требовать всю необходимую документацию, которая может помочь найти виновного в нарушениях и наказать его в соответствии с законом.
  • Наказывать нарушителей.

За чем должны следить инспекторы по экологическому контролю?

На каждом предприятии обязательно должна быть основана структура, которая будет проводить осуществление экологического контроля. Это может быть несколько человек или же один – инспектор по контролю над экологией. Этот специалист должен:

  • Осуществлять контроль над охраной отдельных разновидностей ресурсов природы, если нужно, то привлекать специалистов, разбирающихся в этих вопросах, регулярно проводить проверки хозяйственной и других видов деятельности юридических, физических и должностных лиц.

В чем состоит основная задача экологического контроля?

  • Принимать все возможные меры, чтобы пресечь и предотвратить нарушения законов в области охраны природы и не допустить пагубных последствий.
  • Принять меры по установлению виновных и привлечь их к ответственности за нарушения требований экологического комитета.
  • Подробно разъяснить нарушителям их права и обязанности.
  • Предлагать новые методы и способы по оздоровлению и озеленению, повышению качества услуг.
  • Соблюдать все требования законодательства.

Программа экологического контроля на предприятии

На каждом предприятии должен быть организован контроль за экологическим состоянием и должна быть программа, по которой и будет работать инспектор. Благодаря такой службе предприятие может избежать многочисленных штрафов и санкций в области нарушения экологии, в результате чего удастся сохранить деньги.

Экологический контроль на предприятиях должен следить за такими объектами:

  • Системой по очистке отходящих газов.
  • Стационарными или передвижными станциями, которые могут выбрасывать вредные вещества в окружающую среду.
  • Системой очистки воды.
  • Источниками загрязняющих веществ (в их числе канализация, водные объекты и другие).
  • Промышленными помещениями – источниками образования отходов.
  • Складами, где хранятся опасные компоненты.
  • Почвой и водой, которые загрязняются по вине предприятия.
  • Зонами санитарной защиты.

В чем состоит основная задача экологического контроля?

Чтобы отслеживать и контролировать деятельность каждой организации, нужна специальная структура, которая будет следить за всеми пунктами, о которых говорит инструкция экологического контроля для крупных и малых предприятий. Инспектор следит за выбросами предприятия, регулярно отчитывается перед вышестоящими структурами.

Заключение

Без государственного контроля над экологией было бы очень сложно найти виноватого в том или ином происшествии. Надзор на каждом из существующих предприятий позволяет контролировать вредные выбросы в окружающую среду. Производственно-экологический контроль, образец инструкции есть на каждом предприятии, позволит быстро найти выход из любой сложной ситуации и не допустить катастроф.

Понятие и задачи экологического контроля

Экологический контроль — важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды.

Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований.

Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.

Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности — контроль и надзор.

Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства.

Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил*. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.

При этом некоторые государственные органы осуществляют одновременно и контроль, и надзор. Различие между этими видами деятельности уловить трудно. Так, в соответствии с Законом РФ от 26 июня 2008 г.

«Об обеспечении единства измерений» таким органом является Государственная метрологическая служба Госстандарта России.

Государственный метрологический контроль и надзор имеет целью проверку соблюдения метрологических правил и норм, которые распространяются, в частности, и на охрану окружающей среды Федеральный закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.08, №102-ФЗ. Ст.12..

  • Мероприятие по контролю — совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.
  • Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — это комплекс мер, проводимых в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
  • Содержание экологического контроля объединяет такие категории, как качество окружающей природной среды и его нормирование, экологический мониторинг, экологическая экспертиза и др.
Читайте также:  Для чего нужен экологический мониторинг?

Хозяйственная и иная деятельность сопровождается использованием природных ресурсов и объектов. Одна часть последних перерабатывается в конечный продукт, а остальная идет в отходы. Твердые и жидкие складируются на поверхности, зарываются в землю, сливаются в водоемы, а газообразные выбрасываются в атмосферу.

Экологический контроль призван минимизировать ущерб окружающей среде, наносимый скапливающимися отходами хозяйственной и иной деятельности.

Кроме того, экологический контроль осуществляется с целью организации рационального использования природных ресурсов и объектов и эффективного проведения мероприятий по охране окружающей среды.

Главная задача экологического контроля — выявление любых изменений качества окружающей природной среды и поддержание его на установленном уровне. Качество окружающей природной среды измеряется научно обоснованными показателями, установленными в государственных стандартах на различные виды природных ресурсов, природных объектов и комплексов.

  1. Государственные стандарты, конкретизируя содержание требований законодательных норм, включают в себя технические правила и нормативы и в соответствии с закрепленной процедурой их утверждения облекаются в форму нормативно-правовых актов.
  2. В системе показателей качества окружающей природной среды выделяют нормативы, которые определяют:
  3. а) предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, воде и других природных объектах;
  4. б) предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы;

в) предельно допустимые уровни вредных воздействий — вибрации, электромагнитных излучений и т.д.

Перечисленные нормативы призваны бороться с загрязнением природного объекта одним видом загрязнителя. В действительности хозяйственная и иная деятельность одновременно действует на различные по величине и виду природные объекты и комплексы, загрязняя их вредными веществами и оказывая иное негативное воздействие.

  • Содержание экологического контроля сводится к проверке соблюдения хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) требований экологического законодательства, нормы которого призваны обеспечить благоприятную для здоровья и жизни обстановку, экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов.
  • Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций — предупредительную, информационную и карательную.
  • — Предупредительная функция, её роль заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений.
  • — Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов.
  • — Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций по результатам соответствующих проверок.

В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

Основные задачи и виды экологического контроля

Экологический контроль – это проверка экономическими субъектами, гражданами, государственными органами и органами местного самоуправления соблюдения норм экологического законодательства.

Активное воздействие человека на окружающую среду и появление экологических проблем привело к возникновению и развитию экологического права – отрасли, регулирующей поведение человека по отношению к окружающей природной среде. Экологические права человека и гражданина считаются особой разновидностью конституционных прав человека.

Кроме Конституции РФ важные положения содержатся в Федеральных законах об охране окружающей среды, об экологической экспертизе, об отходах производства и потребления. Нормы экологического права отображены в разных кодексах (земельном, водном, лесном).

Экологическая безопасность обеспечивается регулярно проводимым контролем за исполнением экологического законодательства в вопросах охраны окружающей среды государственными органами власти, органами муниципального управления, физическими и юридическими лицами.

Получай знания в онлайн-школе Подберем репетитора, поможем понять сложные учебные предметы Выбрать программу

Виды экологического контроля:

  • государственный;
  • общественный;
  • производственный.

По разным подсчетам экологов человечество может полностью исчезнуть через 100-200 лет из-за своего небрежного отношения к природе. Природа уникальна, другой такой никогда не будет.

Поэтому, лишь объединив усилия государств, отдельных граждан, общественных и коммерческих организаций мы можем сохранить и усовершенствовать мир вокруг нас.

Если человек не может существовать вне природы, то независимо от того, хочет он этого либо нет, он должен соответствовать ее законам.

Объекты охраны окружающей среды:

  • недра, почва;
  • воды (подземные и поверхностные);
  • представители флоры и фауны;
  • атмосферный воздух, озоновый слой и околоземное космическое пространство.

Эти объекты — основа жизнедеятельности людей, поэтому для их сохранения государство осуществляет целенаправленную экологическую политику.

Государственный и общественный экологический контроль

Цели экологической политики государства:

  • обеспечение экологической безопасности;
  • снижение неблагоприятного воздействия на окружающую среду;
  • внедрение в производство экологических технологий;
  • восстановление нарушенных экосистем;
  • формирование экологической культуры граждан.

«Основные задачи и виды экологического контроля» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Консультации эксперта по предмету Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость

Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется правительством РФ и специальными органами федеральной исполнительной власти, основным из которых является министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Полномочия органов федеральной исполнительной власти: осуществляет государственное управление в сфере изучения, использования и охраны природных ресурсов; координирует деятельность других федеральных органов в этой сфере; обеспечивает организацию государственной экологической экспертизы.

Важное значение для охраны окружающей среды и осуществления экологического контроля имеют негосударственные, некоммерческие органы самоуправления граждан, которые неравнодушны к экологическим проблемам страны и мира.

Участники общественного экологического надзора имеют право сообщать в государственные органы о причинении вреда окружающей природе тем или иным физическим лицом, руководствуясь различными нормативно-правовыми актами. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12.07.

2017 № 403 дает право гражданам, после сдачи соответствующих экзаменов, стать общественным инспектором экологического движения, который не только выявляет нарушителей и вредителей природы, но и обучает население грамотным подходам к решению того или иного вопроса по охране окружающей среды.

Благодаря общественному экологическому движению граждане реализуют свое право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду. Каждый житель страны может сообщить о правонарушении в области экологии по телефонам горячей линии, по электронной почте и т. д.

Задачи экологического права

Экологическое право преследует ряд задач:

  • формирование эффективной системы управления при обеспечении экологической безопасности и в области охраны окружающей среды;
  • совершенствование нормативно-правового обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды;
  • снижение и предотвращение негативного воздействия на окружающую среду;
  • обеспечение безопасного и экологического обращения с отходами;
  • восстановление нарушенных экологических естественных систем;
  • сохранение природной среды, экологических естественных систем, объектов флоры и фауны;
  • совершенствование системы мониторинга окружающей среды, прогнозирования ситуаций техногенного и природного характера, изменений климата;
  • информационно-аналитическое и научное обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды;
  • развитие в области экологической безопасности и охраны среды международного сотрудничества.

Особой отраслью экологического права выступает промышленная экология, которая изучает: экономико-экологические и технологические системы; взаимосвязь биологических объектов и промышленного производства со средой обитания; рациональное использование природных ресурсов; взаимосвязь материального производства с основными законами природы.

Приоритетным направлением является создание мало- и безотходных технологических систем. При этом должно учитываться, что малоотходное производство минимально воздействует на окружающую среду, а безотходное — не нарушает нормальное функционирование окружающей среды.

Задачи промышленной экологии:

  • системная и рациональная организация производства;
  • обезвреживание и переработка отходов;
  • геотехнические методы разработки месторождений;
  • создание биоразлагаемой продукции;
  • замена первичных ресурсов вторичными;
  • замена высокотоксичных материалов на нетоксичные.

Мировое научное сообщество пришло к неутешительному выводу, что конфликт человека и природы уже достиг своей критической точки и отныне угрожает существованию всего живого на планете.

Использование ископаемого топлива, масштабная вырубка тайги и тропических лесов, крупное промышленное производство привели к критическому содержанию на планете двуокиси углерода и метана. Результат – потепление климата и масштабное таяние ледников. С начала ХХ столетия температура на планете Земля выросла на 0,74 градуса.

Согласно прогнозам экспертов, величина возможного роста температуры к концу ХХI века может составить больше 6 градусов Цельсия. Поэтому необходимо более тщательно подходить к вопросам использования объектов охраны окружающей среды.

Методы промышленной экологии: инвентаризация всех материальных и энергетических ресурсов; оценка всех возможных путей уменьшения вредного воздействия материальных и энергетических потоков; планирование и проектирование с учетом экологических ограничений и последствий; системный подход к принятию решений.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Лекция 12: Экологический контроль

 В настоящее время для оценки качества окружающей среды часто
употребляют два основных термина: мониторинг и контроль. 

Читайте также:  Корректировка данных инвентаризации выбросов

Механизмы экологического контроля и мониторинга настолько тесно связаны, что даёт основание порой рассматривать экологический мониторинг подвидом, составной частью экологического контроля. Однако это
не так. Экологический контроль и экологический мониторинг являются
самостоятельными направлениями. 

Если экологический контроль можно
определить как контроль за охраной окружающей среды, т.е. контроль за
деятельностью, то экологический мониторинг – контроль за состоянием
окружающей среды. 

Помимо институционального понимания, экологический контроль и
мониторинг рассматриваются как функции экологического управления.

С
помощью указанных функций органы государственной власти и местного
самоуправления получают сведения о состоянии окружающей среды и могут выявить и пресекать нарушения экологического законодательства,
привлекать виновных лиц к юридической ответственности.

Федеральный закон об охране окружающей среды выделяет четыре
вида экологического контроля: государственный, муниципальный, общественный, производственный [21].

  • Государственный экологический контроль осуществляют: 
  • – федеральные органы исполнительной власти Российской
    Федерации; 
  • – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 
  •  – Министерство природных ресурсов Российской Федерации (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования) и его территориальные органы; 
  • – органы санитарно-экологического надзора Российской Федерации
    и органы различных министерств и ведомств.
  • Главными задачами государственного экологического контроля являются:
  • – проверка выполнения программ, планов и мероприятий по охране
    окружающей среды;
  • – выявление нарушений экологических требований при подготовке,
    принятии и реализации решений о развитии хозяйственной и иной деятельности; 
  • – проверка выполнения экологопользователями норм (нормативов и
    правил) экологопользования и качества окружающей среды. 
  • Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды на
    территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными на то органами. 

Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятий, учреждений, организаций в целях
обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности
мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных
законодательством.
Контроль за соблюдением правил экологопользования бывает государственный, ведомственный и общественный. 

Государственный экологический контроль носит надведомственный характер, осуществляется за всеми объектами хозяйственной и иной
деятельности независимо от их организационно-правовой формы и подчинения. 

Ведомственный экологический контроль осуществляется министерствами и ведомствами в рамках своей отрасли. 

Он отличается от государственного контроля, во-первых, более узким кругом задач, определённых
общим положением о министерстве и специальными положениями о министерствах; во-вторых, значительной разнородностью контрольных
функций, поскольку есть министерства и ведомства, деятельность предприятий которых связана с эксплуатацией природных объектов, а есть и
такие, которые в своей деятельности не касаются данной сферы. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. 

В зависимости от стадии контрольной деятельности выделяют предупредительный, текущий, последующий экологический контроль.

Предупредительный экологический контроль заключается в контроле на стадии, предшествующей хозяйственной или иной деятельности. Он
осуществляется путём согласования проектной документации, получения
разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления. 

Текущий экологический контроль проводят в процессе хозяйственной и иной деятельности.
Последующий экологический контроль осуществляется за результатами, итогами хозяйственной и иной деятельности. 

  1. В зависимости от формы экологического контроля выделяют: 
  2. – информационный экологический контроль 
  3. – сбор и анализ экологической информации, необходимой для принятия соответствующих решений в области природопользования и охраны окружающей среды; 
  4. – карательный экологический контроль заключается в принятии мер
    государственного принуждения к юридическим, должностным и физическим лицам, нарушившим экологическое законодательство. 
  5. В зависимости от метода, порядка проведения контрольных мероприятий выделяют:
  6. – инспекционный экологический контроль
  7. – посещение субъектов
    хозяйственной и иной деятельности независимо от организационно-правовой формы собственности, ознакомлении с состоянием охраны окружающей среды, обследовании механизмов, изучении технической и нормативной документации;
  8. – аналитический экологический контроль заключается в анализе полученных данных;

– инструментальный (лабораторный) экологический контроль состоит в отборе проб, проведении анализов, сравнении полученных результатов с нормативными показателями.

Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации в
сфере природопользования и охраны окружающей среды осуществляют
Генеральный прокурор Российской Федерации и подчинённые ему прокуроры.

Специализированные природоохранительные прокуратуры создаются с учётом бассейнового или административного районирования, состояния окружающей среды и природных объектов.

В понятие, виды, цели и задачи экологического контроля в рф

  • Экологический контроль — важнейшая правовая мера обеспе­чения рационального природопользования и охраны окружаю­щей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права.
  • Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъек­тов права окружающей среды к исполнению экологических тре­бований.
  • Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций — предупредительную, информационную и каратель­ную.

Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке исполнения ими правовых экологических требований, самостоя­тельно проявляют активность в исполнении требований законода­тельства и предупреждении нарушений.

Информационная функ­ция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природо­охранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов.

Карательная функция проявляется в применении к на­рушителям правовых экологических требований предусмотрен­ных законодательством санкций.

Виды экологического контроля: государственный, ведом­ственный, производственный, муниципальный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

Задача государственного экологического контроля — провер­ка и обеспечение исполнения правовых требований по рациональ­ному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды всеми государственными органами, предприятиями, орга­низациями и гражданами, которым такие требования адресова­ны.

Сущность ведомственного экологического контроля заклю­чается в основном в обеспечении центральными органами ис­полнительной власти РФ и субъектов Федерации выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Та­кими объектами являются государственные учреждения, орга­низации и предприятия, находящиеся в подчинении вышесто­ящих органов.

Сферой производственного экологического контроля является производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и вы­сокой эффективности обусловлена тем, что предприятия — это ос­новная категория природопользователей.

Главной задачей производственного экологического Контроля является проверка: а) выполнения планов и мероприятий по ра­циональному использованию природных ресурсов и охране окру­жающей среды; б) соблюдения нормативов предельно допусти­мых воздействий на природу, установленных предприятию в) выполнения иных требований законодательства об охране окружающей среды и др.

16. Основы формирования экологической культуры В РФ: цели, задачи, методы.

Связь экологии и культуры исключительно тесная.

Ситуация, характеризующая состояние окружающей среды, убедительно свидетельствует, что никакие позитивные изменения в экологии невозможны без изменений в культуре природопользования, без того чтобы уже сегодняшних подростков научить жить в созвучии с окружающим миром. Необходимо выработать новый взгляд на природу и свое место в ней, научиться новому образу жизни, избавляясь от потребительской психологии и ощущая личную ответственность за благополучие среды обитания.

Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат смысложизненные ценности, которые в свою очередь покоятся на фундаменте абсолютных, вечных или, как сейчас говорят общечеловеческих ценностей. Сделать эти ценности достоянием личности – задача воспитания. Через передачу культуры воспитание участвует в формировании культурного опыта каждого.

В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

Ухудшение экологической ситуации в стране, стремление взрослых и детей, извлечь сиюминутную выгоду, не заботясь об ущербе наносимом природе и обществу, незнание и несоблюдение правовых норм, крайняя заниженность нравственных ценностей, рост жестокости в детской среде и числа молодых людей, ставших жертвами наркоалкогольного и криминального бизнеса, — это и многое другое служит показателем крайне низкой общей и собственно экологической культуры, взаимоотношений с окружающей средой, базирующейся на экологических ценностях – добре, эмпатии, самоограничении, созидании.

Понятие, виды и задачи экологического контроля

Экологический контроль – важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных 
воздействий, функция государственного управления и правовой институт права 
окружающей среды.

Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля, в основном, обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований.

Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.

Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности – контроль и надзор.

Под экологическим 
контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства.

Административный 
надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.

Читайте также:  Каковы основные этапы развития экологического законодательства?

При этом некоторые 
государственные органы осуществляют одновременно и контроль, и надзор. Различие между этими видами деятельности уловить трудно. Так, в соответствии с Законом РФ от 26 июня 2008 г.

«Об 
обеспечении единства измерений» таким органом является Государственная метрологическая служба Госстандарта России.

Государственный метрологический контроль и надзор имеет целью проверку соблюдения метрологических правил и норм, которые распространяются, в частности, и на охрану окружающей среды (ст. 12 Закона).

Экологический контроль как правовая мера выполняет 
ряд функций – предупредительную, информационную и карательную.

Предупредительная функция. Её роль заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений.

Информационная 
функция связана с тем, что 
в процессе контроля соответствующие 
органы и лица собирают разнообразную 
информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов.

Карательная функция 
проявляется в применении к нарушителям 
правовых экологических требований предусмотренных законодательством 
санкций по результатам соответствующих 
проверок.

В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

  • Государственный экологический контроль
  • Законом установлен круг полномочий должностных лиц 
    и органов государственного экологического контроля. К ним относится право:
  • — посещать предприятия, учреждения и организации не зависимо от форм собственности и подчинения, и знакомиться с документами, необходимыми для исполнения служебных обязанностей;
  • — проверять работу 
    очистных сооружений и установок, 
    а так же установленных природоохранных 
    требований и нормативов;
  • — устанавливать 
    нормативы и давать разрешения 
    на сборы и выбросы вредных веществ;
  • — назначать государственную 
    экологическую экспертизу;
  • — требовать устранения 
    выявленных недостатков, привлекать 
    виновных лиц к административной 
    ответственности, направлять материалы 
    о привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан;
  • — принимать решения об 
    ограничении, приостановлении, прекращении 
    функционирования любых предприятий и объектов, а так же видов деятельности, в случае нарушения экологических требований.

Для решения круга задач, установленных действующим законодательством 
в рамках экологического контроля, потребовалось объединение условий 
ряда государственных органов на разных уровнях представительной и исполнительной власти, а так же органов местного самоуправления. В зависимости от места и назначения этих органов в системе государственного управления их функции в части осуществления экологического контроля могут быть либо общей компетенцией, либо специализированного, отраслевого характера.

Общеэкологический контроль относиться к компетенции высших звеньев государственной системы 
управления, которые наряду с другими 
функциями, осуществляют функции государственного управления и контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. На федеральном уровне – это контрольное управление в администрации Президент РФ и Правительство РФ, на региональном уровне – соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ.

Действующим законодательством 
федеральным органом власти предоставлено 
право не только, осуществлять государственный 
контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, но и устанавливать порядок его проведения.

К компетенции субъектов РФ отнесено осуществление государственного экологического контроля. Такие правовые положения предусмотрены Основами Лесного законодательства РФ, Законом РФ « О недрах » и др.

В водном кодексе РФ эти положения более детализированы, хотя основополагающие принципы распределения функций остались без изменения.

Полномочия федеральных органов представительной власти ограничены установлением порядка организаций и проведения государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, а федеральным органом исполнительной власти поручено его осуществление.

Специализированный 
экологический контроль выполняется федеральными министерствами и ведомствами, а так же соответствующими негосударственными структурами субъектов Российской Федерации.

По всем видам природных 
ресурсов в целом организация 
и осуществление государственного контроля возложена Правительством РФ на Госкомэкологии России.

По характеру 
специализации государственные 
контролирующие органы подразделяются на отраслевые и функциональные. Госэпиднадзор является отраслевым контролирующим органом.

К числу функциональных органов государственного экологического контроля относятся МВД России и др.

Специфика отраслевых государственных 
органов заключается в том, что 
в сфере их компетенции относиться один вид природных ресурсов. Роскомзем следит за охраной и рациональным использованием земель, Роскомвод – водных ресурсов, Рослесхоз – лесов и т.д.

В некоторых случаях сферу интересов отдельных ведомств попадает еще один вид природных ресурсов. Так, Роскомрыболовство имеет значение состояние водных объектов, но только с узкоотраслевых позиций воспроизводство и продуктивности рыбных запасов.

Роскомнедра, помимо контроля за рациональным использованием полезных ископаемых, осуществлял контроль за выполнением экологических требований в отношении подземных вод.

Несмотря на имеющиеся 
различия, общим правовым положением для всех государственных органов 
экологического контроля является его 
надведомственный характер, позволяющий 
контролировать в пределах своей юрисдикции деятельность всех предприятий, организаций, учреждений и отдельных граждан.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, в первую очередь составляется протокол об экологическом правонарушении. Следующим шагом является предписание об устранении экологического правонарушения, которое подготавливается на основании ст.

70 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» и является обязательным для исполнения в установленные сроки. Та же статья, а так же ст. 261 Кодекса РФ об административных правонарушениях служит основанием для вынесения постановления о наложении штрафа.

К мерам государственного экологического контроля относиться и 
постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде юридическими лицами и гражданами, а так же предписание об ограничении (приостановлении) или прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности.

Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических 
преступлений, несут уголовную ответственность. Представление о привлечении физических лиц к уголовной ответственности направляются в следственные органы инспекторами по охране природы, охране рыбных ресурсов и др.

Ведомственный и производственный экологический 
контроль

Сущность ведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами.

Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов.

Обратим внимание на то, что ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля.

Различие между ними, – прежде всего, в сфере осуществления: ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, государственный контроль носит надведомственный характер. Другое существенное отличие в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.

Функции по проведению ведомственного контроля предусматриваются, как правило, положениями о центральных государственных 
органах.

Например, в соответствии с 
Положением о Министерстве топлива и энергетики РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 января 1996 г.

, в области обеспечения промышленной и экологической безопасности организаций топливно-энергетического комплекса данное Министерство контролирует выполнение мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в отрасли.

Подчеркнем, что 
ведомственный контроль проводится также министерствами и ведомствами, осуществляющими управление природопользованием 
и охраной окружающей среды, – 
Министерством природных ресурсов РФ, Госкомэкологией России и др. Они контролируют выполнение задач, возлагаемых на структурные подразделения и территориальные органы.

На вопрос о 
том, осуществляется ли ведомственный 
контроль только государственными органами либо он может проводиться также 
негосударственными структурами федерального или территориального уровня, имеющими в своем ведении объекты, являющиеся субъектами права окружающей среды, ответ может быть положительным. Такие структуры также заинтересованы, прежде всего, экономически, в поддержании экологического правопорядка на подведомственных объектах, так как несоблюдение экологических требований будет влиять на экономические результаты их деятельности и прибыль.

  1. Содержание ведомственного контроля определяется рядом факторов:
  2. 1) спецификой 
    отрасли;
  3. 2) экологически 
    значимыми задачами, стоящими перед отраслью в целом и подведомственными объектами;
  4. 3) конкретными 
    правами и обязанностями подразделений 
    и лиц, осуществляющих ведомственный 
    контроль.

Сферой производственного 
экологического контроля служит производственно-хозяйственная 
деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов.

Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей.

Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

Содержание производственного 
контроля зависит, прежде всего, от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.

) и производственных подразделений. Потенциально наиболее полезным может быть контроль, осуществляемый экологическими службами.

Правда, в целях экономии и в силу недооценки важности данного направления экологические службы на предприятиях часто отсутствуют.

  • Главной задачей производственного экологического контроля является проверка:
  • а) выполнения планов и мероприятий по рациональному 
    использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
  • б) соблюдению нормативов предельно допустимых воздействий на природу, установленных предприятию;
  • в) выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др.

Федеральный закон 
«О радиационной безопасности населения» устанавливает более строгие 
требования к проведению производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности. Согласно ст.

11 порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий, выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.

Меры по пресечению выявляемых нарушений правовых экологических 
требований в рамках ведомственного и производственного контроля принимаются уполномоченными должностными лицами. На предприятиях это, как правило, – руководитель.

С учетом высокой 
общественной опасности некорректного 
обращения с радиоактивными веществами названный Федеральный закон 
наделяет должностных лиц, осуществляющих производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, правом приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в области обеспечения радиационной безопасности в соответствующей организации до устранения обнаруженных нарушений.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *