Кто имеет право проводить экологический аудит?

Цена экоаудит ─ от 15 000 руб.

В нашу компанию поступает множество запросов с просьбой проверить правильность и комплектность документов по экологии, например, перед проверкой Департамента или получением лицензии. И чаще всего в таких случаях проводится экологический аудит.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г.

№7-ФЗ “Об охране окружающей среды”: экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

К основным целям и задачам экологичекого аудита можно отнести:

  • получение достоверной информации о деятельности предприятия в области природопользования и охраны окружающей среды (экологии)
  • проведение объективной оценки соответствия предприятия требованиям законодательства в области окружающей среды
  • содействие предприятию в самостоятельном регулировании экологической политики, формированию приоритетов по выполнению экологических требований, норм и правил
  • интеграция деятельности в области охраны окружающей среды и экологии с другими сферами деятельности компании

Объектами экологического аудита могут быть:

  • предприятия, компании, учреждения, хозяйственная деятельность которых связаны с экологическим риском для окружающей среды и/или здоровья человека
  • объекты, системы, комплексы общего природопользования и обеспечения очистки сточных промышленных вод промышленности и коммунально-бытового хозяйства, уменьшения отходов, выбросов вредных веществ в атмосферу и сбросов загрязненных стоков в воде
  • экологически опасные действующие объекты, системы, комплексы, в том числе военного и оборонного значения
  • инвестиционные промышленные проекты развития предприятия, деятельность которых связана с экологическим риском, а также аналогичные кредитные программы
  • кредитные договоры, инвестиционные контракты, реализация которых может привести к нарушению эконормативов и/или отрицательному влиянию на окружающую среду
  • объекты приватизации государственных и муниципальных предприятий

Экологический аудит проводит экоаудитор.

Экоаудитор должен владеть методологией экоаудита и уметь применять ее на практике, иметь разносторонние познания в области окружающей среды и природопользования, включая вопросы нормативного (правового) экологического регулирования.

Он должен иметь достаточный уровень подготовки, практического опыта и квалификации по направлению своей экоаудиторской специализации (области деятельности), уметь обнаруживать несоответствия установленным нормам, быть информированным о последних исследованиях, касающихся этих несоответствий.

Профессионализм также требует, чтобы экоаудитор был способен получить любую информацию об экологических проблемах аудируемого объекта, быстро реагировал на неожиданные события и осваивался в незнакомых условиях.

Для выполнения своих функций экоаудитор должен получить свидетельство о прохождении обучения, быть аттестованным в установленном порядке и иметь лицензию на право осуществления деятельности в области экологического аудирования.

Ознакомьтесь с документами экоаудитора проектно-экологической компании “Техоборонэксперт”:

Кто имеет право проводить экологический аудит? Кто имеет право проводить экологический аудит? Кто имеет право проводить экологический аудит?

Этап 1: Предварительная работа.

Данный этап включает в себя планирование аудита, подготовку аудиторской команды, распределение обязанностей внутри рабочей группы. Например, определяется сколько сотрудников обрабатывают документы по воздействию на атмосферный воздух, сколько сотрудников – по отходам.

  • Этап 2: Сбор данных.
  • На этапе сбора данных проводится фактический осмотр объекта аудита, интервьюирование ответственных лиц, сбор необходимых данных.
  • Этап 3: Анализ данных
  • После сбора данных, осуществляется анализ полученной информации, а также анализ проектной документации, отчетности.
  • Этап 4: Аудиторский отчет
  • Рабочая группы подготавливает аудиторское заключение, рекомендации.

Предприятиям хотят «прописать» экологический аудит

Кто имеет право проводить экологический аудит?

В Правительстве собираются разработать законопроект об экологическом аудите. По мнению экспертов, этот документ нужен, чтобы предупреждать техногенные катастрофы, избавить промышленников от штрафов и ликвидировать коррупцию в природоохране. Специалисты единодушно согласились с предложением Минприроды лицензировать аудиторские компании, но разошлись во мнениях, нужно ли делать негосударственные проверки обязательными.

По собственному желанию

Премьер-министр Михаил Мишустин 10 января утвердил план законопроектной деятельности Правительства на 2021 год. Есть там и пункт, по которому к июню Минприроды должно подготовить проект об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности, чтобы в сентябре уже внести документ в Госдуму.

Начиная с 2012 года, Минприроды уже пять раз разрабатывало разные версии такого закона, но ни одна из них не дошла до стадии рассмотрения в парламенте. На сегодня в законодательстве есть только определение экологического аудита.

Процедура предполагает, что аудиторы проводят независимую, комплексную, документированную оценку соблюдения компаниями экологических требований, продиктованных российским законодательством и международными стандартами, и дают рекомендации, как исправить ошибки и улучшить деятельность.

Но кто и как должен это делать, нигде не сказано. 

Кто имеет право проводить экологический аудит?

Правительство планирует разработать 153 законопроекта в 2021 году

На практике этим занимаются саморегулируемые аудиторские организации. Услуги заказывают сами предприятия, чаще всего крупные, работающие на международном рынке, чтобы убедиться, что все нормы соблюдаются, пояснила «Парламентской газете» вице-спикер Госдумы, член Комитета по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева.

Государственные же органы действуют иначе — проводят плановые проверки, например, выбросов предприятия в атмосферу. А прежде чем разрешить построить объект на особо охраняемой природной территории, проводят государственную экологическую экспертизу проекта.

Государство признает независимую оценку

Минприроды предложило сделать экоаудит обязательным, но только в определённых случаях, которые перечислены в последнем варианте законопроекта, опубликованном на портале проектов нормативных актов 20 июля прошлого года.

Так, по ним аудит положен раз в три года в компаниях, которые работают с промышленными отходами, при банкротстве организаций, которые оказывают серьёзное влияние на окружающую среду, таких как нефтедобывающие предприятия или крупные мусорные полигоны, а также после того, как организация ликвидировала нанесённый природе вред. А чтобы стимулировать компании заказывать аудит и по своему желанию, им хотят разрешить использовать полученные аудиторские заключения, чтобы перенести сроки очередной плановой проверки или снизить категорию риска предприятия, от чего зависит, как часто госорганы придут с инспекциями.

При этом проводить экологический аудит смогут только независимые организации и ИП, которые получат лицензии. Сами аудиторы должны будут сдать экзамен и получить квалификационный аттестат. Если окажется, что выданное ими заключение об оценке предприятия было заведомо ложным, наступит административная, а то и уголовная ответственность.

Но Минэкономразвития дало отрицательное заключение на эту инициативу. В том числе ведомство раскритиковало, что на расширение структуры Росприроднадзора закладывают по 113 миллионов рублей в год, хотя новых функций у ведомства не появляется.

Кроме этого, новшество может привести к необоснованным расходам со стороны бизнеса.

Теперь Минприроды должно предложить новую редакцию законопроекта, указав в нём, что органы госвласти должны воспринимать заключения экоаудита как подтверждение соблюдения компанией требований законодательства в области охраны окружающей среды. 

В Госдуме же предлагают найти золотую середину — наконец принять закон, но избежать излишней зарегулированности. «В той самодеятельности, которая сейчас есть в экологическом аудите, конечно, надо поставить точку», — сказала Ольга Тимофеева. В том числе необходимо ввести лицензирование экологической аудиторской деятельности.

«Государство должно проконтролировать, что компания имеет необходимые лаборатории, опыт, сотрудников. Аудит должны выполнять действительно профессионалы», — убеждена парламентарий.

Тогда и у бизнеса появится возможность своевременно приводить свою деятельность в соответствие с природоохранным законодательством, а не ждать, когда грянет гром, произойдёт авария и последуют многомиллионные штрафы.

В то же время многие эксперты считают, что экологический аудит должен оставаться исключительно добровольным и не дублировать уже действующие функции и полномочия госорганов, добавила вице-спикер.

Взяточники ничего не получат

Экологический аудит не заменит государственный экологический надзор, но в то  же время поможет предотвращать техногенные катастрофы, такие, как разлив нефтепродуктов под Норильском в мае прошлого года, считает эксперт общественной экологической организации «ЭКА» Дмитрий Фёдоров.

Грамотная оценка работы предприятия позволяет не только выявлять и предотвращать нарушения, но и обеспечивать снижение негативного воздействия на окружающую среду. Поможет это и снизить потребление материалов, энергоёмкость производства, объём  отходов и повысить их вовлечение в повторный оборот.

  • • Россиянам могут разрешить самостоятельную добычу золота и янтаря • Путин подписал закон о биобезопасности в России • Тимофеева: будем продолжать устранять «узкие» места в мусорной реформе
  • По мнению Фёдорова, в законопроекте важно закрепить конкретные случаи, когда экоаудит должен стать обязательным, а когда добровольным, а также требования к аудиторам и заключениям, которые они выдают.
Читайте также:  Что такое принципы экологического права?

Руководитель Центра общественного мониторинга Общероссийского народного фронта по проблемам экологии Дмитрий Миронов сомневается, что нужно прописывать в законодательстве обязательный экомониторинг.

Он полагает, что если появится рынок лицензированных аудиторских компаний, где будут работать независимые квалифицированные промышленные экологи, эти услуги будут пользоваться популярностью хотя бы потому, что при официальной проверке предприятия смогут сослаться за заключение аудитора. Такой подход поможет и бороться с коррупцией.

«В компании смогут сказать: «Человек, который отвечает своей лицензией, выдал такое заключение, и мы всё исправили». После этого с неё ничего поиметь не получится», — пояснил специалист.

Для государства же плюс в том, что производства на раннем этапе будут исправлять ошибки, устанавливать нужное оборудование, например, фильтры и очистные сооружения, повышать качество работы своих сотрудников, что избавит компанию от штрафов, а окружающую среду — от опасных аварий.

Кто такие экоаудиторы и почему они не останутся без работы | РБК Тренды

Кто имеет право проводить экологический аудит?

Shutterstock

Планета переходит на «зеленую» экономику: страны сокращают вредные выбросы и учатся правильно работать с отходами. Рассказываем о специалистах, которые на местах помогают с этим предприятиям

Экоаудитор — это независимый эксперт, который проверяет промышленные предприятия, территории и здания на экологичность.

В основном такой специалист опирается на отчеты и документы, но он также проводит проверки и экспертизы в поле, если сомневается в цифрах.

В итоге экоаудитор составляет заключение — соответствует ли объект требованиям и нормам — и дает рекомендации по модернизации и более рациональному использованию природных ресурсов.

Если компания хочет открыть новый завод, она пригласит экоаудитора. Он изучит проектную документацию и, опираясь на законодательство, даст оценку — не навредит ли будущее предприятие здоровью людей и окружающей среде. Также специалист объяснит заказчику, что нужно изменить, чтобы снизить ущерб и соответствовать всем стандартам. Например, как правильно хранить отходы.

Чем занимается экоаудитор

Для опасных производств и предприятий, работающих с химикатами, поддерживать определенный уровень экологичности — обязательно. Их регулярно проверяют контролирующие госорганы.

Аудиторов из частных лицензированных компаний обычно привлекают, чтобы узнать о состоянии дел при покупке или аренде заводов или фабрик.

Иногда их зовут, чтобы выяснить, как можно снизить экологические платежи, и привести в порядок экологическую документацию.

Работа экологического аудитора включает несколько последовательных этапов. Первый — планирование. Специалисту нужно определить цели, методы, критерии, область и объем проверки.

Например, заводу может потребоваться снизить количество вредных выбросов.

Экоаудитор выяснит, какие документы предстоит проанализировать, необходимо ли привлекать дополнительных экспертов, что на предприятии нужно проинспектировать.

По итогам планирования составляют программу аудита, в которой прописаны все сроки и конкретные действия. После приступают к проверкам и оценкам, а затем к разработке рекомендаций. В случае с сокращением вредных выбросов экоаудитор может, например, посоветовать переоборудовать очистные сооружения. Все результаты и меры фиксируют в специальном документе — экоаудиторском заключении.

Основные навыки экоаудитора

Такому специалисту нужно быть экспертом по экологии и обладать насмотренностью. Без этого не выйдет ни выявить проблемы, ни предоставить эффективные рекомендации. Но экоаудитору важно развивать и другие навыки:

  • Экологическое мышление, знание стандартов и нормативно-правовой базы, на которые следует опираться при проверках.
  • Аналитическое и критическое мышление, чтобы верно разбираться в документах и интерпретировать данные.
  • Менеджерские навыки и системное мышление для координации процессов и команды при проведении аудита;
  • Коммуникабельность, чтобы понимать заказчиков и объяснять им свои решения.

Тренды и направления профессии

Стремление сократить вредное воздействие на окружающую среду — общемировой тренд.

Согласно Парижскому соглашению 2015 года, 197 стран обязались в течение ближайшего десятилетия принять меры по снижению вредных выбросов.

Цель Соглашения — не допустить глобального потепления больше чем на 2 °C к 2100 году. Оценивать и исправлять ситуацию на местах не получится без квалифицированных экоаудиторов.

Экономист Сергей Гуриев об угрозе изменения климата и отношении к этому мировой общественности

О скором росте востребованности профессии говорят и результаты климатического саммита в Глазго. Там мировые лидеры договорились о внедрении «зеленых» технологий и снижении на 30% выбросов метана к 2030 году. Россия не стала подписываться под всеми положениями, несмотря на то, что страна — один из крупнейших источников выбросов парниковых газов.

Тем не менее и в России у экоаудиторов в ближайшее время будет много работы. Страна наметила стратегию на переход к «зеленой» экономике, и президент Владимир Путинобозначил цели этой трансформации среди самых приоритетных до 2030 года. Об этом говорит и куратор нацпроекта «Экология» вице-премьер Виктория Абрамченко.

Когда появится профессия

Экоаудиторы существуют достаточно давно. Например, Национальная экологическая аудиторская палата функционирует в России уже больше 15 лет. Это профессиональное объединение специалистов и профильных организаций. НЭАП сама проводит проверки и экспертизы и аккредитует фирмы и учебные центры по направлению экоаудита.

Несмотря на наличие серьезного профобъединения, на сайтах по поиску работы для экоаудиторов пока мало открытых вакансий. Этому способствует слабая правовая база и закрытая экологическая политика предприятий. Вероятно, вскоре положение изменится — уже подготовлен проект федерального закона «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности».

Как стать экоаудитором

Чтобы работать экоаудитором, нужно получить высшее образование в области экологии.

Можно отучиться в одном из центров, аккредитованных НАЭП, и сразу после этого стать обладателем удостоверения эколога-аудитора и членом ассоциации.

Дополнительно прокачать навыки и актуализировать знания помогут программы повышения квалификации. Такие есть, например, у Высшей школы экспертизы и права и Национальной промышленно-экологической палаты.

Как проводится экологический аудит компаний, из каких этапов состоит

Экологический аудит предприятия – это комплекс процедур, направленных на защиту окружающего мира с целью проверки и соблюдения всех нормативных актов по действующим экологическим стандартам.

На сегодняшний день современный мир озабочен экологическим состоянием и стремится к тому, чтобы улучшить безопасность. Наибольшую угрозу представляет промышленная деятельность предприятий и субъектов хозяйствования, что и обусловливает определенные требования и необходимость контроля осуществляющейся деятельности.

Экологический аудит организовывается с целью проверять, насколько предприятия и субъекты хозяйствования соблюдают все установленные нормы и правила экологической безопасности, когда речь идет о выбросах вредных и токсичных веществ в атмосферные слои.

Главным нормативным актом регулирования является Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Экологический аудит предприятия является независимой оценкой и чаще всего проводится специализированной компанией, которая проверяет целевое предприятие или субъект хозяйствования. В рамках данного комплекса проверяются все направления работы объекта, насколько он соответствует экологическим стандартам.

Когда анализ завершен, эксперты формируют перечень рекомендаций для устранения выявленных нарушений и отклонений. Право на проведение аудита имеют следующие организации:

  • профессиональные аудиторы, действующие как частные агенты, которые имеют сертификацию своей деятельности;
  • профильные аудиторские компании, созданные для таких мероприятий. 

Компания или частный аудитор без лицензии не имеют права проводить проверку, при этом результаты их оценки не будут действительными.

Экологический аудит бывает двух видов:

  1. обязательный;

  2. добровольный.

Обязательная проверка актуальна для проведения в случаях:

  • банкротства;
  • поручения со стороны государственного органа;
  • при исполнении международных экологических обязательств;
  • приватизации государственного предприятия;
  • экологического страхования;
  • разработки программ инвестирования;
  • кредитования по государственной программе;
  • лицензирования деятельности и использования оборудования, которое опасно для окружающего мира.

Аудит на добровольной основе можно проводить, если:

  • поменялся собственник компании;
  • заключается договор аренды;
  • составляется план на закупку ресурсосберегающей техники;
  • выявлены существенные нарушения норм охраны окружающей среды.

Для чего проводится экологический аудит предприятий

Среди ключевых целей проведения экологического аудита деятельности субъекта хозяйствования следует выделить такие:

  • оценивание работы предприятия, чтобы проверить соответствие всем законодательным нормам и законность их исполнения;
  • анализ негативного влияния, которое имеет место ввиду работы предприятия, формирования отходов и создания потенциальных или явных угроз для экосистемы;
  • выявление и обозначение зон, которые провоцируют загрязнение на предприятии;
  • вычисление объемов и количественных показателей факторов негативного влияния;
  • исследование оборудования, которое используется для минимизации влияния негативных факторов на экосистему, а также анализ и отчет по его работоспособности;
  • оценивание потенциальных и явных угроз для здоровья работников предприятия.
Читайте также:  Какой принцип лежит в основе системы экологического менеджмента?

Проведение экологического аудита на предприятии открывает новые возможности для субъекта хозяйствования, в частности:

  • эффективный стратегический план дальнейшего развития и формирование принципов экологической политики компании;
  • получение прав налоговых льгот, которые актуальны при использовании ресурсосберегающего оборудования;
  • минимизация рисков потенциальных и явных угроз для экологии;
  • эффективная организация проверок с успешным результатом со стороны надзорных органов;
  • выход на иностранный рынок и соответствие международным экологическим стандартам;
  • привлечение инвесторов и новые возможности для развития компании.

Аудит экологического состояния предприятия может быть организован только при условии соблюдения следующих требований:

  • оценку проводит независимая компания, что позволяет получить объективные данные;
  • аудитор или аудиторская компания имеет квалификацию, лицензию и опыт проведения проверки в сфере окружающей среды;
  • целевая компания обязуется предоставить полностью все данные для объективной и эффективной проверки деятельности;
  • аудит должен быть комплексным и проводиться в несколько этапов, при этом предварительно составляется план задач;
  • аудиторы должны оценивать абсолютно все факторы влияния на окружающую среду;
  • за предоставленные результаты анализа несет ответственность аудитор и его компания, а при допущении ошибок на инспекторов накладываются соответствующие санкции.

Данные правила разработаны с целью качественной и эффективной оценки работы предприятия, чтобы предоставить объективную и реальную информацию о его деятельности и наносимом вреде окружающей среде.

Этапы проведения экологического аудита

Аудиторская проверка экологического состояния любого предприятия осуществляется по разработанному плану задач и включает такие этапы:

  • подготовительный – определяются приоритетные задачи для проверки, направляется запрос в аудиторскую компанию для заказа соответствующих услуг. Эксперты изучают профиль заказчика, учитывая географический регион и вид деятельности;
  • рабочий – непосредственно проводится сам аудит, начиная с исследования всех документов и отчетов предприятия, проверки экологической политики, изучения проводимых мероприятий по защите окружающей среде, выполнения технического осмотра рабочего оборудования, проведения вычислений всех параметров;
  • результативный – формирование общей объективной оценки по результатам проведенной проверки. Информация подается в письменном отчете, в котором также указываются все нарушения и рекомендации по их устранению.

Отдельно можно выделить еще один этап – руководство предприятия изучает полученный отчет и рекомендации в нем, чтобы организовать дальнейшие действия по работе. По факту нарушений ответственное лицо должно понести наказание или же приняты меры по устранению факторов и угроз.

Заключение

Компания ЭкоЦентрПроект предлагает свои профессиональные услуги экологического аудита. Вы можете быть уверенные в нашей независимости и объективности, а также качестве проводимой проверке. Обратившись на сайт прямо сейчас, вы получаете полную консультацию, как подготовиться к аудиту и заказать комплексную проверку деятельности вашего предприятия.

Экологический аудит с ЭкоЦентрПроект – это быстро, безопасно и эффективно, чтобы продолжать свою деятельность в рамках закона и соответствии с нормами охраны окружающей среды.

Что такое экологический аудит

Экологический аудит производится в целях получения объективных и полных сведений о работе, которая ведется на предприятии-природопользователе для защиты природы. Необходимость эко-аудита была определена федеральным законом No 7-ФЗ от 2002 года.

Кому нужен экологический аудит

  • собственникам и руководителям предприятий;
  • контролирующим органам;
  • юридическим лицам, общественным организациям и гражданам, которым необходимо получить сведения об обстановке на предприятии в плане экологии.

Потребность в аудите обусловлена большим количеством нормативных актов в экологической области. Законы предъявляют очень большое число требований к природопользователям. Выполнить их все почти нереально.

На крупных предприятиях есть собственные экологи, но и они не всегда справляются с объемом мероприятий и строгими условиями экологического контроля.

Цели экологического аудита

  • собрать точные и достоверные данные о предприятии;
  • проверить соблюдение природопользователем норм и условий законодательства, международных или национальных стандартов;
  • оказать помощь в разработке и последующем внедрении экологической политики и системы экоменеджмента в организации.

В результате на предприятии-природопользователе будет снижен риск нарушений по отношению к окружающей среде, чрезвычайных ситуаций и денежных затрат, которые возникают из-за них.

Аудит является элементом системы контроля. Компания может заказывать его проведение, чтобы пройти разнообразные проверки, экспертизы или получить лицензию на определенную деятельность.

Виды экологического аудита

Аудит бывает обязательным или инициативным. Обязательный проводится по требованию закона и контролирующих органов. Он необходим для получения лицензий, при проведении процедур банкротства, реструктуризации. Внутренний инициирует руководство самого природопользователя.

Аудит бывает внутренним или внешним. Внутренний проводится внутри предприятия и помогает оценить ситуацию, проверить, выполняются ли требования закона и критерии экологического менеджмента.

Внешний проводят сотрудники второй стороны, имеющей интерес в получении данных.

Аудит также может проводить третья сторона – аккредитованная организация, которая выполняет аудиторские проверки на профессиональной основе.

Типы экоаудита:

  • соблюдения стандартов;
  • ответственности за причиняемый среде вред;
  • территории – оценка экологической ситуации на территории, на которой ведет свою деятельность предприятие;
  • для страхования – выявление экологических рисков с целью их уменьшения;
  • для сертификации – определение соответствия предприятия действующим экостандартам;
  • для соглашений о разделе продукции, инвестирования.

Могут выполняться и другие виды аудиторских проверок, которые зависят от деятельности природопользователя.

Принципы проведения аудита

Вся аудиторская проверка сводится к определению того, соответствует ли объект проверки требованиям закона. Организацию проверяют на соблюдение профильного законодательства, связанного с её деятельностью. Например, если объект проверки связан с использованием водных ресурсов, то нужно проверить соответствие его деятельности нормам Водного кодекса.

Аудиторы проверяют соответствие положениям различных законов: Лесного, Земельного, Водного, Градостроительного кодексов, закона об охране воздуха, об отходах, о недрах.

Принципы проведения аудита в сфере экологии утверждены приказом Госкомэкологии России No 181 «Об экологическом аудировании»:

  • объективность проверяющих;
  • независимость оценки;
  • компетентность экспертов;
  • достоверность, точность, полнота данных;
  • планирование аудиторских работ;
  • комплексный подход;
  • ответственность проверяющих.

Кто имеет право проводить экоаудит

Внутренний аудит проводят штатные экологи. Но они не обеспечивают независимость проверки, их возможности ограничены.

Чтобы получить качественное исследование, экологические изыскания с высоким уровнем компетентности, нужно заказать экологический аудит у компании, которая ведет такую деятельность на профессиональной основе и имеет соответствующую аккредитацию.

Этапы экоаудита на предприятии

Этот процесс делится на несколько стадий:

  1. Подготовительная. Определяются цели проверки, выбираются аудиторы, назначается срок аудирования. На текущем этапе проверяющие знакомятся с имеющимися у проверяемого учреждения проектными документами и составляют план аудиторской проверки с графиком проведения. При составлении графика нужно учитывать занятость сотрудников исследуемого объекта, которые будут привлекаться к проверке.
  2. Непосредственно проверка. Экоаудиторы проверяют работу эколога или отдела экологии предприятия, если таковой имеется. Также изучают имеющиеся планы и отчеты об охране окружающей среды. Обязательно проверяют то, насколько документация предприятия соответствует действующим нормативным актам. Осматривают производственные помещения, цеха, санитарную, защитную зону. Исследуют состояние среды, проводят экологические изыскания. В ходе проверочных мероприятий обязательно ведется протокол аудита. На основании этого протокола составляются заключение и отчет по аудиту. Заключение признается основным итоговым документом, оно составляется в соответствии с приказом Госкомэкологии № 181.
  3. Итоговое совещание. На нём представители исследуемого объекта получают Заключение, знакомятся с ним. Аудиторы дают пояснения по выявленным несоответствиям. Участники совещания обсуждают результаты аудита.
  4. Составление отчета. Документ отражает итоги аудита и содержит рекомендации по устранению выявленных несоответствий. Если у проверенной организации появились возражения по каким-то несоответствиям, они также включаются в отчет. Если проверка была инициирована надзорными органами, отчет об итогах аудита может учитываться в судебных процессах. В иных случаях он юридической силы не имеет и вручается заказчику в виде рекомендательного документа.

Содержание Отчета об итогах экологического аудита

В отчете должны быть изложены выводы о следующем:

  • насколько политика компании в сфере охраны природы соответствует действующим нормативным актам и требованиям надзорных органов;
  • точно ли рассчитывается размер выплат за негативное воздействие на окружающую среду и насколько эффективно используются финансы, заложенные на проведение мероприятий по защите среды;
  • как работа исследуемого предприятия влияет на природу, на экологическую обстановку в местности, где оно находится, на здоровье работников;
  • как соотносится рост выпуска продукции с изменением вредных выбросов в среду и увеличением потребления ресурсов;
  • можно ли сравнивать показатели экологической деятельности этого предприятия с работой аналогичных компаний в стране или за рубежом;
  • существует ли угроза аварийных ситуаций, имеются ли планы мероприятий для предотвращения или ликвидации последствий возможных ЧС, достаточно ли для этого ресурсов;
  • насколько квалифицированы, компетентны и обеспечены техническими средствами контроля работники, отвечающие за природоохранную деятельность;
  • насколько руководство осведомлено о загрязнении среды из-за деятельности предприятия;
  • имеются ли программы защиты окружающей среды и снижения затрат ресурсов при производстве продукции, насколько эффективно они выполняются.
Читайте также:  Какой закон является основой экологического законодательства?

Зачем заказывать экологический аудит

Экоаудит позволяет предотвратить финансовые потери из-за загрязнения среды и неразумного использования ресурсов. Также предприятие снижает риски аварийных ситуаций, оптимизирует затраты, улучшает собственный имидж и подтверждает соответствие своей деятельности мировым стандартам.

Экологический аудит: современное правовое регулирование, проблемы реализации

Герасимова, Д. В. Экологический аудит: современное правовое регулирование, проблемы реализации / Д. В. Герасимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/archive/142/39967/ (дата обращения: 02.02.2023).



Статья посвящена проблемам правового обеспечения экологического аудита. Автор анализирует современное положение экологического аудита в России, формулирует предложения, направленные на совершенствование механизма правового обеспечения экологического аудита.

Ключевые слова: аудит, экологический аудит, экологические нормы, охрана окружающей среды

История возникновения экологического аудита уходит своими корнями в 70-е гг. XX столетия в США. Экологический аудит возник как результат осознания «хрупкости» нашей планеты, необходимости ее защиты правовыми средствами. Экологический аудит — это проведение проверок деятельности субъектов хозяйствования в части соблюдения ими норм экологического права.

Экологический аудит получил свое развитие во многих странах. Российская Федерация не стала исключением.

  • Появлению экологического аудита в России предшествовал ряд предпосылок:
  • ‒ переход на путь экологически безопасного экономического развития;
  • ‒ необходимость интеграции Российской Федерации, как в систему мировой экономики, так и в систему международной экологической безопасности.
  • В целом развитие экологического аудита в России можно разделить на четыре этапа:
  • 1) конец 1980 — начало 1990 гг. — данный период характеризуется полным отсутствием правовой базы экологического аудита в Российской Федерации; на практике экологический аудит проводился в единичных случаях;

2) середина 1990-х. гг. — основной чертой этого этапа является создание основы для организационно-правового механизма развития экологического аудита;

3) конец 90х гг. — период разработки и структуризации организационно-правового механизма экологического аудита;

4) начало ХХI в. — этот этап характеризуется законодательным закреплением понятия «экологический аудит», усовершенствованием процедур экологического аудита [1].

  1. Экологический аудит — независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности [2].
  2. Анализ данного определения позволяет сделать ряд выводов принципиального характера:
  3. ‒ правовое регулирование экологического аудита носит комплексный характер, оно обеспечивается нормами не только экологического, но и финансового права;
  4. ‒ цель экологического аудита — проведение природоохранной деятельности в соответствии с требованиями законодательства, оптимизация использования природных ресурсов, предотвращение аварийных сбросов, выбросов и техногенных катастроф;
  5. ‒ главная задача экологического аудита — поиск оптимальных (наилучших) путей сочетания экономического и экологического регулирования хозяйственной деятельности организации;
  6. ‒ предметом экологического аудита выступают положения нормативов, нормативных правовых актов, международных стандартов, направленных на охрану окружающей среды;
  7. ‒ в процессе экологического аудита дается оценка экологической устойчивости аудируемой организации, формулируют конкретные практические рекомендации, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду, рациональное использование природных ресурсов, повышение инвестиционной привлекательности субъекта хозяйствования;
  8. ‒ предложения аудиторов могут быть использованы для принятия обоснованных хозяйственных и административных решений [3].
  9. Стоит отметить, что экологический аудит — это составная часть экоаудиторской деятельности, которая представляет собой независимый, документально оформленный процесс подготовки и выражения мнения о достоверности финансовой отчетности в части отражения информации о природоохранной деятельности и экологической отчетности организации.

Проблема экологии остро стоит во всем мире. Данная сфера является достаточно бюджетно-затратной как в рамках отдельной организации, так и для любого государства в целом.

В тоже время экологический аудит способствует выявлению правонарушений и недочетов в деятельности организации, что, в свою очередь, позволяет сэкономить денежные средства при разрешении той или иной экологической проблемы организации.

Экологический аудит сегодня получил широкое применение в США и в странах Европейского союза. Он применяется для решения проблем ликвидации отходов производства и потребления, обеспечения безопасности производимых продуктов, борьбы с профессиональными болезнями. Более того, в данных странах его стали применять в управлении окружающей средой и снижении рисков финансового рынка [4].

В России правовое регулирование экологического аудита осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», закрепляющим основные принципы охраны окружающей среды.

  • Можно выделить следующие ключевые идеи:
  • ‒ независимость контроля в области охраны окружающей среды;
  • ‒ соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;
  • ‒ ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды [5].

Правовые основы экологического аудита составляют так же национальные и международные стандарты. В настоящее время в России действуют международные стандарты серии ИСО 14000.

Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента.

Международные стандарты предусматривают обязанности организаций соблюдать определенные процедуры, разрабатывать соответствующую документацию, иметь в своем штате ответственных лиц.

Самым известным национальным стандартом является ГОСТ Р ИСО 14015–2007 «Экологический менеджмент. Экологическая оценка участков и организаций».

  1. Данный нормативный акт определяет:
  2. ‒ руководство по проведению экологической оценки участков и организаций в процессе идентификации экологических аспектов и экологических выводов и обеспечивает определение последствий ее проведения для бизнеса;
  3. ‒ роли и обязанности участников оценки (клиентов, экспертов и представителей объектов экологической оценки), этапы процесса оценки (планирование, сбор и подтверждение информации, а также оценку и подтверждение информации).
  4. Данный стандарт не распространяется на проведение других видов экологической оценки, например, первичной экологической проверки [6].

К сожалению, выполнение требований стандартов осуществляется на добровольной основе. Аудиторские заключения российских экологов-аудиторов используются только хозяйствующими субъектами для формирования собственной экологической политики. Возможности использования результатов экологического аудита значительно ограничены.

Работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования экологического аудита должна быть продолжена. В кратчайшие сроки необходимо принять Федеральный закон «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности». Уже имеется проект данного нормативного акта [7].

  • Предлагаем дополнить законопроект нормами, в соответствии с которыми:
  • ‒ обязательный аудит может проводиться не только в случаях, установленных Федеральным законом, но и по инициативе государственного органа;
  • ‒ установить меры реагирования и порядок действий должностных лиц государственного контрольного органа в случае выявления нарушения требований к самоконтролю;
  • ‒ определить квалификационные требования к экоаудиторам.
  • Дальнейшее развитие экологического аудита полностью зависит от воли государства, призванного быть действенным инструментом решения экологических проблем общества [8].
  • Литература:
  1. Ерофеева В. В., Краева В. Н. Краткая история становления экологического аудита в России // Право: современные тенденции: материалы II Международной научной конференции (г. Уфа, апрель 2014 г.). — Уфа: 2014. — С. 102–104.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *