Какие виды экологического контроля существуют в России?

К сожалению, за последние годы слово «экология» из нейтрального превратилось во всем известное понятие.

«К сожалению» же потому, что люди стали обращать внимание на окружающую природу только после того, как она начала давать серьезные «сбои» в виде внезапных засух, ураганов и прочих нехарактерных явлений.

А потому нет ничего удивительного в том, что современные виды экологического контроля постоянно совершенствуются и становятся все более жесткими.

Основные виды

Какие виды экологического контроля существуют в России?

  • Государственный (сюда относится, в частности, муниципальный экологический контроль).
  • Производственная проверка.
  • Общественный.

Определение понятия

Если же говорить о смысле этого понятия, то под «контролем» в этом случае понимается целая система мероприятий, которые направлены на выявление и немедленное пресечение фактов загрязнения окружающей среды. Также экологический контроль предусматривает определенную (вплоть до уголовной) ответственность за несоблюдение ведения той документации, которая оговорена в соответствующих нормативно-правовых актах.

Основные цели контроля

Основные цели контроля, вне зависимости от его вида, заключаются в следующем:

  • Добиться, чтобы организации полностью соблюдали экологическое законодательство, а также предотвратить его невыполнение.
  • Добиться соблюдения основных правил сохранения окружающего нас мира, в том числе посредством использования механизмов судебной и исполнительной власти.
  • Также контроль в этом случае нужен для обеспечения полной экологической безопасности объектов производства.

Какими принципами должен руководствоваться контроль окружающей среды?

Какие виды экологического контроля существуют в России?

Лицо, ведущее экологический контроль, должно требовать неукоснительного соблюдения всех правовых нормативов и законов, принятых в сфере экологического законодательства, от руководства компаний, чья деятельность представляет прямую или косвенную опасность экологическому состоянию региона. В деле экологического контроля обязательно должны участвовать органы государственной власти, включая таковые для каждого субъекта РФ, а также органы местного самоуправления. Помимо этого, допускается привлечение физических и юридических лиц.

Если какая-то хозяйственная или иная деятельность непредсказуема по последствиям для окружающей среды, контролирующие органы имеют право требовать ее прекращения.

Кроме того, эти же инстанции имеют право на лоббирование непринятия тех проектов (в том числе законодательных, на государственном уровне), которые в перспективе могут привести к разрушению естественной среды обитания для растений, животных, самого человека.

Особенно это важно, если есть перспектива полного разрушения старого биоценоза, относящегося к национальному парку, заповеднику, иной охраняемой территории.

Контролирующие органы также несут ответственность (вплоть до уголовной) за соблюдение/несоблюдение законов экологического законодательства.

Субъекты и мероприятия экологического контроля

К субъектам относятся: все органы, на местах представляющие государственную власть от лица Российской Федерации, органы власти каждого субъекта страны, а также местное самоуправление, физические и юридические лица.

Здесь следует помнить, что во многих случаях экологическое регулирование возможно только от лица прямого представителя федеральной власти в регионе.

К примеру, только такие органы могут вынести решение о прекращении работы предприятия, деятельность которого прямо угрожает экологической стабильности местности.

Какие виды экологического контроля существуют в России?

Что же касается смысла всего этого, то он – превентивный. Проще говоря, любое мероприятие экологического мониторинга направлено на недопущение норм законодательства в этой сфере, так как эти нарушения могут повлечь серьезное ухудшение экологической обстановки в районе, вплоть до его полной непригодности для жизни человека на протяжении жизни нескольких поколений.

Расшифровка типов экологического контроля

Наконец, все виды экологического контроля предполагают организацию правомерного и рационального использования всех видов имеющихся в данной местности природных ресурсов (возобновимых и невозобновимых). Они различаются по субъектам, объектам проверки, используемым при этом методам.

Характеристики государственного мониторинга

Это важнейший тип экологического мониторинга (во всех странах, а не только в Российской Федерации).

Его положения и мероприятия распространяются на все органы государственной власти, предприятия, он действует в отношении физических и юридических лиц.

Таким образом, он является как бы надведомственным, за исполнением его положений прямо следит Федеральная служба по экологическому надзору.

Впрочем, государственный контроль все равно может влиять на органы экологического мониторинга, так как правительство может иметь обратное мнение.

В частности, организации природоохранного толка могут не желать открытия нового предприятия, но если оно важно для интересов государства, то мнением экологов вполне могут пренебречь.

Конечно же, это не означает отмены постоянного мониторинга деятельности завода с тем, чтобы окружающей среде во время этого процесса не был нанесен значительный вред.

Кто контролирует инспекторов, ответственных за государственный экологический мониторинг?

Государственный контроль может осуществляться как специально созданными, так и общими органами в правительстве РФ. За расстановку кадров на уровне государства отвечает президент. Именно он назначает на ключевые посты министров и контролеров.

Кроме того, он же имеет право на председательство при заседаниях Правительства, что позволяет президенту принимать значимые решения в сфере экологического законодательства.

На региональном уровне за ведение экологического мониторинга отвечают полномочные представители президента РФ.

Но в этом случае их полномочия (в основном) ограничены проверкой освоения бюджетных сумм, выделенных на цели контроля экологического состояния местности. Природоохранный же мониторинг на уровне государства осуществляется, когда министры заслушивают доклады от своих подчиненных на местах, принимая решения о дальнейших действиях.

Нужно отметить, что за текущее экологическое обследование отвечают следующие органы: организации в сфере природопользования, атомный и технологический надзор, задействована даже Федеральная кадастровая служба. Ее сотрудники обязаны соблюдать нормативы землепользования и препятствовать попыткам отчуждения земель природоохранного и сельскохозяйственного типов в личное пользование.

Какие виды экологического контроля существуют в России?

Характеристики производственного контроля

Как можно понять, производственный контроль – это непосредственный экологический мониторинг обстановки непосредственно на производственном объекте. Как ни странно, но этот тип мониторинга стоит выше муниципального.

На это обстоятельство указывают многие правозащитники, работающие в природоохранной сфере: так как мнение начальства производства значит больше выводов органов местного самоуправления, очень часты ситуации со злоупотреблениями и нарушением экологического законодательства.

Производственный контроль экологической безопасности может осуществляться только уполномоченными лицами самого промышленного объекта. В общем-то, это единичный пример того, как в одном лице сочетаются функции природопользования и мониторинга. За неисполнение своих обязанностей руководитель предприятия может быть привлечен к ответственности, в том числе и уголовной.

Цели производственного контроля

Экологический мониторинг на каком-нибудь заводе имеет две наиболее ярко выраженные цели:

  • Контроль за надлежащим природопользованием, обеспечение безопасного использования ресурсов природных недр, недопущение выбросов и прочих технологических аварий, угрожающих жизни и здоровью людей, проживающих в данной местности.
  • Соблюдение нормативных и законодательных актов в области природоохранной деятельности, действующих на территории Российской Федерации.

Какие виды экологического контроля существуют в России?

  • Выявление и устранение факторов, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду.
  • Изучение влияния на природу готовой продукции, которую выпускают различные объекты экологического контроля (заводы, фабрики, сельскохозяйственные предприятия).
  • Введение инновационных технологий, позволяющих снизить воздействие на внешнюю среду, в производственный процесс.
  • Предупреждение аварийных ситуаций и выбросов токсичных веществ (как и все виды экологического контроля).
  • Проведение пятиминуток и семинаров по теме «Экологическая безопасность» среди персонала.
  • Аналогичное взаимодействие с населением и общественными организациями.
  • Общая работа в области снижения рисков ответственности.

Прочие цели и задачи

Ведомственный экологический контроль имеет также иные задачи, за выполнение которых ответственное лицо несет персональную ответственность:

  • Контроль всех работ, ЧП при которых будет представлять прямую угрозу экологической безопасности местности.
  • Максимальная минимизация всех видов производственных рисков (опять-таки, чреватых сложностями с экологией).
  • Повышение эффективности использования всех видов ресурсов, внедрение технологий, позволяющих значительно снизить количество отходов.
  • Организация инструктажей и прочая деятельность, предотвращающая развитие аварийных ситуаций и прочих ЧП на объекте.
  • Ведение всей положенной экологической документации, своевременное ее заполнение.
  • Быстрое и своевременное предоставление всей экологической информации уполномоченным лицам.
  • Работа с персоналом предприятия, его экологическое воспитание.

Общественный экологический мониторинг и его задачи

Этот вид контроля осуществляется профсоюзами, трудовыми коллективами и обычными общественными организациями, а также неравнодушными гражданами (по собственной инициативе). Сюда же относится экологическая полиция.

Данный вид экологического мониторинга характеризуется тем, что его представители могут требовать посещения и осмотра любого объекта, деятельность которого может представлять опасность для окружающей среды.

Исключение составляют только те случаи, когда эти данные относятся к категории государственных тайн.

Какие виды экологического контроля существуют в России?

Также общественные организации, имеющие в своем составе неравнодушных юристов, зачастую доводили до суда такие дела, которые коррумпированные чиновники на местах хотели бы замять. Именно по этой причине экологическая полиция очень важна даже в масштабах государства.

К сожалению, законодательно прописанных рычагов воздействия у общественных экологических организаций не так уж и много.

А потому, когда им требуется поднять вопрос о каком-то серьезном правонарушении, часто прибегают к практике, когда видного государственного или общественного деятеля «подключают» к работе на правах независимого гражданского консультанта.

Такие организации могут осуществлять свою деятельность как параллельно, так и независимо от государственных контролирующих органов. Использовать они могут те полномочия, которыми их наделило государство на законодательном уровне.

Вот какие виды экологического контроля существуют у нас в стране. Если ответственные лица выполняют свою работу качественно, организации эти могут предотвращать все виды серьезных аварий.

Каково значение экологического мониторинга в последние годы?

За последние 10-12 лет в Российской Федерации все-таки наметилась тенденция к восстановлению реальной производственной сферы. После 20 лет полного упадка многие поняли, что реальная экономика без этого функционировать не может даже теоретически. Для государства это хорошо, но проблема в том, что нормы и правила экологического законодательства соблюдаются далеко не всеми.

Это чревато многими проблемами, самой страшной из которых является угроза экологического бедствия при выбросе ядовитых или радиоактивных веществ. Значение экологического мониторинга как раз-таки заключается в предотвращении подобных эксцессов, а также в соответствующей «обработке» личного состава предприятий и населения.

Какие виды экологического контроля существуют в России?

Виды, формы и методы экологического контроля

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Экологическое право » Виды, формы и методы экологического контроля

Экологический контроль представляет вид государственного управления в сфере экологического права, реализующийся в комплексе мер, направленных на соблюдение общеобязательных норм и правил путем применения норм властного принуждения. Статья раскрывает понятие и виды, а также описывает формы и методы осуществления экологического контроля.

  • Содержание
  • Экологический контроль рассматривается отечественной правовой системой как комплекс правоустанавливающих норм и одновременно как перечень конкретных мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение, выявление и пресечения нарушения законодательства в сфере охраны природной среды.
  • Таким образом, можно выделить следующие аспекты экологического контроля:
  • Функция государственного управления. Государство в лице уполномоченных органов обобщает информацию о состоянии правоотношений в сфере экологического права и охраны окружающей среды, после чего реализует ее в принятии конкретных нормативно-правовых актов, регулирующих эту сферу. Именно государство уполномочено разрабатывать нормы в отношении охраны природных объектов, которые должны соблюдать все субъекты;
  • Реализация законодательных норм на практике. Государство не ограничивается принятием комплекса нормативных актов, оно еще и контролирует их исполнение. В случае нарушения указанных норм по охране окружающей среды государство имеет возможность привлечь виновных лиц к различным видам ответственности.
Читайте также:  Куда можно вывезти строительный мусор самостоятельно?

Вам необходима помощь юриста по экологическому праву?

Виды экологического контроля

Виды экологического контроля нашли свое отражение в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

  • Государственный экологический контроль. Осуществляется уполномоченными государственными органами и обеспечивается мерами властного принуждения в случае нарушения норм по охране природной среды;
  • Общественный экологический контроль. Осуществляется некоммерческими организациями, гражданами и их объединениями. Указанные субъекты по итогам общественного контроля имеют право направить в государственные и муниципальные органы свои предложения по устранению нарушений правил охраны природного мира, которые являются обязательными для рассмотрения.
  • Производственный экологический контроль. Осуществляется организациями и предпринимателями в ходе хозяйственной деятельности путем разработки и утверждения программы производственного экологического контроля в отношении каждого объекта природной среды, получающего негативное воздействие в процессе производства.

Также экологический контроль можно разделить по отдельным видам в зависимости от стадии контроля:

  • Предупредительный экологический контроль. Происходит на стадии подготовки к осуществлению хозяйственной деятельности (согласование, проектирование, получение разрешений на допустимый вред окружающей среде и т.д.). Позволяет предусмотреть профилактические меры для недопущения причинения вреда объектам природного мира, а также предотвратить потенциально опасную экологическую деятельность на стадии согласования.
  • Текущий экологический контроль. Осуществляется в рамках текущей хозяйственной деятельности и состоит в контроле за хозяйствующими субъектами. Такой контроль заключается в запросе документальной информации, выездных проверках и инспекциях.
  • Последующий экологический контроль. Заключается в сборе информации по итогам хозяйственной деятельности, ее обобщении и систематизации с целью дальнейшего регулирования природоохранных мероприятий.

Формы экологического контроля

В экологическом праве выделяют следующие формы экологического контроля:

  • Информационный экологический контроль. Реализовывается путем постоянного мониторинга за ситуацией в сфере охраны окружающей среды и позволяет своевременно отслеживать положительные или негативные изменения как в отношении отдельных объектов природы, так и в экологической ситуации в целом.
  • Карательный (принудительный) экологический контроль. Состоит в применении мер властного принуждения к субъектам, нарушающим нормы экологического права. Привлечение к ответственности осуществляется в пределах установленных санкций.

Методы экологического контроля

По методам проведения экологический контроль подразделяется на следующие виды:

  • Инспекционный экологический контроль. Уполномоченные органы в сфере охраны окружающей среды имеют право проводить инспекции хозяйствующих субъектов на предмет контроля за выполнением норм по охране окружающей среды. В процессе проверки инспекционные органы имеют доступ ко всей разрешительной и технической документации организации;
  • Аналитический экологический контроль заключается в анализе информации, полученной в ходе инспекционного контроля, а также обязательной отчетности хозяйствующих субъектов;
  • Инструментальный экологический контроль производится путем сбора проб и анализов на предмет причинения вреда объектам окружающей среды и дальнейшего их исследования в лабораторных условиях.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Соседи топят душ летом а зимой все отходами ДСП , которые им привозят в большом количестве. Невозможно дышать.

Михаил16.11.2021 02:44

Обращайтесь с жалобой в региональное отделение Роспотребнадзора.

Если нормы санпин нарушены — тоже в копилку.

Понимание, виды, формы и методы экологического контроля (надзора)

Определение 1

Экологический контроль возможно понимать в нескольких вариациях: как систему методов экологического контроля, опцию экологического управления, гарантию, юридический вид экологической деятельности

В роли системы экологический контроль представляет собой совокупностью методов контроля.

Как опция управления деятельностью экологический надзор есть система по сбору, обработке, оценке и передаче информации об управляемых объектах, для принятия оптимальных решений управления в целях определенных заранее.

Если же рассматривать его в ипостаси гарантии, он представляет метод обслуживания функционирования остальных опций экологического управления и часть механизма экономики направленного на решение экологических проблем.

Этот же экологический контроль в роли юридического вида экологической деятельности это систематизированный набор действий по обеспечению соблюдения законов о безопасности экологии, охране природной окружающей среды, урегулировании обращения с природными ресурсами, употреблению предусмотренным законодательством мер государственного принуждения и формированию законодательства, соразмерного происходящим в этой области изменениям.

Замечание 1

Соблюдение экологического законодательства и природоохранных правил субъектами вне зависимости от рода их деятельности, оказывающими неблагоприятное влияние на окружающую среду – основная цель экологического надзора.

Виды экологического контроля (надзора)

Государственный, общественный и производственный три модели экологического контроля которые прописаны в законодательстве.

В Земельном кодексе и Лесном кодексе прописаны также муниципальный лесной контроль и муниципальный земельный контроль. Также существуют и иные классификации экологического контроля (надзора) соразмерные другим основаниям.

Есть предупредительный, текущий и последующий экономический надзор, зависящие от стадии контрольной деятельности.

Предупредительный, текущий и последующий контроль

Надзор предваряющий начало любой деятельности называется предупредительным экологическим надзором.

Осуществление производится посредством согласования документации по проекту, оформления разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, решаются вопросы относительно размещения отходов оставшихся в результате производства или потребления.

Во время какого-либо рода деятельности осуществляют текущий экологический надзор, чаще всего, во время производственного экологического надзора. Также текущий экологический контроль возможен к осуществлению контролирующими органами в течение инспекционного контроля (надзора).

И наконец последующий экологический контроль производится по результатам, итогам любого рода деятельности. Проводится посредством анализа отчетов, статистики, итогов запросов и иных данных которые содержат в себе сведения по охране окружающей среды и использовании природных ресурсов.

Формы и методы экологического контроля (надзора)

Присутствует также информационный экологический надзор. Таковой вид контроля используется через мониторинг экологии и статистическое наблюдение государства состоящее в одной системе.

Карательный же экологический контроль состоит в использовании мер государственного принуждения в отношении лиц нарушивших законы относительно экологии, вне зависимости от того юридические ли они, должностные или физические.

В зависимости от способа, регламента осуществления контрольных действий выделяют инспекционный, аналитический, инструментальный (лабораторный) экологический контроль.

Инспекционный экологический контроль характеризуется посещением элементов деятельности вне зависимости от формы собственности, ознакомлением с качеством охраны природы на контролируемом объекте, проверке оборудования, ознакомлением с документацией касающейся технической и нормативной сторон.

Замечание 2

 Аналитический же экологический контроль состоит в анализе информации полученной, допустим, по итогам инспекционного контроля, отчетов, которые предоставляются субъектами той или иной деятельности.

А в свою очередь Инструментальный (лабораторный) экологический контроль заключается в разборе проб, произведении анализов и сопоставлении итоговых результатов с нормальными показателями, которые предусмотрены в полученных лицом разрешениях на выбросы и сбросы загрязняющих веществ.

Глава II. Виды экологического контроля

  • Государственный экологический контроль
  • Законом установлен круг полномочий должностных лиц и органов государственного экологического контроля. К ним относится право:
  • — посещать предприятия, учреждения и организации не зависимо от форм собственности и подчинения, и знакомиться с документами, необходимыми для исполнения служебных обязанностей;
  • — проверять работу очистных сооружений и установок, а так же установленных природоохранных требований и нормативов;
  • — устанавливать нормативы и давать разрешения на сборы и выбросы вредных веществ;
  • — назначать государственную экологическую экспертизу;
  • — требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан;
  • — принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционирования любых предприятий и объектов, а так же видов деятельности, в случае нарушения экологических требований.

Для решения круга задач, установленных действующим законодательством в рамках экологического контроля, потребовалось объединение условий ряда государственных органов на разных уровнях представительной и исполнительной власти, а так же органов местного самоуправления. В зависимости от места и назначения этих органов в системе государственного управления их функции в части осуществления экологического контроля могут быть либо общей компетенцией, либо специализированного, отраслевого характера.

Общеэкологический контроль

Относится к компетенции высших звеньев государственной системы управления, которые наряду с другими функциями, осуществляют функции государственного управления и контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. На федеральном уровне — это контрольное управление в администрации Президент РФ и Правительство РФ, на региональном уровне — соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ.

Действующим законодательством федеральным органом власти предоставлено право не только, осуществлять государственный контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, но и устанавливать порядок его проведения.

К компетенции субъектов РФ отнесено осуществление государственного экологического контроля. Такие правовые положения предусмотрены Основами Лесного законодательства РФ, Законом РФ «О недрах» и др.

В Водном кодексе РФ эти положения более детализированы, хотя основополагающие принципы распределения функций остались без изменения.

Полномочия федеральных органов представительной власти ограничены установлением порядка организаций и проведения государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, а федеральным органом исполнительной власти поручено его осуществление.

Специализированный экологический контроль

Выполняется федеральными министерствами и ведомствами, а так же соответствующими негосударственными структурами субъектов Российской Федерации.

По всем видам природных ресурсов в целом организация и осуществление государственного контроля возложена Правительством РФ на Госкомэкологии России.

По характеру специализации государственные контролирующие органы подразделяются на отраслевые и функциональные. Госэпиднадзор является отраслевым контролирующим органом.

Читайте также:  Штрафы за нарушение экологического законодательства в 2023 году

К числу функциональных органов государственного экологического контроля относятся МВД России и др.

Специфика отраслевых государственных органов заключается в том, что в сфере их компетенции относиться один вид природных ресурсов. Роскомзем следит за охраной и рациональным использованием земель, Роскомвод — водных ресурсов, Рослесхоз — лесов и т.д.

В некоторых случаях сферу интересов отдельных ведомств попадает еще один вид природных ресурсов. Так, Роскомрыболовство имеет значение состояние водных объектов, но только с узкоотраслевых позиций воспроизводство и продуктивности рыбных запасов.

Роскомнедра, помимо контроля за рациональным использованием полезных ископаемых, осуществлял контроль за выполнением экологических требований в отношении подземных вод.

Несмотря на имеющиеся различия, общим правовым положением для всех государственных органов экологического контроля является его надведомственный характер, позволяющий контролировать в пределах своей юрисдикции деятельность всех предприятий, организаций, учреждений и отдельных граждан.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, в первую очередь составляется протокол об экологическом правонарушении. Следующим шагом, является предписание об устранении экологического правонарушения, которое подготавливается на основании ст.

70 Федерального закона « Об охране окружающей природной среды » и является обязательным для исполнения в установленные сроки. Та же статья, а так же ст. 261 Кодекса РФ об административных правонарушениях служит основанием для вынесения постановления о наложении штрафа.

К мерам государственного экологического контроля относиться и постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде юридическими лицами и гражданами, а так же предписание об ограничении (приостановлении) или прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности.

Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, несут уголовную ответственность. Представление о привлечении физических лиц к уголовной ответственности направляются в следственные органы инспекторами по охране природы, охране рыбных ресурсов и др.

Ведомственный и производственный экологический контроль

Сущность ведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами.

Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов.

Обращу внимание на то, что ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля.

Различие между ними, — прежде всего, в сфере осуществления: ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, государственный контроль носит надведомственный характер. Другое существенное отличие в том, что объекты надведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.

Функции по проведению ведомственного контроля предусматриваются, как правило, положениями о центральных государственных органах.

Например, в соответствии с Положением о Министерстве топлива и энергетики РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 января 1996 г.

, в области обеспечения промышленной и экологической безопасности организаций топливно-энергетического комплекса данное Министерство контролирует выполнение мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в отрасли.

Подчеркну, что ведомственный контроль проводится также министерствами и ведомствами, осуществляющими управление природопользованием и охраной окружающей среды, — Министерством природных ресурсов РФ, Госкомэкологией России и др. Они контролируют выполнение задач, возлагаемых на структурные подразделения и территориальные органы.

На вопрос о том, осуществляется ли ведомственный контроль только государственными органами либо он может проводиться также негосударственными структурами федерального или территориального уровня, имеющими в своем ведении объекты, являющиеся субъектами права окружающей среды, ответ может быть положительным. Такие структуры также заинтересованы, прежде всего, экономически, в поддержании экологического правопорядка на подведомственных объектах, так как несоблюдение экологических требований будет влиять на экономические результаты их деятельности и прибыль.

  1. Содержание ведомственного контроля определяется рядом факторов:
  2. 1) спецификой отрасли;
  3. 2) экологически значимыми задачами, стоящими перед отраслью в целом и подведомственными объектами;
  4. 3) конкретными правами и обязанностями подразделений и лиц, осуществляющих ведомственный контроль.

Сферой производственного экологического контроля служит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов.

Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей.

Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

Содержание производственного контроля зависит, прежде всего, от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.

) и производственных подразделений. Потенциально наиболее полезным может быть контроль, осуществляемый экологическими службами.

Правда, в целях экономии и в силу недооценки важности данного направления экологические службы на предприятиях часто отсутствуют.

  • Главной задачей производственного экологического контроля является проверка:
  • а) выполнения планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
  • б) соблюдению нормативов предельно допустимых воздействий на природу, установленных предприятию;
  • в) выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» устанавливает более строгие требования к проведению производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности. Согласно ст.

11 порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.

Меры по пресечению выявляемых нарушений правовых экологических требований в рамках ведомственного и производственного контроля принимаются уполномоченными должностными лицами. На предприятиях это, как правило, — руководитель.

С учетом высокой общественной опасности некорректного обращения с радиоактивными веществами названный Федеральный закон наделяет должностных лиц, осуществляющих производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, правом приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в области обеспечения радиационной безопасности в соответствующей организации до устранения обнаруженных нарушений.

Эффективность ведомственного и производственного экологического контроля во многом зависит от взаимодействия с органами государственного экологического контроля. Пока такое взаимодействие не развито.

Более того, руководители предприятий и экологические службы считают своей задачей защиту интересов предприятия любым путем, в том числе посредством сокрытия фактов нарушения экологического законодательства, представления государственным органам недостоверных сведений, а порой и прямого попустительства правонарушениям.

Сотрудничество органов государственного, ведомственного и производственного экологического контроля — важный резерв повышения эффективности природоохранной деятельности на разных уровнях. Инициатива такого сотрудничества может исходить от любого субъекта.

Многое в развитии сотрудничества и обеспечении эффективного взаимодействия в данной сфере в силу правового статуса зависит от позиции органов государственного экологического контроля.

Важно при этом реализовать не только административные методы, но и методы убеждения, воспитания.

Общественный экологический контроль

В России имеются так же профессиональные союзы, которые в соответствии с Федеральным законом «об охране окружающей природной среды», наряду с другими общественными объединениями могут осуществлять экологический контроль, в настоящее время в большей степени заинтересованы в укреплении финансового положения предприятий. Но как только экономическая обстановка стабилизируется, общественные объединения и организации активизируют свою работу по контролю за исполнением хозяйствующими субъектами природоохранительного законодательства. Определенная работа в этом направлении проводиться уже в настоящее время Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР), в аппарате ФНПР имеется отдел по проблемам труда экологии, которым подготовлены методические материалы по осуществлению общественного экологического контроля. По инициативе ФНПР создана информационно — инновационная общественная экологическая ассоциация «Партнеры за устойчивое развитие», к числу основных задач которой относиться координация мероприятий по сотрудничеству общественных организаций и объединений между собой, а так же государственными структурами в части реализации проектов и программ, обеспечивающих экологически устойчивое развитие народного хозяйства РФ.

В целях расширения, укрепления и развития правовой базы общественного контроля проводились слушания, например, по обслуживанию общероссийского «Положения об оценке воздействия на окружающую среду», разрабатывается проект «Положения об общественном экологическом контроле», при подготовке которого учитываются предложения и замечания различных общественных организаций и отдельных граждан. Хотя по возможностям получения информации и применения мер воздействия на нарушителей природоохранительного законодательства общественный экологический контроль уступает государственному, но вместе с тем он обладает и серьезным преимуществом — реальной независимостью от государственных структур и ведомственных интересов. И вследствие этого общественный контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.

Производственный экологический контроль(ПЭК) расчет

Производственный экологический контроль представляет собой совокупность мер, цель которых в предотвращении, обнаружении и сокращении числа нарушений в сфере охраны окружающей среды.

Процедура возлагается на экологическую службу (или отдельного работника) бюджетной организации и преследует целью мониторинг исполнения в процессе хозяйственной и другой деятельности планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, соблюдению требований качества.

Контролируются как все компании, которые загрязняют атмосферу, воду или почву, так и природные объекты и зоны хранения отходов (ФЗ № 7 «О защите окружающей среды»).

Стоимость разработки ПЭК — от 20 000 рублей (в зависимости от сложности)

Существуют такие объекты ПЭК, как:

  • системы, предусмотренные для очистки отходящих газов;
  • передвижные и стационарные объекты выброса вредных веществ в окружающую атмосферу;
  • системы для очистки использованных вод;
  • источники загрязняющих веществ, которые выбрасываются в канализационную систему, в водные объекты и т.д.;
  • цеха, участки и иные источники формирования отходов производства;
  • склады и иные места для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
  • почвы, а так же воды, которые были загрязнены по вине предприятия;
  • зоны, попадающие под санитарную защиту.

Пример производственного экологического контроля 2021 года и образец соответствующей программы вы найдете в конце статьи.

Какие виды экологического контроля существуют

В России существуют такие виды проверок, как:

  • производственные;
  • государственные;
  • муниципальные.

Организация производственного экологического контроля зависит, в первую очередь, от специфики предприятия. Экологический контроль проводит директор бюджетной организации, начальники функциональных служб (главный инженер, энергетик, технолог, механик и другие) и структурных отделов. На практике наиболее рациональным может быть контроль, производимый экологическими службами.

Читайте также:  В какие мусорные баки выбрасывать мусор?

Федеральный закон от 09.01.1996 №3 «О радиационной безопасности населения» установил более строгие требования к проверке того, как обеспечивается радиационная безопасность.

Алгоритм проведения этой процедуры определяется для каждой организации с учетом специфики и требований выполняемых ею работ и согласовывается со структурами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, надзор и мониторинг в сфере обеспечения радиационной безопасности (ст. 11 3-ФЗ).

Кем и когда разрабатывается ПЭК

Производственный экологический контроль осуществляется специальной службой, организованной в структуре предприятия. Она возглавляется главным инженером.

Программу ПЭК составляют каждый год, утверждает ее директор.

Пример организации производственного экологического контроля на предприятии, а точнее, соответствующей программы, может содержать следующие блоки:

  • инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в воздух и их источников;
  • инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  • инвентаризация отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • подразделения или должностные лица, отвечающие за осуществление ПЭК;
  • собственные или привлекаемые испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в соответствии с законодательством РФ;
  • периодичность и методы осуществления процедуры, места отбора проб и методики измерений.

Для чего нужен производственный экологический контроль

Производственная деятельность компаний, сооружений для очистки, предприятий перерабатывающего профиля и иных объектов производства тщательно проверяется государственными органами.

Поэтому руководитель любой организации должен осуществлять постоянный мониторинг за изменениями законодательства в этой сфере, своевременно проводить требуемые мероприятия и сдавать отчетность.

Особенно с учетом того, что санкции за неисполнение требований постоянно ужесточаются.

Для того, чтобы органы, проверяющие на предмет соблюдения всех требований в сфере охраны природы, могли беспрепятственно наблюдать за деятельностью, разработан специальный документ производственного экологического контроля на предприятии.

Для руководства предприятия промышленности разработка ПЭК — это способ избежать нарушений требований законодательства в области экологии, а, значит, и штрафов или иных санкций со стороны контролирующих структур, и при этом не потратить лишних денег.

Ответственность за отсутствие производственного экологического контроля

Формирование этого важного документа целиком и полностью возлагается на учредителя организации, но самостоятельная разработка программы ПЭК является сложной процедурой. Неучтенные параметры необходимого производственного обслуживания могут привести не только к штрафным санкциям, но и полностью остановить работу компании.

Компании, не обладающие индивидуальной программой производственного контроля, могут столкнуться со следующими трудностями:

  • все нарушения, связанные с пищевой промышленностью, попадают под действие статьи 14.43 КоАП, штрафы по данной статье достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции;
  • возможна полная приостановка деятельности предприятия на период до 90 дней;
  • невозможность соблюсти регламент СанПиНов на производственном предприятии;
  • без программы невозможно получить заключение от СЭС на вид деятельности и оперативно выполнить ее требования.

Государственный экологический надзор — понятие и виды

Государственный экологический надзор (далее – ГЭН) — это комплекс действий уполномоченных органов, направленных на предупреждение, выявление и пресечение действий различных субъектов, нарушающих требования законодательства (в т. ч. международного, федерального, регионального) в области защиты окружающей среды.

Определение государственного экологического надзора (далее — ГЭН) приведено в ст. 65 закона «Об охране окружающей среды» № 7 (далее — закон «Об ООО»).

Таким образом, предметом ГЭН можно считать соблюдение требований законодательства в сфере защиты окружающей среды (п. 10 Положения о Федеральном государственном экологическом надзоре, утв. постановлением Правительства РФ № 426, далее — положение № 426).

Основной нормативный акт, регулирующий экологический надзор — Положение о федеральном государственном экологическом надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ № 426.

Читать его полный текст вы можете в системе КонсультантПлюс. Заходите в систему с помощью нашей ссылки на пробный доступ (предоставляется бесплатно на 2 дня).

Если вы решили пользоваться материалами КонсультантПлюс постоянно, заказать прайс можно здесь.

К объектам ГЭН относятся объекты, соответствующие определенным критериям, установленным на законодательном уровне, согласно постановлению Правительства РФ № 903.

Так, к названным объектам, в частности, относятся:

  • объекты, использующиеся в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства;
  • объекты, размещающиеся в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;
  • объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта;
  • объекты, оказывающие негативное влияние на окружающую среду и отнесенные к I или II категории в соответствии с установленными законом критериями (см. постановление Правительства РФ № 1029), и др.

Итак, в этом блоке статьи мы рассмотрели определение ГЭН, а также объекты и предмет экологического надзора. Перейдем к рассмотрению таких вопросов, как виды и формы ГЭН, а также перечислим органы, уполномоченные в сфере ГЭН.

Возможно, читателю также будет полезна наша статья «Обзор изменений в законодательстве об экологии».

Виды государственного экологического надзора

Классификацию видов экологического надзора можно произвести на основании различных критериев.

Ниже приведем общую классификацию ГЭН, согласно которой можно выделить следующие виды ГЭН:

 По составу объектов:

  • госнадзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • госземнадзор;
  • госнадзор в области обращения с отходами;
  • госнадзор в области охраны атмосферного воздуха;
  • госнадзор в области использования и охраны водных объектов;
  • ГЭН на континентальном шельфе РФ;
  • ГЭН во внутренних морских водах и территориальном море РФ;
  • ГЭН в исключительной экономической зоне РФ;
  • ГЭН в области охраны озера Байкал;
  • федеральный гослеснадзор;
  • федеральный госнадзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
  • федеральный госконтроль в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
  • федеральный госохотонадзор;
  • госнадзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
  • госнадзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.

По уровню контролирующего органа:

  • федеральный ГЭН — производится компетентными органами исполнительной власти федерального уровня (ст. 5, пп. 4, 6 ст. 65 закона «Об ООС»);
  • региональный ГЭН — производится компетентными органами исполнительной власти уровня субъекта РФ (ст. 6, пп. 4, 7 ст. 65 закона «Об ООС»).

Формы ГЭН

Отталкиваясь от обозначенных в законе функций ГЭН, можно выделить следующие формы экологического надзора (п. 1 ст. 65 закона «Об ООС»):

  • предупреждение нарушений в сфере охраны окружающей среды (далее — ООС);
  • выявление существующих нарушений в сфере ООС;
  • пресечение нарушений в сфере ООС;
  • систематический контроль за соблюдением требований законодательства в сфере ООС;
  • анализ исполнения требований законов в сфере ООС государственными органами, организациями, гражданами и иными субъектами при осуществлении своей деятельности;
  • прогнозирование уровня исполнения требований законодательства в сфере ООС названными субъектами при осуществлении ими своей деятельности.

Порядок осуществления государственного экологического надзора

Одним из основных методов, применяемых компетентными государственными органами при реализации ими деятельности в сфере ГЭН, являются проверки деятельности государственных органов, организаций, индивидуальных предпринимателей, граждан и иных субъектов при осуществлении ими своей деятельности (п. 9 положения № 426).

Такие проверки делятся:

  • на плановые;
  • внеплановые;
  • выездные;
  • документарные.

Инспектор, управомоченный на совершение проверки, может

  • выдать обязательное к исполнению предписание,
  • привлечь к административной ответственности за нарушение природоохранного, земельного законодательства (по ч. 2 ст. 7.2, ст.ст. 7.4, 7.6 — 7.11, 8.5-8.9, 8.12 — 8.14, 8.25-8.37 и некоторым другим статьям главы 8 КоАП РФ). Наказание по данным статьям — преимущественно штраф или административное приостановление деятельности. Отметим, что предупреждение крайне редко используется в статьях главы 8 КоАП РФ о нарушениях природоохранного законодательства.

Понятие, виды и задачи экологического контроля

XVI. Правовые основы экологического контроля

Экологический контроль — важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт экологического права.

Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований.

Весьма часто меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются в процессе экологического контроля или по его результатам.

Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды — экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, то есть обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для процедуры, на основе специальных правовых норм и направленную на решение своих задач.

Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности — контроль и надзор. Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке и обеспечению соблюдения и исполнения требований экологического законодательства.

Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в постоянном и систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью неподчиненных им органов лиц с целью выявления и пресечения нарушений экологического законодательства.

Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.

Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций — предупредительную, информационную и карательную.

Роль предупредительной функции заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке исполнения ими правовых экологических требований, самостоятельно проявляют активность в исполнении требований законодательства и предупреждении нарушений.

Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов.

Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций.

В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, муниципальный, производственный, общественный. Критериями такой классификации служат субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *